От K
К Monk
Дата 03.02.2012 21:06:33
Рубрики Прочее; Тексты;

<Адмирал Кузнецов> как зеркало наших проблем

http://www.iraq-war.ru/article/264729

В начале декабря 2011 года корабельная авианосная группа (КАГ) Северного флота
вышла в дальний поход в районы Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря. В
состав КАГ поначалу вошли тяжелый авианесущий крейсер <Адмирал флота Советского
Союза Кузнецов>, большой противолодочный корабль <Адмирал Чабаненко>,
корабельная авиация, суда обеспечения - спасательный буксир <Николай Чикер>,
танкеры <Сергей Осипов>, <Вязьма>, <Кама>. Цель похода обозначена как
обеспечение военно-морского присутствия России в оперативно важных районах
Мирового океана.

Тяжелый авианосный крейсер <Адмирал флота Советского Союза Кузнецов> (полное
название корабля отображено в том числе и на металлической доске, которая висит
в кают-компании крейсера) в боевом строю отечественного Военно-морского флота
уже более двух десятилетий (сдан ВМФ в декабре 1990 года). И хотя его все
называют <авианесущим>, на доске именно так и написано - <Авианосный>.

В течение столь длинной биографии корабль больше стоял у пирса и был на ремонте,
чем находился в морях и океанах на боевой службе. На долю <Кузнецова> выпали
тяжелые и смутные времена. Однако и спустя долгие годы корабль так и не стал
полноценной системой оружия как таковой. И хотя об этом писано-переписано, все
же остановимся на нескольких основных моментах.

1. Согласно азам военно-морской теории авианосцы никогда не действуют в
одиночку, а всегда в составе авианосной ударной группы (АУГ). При этом авианосец
является ядром группы. В состав АУГ может входить один авианосец, 8-10 кораблей
охранения (например многоцелевые атомные подводные лодки - 2, крейсера - 2,
эскадренные миноносцы - 2-3, фрегаты - 2-3) и суда обеспечения.

До АУГ наша корабельная авианосная группа недотягивает при самом большом, и я бы
сказал, необузданном воображении. Даже если к ней присоединится наш новейший
сторожевой корабль <Ярослав Мудрый>. В условиях боевой обстановки единственный
отечественный авианосец станет легкой добычей потенциального неприятеля, ибо
обеспечить его боевую устойчивость наличным составом сил и средств попросту
невозможно. И ни разу за всю биографию <Кузнецова> подобная группа не
создавалась. Вот случись война, а даже элементарное маневрирование в составе
подобной группы не отработано. Что уж там говорить о более сложных вопросах
боевого применения. А как известно, в боевой обстановке люди, части и соединения
ведут себя точно так же, как в процессе боевой и оперативной подготовки. Не
отработал в мирное время - на успех в военное можешь не рассчитывать. Чудес не
бывает.

2. На борту отечественного корабля нет самолетов ДРЛО и У. То есть нет поля
управления как такового. И никаких средств для его создания. Даже на предельно
малых высотах на удалении чуть больше 40 километров от <Кузнецова> управлять
палубными самолетами Су-33 (осуществлять целераспределение и целеуказание) уже
невозможно. Тем более этого нельзя сделать на больших дальностях в случае, если
самолеты уйдут за радиогоризонт.

К примеру, самолетов ДРЛО и У типа E-2C Hawkeye на борту каждого американского
авианосца не менее четырех. Дерзну предположить, что больше, чем всех исправных
самолетов ДРЛО и У А-50 во всех Вооруженных Силах России.

3. На борту <Адмирала Кузнецова> нет специализированных самолетов РЭБ -
радиоэлектронной борьбы. На любом из ударных авианосцев ВМС США не менее четырех
машин РЭБ типа EA-6B Prowler. Вести современную войну без самолетов РЭБ
невозможно. Если на любом из <Нимитцев> не меньше четырех машин РЭБ, то во всех
Вооруженных Силах России подобных самолетов ни одного. О чем думают
ответственные мужи и как собираются вести современную войну - непонятно.

4. На борту <Адмирала Кузнецова> нет специализированных самолетов
противолодочной обороны. Отечественные вертолеты Ка-27 в этом случае не вполне
адекватная замена. А любой из <Нимитцев> располагает самолетами ПЛО S-3B Viking,
число которых может доходить до восьми.

5. Наконец, на борту <Адмирала Кузнецова> нет машин, подобных американским С-2
Greyhound. Это, как известно, транспортный самолет, предназначенный для доставки
грузов, почты, важных визитеров, членов экипажа.

Перечисленных боевых машин нет не потому, что их забыли, когда собирались в
дальний поход. Их попросту нет как классов. И очень даже неясно, когда они
появятся (если появятся вообще). А без них никакой авианосец не может считаться
полноценной боевой единицей.

В настоящее время составляются планы возобновления строительства отечественных
авианосцев примерно к 2017-2018 годам. Но если все эти проблемы не увязать в
соответствии с единым планом и замыслом (а времени практически не осталось), то
может получиться как в вышеупомянутой солдатской бане - корабль будет, а
самолетов нет. Или будет корабль, будут самолеты, но не будет необходимого числа
подготовленных пилотов и специалистов. Или все перечисленное будет в наличии, но
не окажется соответствующих мест стоянки в местах базирования, оснащенных всем
необходимым оборудованием. Поскольку всеми этими проблемами занимаются разные
ведомства, а свои действия между собой они никак не координируют (и в принципе
не собираются это делать), то возникновение подобной ситуации исключать никак
нельзя.

статья полностью
http://www.iraq-war.ru/article/264729