От Artur
К Игорь
Дата 14.08.2011 21:13:00
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего;

Вам немного мешает слабое знание теории пассионарности


>>а) дезадаптация (декрестьянизация или "отчуждение") нарастает по мере урбанизации поселений;
>
> Урбанизация разная бывает. Города существуют 9 тысяч лет, а не в 20 веке возникли.

и ?

>>б) миграционная подвижность сельского населения меняется обратно пропорционально уровню сигнальной адаптации;
>>в) дезадаптация и миграция сельскохозяйственною населения - необратимые статистические процессы;
>
> По поводу необратимости - это высасано из пальца. Процесс возвращения из города в село также имеет место быть - особенно в России.


В работе существует ясная доказательная цепочка, показывающая, что обучение основным формам деятельности на сене - владение топором,косьба, умение работать со скотом формируются в детском возрасте. Если ребёнок жил в городе или даже на селе, но без личного подсобного хозяйства, где можно было этому обучаться то, всё, ребёнок вырастал дезаптированным к условиям среды своего пребывания.
В работе есть все ссылки на работы, где это всё показано. Но К.Иванову принадлежит интерпретация научных данных в свете теории пассионарности, в части необходимости для людей приспосабливаться к определённой экологической среде. Т.е может отдельные примеры и есть обратного потока людей, но закономерности выделенные в статье это не меняет никак.
Я тоже видел горожан переехавших жить на село, и плохо выполняющих всю эту работу. Неумение выполнять традиционную сельскую работу во многом компенсируется сейчас техникой, но это лишь способ компенсации.



>>г) максимальным уровнем адаптации обладает деревенское население или адаптированное сельское население;
>>д) снижение уровня адаптации идет спонтанно (детерминировано процессом этногенеза) в результате антропоэкологического утомления сельских популяций и по причине антропоэкологического напряжения двух видов: трансформационного (централизация, сселение) и миграционного;
>>е) репродуктивная способность уменьшается при снижении уровня адаптации;
>>ж) миграция деревенского и сельского населения в целом идет в направлении снижения уровня адаптации и снятия антропоэкологического напряжения."
>
> Миграция сельского населения в целом идет напротив к созданию антропологического напряжения, если под таковым пониать ощущение постоянной неустроенности жизни. Вообще текст перегружен незначащими словами и терминами, что затрудняет его понимание.

Термины взяты из теории этногенеза и мне большая их часть понятна, но есть и некоторые термины из геологии,из медицины, из того комплекса наук которые исследуют приспособление человека к условиям среды обитания


>>Т.е на основе обработки огромного массива исследований процессов в Нечерноземье в советские годы К.Иванов доказывает, что структура поселений русского народа порождалась не потребностями экономики, а потребностями процесса этногенеза, и фактически каждая деревня являлась наименьшей структурной единицей процесса этногенеза - конвиксией.
>
>В данном предложении понятие "этногенез" является просто скрытием смысла за наукообразной терминологией. Это слишком широкое понятие, чтобы вот так вот его тут применять без пояснений. В переводе на понятный русский язык на мой взгляд это означает простую вещь - что в России во все времена за исключением нескольких десятилетий 20 века, поселения формировались по территориальному, а не по ведомственному(корпоративному) производственному принципу по причине вполне очевидного естественного представления русского человека, что не человек служит экономике, а экономика должна служить человеку. В связи с этим утверждения автора о необратимости процесса раскрестьянивания и урбанизации в ее современном варианте - теряют всякий смысл. Ибо нынешняя урбанизация является следствием паталогичности сознания современного человека, а не следствием каких-то объективных, неподвластных нравственной воле людей процессов. Таких объективных процессов, влияющих на глобальные общественные сдвиги, собственно и не существует вовсе.

К.Иванов был один из лучших последователей Л.Гумилёва, и слово этногенез для него означает совершенно определённую научную теорию. И в чём состоит смысл процесса необратимости согласно К.Иванову выше я уже говорил. Вы немного иначе понимаете смысл этого утверждения, чем К.Иванов.


>>Это означает существование осознания уникальности и значительности данного коллектива, поддерживающего данную деревню. При разрушении этого духа уникальности хотя утверждением о не перспективности данной деревни она неминуемо разрушалась, даже если ничего иного с ней и не делали.
>
> Разрушение этого духа уникальности было следствием потери религиозной веры и обретением ущербной веры в "прогресс". То есть неминуемости разрушения тут никак не было и не могло быть запрограмировано. Дух разрушается только духом, а уж никак не простыми заявлениями или даже действиями по обеспечению непереспективности данной деревни.

Это две стороны процесса этногенеза - помимо самих людей, для полноценной передачи стереотипов поведения нужна и некая система интерпретации этих стереотипов, в нашем случае это религия. В советское время нишу религии заняла смесь из вытесняемого усилиями властей христианства и учения о коммунизме. Но только община имеющая свой собственный, в чём то непохожий на иные стереотип поведения является конвиксией, и христианство
является лишь способом усвоения и переинтерпретации и переработки гармоничным для данной культуры способом. Но если особенности стереотипа поведения нет, то нечего и перерабатывать, а непременным условием существования такой особенности стереотипа поведения являеться микроскопическое отделение конвиксией своих членов от всех других и самоосознание этой своей отдельности и даже её обоснование. И всё это вполне сочетается с христианством.

>>Вся Россия это духовный феномен, а не социальный или экономический, ведь процесс этногенеза в России был органически спаян с религиозной жизнью, и структура общин и структура Церкви совпадали на нижнем уровне.
>

>>Я вам советую прочитать всю статью, у вас появится аргументации необходимости жизни на селе, которую вы столько времени пропагандируете. Аргументация будет и духовной и экономической.
>
> По моему в статье нет религиозной аргументации и нет особой веры в возрождение сельского образа жизни.

религиозной аргументации нет, но сам процесс этногенеза в качестве основного сценария предполагает наличие какой либо религии в обществе - например христианства, и без религии этногенез не поднимет общество на высокую ступень развития. В теории этногенеза религия является только одним из факторов влияющих на пассионарность, но в реальной жизни религия является едва ли не единственным таким фактором.
И да, статья была написана в СССР, это по сути диссертация К.Иванова, там не могло быть и речи о религии.

Важно то, что в статье исследованы условия и возникающие проблемы, показано, что есть и экономическая и культурная необходимость жизни малыми деревнями - это соответствует природным условиям, к которым приспособлен русский этнос

От Игорь
К Artur (14.08.2011 21:13:00)
Дата 31.08.2011 21:15:10

Re: Вам немного...


>>>а) дезадаптация (декрестьянизация или "отчуждение") нарастает по мере урбанизации поселений;
>>
>> Урбанизация разная бывает. Города существуют 9 тысяч лет, а не в 20 веке возникли.
>
>и ?

Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.

