От Ikut
К All
Дата 28.04.2014 04:10:51
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Война и мир;

Конгресс интеллигенции в Киеве

http://ruskline.ru/opp/2014/04/26/kongress_intelligencii_v_kieve_priglashenie_psihiatra_bylo_umestnym/

Конгресс интеллигенции в Киеве: приглашение психиатра было уместным

Янина Соколовская,

Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов / 26.04.2014

Конгресс интеллигенции "Украина-Россия: диалог", завершающийся в пятницу в Киеве и переезжающий на субботу в Харьков, показал, что интеллигенты обеих стран умеет вести себя по-майданному. Договариваться они неспособны и на общение с последующим компромиссом не настроены. Поиски точек соприкосновения оказался таким же перспективным, как обнаружение клада Полуботка. Организаторы акции -Михаил Ходорковский и Юрий Луценко - к такому результату были вполне готовы. Их явно интересовал не результат, а процесс как выхлоп постмайданной энергии в российское русло.

Список участников конференции был ярок: Семен Глузман, Анатолий Борсюк, Мыкола Вересень, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Михаил Шац, Татьяна Лазарева...

Предполагалось, что их общение сцементирует интеллигенции двух стран в противодействии войнам - реальным и виртуальным. Были и планы по начертанию "дорожной карты". Их реализация напомнила о том, каковы две главные российские проблемы.

Диалог начался с того, что российские журналисты отказались от общения с украинскими.

- Можно задать вам вопрос?, - бежали за Дмитрием Быковым украинские коллеги с разноцветными микрофончиками.

- Нет, нельзя, - гордо ответствовал Дмитрий, проходя мимо.

- Но мы же коллеги, - удивлялись украинцы, пока Быков здоровался с россиянами.

Михаил Ходорковский ходил по фойе в окружении охранников, четверо из которых вели его "в коробке", оттесняя журналистов и прочих интеллигентов, ради общения с которыми вроде бы собирали конференцию.

В итоге за всех держал ответ галерист Марат Гельман, недавно вновь ставший молодым отцом и с молодецким задором повествовавший, как все у нас еще будет хорошо.

Полдюжины белых кресел на сцене конгресса остались частично незаполненными. Юлия Тимошенко на конференцию не явилась, вместо нее прочитали ее воззвание. Явку обеспечили Ходорковский, Улицкая и Луценко, сказавший, что происходящее -съезд каторжников. Он напомнил, что Ходорковский, Тимошенко и он лично только недавно вышли из тюрьмы.

"Я хочу напомнить, что у вас на Красной площади замечательная брусчатка", - послал Луценко россиянам "месседж мира". Но Ходорковский на него не отреагировал - его трудно представить с "оружием пролетариата", у него происхождение другое.

До происхождения разговор дошел вполне быстро - российские гости припомнили украинским высказывания депутата Олега Тягнибока о "жидах и москалях", блогер Антон Носик произнес спич на тему "Я жид", украинцы в ответ заявили, что только российское телевидение осмеливается снимать фильмы о еврейских корнях украинских кандидатов в президенты...

В итоге к теме украинского и русского языка и культур диалог дошел только на второй день. Собственно, ее можно было и не поднимать. Ничего, кроме деклараций о том, что украинцы умеют читать по-русски, а русские не знают мову и не могут обеспечить переток культур, услышать не удалось.

Не озвучил прорывные тезисы и Ходорковский, от хорошо поставленного выступления которого украинцы ждали большего. Ходорковский ушел в банальность, заявив: "Мы собрались здесь, потому что не согласны с политикой относительно Украины. Я не верю, что народ, который прошел через две революции и выстоял на майдане под пулями, готов смириться с потерей собственной государственности".

Ходорковский говорил обо всем сразу и не о чем конкретно: об объединении православной церкви, коррупции, культуре... Его слушали потому, что он - Ходорковский, иной причины не было.

...После открытия самой массовой и скандальной стала журналистская секция. Общественная и культурная таким спросом не пользовались. У журналистов же возник вопрос: почему украинские политики не отвечают на звонки и вопросы российской прессы. Это парировала депутат Ирина Геращенко, забежавшая на конференцию на полчаса и оставшаяся здесь гораздо дольше. "Потому что наши слова перекручивают, ими манипулируют", - заявила Ирина и получила массовую реакцию российской части зала. Она считает, что врут как раз украинские политики, лишая россиян слова правды.

Так, конференции явно не удалось выполнить свою задачу - противодействовать информационной войне и госпропаганде. Украинцы дали понять, что госпропаганда -это российская тема. Украина пропагандистской машины не имеет, точнее, не умеет ее водить, потому чиста перед народом.

Чем громче разгорался спор, тем правильнее казался выбор организаторов - пригласить на конференцию известного диссидента, главу Ассоциации психиатров Украины Семена Глузмана. Судя по риторике и ее накалу, оценить ее профессионально мог только он.

Два дня конференции оставили смутные чувства. Она напомнила известный актерский прием: когда на сцене нужно создать шум, участники спектакля в разнобой и на повышенных тонах повторяют одну и ту же фразу: "О чем говорить, когда не о чем говорить".

rian.com.ua

От Ikut
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 19.05.2014 01:51:47

Зафиксируем для истории позиции 5 колонны. С.Пархоменко

Зафиксируем для истории позиции некоторых деятелей пятой колонны в России.
С.Пархоменко о трагедии в Одессе

http://www.echo.msk.ru/programs/sut/1316178-echo/#element-text

Эхо Москвы

9 мая 2014 г.

С. ПАРХОМЕНКО: 21 час и 10 минут в Москве, это программа «Суть событий», добрый вечер, я Сергей Пархоменко. Как всегда в это время, обсуждаем с вами события недели и главные, главные из этих дней, которые отделяют одну мою передачу от другой.

(...)

Мы говорили с вами о самом страшном и самом горьком событии этой недели, несомненно, о большом кровопролитии и невероятном акте жестокости в Одессе. Кто виноват? – спрашивают сегодня люди, которые смотрят со всего мира на эти события и поражаются, что именно Одесса, город, который многие десятилетия считался символом гостеприимства, добродушия, юмора, какой-то удивительной человеческой теплоты, оказался в центре этих событий, оказался ареной для вот этой совершенно беспрецедентной жестокости.

Для меня… виноватых я бы разделил на две группы. Мне кажется, вот есть две компании, каждая из которых виновата в том, что произошло. Одна компания – это те, кто развязали на Украине войну. Давайте отдадим себе отчет в том, что Украина сегодня – воюющая страна. Речь не идет о каком-то локальном конфликте, речь не идет о противостоянии одних групп граждан с другими группами граждан. Там происходит война. И война эта организована силами большой группы российских политиков, которые после того, как на Украине случилась революция в феврале нынешнего года, решили развернуть события таким образом, чтобы извлечь из украинской революции некоторый собственный политический доход, чтобы мародерским образом оторвать от несомненно ослабевшей, несомненно дезорганизованной, несомненно растерявшейся, как слабеет, дезорганизуется и теряется в ходе любой революции любая страна, так вот, оторвать от этой страны кусок территории. Крым был оторван, а потом попытались развить успех.

Сегодня уже совершенно очевидно, что развить успех вот с той легкостью, на которую они рассчитывали, не удалось. В какой-то момент показалось, что поскольку украинская власть отказывается стрелять по своим собственным гражданам, вот эта новая украинская власть, которую в России привычно называют хунтой, а на самом деле которая является властью людей, пришедших к управлению страной в результате народной революции, так вот, эти люди, и слабость их заключалась в том, что они отказывались стрелять в своих. Они сдали Крым без боя. Многие сегодня ставят это им в вину, многие требуют их к ответу, многие требуют их ответственности, многие требуют расследования, многие говорят, что таким образом политическая судьба этих людей решена. Возможно, это и так, возможно, что их политическая судьба незавидна и соотечественники им еще припомнят то, что они Крым сдали без боя.

Между тем, они сделали этот выбор, и должен вам сказать, что у меня нет решимости, нет, так сказать, сил и нет права их в этом выборе упрекнуть. Мне кажется, что если они сберегли этим какое-то количество жизней, значит, это был правильный выбор. И я совершенно не готов этих людей судить, не готов этих людей осуждать, не готов этих людей упрекать. Они не смогли стрелять по своим собственным гражданам, они не захотели оказаться в позиции людей, на совести которых сколько-то человеческих жизней.

Так вот, другая страна, Россия, к сожалению, наша с вами страна, решила воспользоваться этим. Ну, я вынужден говорить «Россия решила», хотя мы с вами, знаете ли, тоже Россия, мы с вами этого не решали. Ну, вот какое-то количество людей, которые считают себя способными и считают себя обязанными, считают себя вправе высказываться от имени России и принимать сегодня решения от имени России, российская властная группировка во главе с президентом Путиным, вот они решили от имени России этим воспользоваться. И они организовали войну на Украине.

