Советское им постыло! Беседа Д.Кьеза, В.Попова и В.Бадова. В сборнике Юдина
Европа и Россия в сумерках
договорного Капитализма
Предсказание сумерек
«…Построенный западным человеком за предыдущие столетия величественный договорный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорной капитализм в купе с частной собственностью и договорное общество свободных людей.
…Сила станет правом. В результате разразятся войны, революции, мятежи… Человек пойдет на человека, класс — на класс, нация — на нацию, вера — на веру, раса — на расу.
…Перестанут существовать неотъемлемые права, Декларации прав или тоже отменят, или начнут использовать как красивые ширмы для неприкрытого насилия.
На смену великому христианству придет множество самых отвратительных небылиц, состряпанных из фрагментов науки, обрывков философии, настоянных на примитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий.
…Мышление заменится «поиском информации»; вместо мудрецов будут шустрые Алексы; вместо подлинных критериев — фальшивки; вместо великих лидеров — мошенники.
…Покой в душе и счастье станут редкостью».
Питирим Сорокин.
«Социальная и культурная динамика» (1957 год).
________________________________________
С членом Европарламента, автором книги-памфлета «Война империй. Восток–Запад» Джульетто Кьеза
беседуют политолог Владимир Попов и публицист Валерий Бадов
сокращенный вариант этой обширной многотемной беседы.
«Советская Россия» (Отечественные записки) 10.06.2008г.
Товарищеский, жизнерадостный настрой пяти наших встреч, пожалуй, не совсем в тон «Европе в сумерках договорного капитализма». Словами с таким, недвусмысленным, значением мы озаглавили записи наших откровенных бесед вовсе непреднамеренно. Не было у нас и четко заданной тематики обсуждений. Попросту трое, принадлежащих к поколению, с болью пережившему поражение коммунистической идеологии в Европе 90-х годов, много размышляли над наступившими последствиями. И было что поведать друг другу о новых временах в изменившемся мире и Европе, вновь разделенной незримой шенгенской стеной.
Иной раз, придя после встречи в кафе «Пушкин» на Тверском бульваре, кто-нибудь из нас брался за перо, чтобы пополнить свои аргументы, а потом это выкладывалось собеседникам и «приобщалось к прото¬колу».
В растревоженном людском сознании мало веры в происходящее, зато велики замешательство и сомнения. Впрямь ли на наших глазах происходит новое «похищение Европы»? Грядут ли «последние времена» или нас всех поместят, лишив прежних отечеств и «любви к родному пепелищу», в технотронный рай, где бывших homo sapiens поголовно постригут под одну гребенку, а присматривать за нами ненароком станет око домашнего компьютера. И в самом ли деле в России ельцинизм сгинул и восходит величественная заря Пятой империи? И есть ли будущее у левой идеи в Старом Свете и в России? Об этом всем и многом другом, на что готовых ответов заведомо нет, мы и попробовали порассуждать.
Провидец Питирим Сорокин ровно полвека назад достоверно, даже в подробностях, предсказал наступившие при нас «сумерки договорного капитализма», крушение столь почитаемых ценностей буржуазного индивидуализма. И вот ныне мы, свидетели свершившейся двойной катастрофы, пытаемся постигнуть: а что же остается предпринять нам, не принявшим навязанный неоконсервативным истеблишментом Запада негодный порядок вещей в мире и остро осознающим его несостоятельность? Где преклонить голову всем тем преуспевающим буржуа и беднякам, кому выпал жребий выживать в небывало жестокое и неисповедимое время, когда даже сама природа взбунтовалась против экономики чистогана, без оглядки пожирающей живое тело биосферы, как шелковичный червь крону векового тутового дерева. Коли так, столь опасно далеко зашел наш разлад с прародительницей природой, то нам всем надо найти в себе мужество, смиренную волю принять как данность, что идея «наслаждения вещами», а на поверку ресурсного истощения защитных сил хрупкой биосферы, должна уступить этике самоограничения. Во имя высшего блага – сохранения живой среды обитания для будущих поколений. И не впадать в грех уныния, не поддаваться обольстительным чарам масс-медиа, понуждающим к овечьей покорности во имя самоцельного роста рынков, спекулятивных котировок акций и языческих «индексов потребительских ожиданий». И не быть рабами сфабрикованного «общественного мнения», наущений его «медиаторов»…
Как могли, авторы следовали этим моральным обязательствам, свободному, пусть и пристрастному размышлению о том, что на самом деле с нами происходит и каково обличье истины, по обыкновению «скрытой на дне колодца». Мы рассчитывали на встречное размыш¬ление читателей, пусть они иных мнений и исповедуют ценности, несхожие с нашими.
Часть 3 «Пропавшая грамота» Мальты
«Последний поезд в Чатанугу»
Дж. Кьеза. Мировоззренческий прорыв, разумеется, востребует и выдвижения нового поколения политиков. Но даже если завтра или послезавтра выдвинется просвещенное и продвинутое поколение политических деятелей, то и этого будет недостаточно. Потому что ответственный и волевой глава правительства или партии принужден будет обстоятельствами отстаивать, проводить в жизнь драматические решения. И в самые короткие сроки! Полагаю, лидеры, воспитанные в политической культуре прошлого, на это едва ли способны. Потому что когда им придется предъявить обществу революционные решения, заведомо непопулярные, «толпа» и масс-медиа ополчатся против них. И не сносить им головы. Не бросятся ли они на попятную? Вы можете представить себе президента Америки, у которого хватит духа выступить по телевидению и сказать в глаза всей нации: сограждане, до сих пор мы жили выше предела наших возможностей, мы расточали почем зря ресурсы, и этому надо положить конец. Придется затянуть пояса. И нет никакой возможности на будущее защитить в неприкосновенности наш высокий уровень жизни, который был нашей гордостью... Даже самый исполненный достоинств и высоких побуждений лидер нации сто раз подумает, прежде чем решится. Трудно представить такое наяву. Что же остается, на что уповать? Один-единственный выход: чтобы миллионы людей, отцов и матерей и молодое поколение осознали всю неотвратимость надвигающейся драмы, прониклись трагизмом ситуации…
В. Бадов. Это, образно говоря, последний «Поезд в Чатанугу» – название известного жизнерадостного джазового шлягера, и этот поезд, увы, уже скоро скроется за горизонтом, и – веселью конец?.. Известный американский аналитик Чалмерс Джонсон опубликовал в «Азия таймс» (Гонконг) статью, которая представляет собой тезисы его только что вышедшей книги «Немезида: последние дни Американской республики». И он утверждает: краткий период истории США в качестве единственной сверхдержавы закончен… В начале 2008 года США находятся в ненормальной ситуации, не имея возможности платить ни за свой завышенный уровень жизни, ни за свою дорогую, непомерно большую военную машину… Администрация Буша предоставляет «право оплатить или отказаться оплачивать эти издержки будущим поколениям». Джонсон возлагает вину за финансовые и экологические бедствия Америки на администрацию Буша: «Эта дошедшая до крайности финансовая безответственность маскируется разными мошенническими финансовыми схемами (например, побуждает более бедные страны одалживать нам беспрецедентные суммы), но расчетный час быстро приближается».
