От Афордов
К All
Дата 13.11.2013 19:15:49
Рубрики Россия-СССР; Компромисс; Культура; Война и мир;

РАН просит Путина оставить ей хоть что-нибудь

http://m.gazeta.ru/science/news/2013/11/12/n_3318877.shtml


со ссылкой на пресс-службу РАН.

Академия обратилась к президенту Путину с просьбой оставить в ведении РАН ряд институтов общенаучного профиля и занимающихся научной информацией. В их числе — Институт проблем развития науки РАН (ИПРАН), Национальный НИИ общественного здоровья, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Центр научной киновидеоинформации РАМН, Институт истории науки и техники имени Вавилова. Кроме того, в списке значится ряд академических библиотек и архивов: петербургская Библиотека академии наук (БАН), Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН), Государственная публичная библиотека СО РАН, Центральная научная библиотека ДВО РАН, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, Библиотека СО РАСХН, Фундаментальная библиотека РАМН, Архив РАН, Архив РАСХН. «Газета.Ru»

От IGA
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 27.11.2013 04:00:38

СО РАН решило отделиться?

http://naukarus.livejournal.com/349279.html
СО РАН решило отделиться?

http://echo.msk.ru/blog/demishev/1205218-echo/

1. Во-первых, я об этом узнал из блога на Эхе, наш директор (а по совместительсту зампредседателя научного центра), полагаю об этом тоже ничего не слышал.
Присутствовал на Ученом Совете ФИАН, где прошло сообщение об экстренном заседании Президиума РАН. Причина экстренности - решение Сибирского отделения РАН выйти (!) из Российской Академии Наук. Более подробной информации по этому поводу пока нет. Возможно, что происходящее связано с тем, что недавно Председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев предложил новосибирским депутатам в условиях реформирования академии наук инициировать создание на базе отделения государственной корпорации ( http://ria.ru/nsk/20131121/978724744.html ).

2. Во-вторых, мне конечно не нравится, что научных работников опять никто не спрашивает.

3. В-третьих, соглашательская политика Фортова всех заколебала и ему [Фортову] самое время покинуть свой пост.

4. В-четвертых, заявление Асеева - хороший шаг по раскачиванию лодки. Должно же когда-нибудь крысу стошнить.

5. В-пятых, это такой звоночек по поводу развала РФ. Я даже не знаю, как к этому [будущему развалу] относиться. У меня все сильнее создается ощущение, что это такой неизбежный исторический процесс. Поэтому смотрю на все признаки развала достаточно отрешенно, как на -15 сегодня за окном. Мне не нравится холодная и долгая зима, но от нее я могу только уехать в теплые края.

От Мак
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 29.11.2013 19:32:54

Минобрнауки России приступило к формированию перечня приоритетных научных задач

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=71888#.UpjAzuWCWSp

Минобрнауки России приступило к формированию перечня приоритетных научных задач
22.11.13 | Организация науки: Госполитика |


Министерство образования и науки Российской Федерации приступило к формированию перечня приоритетных научных задач, отвечающих передовым направлениям развития мировой науки и приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации. При Минобрнауки России создана Рабочая группа, в состав которой входят представители Министерства, научных и образовательных организаций, РАН, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Рабочая группа организует сбор и экспертизу полученных предложений и сформирует на их основе перечень приоритетных научных задач.

«Перечень научных задач должен быть направлен на решение масштабных научных проектов, ориентированных на потребности общества и экономики нашей страны. Перечень должен согласоваться с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, утвержденными Президентом Российской Федерации, а также характеризоваться значительным экономическим и социальным эффектом от их реализации, достижением в среднесрочной перспективе, не более 3–5 лет, научных результатов мирового уровня. И, конечно, многие задачи, которые войдут в этот список, будут предполагать и организацию работы учёных в рамках международного сотрудничества», – сообщила STRF.Ru заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова.

Для реализации каждой приоритетной научной задачи будет сформирован научный совет. Научные советы проведут отбор научно-исследовательских проектов, на основе которых будет сформирована программа научных исследований. Учёные, чьи заявки будут отобраны, получат возможность проводить свои исследования на базе федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием.

«Центры коллективного пользования федерального уровня дадут возможность ведущим учёным реализовать научно-исследовательские проекты, направленные на решение приоритетных научных задач. Финансирование проектов будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета», – пояснила Людмила Огородова.

В формировании перечня приоритетных научных задач могут принять участие все заинтересованные представители научного и образовательного сообщества России. Приём предложений по тематикам перечня будет проводиться до 2 декабря 2013 года по специально разработанным и размещенным на сайте Министерства (минобрнауки.рф) формам.

Окончательный перечень научных задач будет сформирован после его обсуждения на совместном заседании Общественного Совета и Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ. В дальнейшем перечень будет оформлен решением президиума Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации.

STRF.ru

От Мак
К Мак (29.11.2013 19:32:54)
Дата 04.12.2013 11:27:13

Бвший заместитель министра Минобрнауки России о сегодняшних чиновниках МОН

http://www.snob.ru/profile/27400/blog/68286 (по ссылке есть и фотографии упоминаемых чиновников)

Эпиграфом взята недавняя цитата из В.В.Путина: "Несуразности и излишние сложности в системе образования - результат работы представителей креативного класса, которые пробрались в профильное министерство".

Игорь Реморенко

Креаклы Минобрнауки

Решил вот написать всю правду про креативный класс, работающий в министерстве. Как раз и недавний литературный повод подвернулся.

Но прежде история. Когда один из наших Министров образования первый раз приехал в Европу для участия в клубе руководителей европейских систем образования, тамошняя знаменитая европейская «министра» его спросила:

- Ну что, коллега, студенты у вас в России устраивают пикеты?

- Да, случается.

- Преподаватели бастуют, зарплатой недовольны?

- Бывает.

- Родители постоянно ругают образование.

- И такое не редкость.

- Тогда… – Добро пожаловать в клуб!

Одним словом, министерства образования ругают везде. Даже существует поверье, что чем больше министерство хвалят, тем меньше оно работает. Это, конечно, не совсем правда. Во всём мире среди лидеров по поддержке общественного мнения – МЧС, среди аутсайдеров – социальный блок. Моя гипотеза относительно такого положения дел такая: чем больше регулируемая министерством сфера нуждается в самостоятельной деятельности людей, в саморегуляции – темь меньше граждан довольны сложившимся положением дел.

Вредные регуляторы

В чрезвычайных ситуациях всегда побеждает централизованное государственное регулирование, тут гражданская стихия противопоказана. Отсюда и всенародная любовь к рыцарям чрезвычайных ситуаций, спасающим нас от стихийных бедствий. В гуманитарной сфере с точностью до наоборот. Здесь граждане сами должны определяться какие книжки читать, какой профессиональный путь выбирать, как культуру возделывать. Отсюда и не любит народ всех этих социально-образовательно-гуманитарных чиновников. Креклов, понимаешь, тем более.

Ну да не в этом дело. Ни одна страна от министерства образования отказываться не спешит. Многие экспериментируют, создавая министерства человеческих ресурсов; экономики и человеческого капитала; образования и культуры; спорта, образования и молодёжной политики и пр. Но всё-таки отказываться никто не спешит, везде какой-то чиновничий орган регулирует происходящее в образовании.

У нас, конечно, последние изменения в образовании и науке затронули самые может быть острые вопросы, касающиеся и политики, и экономических отношений. Поэтому работу министерства образования по строительству детсадов, повышению зарплат, поддержке слабых и инновационных школ, сокращению отчётности и лишних бумаг – стараются не замечать. Все только и говорят о списанных диссертациях, имуществе РАН, судачат вокруг сиротской темы.

