От miron
К Chingis
Дата 10.03.2012 18:09:16
Рубрики Прочее; Образы будущего; Манипуляция; Катастрофа;

Это не главное, а брехня. Никаких захлестываний не было...

>А ваш рассказ прекрасно иллюстрирует тезис о перегруженности тогдашней плановой системы, неспособности ее адекватно обеспечивать планирование и распределение ресурсов.
>С усложнением экономики СССР, без Сталина (фактически, красного просвещенного монарха) плановая экономика забуксовала. ее нужно было подновить, внедрить более совершенные алгоритмы планирования, анализа, распределения ресурсов. А так - выезжали на синергии всего народного хозяйства, пока потоки информации не захлестнули министерства и Госплан>

Информации не больше, чем в рыночной системе. Все работало не хуже, чем на Западе. Пожив на Западе, я мифы о Западе развеял в себе.


>Лучшее - враг хорошего

От Chingis
К miron (10.03.2012 18:09:16)
Дата 11.03.2012 02:19:43

Интересно, поделитесь про мифы.

Лучшее - враг хорошего

От miron
К Chingis (11.03.2012 02:19:43)
Дата 11.03.2012 11:23:57

Я уже поделился.

Почему–то при описании советской экономики пишут о том, чот Госплан не справлялся с работой. Что нужны были компьютеры. На самом деле все бло не так плохо, по краймней мере не хуже, чем в стихийной рыночной экономике. Были просчеты, заканчивавшиеся потерями. Но гораздо большие просчеты имеются в рыночной экономике, дающие гораздо большие потери. Например, банкротства. Вот пример того, как рыночная экономика истратила впустую огромные деньги на разработки высокоразрешающего аналогового телевидения и получила пшик.

В советской и даже в сталинской экономикие существовал паралеллельный административный рынок. О нем пишет Кордонский. Он позволял компенсировать небольшие ошибки планирования.

Людиу же не знавшие этого начинают трындеть о потере управляемости экономики СССР. Нет она была ничем не хуже, чем экономика Запада. Я не говорю, что значительно лучше. Пробемы возникали. Они решались. Строились заводы, школы, дома культуры, больницы, танки. В 1989–1991 году одновременно около 23 стран сменили план на рынок.Казалось бы если было так плохо, то дольно быть значительн лучше. Ан нет. Все прогорели. За исключением Словении, которая оставила без изменения самоуправленческий социализм, и Чехии, которая и ранее была интегрирована в рыночную экономику и имела хорошие традиции перед войной.

От Chingis
К miron (11.03.2012 11:23:57)
Дата 11.03.2012 12:49:05

Re: Я уже...

Кордонского поищу в инете. Надо почитать.
А вот пример Петьки инересен: описана реальная проблема отсутствия алгоритмов распределения станков в одной отрасли. Ведь, судя по рассказу, не имелся в арсенале плановиков алгоритм расстановки приоритетов. Если бы имелся, то никакая шоколадка и "гарный парень с Днепра" не смогли бы ничего сделать. Тетнька просто бы выписала накладную тому, кому станок, согласно алгоритму, был нужнее. Например, тому, у кого продукция более востребована народным хозяйством.

Лучшее - враг хорошего

От miron
К Chingis (11.03.2012 12:49:05)
Дата 11.03.2012 15:54:52

Вы не поняли...

>Кордонского поищу в инете. Надо почитать.>

Если нужны ссылки – сообщу. С ним вместе ещё один чел изучал. Не помню фамилию. У них у каждого вышла книга.

>А вот пример Петьки инересен: описана реальная проблема отсутствия алгоритмов распределения станков в одной отрасли. Ведь, судя по рассказу, не имелся в арсенале плановиков алгоритм расстановки приоритетов. Если бы имелся, то никакая шоколадка и "гарный парень с Днепра" не смогли бы ничего сделать. Тетнька просто бы выписала накладную тому, кому станок, согласно алгоритму, был нужнее. Например, тому, у кого продукция более востребована народным хозяйством.>

Таких примеров можно привести сотни. Но ещё больше подобных примеров в рыночной экономике. Только оних там не пишут.

>Лучшее - враг хорошего

От А.Б.
К miron (11.03.2012 15:54:52)
Дата 12.03.2012 14:42:01

Re: Вы не

>Таких примеров можно привести сотни. Но ещё больше подобных примеров в рыночной экономике. Только оних там не пишут.

А чего писать? Там товарищи получили бы свой станок, ну через год (в худшем случае). А при плане - через 5 лет в лучшем случае. Разницу улавливаете?

