От Лютик
К Monk
Дата 28.03.2012 13:11:41
Рубрики Прочее; Тексты;

С.Кара-Мурза. Кратко о ЕГЭ

В своем блоге в сети "В кругу друзей" С.Кара-Мурза кратко высказался по этой проблеме образования:
http://kara-murza.vkrugudruzei.ru/blog/
ЕГЭ плох тем, что ориентирует учащихся на угадывание, а не на мышление
08:30, 27 марта 2012 г. (вчера)
Близится период сдачи ЕГЭ, и я хочу высказать свое мнение по поводу этого экзамена. Практически вся серьезная литература, включая публицистику, непримиримо критикует ЕГЭ, причем авторы исходят из общих представлений и конкретной реальности. Обещания поправить недостатки ЕГЭ не сбылись. Ссылаются на западный опыт, но у нас другая ситуация, так что использовать это в качестве аргумента в пользу тестовой системы неправильно.
ЕГЭ плох тем, что он переориентирует учащихся двух последних классов на угадывание ответов, а нужно формировать мышление, способное к диалогу с экзаменационной комиссией. Раньше ученику было недостаточно просто ответить на вопрос – ведь ему задавали и не входящие в билет вопросы, т. е. ему приходилось объясняться, мыслить и показывать свои способности. Но опыт всех стран продемонстрировал, что тесты это подавляют.
Тесты профанируют лекции, я это знаю как человек, который преподает, а в диалоге со студентом можно понять, насколько он разбирается в материале. ЕГЭ – это инструмент для слабой школы, в которой лишь наполняют память ученика шаблонными приемами.

От Мак
К Лютик (28.03.2012 13:11:41)
Дата 30.03.2012 16:39:06

С 1 сентября четвероклассники начнут изучать курс «Основы религиозных культур...

С 1 сентября все четвероклассники начнут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»

На новом сайте Минобрнауки России и на его странице в ЖЖ появилась информация об обсуждении этого вопроса на коллегии министерства.

http://минобрнауки.рф/

http://mon-ru.livejournal.com/22658.html#cutid1

Основы религиозных культур и светской этики
С 1 сентября 2012 года все четвероклассники начнут изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики»

20 марта 2012 г. состоялось заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на которой обсуждались вопросы введения в штатном режиме комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащиеся вместе с родителями выбирают для изучения один из шести модулей.

Напомним, что апробация этого курса проходила в течение 2009/2010 (в 19 регионах) и 2010/2011 (в 21 регионе) учебных годах. За это время в апробации приняло участие порядка 500 тыс. учеников 4-5 классов из 10 тыс. школ. Для этого на федеральном уровне было подготовлено 1 тыс. тьюторов, готовых проводить повышение квалификации учителей в регионах – всего такие курсы закончили порядка 28 тыс. учителей.

В рамках апробации был сделан следующий выбор: 42% семей остановились на изучении модуля «Основы светской этики», 30% отдали предпочтение модулю «Основы православной культуры», 18% выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», 9% решили изучать модуль «Основы исламской культуры», а модули «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» – по 1% участников.
Результаты апробации показали, что большинство родителей (около 60%) признают полезность этого курса. В сентябре 2011 г. Межведомственный координационный совет рекомендовал ввести в штатном режиме во всех школах курс «Основы религиозных культур и светской этики». Распоряжением правительства был утверждён соответствующий план мероприятий на 2012/2013 учебный год.

Сегодня в рамках подготовки к новому учебному году выбор модулей завершен в 77 регионах России. На федеральном уровне продолжилась подготовка тьюторов – 500 человек. В настоящее момент идёт подготовка учителей для преподавания этого курса. Повышение квалификации уже прошли 38,383 тыс. (63,8%) учителей. Также проводится работа по обеспечению учебниками и учебными пособиями. Это делается, в том числе и за счет средств, направленных на модернизацию региональных систем общего образования.


От Мак
К Лютик (28.03.2012 13:11:41)
Дата 28.03.2012 17:57:23

Будущая реформа 2030: традиционная система образования должна догнить и отмереть

Планы будущей реформы образования: система образования должна умереть

Образование будущего: Google ломает шпиль МГУ

Реформа образования 2030. Схема:
Реформа образования 2030. Схема
[1538K]



http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1615950/

Профессиональное образование
26.03.2012

Дмитрий Песков:
2030 год: система должна умереть ради детей

Сегодня школа работает «камерой хранения детей», где ученики знают больше учителей. Традиционная система образования должна умереть, освободив место для «цифровой».

E-xecutive.ru выясняет, какой будет школа в 2030 году и почему ваши дети не могут учиться, как учились вы.

28 3687

2030 год: шесть трендов, пять заказчиков и шесть угроз ближайшего будущего

«Перемены начнутся, когда в России будет двести Лебедевых и Пирожковых»
Традиционная школа доживает последние годы, уверены организаторы форсайта «Образование 2030». Сегодняшняя школа ― это «камера хранения детей». Причем «цифровые» ученики по многим вопросам компетентнее своих «аналоговых» учителей. Не спасают традиционную школу даже миллиарды рублей, которые государство сегодня тратит на «создание информационной среды в школах» (или делает вид, что создает). Ноутбуки от Apple, закупаемые для первоклассников, проблему не решают. Система должна догнить и отмереть, а на ее месте возникнуть новая ― цифровая, верит Дмитрий Песков, один из организаторов форсайта.

