С.Кара-Мурза написал:
> «Революция — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя»
>В данном случае узкое и ограниченное марксистское понятие служит фильтром, который не позволяет нам увидеть целые типы революций, причем революций реальных, определяющих судьбу народов.
Действительно, с системой понятий в марксизме дела обстоять совсем не блестяще, как и во всех общественных «науках». Но всё-таки в марксизме кое-где есть зачатки системы. В данном случае это связка «революция-контрреволюция».
Достоинство этой связки в том, что она учитывает ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ. Но там нет ключевого понятия «жизнеспособность», как это предложено в системе понятий РУС. А с его учётом можно было бы сказать: «Революция - это переворот, повышающий жизнеспособность общества. Контрреволюция - это переворот, понижающий жизнеспособность общества». Правда, в марксизме есть понятие «прогресс», которое в какой-то степени перекрывается с понятием жизнеспособности. Но прямо об этом не сказано.
Конечно, можно отождествить любой («коренной»?) переворот с революцией, и в этом нет греха. Но это будет совсем другое, немарксистское понятие. Сложность в том, что в пределах одного обсуждения («измерения») надо пользоваться одной системой понятий. Потому что понятие есть мера. С.Г. написал:
>Ведь понятия представляют собой важнейший инструмент мышления.
На мой взгляд, понятие не «инструмент» и даже не «измерительный инструмент», а сама МЕРА. Это разные вещи. Скажем, мера длины - это метр, дюйм, аршин и т. д. А инструменты для измерения длины - размеченная линейка, штангенциркуль, локатор и т.д.
В крайнем случае, если уж пользуемся сразу метрами и аршинами, то тут же должен быть перевод одной меры в другую.
Впрочем, это уже заскок в будущее. А пока что ни у марксистов, ни у немарксистов, ни у прочих представителей общественных «наук», нет системы понятий. В лучшем случае - отдельные понятия с очень расплывчатыми их определениями. Вот и жуём мочало, не способные коллективно осмыслить общественные события, а согласие оказывается миражом.
> Революция и контрреволюция
>С.Кара-Мурза написал:
>> «Революция — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя»
>Действительно, с системой понятий в марксизме дела обстоять совсем не блестяще, как и во всех общественных «науках». Но всё-таки в марксизме кое-где есть зачатки системы. В данном случае это связка «революция-контрреволюция».
>Достоинство этой связки в том, что она учитывает ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ....
Каким образом можно объективно "учитывать ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ"? Вектор кроме величины подразумевает НАПРАВЛЕНИЕ. А последнее, в свою очередь, бессмысленно без четкой ориентации по АЗИМУТУ (в некоей системе координат). У ественников есть таковые, а у "общественников" - нет. Ибо все упирается в "что такое хорошо, и что такое - плохо?"
>Но там нет ключевого понятия «жизнеспособность» ... А с его учётом можно было бы сказать: «Революция - это переворот, повышающий жизнеспособность общества. Контрреволюция - это переворот, понижающий жизнеспособность общества». Правда, в марксизме есть понятие «прогресс», которое в какой-то степени перекрывается с понятием жизнеспособности. Но прямо об этом не сказано.
Даже если бы здесь подразумевалась жизнеспособность видов, то, все равно, - непонятно. В эволюции видов, например, Регресс может повышать жизнеспособность, а Прогресс наоборот, - приводить вид в эволюционный тупик (к собственной гибели). ... О какой жизнеспособности общества идет речь? По каким таким параметрам? ... (прочность, гибкость, вязкость, текучесть, резистентность, мощность ...?). Если же "живучесть" по времени, то абсолютно все "исторические социумы" рождались и обязательно исчезали (часто раньше срока). Каков критерий "жизнеспособности"? и, соответственно - что такое ее повышение или понижение? ...
>Конечно, можно отождествить любой («коренной»?) переворот с революцией, и в этом нет греха. ...
Реформы Наполеона (войны оставим) были контрреволюцией по отношению к Великой французской ...? Или ее продолжением? ... Они повысили жизнеспособность государства? ...