От miron
К А.Б. (12.03.2012 14:42:01)
Дата 12.03.2012 15:15:53

Не надо распространять мифы о Западе. (-)


От А.Б.
К miron (12.03.2012 15:15:53)
Дата 12.03.2012 15:33:26

Re: Мифы?!

Это вам так хочется, чтобы это были мифы.

В мире чистогана профит не упустят. Это вам не снулые учетчики госплана. :)

От miron
К А.Б. (12.03.2012 15:33:26)
Дата 13.03.2012 11:55:01

Надо же, как крепко Вам вбили в мозг миф о наживе. Это в прошлом веке.

>Это вам так хочется, чтобы это были мифы.>

Учите матчасть. Я уже 6 месяцев не могу купить себе микроскоп. И деньги есть и микроскоп выделен.

>В мире чистогана профит не упустят. Это вам не снулые учетчики госплана. :)>

При Госплане я микроскоп покупал за один день. Ехал в Москву брал гарантийное письмо, брал микроскоп и счет и через три дня институт счет оплачивал. Все. Здесь же они уже 1.5 года не могут купить мне уранилацетат. В СССР я это делал за один день.

Мой бывший аспирант работает вицедиректором крупной фармкомпании в Америке. Он говорит, что ничего купить нельзя быстрее, чем 4 месяца. Бюрократия, вишь ли... Поэтому работает с Китаем Там любой прибор покупают в пределах недели.

Поээтому смулые счетчики Госплана в СССР были на порядок эффективнее резвых Западных идиотиков.

От А.Б.
К miron (13.03.2012 11:55:01)
Дата 13.03.2012 12:15:21

Re: "Такой же, но с перламутровыми пуговицами"?

>Учите матчасть. Я уже 6 месяцев не могу купить себе микроскоп.

Не знаю. Электронный что-ли? :)
Или у вас тоже "система тендера" в госучреждениях?

А за наличные - легко. Оптический с выходом на комп через USB - не проблема.

>При Госплане я микроскоп покупал за один день.

Ну-ну. :)

> Здесь же они уже 1.5 года не могут купить мне уранилацетат. В СССР я это делал за один день.

Про реактивы - вы лучше не пойте песен. Плавали, знаем. :)

Что же касается обрабатывающих центров - то "только свистни" - желающие продать в очередь выстроятся. :)

>Он говорит, что ничего купить нельзя быстрее, чем 4 месяца. Бюрократия, вишь ли...

Ну. Это еще терпимо. Так как не "заявка за 2 года вперед" - а если не заявил - то "вари из элементов периодической таблицы сам" :)

>Поээтому смулые счетчики Госплана в СССР были на порядок эффективнее резвых Западных идиотиков.

Нет. Вы выдаете свои мечты за реалии. Опять же.
И есть сведения о менее забюрократиченных системах (лет 7 назад) - когда заявка - день - реактив на столе. Ага.
Снулые госплановцы... курят в сторонке. Тихо-тихо. :)

От miron
К А.Б. (13.03.2012 12:15:21)
Дата 13.03.2012 15:29:47

То, что вбито Борисычу пером, не вырубишь из его мозгов топором...

То, что вбито Борисычу пером, не вырубишь из мозгов топором
>>Учите матчасть. Я уже 6 месяцев не могу купить себе микроскоп.
>
>Не знаю. Электронный что-ли? :)
>Или у вас тоже "система тендера" в госучреждениях?>

Обычный Лейковский, но с камерой. У нас не госучреждение.

>А за наличные - легко. Оптический с выходом на комп через УСБ - не проблема.

>>При Госплане я микроскоп покупал за один день.
>
>Ну-ну. :)>

Был такой магазинчик на Профсоюзной. А на Кривоколенном переулке - химреактивы. Берешъ поллитра и покупаешь, все что нужно. За один день.

>> Здесь же они уже 1.5 года не могут купить мне уранилацетат. В СССР я это делал за один день.
>
>Про реактивы - вы лучше не пойте песен. Плавали, знаем. :)>

Понятно, спирт сами распивали. Меньше надо было пить.

>Что же касается обрабатывающих центров - то "только свистни" - желающие продать в очередь выстроятся. :)

>>Он говорит, что ничего купить нельзя быстрее, чем 4 месяца. Бюрократия, вишь ли...
>
>Ну. Это еще терпимо. Так как не "заявка за 2 года вперед" - а если не заявил - то "вари из элементов периодической таблицы сам" :)>

Про микроскоп брешете Вы. Покупал я электроный в Сумах. Поехал, взял поллитры. Много. И купил за неделю. Без всякой заявки. Меньше надо было спирт пить. Вам бы и откололось.