Карта «Образование 2030». Кликните, чтобы увидеть полный размер в новом окне (~1,5 МБ)


Три главных направления нового образования

Что это ― «цифровая школа»? В начале 2012 года американское «Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам» (DARPA) запустило программу «Доминирование в образовании». Как сообщается на сайте Агентства, солдаты будут быстро и качественно осваивать физические и умственные навыки с помощью «цифровых наставников». Причем будут изучать не просто информацию, а принципы, на которых эта информация строится, поэтому овладеют знаниями на уровне опытных специалистов. Только сделают это в разы быстрее тех, кто учится по традиционным программам.

Стоит упомянуть, что DARPA создавалось в конце 1950-х годов в ответ на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Власти США поручили сотрудникам Агентства впредь удерживать технологическое превосходство вооруженных сил США и следить за любыми перспективными разработками потенциальных противников. Интернет, мобильная связь, GPS ― все это появилось не без помощи DARPA.

Американцы, по словам Пескова, готовы вкладывать деньги в три ключевых образовательных тренда. Все три направления отражены и в российском форсайте, хотя он прошел на год раньше, чем DARPA объявило о запуске «образовательного подразделения».

Первое ― комплексные симуляторы деятельности. Американцы устроили соревнование между пилотами истребителей с семимесячным курсом на симуляторах и курсантами регулярной трехгодичной подготовки. Победили «желторотые» симуляторщики. В форсайте «Образование 2030» Песков с коллегами тоже говорят о «виртуальных тренажерах опасных ситуаций» и прогнозируют, что ближе к 2020 году учебные системы на основе дополненной реальности станут привычным делом.

Второе ― компьютерные игры. Песков отмечает любопытную формулировку американцев: «компьютерные игры как единственный вид человеческой деятельности, способный поддерживать уровень внимания по мере усложнения ситуации в течение многих часов».

Третье ― массовый анализ паттернов обучения. Пескову это направление кажется самым интересным. О чем речь?

― На большинстве сайтов установлены счетчики, например, Google Analytics, которые фиксируют ваши действия, а потом выдают массовую статистику владельцу сайта, ― объясняет он. ― Действия в играх можно подсчитывать точно так же. Вы играете, а какой-нибудь Game Analytics подсчитывает, например, сколько монстров вы убиваете за минуту, как быстро перемещаете мышку, как быстро принимаете управленческие решения, как быстро считываете текст.

Дальше эти паттерны можно собрать, проанализировать и на их основе создать персональную карту способностей ребенка. Другими словами, как только ваш годовалый ребенок впервые берет в руки iPad и запускает игру, вы уже начинаете накапливать статистику о его способностях.

Почему игры лучше дисциплин

Чтобы случилась технологическая революция, нужны люди, которые будут готовы к изменениям. Нужны те, кто умеет жить и работать в среде «возрастающей неопределенности». Нынешние конвейерные формы образования к «неопределенности» не готовят, уверен Песков.


От Мак
К Мак (28.03.2012 17:57:23)
Дата 28.03.2012 18:54:18

Д.Песков организует и встречи выступающих от имени среднего-креативного класса

http://mn.ru/politics/20120222/312044685.html

Путину предсказали будущее
Накануне выборов Владимиру Путину презентуют программу «от имени среднего класса»


Группа экспертов, близких к власти, подготовила «послание» будущему президенту от имени среднего класса. Инициаторы называют себя гражданскими активистами и утверждают, что со «своим» кандидатом определились только 22 февраля. Между тем часть положений еще неопубликованной программы уже прозвучала в предвыборных статьях Владимира Путина.


В середине следующей недели кандидату в президенты Владимиру Путину будет представлен документ, в котором, по словам его разработчиков, будут отражены представления среднего класса о том, как должна развиваться Россия до 2030 года. Об этом «МН» сообщил один из координаторов подготовки программы Денис Калугин. Члены инициативной группы, разработавшей документ, называют себя выразителями интересов среднего класса. Ядро этой группы образуют выпускники президентской программы подготовки управленческих кадров, которые входят в Российское управленческое сообщество (РУС). Именно они организовывали мозговые штурмы по выработке положений программы и приглашали участников.


Участники мозговых штурмов привлекались через группу РУС в Facebook и через личные знакомства организаторов. По замыслу инициативной группы среди авторов программы должны быть все категории граждан, относящих себя к среднему классу, — от предпринимателей и управленцев до хипстеров. К хипстерам председатель РУС Георгий Белозеров относил людей, зарабатывающих на жизнь творческим трудом. На первой встрече, которая состоялась в подмосковном Голицыне 21—22 января 2012 года, Белозеров отмечал, что среди собравшихся есть как те, кто ходил на декабрьские митинги «За честные выборы», так и те, кто там не был.