Вот кто всё придумывает

Но хочется совсем немного сказать о тех людях, которых я в действительности знал не один год. С ними мы в самом деле много чего придумывали, креативили, простите за моветон. В том числе, сочиняли как победить излишний документооборот ( http://минобрнауки.рф/документы/2641). Прежде всего, о директорах ключевых департаментов Минобрнауки России (фотографии не умею красиво сюда вставлять, этому в министерствах не учат):



- Сергей Салихов – научный департамент. Он сам ещё со школы, обучаясь в колмогоровской школе, очень любит и ценит науку. Понимает, как отличить науку от лженауки. Участвовал во многих научных проектах, понимает как организуются исследования на международном уровне. Инициирует ряд исследований, которые, в самом деле, могут вывести Россию на передовые рубежи в науке.



- Анастасия Зырянова – школьный департамент. Настя работала ранее в Перми, придумывала справедливые механизмы финансирования. Это когда не как начальник самовольно захочет дать сколько-то денег, а в зависимости от числа обучающихся. Мама двух детей, понимает, что значит хорошее образование. Она очень старается организовать обсуждение вопросов образования так, чтобы и родители, и дети получили очень качественное школьное образование.



- Михаил Попов – департамент конкурсов и всяких программ. Миша недавно руководит этим департаментом, но до этого он всегда удерживал позицию технологического развития, партнёрства бизнеса и образования. Ему очень нравятся проекты, где есть реальное сотрудничество вузов и предприятий. Он знает как это делать и старается развивать такое партнёрство.



- Наталья Золотарёва – департамент техникумов и лицеев. Опытный проектный менеджер, работала в некоммерческом секторе, именно она отважилась сравнивать наши ПТУ с заграничными. Потом была куча публикаций, немного расшевелили систему. Знает, как вывести среднее профессиональное образование на новый уровень. Очень настойчивая и требовательная.



- Александр Соболев – руководит высшей школой. Умеет рисковать, работал руководителем региональной системы образования и проректором вуза. Все его ругают за мониторинги, но именно он смог пробить сравнение вузов по, в общем-то, осмысленным параметрам. Может настойчиво и последовательно добиваться изменений, хотя прислушивается и к критике. Имеет ясные представления о том, в каком направлении должна меняться высшая школа.



- Евгений Сильянов – департамент защиты прав детей (школы для сирот и инвалидов). Долгое время работал на Дальнем Востоке. Хорошо знает детсады, школу, интернаты, вузы. Именно он не так давно выдержал тяжелейший разговор с американскими семьями, которые уже познакомились, почти усыновили 260 детей-сирот из наших интернатов, но судебных решений так не дождались. Благодаря его усилиям, в том числе, абсолютное большинство этих и других детей нашли своих родителей. Ведомство, как известно, тот самый закон изначально не поддерживало.



- Екатерина Толстикова – департамент имущества. Её все боятся. Она работает дольше всех. Но всё потому, что именно она не даёт разбазаривать «народное добро». Следит за тем, чтобы государственное имущество использовалось по назначению. Тысячи квадратных метров за последние годы были возвращены в образование. Ранее они незаконно сдавались в аренду или безвозмездное пользование коммерческим предприятиям, мигрантам и пр.



- Григорий Андрущак – стратегический департамент. Несмотря на молодость, очень образованный, начитанный и грамотный руководитель. Лучше всех в стране разбирается в статистике, экономических трендах, однако тонко чувствует человеческие настроения, изменения в культуре, гуманитарной сфере. Обобщает всю работу министерства, просчитывает риски, недостатки и может предсказывать грядущие изменения.



- Александр Володин – бюджетный департамент. Очень ответственный и опытный финансист. Тщательно отслеживает бюджетную политику. Если какие-то деньги где-то потерялись или лежат без дела – быстро их находит и заставляет тратить на нужды образования и науки.



- Александр Страдзе – молодёжный департамент. Он и сам всё время молодой. Спортсмен и всё такое. Верит в то, что молодёжь надо поддерживать, при этом предоставляя изрядную долю самостоятельности в принятии решений. Всегда открыт для диалога и предложений к сотрудничеству. Много ездит по стране, проводит кучу встреч, что меня, например, иногда раздражало:)



- Евгений Угринович – международный департамент. Это, на самом деле, очень скучный департамент, потому что он лишь обеспечивает всякие протокольные мероприятия, чтобы другие департаменты лучше работали с иностранцами. Однако ему удаётся сочетать всё это скучное протоколирование с решением содержательных проблем.



- Марина Лукашевич – правовой департамент. Несмотря на молодость, работает в министерстве достаточно давно, пользуется большим авторитетом во всей системе образования. Фактически, всё образовательное законодательство на ней. Нет ни одной нормы образовательного права, о которой бы она не знала. Ни один документ не выходит без визы её департамента. При этом работает неформально, не как какой-нибудь там злой и бездушный юрист.



- Анна Шевченко – административный департамент. Тоже сильный юрист и организатор, хороший аналитик. Вместе с тем добрый и отзывчивый человек. Редкость для администратора.



- Инесса Шишканова – ВАКовский департамент. Тут все диссертации. С ней я работал совсем чуть-чуть. Но мне она показалась очень ответственным человеком, искренне желающим что-то изменений в этой вакханалии безобразно списываемых диссертаций.

Сортировщики апельсинов

Есть ещё министр и его заместители. Но про них решил не писать. Ну какие они креаклы, если ежедневно через каждого из них проходит 200-300 решений? Тут думать некогда. Как в том анекдоте с сортировкой апельсинов ( http://meta-delo.blogspot.com/2007/10/resheniya.html ). Да и скажут ещё – подмазываюсь. Но министр и его заместители мне запомнились тоже как очень ответственные, умные и смелые люди. Те, кого обвиняют в плагиате, – на самом деле много работали со своими партнёрами, вместе цитировали общие статьи. Кто-то ссылался на работы, написанные ранее. Кто-то в самом деле допустил небрежность, не отследив какие-то прошлые совместные публикации. Это я говорю совершенно ответственно, учитывая, что к моим работам не было претензий и обелять мне кого-либо совсем не нужно.

Аналогично можно сказать про глупые обвинения в непрофессионализме. Те, кто писал про это, - на самом деле сами немного сделали для образования и науки. Да и слишком субъективная эта штука – профессионализм. Мои показатели как учёного, например, лучше некоторых академиков, а всё же думаю, что нужно ещё очень много работать. И, где бы не пришлось это делать, буду проводить интересные и нужные исследования. По делам судить надо, дела обсуждать, а не медийные мифы.

Одним словом, мне нравится, как работают мои бывшие коллеги. Они в массе своей креативные, умные и ответственные люди. Переживают за дело и стараются изменить образование с наукой в лучшую сторону. Буду помогать им разными исследованиями, если будет хорошо получаться. Несмотря на разные организационные несуразицы, халтурить не хочется.

Да, вот ещё что. В целом Министерство хорошо работает. Результаты есть. Если задуматься: и финансирование растёт, и зарплата, и прозрачность, и диссертации фальшивые на виду, и с имуществом порядок начали наводить, и детсады строить, и неэффективные вузы скоро закроют-присоединят, и т.д. Потомки оценят. Ну где-то что-то плохо идёт. А может это и хорошо? Роль ведомственного регулирования должна ослабевать? Мы ведь этого на самом деле хотим? Устали ведь от этого федерального патернализма? Разве не так?

Чего вот только вечером пятницы не напишешь… Но всё правда.

От Мак
К Мак (29.11.2013 19:32:54)
Дата 04.12.2013 11:14:41

Гранты спасут российскую науку ?

