От Вячеслав
К Владимир К.
Дата 11.03.2011 22:18:36
Рубрики Образы будущего; Идеология; Школа; Культура;

Именно, осталось только понять, к примеру, вот в этой ветке

чье индивидуальное восприятие:
1. соответствует разработанному научному понятию
2. соответствует мнению общественности

А так же выяснить, есть ли такие восприятия, которое сочетают оба из перечисленных пунктов. ;)

От Владимир К.
К Вячеслав (11.03.2011 22:18:36)
Дата 11.03.2011 22:41:54

А вот что преподают сейчас в МГИМО. (+*)

http://www.mgimo.ru/kurs/document15759.phtml

Что такое МГИМО (в смысле, рассадник чего) - вы знаете.
"Найдите десять отличий" от того, как воспринимаете проблему вы.

+++
Социология нации
Мнацаканян М.О.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.Цель и задачи курса - ознакомление с основными принципами и понятиями,
которые используются при изучении этносоциологических явлений,
этнонационального измерения социума, особенностей этнонациональных проблем в
российском обществе, а также с различными подходами к трактовке этничности и
нации, их влияния на социальное поведение человека, их значимости в
контексте функционирования многонациональных обществ; формирование у
студентов целостного междисциплинарного представления о взаимоотношениях
человека, принадлежащего к определенной нации и общества.
2. Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы понятий,
которые обосновываются, умения применять эти понятия в анализе конкретного
этносоциологического материала, а также ознакомления с различными точками
зрения и концепциями этносоциального характера социологической науки.
3. Содержание курса - курс состоит из Введения и 3 разделов, темы которых
раскрывают суть каждого раздела. В Программе дисциплины представлено 10 тем,
изложение которых полностью соответствует новому стандарту и составляет
краткое содержание курса. Его учебно-методическое обеспечение предлагается
примерным перечнем контрольных вопросов и заданий для самопроверки,
тематикой рефератов, перечнем примерных вопросов к зачету и списком
рекомендуемой литературы.
II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Задачи, содержание, принципы построения курса <Этносоциология> составляющего
обязательную часть изучения социологических дисци-плин студентами
социологических отделений несоциологических вузов. Обсуждение спорных
вопросов теории и методологии, выявление диапазона мнений ученых по наиболее
существенным проблемам, обозначение перспектив развития этносоциологической
мысли как задачи данного курса.
Этнонациональная проблематика в общем контексте социально-гуманитарного
знания. <Этнический парадокс> XX века. Проблемы этничности и наций в
контексте глобализации и информационного общества.
Тема 1. Этносоциология: предмет и метод
Предмет, структура, задачи этносоциологии. Соотношение понятий
<этносоциология> и <социология наций>. Методы исследований,
междисциплинарный характер изучения этнических явлений. Предмет
этносоциологии и ее функции. Место этносоциологии в системе
социально-гуманитарного знания. Специфика предмета этносоциологии и
структура этносоциологического знания.
Основные понятия этносоциологии. Теоретическая и общественная значимость
споров и дискуссий о дефинициях. Проблема социальной ответственности
специалистов-социологов, занимающихся этносоциальной проблематикой.
Основные понятия: <этнос>, <этничность>, <нация>, <национальность>, <раса>,
<народ>, <этническое меньшинство>; <интернационализация>, <этническая
стратификация>, <этноцентризм>, <национальный конфликт>, <этническое
насилие>, <этноцид>, <национализм>, <расизм>, <ксенофобия> и т.д.
Проблемы этничности, нации и межнациональных взаимодействий в
социологической теории.
Тема 2. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации.
Психологические, материалистически-марксистские,
социокультурные и природно-биологические парадигмы нации. В.Вундт, О.Бауэр и
Н.Бердяев о психологической сущности нации. К.Каутский, Ф.Энгельс о
материалистическом понимании нации. Историко-этноцентрическая теория нации
Э.Смита. Интегралистская социокультурная концепция нации П.А.Сорокина.
Н.Гумилев о природно-биологическом происхождении и природе нации.
Современные конструктивистские и инстременталистские западные теории нации.
Э.Геллнер о роли государства и политики в <строительстве> нации.
<Воображаемые сообщества> Б.Андерсона и особенность его конструктивистского
подхода. Дж.Бройи и Э.Хобсбаум о природе и сущности нации как конструкта и о
национализме как ксенофобии. Инструменталистская теория нации. К.Вердери и
Л.Гринфилд об этничности как средстве достижения групповых интересов,
политического влияния и власти.
Тема 3. Становление и развитие этносоциологической мысли в России.
Русская этносоциологическая мысль дооктябрьского периода. Взгляды
М.М.Ковалевского, его этносоциологические исследования северокавкаэских
горцев. Концепция <культурно-исторических типов> Н.Я.Данилевского. Теория
этноса С. М.Широкогорова. П.Сорокин о сути национального вопроса.
Отечественная этносоциология в советский период. Ленинская и сталинская
концепции этносоциальных общностей и решения <национального вопроса>. Школа
Ю.В.Бромлея и институализация советсткой этносоциологии. Возрождение
биологизаторских концепций этничности (Л.Н.Гумилев). П.О.Сорокин о русских
как национальной общности.
Релятивистские и инструменталистские теории нации в современной российской
этносоциологии. (В.А.Тишков, А.Г.Здравомыслов, С.В.Чешко). Об
интегралистском понимании нации (М.О.Мнацаканян). Об особенностях подхода к
нации и национализму современных российских авторов (Л.М.Дрябижева,
В.В.Коротеева, Ж.Т.Тощенко).
Тема 4. Этничность и нации. Общее и особенное
Особенности становления теорий этничности. Ю.В.Бромлей о происхождении и