При этом в манифесте, опубликованном в Facebook, инициаторы ассоциируют себя скорее с теми, кто там был. Они называют себя «креативным классом», «рассерженными городскими сообществами», а свою программу — итогом протестов на Болотной площади и проспекте Сахарова.


Правда, из нескольких десятков человек, с кем корреспонденту «МН» удалось поговорить на первой встрече, на митингах «рассерженных горожан» никто не был. Большинство участников были предпринимателями, выпускниками президентской программы, которые в 2000-е годы за госсчет прошли повышение квалификации за границей. Они называли себя «людьми дела» и о митингующих говорили с иронией. Более того, многие из них оскорбились упоминанием о том, что среди участников были хипстеры. Об этом «МН» сообщил Белозеров на аналогичной встрече авторов программы в Москве.








Организаторы подчеркивали, что выступают как гражданские активисты. Впрочем, среди участников встречались представители исполнительной власти и партии власти. Например, руководитель проекта «Единой России» по развитию инфраструктуры Владимир Михайлов или глава пермского отделения консервативного клуба «Единой России» Сергей Маленко. Кроме того, там были чиновники из нескольких департаментов правительства Москвы. Михайлов рассказал корреспонденту «МН», что предложенные им в программу инициативы предварительно согласованы с правительственными чиновниками из Министерства транспорта.


Кроме того, чиновники из правительства были приглашены на заключительную встречу в качестве экспертов. По словам одного из координаторов мероприятия Дмитрия Ягодкина, чиновники заинтересовались проектом и «очень хорошо восприняли полученный результат». Среди приглашенных он назвал директора одного из департаментов Минэкономразвития Артема Шадрина, представителя Минрегионразвития Александра Семенчишина, замруководителя аппарата правительства Василия Копылова и др.


Технология предсказания будущего


Технологию выработки программы организаторы называют форсайтом. Форсайт представляет собой систему мозговых штурмов — на федеральном уровне и в регионах, — результаты которых обобщаются и сводятся в единый документ. Технологию форсайта разработал Дмитрий Песков, один из руководителей созданного премьер-министром Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив. Он же выступал модератором общероссийской и московской встреч участников.


В ходе мозгового штурма участники, выступающие от имени среднего класса, делают прогнозы относительно того, как будет развиваться политическая система России до 2030 года. Смысл программы-прогноза, по словам Пескова, не в том, чтобы предсказать будущее, а в том, чтобы «коллективно договориться о нем, исходя из существующих трендов» и собственных представлений о том, что будет хорошо для среднего класса.


При составлении прогноза участники выделили прежде всего «неизбежные» тренды, к которым отнесли, например, убывание вседозволенности органов власти и рост правосознания граждан. Затем участникам предложили подумать над тем, какие технологии нужны для развития этих трендов и какие события могут в связи с этим произойти в ближайшие 18 лет.


В результате картина ближайшего будущего получилась следующая. К 2016 году в России утвердится электронная демократия, все социально значимые решения будут фильтроваться по технологии краудсорсинга. В 2017 году появятся городские автономии, обладающие большими полномочиями, все налоги будут оставаться на их территории. В этом же году будет введено онлайн-рейтингование работы госслужащих: граждане будут оценивать их работу в занимаемой должности.


В 2020 году участники прогнозируют первые виртуальные выборы с использованием личных идентификаторов. А в 2024-м произойдет смена Конституции, новая Конституция будет написана по wiki-принципу ( т.е. по технологии краудсорсинга, когда широкий круг лиц может вносить свои правки и предложения).


Это лишь некоторые из положений политической части прогноза. Кроме того, были подготовлены прогнозы в сфере развития экономики, технологий, человеческого капитала и др. Основная часть программы, включая перечисленные выше пункты, была составлена на общероссийской встрече участников в Голицыно 21—22 января 2012 года. Затем эти идеи были развиты и дополнены на аналогичных мозговых штурмах в регионах.


Как у Путина


В процессе подготовки «карты», до 22 февраля, разработчики утверждали, что еще не решили, кому именно из кандидатов в президенты будет представлена их программа. «Мы готовы сотрудничать с любым кандидатом, кто поддержит наши инициативы», — отмечал глава РУС Георгий Белозеров.


Между тем еще до публикации «дорожной карты» (а она не опубликована до сих пор) целый ряд содержащихся в ней предложений прозвучал в предвыборных статьях Путина. В частности, в его статье, опубликованной в газете «Коммерсант». Вот некоторые из них:
«Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в интернете. Каждый может направить свое предложение или поправку. Они рассматриваются, а лучшие и содержательные учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений, или, как называют его эксперты, краудсорсинг, должен стать нормой на всех уровнях»;


«Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии… Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе»;


«Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их решить».


«Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными… Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов… Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам».


Оседлать волну протестов


Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что за последние месяцы это уже не первая попытка отдельной группы выступить выразителем интересов широких слоев населения. По его словам, похожую роль на волне гражданских протестов попыталось взять на себя движение «Остальная Россия». В манифесте движения, опубликованном в Facebook 28 января 2012 года, тоже содержатся предложения «от лица граждан», которые позже вошли в статьи Путина. Например, об изменении роли и порядка формирования общественных советов при ведомствах и Общественной палаты. Среди инициаторов «Остальной России» были близкие к власти эксперты — Дмитрий Орлов, Максим Шевченко, Владимир Мамонтов.