>>Поээтому смулые счетчики Госплана в СССР были на порядок эффективнее резвых Западных идиотиков.
>
>Нет. Вы выдаете свои мечты за реалии. Опять же.>

Это не мечты, а так жили. Правда некоторые снобы из Москвы считали, что все должно было идти только им. Спиртик сами лопали, и ничего не получали. И не делились со снабженцами.


>И есть сведения о менее забюрократиченных системах (лет 7 назад) - когда заявка - день - реактив на столе. Ага.>

Это один пример из Америки по Сигме. Действительно так. Но такая скорость не нужна, когда мозгов в головах нет.

>Снулые госплановцы... курят в сторонке. Тихо-тихо. :)>

Верно, зачем им кричать. У них все работало гораздо быстрее, чем на Западе. Административный рынок помогал.

А тут.... Нанимался я на работу в Пенуниверситет. Так чтобы решить по поводу электронного микроскопа они полгода митинги проводили.

Надо Вам дообразовываться, а то какой–то недообразованный Вы.


От А.Б.
К miron (13.03.2012 15:29:47)
Дата 13.03.2012 15:40:57

Re: Не мерьте по себе. :)

>Обычный Лейковский, но с камерой. У нас не госучреждение.

такие устроят?
http://www.awt.ru/index.php?ocd=view&id=66

поставка: "В случае наличия продукции на складе отгрузка производится в течении 1-2 дней. При отсутствии продукции на складе поставка осуществляется в согласованные сроки. "

>Был такой магазинчик на Профсоюзной. А на Кривоколенном переулке - химреактивы. Берешъ поллитра и покупаешь, все что нужно. За один день.

Там ерунда, в общем-то, расхожая была. И то не всегда.

>Понятно, спирт сами распивали. Меньше надо было пить.

Нет. Практиковались, как раз, в синтезах времен Бельштейна. :)

>Про микроскоп брешете Вы. Покупал я электроный в Сумах.

О! Помню-помню. Была практика с масс-спектрометром производства сего городка. Эпическая сила! :)

Кстати - вы электронный-то микроскаоп с авоське увезли в лабу, да? :)

От miron
К А.Б. (13.03.2012 15:40:57)
Дата 13.03.2012 16:35:54

Как я могу мерять, если у меня другие мозги, не верящие мифам.

>>Обычный Лейковский, но с камерой. У нас не госучреждение.
>
>такие устроят?
>
http://www.awt.ru/index.php?ocd=view&id=66

>поставка: "В случае наличия продукции на складе отгрузка производится в течении 1-2 дней. При отсутствии продукции на складе поставка осуществляется в согласованные сроки. ">

Так и верьте. Вы хоть дочитывайте тексты собеседника до конца. Я же сказал, что микроскоп на складе. Я его даюе трогал. Деньги есть, а купить не можем.

>>Был такой магазинчик на Профсоюзной. А на Кривоколенном переулке - химреактивы. Берешъ поллитра и покупаешь, все что нужно. За один день.
>
>Там ерунда, в общем-то, расхожая была. И то не всегда.>

Да Вы там, похоже, никогда не бывали.

>>Понятно, спирт сами распивали. Меньше надо было пить.
>
>Нет. Практиковались, как раз, в синтезах времен Бельштейна. :)>

Понятно, не просыхали.

>>Про микроскоп брешете Вы. Покупал я электроный в Сумах.
>
>О! Помню-помню. Была практика с масс-спектрометром производства сего городка. Эпическая сила! :)>

Не знаю как спектрометры, а вот электронные микроскопы при отсутствии валюты, которую московские снобы борисычи изымали и пропивали, вполне работали.

> Кстати - вы электронный-то микроскоп с авоське увезли в лабу, да? :)>

Нет, на платформе. Тоже пару бутылок и все в ажуре. Великая сила административного рынка. Директора могли платить наличкой при необходимости без всякой отчетности. Директорский фонд. Слыхали? Так, что сказочки о наживе, как двигателе Запада, оставтьте своим детишкам.

От А.Б.
К miron (13.03.2012 16:35:54)
Дата 13.03.2012 16:55:12

Re: Ну, вы тоже из "альтернативно одаренных"?

> Деньги есть, а купить не можем.

