От Мак
К Мак
Дата 14.03.2013 13:39:00
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Школа; Культура;

Зам. министра Федюкин: с января 2014 года институт постдоков заработает в России

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=52702

Дорога для постдока

Σ Горбатова Анна


Стажировки для написания докторских диссертаций (постдоки) за рубежом – обычная практика, которой в последние годы активно пользуются и учёные из России. В нашей стране институт постдоков – новый инструмент развития академической мобильности и повышения эффективности исследований, который будет апробирован в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы. Тем, как видится воплощение этой новации в жизнь, с журналистами поделились заместитель министра образования и науки РФ Игорь Федюкин, проректор по научной работе и информатизации Воронежского государственного университета Василий Попов и старший научный сотрудник НИТУ «МИСиС» Дмитрий Киселёв.
Игорь Федюкин: «Самое важное – это обеспечить честный и прозрачный конкурс, действительно конкурентный»

Подхватили инициативу

«В карьере любого учёного есть важный этап – между защитой кандидатской диссертации и выходом на самостоятельную траекторию, когда он подтверждает свою научную состоятельность и может претендовать на то, чтобы самому становиться руководителем группы, лаборатории», – сказал Игорь Федюкин. На этом этапе, по его словам, мы теряем немало потенциально перспективных молодых учёных. Люди уезжают по постдоковским программам в другие страны, где потом и остаются работать.

В целях «опережающего кадрового омоложения нашей науки» и преодоления негативных тенденций, «связанных с провалом поколений в науке», министерство заложило в концепцию новой ФЦП «Кадры» постдоковский формат. По сути, оно откликнулось на многочисленные предложения российских учёных ввести этот институт в России. Кстати, подобные программы уже реализуются в инициативном порядке в таких вузах, как НИУ «Высшая школа экономики», Уральский федеральный университет, Балтийский федеральный университет.

За период реализации ФЦП «Кадры» планируется на конкурсной основе профинансировать не менее тысячи трёхлетних постдоковских позиций, до 3 миллионов рублей на человека в год, пояснил Игорь Федюкин. После вычета из этой суммы налогов и накладных расходов принимающей организации на оплату труда учёного останется около 100 тысяч рублей в месяц. Это сопоставимо с условиями на Западе и позволит привлекать не только лучших российских исследователей, но и иностранных, уверен замминистра. Но определять их соотношение министерство не станет.

Заявки на конкурсное финансирование могут подавать и научные организации, и вузы, обосновавшие исследовательский проект, под который они намерены пригласить постдоков, и гарантирующие нормальные условия его работы и проживания. Те из них, кто выиграет министерский конкурс, затем будут проводить свои открытые конкурсы будущих светил науки.
Заманить и не бросить

«Заманить иностранцев в Томск или Новосибирск – это полдела. Моя мечта – увидеть ту ситуацию, когда москвич, защитившийся в МГУ или в Физтехе, поедет, например, в Томск или Новосибирск на три года поработать», – сказал Игорь Федюкин.

Чем может заинтересовать новоиспечённых кандидатов наук и обладателей степени PhD Воронежский государственный университет, рассказал проректор по научной работе и информатизации Василий Попов.
Василий Попов предлагает, чтобы в условиях направления тем или иным российским университетом молодого исследователя на постдоковскую стажировку было прописано предоставление ему впоследствии лаборатории для самостоятельных исследований


Во-первых, материально-технической базой, аккумулированной в центре коллективного пользования научным оборудованием. В его обновление вуз за последние годы вложил около 60 миллионов рублей. Во-вторых, инфраструктурой проживания. «В рамках федеральной инвестиционной программы мы строим новое общежитие для магистрантов и аспирантов. Мы сделали внутри университета гостиничный комплекс на 15–20 квартир, которые выделены под программу привлечения иностранных учёных», – поделился информацией Василий Попов. И, в-третьих, программой поддержки совместных с зарубежными исследователями публикаций: за статьи в рейтинговых журналах с импакт-фактором выше трёх выплачивается премия.

Проректор предлагает, чтобы в условиях направления тем или иным российским университетом молодого исследователя на постдоковскую стажировку было прописано предоставление ему впоследствии лаборатории для самостоятельных исследований. Это позволит и горизонтальную мобильность между нашими вузами поддержать, и избавиться от мелкотемья. Чтобы постдок стал привлекательным для иностранного учёного, вопросы визовой поддержки, регистрации, налогообложения, проживания, медобслуживания и прочие принимающей стороне, по его мнению, надо брать на себя. Как это делает, к примеру, Фонд Гумбольдта в Германии.