Дж. Кьеза. Не только янки с их провинциальной непрошибаемостью, но и все мы, подверженные национальному эгоизму, обязаны расстаться с прежним образом реальности и стереотипами узкого здравого смысла. И простые люди, и те, кто принимает ответственные решения наверху… Как переменить самые основы массового сознания? Первое – научить размышлять по-новому, сознавая пиковую ситуацию в мире, лучше сказать, на планете Земля. Второе – внушить сознание опасности миллионам, миллиардам людей. Это очень непросто. И нет у нас другого инструмента воздействия, кроме мощи мировых масс-медиа. Новые системы воспитания и просвещения масс должны покончить с прежней, торгашеской запроданностью масс-медиа, которые всегда насаждали безответственный гедонизм.
Последние пятьдесят лет мы жили в обществе потребления, и всех нас превратили в заядлых потребителей. Это уже давно не досточтимое гражданское общество, главной ценностью которого является сознание долга. Эта всеобщая идея, внушенная масс-медиа одержимость все больше потреблять и покупать, пользовать в повседневном обиходе все новые продукты современных технологий, охватила весь мир. Теперь уже не только Запад, но и Китай, Индия, Бразилия, Россия – все включились в эту гонку. Стало быть, большинство людей превратились в пожирателей невосполнимых ресурсов и всеми овладела мечта поспевать за Америкой…
И вот однажды этот вал потребительского бума должен развернуться вспять! Люди должны быть к этому готовы загодя, пройти своего рода перевоспитание. Эту новую этику самоограничения органично внедрить в обыденное сознание – дело неслыханно трудное, сравнимое разве что с переменой вероисповедания, в котором личность воспиталась с детства. Попробуйте объяснить миллиардам людей, почему им придется не ропща менять всю их жизнь и культуру потребления. На высоком этическом уровне самосознания общество должно выработать новую культуру потребления материальных благ, энергии, сырья, даже питьевой воды.
Под попечением политических и экономических сил, которые в наши дни управляют миром, к этому не подступиться. Нужно будет создать новые центры принятия решений, у которых достаточно властных полномочий, чтобы решать спорные проблемы в солидарных интересах всего человеческого сообщества. Мы должны делегировать этим структурам права наших душеприказчиков, уполномоченных без проволочек принимать решения.
В неотложном плане это касается острой проблемы парникового эффекта, которую невозможно решить в рамках Киотского протокола. По последним экспертным данным, нам отпущено всего десять лет, не больше. По истечении этого короткого срока будет уже поздно и глобальное потепление не повернуть вспять никакими затратами. Кто способен принять эти судьбоносные решения в течение скоротечных десяти лет? Такой структуры в мировом сообществе нет. Напрасным было бы возлагать бремя ответственности на плечи Соединенных Штатов, которые расточают 40 процентов мировых ресурсов. Между Европой, Китаем, Россией тоже нет согласия. Эту разноголосицу мы видим и у себя в Европарламенте. Меня назначили членом чрезвычайной комиссии Европарламента по климату. В работе ее участвуют эксперты многих стран. Между тем действие Киотского протокола ограничено 2012 годом. Что после? Эксперты настаивают, что выброс парниковых газов надо резко и незамедлительно ограничить. Если все останется как есть, районы выращивания зерновых будут опустынены.
Согласится ли Китай на эти ограничения, ведь рост экономики в Поднебесной невероятно высок – 11 и больше процентов в год. Китайцы не готовы поступиться темпами экономического развития, потому что они наверстывают упущенное и хотят достичь западных стандартов благосостояния. Таково же отношение к ограничительным мерам и в бурно растущей Индии. Есть доклад Спенсера (Великобритания), согласно которому увеличение средней температуры на Земле на 3 градуса приведет к необратимому ущербу, сильнейшим потрясениям во всем мировом хозяйстве.
Есть, правда, и другой взгляд на феномен потепления климата Земли, согласно которому колебания климатической нормы, даже такие значительные, имеют циклический характер. Но даже если мы имеем дело с природным, редким циклическим явлением, это мало что меняет. Все равно гигантские потрясения, к которым надо готовиться, грядут. 200 миллионов вынужденных мигрантов нужно будет где-то расселить. На юге Италии, например, климат будет напоминать Африку. Сельское хозяйство Средиземноморья понесет огромные потери. Кризис среды обитания неизбежно повлечет и нарастание межгосударственных конфликтов. Жесткое соперничество разразится за источники пресной воды. А это опять же значит – война!..
«Черное золото» вместо вязанки дров
Дж. Кьеза. Хотел бы вновь обратиться к проблеме ресурсов. Ситуация, в которой мы живем, невыносима, развитие в таких условиях невозможно. Таково резюме аналитического доклада о драматической дилемме мировой экономики, поступившего на обсуждение Европарламента. Судите сами, в настоящее время один среднестатистический китаец потребляет в год одну тонну условного топлива. Европеец – три тонны, а американец целых восемь. Однако экономика Китая развивается столь стремительно, что еще пять, максимум восемь лет и душевое потребление энергоресурсов там сравняется с уровнем Европы. Помножим эту прибавку на полтора миллиарда населения Поднебесной и получим острейший дефицит энергетических ресурсов, но уже в мировом масштабе. А ведь есть еще и бурно растущее ВВП Индии, Бразилии… До 2030 года спрос на нефть в мире возрастет более чем на 42–43 процента. К 2020 году в Европе лишь 20 процентов потребности в энергии будет покрываться за счет новых, возобновляемых источников. Мы будем зависеть от импорта нефти и газа уже на 65 процентов. Это и означает, что экономическая самостоятельность Европы окажется утраченой. Надежды на вытеснение углеводородов принципиально новыми источниками энергии пока призрачны, по крайней мере, в перспективе ближайших лет двадцати. Но даже если удастся увеличить мировую добычу нефти и газа к 2030 году соразмерно потребностям, окружающей среде будет нанесен тяжкий, невосполнимый урон.
Вл. Попов. Тупиковое развитие экономики на базе углеводородной энергетики, о котором предостерегали еще в 70-е годы прошлого века?
Дж. Кьеза. Эти предостережения всегда наталкивались на непрошибаемую стену неприятия. И так продолжалось, пока не прозвенел звонок и рок не оказался уже у самого нашего порога. Большинство ученых, а вслед за ними и политики, теперь открыто признают катастрофичность дилеммы энергетика – окружающая среда.
В. Бадов. «Зима тревоги» застала нас, образно говоря, минуя осень, на пике роста мировой экономики?
Дж. Кьеза. Мировое сообщество оказалось не готово согласованно, как у русских говорят, всем миром, принять этот драматический вызов судьбы. Скорее, напротив, надо быть готовыми к тому, о чем предостерегает ваш геополитик генерал армии Гареев: вместо солидарного, компромиссного решения проблемы выживания те, кто обладает превосходящей силой, пойдут на насильственный захват ресурсов развития, а все остальные окажутся перед необходимостью защитить себя, свои национальные ресурсы. К сожалению, это правда, суровая правда. Это новая точка отсчета мировых конфликтов в недалеком будущем.