Сегодня они этого, в общем, не скрывают. Президент Путин признал, что на украинской территории действовали российские военнослужащие. Министр обороны Шойгу много и охотно шутит на эту тему. Вот мы некоторое время тому назад узнали, что российское Министерство обороны даже наладило выпуск всякой сувенирной продукции и каких-то сувенирных маек вот с этими самыми вежливыми человечками. Вице-премьер России Рогозин писал в разных публичных соцсетях о том, что он с удовольствием оставил бы свою службу ради того, чтобы оказаться там в окопе на этой войне. Действующий вице-премьер российского правительства. Ну, он, правда, в окопе этом не оказался, просто струсил, хотя, собственно, ничто ему не мешало развязать галстук, снять пиджак, надеть вместо него какую-нибудь курточку и отправиться вот в окоп, если уж ему это так хотелось. Ну, кишка его оказалась тонка, хватило ее только на Твиттер. Но, тем не менее, он, что называется, свое дело здесь сделал.

Российский истеблишмент развязал войну на Украине. Когда он развязывал войну на Украине, он что думал, что обойдется без жертв? Или этим людям, которые развязывали войну на Украине, казалось, что жертвы будут только среди каких-то там других, среди противника, среди людей, которые нам не дороги и которые нас не интересуют? Ну, я говорю «нам» и «нас», имея в виду, опять-таки, вот этих людей. Им что, казалось, что на войне жертвы бывают только с одной стороны? Да нет, на войне погибают и те, и другие, и именно за это мы войну ненавидим. Всякий нормальный человек считает войну самым страшным несчастьем, которое только может выдаться на время человеческой жизни, которое может достаться человеку в его судьбе. Именно поэтому мы так радуемся Дню Победы. Мы, вот здесь я уже твердо говорю «мы», нормальные, живые, здоровые, психически состоятельные люди.

Так вот, оказывается, есть другие, которым кажется, что война – вещь бесплатная, что войну развязать можно, а платить за нее не придется. Эти люди развязали войну, и так случилось, что одно из сражений этой войны пришлось на город Одессу, на город, который, может быть, меньше всего этого заслуживал. И на город, в который, между прочим, даже с точки зрения вот этих самых внутриукраинских противостояний тех, кто за такую Украину, за сякую Украину, за революцию, против революции, за старую власть, за новую власть… Одесса всегда казалась городом очень умеренным, и всегда было совершенно очевидно, что из всех вот этих самых юго-восточных республик, юго-восточных регионов Украины, Одесса – может быть, одна из самых спокойных, та, в которой, ну, уж определенно ничего такого особенного быть не должно. Тем не менее, война пришла и туда, и ответственность за это лежит на тех, кто войну эту развязал.

К сожалению, мы должны с вами признать, что войну эту развязали российские политики, которые захотели приобрести новых территорий, которым показалось, что это поможет им поднять свои рейтинги, что это поможет им плотнее держаться за власть, что это поможет им создать некоторую систему взаимоотношений с их собственным народом, с населением Российской Федерации, создать тему для разговора в тот момент, когда придется отвечать за гибель сегодняшней России: за российский экономический кризис, за развал российской экономики, за бездарно проведенные все эти годы бесконечного золотого дождя, который проливался на Россию. Однажды за это придется отвечать. И людям, которые сегодня управляют Россией, показалось, что приобретение новых территорий, оторванных от Украины – это прекрасный сюжет и прекрасная тема для объяснения со своим населением, это прекрасный мотив, который можно будет выдвинуть для объяснения того, почему Россия погибает. Вот, собственно, весь смысл и вся логика того, что делает сегодня президент Путин и люди, которые его окружают. Им нужно оправдание, им нужна пропагандистская патриотическая истерия. Не патриотизм, а патриотическая истерия, которая поможем им удержаться у власти в то время, когда за это все придется платить. Я понятно объясняю? Я достаточно четко сейчас выразился?

Так вот, это первая группа людей, на которых лежит кровь погибших в Одессе. Вторая группа, и это тоже нужно совершенно твердо сказать – это люди, которые не предотвратили этого конкретного конфликта там, на одесских улицах, там, вокруг этого злосчастного Дома профсоюзов, который загорелся. Вот для этого нужна полиция, нужны военнослужащие, нужна армия, нужен мэр города, нужен губернатор области. Для того, чтобы в тот момент, когда на улицах города сталкиваются две разъяренных враждебных толпы, одна из которых, между прочим, еще и вооружена и подзуживаема разжигателями войны… мы это хорошо видели на кадрах хроники, мы видели, как с одной стороны агрессивная толпа, несомненно агрессивная толпа этих самых футбольных болельщиков, встретила с другой стороны агрессивную и вооруженную, начавшую стрельбу толпу вот этих самых сепаратистов.

Так вот, есть две толпы. И давайте на время отрешимся даже от того, о чем эти две толпы, к чему эти две толпы, чем они разделены, чем они отличаются друг от друга, почему они набросились друг на друга, почему у одних из них есть оружие, а у других его нет. Или, может быть, есть и у тех, и у других – это все совершенно неважно. Эти две толпы в центре большого города должны были быть разделены, изолированы друг от друга. Это тот день, ради которого существовала полиция и существовала армия в этих местах. В этот момент они должны были сыграть свою роль. В этот момент и они, и мэр города, и губернатор региона должны были появиться между этими толпами и разделить их и не допустить этого кровопролития. Они не смогли или не захотели этого сделать. Конечно, они виноваты в том, что последовало дальше.

Вот есть два этих этажа. Есть некоторый общеполитический сюжет, который стал основой для этих одесских событий, и есть совершенно практический сюжет: когда по городу ходят две разъяренных агрессивных толпы, нельзя допустить их столкновения. Точка. Все. А если вы это допустили, ждите погибших. И дождетесь. И дождались. Вот и все.

Так что, мне кажется, что за множеством разных деталей, которые сегодня предлагают нам огромное количество интерпретаторов и огромное количество, я бы сказал, ложных свидетелей, не следует забывать вот об этих двух важных обстоятельствах. Да, конечно, люди, которые допустили кровопролитие в Одессе, должны быть наказаны и должны понести ответственность. И вот этими вот сладкими сценами, когда там какой-то ОМОН складывает щиты и говорит «Мы не будем стоять», и так далее и так далее, они своей вины не искупят, несомненно. Знаете, это не тот случай, когда какое-то силовое подразделение, типа Беркута, по приказу стоит и защищает правительственное здание, а когда ему приказывают, начинает стрелять в тех, кто нападает на это правительственное здание. Это немножко одна история.

А есть другая история: одна толпа и другая толпа, и их нужно разделять. Здесь не нужно никакого приказа, здесь должен быть рефлекс, здесь должно быть понимание этими людьми их профессиональной роли, их профессионального достоинства. Они за этим пошли в свое время в полицию и в армию, вот ради того, чтобы в таких ситуациях играть важную роль. Они не смогли этого сделать. А другие люди не смогли ими проруководить в этот момент, не смогли сориентироваться, не смогли принять правильных решений, не смогли принять на себя ответственности. И вот что там произошло.

А в остальном давайте дождемся результатов следствия. Я думаю, что в течение ближайших нескольких дней еще существенная часть шелухи будет как-то отсеяна от того информационного потока, который там появился, и станет понятно, откуда взялся огонь, почему огонь был таким избирательным, почему на лестнице горело, а во всех остальных комнатах не горело, и люди почему-то оставались на этой горящей лестнице, не спасаясь в тех частях здания, которые не были затронуты пожаром. И не были ли эти люди убиты или как-то обездвижены заранее? И кем? И почему последствия вот этого пожара выглядят так странно, когда уцелели, там, паркетные полы, какие-то матрасы, какие-то тряпки, бумаги, как ни в чем не бывало рассыпанные тут и там, а среди этого всего валяются обожженные трупы?Как это случилось? И кто это организовал? Я думаю, что расследовать это можно. И я думаю, что украинские власти сегодня очень заинтересованы в том, чтобы это расследовать. Кто бы ни оказался в итоге виновным в этом. Этих людей можно наказать, и от этого позора можно и нужно избавиться. Я думаю, что никто не будет их прикрывать.

От Ikut
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 17.05.2014 13:27:37

По крымскому счету. Этот тест удалось пройти не всем

http://revolucii-net.livejournal.com/40808.html


По крымскому счету

14 апр, 2014 в 11:30

Крымско-украинская кампания дала еще один очень важный результат, который мы, думаю, еще прочувствуем позже. Ведь именно в этой уникальной ситуации, которая пока далека от своей развязки, мы как на ладони увидели каждого из тех, кто еще вчера был просто музыкантом, просто политиком, просто журналистом. Кем-то, к кому прислушивались. Еще вчера они могли говорить, что они просто против коррупции, просто за честные выборы, просто против третьего срока, просто за развитие добрых отношений с Европой. Но непременно горой за Россию - "разве может быть иначе?!". И с пафосом назидали: патриотизм - это когда указываешь Родине на ее ошибки.

А вот сегодня "просто музыкантов" и "просто блогеров" не осталось. "Детектор Крыма" смогли пройти не все. И у них, похоже, уже нет иного выхода, как до упора делать ставку на поражение собственной страны, потому что в победившей России для них места уже не будет. Без всякого закручивания гаек и запретов.

Нам сегодня предстоит решать собственные проблемы, причем уже в принципиально новой - окры(м)ленной России. И, конечно же, у нас - даже у тех, кто сегодня едины по Крыму и Украине - будут разногласия на счет того, как нам жить дальше. Но теперь мы знаем про каждого, кто выступит про коррупцию или выборы - он был в ТЕ дни с нами, со своей страной, а не с чужими националистами, военными альянсами и липовыми демократами. Я с ним не согласен -но я знаю, что он - за страну, хотя и иначе видит ее будущее. Некоторые, даже будучи жертвами и противниками Кремля, ни секунды не колебались в ситуации нравственного выбора - а он именно нравственный, и не геополитический даже.