«На руку нам то, что рынок академического труда в целом, особенно в Европе, сейчас не в самом лучшем состоянии, том числе в связи с демографической и бюджетной ситуацией», – отметил Василий Попов. По его мнению, в рамках новой ФЦП «Кадры» надо заниматься брендированием постдоков, например присвоить этому и другим мероприятиям программы имена выдающихся учёных.
Эффект демонстрации

«Самое важное, нам кажется, – это обеспечить честный и прозрачный конкурс, действительно конкурентный, – подчеркнул заместитель министра образования и науки. – Если мы такой психологический барьер пробьём, покажем с фактами в руках, что у нас выигрывают люди, то это будет очень важный демонстрационный эффект».
Дмитрий Киселёв: «Программа постдока, конечно, правильная, потому что я побывал во многих странах, пока жил в Европе, и наших людей моего возраста сидит за границей приличное количество»


По мнению Дмитрия Киселёва, выпускника ТвГУ, получившего PhD-грант в Португалии и окончившего в Университете Авейру аспирантуру, критерии проведения конкурса для российских и иностранных молодых учёных «должны быть разными». Обосновал он своё предложение тем, что у первых публикаций намного меньше, чем у вторых. Игорь Федюкин с ним не согласился. «Производительность сильно зависит от дисциплины», – утверждает замминистра.

«Программа постдока, конечно, правильная, потому что я побывал во многих странах, пока жил в Европе, и наших людей моего возраста сидит за границей приличное количество», – поделился своими наблюдениями Дмитрий Киселёв. Условий для возвращения эти люди пока не видят.

Сам же молодой учёный по окончании аспирантуры в Португалии, где он защитил диссертацию и получил докторскую степень, вернулся в Россию, выиграв грант на проведение фундаментальных исследований в НИТУ «МИСиС». «В данный момент я работаю в хорошей лаборатории, которая оснащена, действительно, по последнему слову техники, – рассказывает Дмитрий Киселёв. – Сначала ко мне присматривались, потом я стал руководить магистерской работой, соруковожу аспирантской диссертацией». К слову, научные результаты его исследований в области физики твёрдого тела и материаловедения отражены более чем в 40 публикациях, входящих в Web of Science, а индекс Хирша равен 12.

Поскольку концепция ФЦП «Кадры», по словам Игоря Федюкина, согласована с профильными ведомствами, а в конце апреля проект программы будет рассмотрен правительством, есть надежда, что уже осенью Минобрнауки проведёт первый конкурс по этому новому мероприятию. И с января 2014 года институт постдоков заработает. Перспективы у него, безусловно, есть. Главное, чтобы бюрократические процедуры не возобладали.


Теги: Стратегия развития науки и инноваций в России

От Мак
К Мак (14.03.2013 13:39:00)
Дата 18.03.2013 15:15:15

Директор департамента Минобрнауки Салихов о программе "Кадры" и постдоках

http://strf.ru/mobile.aspx?CatalogId=221&d_no=52317

Директор департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России С.В.Салихов:
«Что касается мобильности, то мы добавляем одно существенно новое мероприятие. Это постдоки»

Из интервью "Будущее научных кадров" (Электронное издание «Наука и технологии России». 22.02.13 Σ Горбатова Анна)


Каковы концептуальные отличия новой ФЦП «Кадры» от завершающейся? Будет ли предложен механизм развития научной мобильности?

– Новая ФЦП будет, я бы сказал, ярче и интереснее. В ней предусмотрено несколько стержневых мероприятий. Главное мероприятие, связанное с исследованиями, – это «1000 лабораторий», о которых я говорил выше. С 2014 по 2020 год мы планируем реализовать 1000 проектов. Продолжительность проектов будет составлять до 5 лет. Ежегодный объём финансирования каждого проекта – до 16 миллионов рублей. Заявку на конкурс исследовательских повесток, повторюсь, подаёт научный коллектив.

К анализу и к экспертизе заявок мы предполагаем привлечь наших коллег, работающих за рубежом – так, как это делается по постановлению № 220. Сейчас обсуждаем с различными научными группами, как построить экспертизу лабораторий. Правильная экспертиза, с моей точки зрения, – ключевой фактор успеха.

Помимо такого большого мероприятия будет, конечно, и ряд поддерживающих мероприятий. Одно из них – проведение научных исследований молодыми учёными – кандидатами наук. Объём мероприятия – до 6 миллионов рублей в год. Проекты – двух- и трёхлетние. За всё время реализации программы мы планируем примерно 1800 таких проектов.

В мероприятие по мобильности кадров наряду с тем, что было (а это приглашённые исследователи и стажировки), мы впервые добавляем новое мероприятие – постдоки. Я знаю, что многие научные учреждения и вузы подобные программы уже реализуют, привлекая на короткий срок, до трёх лет, учёных, только что защитивших диссертации. К этому мероприятию большой интерес у наших молодых ребят, которые после окончания университета уехали в какой-то западный университет, защитили там диссертацию и сейчас хотят вернуться. Это мероприятие и ориентируется главным образом на таких ребят. Оно также обеспечит возможность защитившимся исследователям переехать из одного города в другой и будет содействовать усилению внутрироссийской мобильности. Мы разговаривали со многими нашими коллегами, в основном из академических институтов, которые считают, что отсутствие института постдоков в России тормозит проведение эффективных научных исследований.

