От Мак
К Monk
Дата 24.01.2011 13:46:23
Рубрики Прочее; Тексты;

Закон об образовании, новаторский или упорядочивающий? (НГ)

Независимая Газета 24.01.2011 | от редакции

Новаторский или упорядочивающий?

Новый закон "Об образовании" так и не стал предметом народного обсуждения
Первого февраля 2011 года в 12.00 закончится обсуждение законопроекта «Об образовании». Оно длилось с лета прошлого года. Организовали разговор с народом сами чиновники. Поэтому и проходит он примерно в следующем режиме: Управление образования области (края) созывает представителей учебных заведений, Общественной палаты и прочей организованной части граждан с целью «определения концептуальных основ и отдельных ключевых положений нового законопроекта». Далее обычно предлагается список примерных вопросов для обсуждения. По итогам вырабатываются «согласованные рекомендации в части совершенствования законодательной базы», которые отправляются «наверх».

Основная критика законопроекта сводится к тому, что кто-то обязательно находит лазейки для будущей трактовки закона в любую сторону. Еще чаще законопроект критикуют из-за недопонимания. Самый простой пример. Министерство образования и науки РФ решило навести порядок в иерархии высших учебных заведений. Привести все к привычной типологии: институты, университеты и назвать академиями, как и раньше, только те учебные заведения, которые принадлежат системе дополнительного профобразования (например, академия переподготовки кадров). О своих планах Минобразнауки рассказало через СМИ. Так как педагогическое сообщество сегодня нелюбопытно и газет не читает, телевидение не смотрит, вскоре с завидной регулярностью от педколлективов стали поступать заявления примерно одного характера: «Закон писали невнимательно. Непонятно, куда делись академии?»

В общем, общественность «недопонимает», а авторы законопроекта не могут даже определиться – новаторский он или всего лишь упорядочивающий. Закон 1992 года называют сегодня либеральным для того времени, хотя и не заработавшим в полную силу, потому что предусматриваемой им конкуренции учебных заведений не получилось. Поэтому ныне хотят брать выполнимые обязательства. Но, видимо, новаций все-таки хочется. Поэтому кое-какие вольности законопроект допускает.

Новый законопроект открывает доступ к бюджетным ресурсам для всех учебных заведений всех форм собственности, работающих под госзаказ. Останется ли все это в окончательной редакции – пока непонятно. Противников хватает. Законопроект предусматривает и вольности в виде франчайзинга, поддержки образовательного кредитования и т.д. Педагогическое сообщество опять же все это недопонимает и высказывается против коммерциализации.

Впервые в законопроекте пытаются предусмотреть санкции за оказание некачественных образовательных услуг. Подробно расписывают процедуры обнародования отчетности учебных заведений. Учителя, узнав об этом, хватаются за голову – теперь с этой электронной открытостью вообще света белого не увидишь!

Законопроект гарантирует, что среднее профобразование станет общедоступным, качественным и бесплатным, а начальное профобразование (ПТУ) исчезнет вовсе. И в принципе это практически все новаторство нового законопроекта. Не считать же за таковое недавнее принятие Госдумой поправок в законодательство об образовании, которые законодательно запрещают использовать мобильные телефоны во время проведения ЕГЭ, школьных олимпиад и вступительных экзаменов в вузы…

Почему же законопроект не стал предметом действительно народного обсуждения? Почему пассивны родители? Почему он не вызвал такой сильной реакции, как, скажем, введение ЕГЭ? Потому что ЕГЭ на деле изменил суть нашего образования. А будут унифицированы учебные заведения или не будут – для родителей школьников не важно. В их глазах законопроект не меняет сути школьных проблем, с которыми постоянно сталкивается родитель: поборы в школах, слабо подготовленные учителя, путаные учебники, сильнейшая дифференциация школ, отсутствие дисциплины в массовой школе, ничегонеделание школьника после уроков и т.д.
материалы: Независимая Газета © 1999-2011
Опубликовано в Независимой Газете от 24.01.2011
Оригинал:
http://www.ng.ru/editorial/2011-01-24/2_red.html

От Мак
К Мак (24.01.2011 13:46:23)
Дата 24.01.2011 14:23:17

Обсуждают этот закон, чтобы отвлечь внимание от закона 83-ФЗ? Тот не обсуждали

По поручению Президента России опубликован текст законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" и представлен на общественное обсуждение.
http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu