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=52801#.Up7hv-WCWSp

Гранты спасут российскую науку
18.03.13 | Организация науки: Зарубежная наука • Фонды поддержки науки |

Σ Боровикова Екатерина | Σ Быкова Наталья | Σ Горбатова Анна


Вопросами совершенствования системы грантовой поддержки научных проектов и повышения её эффективности всерьёз озадачилось руководство страны. Финансирование государственных научных фондов, согласно указу Президента России, достигнет к 2018 году 25 миллиардов рублей. Но и отдача от этих инвестиций в науку также должна расти.

Оптимизации инструментов господдержки науки было посвящено первое заседание президентского Совета по науке и образованию в обновлённом составе, прошедшее 29 октября 2012 года. «Нам необходимо скорректировать бюджетные инструменты, сделать их назначение и использование более адресным, выработать дифференцированный подход к поддержке и финансированию различных стадий исследовательского цикла, установить понятную и прозрачную связь между научными результатами и вознаграждением учёных. И в то же время дать возможности для творческого роста и профессиональной самореализации молодых исследователей, обеспечить им достойный уровень жизни», – подчеркнул Владимир Путин.

На заседании совета высказывались разные мнения о модернизации грантовой модели поддержки науки, включая создание новых специализированных фондов поддержки науки и научно-образовательной деятельности, частных фондов и фондов целевого капитала (эндаументов), о развитии конкуренции в научной среде, подстёгивающей рост результативности исследований.

По его итогам правительству поручено разработать комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности. Среди них – развитие системы государственных и негосударственных фондов, предоставляющих гранты научным организациям, коллективам и отдельным учёным на проведение научных исследований, рассчитанных на среднесрочный период (три–пять лет) и долгосрочный период (десять лет), в том числе на проведение исследований мирового уровня. Вскоре свои предложения представит Минобрнауки РФ.

А пока STRF.ru решил выяснить мнение учёных о том, какие задачи призваны решать научные фонды и на каких принципах должна строиться их работа, сколько фондов и какой специализации нашей стране нужно, как стимулировать получение значимых научных результатов учёными, чьи изыскания поддержаны грантами? Нам также интересен опыт работы зарубежных фондов поддержки науки и то, насколько он применим в России. В нашем новом опросе уже приняли участие следующие эксперты.

Андрей Старинец, физик-теоретик, научный сотрудник физического факультета Оксфордского университета, член координационного совета организации отечественных научно-технических работников за рубежом RuSciTech:

«Финансирование науки в последние 10–15 лет действительно увеличилось по сравнению с катастрофическим состоянием 90-х годов. Но это говорит только о масштабах катастрофы, а не о том, что это финансирование вышло на адекватный уровень». Читайте далее.

Павел Берлов, профессор факультета математики и Грэнтемского института климата Имперского колледжа Лондона:

«Россия практически никак не использует международные коллаборативные возможности. А ведь если развивать международные коллаборации, то можно влить в нашу науку кучу новых идей и людей. Позвольте мне утрировать эту мысль: значительную часть российской науки можно было бы развивать не только за счёт американских мозгов и технологий, но и за счёт американских налогоплательщиков». Читайте далее.

Артём Оганов, профессор, заведующий лабораторией Университета штата Нью-Йорк (США), адъюнкт-профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:

«Никакого развития не получится без создания нормальных, вменяемых условий работы учёных. Учёных нужно освободить от излишних бюрократических процедур – в частности, с отчётами у нас явный перегиб. Размер грантов необходимо увеличить, а экспертиза проектов должна быть международной (за исключением оборонных проектов)». Читайте далее.

Дмитрий Васильев, математик, профессор Университетского колледжа Лондона (UCL):

«Лучше дать меньшие гранты, но поддержать разные области. И вообще, самые интересные результаты, на мой взгляд, получаются не из больших вложений, а из разумных». Читайте далее.



Константин Агладзе, физик, профессор Киотского университета и заведующий лабораторией «Наноконструирование мембранно-белковых комплексов для контроля физиологии клетки» научно-образовательного центра «Нанобиофизика» МФТИ, созданной по мегагранту:

«Нигде, кроме как в России, не требуются тонны бумажной отчётности. Например, финальный отчёт по гранту размером около 500 тысяч долларов в Штатах или в Японии составляет примерно 3,5 страницы. В России отчётность измеряется килограммами». Читать далее.

Владимир Иванов, заместитель главного учёного секретаря Российской академии наук, профессор НИЯУ МИФИ, доктор экономических наук:

«Сейчас в России сложилась трёхсекторная система финансирования: фонды, программы и базовое финансирование. Фонды финансируют начальную часть научного процесса, которую потом должны “подхватывать” программы. В полной мере такая схема реализована в рамках фундаментальных исследований, где на начальном этапе небольшие коллективы за небольшие деньги проводят исследования, финансируемые научными фондами». Читайте далее.

Сергей Дмитриев, старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ, кандидат биологических наук:

«На мой взгляд, основной принцип, который должен быть заложен в концепцию реформирования грантовой системы, – это поддержка учёного на всех этапах его научной карьеры. Сейчас у нас, к сожалению, нет чётко выстроенной программы, которой учёный мог бы следовать, проходя путь от студента-дипломника до руководителя преуспевающей лаборатории». Читайте далее.

Наталья Иванова, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук, академик РАН:

«Пришло время для специализации фондов по разным областям науки. Скажем, у РФФИ есть такие объекты, направления науки, которыми сложно управлять под одним “зонтиком”. Да и мировой опыт показывает, что помимо общих естественно-научных фондов существуют, например, специализированные фонды по биологическим, биомедицинским исследованиям. Для нас развитие этих областей – сверхактуальная задача. Поэтому стоило бы подумать о создании в дополнение к РФФИ специального государственного фонда для поддержки исследований, ориентированных на медицину». Читайте далее.

Владимир Дьяконов, руководитель кафедры экспериментальной физики Университета Вюрцбурга, директор Баварского центра прикладных энергетических исследований:

«Моя кафедра в Университете Вюрцбурга делает упор, скорее, на фундаментальные исследования, потому основные средства мы выигрываем на конкурсной основе в Немецком исследовательском обществе (Deutsche Forschungsgemeinschaft, DFG), программах Евросоюза (EU), Министерстве науки Германии (BMBF) … Кроме этого, есть разные фонды на уровне федеральных земель, доступные, например, только работающим в Баварии, – BayStMWIVT – баварское министерство экономики». Читайте далее.

Алексей Бобровский, лауреат президентской премии для молодых учёных 2009 года, доктор химических наук:

«Должна быть прозрачная международная экспертиза проектов. И размер гранта должен быть в десять раз больше: допустим, вместо 300 тысяч – 3 миллиона. Тогда можно было бы говорить о том, чтобы покупать хотя бы не самое дорогое оборудование, оснащать лаборатории и обеспечивать зарплаты аспирантам и постдокам».

От miron
К Мак (04.12.2013 11:14:41)
Дата 04.12.2013 14:27:47

Конечно, росскийские гранты будут очень полезны США. (-)


От Tsays.Selke
К Мак (29.11.2013 19:32:54)
Дата 29.11.2013 23:19:58

Re: Минобрнауки России...

>
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=71888#.UpjAzuWCWSp

>Минобрнауки России приступило к формированию перечня приоритетных научных задач
>22.11.13 | Организация науки: Госполитика |


>Министерство образования и науки Российской Федерации приступило к формированию перечня приоритетных научных задач, отвечающих передовым направлениям развития мировой науки и приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации. При Минобрнауки России создана Рабочая группа, в состав которой входят представители Министерства, научных и образовательных организаций, РАН, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Рабочая группа организует сбор и экспертизу полученных предложений и сформирует на их основе перечень приоритетных научных задач.