>>>б) миграционная подвижность сельского населения меняется обратно пропорционально уровню сигнальной адаптации;
>>>в) дезадаптация и миграция сельскохозяйственною населения - необратимые статистические процессы;
>>
>> По поводу необратимости - это высасано из пальца. Процесс возвращения из города в село также имеет место быть - особенно в России.
>

>В работе существует ясная доказательная цепочка, показывающая, что обучение основным формам деятельности на сене - владение топором,косьба, умение работать со скотом формируются в детском возрасте.

Там это не доказано, а просто утверждается. Овладеть нывыками работы с топором и косой - это дело нескольких месяцев для здорового мужчины в любом возрасте. Тем более, что сегодня есть масса электроинструментов, годных для применения в современном селе (электро или бензо коса - это фигня, разумеется, шумит на всю деревню, а производительность обычной косы не увеличивает, служит только для того, чтобы мышцы не напрягать). Например циркулярная пила - очень хороший инструмент, позволяет делать множество работ, какие топором и обычной пилой будешь делать очень долго. Здесь вообще дело не в том, какие именно инструенты и навыки будут применятся - вовсе незачем тащить совсем примитивные - а о желании человека комплексно работать своими руками для своего личного хозяйства.

> Если ребёнок жил в городе или даже на селе, но без личного подсобного хозяйства, где можно было этому обучаться то, всё, ребёнок вырастал дезаптированным к условиям среды своего пребывания.

Если родители такого ребенка увезут его в деревню и в 15 лет - то он всему сможет научится. Здесь важно, чтобы он понимал значимость приобретаемых уений и навыков. То есть важно духовное обоснование такого изменения образа жизни. Вот я своих детей, хоть они и городские - регулярно вожу в деревню, учу их работать пилой, молотком, лобзиком, напильником и т.п. Старший сын с моей поощью сделал модель яхты. Кур завели - они пять дней без нас сидят в курятнике, приезжаем на выходные, на праздники, летом.

>В работе есть все ссылки на работы, где это всё показано.

Это обязательно значит, что эти работы правильные?

> Но К.Иванову принадлежит интерпретация научных данных в свете теории пассионарности, в части необходимости для людей приспосабливаться к определённой экологической среде. Т.е может отдельные примеры и есть обратного потока людей, но закономерности выделенные в статье это не меняет никак.

Пассионарные толчки никак не объясняются "закономерностями". Они вообще связаны с примерами нетипичного поведения людей.

>Я тоже видел горожан переехавших жить на село, и плохо выполняющих всю эту работу. Неумение выполнять традиционную сельскую работу во многом компенсируется сейчас техникой, но это лишь способ компенсации.

Здесь речь скорее следует вести не о неумении, а о нежелании. Не Бог весть какие сложные навыки.

>>>г) максимальным уровнем адаптации обладает деревенское население или адаптированное сельское население;
>>>д) снижение уровня адаптации идет спонтанно (детерминировано процессом этногенеза) в результате антропоэкологического утомления сельских популяций и по причине антропоэкологического напряжения двух видов: трансформационного (централизация, сселение) и миграционного;
>>>е) репродуктивная способность уменьшается при снижении уровня адаптации;
>>>ж) миграция деревенского и сельского населения в целом идет в направлении снижения уровня адаптации и снятия антропоэкологического напряжения."
>>
>> Миграция сельского населения в целом идет напротив к созданию антропологического напряжения, если под таковым пониать ощущение постоянной неустроенности жизни. Вообще текст перегружен незначащими словами и терминами, что затрудняет его понимание.
>
>Термины взяты из теории этногенеза и мне большая их часть понятна, но есть и некоторые термины из геологии,из медицины, из того комплекса наук которые исследуют приспособление человека к условиям среды обитания


>>>Т.е на основе обработки огромного массива исследований процессов в Нечерноземье в советские годы К.Иванов доказывает, что структура поселений русского народа порождалась не потребностями экономики, а потребностями процесса этногенеза, и фактически каждая деревня являлась наименьшей структурной единицей процесса этногенеза - конвиксией.
>>
>>В данном предложении понятие "этногенез" является просто скрытием смысла за наукообразной терминологией. Это слишком широкое понятие, чтобы вот так вот его тут применять без пояснений. В переводе на понятный русский язык на мой взгляд это означает простую вещь - что в России во все времена за исключением нескольких десятилетий 20 века, поселения формировались по территориальному, а не по ведомственному(корпоративному) производственному принципу по причине вполне очевидного естественного представления русского человека, что не человек служит экономике, а экономика должна служить человеку. В связи с этим утверждения автора о необратимости процесса раскрестьянивания и урбанизации в ее современном варианте - теряют всякий смысл. Ибо нынешняя урбанизация является следствием паталогичности сознания современного человека, а не следствием каких-то объективных, неподвластных нравственной воле людей процессов. Таких объективных процессов, влияющих на глобальные общественные сдвиги, собственно и не существует вовсе.
>
>К.Иванов был один из лучших последователей Л.Гумилёва,

Здесь следует отметить, что Гумилев отнюдь не во всем был прав. В частности от реинтерпретировал классические представления о влиянии татаро-монгольского ига на Русь - будто бы Россия переняла имперское устройство у монголов, а не дала свой ответ на это нашествие.

>и слово этногенез для него означает совершенно определённую научную теорию. И в чём состоит смысл процесса необратимости согласно К.Иванову выше я уже говорил. Вы немного иначе понимаете смысл этого утверждения, чем К.Иванов.


>>>Это означает существование осознания уникальности и значительности данного коллектива, поддерживающего данную деревню. При разрушении этого духа уникальности хотя утверждением о не перспективности данной деревни она неминуемо разрушалась, даже если ничего иного с ней и не делали.
>>
>> Разрушение этого духа уникальности было следствием потери религиозной веры и обретением ущербной веры в "прогресс". То есть неминуемости разрушения тут никак не было и не могло быть запрограмировано. Дух разрушается только духом, а уж никак не простыми заявлениями или даже действиями по обеспечению непереспективности данной деревни.
>
>Это две стороны процесса этногенеза - помимо самих людей, для полноценной передачи стереотипов поведения нужна и некая система интерпретации этих стереотипов, в нашем случае это религия. В советское время нишу религии заняла смесь из вытесняемого усилиями властей христианства и учения о коммунизме. Но только община имеющая свой собственный, в чём то непохожий на иные стереотип поведения является конвиксией, и христианство
> является лишь способом усвоения и переинтерпретации и переработки гармоничным для данной культуры способом. Но если особенности стереотипа поведения нет, то нечего и перерабатывать, а непременным условием существования такой особенности стереотипа поведения являеться микроскопическое отделение конвиксией своих членов от всех других и самоосознание этой своей отдельности и даже её обоснование. И всё это вполне сочетается с христианством.

Отделение своих членов от чужих - это вообще особенность любых человеческих сообществ.