А движение за отмену ФЗ-83 не проявляет необходимой для достижения цели активности.

http://www.roditeli-rossii.ru/analisis/99-----------83
Родители России против реформы бюджетной сферы

Тезисы о нашей деятельности. Как и за что критиковать ФЗ-83.
18.07.2010

Владимир Соловейчик

1. Прежде всего следует отметить, что законодательные новации власти в виде ФЗ-83 ведут к узакониванию уже существующей порочной практики платных услуг в учреждениях бюджетной сферы, т.е. бьют в первую очередь по карманам граждан. Сохранив на «переходный период» до 1 июля 2012 года в рамках субсидий прежние объемы государственного финансирования, власти не собираются индексировать его в связи с инфляцией, то есть реальное госфинансирование сократится. Реестр платных услуг как таковой в ФЗ-83 не описан и не предусмотрен, что оставляет лазейку для возможных злоупотреблений. Так и не ясно, в каком объеме будет финансироваться государственный заказ по истечении «переходного периода».

2. Реализация в полном объеме ФЗ-83 превращает сотрудников школ и вузов, больниц и поликлиник, библиотек и музеев в заложников своих руководителей, на которых и без того управу найти не просто. Сотрудники бюджетной сферы теряют и те крохи социальной защищенности, минимальных гарантий против произвола директоров, которые имели и пока еще имеют.

3. Учреждения социальной сферы, став «новыми бюджетными» или автономными, вынуждены будут нести полную финансовую ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. В условиях, когда централизованные бухгалтерии будут упразднены, каждое такое учреждение будет нуждаться в квалифицированных руководителе и главном бухгалтере, до тонкостей владеющих всеми нюансами работы в новых условиях. В разы усложнится система отчетности. Необходимых кадров в должном наличии нет, и на данный момент их в массовом порядке никто не готовит. Это может привести к сокращению числа учреждений социальной сферы, особенно в российской глубинке, в малонаселенных и удаленных от крупных городов поселениях. При этом в качестве формального предлога, например, для закрытия таких школ власти будут использовать малокомплектность, исходя из принципа нормативно-подушного финансирования, или нехватку учителей-предметников.

4. Вступление в силу в полном объеме ФЗ-83 будет означать снятие ответственности с государственных органов не только за произвол, но и за коррупцию на местах, в самих учреждениях социальной сферы. Все средства, вырученные за счет платных услуг, отныне не будут перечисляться в бюджет, при этом автономные учреждения, созданные в организационно-правовой форме некоммерческих организаций, не будут платить налоги, например, налог на прибыль. Да еще при этом иметь вполне законную возможность учреждать коммерческие структуры, которые будут перечислять свою прибыль учредителям, но отнюдь не в бюджет. Фактически тем самым узаконивается система «внутренних оффшоров». Видимо, поэтому многочисленные лоббисты и пропихивали принятие ФЗ-83 в такой спешке, без всестороннего обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

5. Автономным учреждениям дано право открывать расчетные счета не только в структурах Федерального казначейства, но и в коммерческих банках, а также не участвовать в обязательных процедурах, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Можно предположить, что возможности оперативного вмешательства контролирующих государственных органов в сомнительную финансово-хозяйственную деятельность руководства этих учреждений будут сведены к нулю. А это может дать возможность кредиторам обращать взыскания долгов на имущество этих учреждений, что в конечном итоге может привести к их банкротству и последующей продаже с перепрофилированием.

6. Власти готовятся к вступлению в силу в полном объеме ФЗ-83 не только путем разработки нормативных актов, региональных законов, постановлений правительства, выпуска ведомственных инструкций, но и проводя в ускоренном темпе сокращение числа средних школ, их «укрупнение». Под этим предлогом идет не просто сокращение педагогических кадров, банальное увольнение неугодных, но и высвобождение школьной недвижимости. Как только наступит «вожделенная» дата 1 июля 2012 года, а то и раньше, эти здания будут выведены из социального оборота, утратят свои нынешние образовательные или культурно-досуговые функции, станут объектом коммерческим и вполне могут быть реализованы по рыночным целям, при этом вырученные от продажи средства, скорее всего, в бюджет не вернутся.