> «Перечень научных задач должен быть направлен на решение масштабных научных проектов, ориентированных на потребности общества и экономики нашей страны. Перечень должен согласоваться с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, утвержденными Президентом Российской Федерации, а также характеризоваться значительным экономическим и социальным эффектом от их реализации, достижением в среднесрочной перспективе, не более 3–5 лет, научных результатов мирового уровня. И, конечно, многие задачи, которые войдут в этот список, будут предполагать и организацию работы учёных в рамках международного сотрудничества», – сообщила STRF.Ru заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова.

>Для реализации каждой приоритетной научной задачи будет сформирован научный совет. Научные советы проведут отбор научно-исследовательских проектов, на основе которых будет сформирована программа научных исследований. Учёные, чьи заявки будут отобраны, получат возможность проводить свои исследования на базе федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием.

>«Центры коллективного пользования федерального уровня дадут возможность ведущим учёным реализовать научно-исследовательские проекты, направленные на решение приоритетных научных задач. Финансирование проектов будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета», – пояснила Людмила Огородова.

>В формировании перечня приоритетных научных задач могут принять участие все заинтересованные представители научного и образовательного сообщества России. Приём предложений по тематикам перечня будет проводиться до 2 декабря 2013 года по специально разработанным и размещенным на сайте Министерства (минобрнауки.рф) формам.

>Окончательный перечень научных задач будет сформирован после его обсуждения на совместном заседании Общественного Совета и Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ. В дальнейшем перечень будет оформлен решением президиума Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации.

>STRF.ru

«Министерство образования и науки Российской Федерации приступило к формированию перечня приоритетных научных задач, отвечающих передовым направлениям развития мировой науки и приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники..»

Идёт речь не и науке, а о решении актуальных прикладных задач, опираясь на достижения науки. Новая технология это всегда новое прикладное применение известных и проверенных научных знаний. Наука подразумевает изучение ещё неизвестного, создание новых моделей отражающих реальность в ином «контексте». Нельзя запланировать открыть машину времени, но можно пытаться искать кварк-глюонную плазму. Поиск проявлений свойств реальности ещё непонятных и не изученных, вот, что такое наука. Такого рода исследования априори не предсказуемы и их полезность не планируется, а говорить о пользе для чего то... абсурд. Вся эта суета — похороны настоящей науки в России.

От IGA
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 28.11.2013 06:32:02

Учёная сказка про белого бычка

http://pustoj-zhurnal.livejournal.com/59136.html
Учёная сказка про белого бычка

Сначала немножко истории

Ливанов был назначен министром образования 21.05.2012
В двух предыдущих постах
http://pustoj-zhurnal.livejournal.com/58685.html
http://pustoj-zhurnal.livejournal.com/59031.html
приведены четыре газетных статьи 30.05-06.06.2012. Разумеется, назначение Ливанова означало то, что реформаторские круги предполагают попытаться разогнать РАН. В статьях это с разных точек зрения обсуждается. В той или иной степени обсуждаются
и основные проблемы, стоящие перед реформаторами.

1. Министерство нуждается в поддержке ученых. Атака Ливанова против РАН 2006 года была отбита (при всех внутренних раздорох науки) единым научным фронтом (на стороне Ливанова заметен лишь один ученый).

В июне 2012 года картина была совсем иной - существовало и действовало "работающее и некоррумпированное научное сообщество". Напомню, что это самоназвание группировки ученых и журналистов, сформированной polit.ru и "Троицким вариантом" в поддержку реформы Ливанова 2006 года. Разумеется это подавалось под острым "оппозиционным" соусом.

Уже в июне 2012 "работающие и некоррумпированные" выступают в поддержку Ливанова, в дальнейшем стороны действуют в тесном боевом союзе.

2. Другая проблема. Перед правящими кругами должен был стать вопрос, что делать с институтами РАН (в смысле как их разгонять), и как потом управлять оставшимися научными учреждениями. Не надо считать власть дураками, подобные вещи, разумеется, должны были спрашиваться (и это в приведенных статьях заметно).

Ответ был дан "работающими и некоррумпированными" - наукой можно рулить на основе индекса цитирования. Это тоже заметно в цитируемых статьях (причем, в афористичной форме). Проповедь "индекса цитирования" (библиометрики) был рефреном "работающих и некоррумпированных" в течение последних 5-6 лет. Вполне возможно, что наша элита искренне уверилась в этом. В любом случае, она действует в соответствии с этим верованием.

=============

27 июня не стало моментом истины, и научный мир не признал открыто, что многие, частью по своим личным интересам, частью., чтобы покрасоваться в печати, а частью по дури, 5 лет боролась за эту реформу. Совершенно естественно, что в следующем раунде профессиональные организованные протестатнты (раскрученные ранее в mass-media и поддерживаемы сверху "невидимой, но волосатой рукой Рынка") должны были восстановить контроль над mass-media-пространством и начать борьбу за полный контроль над видимостью протеста (а также за дальнейшее превращение протеста в видимость).

От IGA
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 23.11.2013 04:34:11

ФАНО: "Освободите площадь!"

http://ria.ru/science/20131120/978468148.html
Восемь институтов переселят из главного здания РАН для размещения ФАНО

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Восемь институтов, семь академических советов и комиссий должны до 30 декабря освободить помещения в главном здании РАН на Ленинском проспекте, а еще четыре института — сильно "уплотниться", чтобы расчистить в здании площадь для размещения сотрудников Федерального агентства научных организаций (ФАНО), говорится в распоряжении президиума РАН, копия которого есть в распоряжении РИА Новости.

Как сообщалось ранее, ФАНО, в ведение которого передаются все организации академии, будет располагаться в главном здании Российской академии наук на Ленинском проспекте, 32а.

В соответствии с распоряжением, управление делами РАН должно создать "резерв рабочих кабинетов" для размещения ФАНО — всего около 3 тысяч квадратных метров площади. Для этого 8 институтов — Институт социально-политических исследований, Институт проблем международной безопасности, Институт электрофизики и электроэнергии, Институт прикладной механики, Институт теоретической физики Институт ядерных исследований, Центр исследования проблем безопасности, Институт нанотехнологий микроэлектроники — должны освободить помещения в здании на Ленинском проспекте.

"Съехать должны те институты, у которых есть здания помимо помещений на Ленинском проспекте", — пояснил РИА Новости один из членов президиума РАН.

При этом четыре института, у которых нет других помещений, должны будут "оптимизировать используемые площади". В частности, Институт всеобщей истории должен отдать 140 квадратных метров, Институт этнологии и антропологии — 160, Институт славяноведения — 120, а Межведомственный суперкомпьютерный центр — 20. "У них забирают примерно четверть общей площади", — пояснил собеседник агентства.

Восемь советов и комиссий РАН, в частности, комиссия по борьбе с лженаукой и совет молодых ученых должны будут переехать в здание Института проблем информатики и в здание Выставочного центра РАН. Оптимизировать свои площади должны также отделения РАН, а также технические службы академии.

Арендаторам предложено переселиться на другие площади РАН, иначе договор аренды будет расторгнут через суд.

От Мак
К IGA (23.11.2013 04:34:11)
Дата 02.12.2013 19:30:09

Здание РАН на Воробьёвых горах оказалось никому не принадлежащим?


http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=72162#.UpyzqOWCWSo


Здание РАН на Воробьёвых горах оказалось никому не принадлежащим

29.11.13 | Организация науки: Академическая наука • Наука и право |

Бесхозным с юридической тачки зрения оказалось здание Российской академии наук на Воробьёвых горах. Такая информация появилась сегодня в российских средствах массовой информации. В ходе инвентаризации собственности РАН Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выяснило, что на главный корпус, где располагается президиум РАН, не оформлены права собственности. Интересно, что таких прав ни на земельный участок, ни на само строение нет ни у кого в России. В реестр федерального имущества здание не внесено, сообщает «Уралинформбюро».