Вл. Попов. Увы, обострение противоречий в ближайшие 15–20 лет, связанных с убывающими ресурсами развития, включая даже водные ресурсы, неотвратимо. К слову сказать, захват англосаксами Ирака, с его несметными запасами нефти, имеет еще одну умалчиваемую теневую подоплеку: Ирак контролирует дефицитные водные ресурсы всего жаждущего Ближнего Востока.
Дж. Кьеза. Решать проблему выживания за счет других – архаическое, заскорузлое, но живучее мышление. И оно еще наделает немало бед. Мы стоим перед жестким выбором: или научимся смотреть на будущее трезвыми глазами и упреждать опасности, либо обречены встретить трагедию и пережить ее, так сказать, в режиме onlain. Откровенно говоря, думая непрестанно об этом, оптимизма я не испытываю, не говоря уже о чем-то большем...
В. Бадов. В «холодную войну» ядерное оружие было суровым средством сдерживания. Оно и держало в узде милитаристское мышление. Но появление в обозримом будущем полдюжины новых ядерных держав в разы увеличивает риск спонтанного разрастания региональных конфликтов с применением оружия массового уничтожения. Именно – спонтанного, в духе пресловутой «войны цивилизаций», по Хантингтону. А запалом могут стать религиозный экстремизм, отчаяние, незрелость правящих элит или просто роковой просчет… Мы ведь видим, что даже такое малое и бедное государство, как Северная Корея, буквально застращало своих преуспевающих соседей. А если таких новых ядерных государств с незрелыми, на все готовыми правящими элитами станет со временем косой десяток? Оказывается, тот мир, в котором мы обретались во время острого противостояния двух сверхдержав, был по-своему упорядоченным, в нем за ядерным щитом стратегии «гарантированного взаимного уничтожения» все еще можно было загадывать свое будущее. А тот мир, в который мы ныне вовлекаемся, действительно, неисповедим. Ведь не выработано даже сносной политологической теории, как его организовать и упорядочить...
Вл. Попов. Мне представляется, что проблема ядерного разоружения Северной Кореи во многом надуманна. Америка намеренно ее драматизирует для разрешения своих геополитических задач в Восточной Азии, последнем своем форпосте на азиатском материке. Роль России в умиротворении этого маленького «ядерного дракона», мне представляется, тем более странной.
Переговорщики с Вашингтоном во главе уговорили Пхеньян демонтировать свои ядерные установки в обмен на бесплатный топочный мазут и помощь продовольствием. А Россия под сурдинку взяла на себя обязательство списать Северной Корее 8 миллиардов долларов старых и якобы безнадежных долгов. Это щедрое доброхотство, на мой взгляд, довольно нелепо, даже в ряду таких же сомнительных списаний долгов Ираку и другим вполне платежеспособным в перспективе странам. Российская власть давно уж этим пробавляется, полагаю, не без корысти некоторых высокопоставленных чиновников. Так дело спорилось, что недавно ответственный сановник Минфина, ведавший этой деликатной долговой темой, оказался на нарах…
Россия, которая съехала на 50–60-е места по уровню развития человеческого потенциала и правительство которой не выплачивает внутренние долги своим ограбленным в 90-е годы вкладчикам Сбербанка, направо-налево продолжает списывать долги загранице. За последние 12 лет Россия списала разным странам около 75,5 млрд долларов США! Хотелось бы хоть что-то услышать, какими высокими государственными выгодами руководствовались российские власти в этой вакханалии прощения долгов, тогда как нам самим не простили ни полушки? Что мы получили взамен, кроме насмешек?
В. Бадов. Кремль простил и почти 12 миллиардов долларов иракского долга теперешнему марионеточному правительству в Багдаде. По сути туземной администрации при оккупантах. В «благодарность» Багдад аннулировал нефтяную концессию «Лукойла» на месторождении Курна... Ирак с его вторыми в мире нефтяными залежами после восстановления независимости вполне способен отвечать по долгам. Не пройдет и десятка лет, как платежеспособность Ирака станет фактом. А сегодня казной Ирака, равно как и доходами от экспорта иракской нефти на поверку распоряжаются Соединенные Штаты. Стало быть, нам страсть как нужно было облегчить финансовое бремя янки, которые сильно издержались на иракскую авантюру? Не иначе госдеп «порекомендовал».
Дж. Кьеза. Фактически, да.
Часть 4 Советское им постыло!
Вл. Попов. Напомню притчу, на которую ссылается Ортега-и-Гассет в «Восстании масс»: «…Цыган пришел на исповедь. Священник спрашивает его, знает ли он десять заповедей Господних? Цыган отвечает: «Хотел было выучить, отец, да у нас поговаривают, будто их отменят». И многие, дескать, не прочь воспользоваться таким попущением, смутным поветрием в обществе, чтобы жить вольно, без заповедей. Этот «цыган», увы, и есть постсоветская личность, неприкаянная, оставшаяся без морального попечения «безбожного» и «тоталитарного» государства, которое, впрочем, отнюдь не было пуританским, а его нормативная и житейская повседневная морали близко совпадали, на свой лад, с основными заповедями Господа.
«Весь мир – и народы, и люди нравственность теряют», – судил о своем времени, 20–30-х годах прошлого века, Ортега-и-Гассет. А давайте спросим себя: разве не то же происходит и сегодня со всеми нами? По обе стороны шенгенской межи? Экономические и политические уклады сильно разнятся, но, согласитесь, одно и то же на слуху во всем Старом Свете: «o tempora, o mores!» Гассет тонко подметил: «Некоторое время эта «свобода от морали» кажется занимательной, даже прекрасной»…
У нас в России, еще со времен народничества, считалось зазорно, «нехорошо» грешить на народ. Но я склонен согласиться с Гассетом: «Низшие классы чувствуют, что освободились от бремени заповедей». И это им, потомкам камаринского мужика, любо и даже отчасти примиряет с возникшим в одночасье в обществе вопиющим неравенством, насильственным расселением из коллективного чисто прибранного, в тесноте, да не в обиде, советского дома по приватным «дворцам и хижинам». Советское им, «привередам», вдруг стало постыло, а спроси: почему? Ничего путного, разумного не вымолвят, а начнут молоть всякую чушь про услышанное по «ящику»: «сталинизм», «привилегии» партноменклатуры, «преследования» инакомыслящих… Дались они им, обобранным до нитки «освободителями» от ярма «уравниловки»!
«Человек – есть совокупность общественных отношений». Что-то здесь очень важное недосказано было К. Марксом о сокровенной человеческой сущности. Мне сейчас ближе другое старое материалистичное определение: «Человек – общественное животное». Эту, как оказалось, неистребимую животную подоснову поведения и вожделений индивидуума светлый миф о «советском человеке» посчитал преодолимой в дальней перспективе построения бесклассового общества,.