7. Введение новых образовательных стандартов в средней школе и особенно т.н. «европейских образовательных норм» в высшей школе в рамках «Болонского процесса», в частности бакалавриата и магистратуры, не решит проблем отечественных университетов, институтов и академий, а всего лишь упростит процесс отъезда наиболее квалифицированных студенческих и научных кадров за границу. Это неизбежно приведет к падению уровня отечественного образования, поскольку научное руководство дипломниками и аспирантами и выпускающие кафедры отодвинуты в магистратуру, куда по понятным причинам попадут далеко не все бакалавры. Соответственно будут урезаны базовые учебные планы, произойдет сокращение профессуры и преподавательского состава, покинувшие же стены вузов бакалавры вряд ли смогут найти себе рабочие места – большинству работодателей, привыкших к советской системе дипломированных специалистов, выпускники с «усеченными дипломами» вряд ли будут нужны.

8. Разъясняя гражданам все минусы ФЗ-83, в качестве программы-максимум на данный момент мы требуем его отмены, в качестве программы-минимум - общественного контроля со стороны родительской и педагогической общественности как за разработкой проектов региональных нормативных актов, вытекающих из ФЗ-83 и конкретизирующих для нашего города положения этого рамочного закона, так и их утверждением. Это означает включения представителей общественности в рабочую группу, проведение полноценного общественного обсуждения проектов, их обязательной антикоррупционной экспертизы.

9. При этом необходимо отметить, что ФЗ-83 не является каким-то отдельным, из ряда вон выбивающимся антинародным законом. Это – лишь одно из звеньев в деятельности исполнительной и законодательной (в виде депутатского большинства от ЕдРа) властей РФ на полную ликвидацию «советского наследия» в социальной, образовательной, культурной сфере, уход государства из этих сфер, их приватизацию и коммерциализацию. Начиная с введения «Болонского процесса» в высшей школе (2003 год), через «монетизацию льгот» по ФЗ-122, последующие за ними принятие закона об «автономных учреждениях» и «введение тестовой» системы ЕГЭ до перехода к принципам «подушного финансирования» в отраслях социального обслуживания граждан – вот траектория такого движения. Все эти меры связаны со стремлением российских властей добиться скорейшего принятия РФ в ВТО (Всемирная торговая организация). Условия приема в ВТО требуют для каждой страны-члена ВТО «либерализации рынка услуг», под которыми понимаются образование, здравоохранение, культура, жилищная сфера, общественный (социальный) транспорт и т.п.

10. Отсюда вытекает, что борьба против ФЗ-83 и его негативных последствий, сейчас и сконцентрированная на проблеме коммерциализации бюджетной сферы путем раздела нынешних бюджетных учреждений на казенные, «новые бюджетные» и автономные, должна вестись против политики властей в социальной сфере как таковой. Поскольку действие ФЗ-83 может быть для властей эффективным лишь в комплексе с иными законами и постановлениями, уже вступившими в силу или находящимися в процессе подготовки, то мы выступаем и против перечисленных выше нормативных актов и административных решений.

11. Соответственно наша кампания против ФЗ-83 объективно носит политический характер, ибо ставит перед собой политические цели, как-то, отмену этого закона и изменение всего вектора политики государства в социальной сфере. Другое дело, что не стоит путать политический характер нашей деятельности с текущими или более отдаленными (предвыборными) интересами тех или иных политических сил, партий, их вождей и «вождиков». Объективная политизация в деятельности социальных движений непартийного толка, каковыми являются и «Питерские родители», и Движение гражданских инициатив, и объединения профсоюзных активистов, не означает того, что они должны стать «массовкой» для тех или иных политических сил. Мы не должны действовать в их фарватере в качестве несамостоятельных и «неразумных младших партнеров», да еще под «чутким руководством» функционеров, к примеру, РКРП («РОТ фронт») или «Яблока».