На 25-этажную высотку по Ленинскому проспекту, в народе прозванную «золотые мозги», обратило внимание Федеральное агентство научных организаций. «Чтобы оформить права РФ на землю, придется провести комплекс технических работ, в частности межевание участка. Обяжем сделать это нового правообладателя – агентство по управлению имуществом РАН» – цитирует своего источника газета «Коммерсант».

Руководство Российской академии наук, однако, отрицает обвинения в свой адрес. «Права эти у нас оформлены, есть свидетельство. Ну, какие тут могут быть еще комментарии. Конечно, есть номера свидетельства, как положено. Всё принадлежит РАН» – приводит BFM.ru слова Константина Солнцева, управляющего делами РАН.

«Академия никогда не была сильно озабочена тем, чтобы регистрировать, предъявлять права. Надо тратить ресурсы, надо тратить деньги, надо тратить время на то, чтобы поднимать документы из архивов. Во-вторых, в этом просто не было никакой нужды. Имущество практически необоротоспособно, оно не закладывается, в длительную аренду не сдается, не продаётся. <…> Ситуация абсолютно не уникальная. Это обычная ситуация для имущества Академии наук» – прокомментировал ситуацию партнёр компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

STRF.ru

От Афордов
К Мак (02.12.2013 19:30:09)
Дата 02.12.2013 20:39:21

РАН все разъяснила, но СМИ тиражируют этот слух (-)


От vld
К Афордов (02.12.2013 20:39:21)
Дата 09.12.2013 17:01:02

Re: СМИ не любят шибко умных, к тому же команды "фас" и "ату их" не отменяли (-)


От IGA
К IGA (23.11.2013 04:34:11)
Дата 26.11.2013 05:03:30

учёные против выселения

http://www.saveras.ru/archives/4296
25.11.2013

Президенту РАН академику В.Е.Фортову
Членам Президиума РАН

Уважаемый Владимир Евгеньевич!
Уважаемые члены Президиума РАН!

Издано распоряжение Президиума РАН No. 10120-941 от 18.11.2013 о выселении ряда уважаемых научных организаций из помещений в здании на Ленинском проспекте, 32а.

http://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=7236c743-a196-4b9f-b14d-2b7640a97f8f

В связи с этим заявляем следующее.

1) Решительно осуждаем возмутительное распоряжение Президиума РАН No. 10120-941 от 18.11.2013 о выселении научных организаций из помещений в здании на Ленинском, 32а.

2) Настаиваем на персональной ответственности членов Президиума РАН. Требуем обнародовать персональное отношение каждого из членов Президиума РАН к этому распоряжению.

3) Требуем немедленной отмены распоряжения Президиума РАН No. 10120-941 от 18.11.2013.

Члены Клуба 1 июля

Члены Оргкомитета конференции научных работников

От Афордов
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 22.11.2013 10:26:41

Процесс пошел. Глава ФАНО дал большое интервью газете Поиск.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ.

http://www.poisknews.ru/theme/ran/8213/

ГЛАВА ФАНО ПРЕДПОЧИТАЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ И ФОРМАЛИЗОВАННОСТЬ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ. РЕФОРМА РАН № 47(2013)

Понарина Елизавета 22.11.2013

Когда объявили, что институты РАН, РАМН и РАСХшН отдали под управление 36-летнего замминистра, не имеющего даже степени кандидата, научное сообщество возмутилось. Но через несколько недель заговорили, что, может, Михаил Котюков и не худший вариант, что с ним, как с финансистом, можно иметь дело. Поэтому, когда представился случай, мы с удовольствием задали главе Федерального агентства научных организаций (ФАНО) вопросы, которые интересуют читательскую аудиторию газеты “Поиск”.