Странности вы рассказываете. Может у вас деньги "не той системы"? :)

>Да Вы там, похоже, никогда не бывали.

Бывал в разных. И в Реахиме. Тех лет, и нонешних. Да. Стабильность...
Хотя сегодня (за счет импорта) побольше выбор стал, ну и без госплана - за нал - можно за пару недель обернуться с покупками.

>Понятно, не просыхали.

Не думаю, что вы поняли. Ну да и ладно. Ваши шаблоны целее будут. :)

>Не знаю как спектрометры...

Я про процесс приобретения. Точнее про сроки. Вы свой "электронный" - через какой срок получили в рабочем состоянии к использованию?

>Директорский фонд.

Это уже не план. Это рынок и связи. Как раз "тлетворное влияние" на советский манер. :)


От miron
К А.Б. (13.03.2012 16:55:12)
Дата 13.03.2012 18:13:19

Да, одаренность моя - научный факт. А Ваша зашоренность - факт бытовой.

>> Деньги есть, а купить не можем.
>
>Странности вы рассказываете. Может у вас деньги "не той системы"? :)>

Нет, Вы как обычно забыли дочитать до конца. Речь идет о Западе, а Вы тыкаете пальцем в Россию.

>>Да Вы там, похоже, никогда не бывали.
>
>Бывал в разных. И в Реахиме. Тех лет, и нонешних. Да. Стабильность...

Не-а врете Вы, не бывали. Или были после потребления спиритуса вини.

>Хотя сегодня (за счет импорта) побольше выбор стал, ну и без госплана - за нал - можно за пару недель обернуться с покупками.>

Опять двадцать пять. Речь шла о мифах про Запад. Читать-то научитесь.

>>Понятно, не просыхали.
>
>Не думаю, что вы поняли. Ну да и ладно. Ваши шаблоны целее будут. :)

Я и говорю - не просыхали.


>>Не знаю как спектрометры...
>
>Я про процесс приобретения. Точнее про сроки. Вы свой "электронный" - через какой срок получили в рабочем состоянии к использованию?>

Вполне. Приехали ребята. Налили им несколько поллитр. Все прекрасно. Работал как часы. Даже в Амерском журнале публиковались

>>Директорский фонд.
>
>Это уже не план. Это рынок и связи. Как раз "тлетворное влияние" на советский манер. :)>

Вам бы на Запад слетать на недельку. Вот тогда Вы настоящую тлетворность увидите. А то Вам все мозги попромывали, что Запад хороший, что чистоган двиюет прогресс... Ха Ха. Не зря все амерские ученые ломанулись в Китай когда надо делать быстро.


От А.Б.
К miron (13.03.2012 18:13:19)
Дата 14.03.2012 10:07:05

Re: Да, одаренность ваша - алтернативна. :)

>Нет, Вы как обычно забыли дочитать до конца. Речь идет о Западе

И про СССР вы тоже вещали. Вам на то и ответ был.
А то что мирон на западе (в ж в Италиях нонче?) выступил в свеом амплуа и нарвался на "итальянскую забастовку" и писает теперь кипятком... Хе! Это забавно! :)

От miron
К А.Б. (14.03.2012 10:07:05)
Дата 14.03.2012 13:25:31

Какой бяка Запад, везде итальянку организовал...

>>Нет, Вы как обычно забыли дочитать до конца. Речь идет о Западе
>
>И про СССР вы тоже вещали. Вам на то и ответ был.>

Повторю для особонепонятливых. Речь шла о том, что недостатки в СССР были и много, но гораздо больше недостатков было и есть на Западе. Так понятнее?

>А то что мирон на западе (в ж в Италиях нонче?) выступил в свеом амплуа и нарвался на "итальянскую забастовку" и писает теперь кипятком... Хе! Это забавно! :)

Надо же, как Вас задело. Ну и терминология и борисычей. Не надо не обижайтесь.

От А.Б.
К miron (14.03.2012 13:25:31)
Дата 14.03.2012 14:08:35

Re: Вам нигде не рады?

>Повторю для особонепонятливых. Речь шла о том, что недостатки в СССР были и много, но гораздо больше недостатков было и есть на Западе.

Для тоеретегов - недостатки СССР его угробили. Запад со своими недостатками - все еще загнивает. Это, наверное, говорит нам что-то о критичности этих недостатков? Вам не говорит?

>Надо же, как Вас задело.

