От IGA
К Руслан
Дата 03.03.2014 23:17:32
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Война и мир;

Оккупай Ukraine

http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/251587-okkupai-ukraine-vybor-mezhdu-plokhim-i-ochen-plokhim
Борис Грозовский
экономический обозреватель
Оккупай Ukraine: выбор между плохим и очень плохим

Что сделано. Еще до того как Совет Федерации разрешил Владимиру Путину использовать войска в Украине, военная интервенция была в самом разгаре. Сейчас Крым фактически оккупирован российскими войсками. Под их контролем все важнейшие объекты. Крым уже «завоеван». Для оправдания ввода войск использовали не подтвержденную информацию о гибели российских военнослужащих в Симферополе. Дополнительные силы или боевые действия теперь не требуются.

Максимум, что могут сделать в Крыму украинские военные и пограничники, – это охранять самих себя. Типичная картина: украинская погранзастава или часть ВМС Украины полностью окружена людьми в камуфляже без опознавательных знаков и оружия («силы самообороны» Крыма); поодаль стоит рота российских солдат с гранатометами, пулеметами, снайперскими винтовками и «калашниковыми» сотой серии. Командир украинской части и российский полковник воздушно-десантных сил договорились соблюдать статус-кво: украинцы не покидают базы, россияне не заходят на ее территорию. Время от времени переговоры возобновляются: россияне убеждают украинских военных и пограничников, что Киеву контроль над Крымом никто не отдаст и лучше сдать оружие сейчас, без жертв. Пропаганда возымела действие на назначенного 1 марта главкомом украинских ВМС Дениса Березовского. День спустя адмирал перешел на сторону самопровозглашенных крымских властей. Нападающие уже несколько раз применяли оружие, защищающиеся – нет. Их главная цель – избегать провокаций.

На территории остальной Украины российское вмешательство до вечера 2 марта ограничивалось засылкой провокаторов на митинги в региональные столицы, где велика доля русского населения и сильны советские воспоминания. Границы пока открыты, 1 марта в пророссийских демонстрациях в Харькове, Донецке, Луганске, Херсоне, Николаеве, Днепропетровске принимало участие большое количество россиян.

Что дальше? Есть два сценария – плохой и очень плохой.

Очень плохой сценарий – вторжение массированного контингента российских войск в Украину с севера или востока. 2 марта появились сведения о передвижениях российских войск недалеко от границы с черниговщиной. Оттуда танкам до Киева совсем недалеко. Серьезное сопротивление украинская армия вряд ли окажет и на этом направлении.

Страна фактически демилитаризована, временное украинское правительство не может полагаться на армию и милицию. В последние годы и месяцы основным врагом силовиков было гражданское общество. Мигом перестроиться и выполнять приказы вчерашних «зэков» не способна ни одна силовая структура. У них нет компетенций и желания отстаивать интересы граждан. Армию и спецслужбы нужно переустраивать на новых началах, желательно – чистыми руками, и не за неделю. При клептократе Януковиче армия была поводом не «поиграть мускулами», а украсть деньги. Некоторые военные части проявляют личное мужество, но сил у них нет. Так что военных препятствий нет ни к удержанию Крыма, ни к захвату восточной и центральной Украины, ни даже к походу россиян на Киев.

США и Европа желания воевать с Россией за Украину не выказывают.

А традиционные финансово-дипломатические санкции Путина едва ли пугают. Он ведь больше года назад предупредил, что из офшоров надо выходить, кто не успел – тот не патриот. От нефти и газа западные покупатели все равно не откажутся, а держать выручку надо внутри страны. В прогулки с западными лидерами под сенью олив G8 Путин, похоже, наигрался. Перевод страны на осадное положение, во вражду со всем миром сделает русских националистов его кровными союзниками и на несколько лет легитимизирует использование штыка против несогласных. Какие там споры, когда возвращение исконных рубежей! Оппозиция лишится последних шансов.

Конечно, этот сценарий не «продать» международному сообществу и российским элитам. Путинский режим в их глазах становится опасным, вооруженным до зубов и непредсказуемым изгоем. У него не останется иного способа сохранения власти, кроме перехода к неприкрытой военной диктатуре. Со всеми атрибутами военного положения, мудро замечает Григорий Ревзин: война с Украиной автоматически превращает всех прозападно настроенных россиян во врагов режима – «пятую колонну», которую нужно обезвредить. Цивилизованный мир будет, как когда-то, затаив дыхание гадать, что собирается предпринять новый русский Сталин с ядерной кнопкой. Но обуздать его амбиции не получится, пока страна не решит, что ей нужна другая власть.

Недостатков этого сценария для Путина три.

Во-первых, он не дает путей к отступлению: только битва до последнего патрона. Путин такие сценарии не любит – они загоняют в угол. Даже с изнемогающим соперником неудобно драться без возможности маневрировать.

Во-вторых, авторы маленькой победоносной войны едва ли хотят долгой оккупации «материковой» Украины, которая неизбежно вызовет неприятные ассоциации 70-летней давности. Партизанская война на территории Украины – дело проигрышное. Крым – иная история: здесь солидная часть населения действительно долго мечтала о российском протекторате. В харьковщине, днепропетровщине и даже в Донецке российским войскам неизбежно придется столкнуться не только со сторонниками, но и с ярыми противниками путинского режима. Надо будет окапываться и защищать рубежи. А в Крыму почти все «свои». К тому же его удобно блокировать: почти остров. Крым может и не стать путинским Афганистаном, а вот попытка занять пол-Украины – наверняка. Попытки внятно объяснить российским матерям, почему их дети погибли под Херсоном и Луганском, режим не выдержит.