Советское человековедение было слишком оптимистическим. Как-то тут по телевидению показали знаменитый фильм 50-х годов «Весна на Заречной улице». Это такая же классика советизма, как «Вестсайдская история» для американцев. Конечно, картина Хуциева – идеализация в чистом виде. И я, проведший отрочество в таком же рабочем поселке вблизи Транссиба, знаю, какая тогда была суровая и грубая жизнь. Быт и нравы царили еще те… И все-таки «Весна на Заречной улице» не идеологическая фальшивка, а герои ее живые, легко узнаваемые, и, что очень важно, полнокровные человеческие типы. В них узнаешь черты советского поколения и неповторимый созидательный дух эпохи. И невольно, как электрический разряд, пронзает душу боль по безвозвратно утраченному… В эти минуты презираю себя и свое поколение за проявленное в 80–90-е годы малодушие, когда на медяки и мишуру разменяли этот сокровенный неповторимый образ бытия, где человек человеку – друг, а не волк...
Вл. Попов. Философ и социолог Александр Зиновьев, с беспощадной прямотой судивший о «крахе ценностей коммунизма», вовсе себе не противоречил, когда писал: «Коммунистическое общество на самом деле принесло миллионам людей образ жизни, который послужил основой для системы высших ценностей, можно сказать – сверхценностей…» Это же сущая правда, так и было! При советском строе, и здесь оспорить Зиновьева – труд напрасный, сложился слой образованных и творческих личностей, которые по собственному выбору и долгое время материальным потребительским благам предпочитали ценности идейного, духовного и морального порядка.
Верно, однако, и то, что воспитание «нового образцового человека» в массовом масштабе окончилось провалом. Реальности советского общества оказались сильнее и неодолимее замыслов КПСС и ее идеологов. По мере повышения уровня жизни, образованности людей, самоопределения индивидов, проникновения соблазнов западного общества потребления ценности самоотверженного труда и коллективной жизни исподволь были оттеснены на задний план. Верх взяла система ценностей, подмечает Зиновьев, «официально осуждавшихся как аморальные и преступные». «Это не была система ценностей западнизма», – делает важную оговорку философ. Этот новый уродец – порождение лживой перестройки и предательства верхов общества – нынешний криминальный капитализм и его бесчеловечная идеология – «автохтонный» продукт распада самого советского общества. Но есть и некоторый момент схождения: крах коммунистических идеалов есть попросту «торжество заурядного, будничного, прозаического, практичного и т.д. западнизма».
Дж. Кьеза. Должен сказать, что в политическом истеблишменте Европейского союза царит путаница, какофония голосов в нарастающей суматохе и неопределенности. «Демократические ценности» продол¬жают почитаться, однако при этом они же постоянно попираются. Практика двойных стандартов – неписаный закон, при помощи которого разрешаются все противоречия. Это объясняется тем, что Европа не едина. Их, по крайней мере, две Европы, которые сосуществуют рядом друг с другом, но на каждом шагу раздираемы глубинным противоречием. Их идеологи и приверженцы не могут окончательно определиться, в чем заключаются европейские интересы. Есть те, кто отождествляет их с американскими интересами. И есть, напротив, другие, кто, хотя непоследовательно, но начинает осознавать, что европейские интересы больше не совпадают, а скорее даже противоречат американским.
Эти последние мало-помалу начинают осознавать новую мировую реальность: американская империя избрала путь войны для того, чтобы в своих эгоистических интересах разрешить проблему, заключающуюся в невозможности продолжать далее тот путь мирового развития, который она сама и породила. Европа же имеет свою внутреннюю логику развития, противостоящую американской, однако она, похоже, не может решиться сформулировать ее, поскольку тысячами нитей повязана с Соединенными Штатами. Китай не последует за США и не преклонит головы перед их претензиями. Россия пока еще не приняла решения, но будет вынуждена сделать то же самое. И ждать этого осталось отнюдь не сто лет.
Вл. Попов. В межеумочном состоянии общества в России, на мой взгляд, и есть подспудная причина поразительной живучести ельцинизма, во всем его безобразии и никчемности. И еще разгадка, если на то пошло, непотопляемости одиозного режима во всех переделках – от дефолта 98 года до авантюрной «монетизации льгот». Ведь последние лет пятнадцать власть пускалась во все тяжкие – что при барвихинском сидельце, что при расчетливом и «аскетичном» Путине. И все-то ей сходит с рук! Потому власть и не думает угомониться, рьяно выкорчевывая последние «пережитки» советского социального государства и людской солидарности.
Кто же этот новый русский из низов? Гротескный и нелицеприятный портрет его вы, господин Кьеза, представили на страницах горькой книги «Прощай, Россия!». Вы лицезрели этого потерянного человека и вблизи злачных мест столицы, и в заброшенных поселках далекой Камчатки. С тех пор, с 90-х годов, которые теперь даже официальная пропаганда весьма, впрочем, двусмысленно окрестила «лихими», в нем не произошло духовной перемены.
Этот малый уже тем утешился, что не мыкает той беспросветной нужды, как в 90-е, когда вся страна превратилась в «блошиный рынок». Палат каменных он не нажил, но с новым порядком умудрился сродниться. Выучка «капитализмом» даром ему не прошла, сознание изменилось разительно. Невольно закрадывается сомнение, а твои ли это соотечественники? Оказывается, по опросам социологов, большинство, почти всех возрастов, уже не видит ничего постыдного и предосудительного, например, в проституции как в источнике заработка. Этакая приватизация, по Чубайсу, тела на продажу. Около двух миллионов молодых женщин промышляют таким занятием, не испытывая ни стыда, ни простого страха за свою покалеченную женскую судьбу. И что самое неслыханное, зачастую занимаются проституцией с «благословления» семьи. Притомившийся от коммунистического морализаторства бывший советский человек пустился во все тяжкие. А ведь и проституция, и наркомания в СССР были дикостью, чем-то запредельным. Вымогательство, ростовщичество, спекуляция, всякого рода ловкачества воспринимаются едва ли не большинством как норма, «просто бизнес». Если над человеком довлеет только одна страсть – как можно больше урвать, неминуемо жизнь заполоняют хамство, ложь и мздоимство.
Не на шутку озадачивает «толерантность» продвинутого нового русского из низов к известным меньшинствам и всякого рода извращениям. Они уже и сами не прочь побаловаться «клубничкой». Метаморфоза, которая произошла с нами за какие-то пятнадцать лет «дикого рынка» и поощряемой сверху вседозволенности, уже слишком далеко зашла, что просто дух захватывает.
Достоевский в «Дневнике» (1876 г.) с болью в душе вопрошал о нашем, великороссов, будущем: «Назначено ли нашему народу непременно пройти еще новый фазис разврата и лжи, как прошли его мы прививкой цивилизации?» Он будто провидел грядущее обольщение, низкий соблазн и скверну «новорусского» преображения, упадка и нравственной порчи. «Пусть наше останется при нас», – заклинал Достоевский потомков. 9/06/2008]
"Дело неслыханно трудное, сравнимое разве что с переменой вероисповедания"
>Дж. Кьеза. Мировоззренческий прорыв, разумеется, востребует и выдвижения нового поколения политиков...