>>>Вся Россия это духовный феномен, а не социальный или экономический, ведь процесс этногенеза в России был органически спаян с религиозной жизнью, и структура общин и структура Церкви совпадали на нижнем уровне.
>>
>
>>>Я вам советую прочитать всю статью, у вас появится аргументации необходимости жизни на селе, которую вы столько времени пропагандируете. Аргументация будет и духовной и экономической.
>>
>> По моему в статье нет религиозной аргументации и нет особой веры в возрождение сельского образа жизни.
>
>религиозной аргументации нет, но сам процесс этногенеза в качестве основного сценария предполагает наличие какой либо религии в обществе - например христианства, и без религии этногенез не поднимет общество на высокую ступень развития. В теории этногенеза религия является только одним из факторов влияющих на пассионарность, но в реальной жизни религия является едва ли не единственным таким фактором.
>И да, статья была написана в СССР, это по сути диссертация К.Иванова, там не могло быть и речи о религии.

Ну если так...

>Важно то, что в статье исследованы условия и возникающие проблемы, показано, что есть и экономическая и культурная необходимость жизни малыми деревнями - это соответствует природным условиям, к которым приспособлен русский этнос

От Artur
К Игорь (31.08.2011 21:15:10)
Дата 04.09.2011 01:04:15

Re: Вам немного...


>>>>а) дезадаптация (декрестьянизация или "отчуждение") нарастает по мере урбанизации поселений;
>>>
>>> Урбанизация разная бывает. Города существуют 9 тысяч лет, а не в 20 веке возникли.
>>
>>и ?
>
> Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.

ясно. но такого утверждения в работе нет, там просто исследуются разные процессы.

>>>>б) миграционная подвижность сельского населения меняется обратно пропорционально уровню сигнальной адаптации;
>>>>в) дезадаптация и миграция сельскохозяйственною населения - необратимые статистические процессы;
>>>
>>> По поводу необратимости - это высасано из пальца. Процесс возвращения из города в село также имеет место быть - особенно в России.
>>
>
>>В работе существует ясная доказательная цепочка, показывающая, что обучение основным формам деятельности на сене - владение топором,косьба, умение работать со скотом формируются в детском возрасте.
>
> Там это не доказано, а просто утверждается. Овладеть нывыками работы с топором и косой - это дело нескольких месяцев для здорового мужчины в любом возрасте. Тем более, что сегодня есть масса электроинструментов, годных для применения в современном селе (электро или бензо коса - это фигня, разумеется, шумит на всю деревню, а производительность обычной косы не увеличивает, служит только для того, чтобы мышцы не напрягать). Например циркулярная пила - очень хороший инструмент, позволяет делать множество работ, какие топором и обычной пилой будешь делать очень долго. Здесь вообще дело не в том, какие именно инструенты и навыки будут применятся - вовсе незачем тащить совсем примитивные - а о желании человека комплексно работать своими руками для своего личного хозяйства.

Есть пара работ на которые К.Иванов ссылался относительно этого тезиса, и так же его доказательства в основном опирающиеся на обработку разной статистической информации.
И при всей кажущейся парадоксальности тезиса он безусловно истинен. Безусловно, любого человека, который умеет стоять на ногах можно научить играть в футбол, но хорошо(относительно других, умеющих играть в футбол) можно научиться только играя и обучаясь с детства. Важная относительная успешность в овладении навыками.

Конечно широкое использование техники делает сельский труд немного иным, но скорее всего это не меняет характера закономерности

>> Если ребёнок жил в городе или даже на селе, но без личного подсобного хозяйства, где можно было этому обучаться то, всё, ребёнок вырастал дезаптированным к условиям среды своего пребывания.
>
> Если родители такого ребенка увезут его в деревню и в 15 лет - то он всему сможет научится. Здесь важно, чтобы он понимал значимость приобретаемых уений и навыков. То есть важно духовное обоснование такого изменения образа жизни. Вот я своих детей, хоть они и городские - регулярно вожу в деревню, учу их работать пилой, молотком, лобзиком, напильником и т.п. Старший сын с моей поощью сделал модель яхты. Кур завели - они пять дней без нас сидят в курятнике, приезжаем на выходные, на праздники, летом.

В статье речь идёт о навыках, успешность владения которыми проявляется только в сравнении с аналогичными умениями и навыками других людей

>>В работе есть все ссылки на работы, где это всё показано.
>
> Это обязательно значит, что эти работы правильные?

А почему надо сразу считать это недобросовестными работами ? Почему сразу надо приходить к такому выводу ?

>> Но К.Иванову принадлежит интерпретация научных данных в свете теории пассионарности, в части необходимости для людей приспосабливаться к определённой экологической среде. Т.е может отдельные примеры и есть обратного потока людей, но закономерности выделенные в статье это не меняет никак.
>
> Пассионарные толчки никак не объясняются "закономерностями". Они вообще связаны с примерами нетипичного поведения людей.

Это уже не пассионарный толчёк, это закономерности связанные с существованием пассионарных людей.

>>Я тоже видел горожан переехавших жить на село, и плохо выполняющих всю эту работу. Неумение выполнять традиционную сельскую работу во многом компенсируется сейчас техникой, но это лишь способ компенсации.
>
> Здесь речь скорее следует вести не о неумении, а о нежелании. Не Бог весть какие сложные навыки.

ну да, человек переехал жить на село, это источник его жизни, и он не хочет обучаться навыкам сельского жителя

>>>>Т.е на основе обработки огромного массива исследований процессов в Нечерноземье в советские годы К.Иванов доказывает, что структура поселений русского народа порождалась не потребностями экономики, а потребностями процесса этногенеза, и фактически каждая деревня являлась наименьшей структурной единицей процесса этногенеза - конвиксией.
>>>
>>>В данном предложении понятие "этногенез" является просто скрытием смысла за наукообразной терминологией. Это слишком широкое понятие, чтобы вот так вот его тут применять без пояснений. В переводе на понятный русский язык на мой взгляд это означает простую вещь - что в России во все времена за исключением нескольких десятилетий 20 века, поселения формировались по территориальному, а не по ведомственному(корпоративному) производственному принципу по причине вполне очевидного естественного представления русского человека, что не человек служит экономике, а экономика должна служить человеку. В связи с этим утверждения автора о необратимости процесса раскрестьянивания и урбанизации в ее современном варианте - теряют всякий смысл. Ибо нынешняя урбанизация является следствием паталогичности сознания современного человека, а не следствием каких-то объективных, неподвластных нравственной воле людей процессов. Таких объективных процессов, влияющих на глобальные общественные сдвиги, собственно и не существует вовсе.
>>
>>К.Иванов был один из лучших последователей Л.Гумилёва,
>
>Здесь следует отметить, что Гумилев отнюдь не во всем был прав. В частности от реинтерпретировал классические представления о влиянии татаро-монгольского ига на Русь - будто бы Россия переняла имперское устройство у монголов, а не дала свой ответ на это нашествие.

