От
|
Афордов
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
02.08.2012 20:42:17
|
Рубрики
|
Россия-СССР; Культура;
|
Рассуждения современного человека из подполья
http://rusrep.ru/article/2012/05/30/kino/
Из статьи П.Рыжовой, где рассуждает режиссер С.Лобан:
Сергей Лобан: «Настало время создавать свои собственные государства» («Пыль», 2005; «Шапито-шоу», 2010)
— Меня, с одной стороны, политическая активность радует. С другой стороны, мы как были в маргинальном состоянии, так и продолжаем в нем быть. Митинги сейчас мейнстрим, а у нас свое протестное движение: мы сидим в окопах уже много лет. Мне нравятся эти волнения, я в них чувствую себя спокойнее, потому что они многовариантны и интересны.
Но я никаких иллюзий по поводу этих митингов не испытываю. Невозможно преобразовать государство таким способом. Мне кажется, настало время создавать свои собственные государства. Думать о том, что надо будет сделать, когда старых государств не будет. Когда у нас на руках будут все свободы, потому что появятся они уже через несколько лет. А те люди, которые управляют государством сейчас, пусть и дальше продолжают заниматься своей ерундой.
Им уже сейчас очень тяжело жить и работать. Потом будет еще тяжелее. Благодаря прямой демократии, которая практически уже сейчас работает с помощью интернета, быть во главе какого-нибудь государства станет вообще невыносимо.
У Роберта Шекли есть роман под названием «Координаты чудес», там человек ищет идеальнейшую планету на свете и находит ее. Отправляется туда, и инопланетяне предлагают ему стать президентом. Выясняется, что президент и все чиновники должны носить на шее амулеты. А в центральной библиотеке есть выключатели, и любой гражданин, если ему не нравятся проводимые реформы или принятые законы, может нажать на выключатель — и амулет взрывается. Кому-то из правящей верхушки сносит голову. Поэтому никто не хочет быть ни президентом, ни чиновником. Вот такая же ситуация скоро наступит и у нас.
Я говорю о вечной попытке создать свой собственный мир, создать объединение с людьми, которые тебе нравятся, в том месте, которое тебе нравится. Мне важно, чтобы была группа людей, которым нравится заниматься интересными вещами вместе. Это придает жизни основание и стимул. У меня нет цели стать знаменитым режиссером, и я не одобряю авторитарность и иерархичность, которые свойственны миру искусства. Как правило, любое творческое объединение мощнее, чем единица. Если внутри группы все правильно устроено, она может работать очень эффективно. Как, например, «Битлз», «Монти Пайтон» или братья Коэны.
Скажем, у нас есть проект «Напарапет», связанный с финансированием, — это краудфандинг. В перспективе он должен обеспечить финансовую свободу нам и вообще всем, кто занимается творчеством, самостоятельно производит товары. Проект исключает цепь посредников: производитель и потребитель товара замыкаются друг на друге. В случае с кино это значит, что зрители финансируют проект еще на стадии предпродакшна. Они вкладываются в то, что хотели бы увидеть в будущем. Это отличная схема и для писателей, которым вообще непонятно, как зарабатывать деньги, и для музыкантов, которые не имеют концертной практики.
Дело в том, что убедить человека заплатить эти деньги гораздо проще, чем заставить его сходить в кино. Предположим, планируются съемки нового фильма Бекмамбетова с Безруковым в главной роли. Зритель, может, на него и не пойдет, а вот поучаствовать в создании фильма захочет. Ему не обязательно идти в кино, ему важно, чтобы фильм состоялся, потому что он создает мир вокруг себя, окружает себя тем, что нравится именно ему.
Конечно, сперва мы надеялись на то, что деньги на «Шапито-шоу» даст государство. Ведь самое независимое кино снимается на государственные деньги. Мы многократно подавали в Госкино заявки, думали, что раз «Пыль» такой известный фильм, даже в Канны ездил, то государство просто обязано дать нам денег. Но нет. В итоге мы нашли продюсеров сами.
Кино — замонополизированная область. Есть несколько крупных мейджоров, которые играют по правилам и схемам игорного бизнеса, не позволяющим игроку проиграть. Мы в эти схемы никак не вписываемся. Если фильм участвовал в фестивалях, это уже означает, что люди на него не пойдут никогда, потому что наверняка это что-то заумное и неинтересное. Так что зачастую эти мейджоры наши фильмы и не смотрят, чтобы, не дай бог, не почувствовать к ним каких-нибудь личных симпатий. Значит, нужно находить свои собственные способы продвижения фильмов. В итоге мы прокатывали его «самокатом», то есть сами договаривались с кинотеатрами.
Мы делаем кино для зрителя: мы ведь люди простые, у нас нет задачи сделать что-нибудь заумное. Я хорошо отношусь к артхаусу: люди экспериментируют в области киноязыка, занимаются уважаемой научной деятельностью. Ну а мы пытаемся экспериментировать в области массовой культуры. Нам интересно создавать поп-продукт.
Наверное, этап беспросветного русского кино уже заканчивается. У нас почти нет кино, которое бы поддержало тебя в трудном процессе выживания, но в нем есть большая потребность. Мрачные фильмы интересны для расширения кругозора, но они вряд ли помогут тебе выжить. А мы стараемся давать надежду, причем и себе тоже. Герои должны быть твоими друзьями, твоей семьей. Это помогает жить. Ты на фоне их и сам чувствуешь себя человеком.
Цитата «— Что случилось?
— Учитель физкультуры умер. Кричал, кричал — мы же глухие. У него в голове что-то щелкнуло — и все. Вчера были похороны».
(Из разговора глухонемых в фильме «Пыль»)
Досье РР
Сергей Лобан
Родился в 1972 году в Москве, учился в Московском институте электроники и математики. В 1999 году вместе со сценаристом Мариной Потаповой и оператором Дмитрием Моделем создал творческое объединение «СВОИ2000». В 90-е Модель и Потапова входили в арт-панк-группу «За Анонимное и Бесплатное Искусство» (ЗАиБИ) и пару лет работали в передаче «До 16 и старше», где и познакомились с Лобаном. В итоге программа Лобана и Потаповой была закрыта по звонку из ФСБ.
В 2005-м Лобан с Потаповой прославились в узких кругах, сняв дебютный полномет ражный фильм «Пыль» с бюджетом в $3000 и Петром Мамоновым в одной из главных ролей. История о неудачнике-жирдяе, который соглашается участвовать в странном научном эксперименте и ненадолго получает иллюзию того, что он другой человек —стройный, красивый и рожденный для успеха, получила приз кинокритиков на Московском международном кинофестивале, главный приз «Киношока-2005» и спецприз фестиваля «Кинотеатр.doc».
А в 2010-м Лобан и его команда сняли почти четырехчасовую музыкальную комедию абсурда «Шапито-шоу» с бюджетом в $2 млн, которая получила спецприз на Московском кинофестивале и приз зрительских симпатий на пермском фестивале «Текстура» и стала самым ярким отечественным фильмом 2011 года.