12. Взаимная солидарность социальных движений, выдвижение ими политических лозунгов, например, требование отставки министра образования и науки РФ на митинге 24 июня 2010 года, проведение совместных акций с приглашением на мероприятия «Питерских родителей» представителей ДГИ и ЦВР, как это уже имело место, - вещь необходимая и неизбежная, если мы хотим добиться минимальной эффективности наших публичных мероприятий. Взаимодействие же с политическими силами должно строится на принципах самостоятельности социальных активистов, их независимости при принятии решений, привлечении партийцев в качестве помощников при организации публичных кампаний, консультантов, экспертов на четко оговоренных заранее и понятных и им, и нам основах. Привлечение к нашей протестной кампании оппозиционных депутатов, выступающих против ФЗ-83 и антисоциальной политики властей в целом, возможно и полезно, но опять-таки на описанных выше принципах.

***

Новости движения "Родители России против реформы бюджетной сферы"
http://www.roditeli-rossii.ru/news

Работники образования объединяются для борьбы за свои права
19.01.2011 01:27
16 января 2011 г. в Москве прошла учредительная конференция Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель".

Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли Устав и Декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав работников отрасли.

Новый профсоюз намерен объединить не только педагогических работников всех учреждений образования от детских садов до вузов, (а также формально относящихся к ведению минкульта музыкальных и художественных школ, но также технический персонал).



М. Медведева: Люди вправе отменять решения власти
16.01.2011 19:15

25 сентября в нескольких городах России пройдут акции в рамках Всероссийской кампании протеста против федерального закона №83. Коммерциализация бюджетной сферы в последнее время стала одной из самых обсуждаемых тем. Борьба за бесплатные образование, медицину и другие социальные блага объединила многие общественные и политические организации. Противостояние ФЗ-83 вызвало значительную мобилизацию по всей стране. Многие граждане, которые до сих пор не проявляли какой-либо активности, были вовлечены в социальный протест, осознали необходимость солидарных действий и самоорганизации. В Санкт-Петербурге кампанию против ФЗ-83 возглавляет инициативная группа «Питерские родители». Специально для Рабкор.ру с лидером «Питерских родителей» Марией Медведевой беседовал Максим Кулаев.


Попытка «рейдерского» захвата школы N-50 в Петербурге
16.01.2011 17:55

Сложная ситуация сложилась в Петроградском районе. Целый год средняя школа № 50 была на капитальном ремонте и наконец должна была открыться. Однако в начале 2010 года родители узнали, что глава администрации Петроградского района А.С. Делюкин решил передать здание школы № 50 гимназии № 610. Администрацией были изданы распоряжения, в соответствии с которыми набор детей в начальную школу был сорван. Планировалось имеющиеся классы расформировать, а детей раскидать по другим школам.


Продажа государственных учреждений идет полным ходом
16.01.2011 17:39

Коллектив психоневрологического диспансера №7 в отчаянии: их вынуждают освободить помещение. Дело в том, что участок земли площадью три с половиной гектара между набережной Фонтанки и Троицким проспектом облюбовали коммерсанты. Они планируют построить здесь деловой центр и отель. А пациентов больницы решено отправить в село Никольское под Гатчиной – за 60 километров от города. Туда же по планам чиновников отправятся более тысячи пациентов больницы святого Николая Чудотворца, именуемой в народе «Пряжкой». А ведь эти диспансеры обслуживают более чем 7 районов города!


Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока
30.12.2010 21:01
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей школы».




От Ikut
К Мак (24.01.2011 14:23:17)
Дата 02.02.2011 00:43:41

В законе об образовании свои бомбы заложены

Почитайте выпуск независимой газеты за 1 февраля. В нем много про образование.






От Мак
К Ikut (02.02.2011 00:43:41)
Дата 02.02.2011 19:38:02

Прочитал: и тут копают под фундамент. Размещаю эту статью из НГ

НГ 01.02.2011 | образование

Леонид Волчкевич

Мешок инструкций с запрятанной бомбой

Новый закон "Об образовании" взорвет отечественную высшую школу
Двухуровневая система (бакалавр–магистр) – это средство удушения технических вузов.

Об авторе: Леонид Иванович Волчкевич - профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ.

Хорошо продуманный закон всегда компактен и конкретен. Вспомним наполеоновское: «Отцом ребенка, рожденного в браке, является муж». И точка. Хотя, учитывая французский менталитет, можно было сочинить весьма объемистый правовой документ.