>Дж. Кьеза. Не только янки с их провинциальной непрошибаемостью, но и все мы, подверженные национальному эгоизму, обязаны расстаться с прежним образом реальности и стереотипами узкого здравого смысла. И простые люди, и те, кто принимает ответственные решения наверху… Как переменить самые основы массового сознания? Первое – научить размышлять по-новому, сознавая пиковую ситуацию в мире, лучше сказать, на планете Земля. Второе – внушить сознание опасности миллионам, миллиардам людей. Это очень непросто. И нет у нас другого инструмента воздействия, кроме мощи мировых масс-медиа. Новые системы воспитания и просвещения масс должны покончить с прежней, торгашеской запроданностью масс-медиа, которые всегда насаждали безответственный гедонизм.
>Последние пятьдесят лет мы жили в обществе потребления, и всех нас превратили в заядлых потребителей. Это уже давно не досточтимое гражданское общество, главной ценностью которого является сознание долга. Эта всеобщая идея, внушенная масс-медиа одержимость все больше потреблять и покупать, пользовать в повседневном обиходе все новые продукты современных технологий, охватила весь мир. Теперь уже не только Запад, но и Китай, Индия, Бразилия, Россия – все включились в эту гонку. Стало быть, большинство людей превратились в пожирателей невосполнимых ресурсов и всеми овладела мечта поспевать за Америкой…
>И вот однажды этот вал потребительского бума должен развернуться вспять! Люди должны быть к этому готовы загодя, пройти своего рода перевоспитание. Эту новую этику самоограничения органично внедрить в обыденное сознание – дело неслыханно трудное, сравнимое разве что с переменой вероисповедания, в котором личность воспиталась с детства. Попробуйте объяснить миллиардам людей, почему им придется не ропща менять всю их жизнь и культуру потребления. На высоком этическом уровне самосознания общество должно выработать новую культуру потребления материальных благ, энергии, сырья, даже питьевой воды.
>Под попечением политических и экономических сил, которые в наши дни управляют миром, к этому не подступиться. Нужно будет создать новые центры принятия решений, у которых достаточно властных полномочий, чтобы решать спорные проблемы в солидарных интересах всего человеческого сообщества. Мы должны делегировать этим структурам права наших душеприказчиков, уполномоченных без проволочек принимать решения.
Одними уговорами, без войны, без наглядной катастрофы выполнить такую задачу невозможно. Впрочем СМИ теперь умеют показывать людям почти несуществующие события. Возможно удасться напугать людей имитацией войны и катастрофы, чтобы они поумерили аппетит. Но для этого нужен консенсус элит.
Сумеют ли элиты договорится? Осознали ли они сами эту проблему?
В.И. Юдин. " Сохранить жизнь на Земле!" и др. статьи из его сборника
Популярно о новой философии
Действия и поступки человека побуждаются желаниями им осознанными или не осознанными (хочу или нужно). Наши желания диктуются материальными, духовными или эстетическими ценностями, которые отдаёт предпочтение, по разному воспитанный, человек. Сумма предпочтительных ценностей, воспитанных в человеке определяет его характер, поведение в той или иной обстановке (ситуации). Человек может быть добрым или злым. Эта духовная ценность проявляется в поведении человека добрыми или злыми поступками по отношению к окружающим.
Предпочтительные материальные ценности проявляются, например, в желании человека курить, выпивать алкогольные напитки, или ремонтировать свой автомобиль, лёжа под ним, купить модную (не всегда необходимую в потреблении) вещь и т.д.
Эстетические ценности проявляются, например, в желании прочитать интересную книгу, просмотреть иллюстрации произведений великих художников, прослушать понравившиеся музыкальные произведения, посмотреть по ТВ детектив или мелодраму и др.
Мир ценностей, которые производит человечество, чрезвычайно разнообразен и предпочтение в их выборе для потребления определяется воспитанностью человека, его характером. Безграничные возможности в предложении человеку разнообразия ценностей – характерная особенность капиталистической рыночной экономики. Стимулятором этого разнообразия является прибыль бизнеса.
Поглощение энергии, движение, защита от агрессии окружающей среды, размножение, познание окружающей среды и другие необходимые функции живого для их жизни и воспроизводства совместно с анализаторами созданы природой в результате длительной эволюции жизни от одноклеточной амёбы до высокоразвитого Homo sapies.
Проявляются эти функции у высокоразвитых живых существ желаниями, удовлетворение которых и обеспечивает их жизнь и воспроизводство.
В отличие от всего живого человек наделен сознанием, которое способно формировать желания человека и удовлетворять их. Такие желания могут соответствовать желаниями инстинктов, а могут и противоречить им. То есть человек сознательно может лишать себя жизни или вредить здоровью. Конечно, это происходит при умышленном подавлении сигналов анализаторов о вредных признаках или искусственном лишении их проявления.
Отмечая эту особенность человека Карл Маркс выразил так отличие его от животного: «Животное хочет того, в чём нуждается, а человек нуждается в том, чего хочет».
Французские учёные марксисты Ж.Делёз и Ф.Гваттари своим философским трудом «Капитализм и физофрения. Анти Эдип» (русский перевод август 2007г.) утвердили рассмотрение социологии с позиции желания (бессознательного), как более глубинного независимого фактора, оказывающего решающее значение не только на поведение человека, но и социальные изменения в обществе.
По их утверждению капитализм создал такую систему удовлетворений желаний человека (часто вредоносных человечеству), которая деформировала сознание людей до опасного предела, подобно шизофрении. В труде дана характеристика современного индустриального капиталистического общества с её рыночной экономикой с позиции Психоанализа, с позиции желания, как глубинного фактора влияния на социальные процессы в таком обществе, его главные движущие силы.
Одновременно с этими выводами французов, немецкий врач психолог (неомарксист, представитель «франкфуртской школы» Психоаналитики» Э.Фромм в 1979году опубликовал свой философский труд «Иметь или Быть» (русский перевод 2000г.), В этом труде Э.Фромм показал порочность капиталистической рыночной экономики, которая своим влиянием на сознание человека оторвала его от природы и подвела человечество к смертельному конфликту с ней, к вымиранию всего живого на Земле, в том числе и человечество. Он показал в каком направлении необходимо менять самого человека, чтобы освободиться от «смертельной удавки».
Каким должно быть общество, которое разрешит социальные конфликты капиталистического общества, обеспечит тесную гармоничную связь с Природой, укрепит здоровый образ жизни человека и, таким образом сохранит жизнь на Земле.