Украина - это сегодня передовая. Где наш многовековой оппонент опять не захотел пойти ни на малейшие уступки русским и России. Дав тем самым понять - дело не в Украине, не в ценностях, не в Януковиче или коррупции. Дело - в русских. Европа бьется за свое монопольное право решать, кому на каком языке говорить, кому иметь федерацию, кого бомбить, какие страны разделять, какие самоопределяющиеся части государств признавать. Единственная помеха - это мы. И пока мы есть, сохраняется надежда на совсем другую реальность и у многих в самой Европе.

Сегодня же именно Европа руками своего передового отряда воюет с русскими в Донецке, Харькове, Луганске. Сегодня те, кто мочил кассетными бомбами и обедненным ураном Белград, устроили немыслимую травлю нашей страны по всем фронтам только за то, что мы не отдали НАТО Севастополь, который они уже видели своим. Ведь они спокойно могли взять себе лояльную половину Украины и делать из нее конфетку назло второй половине. Почему не стали? Да именно потому, что хотелось показательно ломать и нагибать русских. Сделать их "негражданами", заставить отказаться от своего языка и культуры, от Родины.

На Украине опять столкнулись западноевропейская и русская цивилизации, и наша задача сегодня - не победить их любой ценой, не переманить к себе кого-то из них, не догнать и перегнать. Это не обязательно. Главное - просто сохраниться как Россия. Потому что она сама по себе для них вызов, альтернатива. Их пирамида МММ эксплуатирует желание очередного купившегося на фантики не быть крайним -каждый новый влезший в нее заинтересован в ее расширении, каждая Румыния не хочет быть единственной одураченной, "приведи 5 друзей - получи приз" и т.п. И пока есть Россия, проект всегда будет под угрозой.

Они считают, что теперь России предстоит долго возвращать себе доверие Европы. А они, мол, еще посмотрят. На самом деле, прежняя односторонняя конструкция Европы рухнула на майдане, чего они еще не осознали. Все эти ПАСЕ и "Восточные партнерства", как и прочие фиговые листки "холодного мира", почили в истории вместе с Сашко Бiлым. России там делать нечего, а обманывать ее "продвижением демократии" больше не получится (ну кроме тех у нас, кто по привычке сам обманываться рад). Либо будет принципиально новая конфигурация Европы, либо мира здесь не будет никогда. Возможно, нам придется напрячься. Но, есть ощущение, что и третье пришествие к нам Европы будет для нее иметь тот же финал. Потому что в минуту испытаний вдруг каждому становится ясно, что ценности, за которые можно умереть - это не партии, не однополые браки и не стриженые газоны.

Ценности, о которых русские не болтали на майданах и в рекламных брошюрках, но, оказывается, хранили в душе - это Родина, родная земля, родная речь, Победа, за которую отдавали жизнь деды.

И которую опять надо защищать.

Множество перепостов в интернете с содержательными обсуждениями, в том числе
http://sandra-nova.livejournal.com/831194.html



От Мак
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 28.04.2014 19:18:18

Пока мы можем говорить - Яна Дубинянская о конгрессе «Украина — Россия: диалог»

http://www.gazeta.ru/comments/2014/04/25_a_6006121.shtml


«Пока мы можем говорить»

Яна Дубинянская о том, что Украина и Россия все дальше расходятся в самой возможности взаимопонимания

26.04.2014, 19:05 | Яна Дубинянская


«За последний месяц самый задаваемый мне вопрос был: а зачем проводить нашу конференцию?» — так начал свою речь на открытии конгресса «Украина — Россия: диалог» один из организаторов, президент фонда «Открытая Россия» Михаил Ходорковский. Ответ на этот вопрос попыталась найти и участник конференции с украинской стороны, писатель Яна Дубинянская. От того, сможем ли мы понять аргументы другой стороны, зависит наше общее будущее.

Зачем это нужно? — пожалуй, единственный вопрос, которым встретили анонс мероприятия и в украинской культурной среде. Откровенно говоря, и это необходимо обозначить с самого начала, в Киеве не ждали от этого конгресса ничего хорошего.

Вот краткий спектр аргументов тех, кто решил априори: нет, это не нужно.

Первое: они приедут учить нас жить. Россияне с их неискоренимым комплексом старшего брата и в лучшем случае латентным, а часто и открытым имперским мышлением, которое не зависит ни от образования, ни от широты взглядов. Мы давно знаем, что любой российский либерал ломается на украинском вопросе. Они имманентно такие, так о чем нам с ними говорить?

Второе: понятно, что приедут те, кто против правящего режима, те самые национал-предатели, пятая колонна. Но их существование вписано в систему, это карманная и безопасная оппозиция, они нужны там такие для имитации какого-никакого плюрализма мнений и свободы слова. Они ничего не решают и не могут изменить в своей стране, о чем нам с ними говорить?


Третье: у нас война. Решается судьба страны, и происходит это вовсе не в Киеве. Так какой же смысл вообще в пустопорожней говорильне, в формальной имитации — а иначе ведь не будет! — какого-то интеллектуального переговорного процесса?

Предубеждения были, и, сидя в зале рядом с украинской писательницей Ларисой Денисенко, мы очень чутко вслушиваемся во все, что говорится со сцены: сфальшивят? Впадут ли в официоз, во фрондерство, в пустословие?

К Михаилу Ходорковскому у нас в стране относятся спокойно, без того спектра полярных эмоций, которые он вызывает в России, и это дает возможность объективной оценки.

Нет, не сфальшивил. От Украины выступает как соорганизатор от общественной инициативы «Третья Украинская республика» Юрий Луценко, шутит про «каторжную тему»: действительно, его с Ходорковским объединяет именно этот этап биографии. Думаю, в России мало кто знает, что, сидя в тюрьме, Луценко регулярно отчитывался в оппозиционных СМИ… о прочитанных книгах. Привычка к массированному чтению, столь редкая для политика, дает о себе знать. Не сфальшивил.

Людмила Улицкая, представляющая российский «Пен-клуб» и сама являясь безусловным моральным авторитетом, надеюсь, для обеих стран, безусловно мудра и точна в каждом слове. Правда, замечает Лариса, рядом с ней очень не хватает соизмеримого морального авторитета украинской культуры (они есть, мы называли между собой имена). Не пришли. Не захотели говорить?

Улыбаясь и кивая через зал «нашим», отмечаем, что в зале не так уж много знакомых лиц с российской стороны. Бросаются в глаза медийные Борис Немцов, Дмитрий Быков, Юлия Латынина, но вообще культурно-интеллектуальные сферы наших стран за два с лишним десятилетия серьезно разошлись. Мы почти не знаем друг друга в лицо и на самом деле очень редко вообще пробуем говорить.

В первый день конгресса я убегала по неотложным делам после открытия в четком ощущении: все будет хорошо. Потом поинтересовалась вечером впечатлениями интернет-публики, в основном российской… и была впечатлена.

«Видала я такие холмы, по сравнению с которыми этот — равнина», — говорила Белая Королева Алисе в Зазеркалье. Предубеждение и недоверие украинской стороны не шло ни в какое сравнение с тем, что писали о конгрессе российские блогеры. Среди эпитетов, которыми награждали участников, ярлыки предателей и бандеровцев были еще самыми мягкими, а киевский спорткомплекс «Олимпийский» называли «ворота в Адъ».

Интернет-общественность наперебой желала самолету российской делегации крушения, исчезновения в атмосфере либо приземления в местах не столь отдаленных, наиболее активные граждане требовали списков. Впрочем, эта зазеркальная публика неизбежно проявится и тут в комментариях, увидите сами. С ними уж точно невозможно и не о чем говорить.


Но удивили и российские журналисты. Оказывается, я все пропустила: на секции, посвященной цензуре в СМИ, вспыхнула локальная стычка между украинскими и российскими коллегами (а чего вы хотите от людей, уже который месяц живущих, по сути, в окопах информационной войны?), и россияне радостно ухватились за скандал, делая далеко идущие выводы: а вот не получилось! Взаимопонимание невозможно, слишком глубоки взаимные обиды, остры конфликты, никто не в состоянии выдержать уровень дискуссии, да и желания такого, похоже, нет. Не стоило и пытаться говорить!

А присутствовавший в то же самое время на параллельной переводческой секции украинский филолог, умнейший и очень придирчивый Михаил Назаренко, кстати, получивший в этом году главную российскую премию для переводчиков имени Норы Галь, написал в блоге: «Было все очень прилично (даже сказал бы, на удивление прилично). Нормальные люди обсуждают нормальные вопросы».

Случилось взаимопонимание и на секции, посвященной коррупции в науке, о чем отчитался убежденный российский борец с данным явлением Сергей Пархоменко. А еще на конгрессе проговаривали проблемы экологии и истории, прав человека и общественных стереотипов, евроинтеграции и федерализма, церкви и люстрации, экономических аспектов аннексии Крыма и стратегий Кремля в отношении Украины, свободы творчества и ответственности интеллектуальной элиты за формирование общественных стереотипов… Безусловно, все это следовало проговорить.