От Мак
К Мак (28.03.2012 17:57:23)
Дата 28.03.2012 18:36:53

В России традиция: перебрать все неправильные пути,потом запрягаем и быстро едем

http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1549170/

Агентство Стратегических Инициатив (АСИ)
«Перемены начнутся, когда в России будет двести Лебедевых и Пирожковых»

80% населения России живет в 1980 году, остальные ― в 2000 году. Чтобы перетащить 80% в будущее, надо чинить фильтр между молодыми и бизнесом. Ремонтом займется АСИ. Дмитрий Песков рассказывает E-xecutive о трех сценариях ремонта, личном задании от Путина и призрачности креативного класса.
64 5257

В России сломался фильтр между молодыми профессионалами и бизнесом. Лидеры профессий не общаются напрямую с молодежью. Мы кормим своими талантами чужие экономики. Все это можно исправить.

Суббота. Двенадцать часов дня. Почти центр Москвы. Ресторан из категории «обычный». Дмитрий Песков находит час для беседы с E-xecutive.ru, хотя дома еще много работы. В Агентстве Стратегических Инициатив (АСИ) он работает со дня основания, то есть всего один-два месяца. До этого Песков создавал и развивал новые технологии образования в Метавере, о котором E-xecutive.ru уже рассказывал.

Песков всегда старался держаться подальше от чиновников и всего «государственного», но согласился возглавить направление «Молодые профессионалы» в АСИ, потому что Агентство вне «вертикали», не распределяет денег и вообще больше походит на частную компанию, чем на госведомство. Теперь Песков распространяет радикальные подходы Метавера на всю Россию. Добро на это дал Владимир Путин, который входит в наблюдательный совет АСИ.

Дмитрий Песков рассказывает, что в образовании можно победить взяточничество. Простой пример. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то сдал экзамен TOEFL за взятку? Почему бы не засчитывать иностранный язык в ЕГЭ, если человек сдает TOEFL?! А сертификат Microsoft кто-нибудь получал за взятку? Песков уверен, что надо максимально опираться на практики, которые признает весь мир.

В это же время несколько тучных мужчин в костюмах за соседним столом выпивают уже по четвертой рюмке водки.

― Вась, у тебя уши еще не вянут? ― обращается один к другому.

― Ну, это Москва, Коль! ― второго гораздо сильнее волнует котлета, которая никак не поддается, потому что руки не слушаются.

― Может, уе*ать им в лоб легонько?


Дмитрий Песков починит кривой фильтр между молодыми и бизнесом.

E-xecutive: Вот видите, народу все это не нужно.

Дмитрий Песков: Есть развилка и вопрос, ответ на который я не знаю. 80% населения России живет в 1980 году, 20% ― в 2000 году. Если посмотреть на развитые страны, там 80% живет в 2000 году, а 20% в 2020 году. Вопрос: что мы должны делать? Пытаться 80% из 1980 года перетащить в 2000 год? Или 20% из 2000 года в 2020 год? Я не знаю. Но мы активно ищем ответ.

E-xecutive: Насколько разные люди в регионах и в Москве?

Д.П.: Публика в регионах иногда гораздо более продвинутая и интересная по моей теме, чем в Москве. Например, в Новосибирском Академгородке самая интересная модель образования в хайтеке. Про Татарстан вообще молчу. Это лучший образец правильного климата для сочетания бизнеса и университета. Москва даже близко не стоит. Большинство идей, которые я закладываю в программу «Молодые профессионалы», я нашел в Новосибирске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

E-xecutive: Какие задачи ставите перед собой? Работаете для 20% или 80%?

Д.П.: Мы не предвыборный проект, что бы там ни говорили. Мне никто никаких предвыборных задач не ставит. Мы сейчас пытаемся решить одну простую задачу. Вот есть молодые профессионалы. Мы вкачиваем деньги в систему образования. Иногда в каком-то вузе талантливый заведующий кафедрой воспитывает талантливых студентов. А дальше студенты либо вырастают и уезжают на Запад, либо идут работать на колбасный завод вместо IT-предприятия, потому что в их городе другой работы нет, либо спиваются. Наша задача ― чтобы ни одного из этих трех сценариев не было. Проблему можно решить через поддержку вот этих 20% и через увязку молодых профессионалов и отраслей экономики.

Когда ты разговариваешь в вузе с молодыми ребятами, они говорят: «Нас никто не ждет». Когда разговариваешь с HR-директором крупной корпорации, а я за последнее время поговорил со значительной частью, они говорят: «Нам не хватает талантливой молодежи». Между молодыми профессионалами и растущим бизнесом стоит кривой фильтр. Смена фильтра ― это задача агентства и моя.

E-xecutive: Как починить этот фильтр?