Объединенные в единую «Новую философию жизни» учение позволяет сделать вывод о необходимых изменениях общества:
1.Немедленно отказаться от капиталистической рыночной экономики (не рынок, как средство обмена продукцией), генератора деформации сознания человека. Использовать положительный опыт плановой экономики СССР, сочетая его с мелким предпринимательством, обеспечивающего свободу творчества человека;
2.Учитывая решающую роль воспитанных приоритетных ценностей в формировании желаний человека особую роль определить дошкольным и школьным учреждениям в воспитании гуманных ценностей, гармоничной связи с Землей. Обеспечить такие учреждения грамотными воспитателями, педагогами и создать стимул для их продуктивной работы;
3.СМИ, учреждения культуры и искусства направить на пропаганду здорового образа жизни человека, воспитания в нём высоконравственных, жизнеутверждающих материальных духовных и эстетических ценностей;
4.Ликвидировать частную собственность, формирующего в человеке характер собственника со всеми опасными последствиями для человечества;
5.Используя положительный опыт демократии в различных общественно-экономических формациях построить общество действительно равных возможностей, справедливое ко всем проявлениям творчества человека в общественном труде и личных взаимоотношений;
6.Ликвидировать рыночную систему вознаграждения за труд заменив её оценкой действительных физических, и умственных трудозатрат человека.
Юдин В.И.
31мая 2009г. Г. Запорожье
О труде Делёза и Гватари «Капитализм и шизофрения»
Французские философы Ж.Делёз и Ф.Гватари в 1972 году опубликовали свой совместный филосовский труд «Анти Эдип». В философии жизни этот труд является углублением марксизма, разработанный на основе шизоанализа. Это последнее философское сочинение, которое можно поставить в один ряд с "Метафизикой" Аристотеля, "Государством" Платона, "Суммой теологии" Ф.Аквинского, "Рассуждениями о методе" Р.Декарта, "Критикой чистого разума" И.Канта, "Феноменологией духа" Г.В.Ф.Гегеля, "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше, "Бытием и временем" М.Хайдеггера.
Наша идеология сложилась под воздействия изученного нами марксизма, построенного на классовом анализе развития общества. Общество развивается на основе классовых противоречий. Капитализм падет в борьбе с пролетариатом, частная собственность, рождающая главные противоречия перейдет народу и воцарится мир и покой – вот перспектива развития мира по Марксу. Но вот в конце XX века исчез пролетариат, как класс. Пролетариат (рабочий класс) из беднейшего слоя населения превратился в современном машинном производстве (в передовых странах Запада) в класс с материальной обеспеченностью выше среднего. Он стал частичным собственником, владея, хотя и незначительной, долей акций производства. Он потерял, свойственное рабочему классу стремление к революции – насильственной экспроприации собственности. В результате в капиталистическом обществе остался один класс – класс крупных собственников -- буржуазии.
В этих условиях французские философы (фрейдомарксисты) Ж.Делёз и Ф.Гватари в 1972 году опубликовали свой научный труд -- новую философию общества, основанную не на классовом анализе, а на основе психоанализа (шизоанализа) – влияния желания людей на социальные процессы, происходящие в обществе.
В их философии классовый анализ не отменяется, но оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания: классовый анализ ограничивается «предсознательным интересом» в то время, как желание относится к более глубокому бессознательному пласту. Буржуазия рассматривается при этом как единственный класс капиталистического общества, которому противостоит не пролетариат, а «группа слияния» (термин Сартра) или «состоявшийся шизофреник». Революционный потенциал сосредотачивается на полюсе маргинальных групп (интеллигенции, молодежи, пенсионеров), а не на полюсе классов. Желание, как бессознательное, привнесено человеку природой и не может изменяться непосредственно внешними факторами. Но интенсивность желание может усиливаться или ослабляться под воздействия осмысливания человеком последствий осуществления желания. Так половое влечение, желание осуществить половой акт, в определённых условиях запрета, может приглушиться нежеланием быть осуждённым обществом.
Желание рабочего вести политическую борьбу против несправедливого присвоения его труда собственником может быть приглушена повышением «хозяйской подачки» и осознанием сравнения своего материального положения с положением маргинальных групп. Ослабленное желание политической борьбы за социальную справедливость подменяется борьбой экономической за улучшение своего благосостояния.
Сегодняшний капитализм создал системный мировой кризис. Системный кризис глобальной цивилизации создал тупиковую ситуацию в отношениях людей с природой и между собой. Человечество поставлено перед выбором или фундаментально изменить эти отношения или сгинуть.
Капиталистический мир создал такой комплекс противоречий, который здравомыслящим людям даёт право категорически сказать «Так дальше жить нельзя».
Раскол общества касается не только политических или идейных, но более фундаментальных мировоззренческих его основ. Этот раскол связан с пониманием того, что такое человек, что такое мир, что такое собственность, каковы идеалы, человеческие ценности и т.д.
Этот кризис обострился после поражения СССР и превращения мира в однополярный.
Капитализм разделил мир на сверх богатый «центр», купающийся в роскоши и «периферию», живущую в 100 раз беднее «центра».
Капитализм безрассудно уничтожает иссякающие ресурсы Земли. Поколение, которому уже не хватит ресурсов, чтобы иметь еду, деньги и работу, родилось
Капитализм узурпировал СМИ, чтобы деформировать сознание людей, убеждая в безальтернативности рыночной экономики. На упоминание о достижениях другой цивилизации (советской) им наложен запрет.
Капитализм насаждает глобализацию в своём понятии, уничтожая разнообразие национальных культур и цивилизаций.
Капитализм породил и побуждает к разрастанию явление терроризма, вселяющий людям постоянный страх за свою жизнь, за сохранение собственности человека, своего жилища мира в регионе, стране
Сегодня трудно назвать сферу нашей повседневной жизни, удовлетворяющую наши элементарные потребности.
Всё охвачено кризисом. Недавно (!4 апреля) в программе «Особое мнение» фанатка капитализма и рыночной экономики госпожа Евгения Альбац заявила -- «Сегодня … практически все мировые институты находятся в кризисе глубочайшем».
Но никто из «капитализаторов и рыночников» не желают задаваться вопросом и, тем более, ответить – «В чём корень сегодняшнего зла, кто или что несет кризисные явления в мире?» На этот вопрос очень убедительно отвечают в своём философском труде «Капитализм и шизофрения» Делёз и Гватари.
В качестве наглядной иллюстрации капиталистического процесса авторы учения избрали «Машину желаний», расположенной на «Теле без органов» по которому протекают жизненные процессы общества – потоки, ограниченные кодами (имеющие объективные характеристики однородности, и территоризации (например, рожденный капитализмом пролетариат). Разрушение кода (раскодирование) ведет к растеканию потока по телу, следствием которого становится разъедание тела, машина останавливается, перекодируется и снова работает. (Сравните с физиологией человека, потребляющего пищу природную (кодированную) и случаи заболевание организма если употребляется яд). Машиной желания при капитализме является его рыночная экономика.
Все жизненные процессы (потоки), протекающие в капиталистическом обществе «раскодированы» -- не отвечают разуму, (не могут быть описаны в связной системе). При капитализме потоки желаний для их обьединения подвержены аксиоматике (условностям, фетиш денег, ожидания эффекта антикризисных мер и т.д.). Такие потоки фактически раскодированы, поэтому общество постоянно сотрясается от частых остановок. Каждый перезапуск машины желания происходит не после перекодирования, а на основе аксиоматики потока.
