От Антон Совет
К А.Б.
Дата 25.04.2012 20:17:24
Рубрики Идеология; Хозяйство; Теоремы, доктрины;

Объективность и субъективность стоимости*

ФКМ.120

>>Вообще-то, меня самого удивляет, что в этом плане на форуме существует «интрига».
>
>Грубо говоря, вы пытаетесь найти "объективность субъективного". Что, согласитесь, интригует. :)

При обмене товара на товар каждый из его владельцев стремится получить как можно большее количество чужого товара за как можно меньшее количество своего. (Надеюсь, это ни у кого не вызывает сомнения?) То бишь, каждый из субъектов стремится изменить соотношение товаров Т1//Т2 в свою пользу. В этом заключается субъективный момент стоимости. Ибо именно в этом заключены субъективные желания рыночных деятелей.

Однако, на рынке есть и такие вещи, которые НЕ ЗАВИСЯТ от воли и желания отдельных владельцев товара. Когда участников торгов только двое, то для каждого из них объективными вещами является количество товара у противоположной стороны и все те субъективные желания, которые противоположную сторону терзают. Потому как мысли и желании другого человека для данного есть объективная реальность. С которой очень даже нужно считаться.

Когда же участников с обеих сторон много, то для каждого из них является объективной вещью не только КТ у другой стороны, но и КТ у его собственной. Так как он не может на это количество повлиять. На свое – да, но на чужое – нет. Так как другие продавцы такого же товара по определению независимы от данного продавца (на свободном рынке, разумеется).

Таким образом, субъективны желания и планы владельцев товара. Именно те, что существуют в сердцах и мозгах их личных. А объективны чужие желания и мысли, а также количества товаров, противостоящих друг другу. Поэтому, именно эти количества диктуют то, что на самом деле произойдет на рынке, то, КАКАЯ стоимость товара установится. Каждый владелец товара может заломить за свой товар какую угодно «цену» (стоимость), но это не значит, что ему такое количество товара и дадут. Скорее всего, он останется при своих интересах. И понесет свой товар домой. А купят у тех, кто менее жаден.

Короче говоря, цену (стоимость) товара «диктует Бог». А по факту – те количества товара на рынке, что противостоят друг другу и символизируют собой обменные возможности сторон. Так потому, что каждый участник рынка вынужден считаться с этим объективным фактором рынка.

____________________
* Напомню, что под стоимостью я всегда понимаю именно меновую стоимость. Так как считаю трудовую стоимость несуществующей в действительности. А потребительную предпочитаю называть ценностью или полезность. См. об этом самое свежее здесь: «Основные положения СТС» -
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?p=11705#p11705