Первое впечатление от текста проекта закона «Об образовании», конкретно гл. 15 «Высшее образование» – непомерная раздутость, обилие положений самоочевидных и малозначимых, на уровне ведомственных инструкций; просто декларативных, без смысловой нагрузки. Зачем, например, на уровне закона РФ разжевывать давно устоявшиеся процедуры продления срока аспирантуры? Если авторы проекта закона вознамерились довести до мелочей регламентацию высшего образования, предлагаю следующее дополнение: «Студенты обязаны приходить на занятия в обуви и вытирать ее при входе».

Если оставить в стороне шутки, то чем внимательнее вчитываешься в тексты гл. 15, тем более крепнет уверенность, что все это многословие – проверенный способ спрятать наиважнейшее между строк. Не могу отделаться от ощущения, что в текстах гл. 15 запрятаны по меньшей мере две «бомбы», способные подорвать отечественную высшую школу.

«Бомба» номер один. Сегодня в стране около 600 государственных вузов с федеральным управлением и финансированием. Однако в статьях 133 и 135 напрямую указано, что в ведении РФ остаются лишь три категории: 1) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет; 2) федеральные университеты; 3) национальные исследовательские университеты с общим числом конкретных вузов около полусотни. Какая судьба уготована остальным? Молчок.

Правда, в дальнейших текстах можно «отловить» такие термины, как «региональные и муниципальные образовательные учреждения». Но в гл. 15 – ни слова об их статусе, организации, финансировании, обеспечении качества подготовки и т.д., как это сделано для упомянутых трех категорий. Следует ли понимать, что государство просто бросает 90% нынешних государственных вузов на произвол местных властей, от губернаторов до поселковых председателей?

В законе об ответственности региональных и местных властей – ни слова. В итоге нынешние государственные вузы после некоторого периода стагнации и деградации могут прекратить свое существование или трансформироваться в коммерческие «конторы по продаже вузовских дипломов». Единая государственная система высшего образования, составлявшая гордость советской страны, авторитетная во всем мире, окажется «взорванной».

«Бомба» номер два. Статья 131 подразумевает юридическое равноправие двухуровневой (бакалавр–магистр) и одноуровневой (специалист) систем вузовской подготовки. Обе имеют достоинства и недостатки, разумные сферы применения. Так, двухуровневая система (в просторечии – «болонья»), по-видимому, рациональна для научных специальностей. А для технических – это верное средство удушения. Поскольку за 3,5–4 года высококлассного конструктора, технолога, эксплуатационника подготовить невозможно, особенно для оборонных отраслей. Об этом столько раз сказано и написано, причем с доказательствами и примерами, что повторяться просто не хочется. Кстати! Глухое ответное молчание Минобрнауки нельзя трактовать иначе, чем молчаливое согласие с критикой, видимо, в ответ сказать нечего.

Проект закона умалчивает о главном – кому будет принадлежать право выбора образовательных траекторий для конкретных вузов и специальностей. Реально все может оказаться во власти безымянных чиновников-управленцев, ни за что не отвечающих.

Исходя из вышеизложенного, с целью нейтрализовать «запалы» заложенных «бомб», предлагаю следующие изменения и дополнения к текстам гл. 15 проекта закона.

Дополнить статью 135 п. 1, выделив четвертую категорию вузов, находящихся непосредственно в ведении РФ, – «университеты и институты, выпускающие специалистов по важнейшим народно-хозяйственным специальностям, с федеральным их финансированием в пределах норматива, установленного ст. 130 п. 2 (7) настоящего проекта, то есть 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в РФ».

Дополнить статью 131 п. 1 следующим образом: «Выбор системы подготовки (бакалавр, бакалавр–магистр, специалист и др.) является исключительной прерогативой ученого совета вуза для всего перечня специальностей, по которым ведется подготовка в данном вузе. Данный выбор может быть изменен только в судебном порядке».

Ввести в текст проекта закона дополнительную статью – «Обеспечение качества вузовской подготовки». Проработать в ней конкретно ряд новых вопросов: а) сближения школьной и вузовской систем организации учебы; б) упрощение процедур перевода студентов с платного обучения на бесплатное и наоборот по результатам экзаменационных сессий; в) проведения ежегодных аттестаций студентов с обоснованием дальнейшего годичного обучения на платной или бесплатной основе; г) упорядочение систем академических отпусков, в том числе с частичной их оплатой.