Не задело, не обольщайтесь. :)

От Chingis
К А.Б. (14.03.2012 14:08:35)
Дата 14.03.2012 15:50:48

Бессмысленная дискуссия

У Запада - весь мир колония. Он оттуда столько начерпает - никакой синергией советского хозяйства не компенсируешь.

Лучшее - враг хорошего

От А.Б.
К Chingis (14.03.2012 15:50:48)
Дата 14.03.2012 16:00:14

Re: Не совсем.

>У Запада - весь мир колония. Он оттуда столько начерпает - никакой синергией советского хозяйства не компенсируешь.

Мы про то, как использовать "начерпаное".
Можно - с пользой, а можно тупо прос..ть.

От Chingis
К А.Б. (14.03.2012 16:00:14)
Дата 14.03.2012 17:48:12

Re: Не совсем.

Позиция Мирона: Запад просирал похлеще Союза. Моя - Запад просирал больше, но и впитывал больше, поэтому оставалось нехило на пожить.

Лучшее - враг хорошего

От А.Б.
К Chingis (14.03.2012 17:48:12)
Дата 15.03.2012 08:54:57

Re: Не совсем.

>Позиция Мирона: Запад просирал похлеще Союза.

Не могу согласиться с оценкой. Она, ПМСМ, у Миронина идет "по количеству".
Но оценка по этому единственному параметру будет неверной.

>Моя - Запад просирал больше, но и впитывал больше, поэтому оставалось нехило на пожить.

Не только это. Во-первых, он "удельно" про...любливал меньше нежели СССР, и в менее критичных областях.
Так что "трындец" к Западу подкрался с другой стороны, нежели к СССР. Впрочем, к РФ - он подкрался как и к Западу.
А все от желания "повысить жизнеспособность". :)

От Chingis
К miron (11.03.2012 15:54:52)
Дата 11.03.2012 16:13:54

Да, ссылку киньте плиз.

В рынке неэффективности сколько угодно. Просто хочется отполировать плановые механизмы до нестерпимого блеска. Чтоб без ржавчины.

Лучшее - враг хорошего

От miron
К Chingis (11.03.2012 16:13:54)
Дата 11.03.2012 17:21:43

Держите...

Кордонский С. 1996. 2000. Рынки власти. Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ.
http://www.libertarium.ru/libertarium/l_knig_knig

>В рынке неэффективности сколько угодно. Просто хочется отполировать плановые механизмы до нестерпимого блеска. Чтоб без ржавчины.>

Это утопизм.

>Лучшее - враг хорошего

Вот глава из нашей книги: Кудрявцев М., Миров А. и Скорынин Р. 2006. «Стать Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию. М. Алгоритм–Б. В двух книгах. http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=Downloads&file=index&req=viewsdownload&sid=8

