От 7-40
К Лучезар
Дата 10.08.2010 17:35:09
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир;

И ты, Брут

>Удельный импульс двигателей I ступени на уровне моря дан в отчете НАСА о "Аполлоне-11" (
http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19900066485_1990066485.pdf стр. 5-5. Среднее значение - 264,54. Удаляем коэффициент К в правой стороне моего уравнения, как Вы просили, и замещая Gf = 1,17, Isp = 264,54, t = 156 с (приведенное время, равное 161 - 5, так как центральный двигатель выключили на 26 с раньше), получаем:
>MR= M1/M2 = 1 / (1 - Gf * t / Isp0) = 1 / (1 - ((1,17 * 156) / 264,54)) = 3,2253109.
>По графику в том же документе на стр. 5-4, внизу влево, нижняя ось (там, где он дан в секундах)

Ну вот и Вы тоже не воспользовались этим графиком в полной мере. Там же ясно видно, что в момент старта УИ был около 259 с, а не то приведенное к уровню моря значение на 35-38 с. :) Если взять правильно, по графику, то будет

MR=1 / (1 - ((1,18 * 156) / 259)) = 3,45.

Не совсем 3,51, как было на самом деле, но уже гораздо ближе к нему. Разница с действительным MR=3,51 (2 %) связана с тем самым неучтенным слабым ростом расхода с высотой.

От Лучезар
К 7-40 (10.08.2010 17:35:09)
Дата 11.08.2010 12:20:48

Удельный импульс на старте (Isp0)

>>Удельный импульс двигателей I ступени на уровне моря дан в отчете НАСА о "Аполлоне-11" (
http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19900066485_1990066485.pdf стр. 5-5. Среднее значение - 264,54. Удаляем коэффициент К в правой стороне моего уравнения, как Вы просили, и замещая Gf = 1,17, Isp = 264,54, t = 156 с (приведенное время, равное 161 - 5, так как центральный двигатель выключили на 26 с раньше), получаем:
>>MR= M1/M2 = 1 / (1 - Gf * t / Isp0) = 1 / (1 - ((1,17 * 156) / 264,54)) = 3,2253109.
>>По графику в том же документе на стр. 5-4, внизу влево, нижняя ось (там, где он дан в секундах)
>
>Ну вот и Вы тоже не воспользовались этим графиком в полной мере. Там же ясно видно, что в момент старта УИ был около 259 с, а не то приведенное к уровню моря значение на 35-38 с. :)

Нет. Вы смотрите верхнюю ось, гре удельный импульс дан в тысячах Ns/kg. А я смотрю нижнюю, где он дан в сотнях секунд (фунты там сокращаются). Значения верхней оси получаются умножением соответствующих значений нижней оси на земное ускорение. На нижней оси удельный импульс на старте - ровно 264,54 с - то же самое среднее значение из данных на стр. 5-5, которое я вычислил. То, что значения измерены на 35-38 секунде и приведены к уровне моря, не столь важно. Надеюсь, их привели правильно. Более точных данных просто нет.

Это подтверждается таблицей на
http://mix.msfc.nasa.gov/IMAGES/HIGH/9801771.jpg

- заметьте, с SA-504 ("Аполлон-9"), минимально возможный удельный импульс двигателя на морском уровне - 263 с. У "Аполлона-11" он был немного выше - для первого (лучшего) двигателя он был 265 с, а для пятого (худшего) двигателя он был только 263,5 с, но всё же выше 263 с (см. отчёт, стр. 5-5). Усреднено для всех двигателей он 264,54 с. Никакие 259 с!

От 7-40
К Лучезар (11.08.2010 12:20:48)
Дата 11.08.2010 12:36:57

Re: Удельный импульс...

>>Ну вот и Вы тоже не воспользовались этим графиком в полной мере. Там же ясно видно, что в момент старта УИ был около 259 с, а не то приведенное к уровню моря значение на 35-38 с. :)
>
>Нет. Вы смотрите верхнюю ось, гре удельный импульс дан в тысячах Ns/kg. А я смотрю нижнюю, где он дан в сотнях секунд (фунты там сокращаются). Значения верхней оси получаются умножением соответствующих значений нижней оси на земное ускорение. На нижней оси удельный импульс на старте - ровно 264,54 с - то же самое среднее значение из данных на стр. 5-5, которое я вычислил.

Да, согласен, виноват. :) Не туда посмотрел. Еще думать стал, почему значение таким небольшим оказалось. По графику действительно 264,5 или около того.

От 7-40
К 7-40 (11.08.2010 12:36:57)
Дата 11.08.2010 12:43:35

TW

>Да, согласен, виноват. :) Не туда посмотрел. Еще думать стал, почему значение таким небольшим оказалось. По графику действительно 264,5 или около того.

В расчете стартовой тяговооруженности у меня тоже ошибка. По тем же графикам, на старте тяга была 34,2 млн. ньютонов, это ~3486 тонн. При массе в момент контакта подъема 2899 тонн стартовая тяговооруженность T/W будет 3486/2899 ~=1,2, как я вначале и говорил.