Это мероприятие – довольно сложное с точки зрения конкурса. Он будет иметь две стадии. Первая – когда учреждение, которое собирается участвовать в конкурсе, информирует нас о том, какую вакансию для постдока оно открывает, в какой лаборатории, какая исследовательская повестка. То есть формирует для постдока предложение о работе (job offer). Единственное ограничение для организаций в этом мероприятии – приглашаемый постдок не должен быть сотрудником той же организации – ни штатным, ни внештатным.

На второй стадии подтверждается финансирование этого проекта. У организации есть, скажем, 4–5 месяцев для того, чтобы найти специалиста и пригласить к себе. Объём финансирования на одного постдока – до 3 миллионов рублей в год, из которых оплачивается заработная плата молодого учёного. Из этой суммы, конечно, нужно вычесть налоги, накладные расходы.

Блок, связанный с российскими и международными научными конференциями, школами-семинарами, в новой программе останется, но мы хотим сосредоточиться на качестве проводимых мероприятий. Возможно, их будет чуть меньше, до 100 в год. Эти проекты должны быть ярче, быть действительно международными и иметь более высокий уровень.

Примерно так выглядит концепция новой ФЦП «Кадры». Она достаточно простая – в ней три крупных блока мероприятий, меньше ограничений и всяких формальностей.

Какие ещё новые мероприятия обсуждаются в министерстве? В частности, высказывались идеи об апробации новой модели аспирантуры.

– Один из самых больших блоков в ФЦП «Кадры» связан с развитием сети национальных исследовательских университетов. И в новой программе он также предусмотрен. Но у нас есть планы изменить структуру проектов. Мы предполагаем сформировать несколько направлений совершенствования национальных, федеральных, ведущих региональных университетов, которые могут быть реализованы по проектному принципу. Пример такого проекта – создание институтов передовых исследований. С группами влиятельных учёных, работающих в основном в теоретических областях – математике, физике, заключаются контракты на длительный срок. Тогда в рамках одной организации можно собрать критическую массу учёных для развития этих направлений.

Другой проект, который мы рассматриваем, – это новая модель аспирантуры, когда университет или научное учреждение формулирует некие институциональные изменения в подготовке аспирантов, которые могут быть проведены в рамках финансируемого проекта.

Третий обсуждаемый проект – центры технологического превосходства. За это предложение я хочу поблагодарить коллег из КНИТУ и КНИТУ имени А.Н. Туполева. Если университет видит точку роста в области технологий, которым он учит и которые развивает, в нём фактически создаётся технологический центр, позволяющий нарастить экспертизу в конкретной области.

Какие предложения по усовершенствованию программы поступают от учёных?

– Прежде всего я хотел бы сказать огромное спасибо всем учёным – участникам ФЦП за критические замечания.

Сейчас мы делаем для программы новые информационные ресурсы, на которых создадим дискуссионную площадку, чтобы участники программы могли высказывать свои мнения.

Понятно, что при широком охвате проектов и имеющихся рычагах управления мы не всегда даже физически способны видеть какие-то реальные проблемы. Для нас крайне важно знать о каждой из них. Нам нужна обратная связь. Предложения учёных, которые носят конструктивный характер, нами учитываются. Но я прошу участников ФЦП персонифицировать свои проблемы. Сложно помочь человеку с таким текстом запроса: «Я участник ФЦП “Кадры”, мне не переводят денег», не зная ни его фамилии, ни университета, в котором он работает, ни номера и даты государственного контракта или гранта.


От miron
К Мак (18.03.2013 15:15:15)
Дата 18.03.2013 16:06:14

Ещё один идиот из когорты от волосатых рук. Хоть одного постдока в глаза видел?

После 5 лет все оборудование на свалку? Те, кто получили большие гранты, а потом финасирование прекращено? Куда все девать?

От miron
К Мак (14.03.2013 13:39:00)
Дата 14.03.2013 14:30:37

Господин Федюкин похож на полного идиота, да и министр тоже

Чтобы институт постдоков заработал, нужна западная модель науки без постоянных позиций. Нужна мобильность ученых, а для этого должно быть доступное жилье. Нужны в основном университеты, а не НИИ. На Западе НИИ очень мало. Если они и есть, то в основном около научных фондов. Их постоянно проверяют на предмет соответствия главных (у них это называется Принципал Инвестигатор) ученых их месту. Нужна работающая система грантов, а не наши 6% в РФФИ. Нужна постоянная сменяемость кадров РФФИ, а не уже давно проросший коррупцией РФФИ.

Опять негодная попутка развалить науку, наподобие введения болонской системы. Сколько же идиотов в стране накопилось!