От Лучезар
К 7-40
Дата 01.09.2010 10:49:18
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир;

Re: Полезный груз...

>>А НАСА в
http://history.msfc.nasa.gov/saturn_apollo/documents/Introduction.pdf стр. 5 пишет:
>>Payload: 280,000 lb into a 115 statute-mile orbit, 100,000 lb to the Moon
>>(Полезный груз: 127 т на 185 км орбиту, 45,359 т к Луне.)
>Здесь для низкой орбиты указано некое приведенное значение - т. е. какой груз сможет вывести ракета в 3-ступенчатой версии, если низкая орбита будет целевой. Т. е. какой груз можно поставить сверху на 3-ю ступень (но могут понадобится некоторые доработки доработки). Нужно учесть, что в такой конфигурации ракета никогда не летала.
А, теперь и некая "приведенная" грузоподъемность появилась... Совсем запутаться можно.
Послушайте, мы с Вами имеем расхождение в понятиях. Что является "полезным грузом" по-Вашему? Есть ли где-нибудь четкое определение? Иначе мне непонятно как ракетные ступени, которые после отработки просто "мусор", могут считаться частью полезного груза.

>P.S. Вы смотрите личные сообщения? ;)
Нет. Я не знал, что такое "пейджер" :) Теперь, читая "часто задаваемые вопросы", понял и наконец прочитал. Хорошо, сейчас исправлю в файле, а когда его обновлю (в этом месяце, это уж точно), исправление будет видно.

От 7-40
К Лучезар (01.09.2010 10:49:18)
Дата 01.09.2010 15:42:33

Re: Полезный груз...

>>>А НАСА в
http://history.msfc.nasa.gov/saturn_apollo/documents/Introduction.pdf стр. 5 пишет:
>>>Payload: 280,000 lb into a 115 statute-mile orbit, 100,000 lb to the Moon
>>>(Полезный груз: 127 т на 185 км орбиту, 45,359 т к Луне.)
>>Здесь для низкой орбиты указано некое приведенное значение - т. е. какой груз сможет вывести ракета в 3-ступенчатой версии, если низкая орбита будет целевой. Т. е. какой груз можно поставить сверху на 3-ю ступень (но могут понадобится некоторые доработки доработки). Нужно учесть, что в такой конфигурации ракета никогда не летала.
>А, теперь и некая "приведенная" грузоподъемность появилась... Совсем запутаться можно.

Под "приведенной грузоподъемностью" я понимаю наибольшую массу полезного груза, которую можно было бы вывести на низкую орбиту 3-ступенчатой версией при ее незначительной модернизации (в основном укреплении ступени). Потому что на 3-ю ступень в исходной версии нельзя было поставить больше, чем, скажем, 50 тонн. Ее конструкция просто не была рассчитана на бОльшую нагрузку. В то же время при укреплении ее конструкции сама ракета в 3-ступенчатой версии смогла бы вывести на низкую орибту значительно больше даже 100 тонн.

>Послушайте, мы с Вами имеем расхождение в понятиях. Что является "полезным грузом" по-Вашему? Есть ли где-нибудь четкое определение?

Конечно. Вот определение БСЭ: http://bse.sci-lib.com/article090699.html

> Иначе мне непонятно как ракетные ступени, которые после отработки просто "мусор", могут считаться частью полезного груза.

При выводе "Скайлэба" 2-я ступень, полностью отработавшая свою функцию, не является полезным грузом. Но при выводе 3-ступенчатой версией лунного комплекса на низкую орбиту 3-я ступень с оставшимся в ней топливом является частью полезного груза, потому что она и в дальнейшем продолжает выполнять целевую задачу полета, отправляя лунный комплекс к Луне. Если Вы захотите вдруг исключить эту все еще почти полную топливом ступень из номенклатуры полезного груза, то Вам придется считать, что 3-ступенчатый "Сатурн-5" выводил на низкую орбиту полезный груз массой всего лишь около 45 тонн - корабль "Аполлон" с лунным модулем. Согласитесь, это нелогично. Во всяком случае, никто из встечавшихся мне аполлоборцев еще не утверждал, что "Сатурн-5" официально имел полезным грузом на низкой орбите всего лишь 45 тонн. ;)

>>P.S. Вы смотрите личные сообщения? ;)
>Нет. Я не знал, что такое "пейджер" :) Теперь, читая "часто задаваемые вопросы", понял и наконец прочитал. Хорошо, сейчас исправлю в файле, а когда его обновлю (в этом месяце, это уж точно), исправление будет видно.