Д.П.: Нужно сделать несколько вещей. Первый сценарий. Когда уезжают за границу и там остаются. Я категорически за то, чтобы наши студенты уезжали учиться за границу. Я за то, чтобы они возвращались. Этого можно добиться. В Китае чуть ли не половина министров с западной степенью Ph.D. Но есть более близкие модели ― Казахстан, там работает программа Болашак, по которой молодежь учится в лучших мировых вузах, а расходы берет на себя Правительство. Человек по возвращению отрабатывает несколько лет либо в бизнесе, либо в государстве, и за каждый год часть кредита прощается. Залогом, как правило, выступает квартира, но могут быть и другие механизмы. Например, поручительство.

Второй сценарий. Почему бизнес не инвестирует в молодых? Любой бизнес хочет получить гарантию, что, если он вкладывает деньги в человека, этот человек останется у него работать. Иначе получается, что бизнес вкладывается в студента, конкурент поднимает зарплату на 10% и забирает квалифицированного специалиста. Сегодня нет юридических механизмов, которые позволяют компании инвестировать в развитие конкретного профессионала. Но, опять же, важно, чтобы «контракт развития» не стал обременением и новой формой рабства.

Должно быть несколько разных инструментов. К третьему-четвертому курсу у молодого профессионала должен быть выбор. Учиться просто так и выходить на свободный рынок. Поступить в западную или восточную магистратуру, если чувствует в себе потенциал. И «контракт на развитие», если он хочет практическую работу, хочет как можно быстрее стать профессионалом и получать деньги.

Третий сценарий. Когда молодые не могут найти работу в своем городе. Нужна база молодых профессионалов, которая будет пользоваться доверием у бизнеса. Потому что сегодняшний диплом вуза не значит ничего, если это не Физтех или Бауманка.

E-xecutive: Как сделать резюме в такой базе ценным?

Д.П.: Человек должен доучиваться и получать практические задания от бизнеса. Если справляется, то он не только отличник вуза, но и отличник РУСАЛа, Газпрома, Яндекса. Ему доверяет бизнес, потому что он не просто русский язык сдал, а выполнил практическое задание бизнеса. В Липецкой области такой проект уже работает. Хотим тиражировать его на всю страну.

E-xecutive: Какие еще проекты нашли?

Д.П.: Есть система профориентации. Как это работает сегодня? У вас есть мечта. Вы можете сходить на экскурсию, но не факт, что нужное предприятие есть в вашем городе, а ехать дорого. Поэтому профессию за вас выбирают родители. Вы отучились, а потом вас гарантировано настигает разочарование, вы работаете не по специальности. Мы сегодня на государственном уровне разрушаем надежды молодого поколения.

Так вот есть группа TEDxVorobyovy-Gory, они предлагают проект «Практики карьеры», в котором другая логика. Они берут лидеров профессий, записывают с ними интервью в стиле TED. Получается классификатор профессий, где не абстрактные тексты, а конкретные видео-рассказы о профессии от людей, которые по-настоящему увлечены, которые могут зажечь. Этот проект собирает проповедников профессий. Эти люди готовы один час в месяц посвятить общению с молодыми. Мы организуем специальные скайп-конференции, вебинары. Такая профориентация напрямую связывает молодежь и лидеров профессии. Между ними нет ни вузов, ни биржи труда, ничего нет, это прямой контакт.

E-xecutive: Владимир Путин состоит в наблюдательном совете АСИ. Он выстроил вертикаль в стране. Теперь ему нужны люди, чтобы с этой вертикалью бороться?

Д.П.: Не бороться, нет. Не думаю, что кто-то в России был таким суперменом, который смог выстроить вертикаль. Мое личное убеждение, что эту вертикаль мы построили все вместе. Каждый из своей позиции, но вот такое мы построили. Все завязано на наших психотипах, глубинных традициях и на многом другом. Если Владимир Владимирович предложил вертикаль, мы теперь должны бездействовать? Кто-то уходит во внешнюю миграцию, кто-то во внутреннюю.

E-xecutive: Внутреннюю?

Д.П.: Пойти работать дворником или работать на западную компанию и не заниматься чистотой в своем подъезде.

E-xecutive: Большинство так и поступает, я про подъезды.

Д.П.: Ну да, но мы тут не про большинство, а про работу со стратегическим меньшинством, которое, как мы надеемся, эти 80% сможет утащить в будущее.

E-xecutive: Хочется понять. Верхи действительно понимают, что надо что-то менять?

Д.П.: Мое внутреннее убеждение, что самые глубокие и правильные реформы мы увидим в ближайшее десятилетие. В России есть историческая традиция: вначале перебрать все неправильные пути, удариться головой обо все неправильные вещи, но потом, когда уже совсем край, мы наконец-то запрягаем и быстро едем. Все те вещи, которые Владимир Владимирович ставит перед АСИ, они вполне себе радикальны и нашим внутренним ожиданиям соответствуют. На самой первой встрече мне поставили задачу ― придумать систему, которая заменит диплом об образовании как бумажку. Это личная задача Путина ко мне. На днях пройдет EduCamp, где представители разных ведомств начнут разрабатывать дорожную карту по переходу к национальной системе компетенций.

E-xecutive: Когда появится все то, о чем говорите?