Перемещаясь с секции на секцию на следующий день конгресса, сверяю собственные ощущения с впечатлениями украинских коллег и знакомых. Замечательная поэтесса из Львова Марианна Кияновская, впервые слышу ее говорящей по-русски, и очень важные вещи; а ведь ее многие в родном городе отговаривали ехать сюда.

Еще одна львовянка Александра Коваль, организатор Форума издателей, крупнейшей украинской книжной ярмарки: как специалист не в восторге от организационной части, но довольна стилистикой происходящего диалога.

Критик Юрий Володарский, завсегдатай литературных мероприятий: накануне он помог Людмиле Улицкой отыскать в Киеве дома ее бабушки и дедушки, чем безусловно горд, и вообще ему нравится собравшаяся здесь компания.

Писатель Алексей Никитин, только что вернувшийся из Москвы, где ему вручали Русскую премию, рассказывает, что и там, как и здесь, собрались в основном умные и адекватные люди… И все соглашаются в одном: да, нам с россиянами необходимо говорить.

В залах конгресса звучат самые разные мнения, и это естественно. Но важно другое: люди тут и правда слушают друг друга. Обсуждения судеб России и Украины продолжаются и кулуарно, это ведь на самом деле, отнюдь не для протокола, сейчас волнует всех.

Наиболее масштабная секция на тему, возможно ли мирное сосуществование демократической Украины и тоталитарной России, едва не превращается в пресс-конференцию Бориса Немцова, а знаете почему? Потому что накануне он побывал в студии Савика Шустера (это у нас наиболее популярное политическое телешоу), где занялся именно тем, чего мы опасались, — снисходительной выдачей рецептов спасения Украине, и то весьма спорных. Очень многим хотелось высказать Немцову в лицо, где и почему он не прав; но под железной рукой модератора, журналиста и шоумена Мыколы Вересня дискуссия все-таки принимает более масштабный и глобальный характер.

Многие из россиян считают своим долгом извиниться перед украинцами за агрессию своего государства. Некоторые говорят о том, что украинская политическая нация сейчас определенно на более прогрессивной стадии, чем российская.

И во многих выступлениях звучит мысль о том, как наши страны все дальше и катастрофичнее расходятся в самой возможности взаимопонимания. Не только в дипломатических верхах — на горизонтальном уровне, среди бывших друзей, даже внутри семей, живущих по разные стороны границы, а теперь уже зияющей трещины, превращающейся в бездну.

Это действительно так, и это страшно. Война, я об этом уже писала, не способствует взаимопониманию. Слова начинают обретать противоположное значение, а значит, посредством них уже не договориться. О чем говорить с теми, кто с подачи пропаганды называет сугубо мирных и штатских чиновников из временного правительства Украины хунтой, военных, пытающихся спасти свою страну от в разы превосходящего ее по силам противника, — карателями, а вооруженных до зубов террористов собственных спецслужб, наоборот, восставшими мирными жителями?

Разный понятийный аппарат исключает саму возможность дискуссии. А там, где категорически нельзя говорить, остается только стрелять.

С теми российскими интеллектуалами, которые приехали в эти дни в Киев, мы можем во многом не соглашаться, но по крайней мере говорим на одном языке, в одном понятийном поле, называем вещи одними и теми же именами. И поэтому пока мы можем говорить.

Заголовок этой статьи я позаимствовала из романа киевской писательницы Марины Козловой, одной из самых сильных, кто пишет сейчас в Украине на русском языке. Это роман о том, что именно язык, слова, речь управляют глобальными процессами в мире. И договориться можно даже со смертью.

«В критические моменты истории ответственность интеллектуалов и деятелей культуры ощущается особенно остро. Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы положить конец российско-украинскому противостоянию» — это уже из резолюции конгресса. Разумеется, сразу же встает вопрос: а много ли от нас зависит?

Ходорковский на вопрос, вынесенный в начало этой статьи, отвечал древним рыцарским девизом: «Делай что должно, и будь что будет».

Это универсальный ответ.

Автор — писатель, журналист. Автор романов «Пансионат», «Глобальное потепление», «Н2О», «Сад камней» и др. Лауреат Русской премии и премии Бориса Стругацкого «Бронзовая улитка». С романом «Пансионат» Яна Дубинянская вошла в лонг-лист номинантов на национальную литературную премию «Большая книга-2014»


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


От Мак
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 28.04.2014 18:33:25

В Киеве состоялся конгресс интеллигенции "Украина – Россия: диалог"

http://vestnikcivitas.ru/news/3373 Вестник CIVITAS Вестник гражданского общества
25.04.2014

В разгар конфликта между Украиной и Россией в Киеве состоялся конгресс интеллигенции "Украина – Россия: диалог"

Двухдневный конгресс "Украина - Россия: диалог" открылся в Киеве 24 апреля. Его организаторами выступили фонд Михаила Ходорковского "Открытая Россия", русский ПЕН-центр и украинская общественная организация "Третья украинская республика", которую возглавляет экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко.
По замыслу организаторов, конгресс призван стать антивоенной акцией солидарности русской и украинской интеллигенции, противодействовать информационной войне между странами и помочь в составлении плана выхода из кризиса в отношениях Украины и России.
Именно Ходорковскому принадлежала идея пригласить в Киев российских общественных деятелей, чтобы те смогли обсудить со своими украинскими коллегами "дорожную карту" по выходу из кризиса, разделившего две страны. Знаменитые журналисты, писатели и оппозиционные политики должны были, по замыслу организаторов, выработать за два дня работы "дорожную карту" примирения двух ныне разделенных стран.
В конгрессе приняли участие российский бизнесмен и бывший политзаключенный Михаил Ходорковский, политики Борис Немцов и Юрий Луценко, известные российские и украинские журналисты – экс-главреды Lenta.ru и "Коммерсанта-Украина" Галина Тимченко и Валерий Калныш, обозреватель "Эхо Москвы" Юлия Латынина, украинские журналисты Мустафа Найем, Соня Кошкина, Савик Шустер, Мыкола Вересень, писатели Андрей Курков, Людмила Улицкая, Лев Рубинштейн, политолог Станислав Белковский, художник Александр Ройтбурд и многие другие, всего более 300 человек.
Конгресс открылся и завершился пленарными заседаниями, между которыми участники работали в секциях, в рамках которых будут организованы тематические круглые столы.
Открывали конгресс "Украина-Россия: диалог" Людмила Улицкая, Юрий Луценко и Михаил Ходорковский.
Член исполкома русского ПЕН-центра Людмила Улицкая заявила, что представители русской культуры и интеллигенции приехали в Киев, чтобы продемонстрировать, что они не поддерживают "агрессивную политику их государства в отношении Украины. "Это не героизм, а нормальное поведение порядочных людей", - подчеркнула при этом Улицкая. Известная российская писательница выразила надежду на то, что здравый смысл поможет представителям интеллигенции обеих стран победить национализм.
Один из организаторов конгресса украинский политик Юрий Луценко сказал, что сегодня в зале он видит другую Россию и подчеркнул, что великая Россия, как и великая Украина, возможна только в условиях равноправного сотрудничества и взаимоуважения. "Рухнула Берлинская стена, рухнула украинская диктатура, и я уверен, что этот процесс продвинется дальше на восток", - такой прогноз на будущее дал Луценко.
Михаил Ходорковский выступал на форуме не только как организатор, но и как частное лицо, позволив себе резкую критику в адрес российского президента. Путин, по мнению Ходорковского, решает не глобальные стратегические задачи, а использует свои служебные возможности, чтобы отомстить Украине за свою личную обиду. "А обижен он за революцию, за изгнание проворовавшегося экс-президента Януковича и его коррумпированного окружения", - отметил Ходорковский. Он сказал, что вследствие таких действий Путина для Москвы заблокирована возможность стать центром притяжения всего восточнославянского мира, которым теперь вновь может стать Киев.
Несмотря на такие заявления организаторов, а также усилия модераторов направить дискуссии в конструктивное русло, участникам обсуждения проблем свободы слова и цензуры в СМИ в обеих странах не удалось избежать горячих споров и выяснения отношений. Украинские журналисты упрекали россиян в надменном отношении к Украине и в незнании положения дел в этой стране. А их российские коллеги упрекали украинцев в поддержке властей, которые запрещают трансляцию российских телеканалов и въезд российских журналистов на Украину.
В конце концов, российским и украинским журналистам удалось договориться о том, что искажение фактов и дезинформация на российских государственных телеканалах делает их орудиями пропаганды и информационной войны России против Украины. А журналисты, которые работают на этих каналах, становятся бойцами информационных спецопераций. Модераторы дискуссии Тихон Дзядко и Галина Тимченко призвали коллег впредь уделять больше внимания не спорам, а обмену опытом - делиться технологиями и искать пути сотрудничества.
На проходящих параллельно дискуссиях представителей науки в это время шла речь о политических и экономических причинах эмиграции ученых из обеих стран, а также о проблемах коррупции в научной среде и общественном контроле.
Секция по проблемам культуры была посвящена роли русской литературы на Украине и проблемам перевода произведений литераторов на языки обеих стран. В частности, участники обсуждения отмечали, что следует переводить не только слова, но и "смысловой код" литературных произведений, без чего большинство произведений и классиков, и современных писателей остаются просто непонятными зарубежным читателям.
Во второй день работы, 25 апреля, на конгрессе "Россия – Украина: Диалог" обсуждали возможность федерализации Украины, судьбу Крыма и крымских татар после аннексии полуострова Россией, особенности информационной политики России, сложности в осуществлении люстрации и многое другое. На форуме также выступил кандидат в президенты Украины и бизнесмен Петр Порошенко, чей визит изначально не планировался.