Если не верите или не хотите верить - можете не исправлять. Я всего лишь сообщил Вам факт, доверять ему или нет - дело Ваше. ;) Хотя вообще меня удивляет, что стенаний истерички Сидорова или вытребованного едва ли не насильно ("ну сознайся! ты обязан сознаться! если ты не признаешься, я прям не знаю что" - и все это красным шрифтом на полстраницы) модераторсвующим кретином "добровольного признания" оказывается для Вас достаточно, чтобы выдавать подобную "информацию" за факты... ;)

От Лучезар
К 7-40 (01.09.2010 15:42:33)
Дата 01.09.2010 16:41:54

Re: Полезный груз...

>>>>А НАСА в
http://history.msfc.nasa.gov/saturn_apollo/documents/Introduction.pdf стр. 5 пишет:
>>>>Payload: 280,000 lb into a 115 statute-mile orbit, 100,000 lb to the Moon
>>>>(Полезный груз: 127 т на 185 км орбиту, 45,359 т к Луне.)
>>>Здесь для низкой орбиты указано некое приведенное значение - т. е. какой груз сможет вывести ракета в 3-ступенчатой версии, если низкая орбита будет целевой. Т. е. какой груз можно поставить сверху на 3-ю ступень (но могут понадобится некоторые доработки доработки). Нужно учесть, что в такой конфигурации ракета никогда не летала.
>>Послушайте, мы с Вами имеем расхождение в понятиях. Что является "полезным грузом" по-Вашему? Есть ли где-нибудь четкое определение?
>Конечно. Вот определение БСЭ: http://bse.sci-lib.com/article090699.html
Спасибо! По-моему, очень хорошее определение (хотя и с грамматической ошибкой). Привожу его здесь полностью с исправленной ошибкой для облегчения справки:
Полезный груз в космонавтике, ракетной технике, космический летательный аппарат (спутник, космический корабль и т.п.) или головная часть боевых баллистических ракет с боевым зарядом, выполняющие целевую задачу полёта после отделения от последней ступени ракеты-носителя. Масса полезного груза, выводимого в космос ракетами — от нескольких кг до нескольких десятков т.

Обратите внимание - до нескольких десятков т! Нигде не пишут 100 т и больше.

>> Иначе мне непонятно как ракетные ступени, которые после отработки просто "мусор", могут считаться частью полезного груза.
>При выводе "Скайлэба" 2-я ступень, полностью отработавшая свою функцию, не является полезным грузом.
Конечно. Итак, двухступенчатая версия ракеты выводила до 90 т на низкую орбиту, да?

>Но при выводе 3-ступенчатой версией лунного комплекса на низкую орбиту 3-я ступень с оставшимся в ней топливом является частью полезного груза, потому что она и в дальнейшем продолжает выполнять целевую задачу полета, отправляя лунный комплекс к Луне.
Хорошо, но трехступенчатаяверсия версия ракеты для вывода на околоземную орбиту существовала только теоретически (как Вы пишете, надо было III ступень укреплять и т.д., что никогда не было реализовано на практике). Когда говорим о трехступенчатой версии, мы имеем ввиду только вывод полезного груза к Луне, а не на околоземную орбиту. И здесь НАСА пишет - 45,359 т. (Вопрос, кончено, столько или меньше :)

И тогда где остаются пресловутые "приведенные" 127 т или "реальные" 140-150 т? А нигде. Это просто рекламный трюк!



  • (Про личную информацию - уже исправил в файле; при следующем обновлении исправленная версия появится и в сети, не беспокойтесь. Если я что ошибся, извините.)

    От 7-40
    К Лучезар (01.09.2010 16:41:54)
    Дата 01.09.2010 17:06:54

    Re: Полезный груз...