Формирование административного рынка [по материалам (78)]
Новая экономическая система не вводилась в стране декретами правительства. Она формировалась постепенно под действием "потребностей практики" путём обычных административных реорганизаций, отмены или игнорирования старых инструкций и принятия взамен них новых. Конечным результатом этого процесса стала качественно иная система управления экономикой, основанная на согласованиях. Отметим, что участники согласования, как правило, имеют неодинаковую возможность влиять на окончательное решение. Она определяется их "весом": способностью поощрять угодные действия и наказывать неугодные – "если вы так, то я…". В результате каждое хозяйственное решение становится предметом административной бюрократической торговли. Механизм этой торговли оказывается настолько мощным, что при большом неравенстве весов позволяет отвергать право слабого участника на вето. Вес участника бюрократической торговли, как правило, был тем выше, чем больше размер организации, которую он представлял (116).
Между тем, не все понимают, что заведомое неравноправие участников административного рынка является закономерным следствием сочетания в системе функций обмена и перераспределения, включения налогообложения в административный рынок. Отношения между налоговым инспектором и налогоплательщиком заведомо не могут быть равноправными. Например, что означает, с точки зрения госаппарата, выделение государством на какую-то одну социальную цель больше средств, чем на другую? Это означает, что налоговые органы должны были больше поработать ради выбивания из экономики налогов на эту цель, а хозяйственные субъекты потом больше работали, чтобы получить эти деньги, выполняя госзаказ. Но в Советском Союзе, как и всегда в российской истории, управленческая и хозяйственная, налоговая и социальная функции совмещались в работе одной иерархической системы. Вместо того чтобы дублировать функции силового принуждения, выбивая налоги из наёмного работника (функция государственной налоговой службы), а потом следить за добросовестным выполнением своих обязанностей этим наёмным работником (функция системы управления внутри частной фирмы, выполняющей госзаказ), советская система сразу принуждала человека выполнять нужную государству работу. Во что это выливалось на практике? Как пишет Кордонский, каждая из иерархий власти на каждом уровне своей организации эмитировала до перестройки свои административные деньги. При этом все знали, что бумажки с грифом «ЦК КПСС» давали право на большую часть доли национального богатства, чем бумажки с грифом обкома партии или Советов народных депутатов. Листы бумаги в ходе делопроизводства наделялись функциями ценных бумаг, у каждого вида которых был определённый круг хождения. Но ведь здесь как раз и описана система совмещённого выбивания налогов и финансирования государственных функций. Ясно, что бюджет высшего органа управления страной выше, чем у местного органа власти, поэтому он может выделять большие деньги, чем региональный орган – отсюда и разная ценность бумажек с разными грифами. Ясно, что каждый из органов власти финансирует выполнение своих функций в пределах своей компетенции – отсюда и разный круг хождения. В свою очередь, возможность высшего органа власти заплатить более крупную сумму административных денег означает большую возможность этого органа принудить экономических субъектов к выполнению той или иной работы. Это в западной экономике эквивалентно возможности привести в действие более серьёзные усилия налоговых органов, а также управленческих иерархий различных фирм путём раздачи госзаказов. В ходе многократных итераций согласования при планировании плановым органам поступала важная информация о возможностях усиления налогового давления на предприятие. Если директор завода ни в какую не соглашался увеличивать производство на 10%, даже в обмен на дополнительные фонды и ресурсы для коллектива, то это могло означать либо что пределы возможностей завода достигнуты, либо что директор некомпетентен.
Партия не только играла роль датчика в системе, но и одновременно выполняла многие административные функции, в частности функцию арбитражного суда. Как пишет Кордонский, аппарат парткомитетов служил местом наиболее интенсивного административного торга. Рассмотрим его механизмы и движущие силы. Как известно, существовали планы поставок продукции государству. Эти планы спускались из партийных и государственных вершин на предприятия и организации и подлежали, казалось бы, неуклонному выполнению. В годы существования сталинской экономики так оно и было, предприятия и организации выполняли планы поставок, даже если это приводило к остановкам производств и к голоду среди населения. Выполнение плана влекло получение предприятиями и организациями ресурсов из госфондов «согласно установленным нормативам». Невыполнение плана влекло санкции «вплоть до исключения из партии» или более сурового наказания. Перевыполнение планов давало руководству предприятия основание для обращения в высшие инстанции с целью получения дополнительных фондов заработной платы, товаров народного потребления и продуктов питания в размере, пропорциональном «процентам перевыполнения плана» (следовательно, рынок внутри госсектора был уже при Сталине).
В хрущёвские, а тем более в брежневские времена как объёмы поставок государству, так и объём ресурсов, получаемых территорией из госпоставок, стали предметами торга между смежными уровнями государственного устройства. Каждый уровень иерархии стремился отдать государству поменьше, а получить больше. Естественно, что аппарат райкома КПСС, например, был на территории района единственным институтом, могущим торговаться с руководителями предприятий, входящими в его номенклатуру, поскольку обладал убийственным аргументом – угрозой партвзыскания с записью в личное дело, исключающей возможности служебного роста или пребывания на руководящей должности.