- Михаил Михайлович, Дмитрий Медведев поручил ФАНО “выстроить более современную экономическую модель для работы российской науки”. С чего начнете? Какими силами?- С формирования команды и определения первоочередных задач. Очень рассчитываю опереться на кадровый потенциал академий наук. Последние годы при формировании ежегодных бюджетов мы взаимодействовали, и я знаю, что в академиях есть очень квалифицированные сотрудники. Такой подход - залог сохранения преемственности и стабильной работы научных организаций. Регулирование научного процесса остается за Академией наук (так записано в Законе о реформе РАН и в Положении об агентстве). В данном случае речь идет только о создании максимально прозрачной системы работы подведомственных ФАНО организаций. То, что мы сейчас делаем, - проект, по сути, не новый. Эту задачу все федеральные учреждения решали последние три года. В свое время мы в Минфине трижды в неделю собирали штаб, пошагово обсуждали, что необходимо изменить, чтобы с первого рабочего дня января открывать финансирование федеральных учреждений. - А масштабы были того же уровня, как сейчас?- Создавался новый механизм финансового обеспечения деятельности федеральных государственных учреждений. Чтобы процедура заработала, каждому ведомству, выполнявшему функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств для своих подведомственных организаций, нужно было подготовить и издать более 20 документов. При этом часть из них требует согласования с федеральными ведомствами, регистрации в Министерстве юстиции. Сейчас фактически агентству нужно подготовить тот же перечень документов для научных институтов. Но есть накопленный опыт, есть история документов, принятых в свое время в академиях, есть практика их реализации. - Когда начнутся первые шаги с учетом обещанного моратория? Кстати, а в чем он выразится?- Чтобы в январе не было никаких формальных препятствий для открытия финансирования подведомственных организаций, нам нужны утвержденные государственные задания. Соответственно, мы должны до начала финансового года такие задания утвердить. Задача очень непростая. Но, повторяю, есть стартовый запас опыта, есть люди, которые в академиях этим занимались, есть решение правительства, чтобы подготовка проектов этих госзаданий на 2014 год сейчас выполнялась сотрудниками Академии наук (РАН). При этом есть организационный вопрос, который мы должны будем решить, - объединить три правовых поля, ранее сформированных академиями наук, и сформировать единую методологическую базу. - То есть кто оперировал, сможет оперировать... - Совершенно верно, просто была разная практика утверждения госзаданий, даже по форме немного различались. Мы сейчас должны унифицировать общую форму, но сохранить все позитивное, что было накоплено. Безусловно, общаясь с профессионалами в трех академиях, мы встречаем разные точки зрения. Я уверен, что мы достигнем компромисса. - Объявлено, что у вас в ФАНО будет 7 замов, 18 управлений. Чем эти специалисты должны были отличиться в своей предыдущей карьере, чтобы стать сотрудниками ФАНО? Из кого будете набирать штат? Будут ли возрастные ограничения, профессиональные предпочтения?- Предполагаю, что основу составят сотрудники аппаратов трех академий. Управления будут заниматься разными вопросами. Ключевые -координация деятельности организаций и взаимодействие с Академией наук, обеспечение работы Научно-координационного совета. Плюс вопросы имущественного комплекса, включая связанные со строительством объектов государственной собственности, вопросы финансово-экономического блока, стратегического развития и международных отношений. Думаю, что в первое время структура должна быть достаточно гибкой, ориентируемой на структуру РАН. Стараемся, чтобы была преемственность и чтобы мы на пути становления не потеряли настроенные системы взаимодействия. Параллельно должно идти объединение трех академий. Важно эти процессы синхронизировать, чтобы не разрушились основные цепочки и связи. - А как вы будете действовать на местах? На бумаге остались СО, УрО, ДВО, а на деле институтов у них нет... - Мы действуем в рамках закона и Положения о ФАНО. - Чем займутся ваши территориальные органы?- Этот вопрос один из самых актуальных. Мы провели уже несколько встреч с руководителями региональных отделений и сотрудниками Президиума РАН для обсуждения функционала территориальных органов агентства и их взаимоотношений с региональными отделениями Академии наук. - Законодательно разве это все обеспечено?- Безусловно, от нас потребуется сформировать Положение об этих органах. Академия своими решениями определит функционал своих отделений, а всем вместе нужно синхронизировать процесс. Надо избавить руководителей организаций, подведомственных ФАНО, от необходимости из-за сиюминутных проблем ездить в столицу. Это часть кадровых вопросов, с которыми можно справиться на уровне территориального управления. Это вопросы контрольных функций, которые за агентством закреплены. Какие-то вопросы документооборота, особенно в части методик по формированию механизма финансового обеспечения деятельности организаций. Мы как раз находимся в диалоге по этим темам и намерены выстроить прозрачную систему взаимодействия. - Что будет стержнем этих взаимоотношений?- Государственные задания - это основной инструмент для государственного финансирования. Поэтому важно, каким образом будет организована внутри академии работа по формированию Программы фундаментальных исследований, по подготовке предложений в отношении госзаданий для подведомственных организаций. В академии сложились определенные принципы и правила, их нужно взять за основу и внести ряд уточнений с учетом положений законодательства. Смогут ли отделения утверждать задания? Не смогут. Задание должно утверждаться руководством ФАНО, но подготовка необходимых документов и первичное взаимодействие может осуществляться силами территориальных органов. - В регионах ФАНО разместится так же, как в Москве, на академических площадях?- Если физически это возможно, то логично сделать так. Мы обсуждаем это, так как координация и взаимодействие - одна из первоочередных наших задач. - На какое количество сотрудников ФАНО вы ориентируетесь?- На меньшее, чем совокупная численность сотрудников аппаратов РАН, РАМН и РАСХН. Мы будем брать людей на работу в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе - на условиях открытого конкурса, и лишь часть позиций имеем право закрыть без проведения конкурса или на условиях срочного контракта. - А техзадание этого конкурса каково будет?- Должна быть сформирована специальная комиссия, я условно называю ее кадровая, и определены конкретные условия и порядок приема на соответствующие должности. Мы говорим о сотрудниках центрального аппарата ФАНО и территориальных органов. - Объясните, пожалуйста, что значит “мораторий на год”? Чем будут заниматься сотрудники ФАНО целый год? В этот период сотрудники академических институтов на прежних правах смогут участвовать в различных научных программах - российских, международных, отраслевых? Избрание новых членов академии произойдет или с учетом моратория отложится аж на четыре года?- В соответствии с положениями законодательства, академии необходимо пройти процедуру реорганизации, а агентству - стадию формирования. Тут не до принятия стратегических решений по имущественным или серьезным кадровым вопросам. Нам надо принять организации, подведомственные академиям наук сейчас, структурировать все инструменты обеспечения их деятельности, не допуская в течение года каких-то серьезных перемен в структуре или в численности работников организаций. Как сказал Президент РФ, мы должны будем вместе с Академией наук подготовить соответствующие предложения о развитии подведомственных организаций, рассмотреть программы развития научных институтов, которые должны быть подготовлены с учетом предложений РАН. Вопросы выборов не отнесены к полномочиям агентства. В законе четко разделено: академия - госучреждение, которое подведомственно правительству, а агентство работает с учреждениями, ранее подведомственными академиям наук. - Мораторий - это такое условное название действия без резких движений? А в принципе институты уже начинают в 2013 году жить по новым законам, правилам?- Конечно, в этом смысле особо нового, принципиального для институтов пока ничего не предусмотрено. Еще раз говорю, механизмы финансового обеспечения были изменены два года назад. Институты трех академий наук уже перешли на госзадания. Академии наук сами утверждали задания, заключали необходимые соглашения, предоставляли средства федерального бюджета под эти соглашения. В этой-то части принципиально не меняется ничего. Мы синхронизируем три системы. В Законе о реформе РАН есть запись о том, что мораторий продлится до перехода организаций в ведение агентства. Задачу переходного периода это решает. Дальше необходимо еще время, чтобы агентство вместе с Академией наук смогли более четко определиться по структуре развития подведомственных организаций. - Перед вами ставили задачи сокращения численности работающих и количества институтов?- Передо мной поставлена задача выстроить более современную экономическую модель для работы российской науки и организовать эффективную систему финансового обеспечения деятельности подведомственных организаций. - Что будет считаться эффективным?- На первом этапе это соответствие уже утвержденным законами и постановлениями правительства нормам. Нужно уточнить перечень организаций, сформировать четкие госзадания. Для предприятий свой набор требований, все нужно сделать в самое ближайшее время. - В первом варианте обоснования реформы РАН ее затратность оценили только в стоимость большего числа стипендий академиков. Это была уловка. На самом деле все дороже. Вы -финансист и можете сказать, во что встанет реформа науки для бюджета? Или ее должны будут оплатить сами реформируемые?- Могу сегодня говорить только в рамках тех параметров, которые предусмотрены проектом Федерального бюджета. 