Д.П.: Пока не знаю. Но самые быстрые проекты могут запускаться уже в 2012 году. Это «Практики карьеры» и база кадров для среднего бизнеса «Полеты по вертикали». Для структур, которые долго меняются, нужно создать дорожные карты. Если образно выражаться, там, где есть интернет-аудитория, мы не можем ждать годы, мы должны все преобразования проводить за месяц. На остальную аудиторию будем распространять постепенно.

E-xecutive: Что у вас есть, чтобы выполнить задуманное?

Д.П.: Наш главный инструмент ― грамотные рекомендации. Мы заточены не на работу с проектами и программами, а на работу с людьми. Мы создаем систему поддержки лидеров. Мы должны находить агентов изменений и выводить их под прожектор, в центр внимания. Даем государственную, информационную поддержку, даем механизмы финансовой помощи. Дальше он все делает сам. Я верю, что такие лидеры в стране есть, у них должно что-то получиться. У нас есть ресурс доверия и ресурс политический. Вот лучше нам этими ресурсами ограничиться и не заниматься распределением бюджетов.

E-xecutive: Дистанцируетесь от денег, от грантов?

Д.П.: Дистанцируемся от прямого распределения денег. Но лучшие молодые профессионалы гранты получать должны. Если ты выиграл мировой чемпионат по программированию, ты должен получать грант на протяжении нескольких лет, причем такого масштаба, чтобы у тебя не было желания уехать в Ричмонд и работать там на глобальные корпорации. Это вопрос экономической выгоды. Если мы вложили в человека $100 тыс. и подарили его другой стране, то мы вложили $100 тыс. в чужую экономику. Если мы вместо этого вложим в человека $50 тыс. через систему грантов, то он все свои компетенции инвестирует в нашу с вами экономику. Мы такие системы будем придумывать, но распределением займется либо другое агентство, либо негосударственные фонды, либо Министерство образования.

E-xecutive: На встрече с Путиным вы упомянули креативный класс. Это и есть те 20%?

Д.П.: По ощущениям, креативный класс в России ― меньше 5%. Радует, что креативный класс получает признание в регионах, и регионы де-факто начинают менять себя под его нужды. Не потому что хотят, и не потому что осознают что-то, а потому что другой повестки дня нет. Когда вы перестраиваете центр города, у вас мало выбора. Не осталось советских НИИ, которые спланируют вам унылые серые здания, вам все равно захочется выделиться и сделать что-то креативное. Изменения тогда начнут происходить, когда у нас будет много промдизайнеров, и они через дизайн начнут менять те промышленные образцы и продукты, которые мы выпускаем.

ЧПТЗ пустил промышленных дизайнеров к проектированию производственных мощностей «Высота 239». Эффект фантастический. Это сразу отражается на производительности труда, на объемах выпуска продукции.

E-xecutive: Почему в России креативный класс незаметен?

Д.П.: Где-то культуры нет. Где-то и креативного класса нет. Одно дело ― писать в ЖЖ, а другое ― дизайн делать. У нас безумно мало групп, которые реально могут делать промышленный дизайн. Есть, конечно, примеры ― Владимир Пирожков или то, что Студия Лебедева делает. Но их должно быть двести. А пока нет культуры, нет понимания, что, если выпускаешь новую вещь, то у тебя минимум 20% должно быть на дизайн, а то и больше. В июле был на АвтоВАЗе, они взяли ведущих мировых специалистов дизайна автомобилей. Не знаю, что из этого получится. Может, и правда место проклятое. Но они пытаются.

Если каждый десятый человек в стране будет способен создать новую вещь или придумать новое понятие, грамотно его подать и осмыслить, как изменится реальность под воздействием его изобретения, даже этого будет более чем достаточно. У России есть 10% креативного класса, но половина из них за рубежом. Мы постоянно инвестируем в развитие стран-лидеров. Мы своими лидерами кормим чужые экономики. Хочется немножко самим покушать.

Беседовал Александр Шенаев, E-xecutive


От Мак
К Мак (28.03.2012 17:57:23)
Дата 28.03.2012 18:24:48

2030 год: шесть трендов, пять заказчиков и шесть угроз ближайшего будущего

e-xecutive - Сайт Сообщества менеджеров

http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1593426/

2030 год: шесть трендов, пять заказчиков и шесть угроз ближайшего будущего

Общество расслаивается на «технологичных» и «обычных», старики учатся с детьми, «традиционная школа» умирает, подростки синтезируют наркотики на кухне, игровая приставка заменяет учителей.

E-xecutive.ru заглянул в будущее с помощью организаторов форсайта «Образование 2030».
21 7467

В ближайшие двадцать лет нас ждут заметные перемены. Подрастающее «цифровое» поколение перестроит экономику под себя. То, что сейчас выглядит «развлечением молодых», в ближайшие десятилетия станет основой общества. Но и старшее поколение станет заметно активнее.

Около пятидесяти человек собрались вместе на трехдневный форсайт «Образование 2030» и создали образ «неизбежного, вероятного и желаемого будущего». Получилось не только про образование.