Фото: Михаил Ходорковский и лидер крымских татар Мустафа Джемилев


Документы, принятые по итогам Конгресса "Россия – Украина: диалог":

"Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы положить конец российско-украинскому противостоянию"

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНГРЕССА «УКРАИНА – РОССИЯ: ДИАЛОГ»

Россия и Украина подошли к опасной черте настоящей войны, а народы наших стран против своей воли ввергнуты в конфронтацию.
Мы считаем недопустимым такое развитие событий. В сложившейся драматичной ситуации интеллектуалы и деятели культуры Украины и России обязаны сделать все для того, чтобы вернуть доверие и партнерские отношения между нашими народами и странами.
Мы убеждены, что интеллектуально-культурная среда мира должна стать генератором новых идей, которые помогут покончить с нарастающей российско-украинской враждой и восстановить мир и согласие.
Мы против вмешательства во внутренние дела Украины, в частности, в вопросе государственного устройства, самоуправления и языковой политики.
Мы озабочены тем, что Россия превращается в закрытую, агрессивную страну, политика которой нарушает нормы международного права.
Мы считаем неприемлемым возобновление «холодной войны». Четверть века назад СССР ее уже проиграл. Мы считаем, что попытка ее возобновления может оказаться губительной.
Мы поддерживаем территориальную целостность Украины в ее конституционных границах. И считаем европейский выбор единственно верным и для Украины, и для России.
Мы поддерживаем право меньшинства на сохранение, развитие и использование языка и культуры.
В свете последних событий возникла угроза разрыва гуманитарных связей между нашими странами. Мы выступаем за возрождение и развитие культурно-интеллектуального взаимодействия Украины и России, независимо от политической конъюнктуры.
В критические моменты истории ответственность интеллектуалов и деятелей культуры ощущается особенно остро. Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы положить конец российско-украинскому противостоянию.

Киев, 25 апреля 2014 года




ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНГРЕССА “УКРАИНА-РОССИЯ:ДИАЛОГ”

В рамках первой встречи участники Конгресса приняли решение:
1. Создать постоянно действующую рабочую группу “Украина-Россия: диалог”.
2. Организовать информационную структуру для освещения работы Форума.
3. На данный момент достигнуты договоренности о программе по академическому обмену для студентов и преподавателей из России на базе одного из ведущих киевских вузов
4. Поддержать предложение Юрия Луценко о создании в Украине организации по борьбе с коррупцией.
Журналисты, юристы, общественные деятели должны создать Антикоррупционный Майдан, задачей которого станет выявление коррупционных узлов, наказание (криминальные дела и арест счетов за границей) и изменение законодательства.
Призываю всех неравнодушных – в том числе зарубежных лидеров, поддержать это очищение Украины как важнейшее условие европейских реформ в нашей стране.
Юрий Луценко




«Мы хотели бы находиться в творческом диалоге, а не в конфронтации»
Обращение членов Русского ПЕН-центра к украинским коллегам по итогам конгресса «Украина-Россия: диалог».
Дорогие коллеги!
Русский ПЕН-центр приветствует Украинский ПЕН-центр в Киеве. Каждый из нас, вступивший в это всемирное объединение писателей, являясь гражданином своей страны, не в меньшей мере принадлежит и мировому культурному сообществу. Мы отдаем себе отчет в том, что культура выше политики, а территория культуры не знает государственных границ. Мы поддерживаем украинских коллег в их желании сохранить самобытную украинскую культуру и хотели бы находиться в творческом диалоге, а не в конфронтации, мотивированной политическими и геополитическими причинами.

Нам представляется недопустимой агрессивная политика российского правительства в отношении Украины, о чем мы постоянно заявляем последние месяцы.

Мы приносим свои извинения и надеемся, что сама логика истории расставит все по своим местам и в России наступит отрезвление и раскаяние. Хотелось бы, чтобы это произошло в ближайшее время, а не в отделенном будущем.

Объективную картину происходящего составить довольно трудно, и независимые журналисты России делают все возможное, чтобы донести неискаженную информацию до россиян. И Россия, и Украина переживают очень сложные времена, и мы видим свою роль не только в творческом осмыслении происходящего, но и в поиске взаимопонимания и строительстве новых отношений, основанных не на привычной cо времен империи патронатной схеме “старшего” и “младшего” братьев, а на культурном равенстве и уважении.

От Русского ПЕН-центра подписали: М.Вишневецкая И.Иртеньев, К.Кедров, Л.Рубинштейн, Л. Симонов, О.Сумм, Л.Тимофеев, Л.Улицкая

Вестник CIVITAS

От Sereda
К Мак (28.04.2014 18:33:25)
Дата 28.04.2014 19:28:15

Луценко



>организация "Третья украинская республика", которую возглавляет экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко.

человек с израильским паспортом.

От Руслан
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 28.04.2014 16:41:38

фотки

http://pavel-shipilin.livejournal.com/268012.html

От Sereda
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 28.04.2014 13:56:01

Ну так!

>Организаторы акции -Михаил Ходорковский и Юрий Луценко - к такому результату были вполне готовы. Их явно интересовал не результат, а процесс как выхлоп постмайданной энергии в российское русло.

В этом же весь смысл киевского майдана.

Перенаправить украинский русофобский гнойник в максимально злокачественное русло и заразить сепсисом Россию.

>Список участников конференции был ярок: Семен Глузман, Анатолий Борсюк, Мыкола Вересень, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Михаил Шац, Татьяна Лазарева...


И это ещё только начало.

Обратим внимание на ярко проявляющийся феномен "жидобандеровщины". Бандеровская русофобия + Коломойский, Ходорковский и Шендерович.

От Ikut
К Ikut (28.04.2014 04:10:51)
Дата 28.04.2014 07:36:08

Конгресс миротворцев: как Ходорковский мирит русских и украинцев в Киеве

http://top.rbc.ru/politics/24/04/2014/920399.shtml


Конгресс миротворцев: как Ходорковский мирит русских и украинцев в Киеве

Михаил Ходорковский собрал в Киеве конгресс российской и украинской интеллигенции. Знаменитые журналисты, писатели и оппозиционные политики должны выработать за два дня работы "дорожную карту" примирения двух ныне разделенных стран.

Это будет не так просто: участники успели разругаться на первой же сессии, посвященной свободе слова в России и на Украине.

"Я ужасно волнуюсь, открывая конгресс "Украина - Россия: диалог", - сказала телеведущая Екатерина Гордеева, и голос ее предательски дрогнул. - На улице прекрасная погода, многим бы хотелось погулять, и нам еще не так давно трудно было представить, что мы будем обсуждать такие сложные темы. Мы приехали сюда, на Украину, чтобы составить собственное мнение о происходящем, а не верить российской пропаганде. Я вижу в зале много независимых журналистов. Я верю, что независимая журналистика спасет мир".

Конгресс с российской стороны организовали общественное движение "Открытая Россия", фонд Михаила Ходорковского и русский ПЕН-Центр, с украинской - движение "Третья украинская республика", основанное экс-главой МВД Украины Юрием Луценко.

Ходорковской, помилованный в декабре президентом Владимиром Путиным и покинувший страну, был одним из первых, кто вошел в зал спортивного комплекса "Олимпийский" в центре Киева. Одетый в синий пиджак с коричневыми лацканами, он поднялся на сцену, ловко уворачиваясь от многочисленных журналистов. Именно Ходорковскому принадлежала идея пригласить в Киев российских общественных деятелей, чтобы те смогли обсудить с украинскими коллегами "дорожную карту" по выходу из кризиса, разделившего две страны.

Местные жители загодя окрестили его "встречей российской интеллигенции". Отчасти они были правы: в зале "Олимпийского" был и поэт Дмитрий Быков, и политолог Георгий Сатаров, и известный учитель Тамара Эйдельман со своим сыном -фотографом и благотворителем Дмитрием Алешковским. На соседнем ряду сидели политики Борис Немцов и Илья Пономарев -единственный депутат Госдумы, проголосовавший против вхождения Крыма в состав России.

Через час после того как чартерный самолет с участниками конгресса вылетел из Москвы в Киев, в Twitter LifeNews появилась запись: "Представители российской "пятой колонны" вылетели в Киев на пресс-конференцию Михаила Ходорковского".

"Меня долго спрашивали, зачем мне нужно было это организовывать, - сказал Ходорковский собравшимся. - У меня есть один ответ, который я выяснил за десять долгих лет: делай, что должен, и будь что будет. Мы собрались здесь по разным причинам, но в первую очередь - потому что не согласны с политикой президента Владимира Путина в отношении Украины. Мы собрались еще и потому, что российская пропаганда врет собственным согражданам, и мы хотим сказать им то, что сами здесь видим и слышим. Мы собрались для того, чтобы посмотреть друг другу в глаза и сказать, что ни один диктатор, каким бы могущественным он ни был, не сможет сделать нас с врагами".

