От IGA
К IGA
Дата 05.09.2013 22:41:57
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты;

Минфин отменит субсидирование авиаперелетов на Дальний Восток

http://www.newizv.ru/economics/2013-09-05/188409-deshevle-za-granicu.html
Дешевле за границу
Власти могут отменить субсидирование авиаперелетов на Дальний Восток
АРИНА РАКСИНА

Минфин предложил правительству и президенту в целях экономии средств федерального бюджета отменить субсидирование авиаперелетов на Дальний Восток. Эксперты отмечают, что вопрос наполнения госказны стоит довольно остро, однако данная мера серьезно усугубит одну из ключевых региональных проблем России – колоссальный отрыв Дальнего Востока от европейской части страны

Напомним, что в соответствии с постановлением, подписанным Владимиром Путиным в бытность премьер-министром в 2009 году, граждане России младше 23 и старше 60 лет (женщины – 55), а также инвалиды 1-й группы и их сопровождающие могут летать из городов Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно по льготным тарифам. Так, льготный авиабилет, к примеру, из Хабаровска в Москву стоит 6,5 тыс. рублей в одну сторону, из Владивостока в Москву – 6,2 тыс. В то же время стоимость обычного билета по данным маршрутам составляет 13–14 тыс. рублей. Как прогнозирует Росавиация, до конца 2013 года этой программой воспользуются 520 тыс. человек. В 2012-м таковых насчитывалось 456,4 тыс., в 2011 году – 372 тыс., в 2010-м – 327 тыс., в 2009-м – 163 тыс. В свете этих цифр, отражающих очевидный рост пассажиропотока на дальневосточном направлении, несколько сомнительным выглядит утверждение Минфина о необходимости отмены программы субсидирования ввиду ее экономической неэффективности.

В расходах российского бюджета на 2013–2020 годы на субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно заложено около 25 млрд. рублей (в среднем по 3,125 млрд. рублей ежегодно). «Такие расходы бюджета можно считать необоснованными и экономически неэффективными», – указывает Минфин в своем докладе, поясняя, что жители Хабаровска, Владивостока, Благовещенска имеют доступ к другим видам транспортной инфраструктуры.

Эксперты отмечают, что Минфин можно понять – страна столкнулась с серьезным дефицитом бюджета и насущной проблемой экономии средств. Правительство буквально разрывается между выполнением заявленных населению обещаний – так называемых майских указов Путина – и попыткой наполнить иссякающий бюджет. «В принципе Минфин сейчас правильно поднимает вопрос о сокращении расходов, потому что бюджет очень напряжен. Но он ищет деньги не там, где надо искать, а как говорится «под фонарем», там, где светло, где есть шанс, что это выгорит и пройдет», – критикует идеи финансового ведомства директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Действия Минфина ярко демонстрируют непоследовательность политики правительства и качество его работы».

«То, что сейчас сокращают льготы – это шаг назад, данная мера никак не встраивается в заявления Путина о поддержке регионов, – заявил депутат Законодательного собрания Приморского края Владимир Беспалов. – Изначально введение льгот – это политический ход, который немного укрепил доверие к власти, однако их отмена приведет к тому, что лояльное отношение жителей региона к правительству пошатнется».

Уже сейчас пенсионеры и студенты – представители двух основных группы населения, которые попадут под удар в случае принятия решения об отмене субсидий, – выражают крайнее недовольство подобным желанием Минфина сэкономить на них. Председатель Владивостокского совета ветеранов Яков Канн отметил, что нельзя равнять жителей Дальнего Востока и западных частей страны – они живут в совершенно разных расстояниях от центра. А председатель студенческого совета Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Юлия Субботина заметила, что даже с субсидиями отдых в центральной части России могут позволить себе далеко не все, дешевле отправиться куда-нибудь в Азию – в Китай, Японию или Южную Корею.

Отмена субсидий никак не решит, а только усугубит одну из ключевых проблем региона – это колоссальный отрыв Дальнего Востока от европейской части страны. И эксперты единодушны в своем мнении, что если инициатива пройдет, то это еще больше отдалит Дальний Восток. «Если еще пять лет назад вопрос полета с Дальнего Востока на Запад и обратно был предметом колоссальных расходов, не сопоставимых с ежемесячной оплатой труда, то сейчас привыкли летать по дешевым тарифам. И отменив их, мы разорвем страну пополам», – сказал «НИ» глава Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупов. По его словам, отмена субсидирования только подчеркнет, что введение льготных тарифов было мерой, никак экономически не подкрепленной и необоснованной, а предпринятой исключительно на волне нефтяного благополучия. «Нельзя одновременно развивать дальневосточные территории и перекрывать кислород в логистике, – соглашается Наталья Зубаревич. – Это очень не логично».

Отмена государственной поддержки приведет к резкому сокращению пассажиров и как следствие доходов авиакомпаний. Чтобы смягчить эти последствия, эксперты Минфина предлагают дополнительно отменить НДС (18%) при покупке и лизинге самолетов. Это должно мотивировать авиакомпании покупать новые суда, что в свою очередь уменьшит их издержки и приведет к снижению тарифов. «В результате отмены налога в бюджет не будет поступать порядка 110–112 млн. долларов в год (от 3,36 млрд. рублей), что может компенсировать последствия от отмены или реструктуризации субсидий воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока», – подсчитали авторы документа. Но более вероятно, что в случае отмены субсидий потребители столкнутся с ценовым произволом авиакомпаний. В лучшем случае цены вернутся к досубсидийным показателям, в худшем – пассажиры столкнутся с необоснованным ростом цен на авиаперевозки из Дальневосточного региона. Что в свою очередь, по прогнозам экспертов, приведет к увеличению темпов миграции населения с Дальнего Востока в сторону Центрального региона России и в Юго-Восточную Азию.