Авторы проекта закона «Об образовании» идут протоптанным путем. В 2006 году Госдума РФ приняла Лесной кодекс, по которому государство сбросило с себя заботы о величайшем национальном богатстве страны – лесах. Один из результатов – национальное бедствие прошлого лета.

Не получится ли, что через несколько лет широкие народные массы осознают, что их отлучили от качественного высшего образования, а значит – от возможностей достойной деятельности и достойной жизни. И тогда в стране полыхнет так, что прошлогодние пожары покажутся мерцанием свечи.

материалы: Независимая Газета © 1999-2011
Опубликовано в Независимой Газете от 01.02.2011
Оригинал:
http://www.ng.ru/education/2011-02-01/8_zakon.html







От Мак
К Мак (24.01.2011 13:46:23)
Дата 24.01.2011 13:53:14

Интервью нового замминистра науки и образования Дулинова: не срабатывает что-то

Учительская газета
http://mon.gov.ru/press/smi/8174/

Максим Дулинов, заместитель министра образования и науки РФ: "Не бойтесь пробовать новое"


- Максим Викторович, подведены итоги Года учителя. Что, на ваш взгляд, этот год выявил такого, чего мы раньше не знали, и что удалось реально сделать в течение этого года?

- Вряд ли можно говорить, что он выявил что-то такое, чего раньше никто не знал. Ведь назначение Года учителя было не в том, чтобы разом решить все проблемы, а в том, чтобы от обсуждения зачастую поверхностного, которое происходило раньше в обществе, перейти к более конструктивному и профессиональному обсуждению того, что происходит у нас сегодня с учителем, в какой реально ситуации он находится, и на основе этого обсуждения выработать новые реальные шаги, которые позволили бы продолжить то, что было заложено приоритетным национальным проектом "Образование ". Этот год, на мой взгляд, заложил хорошую основу для будущего.

Об этом на официальной церемонии закрытия Года учителя как раз говорили и президент, и министр. В результате общественных дискуссий, проводимых мероприятий, когда школа становится все более и более открытой, значительно повысился статус учителя в обществе и возросло уважение к нему со стороны общества.

- Сейчас активно обсуждают новую федеральную целевую программу развития образования. На каких основных проблемах она сфокусирована?

- В федеральной целевой программе три задачи. Первая касается общего образования, социализации детей. Второй блок - профессиональное образование. Третье - становление и развитие системы оценки качества и управления качеством образования. И впервые Федерация через целевую программу будет оказывать поддержку дошкольному образованию.

Новым является то, что будут создаваться стажировочные площадки, на которых будут обкатываться самые разные модели развития системы образования.

Эти модели будут потом транслироваться на массовую образовательную практику.

- Какая самая серьезная задача, на ваш взгляд, стоит перед системой образования в нынешнем году?

- Научить учителей работать по новым стандартам. Это будет самая большая проблема. Новый стандарт по основной школе был подписан и направлен в Министерство юстиции на регистрацию.

Без серьезной подготовки учителей новые стандарты нам не реализовать.

- А вокруг содержания стандартов споры уже завершились?

- Они никогда не завершатся. Когда у нас завершался какой-нибудь спор, особенно по поводу содержания образования? Яркий пример - ЕГЭ. Как его ни проводи, какие КИМы ни закладывай, о нем всегда будут спорить. Но основные принципиальные вопросы, которые в ходе обсуждения стандарта основного общего образования выдвигались со стороны Общественной палаты, со стороны профессионального сообщества, были учтены. Понятно, в стандарте нет количества часов. Стандарт - это не учебный план, в него нельзя все вставить.

- Существует мнение, что, вводя новые стандарты, центральная власть перекладывает всю ответственность за систему образования даже не на регионы, а на образовательные учреждения. Теперь школе писать свою программу развития, учителю - программу преподавания. Но кто учил директоров, учителей, как грамотно это делать?

- В последнее время современному образовательному менеджменту обучили на разном уровне достаточное количество директоров. Я знаю по Калужской области, где я работал министром образования, как строилась эта работа.

- А что с учителями делать?

- Учить. Что еще делать? Для этого стажировочные площадки и создаются, где будут отрабатываться все модели перехода на новый стандарт буквально пошагово.