Увидеть целиком интерактивную карту будущего можно будет на Петербургском экономическом форуме летом 2012 года. Чтобы понять уже сейчас, что нас ждет, кому все это надо и чего опасаться, E-xecutive.ru встретился с одним из организаторов форсайта, директором направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрием Песковым. (АСИ - Агентство Стратегических Инициатив, созданное В.В.Путиным весной 2011 года)

Шесть главных трендов
Демография

Пожилых людей в России становится все больше, а молодых все меньше. При этом ценность профессиональных навыков старшего поколения падает, замечает Песков. Как переучить и вернуть в экономику миллионы людей старшего возраста? Вопрос, над которым ломает голову весь мир.

― Думаю, государство однажды внесет правки в закон об образовании, чтобы человек имел право на два бесплатных высших образования, ― говорит Песков. ― Первое получаете до 30 лет, второе после 50 лет, причем это уже не абстрактное образование, а заточено под новые профессии. Например, под туризм. Сегодня слетать в Турцию выходит дешевле, чем съездить на выходные в Ярославль. Почему так? Потому что административная рента высокая (законы и налоги можно изменить) и рабочая сила дорогая. Во многих странах туристические услуги оказывают люди старшего возраста. Небольшая гостиница на три-четыре номера ― стабильный источник дохода. Вводные навыки можно дать через онлайн-программы. Но это должны быть не классические знания про теорию гостиничного дела, а конкретные компетенции и документы, некая бесплатная франшиза на открытие бизнеса.

Господство Азии

Индия и Китай в ближайшие двадцать лет станут крупнейшими мировыми экономиками и главными образовательными рынками. Кто платит, тот и музыку заказывает, так что облик и технологии нового образования будут определяться там же ― в Азии.

Новая волна технологий. Перетряска экономики

Россия будет вынуждена обновлять основные фонды через массовые инвестиционные программы. Тема «новой индустриализации» обсуждается в обществе уже сейчас.

Сдвиг демографической пирамиды

В ближайшие годы растущие доходы и новая медицина сделают стареющее население социально, физически и умственно активными людьми. Послевузовское образование станет одним из самых быстрорастущих сегментов.

В то же время каждое новое поколение повышает значимость технологий. В таком обществе, чем вы моложе, тем ценнее, потому что молодых проще научить новому, они выполняют задачи, которые не по силам старшему поколению.

― У нас в форсайте это называется «Культура самостоятельности», ― продолжает Песков. ― Будут развиваться формы ранней социализации, появится «детское предпринимательство», игровые вселенные. Элита помолодеет, обязательно последуют политические изменения. Все это начнется через пять-шесть лет, и дальше этот тренд станет определяющим.

DIY

Культура «сделай сам» в 2020-х годах станет повсеместной: необходимые вещи мы будем собирать и программировать прямо дома. Купить 3D-принтер, «печатающий» сложные объемные фигуры, можно уже сегодня.

Старение и ухудшение школы

Массовую систему быстро поменять нельзя, поэтому традиционная школа будет деградировать до 2020 года, после чего прекратит существовать. Начнутся серьезные изменения. Распространятся игровые формы обучения, а конвейерные формы уйдут в прошлое (подробнее в следующем материале E-xecutive.ru).

― Господство игровой метафоры дает человеку больше свободы, ― считает Песков. ― В обществе остается меньше механизмов принуждения. Каждый человек и общество в целом становятся счастливее. Это, кстати, необходимое условие для технологической революции. То есть появятся люди, которые будут готовы к технологическим изменениям.

Пять главных заказчиков изменений

Кому нужны перемены? Авторы форсайта говорят о пяти заказчиках ― это сам человек, семья, профессиональные сообщества, бизнес и государство. Причем каждую из сторон будущее волнует с разной силой.



Меньше всего кардинальных перемен желает отдельно взятый человек. Хотя в идеале все должно быть ровно наоборот. Песков объясняет это тем, что человеку проще быть пассивным наблюдателем, чем активным агентом изменений. Скажем, маловероятно, что вы сейчас оторветесь от текста и пойдете менять «систему образования». У вас и без того забот хватает.

Семья заинтересована в переменах чуть больше отдельного человека, но и она довольно пассивный заказчик изменений. Что волнует большинство родителей? Обычно это два вопроса ― кем станут дети и как много они будут зарабатывать? На этом интересы семьи по части образования обычно затухают. Новое образование устроено иначе и затрагивает отношения внутри семьи.

― Условно говоря, у вас может вызывать отторжение, что ребенок проводит много часов у игровой приставки, ― поясняет Песков. ― Бегает, делает непонятные жесты, общается на непонятных языках. Вы будете запрещать. А между тем онлайновые игры с образовательным компонентом в глобальных сообществах ― самая эффективная и перспективная форма образования на горизонте. С другой стороны, образование станет способом заново собрать семью вместе. Например, внучки будут учиться вместе с бабушками. Роли поменяются, внучки будут больше учить бабушек, но семья будет учиться вместе».