монголы искусство управления государством перенимали из Китая, который много столетий обладал самым совершенным механизмом государственного устройства, совершеннее чем в Византии, хотя противопоставлять государственное устройство Византии и Китая не следует, по моему они должны иметь гораздо больше общего, чем отличий. И в деталях управления страной русские неизбежно должны были многое перенять у монголов.
Но основной смысл несогласия Гумилёва с классическим утверждением о монгольском иге в другом - Московское княжество, как и некоторые другие, были нормальной частью монгольского государства, взаимоотношения с которым были нормальными примерно около ста лет с момента завоевания, до принятия монголами мусульманства.

При монголах русские спокойно смогли пережить момент формирования нового этнического стереотипа с максимально возможной безопасностью, что бы потом, когда он уже сформировался, проявить потенциал своего этноса.

>>и слово этногенез для него означает совершенно определённую научную теорию. И в чём состоит смысл процесса необратимости согласно К.Иванову выше я уже говорил. Вы немного иначе понимаете смысл этого утверждения, чем К.Иванов.
>

>>>>Это означает существование осознания уникальности и значительности данного коллектива, поддерживающего данную деревню. При разрушении этого духа уникальности хотя утверждением о не перспективности данной деревни она неминуемо разрушалась, даже если ничего иного с ней и не делали.
>>>
>>> Разрушение этого духа уникальности было следствием потери религиозной веры и обретением ущербной веры в "прогресс". То есть неминуемости разрушения тут никак не было и не могло быть запрограмировано. Дух разрушается только духом, а уж никак не простыми заявлениями или даже действиями по обеспечению непереспективности данной деревни.
>>
>>Это две стороны процесса этногенеза - помимо самих людей, для полноценной передачи стереотипов поведения нужна и некая система интерпретации этих стереотипов, в нашем случае это религия. В советское время нишу религии заняла смесь из вытесняемого усилиями властей христианства и учения о коммунизме. Но только община имеющая свой собственный, в чём то непохожий на иные стереотип поведения является конвиксией, и христианство
>> является лишь способом усвоения и переинтерпретации и переработки гармоничным для данной культуры способом. Но если особенности стереотипа поведения нет, то нечего и перерабатывать, а непременным условием существования такой особенности стереотипа поведения являеться микроскопическое отделение конвиксией своих членов от всех других и самоосознание этой своей отдельности и даже её обоснование. И всё это вполне сочетается с христианством.
>
> Отделение своих членов от чужих - это вообще особенность любых человеческих сообществ.

Но теория этногенеза даёт этому совершенно особое объяснение, особенности которого можно проверять опытным путём.




От Artur
К Artur (04.09.2011 01:04:15)
Дата 05.09.2011 14:36:51

Re: Вам немного...


>>>>>а) дезадаптация (декрестьянизация или "отчуждение") нарастает по мере урбанизации поселений;
>>>>
>>>> Урбанизация разная бывает. Города существуют 9 тысяч лет, а не в 20 веке возникли.
>>>
>>>и ?
>>
>> Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.

Я забыл о чём был вопрос, теперь вспомнил.

К.Иванов не утверждает о необходимости переезда в города, он лишь исследовал связь между степенью урбанизации жизни на селе и величиной процесса дезаптации сельского населения к работе на селе. Конкретно имелось ввиду проявление урбанизации при укрупнении деревень, в частности такое её следствие как потерей личных подсобных хозяйств.

Так вот тезис именно об этом - любое необоснованое укрупнение деревень, ненормальная концентрация населения в сельских центрах сопровождается потерей связи крестьян с землей и с животными, в результате теряются нормальные навыки крестянского труда.


От Игорь
К Artur (04.09.2011 01:04:15)
Дата 05.09.2011 00:31:48

Re: Вам немного...


>> Пассионарные толчки никак не объясняются "закономерностями". Они вообще связаны с примерами нетипичного поведения людей.
>
>Это уже не пассионарный толчёк, это закономерности связанные с существованием пассионарных людей.

Пассионарные толчки связаны с действиями определенных людей, обладающих свободной волей. Свободная воля человека вообще не сводится ни к каким закономерностям, так как она имеет божественное происхождение, а дух дышит, где хочет.

>>>Я тоже видел горожан переехавших жить на село, и плохо выполняющих всю эту работу. Неумение выполнять традиционную сельскую работу во многом компенсируется сейчас техникой, но это лишь способ компенсации.
>>
>> Здесь речь скорее следует вести не о неумении, а о нежелании. Не Бог весть какие сложные навыки.
>
>ну да, человек переехал жить на село, это источник его жизни, и он не хочет обучаться навыкам сельского жителя

Сегодня, к сожалению, большинство людей на село приезжает жить не по твердому убеждению, что это и есть нормальный образ жизни, к которому постепенно вернется Россия, а по причине безысходности. Они чувствуют себя там не первопроходцами новой жизни, а изгоями. Естественно, что при таком душевном настрое и результат будет соотвествующий.


От Iva
К Игорь (31.08.2011 21:15:10)
Дата 03.09.2011 13:45:13

Re: Вам немного...

Привет

> Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.

так это тенденция среднеразвитых стран. В высокоразвитых тенденция уже другая - люди живут в "деревнях" доставляющих им городской комфорт.
Другое дело, что производительность сельского хозяйства такова, что много населения работающего в нем не надо.


Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более.(Киплинг).

От Игорь
К Iva (03.09.2011 13:45:13)
Дата 04.09.2011 23:38:56

Re: Вам немного...

>Привет

>> Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.
>
>так это тенденция среднеразвитых стран. В высокоразвитых тенденция уже другая - люди живут в "деревнях" доставляющих им городской комфорт.

Кавычки правильно поставили. Это никакие не деревни, так как там нет ни личного, да и никакого жизнеобеспечивающего хозяйства вообще. Это то, что я называю мертвыми поселками, коих полно под современной Москвой - там крое домов ничего нет, даже магазинов. Я уж не говорю про школы, деские сады, производственные предприятия, сельскохозйственные угодья.

>Другое дело, что производительность сельского хозяйства такова, что много населения работающего в нем не надо.

Производительность сельского хозяйства здесь совершенно не при чем. Я говорю про сельский образ жизни, как таковой. Ниоткуда не следует, что при увеличении производительности в сельском хозяйстве население долджно переселяться в мегаполисы и заниматься там паразитизом. Иея весто обширного дома с большим участком - бетонную коробку, которую никакими силами не расстроишь и не расширишь. И стоит она за единицу площади многократно дороже. В Москве за 40 метровую квартирку надо отваливать сегодня 6 миллионов. За такую сумму в сельской местности можно построить огромный кирпичный дом. А если деревянный - так вообще почти дворец.


>Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более.(Киплинг).

От Владимир К.
К Игорь (04.09.2011 23:38:56)
Дата 05.09.2011 15:19:15

Построить можно. Но...