Объём фондов, который государство могло «отстегнуть» предприятию при перевыполнения плана, был, чаще всего, несравним с тем, который руководство предприятия получало, организуя «цеховое» производство и отпуская продукцию «налево» или меняя её на продукцию других предприятий (по бартеру). (Что и неудивительно: в западной системе это соответствовало бы невыплате налогов с дополнительно произведённой продукции.) И эта возможность реализовывалась в виде дополнительного производства товаров и услуг, не попадающих ни в какую отчётность. Поэтому мы и отмечали в предыдущей главе, что всякая статистика могла дать только заниженные оценки объёмов советской экономики.
В ходе такой деятельности возникала своеобразная общность руководящих работников партаппарата, государственных органов и руководителей предприятий, обладавших «скрытыми ресурсами», возникшими из совместной деятельности. Внутри этой общности шёл перманентный торг и обмен, поскольку каждый её член знал о другом, что у кого есть, что он может раздобыть и на какой канал получения «дефицита» вывести.
Административно-рыночная корректировка недостатков планового распределения
Новая многоукладная экономика позволяла смягчить, хотя и не без огрехов, многие недостатки, связанные с неадекватностью уравнительной системы распределения, провозглашённой официальной идеологией. Огрехи были вызваны тем, что на оправданную дифференциацию доходов из-за различия в квалификации, тяжести, ответственности или условиях труда человека наслаивалась дифференциация реальных доходов, связанных не с его личными заслугами, а с размером ренты на собственность, статусом и местом проживания. Однако эта система распределения гораздо лучше обеспечивала мотивацию к труду, чем номинальное распределение доходов, задаваемое идеологией. Дополнительный сдвиг реального распределения относительно номинального обеспечивался и разной покупательной способностью денег, существенно зависящих от социального статуса их обладателя. Как пишет Кордонский, в силу ранжирования территорий, отраслей, должностей и распределения благ, покупательная способность денег возрастала с ростом служебного положения, перемещения из поселений низшего ранга в поселения высших рангов, переходом предприятий непрестижных отраслей в престижные. Например, высокое должностное положение или работа в отрасли, имеющей высокий статус, благодаря специализированному снабжению и другим льготам, давала возможность получения благ по более низкой цене, что позволяло иметь гораздо более высокие реальные доходы, чем у людей с такими же номинальными доходами.
Пресловутое несунство тоже служило способом корректировки системы распределения. Так, в г. Зеленокумск Ставропольского края на излёте советской эры почти всё потребляемое населением сливочное масло и колбаса были вынесены с местных пищевых предприятий. А связано это было с тем, что по плану 100% производимой, например, мясокомбинатом продукции направлялось в Москву. Несунство означало, что работники данного предприятия, после выплаты государству налогов в виде выполнения плановых поставок, получали к своей зарплате добавку в объёме продукции, которую смогут произвести и вынести в дополнение к плану из имеющихся ресурсов. Таким образом, система согласований при составлении планов обеспечивала относительно равномерное распределение налоговой нагрузки по субъектам экономики, а после выплаты этих налогов предприятия могли работать на удовлетворение потребностей своих работников.
Был ли экономический кризис?
Если бы советская система выстраивалась согласно теории плановой экономики в чистом виде, то невозможность командных органов досконально знать параметры технологических процессов и особенности предприятий привела бы, по мере усложнения экономики, к полному параличу глобальной плановой системы. Но народное хозяйство стихийно нашло выход, позволявший «обходить» неизбежные заторы центрального планирования через некий суррогат добровольных рыночных обменов и силового изъятия налогов, отличавшийся отсутствием чётких правил. Вместо одного всезнающего предпринимателя-государства, в стране появилось много предпринимателей, организовывавших производство там, где они могли проконтролировать технологические процессы в натуральных показателях. Вот эти предприниматели и торговались между собой и с государством, но по очень странным правилам.
Многие считают, что хотя административный рынок и теневая экономика позволяли не допустить паралича экономики из-за превышения пределов возможности управления прежними способами, эта система способствовала расшатыванию устоев государства, криминализации общества, появлению «вотчин», в которых исключалась конкуренция. По мнению некоторых теоретиков, расцвет коррупции постепенно создал в номенклатуре влиятельную криминализованную прослойку с уголовным мышлением и абсолютно циничным отношением к стране и народу. Однако, эта точка зрения небесспорна. Если руководитель предприятия выторговывает фонды для предприятия или своих работников, одновременно стараясь не зарываться и не подрывать фундаментальные интересы страны, то где же тут цинизм? Вообще, заметим, что понятие преступления и коррупции зависит от её определения в законе. Например, деятельность мелких производителей, совершенно аналогичная деятельности советских теневиков, не относилась к коррупции в законодательстве Польши, ГДР, Венгрии. В реальности экономическая система никогда не совпадает с моделью, и самое опасное, что можно предпринять в этом случае – опрометчиво уничтожить дополнительные элементы, не вписывающиеся в теоретическую модель. Явления административного рынка и были теми самыми дополнительными элементами к теоретически чистой модели плановой экономики, которые только и делали возможным её функционирование.