Пономарев, который в "Олимпийском" будет вести дискуссию на тему государственных и образовательных программ, в ответ на вопрос о потенциальной пользе конгресса сказал: "Я за мир! За мир! За мир! За любой диалог, который может приблизить урегулирование конфликта, он хорош. Любое общение между нашими народами - это хорошо".

Общественники из двух стран поставили задачу бросить вызов "государственной пропаганде, рисующей искаженную картину текущей политической ситуации". Обсуждая эту пропаганду, они успели поссориться. На первой же сессии, посвященной свободе слова в российских и украинских СМИ, между журналистами разгорелась яростная дискуссия. Украинцы упрекали русских в том, что "позорно работать в стране, где есть НТВ, те парировали, что не могут взять штурмом "Останкино".

"Конференцией войну не остановишь, семинарами любовь не вернешь, -печально сказал модерировавший сессию журналист Павел Шеремет. -За ближайшие два дня нам, коллеги, придется выслушать много упреков от украинцев. Я считаю, что мы должны выслушивать их молча и извиниться".

После этой реплики московские журналисты обиженно покинули зал и пошли курить во внутренний дворик. "Лучше б я в Славянск поехал", -сказал кто-то из них.

Светлана Рейтер, Киев

От Ikut
К Ikut (28.04.2014 07:36:08)
Дата 28.04.2014 10:18:47

О лекции Ходорковского для студентов в Киеве


http://novorus.info/news/interesno/13967-amnistirovannyy-vor-hodorkovskiy-vzyalsya-uchit-russkiy-narod-ukroinofilii.html

Амнистированный вор Ходорковский взялся учить русский народ укроинофилии

Ходорковский поспешил в Киев. Это первая политическая акция российского экс-олигарха после того, как он был освобожден по амнистии из заключения в декабре прошлого года.

10 марта 2014 года, как было заявлено устроителями мероприятия, "в свободной стране Украине, в свободном городе Киеве и в очень свободном Киевском политехническом институте" Ходорковский перед собравшимися в большом зале студентами прочитал лекцию на заявленную им тему "За нашу и вашу свободу". Использование этогостарого польского политического лозунга в конкретной исторической ситуациипереходав новую стадию проекта "Украина", к запуску которого в начале ХIХ века были причастны именно поляки, весьма символично.

"Я представляю интересы и мнение именно российского общества, которые могут отличаться от ваших взглядов, но знать вам о них, наверное, все-таки полезно", - предупредил Ходорковский в самом начале своей лекции. На лекции, имевшей по содержанию сугубо политический характер, Ходорковский выступил от имени "инакомыслящей России" - той части российского общества, которая, по мнению Ходорковского, "преследует действительные, а не мнимые национальные интересы России". Он заявил, что представляет "взгляд той части общества, которая не зомбирована телепропагандой". Все остальные, надо понимать, -"зомбированы". Подобное категоричное утверждение экс-олигарха вряд ли справедливо по отношению ко всему нашему народу -носителю в подавляющем большинстве иной точки зрения на события на Украине. Этот народ составляет абсолютное большинство в сравнении с тем "обществом", позицию которого и пытался озвучить в Киеве Ходорковский.

Лекцией в киевском политехе Ходорковский намеревался продемонстрировать свою личную позицию и "свою солидарность с народом Украины". Ходорковский выразил желание "обозначить некоторые предложения, которые могут способствовать недопущению сползания ситуациик долгосрочному противостоянию между Россией и Украиной, а, главное, между российским и украинским народами". Возникает законный вопрос, что же он понимает под "народом Украины". Очевидно, что в прикладном к конкретной ситуации политическом смысле речь должна идти о "народе Майдана" - искусственном образовании, созданном Западом и местным олигархатом под нужды украинской революции. В более широком смысле речь у Ходорковского идет о политических нациях. Иначе, как определить такое использованное Ходорковским понятие, как "российский народ". На лекции в Киеве Ходорковский сказал: "Я являюсь безусловным сторонником построения в России правового демократического национального государства с единой гражданской нацией и, безусловно, поддерживаю аналогичные устремления украинского народа". С понятием "российский народ" и "украинский народ" у Ходорковского возникает очевидное противоречие, поскольку речь в случае с Украиной и Россией идет именно об "единых гражданских нациях", которых, по мнению того же Ходорковского, на сегодняшний момент еще не существует. В конкретной ситуациимарта2014года Ходорковский на лекции признал этот факт для Украины, когда сказал, что "единой нации такое внешнее давление (России) было бы абсолютно не страшно". Если единой нации на Украине нет, то украинской революции грозят внутренние и внешние опасности. Ходорковский констатировал текущее состояние прогрессирующего гражданского конфликта на Украине. Для его преодоления, по мнению Ходорковского, надо снять сам источник напряжения -национальный вопрос.

События февраля 2014 года Ходорковский классифицирует как "национальную революцию" - "очередной этап борьбы украинского народа за свое самоопределение". Здесь необходимо поразмыслить: насколько соотносятся в этом событии"национальный" и "этнический" моменты. Или "национальное" и "этническое" все-таки полностью идентичны в украинской революции 2014 года? Заранее можно отметить, что,по мнению Ходорковского, издержки "этнической" составляющей революции обусловлены участием радикалов. Если бы радикалов "с обеих сторон" не было бы, то успешная революция европейского буржуазного типа привела бы к безболезненному рождению украинской нации.

Ходорковский смотрит на событиянаУкраинес точки зрения европоцентриста, что естественно для либерала. На лекции он, в частности говорил: "Для восстановления национального мира в Украине, для подавления сепаратизма сегодня, прежде всего, нужны интенсивные усилия для восстановления доверия между ее двумя крупнейшими общинами -украиноговорящих и русскоговорящих". "Моя точказрения, что главное на сегодняшний день, чтобы не допустить неприятных сценариев - это налаживание или восстановление взаимного доверия между российским и украинским обществом и русскоязычной и украиноязычной общинами украинского общества", - сказал Ходорковский на лекции. Украина воспринимается Ходорковским в потенции этакой большой Швейцарией с двумя разноязычными общинами. Задача украинской революции по созданию нации, по мнению Ходорковского, заключается в том, чтобы определить соглашение о существовании в рамках единой украинской нации двух языковых общин. Языковой вопрос, таким образом, выходит на первый план. В теории все выглядит просто, а на практике - нет. ПоэтомуХодорковский так и не осмелился выступить в своей лекции за государственный статус русского языка на Украине. Не трудно заметить,что в плоскости национального вопроса Ходорковский не нашел понимания в молодежной националистически настроенной аудитории киевского политеха. Ему оставалось только морщиться. Так порой ему было противно от воинственных вопросов из зала.

Что касается националистов, захвативших сейчас власть в Киеве в результате "национальной революции", то они в упор не хотят видеть "крупнейших общин" в версии Ходорковского. Русских и "русскоязычных" они определяют в "национальные меньшинства" даже при том обстоятельстве, что русский литературный язык спустя 20 лет после обретения Украиной независимости заметно преобладает в быту населения и, по-прежнему, занимает особое место в культурной сфере.

Итак, по Ходорковскому, украинской гражданской нации еще не существует, она создается революцией. В наличии имеется сейчас "украинский народ" -носитель национальной революции в продолжающемся самоопределении Украины. Еще есть "украинское общество", состоящее из "русскоязычной и украиноязычной общин". Последнее определение чисто умозрительное, поскольку "общины" эти никак не конституированы. Что касается, собственно "украинского народа", то на первый план выходит этничность этогоявления.

В наших СМИ в последнее время не раз повторялась идея о какой-то пассионарности выходцев из западных областей Украины -галичан. На поверку этого явления нет. Просто именно этот этнический компонент "украинского народа" ощущает себя в тренде формирования украинской нации и украинской идентичности, отвергающей русскость. Определенную уверенность этническому ядру придает и чувство международной поддержки, даваемой процессу Западом. "Русскоязычным" на Украине остается или обрести русскую идентичность, открыто заявив о ней, либо стать материалом для украинизации с ее нациостроительством на базе этнической украинской идентичности. Таковы реалии.

В киевском политехе Ходорковский заявил парадоксальное: "Тем не менее, ни символическое значение Крыма для российского сознания, ни исторические права на территории Крыма, ни гражданский конфликт в Украине, ни смена политического режима, ни ссылки на аналогичные действия третьих стран не являются оправданием для столь грубого вмешательства в дела исторически дружественного государства". Если отвлечься от времен стародавних с их гетманамии запорожцами, когда и этнического понятия "украинец" вовсе не существовало, хотелось бы здесь напомнить, что украинское государство существует только с 1991 года. В связи с этимнам хотелось бы задать вопрос Михаилу Ходорковскому: в какой период и при каком президенте Украины это самое украинское государство было "исторически дружественным" России?Украина, благодаря своему весу, доставшемуся ей от СССР, всегда занимала особую блокирующую позицию по отношению к любым интеграционным усилиям России. Украина даже не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом этого объединения. Что там говорить об ОДКБ, ШОС или Евразийском экономическом сообществе? Украина пыталась даже стать конкурирующим с Россией центром военно-политического притяжения на постсоветском пространстве в рамках американского интеграционного проекта ГУУАМ.

