В качестве сугубо моей гипотезы я бы высказал такую идею.
Лопатки гидротурбины не просто воспринимают и преобразуют кинетическую энергию вращения воды, но и служат направляющей для потока. Т.е. изменяют его направление.
У ГА-2 были поворотные лопатки ротора. Если они сработали не синхронно с изменением потока воды через направляющий агрегат(у которого были неисправные заслонки), то часть импульса потока могла оказаться перенаправленной вверх. И тогда могло возникнуть дополнительное к статическому давление скоростного напора. В отличие от гидроудара оно не моментальное, а длительно действующее. И оно реально могло разгонять крышку вместе с ротором вверх.
Выход собственно ротора из своего места и прекращение гашения кинетической энергии воды электромагнитными силами в статоре означали, что скоростной поток натыкался на "стенку" из замедленного при более-менее нормальной работе гидроагрегата потока.
И опять-таки избыточный импульс потока перенаправлялся в единственно свободное пространство - вверх.
>Выход собственно ротора из своего места и прекращение гашения кинетической энергии воды электромагнитными силами в статоре означали, что скоростной поток натыкался на "стенку" из замедленного при более-менее нормальной работе гидроагрегата потока.
>И опять-таки избыточный импульс потока перенаправлялся в единственно свободное пространство - вверх.
Вот в этой части гипотеза о давлении скоростного напора является абсолютной, не зависящей от неисправности направляющего аппарата.
Шпильки могли поломаться из-за вибрации просто потому, что у них накопился усталостный износ, а часть шпилек была без гаек. Статическое давление могло начать приподнимать ротор, причем достаточно медленно.
Но как только нарушилась геометрия потока и лопаток турбины, перестала поглощаться электросетью кинетическая энергия потока воды. Поскольку канал слива за турбиной заполнен водой, двигавшейся с нормально замедленной скоростью, а вода несживаема, для того, чтобы напирающий сверху поток мог устремиться в сливной канал, требовался разгон всего столба воды, который препятствовал этому. А именно - десятков метров воды в трубе и еще десятков метров после выхода в нижний бьеф. Хоть скорость звука в воде около 5000 м/с, на это требуются сотые доли секунды. Но поток-то огромный. За сотые доли секунды с огромной скоростью через турбину протекали десятки кубометров воды. И вот эти десятки кубометров воды направляются вверх, причем приблизительно с той же скоростью, с которой они налетали на турбину. А поскольку разрыв потока невозможен, то это движение с огромной скоростью продолжается и в последующее время, пока в результате переходных процессов вода таки не устремится в основном вниз по каналу.