Народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев заявил, что промышленность города будет национализирована.
«Чтобы не было ни у кого никаких иллюзий, хочу сказать, что вся промышленность в городе будет национализирована. Мы не можем оставить промышленный потенциал города в руках нечистых на руку бизнесменов», сказал народный мэр.
Эта, во многом стихийная, антикапиталистическая направленность активистов АнтиМайдана, ставших создателями Донецкой и Луганской народных республик не удивительна. Крупнейшие собственники-олигархи были заказчиками, спонсорами и главными «выгодополучателями» Евромайдана. Именно олигархи-капиталисты, такие как Игорь Коломойский, Дмитрий Фирташ, Сергей Тарута и, в меньшей степени, Ринат Ахметов выделяли финансирование Евромайдану, раскручивали это движение в подконтрольных СМИ. Когда же Евромайдан победил они, ранее косвенно управлявшие страной через администрацию Януковича, получили непосредственную власть в том числе, в качестве губернаторов ключевых областей.
Более того, как выясняется, олигархия не только привела к победе Евромайдан ультралибералов и националистов, но и пыталась не дать развернуться движению сопротивления новой власти – так называемым АнтиМайданам.
Как заявил недавно народный губернатор Донецкой области Павел Губарев, Ринат Ахметов платил ряду активистов АнтиМайдана, чтобы они «сидели тихо», и «слили» протест. «Вся деятельность ахметовцев сводилась к тому, чтобы слить народный гнев, и все это хорошо получилось в Днепропетровске. Олигарх Коломойский это сделал, потому что настроения проукраинские там чуть-чуть сильнее, чем в Донбассе», сказал Губарев в интервью «Российской газете».
Именно олигархи проспонсировали развитие различных неонацистских групп и их объединение под брендом «Правый сектор». Косвенно, финансирование олигархами признал и лидер Правого сектора Дмитрий Ярош, заявив в СМИ: «мы не против, чтобы они (олигархи) финансировали армию». Особое рвение в этом вопросе проявляет миллиардер Игорь Коломойский, публично встречающийся с Ярошем и объявивший «охоту за головами» ополченцев Юго-Востока, предлагая по 10 тысяч долларов за пойманного «диверсанта».
Таким образом, сама логика борьбы толкает активистов Юго-Востока в лагерь противников капитализма. Участвуя в движении АнтиМайдана в Харькове и Одессе я сам видел какой популярностью у пробудившихся масс пользуются антиолигархические лозунги.
Один из лидеров Харьковского АнтиМайдана и лидер социалистического движения «Боротьба» Сергей Киричук также подчеркивает социальную повестку Юго-Восточного движения: «Люди здесь, на Юго-Востоке поднимаются за свои социально-экономические права. Есть очень серьезная антиолигархическая, антикапиталистическая составляющая у этих протестов», говорит Киричук сейчас оказавшийся в вынужденной эмиграции.
Характеризуя финансирование АнтиМайдана Киричук говорит: «Движение на Юго-Востоке по своему техническому и финансовому оснащению и поддержке несопоставимо с Майданом. Виктория Нуланд говорила о том, что США потратили 5 млрд. $ на продвижение демократии в Украине. А на Востоке Украины видно, что у протестного движения нет мощной финансовой поддержки. По крайней мере, в тех городах, где мы активно действовали - в Харькове и в Одессе, я не видел никакого финансирования со стороны России, или администрации Путина. И на политическом ландшафте не видно каких-то людей, которые бы помогали и финансировали это движение».
Могу только подтвердить эти слова Сергея – в Харькове мы с товарищами на собственные деньги выпускали листовки общим тиражом около ста тысяч экземпляров. Были небольшие частные пожертвования. Наклеили десять тысяч плакатов с призывом бойкотировать выборы, назначенные киевской хунтой. У памятника Ленину стояла коробка для пожертвования дружине Защитников Харькова и раненым. В качестве штаба АнтиМайдана использовался небольшой подвальный офис «Боротьбы», а сценой служила старая «Газель». Вот и все «финансирование» АнтиМайдана. Я не исключаю, что какие-то проходимцы собирали на нужды АнтиМайдана большие суммы, но активисты их не видели.