>
В Москве за 40 метровую квартирку надо отваливать сегодня 6 миллионов.
За такую сумму в сельской местности можно построить огромный кирпичный дом.
А если деревянный - так вообще почти дворец.
<

Политика государства такова, что провоцирует уничтожение инфраструктуры
(трансформацию её в небольшие очаги с доступностью таковых немногим).
В результате, не имея _личного_ транспорта (и даже с ним - далеко не
всегда), из "средней" деревни невозможно получить доступ ни к медицинской
помощи, ни к пожарной охране, ни к охране порядка, ни к образованию для
детей.

Притом, что если взяться за это собственными силами (ну, предположим
гипотетически, что нашлось достаточно единомышленников рядом) - внимание и
ресурсы на то, чтобы подавить эту инициативу юридическими или даже
физическими средствами, как "угрозу государственному строю" - у государства
найдутся обязательно и в приоритетном порядке.

Вот и жмутся люди (вполне обоснованно) друг к другу в многоэтажках, в
городах, где инфраструктура в достаточном виде всё-таки есть и потому есть
бОльшая гарантия, что твой дом уроды не спалят, лихие люди не ограбят, не
нападут на детей дома, пока ты на работе и что твоя жена в родах успеет
доехать до акушера.



От Игорь
К Владимир К. (05.09.2011 15:19:15)
Дата 05.09.2011 21:00:21

Re: Построить можно.

>>
>В Москве за 40 метровую квартирку надо отваливать сегодня 6 миллионов.
>За такую сумму в сельской местности можно построить огромный кирпичный дом.
>А если деревянный - так вообще почти дворец.
><

>Политика государства такова, что провоцирует уничтожение инфраструктуры
>(трансформацию её в небольшие очаги с доступностью таковых немногим).
>В результате, не имея _личного_ транспорта (и даже с ним - далеко не
>всегда), из "средней" деревни невозможно получить доступ ни к медицинской
>помощи, ни к пожарной охране, ни к охране порядка, ни к образованию для
>детей.

Деревня или поселок в пределах 50 км от города все те же самые услуги, что и в городе, за искючением ненужных в деревне. Образование в школе в поселке на пару тысяч чекловек - а туда можно возить детей из близлежащей деревни, если не жить в самом поселке - такое же, что и в Москве, ибо оно определяется учителями, а не "школьной инфравструктурой". Сегодня в Москве полно плохих учителей, так что они не компенсируют инфрастуктуру. Я сужу уровень подготовки по математике моего сына - учится в московской гимназии, и его приятеля в деревне - он живет в подмосковной Лобне, и в подмосковную деревню приезжает оттуда. Ну так вот там математика несомненно лучше, чем у моего сына, там есть нормальный школьный труд для мальчиков, чего нет в гимназии, есть множество кружков.

>Притом, что если взяться за это собственными силами (ну, предположим
>гипотетически, что нашлось достаточно единомышленников рядом) - внимание и
>ресурсы на то, чтобы подавить эту инициативу юридическими или даже
>физическими средствами, как "угрозу государственному строю" - у государства
>найдутся обязательно и в приоритетном порядке.

Если Вы про организацию новых поселений - то конечно государство это подавить не сможет. Нет ни юридических оснований, ни физических средств. Для того, чтобы согнать с места даже десяток идейно мотивированных человек - нужно привлекать уже вооруженные спецподразделения. Надо быть очень ситльно умным, чтобы в таком поселочке разглядеть угрозу государственному строю, тем более, что таких поселочков, правда доходящих - в той же Псковской области многие сотни, если не тысячи - живут по 4-10-20 человек, там где раньше жили сотни. А когда поселочки вырастут до сотен человек и объединятся - и в структуре будут тысячи людей - их- уже ничем кроме армии не своротишь. Так кто же будет на них нападать армейскими подразделениями и зачем, если они до поры до времени будут просто традиционно и честно жить и обустраивать жизнь и хозяйство на месте? Наоборот - с местными властями обязательновозникнут дружественные контакты, так как на местах сейчас царит развал, и власти схватятся за любую нормальную инициативу, если она не будет прямо выставлять далеко идущие политические цели.

>Вот и жмутся люди (вполне обоснованно) друг к другу в многоэтажках, в
>городах, где инфраструктура в достаточном виде всё-таки есть и потому есть
>бОльшая гарантия, что твой дом уроды не спалят,

А чего, в регионах только и палят деревнские дома? А в Москве квартиры не горят?

> лихие люди не ограбят, не
>нападут на детей дома, пока ты на работе и что твоя жена в родах успеет
>доехать до акушера.

Это Вы какие то свои книжные придумки тут толкаете? Но если речьт идет об организации новых поселений - то там заведомо такие люди не соберутся, а соберутся другие, готовые нормально обеспечивать собственную безопасность от посторонних. В конце концов ситуация зваведомо менее опасная, чем у поселенцев на Диком Западе от индейцев - а ведь туда люди шли, не заботясь ни о стационарных больницах, ни об дипломированных акушекрках.



От Pokrovsky~stanislav
К Iva (03.09.2011 13:45:13)
Дата 03.09.2011 21:04:01

Re: Вам немного...

>> Неоткуда не следует, что население должно тотально переселится в города, то есть степень урбанизации должна составить 100%. Нынешнее состояние общества я рассматриваю - в связи с попыткой полностью переселится в города - паталогическим.
>
>так это тенденция среднеразвитых стран. В высокоразвитых тенденция уже другая - люди живут в "деревнях" доставляющих им городской комфорт.
>Другое дело, что производительность сельского хозяйства такова, что много населения работающего в нем не надо.

Проблема-то как раз в комфорте. Если труд долго превращал обезьяну в человека, то комфорт стремительно превращает его в свянью. Не более, но и не менее.

А относительн



От Владимир К.
К Pokrovsky~stanislav (03.09.2011 21:04:01)
Дата 04.09.2011 15:44:45

В свинью человек превращается не в зависимости от наличия или отсутствия комфорта.

"Свиногенный" фактор - он иной.
А комфорт, в качестве такового, принимают люди, склонные либо к
поверхностному, либо кривому взгляду.



От Pokrovsky~stanislav
К Владимир К. (04.09.2011 15:44:45)
Дата 05.09.2011 21:28:45

Re: В свинью...

>"Свиногенный" фактор - он иной.
>А комфорт, в качестве такового, принимают люди, склонные либо к
>поверхностному, либо кривому взгляду.

1) Тут вопрос меры. Пока комфорт достигается собственными руками и руками помогающих тебе друзей, т.е. в любом случае на уровне твоего понимания, твоего контроля, - это позитив.
Но когда ты перестаешь контролировать источник комфортности, это уже рабство и деградация.

2) В конкретной исторической ситуации комфортность агрессивна. Она навязывается и глазах еще живых поколений вытесняет самообслуживание. Причем не только саомобслуживание человека и семьи, но самообслуживание целых стран. Греция, которой было предписано стать курортной зоной, не рыночно, а по юридически оформленным договорам снизила производство зерновых с 2 млн. тонн до 300 тысяч, которые ктегорически не способны прокормить 10-миллионное население. США, которые нефтяные компнании в начале 20 века пинками пересаживали с трамваев на автомобиль, сегодня на 2/3 зависимы от импорта нефти.