Мы планируем, что учителя будут проходить фактически практику по написанию программы и по ее реализации в рамках новых стандартов.

- Вроде бы ЕГЭ идет уже в штатном режиме, но каждый год выявляются новые риски...

- Один из вопросов, поднимавшихся на последнем совете комиссии при президенте по единому экзамену, - по поводу апелляций.

Действительно, иногда бывают проблемы с апелляциями. Там есть два момента. Первый - это личное участие ребенка. Зачастую случается такое, когда законных представителей, родителей с ним не пускают на эту процедуру.

У выпускника и так стресс, он понимает, что один-два балла могут действительно что-то решить. Начинается разговор при подаче апелляции обычно с того, что выпускнику заявляют: "А вы понимаете, что вам могут и уменьшить баллы?" И это тоже добавляет стресса. А второй момент - это расстояния. Страна у нас большая, а процедура апелляции обычно проходит в областном центре. Может быть, действительно подумать, чтобы не таскать детей на апелляцию? Проехать 300 километров, для того чтобы тебе сняли или добавили 2 балла! Зачем? А не проще ли сделать апелляцию дистанционной, без личного участия ребенка, чтобы даже проверяющие не знали?

- Недавно наши дети в начальной школе в международном сравнительном исследовании по чтению показали лучшие результаты, а вот в исследовании PISA мы который год почти в самом конце. Почему такая разница в результатах?

- Это лучше спросить у теоретиков от образования. Для меня, как для управленца, это означает, что среднее звено работает не так, как должно. Там же проверяется не количество знаний, находящихся в одном ребенке, а умение пользоваться этими знаниями. У нас действительно получается такая система, что 1-4-й класс - все замечательно, дети умненькие, очень хорошие, среднее звено проваливается, 10-11-й - всех уже натаскивают на выпуск, и опять нормальный результат. Потом мы удивляемся, почему низкий уровень у тех, кто после 9-го класса идет в профобразование. Вопрос, значит, к стандарту на самом деле: что мы требуем от учителя дать ученику, как он должен это делать и каков должен быть результат?

- Чем отличается работа в федеральном министерстве от работы в региональном?

- Исаак Иосифович Калина, мой предшественник, хорошо сказал: если в субъекте сделал дело, оно закончилось. В Федерации сделал дело - это не значит, что оно закончилось. Скорее всего, оно продолжается.

Ты продолжаешь его делать, и еще раз делать. Там другая работа, она более живая, более приземленная и практичная. Как федеральный министр отвечает перед премьером и президентом за любую сгоревшую школу, точно так же, и даже в большей степени, поскольку все это гораздо ближе, происходит с региональным министром.

- На вас взвалили очень большой объем работы? Какую из проблем будет сложнее всего решить? Где надо будет больше всего поработать?

- На мой взгляд, сейчас наиболее серьезно стоят перед нами проблемы воспитания. У нас образование в действующем законе определено как процесс воспитания и обучения. С обучением худо-бедно разбираемся, здесь более-менее все налажено. А с воспитанием, конечно, беда. Трагические события в декабре в Москве это показывают. Говорят, что там были пэтэушники. Но не только пэтэушники там были. Там были и студенты, и гимназисты, ребята из хороших семей. Значит, чего-то не хватает, если молодые люди идут на поводу у тех, кому выгодно накалять страсти, разжигать межнациональную вражду. Понятно, что когда ребята в толпу попадают, они подчиняются законам психологии толпы - это уже совсем другое. До этой толпы они должны еще дойти.

Не срабатывает что-то. Министр образования и науки как раз говорил на Всероссийском совещании руководителей органов управления, что это проблема системы образования, и тут я с ним полностью согласен. Можно долго говорить про правоохранительные органы, выяснять, что послужило причиной, что не послужило, но, поскольку больше всего с детьми имеет дело именно система образования, это мы здесь недорабатываем.

Мы не создаем достаточной занятости, чтобы просто не было времени подросткам дурью маяться. Это же во многом от безделья. Чем бы заняться? А пойдем-ка на Манежку. А там уже не вырвешься из толпы...


- А как вы вообще оказались в образовании?

- На последнем курсе магистратуры в 98-м году передо мной стоял выбор - пойти в коммерческую фирму или в Министерство образования. Я из патриотических соображений сделать что-то для государства пошел в Министерство образования.