«Капитализм функционирует как аксиоматика, аксиоматика раскодированных потоков. Все остальные общественные формации функционировали на основе кодирования и территориализации потоков. И между капиталистической машиной, которая вырабатывает аксиоматику раскодированных и детерриторизированных потоков как таковых, и другими общественными формациями существует различие по природе, которое обуславливает то, что капитализм является негативным других обществ»
«Капитализм и шизофрения роднятся общим – и капитализм и шизофрения постоянно пропускают, испускают, перехватывают и концентрируют раскодированные и детерриторизированные потоки. Шизофреник, с его спотыкающейся походкой, делает то же, что и капитализм. В этом завязывается природная тождественность капитализма и шизофреника».
Делёз и Гватари не открыли своей философией двери прогноза на будущее. Но сама жизнь, следуя их методу, подсказывает, что выбор пути должен обосновываться психологическим фактором – желанием человечества.
Желание человека по утверждению Делёза проявляются как первичные бессознательные желания, обеспечивающие жизнь всего живого на Земле ((бессознательное «ОНО) и независимых от внешнего воздействия (только через личное сознание) и двумя другими структурами психики (Я и СверхЯ).. Уместно напомнить утверждение А.А. Зиновьева – социальный человек имеет некоторые желания, рожденные сознанием выживания, которые скрывает, но руководствуется ими в жизни –«меньше дать и больше взять; меньше риска и больше выгоды; меньше ответственности и больше почета; меньше зависимости от других; больше зависимости других от тебя». Амплитуда их проявлений в обществе зависит не от запретительных мер, а от способности населения развить институты воспитания и образования, противостоящие и ограничивающие действия подобных желаний.
Появление капитализма произошло в результате слияние свободной рабочей силы и торгового капитала (на раскодированных потоках феодализма). Родившийся при капитализме рабочий класс ( на основе общего желания борьбы против социальной несправедливости в распределении результатов своего труда) принудил капитализм прибегнуть к мерам гашения этого желания рабочего класса. Он, то есть его капитал, создал новейшие машины, технологии, которые позволили колоссально повысит производительность труда рабочего, значительно повысить уровень материального обеспечения рабочего класса, втянуть его в совладельцы производства, создал профсоюзы и этим самым приглушили желание рабочего класса вести политическую борьбу (раскодированный поток аксиоматизирован)
Производительность труда рабочего в современном производстве настолько велика, что не может быть сравнима с фактической затратой человеческой энергии рабочего для производства продукции без применения современной технологии. Это произошло потому, что прибавочная стоимость созданная рабочими стала складываться с «машинной прибавочной стоимостью».При этом капитал, имея колоссальную прибыль под влиянием экономической борьбы вынужден был повысить стоимость рабочей силы. Чем же обусловлена такая высокая производительность труда рабочего, которая повлияла на повышение стоимости переменного капитала? Рождением машинной прибавочной стоимости, которая зависит прямо не от самих науки и техники, но от капитала. Но капитал это концентрированный труд общества, присвоенный капиталистом, поэтому в оплату труда современного рабочего входит стоимость созданная трудом всего общества (труд создателей машин, которыми управляет рабочий, труд обслуживающего персонала производства, труд персонала обучившего рабочего и т.д.). В этом аксиоматика потока распределения. При таком анализе обостряется и ставится под сомнение система распределения во всём современном капиталистическом обществе. Изменяется положение маргинальных групп общества (не участвующих непосредственно в материальном производстве). Они зачастую переходят из среднего класса (по материальному обеспечению) в класс малоимущих. Особенно это касается работников бюджетной сферы ( содержащейся за счёт налогов с производства). Так средняя зарплата по Украине составляет 986 гривен, а рабочего Запорожстали 2-3 тысячи гривен (2004год). Зарплата бюджетного врача и педагога примерно равна средней зарплате по Украине. Вскрывается суть капиталистической эксплуатации, капитализм эксплуатирует не только и не столько рабочего, но трудящуюся интеллигенцию, бюджетную сферу. Поэтому и сделан авторами вывод о переносе революционного потенциала на маргинальные (периферийные) группы.
В связи с выводами этой философии о роли интеллигенции в преобразовании общества нельзя не восхищаться предвидением А.Грамши, который в своих тюремных тетрадях, написанных в фашистских застенках еще в 1937 году, утверждал роль этой маргинальной группы в расшатывании «культурного ядра», как необходимого условия революции. Именно она, интеллигенция, должна нести народу новые ценности, возбуждающие (в том числе и забываемые, старые) желания народа, необходимые для революционных преобразований. И она – интеллигенция под руководством партии трудящихся, как организованной группы, не только может, но и обязана это сделать во имя светлого будущего человечества. Тем более у неё есть горький опыт свержения Советской власти.
Юдин В.И.. 22.05.2008 г.Запорожье
Сохранить жизнь на Земле !
Мир погрузился во всеобщий кризис. Он вошел в наше сознание, как привычное зло и проявляется в нашей повседневности – в политике властей, в экономике и ценах на рынке, в культуре и падении нравов, в расколе религии и идеологии, в нашем здоровье и смертности народа. Современная цивилизация в своём развитии зашла в тупик. Войны, которых не стало меньше, техногенные катастрофы, невиданные ранее болезни поражают население планеты.
Социологи, политики, экономисты, экологи всё громче говорят о кризисе в мировом масштабе: падение и архаизация нравов человека, снижение здравого взгляда на обыденное, паразитирующее отношение к природе, легкое отношение к потреблению и наслаждениям.
«Получили распространение беспорядочные сексуальные отношения, ставшие доступными в результате появления контрацептивов и распространения абортов («война против детей»), наркотики, гомосексуализм и наркомания, пренебрежение религиозными нормами и гражданским долгом, индивидуализм». Низкая рождаемость в сочетании со старением населения и обусловленное этими причинами вымирание коренного населения западных стран, принявшее форму “демографического пике» (к 2050 году с лица земли исчезнут 23 миллиона немцев, 16 миллиона итальянцев и 30 миллиона русских)». (Из книги «Смерть Запада» консерватора республиканца США П.Д.Бьюкенена).
Сегодня планета Земля переживает глубокий экологический кризис, означающий неспособность биосферы поддерживать существование шести миллиардов людей без угрозы для неё самой. Люди, наконец, заметили загрязнение Мирового океана и водоёмов суши, равно как и уменьшение запасов пресной воды, невозобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов.
Термодинамические расчеты показывают, что на сохранение устойчивости биосферных комплексов каждая страна должна ежегодно тратить больше половины национального дохода, сейчас в лучшем случае лишь 5–7%.
Только за 25 лет (1970–1995 гг.) человечество уничтожило треть имеющихся природных ресурсов.
Дальнейший экономический рост с увеличением потребления энергии и природных ресурсов может подтвердить прогноз, по которому человечество как биологический вид вряд ли имеет перспективу полноценного биологического существования после 2030 г.