20 ноября Государственная Дума рассмотрит его во втором чтении. Те поправки, которые сейчас к этому документу есть, готовились с учетом предложений Академии наук. Сейчас в Законе о бюджете в части, которую мы обсуждаем, шесть главных распорядителей бюджета: РАН, три ее региональных отделения, РАМН и РАСХН. Совокупно все шесть распорядителей имеют около 95 млрд рублей в год. Это будет в соответствии с подготовленными поправками разделено на две части. За академией остается содержание самого аппарата академии, международные соглашения, которые уже есть, академические стипендии и функционал, который определен законодательством. За ФАНО -финансовое обеспечение подведомственных организаций и центрального аппарата агентства. Какие это будут деньги, узнаем, когда бюджет будет принят и подписан. - Ответственность за формирование Научно-координационного совета возложили на ФАНО. Вы уже представляете, кого вы позовете в этот совет? Как будут учитываться результаты реализации советов совета?- Вопрос не простой. В положении прописано, что агентству поручено создать такой совет из ученых, ведущих научные исследования на общепризнанном мировом уровне. Поэтому сейчас проводим консультации на предмет, с одной стороны, перечня вопросов, которые НКС будет рассматривать, а с другой - по формированию Положения о совете и его персональному составу. Будут ли это только россияне или зарубежные ученые тоже - не скажу. Еще обсуждаем. - Мне кажется, что далеко не все приоритетные разработки надо выкладывать на стол. Есть оборонные, военные дела... - Мы сейчас говорим о гражданской науке. Институты, работающие по специальной тематике, как правило, получают деньги от соответствующих ведомств по определенным правилам. - Интересно, а будут выводы экспертизы академиков учитывать?- Это вопрос должен быть определен специальным порядком взаимодействия правительства с академией в этой части... - Я сейчас вспомнила, как А.Фурсенко, когда стал министром, на одном из первых заседаний Российского союза ректоров заявил: “Не забывайте, я - человек правительства”. Я тогда охнула, мне казалось, что министр - отец отрасли, главный радетель за нее. Вы тоже будете человеком правительства или будете ратовать за науку?- Здесь на разных стадиях позиция федерального органа исполнительной власти должна быть соответствующая. Есть этап подготовки предложений в бюджет, этап обсуждения, принятия стратегических решений в рамках возможностей выбора, который предоставляется, а дальше, когда решение принято, нужно его выполнять. Если бюджет не принят к определенным датам, стране становится невозможно работать в принципе. Возникают тяжелейшие последствия. Недавно мы это видели на примере США. Безусловно, при формировании предложений мы должны будем совместно - РАН и ФАНО - готовить и обосновывать нашу позицию. Ведь подведомственные организации ФАНО являются исполнителями государственных программ развития науки и технологий, развития здравоохранения и других. Дискуссии относительно средств на программу в целом или распределения денег между участниками будут, но когда эти решения приняты, то дальше надо работать, а не спорить. Сейчас есть задача привести государственные программы под параметры трехлетнего бюджета. Прогноз на ближайшие годы напряженный. Говорить, что мы найдем где-то еще серьезные деньги, я бы не стал. В этой ситуации важно сохранить то, что уже есть. В нынешнем году при формировании бюджета был определенный маневр перераспределения средств между разными разделами. И те параметры, которые у нас есть, нужно будет обосновать и защитить. - Я, как обыватель, аплодирую депутатам, которые будут принимать напряженный бюджет, успев позаботиться о зарплате себе, любимым, в 250 тысяч рублей в месяц. Но вернемся к подведомственным институтам. Замминистра Минобрнауки Людмила Огородова говорила, что в ФАНО отдадут всю науку, включая вузовскую. А потом Дмитрий Ливанов сказал, что вузовскую науку не отдаст. Похоже, что и НИЦ “Курчатовский институт” не будет ФАНО подчиняться. Получается, перефразируя Оруэлла: все ученые равны, но некоторые - равнее других?- Вернусь к закону и положению. Функционал агентства ими определен - это работа с организациями, ранее подведомственными академиям. - Кстати, а по какой схеме вы будете учитывать эффективность институтов? Чем станете ее измерять?- Это вопрос очень чувствительный. Соответственно, требует обсуждения. Для разных профилей могут быть разные измерители. Для фундаментальных исследований - один набор показателей, для прикладных - другой. В перспективе при формировании госзаданий какая-то часть показателей должна существовать как плановые значения для организаций и в целом утверждаться. Такая практика отчасти в академии уже была. Вопрос “чем измерять?” -дискуссионный. Думаю, что правильно будет обсудить эти вопросы на НКС. У нас в положении записано, что в части оценки научной деятельности мы пользуемся материалами АН, которая наделена полномочиями оценивать эффективность научной деятельности институтов. - Про вас, Михаил Михайлович, пишут, что в Красноярске вы предлагали самые новые механизмы решения экономических проблем. Что из опробованного там вы внесете в работу ФАНО?- У тех проектов, за которые я отвечал в крае, всегда были два принципиальных свойства: прозрачность и максимально формализованная система, которая исключает воздействие на результат субъективных факторов. Первый проект, который поручили мне, был подготовкой проекта Закона о системе бюджетных отношений. В Красноярском крае более 60 муниципальных образований, в первой версии закона мы получили 53 формулы, которые основывались преимущественно на статистических данных. Мы сверяли их с территориями, согласование предполагало статистическое обоснование, а не просто запрос большей цифры. Мы все расчеты всегда держали открытыми, дальше предоставляли в Законодательное Собрание. Первая версия закона готовилась в 2003 году. После принятия этого совершенно нового механизма формализация его на уровне края прошла даже раньше, чем это было принято как федеральная задача для всех регионов. Мы первые годы очень внимательно проводили мониторинг применения этих механизмов, что-то уточняли для улучшения прозрачности и чтобы сделать систему более устойчивой. Через пять лет мы немного пересмотрели методику и сократили количество формул, но принципы остались те же. В тот момент шло объединение Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским округами, мы очень осторожно принимали два этих огромных муниципальных района в систему межбюджетных отношений края. Второй пример - обсуждение отраслевых систем оплаты труда. Начали с пилотного проекта, провели открытый отбор желающих участвовать в эксперименте, набрали больше 40 учреждений. Они сами написали свои программы, в которых максимально открыто всему коллективу объяснили, за что какие надбавки. Первые полгода мы встречались с коллективами, обсуждали, что неправильно, что нужно доработать. Совместно готовили нормативную базу. Проф-союзы постоянно были вовлечены в эту работу. - А здесь-тo вы будете с профсоюзами иметь дело?- Я считаю, что профсоюз - это неотъемлемая часть коллектива, значит, нужно постоянно находиться в диалоге. У нас очень большая подведомственная сеть, по данным академий, более 100 тысяч работников... - Выстраиваете ли вы для себя план работы ФАНО? Что, скажем, должны осуществить в первом квартале, во втором?- Сейчас идет процесс формирования структуры агентства и штатов. Будет определен функционал подразделений и подготовлен план-график решения основных задач, этапы их осуществления исходя из главной цели -обеспечить максимально прозрачную и эффективную систему деятельности. Максимально открытую систему, чтобы было понятно, что, почему и на каком основании строится. Федеральным законом определено, что мы должны к 2016 году подготовить экономические нормативы для формирования государственных заданий. Это будет касаться всех федеральных органов исполнительной власти и чуть позже региональных, чтобы унифицировать процесс определения государственных заданий и размеры бюджетной субсидии для выполнения этого государственного задания. Это очень сложная задача, я рассчитываю на серьезную помощь со стороны научных коллективов РАН и наших подведомственных организаций. Очень сложно нормировать затраты на работы, а фундаментальные исследования по классификации как раз работы, а не услуги. Вполне уместно создать некий экспертный межведомственный совет при агентстве с представителями институтов. - Какой смысл гуманитарию обсуждать физику?- Обсуждать будем экономику процесса, экономику деятельности подведомственных организаций, какие нужно учесть нюансы, чтобы не было механистического выравнивания различных услуг и работ. Я считаю, мы должны очень аккуратно действовать. Это должна быть масштабная в экономическом плане задача. - А как будет оцениваться эффективность деятельности самого ФАНО?- Это вопрос к правительству. Я пока воздержусь от комментариев. Будут определены ключевые задачи и показатели исходя из тех функций, которые заложены в положении. А вышестоящий орган - Правительство РФ - будет оценивать ФАНО по этим показателям. - В мировой науке есть пример, когда выделяют не очень много денег, а результат замечательный?- Я могу сказать, что у нас в плане показателей, которые в РФ сформированы, есть ключевые задачи, которые определены президентом в области науки майским указом 2012 года. Там один из показателей - совокупные расходы экономики на исследования и разработки. Работая в Минфине, я погружался в проблему совокупных издержек всей экономики, не только госсектора. Отличительная особенность нашей страны в том, что у нас здесь превалирует доля государства, в то время как в западных экономиках наоборот: к науке больший интерес частного капитала, а государство либо финансирует определенную тематику, либо стимулирует развитие приоритетных для экономики направлений. В России на уровне государственных программ должно быть найдено какое-то решение по достижению этого соотношения. При этом расходы на науку в федеральном бюджете в номинале не сокращаются даже в условиях тяжелого бюджета. - Но вряд ли средства достанутся институтам ФАНО... - Сейчас есть предварительное распределение, часть средств уже расписана по ведомствам, по фондам, часть будет распределена по итогам конкурсов, но есть еще не распределенные средства, в направлении которых нужно будет обязательно участвовать и получать дополнительные возможности. И эти средства будут ежегодно увеличиваться. Я считаю, что подготовка той самой экономической модели, о которой мы говорили, будет способствовать и более эффективному участию ученых в распределении средств на исследования и НИОКР. Повторяю: формализация и открытость -основа наших действий. Руководствуясь этими принципами, мы всегда сможем объяснить, что мы делаем, зачем и как хотим добиться результата.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Беседу вела Елизавета ПОНАРИНА Фото автора