При этом, Украина - это детище ленинской национальной политики и беловежского сговора, образование, весь смысл существования которого состоит в том, чтобы быть "Антироссией" с населением, идентичность которого определяется идеей отрицания подлинных исторических корней. Ходорковский утверждает прямо противоположное: "Дело не столько в судьбе Крыма или конкретного политического режима, а в исторических судьбах украинского и русского народов. Они много веков шли параллельными путями. Но в этойточке они могут разойтись в стороны, оторваться друг от друга навсегда". Тезис из лекции Ходорковского о многовековом параллельном существовании "украинского и русского народов" прямо соответствует националистической концепции истории Украины, сформулированной еще в начале ХХ века историком Михаилом Грушевским. Ходорковский полагает, что кризис 2014 года грозит разрыву многовековой параллельной истории "украинского и русского народов". Но разве не эта цель преследовалась уже при основании в 1991 году украинского государства и при последовавшем курсе на мнимую европейскую интеграцию Украины? В 2014 году украинский проект от стадии "расколоть" и "стравить" переходит в фазу "столкнуть", а Ходорковский все еще об общности и об ауре отношений говорит.

В своей лекции Ходорковский поднял вопрос об общей исторической памяти: "Но проблема Крыма - это только преамбула к вопросу гораздо более масштабному и важному. Это вопрос об отношении к исторической памяти русского и украинского народа. Это вопрос об отношении к общей исторической памяти. Это бесконечная тема. Но я полагаю, например, что история Крымской войны -это в такой же степени история Украины, как и история России. И, в конце концов, город Севастополь -это город, как русской, так и украинской военной славы". Проблемой здесь является то обстоятельство, которое Ходорковский в упор не хочет замечать, что "общая историческая память" не распространяется на Галицию - "украинский Пьемонт" при том условии, что украинская идентичность ее населения оформилась лишь с начала ХХ века. Общей исторической памятью могла бы обладать Малороссия, но ее сейчас нет. Она исчезла из современного регионального дискурса Украины. Нет этого понятия и в лекции у Ходорковского.

Здесь не мешало бы отметить тот факт, что в середине ХIХ века, а конкретно на момент Крымской войны, украинская идентичность еще только начала свое формирование. При условии существования украинской идентичности с ее мифологизацией истории Руси,общаяисторическая память становится весьма проблематичным явлением. Тем более, что именно ее отвергают нацио- и этностроители на Украине. Ходорковский на лекции сказал:"Этообщаяистория, и она должна оставаться в этойчасти общей,несмотря на то, что сегодня наши народы строят два независимых национальных государства". Тезис этот никак не могут принять сторонники украинской национальной государственности. Концепция раздельной истории - ключевое положение идеологии украинства. Вместо того, чтобы посмотреть на обстоятельства последних 20 лет трезвым взглядом, Ходорковский говорит о какой-то "благожелательной ауре" и "ауре доверия" во взаимоотношении двух народов - о том, чего абсолютно нет в практике современного созидания нации на Украине.

Но, чтобы пути "украинского народа" и "российского народа" не разошлись, у Ходорковского есть свой рецепт сохранения "параллельности" их истории: России, вслед за революционной Украиной, следует двигаться в Европу. "Считал и считаю, что совместное движение в европейском направлении являлось бы главным объединяющим фактором для взаимоотношений российского и украинского народов", - сказал экс-олигарх в своей лекции в киевском политехе.

На лекции Ходорковский высказал пожелание принять активное участие в культурной политике по отношению к соотечественникам на Украине. Он хотел бы даже провести конгресс русской и украинской интеллигенции. Он хотел бы создать на Украине собственное "Общество русской культуры" с участием не ангажированных властью России деятелей. Пожелаем Ходорковскому открыть отделения подобного общества во Львове, Тернополе или Ивано-Франковске и посмотреть, что из этогополучится.

В своей лекции Ходорковский говорил в Киеве странные вещи: "Михаил Булгаков такой же украинский писатель, как и русский. А Гоголь и Шевченко такие же российские писатели, как и украинские". И это при том обстоятельстве, что киевлянин Михаил Булгаков ни строчки не написал на украинском, а Гоголь был малоросс, писавший на русском и творивший этот литературный язык. Что касается младшего современника Гоголя -Тараса Шевченко, то он, наоборот, создавал "мову" -литературный украинский язык, на котором писал свои вирши при том условии, что свой личный дневник вел на русском литературном языке. На каком основании русофоба Тараса Шевченко Ходорковский предлагает считать "российским писателем"? Только на основании подданства?

http://novorossiya.su/

От Мак
К Ikut (28.04.2014 10:18:47)
Дата 28.04.2014 18:49:33

Украинский проект раскола Русского мира: разбор лекции Ходорковского в Киеве

Украинский проект раскола Русского мира: разбор лекции Ходорковского в Киеве


Михаил Ходорковский посетил Киев. Это первая политическая акция российского экс-олигарха после того, как он был освобожден по амнистии из заключения в декабре прошлого года.

10 марта 2014 года, как было заявлено устроителями мероприятия, "в свободной стране Украине, в свободном городе Киеве и в очень свободном Киевском политехническом институте" Ходорковский перед собравшимися в большом зале студентами прочитал лекцию на заявленную им тему "За нашу и вашу свободу". Использование этого старого польского политического лозунга в конкретной исторической ситуации перехода в новую стадию проекта "Украина", к запуску которого в начале ХIХ века были причастны именно поляки, весьма символично.

"Я представляю интересы и мнение именно российского общества, которые могут отличаться от ваших взглядов, но знать вам о них, наверное, все-таки полезно", - предупредил Ходорковский в самом начале своей лекции. На лекции, имевшей по содержанию сугубо политический характер, Ходорковский выступил от имени "инакомыслящей России" - той части российского общества, которая, по мнению Ходорковского, "преследует действительные, а не мнимые национальные интересы России". Он заявил, что представляет "взгляд той части общества, которая не зомбирована телепропагандой". Все остальные, надо понимать, - "зомбированы". Подобное категоричное утверждение экс-олигарха вряд ли справедливо по отношению ко всему нашему народу - носителю в подавляющем большинстве иной точки зрения на события на Украине. Этот народ составляет абсолютное большинство в сравнении с тем "обществом", позицию которого и пытался озвучить в Киеве Ходорковский.

Лекцией в киевском политехе Ходорковский намеревался продемонстрировать свою личную позицию и "свою солидарность с народом Украины". Ходорковский выразил желание "обозначить некоторые предложения, которые могут способствовать недопущению сползания ситуации к долгосрочному противостоянию между Россией и Украиной, а, главное, между российским и украинским народами". Возникает законный вопрос, что же он понимает под "народом Украины". Очевидно, что в прикладном к конкретной ситуации политическом смысле речь должна идти о "народе Майдана" - искусственном образовании, созданном Западом и местным олигархатом под нужды украинской революции. В более широком смысле речь у Ходорковского идет о политических нациях. Иначе, как определить такое использованное Ходорковским понятие, как "российский народ". На лекции в Киеве Ходорковский сказал: "Я являюсь безусловным сторонником построения в России правового демократического национального государства с единой гражданской нацией и, безусловно, поддерживаю аналогичные устремления украинского народа". С понятием "российский народ" и "украинский народ" у Ходорковского возникает очевидное противоречие, поскольку речь в случае с Украиной и Россией идет именно об "единых гражданских нациях", которых, по мнению того же Ходорковского, на сегодняшний момент еще не существует. В конкретной ситуации марта 2014 года Ходорковский на лекции признал этот факт для Украины, когда сказал, что "единой нации такое внешнее давление (России) было бы абсолютно не страшно". Если единой нации на Украине нет, то украинской революции грозят внутренние и внешние опасности. Ходорковский констатировал текущее состояние прогрессирующего гражданского конфликта на Украине. Для его преодоления, по мнению Ходорковского, надо снять сам источник напряжения - национальный вопрос.

События февраля 2014 года Ходорковский классифицирует как "национальную революцию" - "очередной этап борьбы украинского народа за свое самоопределение". Здесь необходимо поразмыслить: насколько соотносятся в этом событии "национальный" и "этнический" моменты. Или "национальное" и "этническое" все-таки полностью идентичны в украинской революции 2014 года? Заранее можно отметить, что, по мнению Ходорковского, издержки "этнической" составляющей революции обусловлены участием радикалов. Если бы радикалов "с обеих сторон" не было бы, то успешная революция европейского буржуазного типа привела бы к безболезненному рождению украинской нации.

Ходорковский смотрит на события на Украине с точки зрения европоцентриста, что естественно для либерала. На лекции он, в частности говорил: "Для восстановления национального мира в Украине, для подавления сепаратизма сегодня, прежде всего, нужны интенсивные усилия для восстановления доверия между ее двумя крупнейшими общинами - украиноговорящих и русскоговорящих". "Моя точка зрения, что главное на сегодняшний день, чтобы не допустить неприятных сценариев - это налаживание или восстановление взаимного доверия между российским и украинским обществом и русскоязычной и украиноязычной общинами украинского общества", - сказал Ходорковский на лекции. Украина воспринимается Ходорковским в потенции этакой большой Швейцарией с двумя разноязычными общинами. Задача украинской революции по созданию нации, по мнению Ходорковского, заключается в том, чтобы определить соглашение о существовании в рамках единой украинской нации двух языковых общин. Языковой вопрос, таким образом, выходит на первый план. В теории все выглядит просто, а на практике - нет. Поэтому Ходорковский так и не осмелился выступить в своей лекции за государственный статус русского языка на Украине. Не трудно заметить, что в плоскости национального вопроса Ходорковский не нашел понимания в молодежной националистически настроенной аудитории киевского политеха. Ему оставалось только морщиться. Так порой ему было противно от воинственных вопросов из зала.