Ту же картину рисует и Губарев в отношении донецкого АнтиМайдана: «В народном ополчении люди разные. Это и шахтеры, и госслужащие, бывшие, рекламщики, мои компаньоны… Но их объединяет то, что они честно служат делу. Они попродавали свое имущество, они взяли и вложили деньги в тот момент, когда у нас были денежные трудности. Они свои личные деньги тратили. На свой "десятидневный бенефис" я тоже деньги вынул из оборота».
Это тоже контраст. Боевики ультраправых с отличным финансированием и экипировкой и народные активисты из рабочих, студентов безработных. Когда наши товарищи из «Боротьбы» изъяли у боевиков Правого Сектора, засевших в Харьковской облгосадминистрации документы, среди них оказались банковские карточки и чеки. Они свидетельствовали, что паренек из села, учащийся в институте физкультуры, располагал суммами в десятки тысяч долларов.
Еще раз подчеркну, что на Евромайдане не было никаких не только антиолигархических, но даже социальных лозунгов. Немногочисленные левые активисты, которые хотели «быть с народом» и по глупости пошли на Евромайдан были побиты и изгнаны с позором доминировавшими там ультраправыми. Сами же неонацисты, как только подсели на олигархическое финансирование, тут же забыли про свой демагогический «антикапитализм».
Этот союз олигархов и нацистов, как будто сошедший со страниц книг по истории делал как бы самим собой разумеющимся совмещение антифашистских и антикапиталистических лозунгов у противников киевской хунты.
«Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов», - так формулировал классическое определение фашизма Георгий Димитров. И то, что происходит сегодня в Украине полностью подходит под это определение. Владелец ПриватБанка Коломойский – живой символ именно такого финансового капитала. Ну а террористическую расправу частных армий Коломойского, наспех сколоченных из ультраправых боевиков, все видели в СМИ.
Поэтому не случайно, что сторонники Майдана сносят памятники В.И.Ленину, а противники – защищают. В этом есть глубокий классовый смысл. И если и искать где-то в Украине ростки социализма – то в движениях Юго-Востока.
Конечно, ни Донецкая и Луганская народные республики не будут социалистическими. Вероятно, что часть крупного и среднего бизнеса сохранит свои позиции. Будут пытаться прихватить «что плохо лежит» и российские корпорации. Но создание народных республик «снизу», опыт антифашистской, антиимпериалистической и антиолигархической борьбы масс несомненно двинут «влево» не только Юго-Восток Украины, но и все постсоветское пространство.
Тем же, кто не видит в событиях на Юго-Востоке прогрессивного и даже революционного содержания адресовал свои слова Ленин:
«Ибо думать, что мыслима социальная революция без восстаний маленьких наций в колониях и в Европе, без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками, без движения несознательных пролетарских и полупролетарских масс…, — думать так значит отрекаться от социальной революции, Должно быть, выстроится в одном месте одно войско и скажет: «мы за социализм», а в другом другое и скажет: «мы за империализм» и это будет социальная революция! …Кто ждет «чистой» социальной революции, тот никогда ее не дождется. Тот революционер на словах, не понимающий действительной революции.
Русская революция 1905 г. была буржуазно-демократической. Она состояла из ряда битв всех недовольных классов, групп, элементов населения. Из них были массы с самыми дикими предрассудками, с самыми неясными и фантастическими целями борьбы, были группки, бравшие японские деньги, были спекулянты и авантюристы и т. д.…
Социалистическая революция в Европе не может быть ничем иным, как взрывом массовой борьбы всех и всяческих угнетенных и недовольных. Части мелкой буржуазии и отсталых рабочих неизбежно будут участвовать в ней — без такого участия не возможна массовая борьба, не возможна никакая революция — и столь же неизбежно будут вносить в движение свои предрассудки, свои реакционные фантазии, свои слабости и ошибки».