От Alex55
К Владимир К. (04.09.2011 15:44:45)
Дата 05.09.2011 07:42:48

Комфорт в этом деле - это один из важных параметров

>"Свиногенный" фактор - он иной.
Какой быть культуре сытости - весьма важный вопрос воспроизводства человеческих общностей. В воспитании подрастающих поколений он, наверное, решающий (В. Грозин).


От Баювар
К Alex55 (05.09.2011 07:42:48)
Дата 06.09.2011 13:41:33

признать факт сытости

>>"Свиногенный" фактор - он иной.
>Какой быть культуре сытости - весьма важный вопрос воспроизводства человеческих общностей. В воспитании подрастающих поколений он, наверное, решающий (В. Грозин).

И для начала -- самим признать факт сытости. И типа переосмыслить "Свинью под дубом": никому это не нужно -- жиреть с желудей. Соответсвенно, аргументом это быть не может. Мне надо кассетку, а не калорию.

Чуть в сторону: недокормленные призывники (если не фэйк, кстати) образуются не от физического отсутствия у "общества" потребных калорий, а от гримас распределения. Поди окажи эту адресную помощь!

А другого золота в Альпах нет...

От Alex55
К Баювар (06.09.2011 13:41:33)
Дата 06.09.2011 16:37:38

Правильнее будет: признать наличие возможности обеспечить объективные интересы.

>И для начала -- самим признать факт сытости. И типа переосмыслить "Свинью под дубом": никому это не нужно -- жиреть с желудей. Соответсвенно, аргументом это быть не может. Мне надо кассетку, а не калорию.
>Чуть в сторону: недокормленные призывники (если не фэйк, кстати) образуются не от физического отсутствия у "общества" потребных калорий, а от гримас распределения. Поди окажи эту адресную помощь!
Ну, вместе с достижением сытости достигнут ведь и определённый уровень самопонимания общества. Зачем же в этом вопросе так недодавать подрастающим и взрослым? Зачем же низводить сознание на ступеньку, которая давно пройдена? Ведь АЭС проектировать и обслуживать должны всё-таки очень ответственные и широко образованные люди. Да и прочие НТ-достижения внедрять должны только такие.

От Владимир К.
К Alex55 (05.09.2011 07:42:48)
Дата 05.09.2011 15:01:55

Точнее, предпосылка - да. Но не определяющий фактор.

Одни становятся "свиньями" (здесь - не в смысле личной гигиены, разумеется),
впав в бедность.
Другие - достигнув комфорта.

И, кстати, обретя "свиноподобное" состояние, человек больше не
"излечивается" изменением уровня комфортности в любую сторону.



От Игорь
К Владимир К. (05.09.2011 15:01:55)
Дата 05.09.2011 21:07:45

Re: Точнее, предпосылка...

>Одни становятся "свиньями" (здесь - не в смысле личной гигиены, разумеется),
>впав в бедность.
>Другие - достигнув комфорта.

Это разные состояния. Бедность и богатсво. Христос не говорил, про то, что бедному легче пройти сковзь угольное ушко, чем попасть в рай. А говорил такое про богатого. Потому что разные возможности у них - а кому больше дано, с того больше и спрашивается. Поэтому быть свиньей при больших возможностях более наказуемо, чем при малых.

>И, кстати, обретя "свиноподобное" состояние, человек больше не
>"излечивается" изменением уровня комфортности в любую сторону.

Изменением уровня комфортности вообще не излечивают душу.



От Alex55
К Владимир К. (05.09.2011 15:01:55)
Дата 05.09.2011 20:59:21

Неверно выбранные параметры естественно дают запутанную картину

>Одни становятся "свиньями" (здесь - не в смысле личной гигиены, разумеется),
>впав в бедность.
>Другие - достигнув комфорта.
>И, кстати, обретя "свиноподобное" состояние, человек больше не
>"излечивается" изменением уровня комфортности в любую сторону.
"Свинья под дубом" у Крылова более понятна.
Человек адаптивен. Разных комбинаций "обстоятельства - поведение" не так уж много. И поведение довольно легко предсказывается по параметрам "обстоятельства, психотип".
Когда общество не управляет обстоятельствами должным образом, то остаётся жалобно пенять на поведение психотипов. Или менять власть.


От Владимир К.
К Alex55 (05.09.2011 20:59:21)
Дата 05.09.2011 22:10:12

Ну, почему же, "жалобно"? :-)

> И поведение довольно легко предсказывается по параметрам "обстоятельства,
> психотип".

Всё-то вас в бихевиоризм сносит.
Закономерно, впрочем.



От Alex55
К Владимир К. (05.09.2011 22:10:12)
Дата 06.09.2011 09:21:11

Во-первых, практика - критерий истины.

>Всё-то вас в бихевиоризм сносит.
>Закономерно, впрочем.
Во-вторых, моё мировоззрение - диалектический материализм. Странно, что Вы этого не знаете, я этого на форуме не скрываю.
Буржуазные теории мне чужды, как циничные, так и идеалистичные. Бихевиоризм - не в медицине, а в обществоведении - не выдерживает критики, поскольку, например, игнорирует роль самообучения индивида и принижает значение общественных механизмов воспроизводства представлений. Живучесть таких "теорий" объясняется тем, что их удобно кое-кому использовать для профанирования совсем других теорий.
Надеюсь, Вы столь же откровенно, как я, отрекомендуетесь в плане Вашего мировоззрения.

От С.С.Воронцов
К Alex55 (06.09.2011 09:21:11)
Дата 08.09.2011 06:05:13

Это точно, практика - критерий истины.

Извините, что вмешиваюсь, интересно стало и есть немного времени.

>>Всё-то вас в бихевиоризм сносит.
>>Закономерно, впрочем.
>Во-вторых, моё мировоззрение - диалектический материализм. Странно, что Вы этого не знаете, я этого на форуме не скрываю.
>Буржуазные теории мне чужды, как циничные, так и идеалистичные. Бихевиоризм - не в медицине, а в обществоведении - не выдерживает критики, поскольку, например, игнорирует роль самообучения индивида и принижает значение общественных механизмов воспроизводства представлений.

Биховиоризм ничего этого не игнорирует, а исследования в психофизиологии и психогенетике уточняют пределы обучаемости и не игнорируют, а исследуют механизмы воспроизводства представлений, а вот это уже основа обществоведения.

Живучесть таких "теорий" объясняется тем, что их удобно кое-кому использовать для профанирования совсем других теорий.

Зачем это нужно, например, Нобелевскому лауреату Э.О Уилсену или академику Н.Н.Моисееву? Это поиски истины, а не политические барахтания.

>Надеюсь, Вы столь же откровенно, как я, отрекомендуетесь в плане Вашего мировоззрения.