Да и был ли так страшен чёрт коррупции, как его малевали? Во-первых, коррупция была встроена в плановую систему, без коррупции система не могла работать. Во-вторых, уровень настоящего воровства и несунства (такого, который подрывал выполнение плановых заданий по налогообложению) был ничтожным по сравнению с товарооборотом в целом. В-третьих, те вопиющие случаи, которые действительно подрывали устои страны, отслеживались правоохранительными органами. Да, во времена Советского Союза существовал преступный мир. Но он маскировался и был замкнутым, оставаясь в рамках теневой экономики и воровства. В 1987 г, последнем году перед реформой, в РСФСР было совершено 9,2 тыс. убийств или покушений на них, 33,8 тыс. грабежей и разбоев. Расширенного воспроизводства преступности не было!!! Отметим для сравнения, что в 2002 г. зарегистрировано 32,3 тыс. убийств и 214,4 тыс. краж и разбоев. Число тяжких и особо тяжких преступлений уже много лет колеблется на уровне 1,8 млн. в год (к тому же сильно сократилась доля тех преступлений, что регистрируются и тем более раскрываются) (67).
Основная масса экономических нарушений и преступлений в то время делала плановую систему многоукладной и более гибкой. Почти половина экономики была невидимой официальным лицам. Механизмы функционирования теневой экономики тогда, да и сейчас мало кто понимает. Несуны никому особо не мешали, кроме приверженцев идеологической чистоты. Уровень «коррупции» (в понимании сторонников святости) был приемлемым и не выше, чем в США. Была обратная связь, не дававшая ей разрастись, – Советы, КПСС, правоохранительные органы. Коррупция, теневые рынки были механизмами, компенсировавшими недостатки планирования и позволявшими решать проблему дефицита. В Грузии теневики работали открыто, в Узбекистане вообще, в понимании блюстителей законов, расцвела мафия. Но это мнение далеко не бесспорно: на самом деле, шло приспособление системы обмена и распределения к местным особенностям. Полная ликвидация нарушений законов и преступности в многоэтнической стране вообще невозможна, потому что нельзя выработать единые, приемлемые для всех правила, отделяющие преступные действия от легальных. Существенное её снижение возможно только в государствах с моральным неприятием экономических нарушений и других преступлений всем обществом (например, Швейцарии). При этом нужно, чтобы трактовка действия как преступного была одинаковой в морали всего общества, а это, как правило, достижимо только в моноэтнических государствах. В России этого никогда не было, и в обозримой исторической перспективе не будет. Поэтому экономисты-неоинституционалисты вводят понятие приемлемого для народа уровня преступности. Это оптимальное для роста и стабильного развития соотношение цены мер по борьбе с преступностью и наносимого ею ущерба. Когда затраты на усиление борьбы с преступностью превышают уменьшение ущерба от преступности в результате дополнительных мер борьбы, дальнейшее усиление борьбы становится бессмысленным. Кроме того, весь мировой опыт показывает, что наскоком можно победить только самую вопиющую преступность. Требуется постоянная и упорная борьба с учётом особенностей самих преступных группировок и интересов населения.
Идеологи противостоящих сторон (либералы и сторонники чистого коммунизма) очень любят выставлять СССР как страну несунов. Они утверждают, что именно массовое, в конце советской эры, распространение «несунства» породило весьма примирительное отношение к расхищению госимущества. Многие из них считают, что расцвет "теневиков" стал символом разложения советской системы в период "позднего застоя". Не видеть этого, восклицают они, – значит, объяснять перестройку только "изменой" Горбачёва, что совершенно ошибочно. Но это утверждение нуждается в дополнительной проверке. Криминальная прослойка и теневые рынки возникли ещё при Сталине после ввоза огромного количества неучтённых материальных ценностей из Германии. Никто пока не доказал, что преступность выросла и стала угрожать безопасности страны. Она была приемлема для нормального роста. Действительно, несунство развращало общество, но полная мгновенная его ликвидация в тех условиях была невозможна. Для того чтобы бороться с негативными последствиями несунства для морали, надо было сначала разобраться, какой легальный механизм позволил бы компенсировать недостатки планирования, и вводить этот легальный механизм одновременно с борьбой против этого несунства. Например, надо было одновременно, а не по очереди, выправлять систему номинального распределения доходов, отменять привилегированное положение «прислонённых к дефициту» (через более свободные розничные цены) и бороться с несунством.


От miron
К miron (11.03.2012 17:21:43)
Дата 11.03.2012 17:24:55

Новая ссылка

http://econom.f7v.ru/skachat-stat-quotamerikoyquot-ostavayas-rossiey-put-k-procvetaniyu-komplekt-iz-2-knig-m-kudryavcev-a-mirov-r-skorynin/

От Chingis
К miron (11.03.2012 17:24:55)
Дата 11.03.2012 17:53:26

сенкс

>
http://econom.f7v.ru/skachat-stat-quotamerikoyquot-ostavayas-rossiey-put-k-procvetaniyu-komplekt-iz-2-knig-m-kudryavcev-a-mirov-r-skorynin/
Лучшее - враг хорошего