От Леонид
К Pokrovsky~stanislav
Дата 12.03.2010 05:22:38
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Ограничения;

Это уже совсем другое - в отношении познаваемости мира

>Я сейчас очень хорошо понимаю(в результате собственных новохронологических исследований), что на самом деле основной спор идет вокруг проблемы познаваемости мира. Наш, православный, подход - человек способен познать мир в его существенных для данного этапа развития человека чертах. Западный - "все в воле божьей", греши почем нихочу, - Бог простит или накажет,предотвратит слишком "отмороженное" зло, независимо от личной воли человека. А волю Бога человеку познать не дано. Он, типа, своим разумом не в силах и по своей инициативе разобраться, где Зло, а где Добро.

И вовсе не православное, о вбитое в головы в советских вузах на младших курсах общих предметов мировоззренческого характера. Что по инерции продолжали и продолжают твердить в постсоветских везах. И пережиток советской антирелигиозной пропаганды. Мир познаваем! Талдычили и талдычат. Это никак с православием не связано, это уже к теме научного атеизма относится. Как раз порождения новоевропейской цивилизации..

От Вячеслав
К Леонид (12.03.2010 05:22:38)
Дата 12.03.2010 05:41:00

Вопросы познаваемости тварного мира

в догмат не входят. Соответственно т.с. православной теории познания попросту нет. И тут всяк начинает городить по-своему, а то и хуже - объявлять какой-либо подход православной т.з. и пытаться типа от лица религии фильтровать науку. Забывают люди, что религия о том как спастись, а не о том как мир устроен или как мозги у человека работают. А если же подходить строго, то из православия следует лишь то, что мир создан Богом и что сам Бог не от мира сего. Ну может еще, что человек есть подобие, правда без указания критериев подобия, т.е. тут вообще понимай как хочешь. Все, дальше идет свобода умствований в меру глупости и испорченности.

От Леонид
К Вячеслав (12.03.2010 05:41:00)
Дата 12.03.2010 17:00:56

Подмечено верно

Вопрос о познаваемости мира - это философский вопрос. В православном богословии, например, в изложении Дамаскина, такой вопрос не формулируется, не ставиться, его не ставили ни на одном общепризнанном Вселенском соборе. Этот вопрос не имеет никакого отношения к догматическому богословию. Более того. В Средние века католическая церковь могла вмешаться в философские, схоластические, научные дискуссии, объявить какое-то мнение правоверным или еретическим. В православии такого опыта не было. И не потому, что православные иерархи и монахи были какими-то отсталыми, напротив, восточные святые отцы были образованнейшими людьми своего времени, мудрыми, но они этим просто не занимались. Поэтому православный ответ на чисто философский вопрос как раз мало соответствует православной традиции.
Другое дело, что такой ответ имеет принципиальное значение для марксистской философии. Которую по инерции преподают студентам на первом курсе и ныне. Марксистская философия - это понятно, православное богословие - тоже, томизм и неотомизм в католической традиции - тоже понятно. Но православной философии вроде еще не было, хотя православные порой были философами (А.Ф. Лосев, например). Мыслили в православном русле. Однако философской доктрины, утвержданной церковно, никогда не было.
Но мне думается, что Станислав вкладывает в слово "православный ответ" какой-то свой смысл. Отличный от церковного и религиоведческого. Помнится, как-то он писал о православных атеистах.

От Pokrovsky~stanislav
К Леонид (12.03.2010 17:00:56)
Дата 12.03.2010 20:53:32

Re: Подмечено верно

>Но мне думается, что Станислав вкладывает в слово "православный ответ" какой-то свой смысл. Отличный от церковного и религиоведческого. Помнится, как-то он писал о православных атеистах.

Все правильно. Вопрос об индивидуальном спасении - это вопрос, порожденный другой культурой. Это египетский Осирис, это Платон, поставивший в сущности задачу создания религии, в которой не будет реинкарнации душ, но душа будет способна навечно оставаться в мире Идей.

А христианство - это прежде всего равенство людей перед богом, т.е. отказ от "избранности" - в первую очередь национальной.