От А. Решняк
К Афордов
Дата 16.04.2013 12:25:00
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Школа; Культура;

Киностудии Кафедр по производству электронного обучающего контента-синема.

Господа, товарищи, люди! Слово ливановскому соколу, футуристу прагматизма, реформатору образования, перед нами выступает... - Борис Славин!
Занавес!

Умирающая профессия, или Почему ВУЗовское образование в архаичной форме бесперспективно в XXI веке

Какое будущее у российского высшего образования? Классические ВУЗы умрут. На смену им придет сетевое объединение учёных и студентов. А профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент, утверждает Борис Славин.
http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1810848/
Борис Славин.
Образование 3.0

В последней моей статье «Журналистика 2.0» из серии, посвященной умирающим архаичным формам профессий, я писал о журналистике. Настало время и образования! 24 марта 2013 года очередной российский министр по образованию и науке Дмитрий Ливанов гневно обрушился на Академию Наук, назвав её бесперспективной в XXI веке. Министр цинично противопоставил молодость ВУЗовской науки, в которой задействованы студенты, и старость академической, где «правят бал» дряхлеющие (если стыдимся пляжа надо ходить в солярий) старцы. Казалось бы, банальная проблема отцов и детей, о чём говорить? Но поговорить есть о чём. И результат этого разговора может не понравиться министру, бывшему ректору исследовательского технологического ВУЗа. Мы выясним, что как раз архаичная форма ВУЗовского образования бесперспективна в XXI веке. А академическая деятельность – это форма организации из будущего.

Под современное образование заложено сразу три мины, фитили которых уже начали гореть. И эти мины взорвут существующие формы обучения, которые кажутся устоявшимися и незыблемыми. Первая из мин, самая слабенькая по силе, связана с электронным обучением, с использованием в образовании дистанционных курсов и интерактивных программ обучения. Казалось бы, что здесь особенного: дистанционные курсы существуют уже давно, но пока не конкурируют с очным образованием. Бояться нечего. Но это не так! Да, не конкурируют, поскольку по качеству пока не лучше обычных курсов, да и изготавливаются кустарным образом. Но что будет, когда электронное обучение станет конкурентным, когда к созданию электронного контента подключаться крупные университеты мира и бизнес?

И подключаются! Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Конкуренция на рынке электронного образования заставила университеты конкурировать в производстве контента. А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жёсткой, как и среди высокотехнологичных компаний (YaGooglend-x, Mail-G.ru Kremlin.com Facebook-OdnoChasiki), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель.

Не надо иметь футурологические способности, чтобы предсказать, что университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актёрскую гильдию, из которой формируется «съёмочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссёров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдётся и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а учёные, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съёмочных группах.

Что же станет с университетами в эту эпоху? Они умрут-преобразуются в новые Парамаунты! В том виде, в котором они сейчас всем известны. В Лондоне и других городах Англии можно найти огромные заброшенные территории со зданиями из красного кирпича: бывшие заводы и фабрики, которые закрылись в 1960-х годах XX столетия. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Я сам выходец из МГУ, здания на Воробьёвых горах – родные стены для меня и пока ещё родные для моих детей. Но будут ли они родными для моих внуков? Вряд ли! Территориальному объединению людей в гигантских университетских зданиях будет противопоставлено сетевое объединение учёных и студентов. И в этом смысле за Сетевой Академией Наук будущее, как бы ни выступал против этого российский министр сетевого образования.

Но есть ещё мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растёт. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растёт даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растёт число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Скоро учиться будут все, а не только школьники и студенты! ВУЗы и школы теряют архаичную монополию на образование!

Но самая мощная «мина» связана с коллективным потреблением и производством знаний. Уже сегодня нельзя найти ни одного учёного, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни учёного, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…

Это совсем далекое будущее. Но оно наступит!


С уважением.

От А. Решняк
К А. Решняк (16.04.2013 12:25:00)
Дата 28.04.2013 23:05:40

Первая серия "Римское право" к фильму "Трон цивилизации".

http://www.stihi.ru/2013/04/28/5288
Series 01. Iuris romani. Римское право. Roman law.

Трон Цивилизации (Solium Civilitatem). Science-fiction сериал.
Solium Civilitatem (Солиум Сивилитатем). Научно-фантастический сериал художественных фильмов.
Solium Civilitatem (Throne of Civilization) Science-fiction serial feature films.