В-третьих, этот сценарий неизбежно превращает Россию в большую северную Венесуэлу. Это, пожалуй, слишком даже для Путина. Любовь к благам западной цивилизации никто ведь не отменял.

Второй сценарий – плохой, но лучше первого.

Стоять в Крыму, где для российской армии почти нет угроз и мало недоброжелателей. Пустить туда НАТО и ОБСЕ, чтобы убедились, что крымчане действительно боятся Александра Турчинова с Арсением Яценюком пуще фашистов, а в Путине чают героя-освободителя. Независимые соцопросы, честные референдумы и выборы без Чурова покажут мощное желание крымчан самостоятельно определять свою судьбу (автономия), желание говорить по-русски. Пропаганда славных воинских традиций плюс щедрые дотации российского бюджета – и крымчане получат то, чего хотели.

В итоге у Крыма будет автономия, то есть российский протекторат, о котором он так мечтал. Вместо дачи Януковича мыс Айя можно будет испортить резиденцией Путина или Медведева. Потом, крымчане, конечно, пожалеют о наивной имперской ностальгии, но возможность исправить ситуацию появится, только когда в России сменится власть.

Россия в результате этой бескровной войны получит очередную бюджетно-дотационную Чечню, гигантскую возможность воровства на строительстве инфраструктуры, националистическую эйфорию и, увы, возможность безвозвратно испортить еще одну территорию – так, как испорчена олимпиадой сочинская экосистема.

Извлекут выгоду из ситуации и бездарные украинские политики, которым как снег на голову упала власть из рук Януковича, трусливого любителя роскоши. Северная угроза сплотит население. Оправдает сделанное за неделю гигантское количество ошибок. Запад станет сговорчивее (см. заявление G7) в выделении кредитов и вступлении Украины в союзы и ассоциации. Станет возможным партнерство с НАТО. Неизбежная теперь культурная, идеологическая и экономическая вражда с северным соседом компенсируется потоком западных кредитов и инвестиций.

Едва ли можно вообразить себе сценарий, при котором Путин отыграет все назад: признает временное правительство, «сдаст» Януковича Киеву, вернет войска на российские базы. Но даже выбор между первым и вторым сценарием в пользу второго, увы, не предопределен. Россия явно намерена продолжить чекистские разводки, по данным некоторых украинских СМИ, идет вербовка молодчиков для борьбы за Харьков, Донбасс и Одессу. Значит, кто-то в Москве думает, что можно попробовать отхватить пол-Украины, не став при этом Венесуэлой. Будет ли эта попытка предпринята – зависит от сопротивления украинцев, их власти и G7.

Уроки. Оккупация Украины, особенно по первому сценарию, станет тяжелым ударом для российской элиты, ищущей точки соприкосновения с путинским режимом. До сих пор можно было думать, что авторитарный лидер не пойдет на вредные для экономики и унижающие международный статус страны действия. Что его шагами руководит трезвый расчет, а не имперские фантомы и националистические эмоции. Иные думали, что путинский политический курс, далекий от идеала, все же разумнее политики, которую будут проводить, победив, оппозиционеры. Теперь такой надежды нет. Настает время тяжелого выбора между продолжением сотрудничества с режимом, внутренней или внешней эмиграцией.

Не более приятны выводы, ожидающие майдан.

Неделю от бегства Януковича до потери Крыма политические лидеры страны использовали на все кроме попытки вернуть силовым институтам управляемость. Посланником в полыхающий Крым направили бывшего местного премьера Сергея Куницына – это примерно как успокаивать Московскую область Борисом Громовым, или Тверскую – Дмитрием Зелениным.

Вместо здравого предложения узаконить по всей Украине двуязычие Верховная рада первым делом отменила закон о языке. Готовятся санкции против лиц с двойным гражданством. Во временное правительство не включили никого из восточных областей. А ведь им нужно терпеливо объяснять, что победа над Януковичем – это победа граждан над коррупционерами, а не Западной Украины над Восточной. И что в новой Украине им будет лучше, чем в старой. Правительство должно было стать «техническим», но вместо антикризисных управляющих в него набрали политиков.

Турчинов, Яценюк и руководящая ими Юлия Тимошенко отодвинули от управления Владимира Кличко, посвятив первую неделю новой жизни кулуарным разборкам и «торговле» индульгенциями для экс-сторонников режима Януковича. Сама Тимошенко из-за удивительного правового нигилизма Рады была выпущена на свободу не путем помилования или отмены приговора, а путем декриминализации статьи, по которой она сидела. Было предпринято очень мало усилий для ареста высокопоставленных деятелей режима Януковича. Зато, говорят, прикидывающиеся самообороной майдана отряды помогают разным темным личностям завладеть имуществом высокопоставленных беглецов.

Почти не видно и попытки переустроить государство на новых, прозрачных и честных началах.

Яценюк и Турчинов бесконечно жалуются на отсутствие денег на счете казначейства. Но в революцию нужны нестандартные решения! Например, оценить, на что именно бюджету нужны деньги «кровь из носа» и попробовать собрать их краудсорсингом. Отчитываясь перед добровольными донорами за каждую копейку. Дальше принцип прозрачности и отчетности нужно распространить на все бюджетные траты, сократив 2/3 как лишние. Такой шаг был бы настоящим, а не декларативным переучреждением государства, в отличие от обещаний Яценюка не тратить госденьги на льготы и привилегии.