Продолжает расти контраст в уровне жизни людей на Земле. Разность в уровне богатства и бедности достиг 100 крат. Роскошь и голод сожительствуют одновременно как внутри стран так и между цивилизованными и неразвитыми странами.
Можно продолжать характеристику негативов нашей жизни на Земле. Их множество, но у них есть первопричина нарождения. Этой первопричиной, ускоряющей негативные процессы на Земле является капиталистическая рыночная экономика.
«Западная модель развития более не подходит ни для кого…» заявил Морис Стронг - Ген.сек. Международной конференции по экологии в 1992году (Рио-92).
Все эти негативные явления мы переживаем у себя. Промышленное производство в стране замерло на уровне 18 летней давности, совершенствования производства нет и не предвидится, сельское хозяйство, особенно животноводство, разорено, строительство жилья замерло (накануне полного износа советского ЖКХ), растет контраст жизненного уровня людей, доживает свой век лучшая в мире организационная структура здравоохранения СССР, практически уничтожена структура культурного обслуживания народа. Питаемся (вернее отравляемся) мы суррогатами в прекрасной упаковке. Зато радуемся широкому ассортименту заморской продукции в маркетингах, которая в большинстве своём изготовлена из искусственных материалов и грозит нам аллергией или отравлениями. Страна из богатой УССР превратилась за эти годы в бедную, но «независимую» Украину. Надежда на Запад? Но и на Западе происходит разрушение их процветания. Американский буржуа – республиканец П.Беконнен своей книгой «Смерть Запада», как сказано выше, поднял настоящую тревогу по поводу сохранения будущего «процветающего» капитализма.
Жизнь явно не радует сегодняшним днём, а что ждет нас «завтра»? Есть ли какие то перспективы выхода из этого гнетущего состояния? И на наших глазах происходит вымирание человечества, подрывается иммунная защитная система человека. Сегодня нам плохо, а завтра нас просто не будет. Но ведь после нас остаются наши потомки ! Неужели они обречены?
Все мы понимаем сложность, даже трагичность, сложившегося по нашей воле всеобщего кризиса. Но как из него выйти? Взывать к разуму каждого человека бесполезно, каждый в отдельности ничего радикального сделать не может.
В том и кроется трагедия, что перспектив выхода из тупика в условиях сохранения рыночной экономики ни теоретических ни практических нет?!
Кризис имеет глубокие, крепкие разрастающиеся корни, кроется в пороках капиталистической рыночной экономики, в деформированном сознании людей. Он прогрессирует и грозит существованию жизни человечества, поэтому его разрешение крайне необходимо и чем раньше будут приняты радикальные меры, тем менее болезненно обойдется людям. Такой вывод сделан еще в 1992году на международной конференции ученых в Рио-де-Жанейро. С тех пор прошло уже 16 лет, реальных радикальных мер предпринято не было, а важнейшие факторы углубления кризиса, такие как деформация экологии, природные катаклизмы, стали тревожить уже не только ученых прогнозистов, но и простых людей. Стихии уже наносят такой ущерб людям, который возместить бюджетом страны становится невозможным, и возникают всё чаще и становятся всё грознее. Не за горами и новые «спитаки», «новые орлеаны» (предлагается самостоятельно проанализировать эффективность восстановления разрушений).
Научные разработки в области психологии человека, рассмотрение социальных проблем с позиции неофрейдизма позволяют иначе оценивать кризисные явления в обществе, истоки рождения и пути выхода из них.
Капиталистическая рыночная экономика при всей её кажущейся прогрессивности и безальтернативности производит революционный переворот в сознании человека, создав (на аксиоматике) новые ценности, не отвечающие порой здравому смыслу. Эти ценности (деньги, беспредельное потребительство, стремление к обогащению, всевозможные, даже неиспользуемые, предметы потребления и др.) рождают все новые и новые желания, удовлетворение которых зачастую вредно для человека. Но сама капиталистическая рыночная экономика через рекламу и СМИ не только постоянно порождает новые желания, но и вселяет страх перед каждодневной действительностью, страх «завтрашнего дня», страх бедности, страх одиночества.
При таком состоянии психики человек не думает о перспективе жизни, паразитически относится к природе, теряет гуманизм, альтруизм, игнорирует общественные интересы. Каковы глубинные причины кризиса? Каковы пути выхода из него?
Причины очевидны, о них умеренно говорят средства массовой информации:
1. Исчерпание земных ресурсов для поддержания жизни 6,5 млрд человек;
2. Недопустимое (накапливаемое) загрязнение природы и атмосферы Земли;
3. Ослабление биологической защищенности человека.
4. Развращенность человечества в потребительстве и нарушение биологической связи с природой.
В чём же видится выход из кризиса?
1. Необходимо изменить общественное сознание людей и, прежде всего, отношение человека к природе.
2. Изменить структуру производства и потребления в мире, привести их в соответствие с биологическими потребностями человека, освободив Землю от чрезмерной нагрузки при производства необязательных, особенно вредных живому организму, предметов потребления;
3.Научно обосновать и найти формы гуманного регулирования численности народонаселения на Земле;
4. Необходимость мировых (по объему) капитальных вложений в восстановление разрушенной природной системы.
5. Отказаться от капиталистической рыночной экономики (вывод Рио-92), заменив её научно обоснованным (для выживания человечества) планом и подчинить ему свободную конкуренцию в разработке наукоемких, ресурсо и энергосберегающих технологий производства физиологически необходимой продукции для обеспечения здорового образа жизни людей.
Всё это требует издержек при перестройке производства, на что частные производители никогда не пойдут. Не мыслимо для ТНК сокращать (тем более закрывать) автомобильное производство с двигателями внутреннего сгорания, выбрасывающих более 70% энергии в атмосферу, при сегодняшнем деформированном спросе.
Предполагаемые меры в реализации являются непростыми и непопулярными для народа, а в условиях существующей капиталистической рыночной системы вообще невозможны.
Такой вывод позволяют сделать результаты трудов современных учёных психологов.
Предполагаемые меры, в конечном счете, сводятся к воздействию на сознание людей с целью восстановления трезвого взгляда на место человека в природе, понимания необходимых ограничений потребления, проявляя альтруизм по отношении ко всему живому на Земле.
Для решения этих проблем нужно государственное вмешательство против манипуляции сознанием человека, регулирование производства и потребления и, главное, восстановления трезвого взгляда на жизнь и поведения людей. Решающую роль в разрешении этой проблемы имеют средства массовой информации, интеллигенция имеющая непосредственное отношение к воспитанию человека.
Но для этого нужно чётко обозначить те ценности, которые обеспечат будущее человечества, их популяризация.
Необходима не только критика и отказ от капиталистических ценностей и самой рыночной системы, но и проект того жизнеустройства, который разрешит возникшие проблемы. Обновлённый социализм (коллективистский), со смешанной экономикой (преобладанием планового государственного регулирования), с целью «удовлетворения постоянно растущих, физиологически необходимых, потребностей человека, с организованной (частично) системой воспитания человека на научной основе – не единственная, но наиболее подходящая социальная система жизнеустройства.