Каким-то нелепым ураганом случайных событий группу из военных занесло на лекции для студентов по основам юриспруденции. Курсы повышения квалификации, межведомственное перепрофилирование и просто реформа в соответствии с программой плана другой более масштабной программы.
- ну что? Пойдём слушать очередного яйцеголового умника?
- сидеть рядом с зелёными салагами…
- пока очередной профессор несёт какую-нибудь никому ненужную чепуху, я рассказываю тихонько соседним девушкам истории про свои боевые награды…
- ну ты герой! Надо тоже купить пару значков, чтобы было чем заняться на галёрке…


Лекция, преподаватель рассказывает о римском праве:

Римское право с древнейших времён все способы приобретения права собственности разделяет на два вида способов приобретения:
Первоначальный
и
Производный.

Способ Первоначального приобретения права собственности заключается в том, что право собственности на данную вещь возникает впервые.
Например, земля, никому не принадлежавшая, стала собственностью того, кто первый стал её обрабатывать. Рыбак, выловив рыбу в реке (в море), стал её собственником, поскольку до этого рыба никому не принадлежала. Ягоды или грибы, собранные в лесу, становятся собственностью того, кто их собрал. Впервые возникает право собственности также на вещь, которую только что сделали.

Способ Производного приобретения права собственности заключается в том, что право собственности переходит от одного лица к другому по их взаимной воле, желанию. Он основан на договорных формах оборота. Производное приобретение основано на праве предшествующего собственника, производится из его права — отсюда и название способа.

К способу Первоначального приобретения права собственности относятся:
захват ничейной вещи (завладение) — occupatio rei nullius;
переработка вещей — specificatio;
приобретение права собственности по давности владения — usucapio;
соединение вещей — accessio.

Захват ничейной земли (завладение) — occupatio rei nullius является способом приобретения права собственности, свидетельствующим о времени его происхождения. Он возник тогда, когда вокруг были ещё неосвоенные земли, леса и т.п. Собственником признавался тот, кто первым начинал их обрабатывать.
Этим способом приобреталось право на собранные ягоды, плоды, коренья, убитого зверя, выловленную рыбу и т.п. Объектами права собственности по этому способу могли стать вещи, которые до их завладения ни в чьей собственности не находились, на которые право собственности до сих пор вообще не устанавливалось, т.е. ничейные. Сюда же относились вещи, от права собственности на которые собственник отказался — выброшенные.
Первый, кто захватил такую выброшенную вещь, становился её собственником.
Присвоение ничейных вещей обосновывалось принципом, провозглашенным ещё Законами XII таблицres nullius cedit primo occupanti — ничейная (бесхозяйная) вещь следует за первым, захватившим её.

Особый правовой статус определялся для клада, под которым подразумевали обнаруженные ценности, неизвестно кем и когда спрятанные. Клад также считался ничейным, поскольку не был известен его собственник, и переходил в собственность того, кто его обнаружил. Однако если клад найден на земле другого владельца, то половина его принадлежала собственнику земельного участка, а другая — тому, кто нашёл клад.


Преподаватель подошёл к дальним рядам великовозрастных военных студентов и обратил внимание на их скептицизм к изучаемой теме.
- что вам понравилось в рассказе?
- ягодки, грибы... да и особенно про грибы... когда были ещё неосвоенные земли... так актуально...

- ну что ж, давайте наши знания права применим к настоящему, если хотите к гипотетическому научно-фантастическому варианту-сценарию далёкого будущего.
Увеличиваем размеры "ягодки" до целой прекрасной планеты, на которой живёт похожая на нашу цивилизация, а вокруг грибочки инопланетных кораблей, хотя даже достаточно одного космического корабля "Скитальца" с технологиями в несколько раз выше нашего.

И вот парадигма, есть все достаточные признаки (орбитальная станция Бетта-2, группировки спутников и др.) считать эту цивилизацию самостоятельным свободным цивилизационным субъектом среди других уважаемых цивилизаций космоса.

Но, такой социальный институт, который бы нёс ответственность за всю цивилизацию и, соответственно, выступал от лица всей цивилизации ОТСУТСТВУЕТ.
Таким образом, мы имеем фактически НИЧЕЙНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ, где любой инициативный коллектив ПОД ВНЕШНЕЙ ПРЕВОСХОДЯЩЕЙ ЗАЩИТОЙ может захватить власть над всеми, используя как раз тот самый вид права собственности: Первоначального приобретения.

- мы будем сражаться и сопротивляться!
- разве Вы не помните историю про военный инцидент Фокси-Патагония? Да, да, когда экипаж ядерной субмарины подарил несчастному паровому флоту противоборствующей стороны какой-то там спасательный ботик, в результате чего серьёзно обновил их флот. А ведь могли и применить силу, пройти на половине мощности в полумиле от судёнушек и тех опрокинула бы "цунами" от бортовой волны.

- но, мы будем сражаться и сопротивляться!
- превосходно, тогда к рассказанному материалу в следующий раз каждый из вас расскажет подробно про какой-нибудь Закон из XII Таблиц (Квиритское право (лат. jus Quiritium))
.