Следующая по степени заинтересованности сторона ― профессиональные сообщества, то есть некие держатели стандартов в обществе (сообщества врачей, гильдии и так далее). В развитых странах за подобными объединениями закреплено право определять (через сертификацию, экзамены или тесты), профессионал вы или нет. Эти же сообщества обычно выступают активными заказчиками изменений, но не в России, потому что у нас профессиональных сообществ почти нет.

― В нашем обществе низкий уровень доверия, ― говорит Песков о причинах, ― а профессиональное сообщество ― это в первую очередь доверие к работе другого человека. Нет доверия, нет сильных сообществ, нет субъекта, способного брать на себя ответственность.

Теперь о бизнесе. По словам Пескова, перемены и новое образование нужны бизнесу как никому другому. Бюджет 2011 года на образование в России ― 500 млрд руб. Высшая школа экономики приводит цифры, что бизнес ежегодно тратит на переобучение выпускников системы образования ровно столько же ― 500 млрд руб. И даже в таких условиях, как замечает Песков, бизнес не готов вкладываться в изменение системы. Почему?

― Во-первых, бизнес пока не умеет выстраивать новые формы образования, ― считает Песков. ― Во-вторых, любой бизнес вкладывается туда, где понятен результат и возможен контроль. В нынешнем образовании ни того, ни другого нет. Даст предприниматель деньги вузу, а вуз потратит все на раздутый административный аппарат. И что бизнес с этого получит? Лучших специалистов? Вряд ли.

Самым сильным заказчиком изменений сегодня оказывается государство. И это плохо, считает Песков, потому что государство чаще ошибается, потому что в таком случае мы должны верить, что на государственных постах работают самые умные, самые дальновидные и самые честные профессионалы. Меритократия работает во Франции, но не всегда в России. К тому же новая система должна быть гибкой, потому что потребности экономики меняются быстро, а ждать гибкости от государства не приходится.

Шесть главных угроз

Дмитрию Пескову нравится в грядущем будущем далеко не все.

«Вторая психоделическая революция»

Люди смогут создавать наркотики прямо у себя дома. Это прямое следствие DIY-тренда и значительная угроза для здоровья молодого поколения. Нынешняя борьба с наркотиками покажется детским лепетом по сравнению с задачами, которые предстоит решить в будущем, уверен Песков. «Гражданские биотехнологии» и «кухонные лаборатории» ― уже реальность.

«Приватизация системы подготовки»

Есть риск, что главным заказчиком изменений станет бизнес без долгосрочных целей. Тогда обучение сведется к профессиональной подготовке, а гуманитарные науки, воспитывающие патриотов и всесторонне развитых личностей, останутся на задворках.

― Бывают исключения, ― добавляет Песков. ― Из последнего, что видел, образовательная программа на ЧТПЗ. Металлургия у них не «черная», а «белая». Они поменяли не только название, но и подход. На дорогостоящем оборудовании, оно десятки миллионов долларов стоит, работают не закопченные металлурги, а люди в белых халатах с крайне высокой специализацией. Так вот они возродили у себя систему профессионального образования. У них три главных предмета. Физкультура. Если человек физически здоров, то у него меньше отгулов, значит больше прибыль акционеров. Иностранные языки. Люди работают на зарубежном оборудовании, они должны понимать инструкции. И третье ― история. Заводу нужны патриоты, которые бы не уехали за границу. Всему остальному можно научить за две недели у станка. Для работников завода обучение бесплатное.

«Когнитивный психоразрыв», «Новая евгеника»

Есть опасность, что возрастные и генетические различия станут поводом для очередного расслоения в обществе. Люди разделятся на способных и не способных работать в новой парадигме. Зачатки видны уже сегодня. Скажем, ТВ- и интернет-аудитория ― это довольно разные люди, разговаривающие практически на разных языках и обладающие разными навыками. Новая медицина восполнит часть возрастных особенностей, а с генетикой все сложнее.

― Сейчас назревает опасность новой евгеники, ― говорит Песков. ― Причем новая евгеника в отличие от аналогов ХХ века не субъективная, а объективная. Во времена нацистской Германии, слава богу, нельзя было понять, какой ты расы, а сейчас ДНК-анализ показывает все ваши корни в процентном соотношении. ДНК-анализы на предрасположенность станут обычным делом. Вы сможете развивать сильные стороны ребенка с ранних лет, поэтому ближе к зрелости дети уйдут далеко вперед сверстников.

«Кибергизация общества».

Работать или нет в прямой связке «мозг-компьютер»? Вставлять ли себе линзу, которая передает изображения в мозг с высокой скоростью, помогает быстрее передвигаться, лучше общаться с людьми и решать инженерные задачи? Или «остаться человеком»? Это еще один этический вопрос, который в будущем, вероятно, будет обсуждаться на том же уровне, как сейчас обсуждаются цены на нефть и размер пенсии.

― Ближе к 2030 году начинается «Когнитивная революция», зона на стыке технологий и трендов, ― Песков указывает на край карты. ― Мы отказываемся форсайтить дальше. Мы говорим, что вот тут зона наступления некой «сингулярности», технологии развиваются настолько быстро, что мы не способны их отслеживать. Заглядывать еще дальше можно, но не на годы, а на десятилетия.

Александр Шенаев, E-xecutive.ru