- Кем начинали?

- Ведущим специалистом отдела постдоговорной деятельности.

- Ни разу не пожалели, что пришли в систему образования?

- Пожалел бы - уже не работал. Здесь так: если не нравится работа, не устраивает - ищи другую. Мне было всегда интересно то, чем я занимался, поэтому и продолжаю.

- Максим Викторович, у вас дети есть?

- Сын, три с половиной года. В детский садик пошел.

- Детские сады - одна из самых серьезных наших проблем. На ваш взгляд, нужно ли делать дошкольное образование обязательным?

- Не знаю, надо ли вводить обязательность, но то, что каждому ребенку нужно дошкольное образование, - уверен. Я по своему сыну это вижу. Если ребенок не посещает детский сад, ему не с кем общаться. Не с кем соревноваться. Двор на два часа не спасает. А в детском саду как раз можно научиться сотрудничать, решать конфликты, привыкнуть ощущать себя среди других людей, чтобы элементарно не пугаться, когда попадаешь в скопление народа.

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать современный учитель?

- Я не могу перечислять качества.

Для меня учитель - он либо хороший, либо учитель. Плохих учителей у нас нет, поэтому либо он просто учитель, либо он классный учитель.

- А кто такой классный учитель?

- Наверное, тот, у которого дети не прогуливают уроки, к которому дети сами идут после уроков. Тот, которому есть что рассказать детям. Для этого учителю сначала нужно быть личностью, а потом уже и профессионалом.

- Что вы больше всего цените в людях?

- Честность и ответственность.

- А какую черту не переносите?

- Угодливость. Любой руководитель с этим сталкивается. Надо просто уметь этому противостоять и отметать с самого начала, когда только заметил это свойство в человеке.

- Что было для вас самым интересным, когда работали в регионе?

- Наиболее интересным было, конечно, когда ввели новую систему оплаты труда, причем в достаточно жестком варианте, рекомендованном Федерацией. Ездили вместе с профсоюзами в каждый район, встречались с директорами школ, завучами и обсуждали все это. Это было очень интересно и показательно. Бывало, приезжаешь в школу - тебе все плачутся: "У нас низкая зарплата ". Смотришь учительскую нагрузку - 15-16 часов в среднем по школе. Спрашиваешь: "А что вы тогда плачетесь, вы сами себе так ее распределили". Отвечают: "Да вот лучше мы бедненько, но всем". Самое главное, что из регионального опыта запомнилось, - то, что людям нужен иногда толчок, может быть, даже стрессовый, как в данной ситуации. Ведь расчет зарплаты по-новому - это стресс. Но при этом люди начинают задумываться и искать пути решения проблемы.

- Говорят, что человек учится всю жизнь. У кого вы учитесь?

- Я постоянно впитываю для себя что-то важное в любой ситуации, в которой нахожусь. Шесть лет я проработал в министерстве, два с половиной года - в Высшей школе экономики, почти четыре года - в Калужской области. У меня не было такого периода времени - 10-15 лет на одном месте, когда глаз замыливается и тебе уже неинтересно становится, ты по инерции выполняешь свою работу. Я стараюсь выбирать из ситуации все, что возможно. Учиться не важно у кого: у первоклашки, у губернатора - какая разница. У каждого можно что-то найти, чего нет у тебя. А дальше уже сам оцениваешь, надо тебе это или нет.

- Вряд ли на вашей должности у вас много свободного времени. Но если оно все-таки появляется, чем занимаетесь?

- Стараюсь гулять с ребенком, чтобы он не забыл, кто такой папа, проводить с семьей больше времени. Недавно получилось так, что я три дня подряд приходил домой, когда ребенок уже спал. В сад утром встает, а мне уже уходить. Вечерами мы не виделись, а с утра буквально пять минут: как дела, пока-пока, и я побежал.

На третье утро он говорит мне: "Папа, закрой работу". Я отвечаю: "Извини, это не в моей власти".

- Начинается новый год. Что пожелаете нашим читателям в новом году?

- Профессиональных успехов - обязательно. Обязательно как можно больше учеников, благодарных и интересующихся. И не бояться пробовать что-то новое.




занесение: 11/01/2011 17:56