    >Спасибо! По-моему, очень хорошее определение (хотя и с грамматической ошибкой). Привожу его здесь полностью с исправленной ошибкой для облегчения справки:
    >Полезный груз в космонавтике, ракетной технике, космический летательный аппарат (спутник, космический корабль и т.п.) или головная часть боевых баллистических ракет с боевым зарядом, выполняющие целевую задачу полёта после отделения от последней ступени ракеты-носителя. Масса полезного груза, выводимого в космос ракетами — от нескольких кг до нескольких десятков т.

    >Обратите внимание - до нескольких десятков т! Нигде не пишут 100 т и больше.

    Я так думаю, что 100 с гаком - это тоже "несколько десятков", нет? Или Вы хотите уличить БСЭ, или что? Вот в те годы ни у одной РН не было ПГ меньше 20 кг с небольшим - а пишут "от нескольких кг", а не от "нескольких десятков кг". Небось, заговор какой-то? ;)

    >>> Иначе мне непонятно как ракетные ступени, которые после отработки просто "мусор", могут считаться частью полезного груза.
    >>При выводе "Скайлэба" 2-я ступень, полностью отработавшая свою функцию, не является полезным грузом.
    >Конечно. Итак, двухступенчатая версия ракеты выводила до 90 т на низкую орбиту, да?

    Полезного груза - около того. Хотя на 185 км вывела бы больше. Да ни на 430 км тоже могла бы вывести поболее 90.

    >>Но при выводе 3-ступенчатой версией лунного комплекса на низкую орбиту 3-я ступень с оставшимся в ней топливом является частью полезного груза, потому что она и в дальнейшем продолжает выполнять целевую задачу полета, отправляя лунный комплекс к Луне.
    >Хорошо, но трехступенчатаяверсия версия ракеты для вывода на околоземную орбиту существовала только теоретически (как Вы пишете, надо было III ступень укреплять и т.д., что никогда не было
    реализовано на практике).

    Совершенно точно. Именно поэтому цифры от 118 т (у Вейда) до 130 (в некоторых местах) - это некоторая экстраполяция или оценка.

    > Когда говорим о трехступенчатой версии, мы имеем ввиду только вывод полезного груза к Луне, а не на околоземную орбиту. И здесь НАСА пишет - 45,359 т. (Вопрос, кончено, столько или меньше :)

    Да, 3-ступенчатая версия была "заточена" именно под пуски на высокоэнергетические орбиты, я Вам об этом сразу сказал. Максимальная масса, отправленная к Луне, была в одной из экспедиций "Аполлон-15 - 17". В каждой из них к Луне отправлялось чуть меньше 49 тонн (включая адаптер ЛМ).

    >И тогда где остаются пресловутые "приведенные" 127 т или "реальные" 140-150 т? А нигде. Это просто рекламный трюк!

    Не очень понятно, что Вы подразумеваете под "рекламным трюком". Ракета "Сатурн-5" не продается, ее рекламировать нет надобности. Ее грузоподъемность хорошо известна. Цифру грузоподъемности на низкой орбите приводят для сравнения с другими ракетами, не более того. Нужен же какой-то параметр для сравнения разных ракет? Логично таким параметром выбирать ПГ на низкой орбите. Для "Сатурна-5" эту величину приходится оценивать, и в этих оценках нет ничего плохого.

    >(Про личную информацию - уже исправил в файле; при следующем обновлении исправленная версия появится и в сети, не беспокойтесь. Если я что ошибся, извините.)

    Я об этом не беспокоюсь. ;)

    От Лучезар
    К 7-40 (01.09.2010 17:06:54)
    Дата 01.09.2010 22:28:43

    Мощнейшая ракета

    >> Итак, двухступенчатая версия ракеты выводила до 90 т на низкую орбиту, да?
    >Полезного груза - около того. Хотя на 185 км вывела бы больше. Да ни на 430 км тоже могла бы вывести поболее 90.
    Хорошо. Пусть будут 95 т.