Что касается националистов, захвативших сейчас власть в Киеве в результате "национальной революции", то они в упор не хотят видеть "крупнейших общин" в версии Ходорковского. Русских и "русскоязычных" они определяют в "национальные меньшинства" даже при том обстоятельстве, что русский литературный язык спустя 20 лет после обретения Украиной независимости заметно преобладает в быту населения и, по-прежнему, занимает особое место в культурной сфере.

Итак, по Ходорковскому, украинской гражданской нации еще не существует, она создается революцией. В наличии имеется сейчас "украинский народ" - носитель национальной революции в продолжающемся самоопределении Украины. Еще есть "украинское общество", состоящее из "русскоязычной и украиноязычной общин". Последнее определение чисто умозрительное, поскольку "общины" эти никак не конституированы. Что касается, собственно "украинского народа", то на первый план выходит этничность этого явления.

В наших СМИ в последнее время не раз повторялась идея о какой-то пассионарности выходцев из западных областей Украины - галичан. На поверку этого явления нет. Просто именно этот этнический компонент "украинского народа" ощущает себя в тренде формирования украинской нации и украинской идентичности, отвергающей русскость. Определенную уверенность этническому ядру придает и чувство международной поддержки, даваемой процессу Западом. "Русскоязычным" на Украине остается или обрести русскую идентичность, открыто заявив о ней, либо стать материалом для украинизации с ее нациостроительством на базе этнической украинской идентичности. Таковы реалии.

В киевском политехе Ходорковский заявил парадоксальное: "Тем не менее, ни символическое значение Крыма для российского сознания, ни исторические права на территории Крыма, ни гражданский конфликт в Украине, ни смена политического режима, ни ссылки на аналогичные действия третьих стран не являются оправданием для столь грубого вмешательства в дела исторически дружественного государства". Если отвлечься от времен стародавних с их гетманами и запорожцами, когда и этнического понятия "украинец" вовсе не существовало, хотелось бы здесь напомнить, что украинское государство существует только с 1991 года. В связи с этим нам хотелось бы задать вопрос Михаилу Ходорковскому: в какой период и при каком президенте Украины это самое украинское государство было "исторически дружественным" России? Украина, благодаря своему весу, доставшемуся ей от СССР, всегда занимала особую блокирующую позицию по отношению к любым интеграционным усилиям России. Украина даже не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом этого объединения. Что там говорить об ОДКБ, ШОС или Евразийском экономическом сообществе? Украина пыталась даже стать конкурирующим с Россией центром военно-политического притяжения на постсоветском пространстве в рамках американского интеграционного проекта ГУУАМ.

При этом, Украина - это детище ленинской национальной политики и беловежского сговора, образование, весь смысл существования которого состоит в том, чтобы быть "Антироссией" с населением, идентичность которого определяется идеей отрицания подлинных исторических корней. Ходорковский утверждает прямо противоположное: "Дело не столько в судьбе Крыма или конкретного политического режима, а в исторических судьбах украинского и русского народов. Они много веков шли параллельными путями. Но в этой точке они могут разойтись в стороны, оторваться друг от друга навсегда". Тезис из лекции Ходорковского о многовековом параллельном существовании "украинского и русского народов" прямо соответствует националистической концепции истории Украины, сформулированной еще в начале ХХ века историком Михаилом Грушевским. Ходорковский полагает, что кризис 2014 года грозит разрыву многовековой параллельной истории "украинского и русского народов". Но разве не эта цель преследовалась уже при основании в 1991 году украинского государства и при последовавшем курсе на мнимую европейскую интеграцию Украины? В 2014 году украинский проект от стадии "расколоть" и "стравить" переходит в фазу "столкнуть", а Ходорковский все еще об общности и об ауре отношений говорит.

В своей лекции Ходорковский поднял вопрос об общей исторической памяти: "Но проблема Крыма - это только преамбула к вопросу гораздо более масштабному и важному. Это вопрос об отношении к исторической памяти русского и украинского народа. Это вопрос об отношении к общей исторической памяти. Это бесконечная тема. Но я полагаю, например, что история Крымской войны - это в такой же степени история Украины, как и история России. И, в конце концов, город Севастополь - это город, как русской, так и украинской военной славы". Проблемой здесь является то обстоятельство, которое Ходорковский в упор не хочет замечать, что "общая историческая память" не распространяется на Галицию - "украинский Пьемонт" при том условии, что украинская идентичность ее населения оформилась лишь с начала ХХ века. Общей исторической памятью могла бы обладать Малороссия, но ее сейчас нет. Она исчезла из современного регионального дискурса Украины. Нет этого понятия и в лекции у Ходорковского.

Здесь не мешало бы отметить тот факт, что в середине ХIХ века, а конкретно на момент Крымской войны, украинская идентичность еще только начала свое формирование. При условии существования украинской идентичности с ее мифологизацией истории Руси, общая историческая память становится весьма проблематичным явлением. Тем более, что именно ее отвергают нацио- и этностроители на Украине. Ходорковский на лекции сказал: "Это общая история, и она должна оставаться в этой части общей, несмотря на то, что сегодня наши народы строят два независимых национальных государства". Тезис этот никак не могут принять сторонники украинской национальной государственности. Концепция раздельной истории - ключевое положение идеологии украинства. Вместо того, чтобы посмотреть на обстоятельства последних 20 лет трезвым взглядом, Ходорковский говорит о какой-то "благожелательной ауре" и "ауре доверия" во взаимоотношении двух народов - о том, чего абсолютно нет в практике современного созидания нации на Украине.

Но, чтобы пути "украинского народа" и "российского народа" не разошлись, у Ходорковского есть свой рецепт сохранения "параллельности" их истории: России, вслед за революционной Украиной, следует двигаться в Европу. "Считал и считаю, что совместное движение в европейском направлении являлось бы главным объединяющим фактором для взаимоотношений российского и украинского народов", - сказал экс-олигарх в своей лекции в киевском политехе.

На лекции Ходорковский высказал пожелание принять активное участие в культурной политике по отношению к соотечественникам на Украине. Он хотел бы даже провести конгресс русской и украинской интеллигенции. Он хотел бы создать на Украине собственное "Общество русской культуры" с участием не ангажированных властью России деятелей. Пожелаем Ходорковскому открыть отделения подобного общества во Львове, Тернополе или Ивано-Франковске и посмотреть, что из этого получится.

В своей лекции Ходорковский говорил в Киеве странные вещи: "Михаил Булгаков такой же украинский писатель, как и русский. А Гоголь и Шевченко такие же российские писатели, как и украинские". И это при том обстоятельстве, что киевлянин Михаил Булгаков ни строчки не написал на украинском, а Гоголь был малоросс, писавший на русском и творивший этот литературный язык. Что касается младшего современника Гоголя - Тараса Шевченко, то он, наоборот, создавал "мову" - литературный украинский язык, на котором писал свои вирши при том условии, что свой личный дневник вел на русском литературном языке. На каком основании русофоба Тараса Шевченко Ходорковский предлагает считать "российским писателем"? Только на основании подданства?

В реалии, вопреки видению Ходорковского, дела на Украине сейчас идут в направлении оформления этнократической диктатуры создателей украинской нации. Ходорковский в упор отказывается видеть этот процесс, списывая отдельные проявления на продукт деятельности радикалов с обеих сторон. Но он определенно хотел бы, чтобы украинизация продолжалась и далее, но плавно, без видимых конфликтов. В своей лекции в киевском политехе он, в частности, сказал буквально следующее: "То дело, которое вам необходимо, на мой взгляд, может быть, глубоко ошибочный, сделать для того, чтобы у вас вопрос не стоял в той плоскости, в которой вы ставите - это скорее и эффективно создать новую украинскую нацию. Вы далеко продвинулись по этому пути. Доделайте". Как доделать? На лекции Ходорковский повторил свое столь шокировавшее наших столичных либералов-западников декабрьское заявление о готовности с оружием в руках защищать российскую землю на Северном Кавказе, но, как кажется, лишь для того, чтобы подчеркнуть, что таким же правом украинцы обладают в Крыму. Он сказал: "Необходимо быть последовательным, и я призываю своих соотечественников защищать принадлежащую России землю, в том числе, на Северном Кавказе, в том числе, с оружием в руках. Я обязан признавать это право за украинским народом". По данному пункту он, фактически, призвал "украинский народ" предъявить свою субъектность в качестве нации Украины. Призывая к примирению, Ходорковский осторожно провоцирует войну для окончательного оформления украинской нации. Война и террор - естественный шаг в деле утверждения украинской идентичности среди "русскоязычных" и создания единой нации.

Ходорковский рядится в одежды либерала. В 2014 году в Киеве он в очередной раз идейно подтвердил, что участие российской либеральной интеллигенции в украинском проекте раскола Русского мира - обязательная составляющая этого самого проекта.

Дмитрий Семушин - обозреватель ИА REGNUM


Подробности:
http://www.regnum.ru/news/polit/1777333.html#ixzz30CF8Tjp5
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM