От Alex55
К Олег К.
Дата 01.07.2009 15:47:26
Рубрики Прочее; Тексты;

И здесь согласен. Надо провести ликбез по самопониманию(-)


От Олег К.
К Alex55 (01.07.2009 15:47:26)
Дата 02.07.2009 09:01:04

А мы разве не пытаемся, только вот что-то не ладится. Толь беда не столь велика, толи что упустили.. (-)




От Alex55
К Олег К. (02.07.2009 09:01:04)
Дата 02.07.2009 12:57:25

8. Самоуправление человека - не лжетеория (Попытка - не пытка)

Вот фрагмент неоконченной статьи:
http://soveticus5.narod.ru/455/sam.htm#p8
8. Самоуправление человека - не лжетеория

Мы назвали лжетеориями самопонимания такие продвинутые направления общественной мысли как фрейдизм (не в медицинском, а в мировоззренческом и социально-прикладном аспекте), а также "теорию элит". И это на том основании, что они опровергаются нашими собственными умопостроениями. А не является ли и наше самоуправление ложной теорией?

Тут есть одно забавное обстоятельство. Уже применением слов "теория" и "самопонимание" мы демонстрируем свою индивидуальную самоуправляемость (различение обстоятельств, мысленное моделироваание, взаимообучение). Вообще всякое поведение человека, осознаваемое им, есть самоуправление. Оно есть спсоб бытия человека разумного.

Возьмите современную правоохранительную практику. Обвиняемым считается только тот, кто способен был предвидеть последствия своих поступков и имел возможность выбрать иной вариант поведения. Если субъект не в состоянии понимать последствий по причине слабоумия, то его не судят, а лечат. Если человек действовал под давлением непреодолимых обстоятельств, то его оправдывают. Есть еще состояние сильного душевного волнения, при котором волевой контроль поведения затруднен, - оно может быть сочтено смягчающим вину обстоятельством. В отношении детей правосудие ищет особые подходы, поскольку самоуправление ребенка еще не достигло взрослой нормы.

Заметим, что для всех граждан, невзирая на их индивидуальные особенности, подразумевается общая обязательная норма самоуправления, связи с реальностью, самоконтроля. Тем самым предполагается устойчивое соответствие между требованиями закона, воспитанием, образованием, культурой, жизненными интересами людей и психикой большинства граждан.

Воспользуемся нашим самопониманием и разберем известную формулу: незнание закона не освобождает от ответственности. Буквальное истолкование этого принципа означало бы, что нас могут привлечь к ответственности за деяние, которое мы сами считали вполне безобидным, а потом оказалось, что законом это запрещено. "Преступник по неведению" - в чем же его вина? Мало ли что понапишут разные крючкотворы, а мы отвечай?

Это глупости. У человека нет никакого способа определять свое поведение, кроме самоуправления. И закон может апеллировать только к этой способности человека. Неожиданные для гражданина неизвестные ему требования закона, равно как и хитросплетения, недоступные пониманию нормального человека, не могут служить ориентиром при выборе поведения. Поэтому незнание или непонимание закона полностью освобождает человека от ответственности за его нарушение. Другое дело, когда налицо попытка обвиняемого отговориться незнанием закона в общеочевидных случаях, а также в какой-нибудь узкоспециальной деятельности, о которой заранее известно, что к ней предъявляются особые обязательные требования. Выучивать все законы наизусть не требуется, но отличать законное от преступного гражданин обязан.

Запомните и осознайте этот важнейший момент. Закон - не слепая стихия, бьющая по человеку, а искусственно поддерживаемое (во имя общественного благополучия) обстоятельство самоуправляемого поведения, которое должно быть так или иначе ведомо гражданину на момент совершения им действия. Поэтому культура - это вовсе не "чистое искусство", как думают некоторые, и не "чисто коммерческий шоу-бизнес", а необходимый элемент системы информирования граждан о границе между допустимым и преступным.


От Alex55
К Alex55 (02.07.2009 12:57:25)
Дата 13.07.2009 13:03:02

Продолжение статьи

http://soveticus5.narod.ru/455/sam.htm#p9
9. Противоречия самоуправления

Мы отмечали, что самоуправляемый субъект стремится к предсказуемости условий своего поведения. По мере освоения сложные формы поведения становятся привычными, рутинными, дают большую вероятность успеха. Не в этом ли цель существования человека - достичь определенного уровня развития и поддерживать его, не мудрствуя лукаво?

Не так все просто. Мы знаем, что даже в хорошо известных способах взаимодействия людей с природой могут обнаруживаться неожиданности, причем не всегда приятные. Бывают и ошибки, бывают и неподвластные воле непреодолимые стечения обстоятельств: природная стихия, болезнь. Не станем, подобно булгаковскому Воланду, злоупотреблять образом случайности, которая нарушает планы субъекта и будто бы делает его игрушкой высших сил. Памятуя о самообучении и взаимообучении, самоуправляемые люди могут относиться к возможным неожиданностям философски: «поживем - увидим».

С одной стороны преувеличенные сомнения парализуют волю. С другой - самонадеянность, не подкрепленная опытом, часто приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Между этими крайностями и осуществляется самоуправление, объективной основой которого является окружающая реальность. В реальности люди достаточно успешно отличают общеизвестное от сомнительного, надежное от рискованного и т.д..

Известны и вполне ожидаемые противоречивые моменты самоуправления, такие как ощущение опустошенности по достижении цели, которой человек отдавал много душевных сил. Или несвобода, диктуемая нами же выбранной целью. В тех случаях, когда самоуправляемое поведение включает помимо индивида еще и других, (а жизнедеятельность в основном из таких случаев и состоит), необходимо возникают взаимообязанности между людьми. Рассуждая о самоуправлении, все это следует иметь в виду.

Есть, однако, проблема более сложная. Живое естество человека, отличающее его от программируемого робота, - то самое человеческое начало, во имя которого и накапливается поколениями богатство возможностей самоуправляемого поведения, обладает свойством привыкания, адаптации и самоадаптации. Это иногда выходит нам боком: обесценивает наше рутинное благополучие, ломает внутреннюю гармонию, лишает мотивации к жизнедеятельности. Мощь разума и сокровищница культуры, обеспечивающие высокий уровень развития человека, сами нуждаются в достойном их поприще. Без подходящей нагрузки этот могучий самосоздающийся двигатель или идет вразнос, или глохнет и деградирует.

Достоинство самоуправления в том, что, обращенное само на себя, оно способно находить пути разрешения своих противоречий. Впрочем, продолжением достоинств сверх меры часто оказываются недостатки.

От Олег К.
К Alex55 (01.07.2009 15:47:26)
Дата 02.07.2009 09:00:52

Тщимся, да вот не ладится никак... Что-то. видимо, упустили... (-)




От Idler
К Alex55 (01.07.2009 15:47:26)
Дата 01.07.2009 18:26:35

ликбез по самопониманию - это круто. Преклоняюсь. (-)