    >>И тогда где остаются пресловутые "приведенные" 127 т или "реальные" 140-150 т? А нигде. Это просто рекламный трюк!
    >Не очень понятно, что Вы подразумеваете под "рекламным трюком". Ракета "Сатурн-5" не продается, ее рекламировать нет надобности. Ее грузоподъемность хорошо известна. Цифру грузоподъемности на низкой орбите приводят для сравнения с другими ракетами, не более того. Нужен же какой-то параметр для сравнения разных ракет? Логично таким параметром выбирать ПГ на низкой орбите. Для "Сатурна-5" эту величину приходится оценивать, и в этих оценках нет ничего плохого.
    А почему приходится оценивать, когда мы имеем вышеприведенное значение 95 т?
    О рекламном трюке сейчас объясню. Дело в том, что "Сатурн-5" до сих пор массово считается самой мощной (грузоподъемной) в мире. И почему? Из-за той же самой надуманной грузоподъемности в 127, 140 или 150 т, которая на самом деле 95 т. А советская ракета "Энергия" поднимает на низкую орбиту 105 т! Следовательно пальма первенства принадлежит ей, а не "Сатурну-5"! Но люди по инерции продолжают считать последнего самой мощной ракеты. Это несправедливо. (Не говоря уже о ракете "Н-1Ф", которая могла бы выводить 100 т на низкую орбиту, если только была бы доведена до нормальной эксплуатации.)

    От 7-40
    К Лучезар (01.09.2010 22:28:43)
    Дата 01.09.2010 23:50:34

    Re: Мощнейшая ракета

    >>>И тогда где остаются пресловутые "приведенные" 127 т или "реальные" 140-150 т? А нигде. Это просто рекламный трюк!
    >>Не очень понятно, что Вы подразумеваете под "рекламным трюком". Ракета "Сатурн-5" не продается, ее рекламировать нет надобности. Ее грузоподъемность хорошо известна. Цифру грузоподъемности на низкой орбите приводят для сравнения с другими ракетами, не более того. Нужен же какой-то параметр для сравнения разных ракет? Логично таким параметром выбирать ПГ на низкой орбите. Для "Сатурна-5" эту величину приходится оценивать, и в этих оценках нет ничего плохого.
    >А почему приходится оценивать, когда мы имеем вышеприведенное значение 95 т?

    Потому что это:
    1) для ДВУХступенчатого варианта, а не 3-ступенчатого;
    2) на орбиту 430 км, а не 185 км;
    3) в один импульс, а не по оптимальной траектории;
    4) не максимально возможная масса.

    >О рекламном трюке сейчас объясню. Дело в том, что "Сатурн-5" до сих пор массово считается самой мощной (грузоподъемной) в мире. И почему? Из-за той же самой надуманной грузоподъемности в 127, 140 или 150 т, которая на самом деле 95 т.

    Она не 95 т, она для 3-ступенчатого варианта была бы гораздо больше при небольшой модернизации.

    > А советская ракета "Энергия" поднимает на низкую орбиту 105 т!

    1) В реальных полетах не было и 80;
    2) Это не произвольный груз, а только "Буран". Произвольный груз потребовал бы транспортного контейнера, который уменьшил бы массу груза тонн на 10-15.

    > Следовательно пальма первенства принадлежит ей, а не "Сатурну-5"!

    Никаким образом. Даже с никогда не сделанным разгонным блоком "Энергия" могла бы доставить на орбиту Луны немногим больше 20 тонн (
    http://www.buran.ru/htm/38-3.htm ), тогда как "Сатурн-5" доставлял вполовину больше.

    > Но люди по инерции продолжают считать последнего самой мощной ракеты. Это несправедливо.

    Это совершенно справедливо. "Сатурн-5" значительно мощнее "Энергии", это смешно (точнее даже глупо) отрицать. Если 2-ступенчатый "Сатурн-5" - по сути дела, неоптимальный обрезок полной ракеты - на околоземную орбиту способен был выводить сравнимую с "Энергией" массу (но все равно - немного, но побольше), то полноценная 3-ступенчатая версия выводила бы значительно больше. И добавление к "Энергии" 3-й ступени (что никогда не было сделано) не изменило бы ситуации.

    > (Не говоря уже о ракете "Н-1Ф", которая могла бы выводить 100 т на низкую орбиту, если только была бы доведена до нормальной эксплуатации.)

    Были проекты модернизированного "Сатурна-5" с ПГ далеко за 200 тонн. :) Но они так и остались проектами.