От miron
К Афордов (22.11.2013 10:26:41)
Дата 22.11.2013 12:08:08

Re: Процесс пошел....

Проблема была в том, что мало получающие ученые начали тихо ненавидеть Путина. Результаты выборов в наукоградах об этом говорят. Чтобы они угомонились нужно было поднять зарплату. Но денег нет. Если тупо начать сокращать, то все станут революционерами. Решили идти в обход. Отвлечь внимание на реформу, а потом уже и сократить, когда ученые будут разобщены и не смогут вякнуть.

А наука нынешней РФ не нужна. Закон Паршева.

http://maxpark.com/community/129/content/2166472

От IGA
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 21.11.2013 22:46:32

Путин посетовал на слишком сложные образовательные программы

http://www.gazeta.ru/social/news/2013/11/21/n_3341069.shtml
Путин обвинил креативный класс в усложнении образовательных программ
21.11.2013, 15:18 | «Газета.Ru»

Президент России Владимир Путин обвинил представителей креативного класса в Минобрнауки во введении излишних сложностей в образовательные программы, сообщает РИА «Новости» с Российского литературного собрания.

«По поводу всех несуразностей, излишних сложностей, непонятных часто никому, — это результат того, что представители так называемого креативного класса пробрались в Министерство образования и там все это рисуют. Это результат их работы», — заявил президент.

Он отметил, однако, что представители креативного класса — люди, как правило, с творческим началом и делают много хорошего, «но иногда перебарщивают».

От Владимир К.
К IGA (21.11.2013 22:46:32)
Дата 27.11.2013 01:02:55

Это он ласково и остроумно, как он умеет, пошутил о "своих".

(В смысле, о министре образования и прочих присных.)

От Афордов
К Афордов (13.11.2013 19:15:49)
Дата 16.11.2013 00:15:47

Конгресс работников науки и образования 30 ноября в Москве



КОНГРЕСС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (КРОН) Дата публикации: 15.11.2013 Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в работе КОНГРЕССА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, который состоится 30 ноября 2013 г. в г. Москве Образование, наука и культура России – в опасности! Законы об образовании и «реформировании» Российской академии наук поставили под угрозу будущее творческого класса нашей страны. Однако граждане не безмолвствуют: педагоги, студенты, родители, работники академии науки и других научных сообществ начали активное противодействие этим разрушительным процессам. Настало время для консолидации наших усилий . Именно с этой целью мы инициируем КОНГРЕСС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (КРОН). Основные организаторы КРОН: · Общественное движение «Образование для всех» · Профсоюзное объединение «РКК-Наука» · Профсоюз работников РАН · Общественное движение «Родительская забота» · Общественное движение «Альтернативы» Круг общественных движений и организаций, активистов, поддерживающие наши цели, может и должен быть расширен ! Мы приглашаем к участию в Конгрессе представителей инженерного сообщества, работников здравоохранения, культуры и других представителей творческого класса России. Основные задачи Конгресса : · выработка и принятие документов, содержащих основные положения альтернативной стратегии развития образования, науки и культуры в нашей стране; · разработка и принятие плана общественных действий по защите и развитию образования, науки и культуры , оказание с этой целью демократического давления на власть; · инициирование создания широкой Коалиции в защиту образования, науки и культуры ; Целями Коалиции должна стать деятельность, направленная на: · приоритетное развитие образования, науки, культуры; их государственная и широкая общественная поддержка; · обеспечение общедоступности образования и культуры, сохранение и развитие научного и культурного потенциала страны; · предотвращение их приватизации и массовой коммерциализации. Программа Конгресса будет включать пленарные заседания, работу тематических секций, инициативные семинары и круглые столы, принятие основополагающих документов, формирование рабочих органов, которые возьмут на себя подготовку формирования будущей коалиции. Начало работы Конгресса – 10.00 (регистрация – с 9.00). Окончание – 18.00 Место проведения Конгресса -Москва, гостиничный комплекс «Измайлово – бета». Для участия в работе Конгресса необходимо до 25 ноября подать заявку с указанием ФИО (полностью), места работы, должности, ученой степени и звания (если имеются), Общественной организации (если Вы ее представляете или являетесь членом), сферы Ваших интересов, темы выступления (если планируете), электронной почты, телефона. Для иногородних участников может быть забронировано место проживания (гостиница, общежитие) Общественные организации и движения, разделяющие цели Конгресса, могут подключиться к его организации и/или инициировать проведение семинаров, круглых столов и т.п. Заявки для участия в Конгрессе просьба высылать по адресу: science.reg@mail.ru Телефон для справок: 8-926-107-15-08 Оргкомитет
http://me-forum.ru/media/news/2033/

От константин
К Афордов (16.11.2013 00:15:47)
Дата 19.11.2013 19:43:54

1-го декабря митинг «Остановить развал образования и науки!»

Событие интересное тем, что среди организаторов как чисто профессиональные организации, так и политические, левого толка...
!--------------------------------

Митинг «Остановить развал образования и науки!» 1 декабря 2013г., Москва
19.11.2013Митинги, флешмобы, Протест учёныхstoprazval, важное

1 Декабря 2013 г. в рамках всероссийской акции «Остановить развал образования и науки!» в Москве состоится одноименный митинг.

Время проведения: с 13-00 до 15-00.
Место проведения согласовывается с властями. Заявка подана на Пушкинскую площадь. О точном месте проведения мероприятия будет сказано на сайте:
http://stoprazval.ru/. Следите за новостями.

Основные требования митинга:

Отправить на доработку для приведения в соответствие с Конституцией РФ, правами и свободами человека следующие законы: N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующие ему подзаконные акты (в частности, так называемую «дорожную карту»), № 253-ФЗ «О Российской академии наук» и № 291-ФЗ «О Российском научном фонде».
Провести всестороннее обсуждение и независимую общественную экспертизу по вышеуказанным законам с целью разработки законодательства об образовании и науке, соответствующего Конституции РФ, защищающего интересы страны и права и свободы ее граждан.
Отменить Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», нарушающий Конституцию и права и свободы граждан РФ.
Не допустить сокращения доли социальных расходов в проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы.
Снизить нагрузку на работников образования, не допустить сокращения доли учебно-методических часов. Прекратить сокращения.
Отменить подушевое финансирование.

Цели митинга:

Объединить всех неравнодушных к тому, что происходит с образованием в России сегодня.
Привлечь внимание к проблеме уничтожения качественного и бесплатного образования и академической науки в нашей стране.

Митинг организован совместно со следующими организациями:

В сфере образования:

Конфедерация труда России http://www.ktr.su/ ,
Инициативная группа РАН http://www.saveras.ru/,
Профсоюзы:
«Университетская солидарность» http://unisolidarity.ru/ ,
«Учитель» http://pedagog-prof.org/ ,
«Студенческое действие» http://studaction.com/ ,
«Защита» ,
Общественное объединение: «Свободная школа сопротивления».

Общественные движения:

«Левый фронт» http://www.leftfront.ru/ ,
«Трудовая Россия» http://trudros.ru/ ,
«КРИ» http://socialistworld.ru/,
«Московский совет» http://www.dostali.su/,
Российское социалистическое движение http://www.anticapitalist.ru/ ,
РОТ ФРОНТ http://rotfront.su/.

Также в организации митинга принимают активное участие инициативные группы родителей, преподавателей и студентов из Москвы и МО.

Группа Вконтакте: http://vk.com/id211565668

Веб-сайт: http://stoprazval.ru/
!----------------------------------
http://www.saveras.ru/archives/4013