сущности этносов, о принципах типологии. Теория этничности и
институционализация этносоциологии в России. Различные интерпретации
этничности в современной российской этносоциологической литературе
(Л.М.Драбижева, В.И.Козлов, М.О.Мнацаканян).
<Тайны> этничности, проблема ее происхождения и становления. Факторы и
условия происхождения этнической солидарности как солидарности особого типа.
Территориальная общность как основа этнической культуры и коллективной
этнической психологии.
Исторические формы этничности - территориальное племя, народность. Нация как
современная конкретно-историческая форма этничности. Общее и особенное в
национальной общности с предыдущей формой - с народностью.
Тема 5. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность
людей
Социологический реализм и номинализм в понимании природы и своеобразия
нации. Внутренняя интегральная национальная связь и проводники
символического взаимодействия людей и поколений. Личность как носитель
национального и как <нациостроитель>.
<Сакральное> измерение природы национальной общности и его психологическое
восприятие индивидом. Национальная солидарность как особый исторический тип
солидарности, ее источники и характер. Национальная психология и характер.
Ментальность народа и ее социологическое измерение. Национальная
идентичность и самосознание. Идентификация среди <своих>. Функции
национальной идентичности для человека и для общности. Этнический субстрат
Нации. Его место, роль и проявления.
Нация как социальная реальность особого рода. Нация и государственность.
Интегральность как особый вид системных связей между свойствами и
измерениями нации. Основные подходы, понятия и постулаты интегральной теории
нации.
Тема 6. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной
дезинтеграции
Этноцентризм и национализм как исторические феномены, и как социальные
технологии. Политико-идеологические корни и основы национализма и
этноцентризма. Культурно-психологические источники и основы национализма.
З.Фрейд о культурном нарциссизма. Ж.Т.Тощенко об этнократии и
этнократическом национализме. Основные грани и измерения национализма:как
идеология, психология, социальная практика (бытовой национализм), как
политика, доктрина и принцип. Типологии национализма в западной
этносоциологии (Э.Геннер), российскими этносоциологами (Л.Н.Дробижева).
<Гражданский> национализм или национализм в гражданском обществе?
Межнациональная толерантность как социокультурная и моральная норма в
межациональных отношениях. Основные институты, формирующие начала терпимости
в многонациональных обществах.
Тема 7. Национальный конфликт
Понятие и сущность национального конфликта. Причины и характер развития.
Явные и латентные функции национального конфликта.
Анализ и объяснения национального конфликта в рамках различных
социологических парадигм: конфликтные социологические парадигмы, структурный
функционализм и социальный психоанализ. Формы национальных конфликтов -
насильственная и ненасильственная, военно-политические и
культурно-психологические. Концепции <конфликта ценностей>, <коллективного
интереса>, <внутреннего колониализма>, <столкновения цивилизаций> и др.
Классификация национальных групп, участвующих в конфликтах. Модели развития
национального конфликта. Участники и субъекты конфликта. Концепции
<разрешения> конфликта и <управления> конфликтом.
Тема 8. Нации и национальная государственность в современном мире
Экономические и социокультурные интеграторы национальной жизни и
глобализации современного мира. Глобализация и интернационализация. О трех
генеральных тенденциях глобализации в развитии нации и национальных
взаимоотношений в современном мире. Нации и национальные культуры в условиях
глобализации. Нации и национальные проблемы в странах Запада. Нации и
проблемы национальной консолидации в странах Азии и Африки.
Национальные движения в современном мире, основы их легитимности. О праве
наций на самоопределение: правовые аспекты и нравственные измерения.
Национальные интересы и национальные проблемы глобального мира. Нации и
цивилизации. Глобализация и национальное государство.
Тема 9. Многонациональность современного российского общества.
Роль и место русского народа в национальной структуре.
Россия как многонациональное общество и государство. Национальный состав
общества и федеративное государственное устройство. Удельный вес русских и
их роль в государственной, общественно-политической и культурной жизни
страны.
Демократизация общества и рост национального самосознания народов,
населяющих Россию. Народы России, формы их общественно-политического
устройства и участия в федерации как её субъектов. Национальное
самосознание, психология и характер русских. Этатизм и державность - ведущая
черта характера и менталитета русского народа.
Национальная стратификация в российском обществе. Социально-экономические и
культурные проблемы развития наций в России. Национальная государственная
политика равноправия, равенства и интеграции всех наций в едином гражданском
обществе.
Тема 10. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России
Этнополитическая ситуация в России после распада СССР. <Русский вопрос> и
его место в национальных взаимоотношениях в российском обществе. Национализм
и патриотизм в современной России. Проблемы укрепления федерализма и
совершенствования демократических начал в государственном устройстве.
<Вертикаль власти> и национальные субъекты федерации. О <праве наций на
самоопределение> - правовое и нравственное измерения.
Национальные конфликты в России. Осетино-ингушский конфликт и этапы его
решения. Чеченский сепаратизм - угроза целостности российского
многонационального общества. Традиции совместной жизни и добрососедства -
основа толерантности и сотрудничества народов России в едином государстве.
+++