От Alex55
К С.С.Воронцов (08.09.2011 06:05:13)
Дата 02.11.2011 10:31:17

Интересно стало - хаотизировать?

>>Буржуазные теории мне чужды, как циничные, так и идеалистичные. Бихевиоризм - не в медицине, а в обществоведении - не выдерживает критики, поскольку, например, игнорирует роль самообучения индивида и принижает значение общественных механизмов воспроизводства представлений.
>
>Биховиоризм ничего этого не игнорирует, а исследования в психофизиологии и психогенетике уточняют пределы обучаемости и не игнорируют, а исследуют механизмы воспроизводства представлений, а вот это уже основа обществоведения.
Что именно уточнил бихевиоризм? По пунктам.
Каковы обществоведческие следствия?
>Зачем это нужно, например, Нобелевскому лауреату Э.О Уилсену или академику Н.Н.Моисееву? Это поиски истины, а не политические барахтания.
Прекрасно. Поделитесь найденными истинами, я всегда "за".
Рассмотрим, обсудим, выясним.

От С.С.Воронцов
К Alex55 (02.11.2011 10:31:17)
Дата 02.11.2011 13:21:00

Нет, интересно шум мифов уменьшить

>>>Буржуазные теории мне чужды, как циничные, так и идеалистичные. Бихевиоризм - не в медицине, а в обществоведении - не выдерживает критики, поскольку, например, игнорирует роль самообучения индивида и принижает значение общественных механизмов воспроизводства представлений.
>>
>>Биховиоризм ничего этого не игнорирует, а исследования в психофизиологии и психогенетике уточняют пределы обучаемости и не игнорируют, а исследуют механизмы воспроизводства представлений, а вот это уже основа обществоведения.
>Что именно уточнил бихевиоризм? По пунктам.

Например, психогенетика уточнила пределы наследуемости сложных поведенческих функций, я мнго раз давал ссылки, график в копилке где-то есть. Пока достаточно?

>Каковы обществоведческие следствия?

Смотрите мою дискуссию с Середой, там все есть. Или еще вот
http://vrtsv.narod.ru/pulic/004.htm

>>Зачем это нужно, например, Нобелевскому лауреату Э.О Уилсену или академику Н.Н.Моисееву? Это поиски истины, а не политические барахтания.
>Прекрасно. Поделитесь найденными истинами, я всегда "за".
>Рассмотрим, обсудим, выясним.

Это хорошо, что Вы "за", хотя мало что меняет. Вот в моей книжке все есть http://vrtsv.narod.ru/book1.htm , а ссылки на Э.Уилсен и Н.Н.Моисеева искать в сети не буду, сами найдете .
Н. Моисеев. - Современный антропогенез цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. - Вопросы философии, 1995. №1. С. 3
Ч. Ламзден и Э. Уилсон. - “Гены, разум и культура. Процесс коэволюции”, - San Francisco, 1978. 8 См.: Lumsden С. J., Wilson Е. 0. Promethean fire: Reflections on the origin of mind Cambridge (Mass.); London, 1983, p. 24.

От Alex55
К С.С.Воронцов (02.11.2011 13:21:00)
Дата 03.11.2011 07:51:36

Как всегда - пшик.

>Например, психогенетика уточнила пределы наследуемости сложных поведенческих функций, я мнго раз давал ссылки, график в копилке где-то есть. Пока достаточно?
Вы не отвечаете на мой вопрос, а морочите голову.
Научные результаты применительно к обществоведению - вот предмет обсуждения.
Общепринятая схема такая:
общепонятная формулировка проблемы - новое знание - корректировка понимания проблемы и/или общепонятные решения.
По этой схеме нужно ссылаться не на копилку, а на общеизвестную теорию и практику.
>Смотрите мою дискуссию с Середой, там все есть. Или еще вот
http://vrtsv.narod.ru/pulic/004.htm
Я же и говорю - "мы с митрофанушкой вселенские академики".

>Это хорошо, что Вы "за", хотя мало что меняет. Вот в моей книжке все есть http://vrtsv.narod.ru/book1.htm , а ссылки на Э.Уилсен и Н.Н.Моисеева искать в сети не буду, сами найдете .
>Н. Моисеев. - Современный антропогенез цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. - Вопросы философии, 1995. №1. С. 3
Где "сухой остаток"? Так и остался в 1995-м и в вашей книжке.
>Ч. Ламзден и Э. Уилсон. - “Гены, разум и культура. Процесс коэволюции”, - San Francisco, 1978. 8 См.: Lumsden С. J., Wilson Е. 0. Promethean fire: Reflections on the origin of mind Cambridge (Mass.); London, 1983, p. 24.
Надо ли тратить время на анализ ваших писаний, если система понятий неадекватна предмету? Я даже не говорю про скидку на конъюнктуру :-)
Читайте Крылова - есть у него одна басенка как раз про неадекватный масштаб.

От С.С.Воронцов
К Alex55 (03.11.2011 07:51:36)
Дата 03.11.2011 12:41:26

Как всегда с Вами - пшик.

>>Например, психогенетика уточнила пределы наследуемости сложных поведенческих функций, я мнго раз давал ссылки, график в копилке где-то есть. Пока достаточно?
>Вы не отвечаете на мой вопрос, а морочите голову.

Нужна мне Ваша голова – просто край, время на Вас тратить.

>Научные результаты применительно к обществоведению - вот предмет обсуждения.
>Общепринятая схема такая:
>общепонятная формулировка проблемы - новое знание - корректировка понимания проблемы и/или общепонятные решения.

Ну это Вы сами в удобную Вам схему укладывайте, научные результаты все есть в данных мною ссылках. Вас же не это интересует, как я понимаю.

>По этой схеме нужно ссылаться не на копилку, а на общеизвестную теорию и практику.
>>Смотрите мою дискуссию с Середой, там все есть. Или еще вот
http://vrtsv.narod.ru/pulic/004.htm
>Я же и говорю - "мы с митрофанушкой вселенские академики".

Да, Вы в ним конешно, не то что мы. Все в копилку кладем, нет чтобы сразу в практику двинуть.

>>Это хорошо, что Вы "за", хотя мало что меняет. Вот в моей книжке все есть http://vrtsv.narod.ru/book1.htm , а ссылки на Э.Уилсен и Н.Н.Моисеева искать в сети не буду, сами найдете .
>>Н. Моисеев. - Современный антропогенез цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. - Вопросы философии, 1995. №1. С. 3
>Где "сухой остаток"? Так и остался в 1995-м и в вашей книжке.

Пока остался, но еще не вечер, кризис обществоведения только зреет.

>>Ч. Ламзден и Э. Уилсон. - “Гены, разум и культура. Процесс коэволюции”, - San Francisco, 1978. 8 См.: Lumsden С. J., Wilson Е. 0. Promethean fire: Reflections on the origin of mind Cambridge (Mass.); London, 1983, p. 24.
>Надо ли тратить время на анализ ваших писаний, если система понятий неадекватна предмету? Я даже не говорю про скидку на конъюнктуру :-)
>Читайте Крылова - есть у него одна басенка как раз про неадекватный масштаб.