От Владимир К.
К Владимир К. (11.03.2011 22:41:54)
Дата 11.03.2011 22:53:18

Это к тому, что некий Мнацаканян учит,...

Это к тому, что некий Мнацаканян учит, что русским нельзя ощущать и выражать
свою этническую идентичность, "а то всё развалится".
При том, армянам (и всем остальным), очевидно, можно.

Как это согласуется с идеей гражданской нации - вопрос интересный.



От Artur
К Владимир К. (11.03.2011 22:53:18)
Дата 14.03.2011 11:59:51

А Путин или Медведев уже посадили Мнацаканяна ? (-)


От Баювар
К Владимир К. (11.03.2011 22:53:18)
Дата 12.03.2011 01:13:32

титульной немецкой нации

>Это к тому, что некий Мнацаканян учит, что русским нельзя ощущать и выражать
>свою этническую идентичность, "а то всё развалится".
>При том, армянам (и всем остальным), очевидно, можно.

>Как это согласуется с идеей гражданской нации - вопрос интересный.

Ответ в Майн Кампф (вообще рекомендую, чтобы знать, что за казел писал). Он там жаловался на тяжкую судбу преставителей титульной немецкой нации в многонациональной Австро-Венгерской империи.

Вроде того, как советского армянина а нью-йоркском аэропорту могли назвать русским, посмеялись, выяснили недоразумение. Это означало бессодержательность понятия "русский".

А другого золота в Альпах нет...

От Владимир К.
К Баювар (12.03.2011 01:13:32)
Дата 12.03.2011 01:27:07

И что, вариант решения проблемы таки только один?

Который в Майн Кампф прописали?

И прямо-таки устранение несправедливости обязательно породит ещё большую
несправедливость?

Вам не стоит применять приём "сведение к абсурду".



От Вячеслав
К Владимир К. (11.03.2011 22:53:18)
Дата 12.03.2011 00:51:28

Re: Это к

>Это к тому, что некий Мнацаканян учит, что русским нельзя ощущать и выражать
>свою этническую идентичность, "а то всё развалится".
>При том, армянам (и всем остальным), очевидно, можно.

>Как это согласуется с идеей гражданской нации - вопрос интересный.
Кстати, вопрос правильный. Если одним нельзя, а другим можно - то это не согласуется. Другой вопрос, согласуется ли это когда можно и нужно всем?

От Владимир К.
К Вячеслав (12.03.2011 00:51:28)
Дата 12.03.2011 01:11:26

А тут нужно более детально разбираться, как возникает нация.

А тут нужно более детально разбираться, как возникает нация, и каковы условия её устойчивого существования.

Каким образом этносы встраиваются в нацию и устойчиво сосуществуют в ней.
Как было устроено сосуществование этносов в СССР и почему "интернационализм" "почему-то" развалиться совершенно не помешал.
(Кстати, точно так же устроена и нынешняя РФ, благодаря чему она точно так же находится в зоне риска).

Выясняя только истину, без "нравится" или "не нравится".

О сколько нам открытий чудных...

От Вячеслав
К Владимир К. (12.03.2011 01:11:26)
Дата 12.03.2011 01:27:10

Эх нация, нация...

>А тут нужно более детально разбираться, как возникает нация, и каковы условия её устойчивого существования.
Хм, ИМХО у Вас путаница, возникают общности, нация - это специфическая устойчивая форма общности в эпоху модерна.

>Каким образом этносы встраиваются в нацию и устойчиво сосуществуют в ней.
Что касается классических наций, то этносы не встраиваются и тем более не существуют в ней устойчиво, они в ней растворяются нафиг и почти без остатка. При чем ради такого растворения новоявленная нация старается во всю и зачастую делает это очень жестко. Из сегодняшних примеров такого национального строительства можно привести Грузию и Украину.

>Как было устроено сосуществование этносов в СССР и почему "интернационализм" "почему-то" развалиться совершенно не помешал.
>(Кстати, точно так же устроена и нынешняя РФ, благодаря чему она точно так же находится в зоне риска).
Похоже на то.

>Выясняя только истину, без "нравится" или "не нравится".

>О сколько нам открытий чудных...
Открытия открытиями, но я не уверен что Вы до конца представляете все следствия.

От Владимир К.
К Вячеслав (12.03.2011 01:27:10)
Дата 12.03.2011 01:41:21

"Как за это взяться нам..."

> Хм, ИМХО у Вас путаница, возникают общности, нация - это специфическая
> устойчивая форма общности в эпоху модерна.

Есть "нации", которые нации только по названию.
А устойчивость им придают другие (не характерные для нормальной нации)
механизмы и обстоятельства.
Нас же интересует, как дело с этим обстоит на самом деле.

>>Каким образом этносы встраиваются в нацию и устойчиво сосуществуют в ней.
> Что касается классических наций, то этносы не встраиваются и тем более не
> существуют в ней устойчиво, они в ней растворяются нафиг и почти без
> остатка.
Во-первых, реальность не столь "радужна": растворяются не "нафиг" (если их,
конечно, направленно не геноцидили).

И вот интересный вопрос: _в чём_ (что "оно" собой представляет? ну, некая
культура, понятно...) "растворяются" этносы?

>> О сколько нам открытий чудных...
> Открытия открытиями, но я не уверен что Вы до конца представляете все
> следствия.

Ну да, эти следствия прописаны у Яковлева и Суркова.
Так что знаком и хорошо представляю. :-)



От Вячеслав
К Владимир К. (12.03.2011 01:41:21)
Дата 12.03.2011 01:57:21

Re: "Как за...

>Есть "нации", которые нации только по названию.
;) Во так и я о том, если они "нации" то зачем их называть нации?

>А устойчивость им придают другие (не характерные для нормальной нации)
>механизмы и обстоятельства.
>Нас же интересует, как дело с этим обстоит на самом деле.
Ну так и выяснили, что на самом деле есть нации и есть "нации". Теперь мне не понятно почему нации считаются более нормальными чем "нации".

>>>Каким образом этносы встраиваются в нацию и устойчиво сосуществуют в ней.
>> Что касается классических наций, то этносы не встраиваются и тем более не
>> существуют в ней устойчиво, они в ней растворяются нафиг и почти без
>> остатка.
>Во-первых, реальность не столь "радужна": растворяются не "нафиг" (если их,
>конечно, направленно не геноцидили).
Геноцидить не обязательно, достаточно резко тормознуть вертикальную социальную мобильность. Ну и расстворяются хоть и нафиг, но не сразу и даже порой сохраняются некотороые этнографические особенности, не актуализированные, но фиксируемые. Смотрите на Грузию, Прибалтику или Украину - типичное европейское национальное строительство.

>И вот интересный вопрос: _в чём_ (что "оно" собой представляет? ну, некая
>культура, понятно...) "растворяются" этносы?
Так в новоявленной нации же. Это специфическая форма этничности, но это именно форма этничности, которая вытесняет другие.

>>> О сколько нам открытий чудных...
>> Открытия открытиями, но я не уверен что Вы до конца представляете все
>> следствия.
>
>Ну да, эти следствия прописаны у Яковлева и Суркова.
>Так что знаком и хорошо представляю. :-)
Видимо вот тут мы друг друга совсем не поняли.

От Владимир К.
К Вячеслав (12.03.2011 01:57:21)
Дата 12.03.2011 02:31:00

"Товарищ полковник, а рация на лампах или на транзисторах? - Я ясно сказал: рация - на бэ-те-эре!" (с) :-)

>>И вот интересный вопрос: _в чём_ (что "оно" собой представляет? ну, некая
>>культура, понятно...) "растворяются" этносы?

> Так в новоявленной нации же. Это специфическая форма этничности, но это
> именно форма этничности, которая вытесняет другие.




От Владимир К.
К Вячеслав (11.03.2011 22:18:36)
Дата 11.03.2011 22:31:20

А причём тут мнение общественности, если проблема и состоит в том, что общественности долго дурили голову? (-)