Обязательно почитаю, учитель. И систему понятий исправлю. И скидку брать не буду. Спасибо за науку.

От Alex55
К С.С.Воронцов (03.11.2011 12:41:26)
Дата 03.11.2011 13:59:38

При чём тут Платон, когда налицо ложь...

>Нужна мне Ваша голова – просто край, время на Вас тратить.
Платон мне друг, но истина дороже.
С.С.Воронцов мне не друг, но истина дороже.
С.С.Воронцов не только мне не друг, но и истине тоже.
Зачем мне тратить время на недруга и недруга истины?
Разрешите откланяться, Ваше пустейшество

От Alex55
К Игорь (31.08.2011 21:15:10)
Дата 03.09.2011 10:51:12

В БСЭ термина "пассионарность" нету, в чём нетрудно убедиться:

http://bse.uaio.ru/bserefs.rar
Такие "понятия" и "теории" удобны для манипуляций. "Этногенез" - это одна из ложных моделей понимания реальности - вырывание отдельных параметров жизнедеятельности из контекста и их неадекватное акцентирование.
Чтобы одни люди могли навязать другим людям своё господство, нередко компилируют разные подобные теории. Просто заявить: нам, мол, выгодно устроить жизнь по таким вот правилам, и мы заставим вас с ними согласиться - за такое можно схлопотать. А развратить думающую часть общества теориями всяких "объективных" процессов, которым будто бы нет альтернативы - тут и навяжешь что угодно, и ещё прослывёшь большим экспертом в области человекознания.


От Artur
К Artur (14.08.2011 21:13:00)
Дата 15.08.2011 23:50:16

Связь пассионарности с уровнем адаптации

Эти рассуждения помогут понять связь уровня пассионарности каждого человека с его способностями к адаптации. Важно помнить, что согласно теории пассионарности пассионарность человека напрямую связанна с его внутренней/психологической энергичностью.

Фактически эти рассуждения позволяют вводить метрику адаптивности/пассионарности в строго математическом смысле слова, и значит позволяют получать численные результаты

Дальше идёт несколько цитат из текста статьи
..............................................

Уровень адаптации: энергетический и географический аспекты. Навыки сельскохозяйственного (крестьянского) труда и сельской жизни, как и прочие адаптивные навыки, представляют собой, согласно И.П. Павлову и М.Е. Лобашеву, как мы уже отмечали выше, стереотипы поведения, или комплексы условных рефлексов, вырабатываемые на основе физиологического механизма временной связи [+39]. Образование любого условного рефлекса требует напряжения внутренних систем организма (биосистемы), т.е. это процесс энергетический. Поэтому естественно полагать, что в равновесных условиях состояния энергоемкие, или высокоадаптивные, будут встречаться с меньшей вероятностью, нежели низкоадаптивные. Надежной количественной мерой уровня адаптации будут служить в конечном счете время и число операций, затрачиваемые на поддержание ЛПХ, на работу в сельском хозяйстве, на поддержание контактов с членами конвиксии, сельской общности. Но и без этого понятно, что содержание коровы требует больших затрат времени и более сложных специализированных навыков, нежели содержание козы или свиньи, а тем более огорода. Эта иерархичность адаптивных навыков и отражена в табл. 4.

Исследователи сельского населения интуитивно всегда подразумевали этот энергетический аспект, что находило отражение в типологии ЛПХ. Так, В.И. Староверов выделяет три типа ЛПХ, или домоводства. "К первому типу относятся домохозяйства, имеющие огород, сад, корову, поросят и прочую живность. Ко второму - имеющие огород, корову и прочую живность в меньших размерах. К третьему - имеющие только огород, как правило, плохо ухоженный" [+40]. У В.Р. Беленького "по величине личного подсобного хозяйства все сельские семьи распределились на четыре основные группы: имеющие его в полном объеме, в ограниченном, минимальном и не имеющие личного подсобного хозяйства. Семьи первой группы имеют земельный участок, крупный рогатый скот (корова и нетель), свиней и птиц. Вторую и третью группы составляют семьи, в личном подсобном хозяйстве которых исключается последовательно крупный рогатый скот и свиньи" [+41].


Умение строить, плотничать, как и умение содержать корову, предполагает овладение сложным комплексом динамических стереотипов. Еще совсем недавно крестьянин (практически любой взрослый мужчина) обязан был владеть и владел в меру своих способностей необходимым для деревни циклом плотницких работ. Этот цикл включал все элементы (операции) - от заготовки древесины и "рубки угла" до строительства избы, изготовления косяков, смены прогнивших венцов и т.д. и т.п. Причем, как совершенно правильно отмечает в своих "Очерках о народной эстетике" В.И. Белов [+44], циклом плотницких работ (и всеми другими циклами) крестьянин овладевал постепенно, с детства, т.е. на основе механизма сигнальной наследственности. Именно благодаря этой наследственности (этнической традиции) и возможно сохранение крестьянских профессий: плотника, кузнеца, пастуха, сапожника, столяра, лодочника, печника и т.п. И наоборот, в силу той же сигнальной преемственности разрыв поколений ведет к полному забвению традиционных крестьянских ремесел и профессий.
Спонтанное снижение уровня адаптации фиксируется не только по изменению занятости в сельском хозяйстве, но и по упрощению конвиксий, сельских общностей как этнических систем низового порядка. Упрощение системы - это зачастую незаметный процесс разрыва, исчезновения системных связей, т.е. неизбежно процесс энергетический. Ведь для поддержания системных связей с представителями "своего" сельского мира: соседями, родственниками, супругой, детьми - тоже необходимы навык и привычка, или динамические стереотипы поведения, усваиваемые с детства и требующие для их образования и поддержания энергетических затрат, усилий.
Антропоэкологическое утомление сельских популяций неизбежно будет сказываться прежде всего в сфере сельской семьи, общности, в "атмосфере сельской жизни", которая, как заметил В.И. Староверов, изменилась в непривычную для деревни сторону индивидуализации сельского труда и снижения общения на непроизводственной основе [+45]. Разрыв конвиксиональных системных связей, разрушение привычных стереотипов сельской жизни и, следовательно, снижение уровня адаптации обусловливают и рост количества разводов [+46], численности внебрачных детей, а также регистрируемых абортов, совершаемых молодыми женщинами, не состоящими в браке [+47]. По данным исследователей новосибирской деревни, возросло число респондентов, указавших на трудности ведения ЛПХ, на нездоровый в отдельных случаях социально-психологический климат (алкоголизм, нарушение норм права и морали, случаи протекционизма и др.) [+48]. Эта ситуация, характерная и для сельской местности Нечерноземья, и должна рассматриваться как следствие единого процесса антропоэкологического утомления наравне с другими внешними признаками данного процесса.