От И.Т.
К Катрин
Дата 03.05.2009 23:52:04
Рубрики Тексты;

Владимир Филаретов. Выживание на дачном участке. Как полюбить кризис


ВЫЖИВАНИЕ НА ДАЧНОМ УЧАСТКЕ:
Как полюбить кризис

Чем дальше развивается цивилизация, тем меньше она учитывает психофизиологические особенности человека, как части Природы. Товары и услуги, продвигаемые массированной рекламой, являются преимущественно не только бесполезными, но и вредными.
Предложение, диктующее спрос и обусловленное жаждой прибыли, оказывается абсурдным. Продолжительность употребления товара должна быть предельно короткой, чтобы маховик диктатуры потребления бешено вертелся. Поэтому общественное устройство, основанное на частной собственности, является губительным для Природы и не имеет будущего.
Чтобы убедить нас в обратном, создаются многочисленные документальные и художественные фильмы, сериалы, правовые передачи, которые переформатируют общественное сознание. Приучают обывателя к мысли о непреходящей ценности материальных благ, ради которых можно пойти на любые преступления. Частная собственность, лежащая в фундаменте антагонистических обществ, порождает жадность и зависть – два основных источника преступлений.
Борьба с преступностью в таком обществе является показушной, поскольку именно преступник, как опытный педагог, преподносит наглядный пример безграничного желания обладать собственностью, что делает ее притягательной для других граждан общества, в котором потребление стало самоцелью. Коммерциализация медицины – большой грех капиталистической цивилизации. Не все могут воспринимать шоу эскулапов, озабоченных нездоровьем населения, с юмором. У мнительных людей медицинская реклама может вызвать те или иные заболевания.
Кризисы – это периоды, когда капитализм приобретает человеческое лицо, к ним нужно относится как к лучам света в темном царстве. Дачный участок – хорошее укрытие от вредного информационного воздействия и место излечения от психоза потребления. Умеренная, в свое удовольствие работа на земле, строительство, благоустройство участка – лучшее лекарство от многих болезней. Я это понял давно и хочу поделиться некоторыми советами.
1. Пешком на дачу. Посещать участок слишком часто убыточно. На нем нужно жить наездами (по нескольку дней), чтобы сократить транспортные расходы, время на сборы туда и обратно, а также успеть «распрямить извилины». Дача должна быть целью пешеходного маршрута, который вам по силам. Зачем потворствовать избыточному весу, который снижает качество вашей жизни и является источником болезней. Слишком худой человек – тоже не работник. Жизнь на Природе – самый безопасный и дешевый способ приведения веса к физиологической норме. Если вы не в состоянии пройти за три часа 15 километров, значит с вами не всё в порядке.
Природного человека, как и волка, кормят ноги. Противоестественна жизнь в искусственной среде, которую мы создаем своими руками и называем повышением уровня благосостояния. Отрываясь от матери-Природы, человек служит винтиком общества потребления мнимых благ. Личная автомобилизация населения, подаваемая как национальное достижение, вносит весомый вклад на алтарь депопуляции России. Автомобиль это не только источник загрязнения окружающей среды, но и легализованное средство убийства и самоубийства, как мгновенного, так и медленного (в результате приобретаемых болезней).
Проселочная дорога не только согреет, но и накормит вас, восстановит и укрепит здоровье, спасет жизнь при недопустимо низких температурах и слишком легкой экипировке. Подобно тому, как птицы играючи совершают многочасовые перелеты, вы должны без особого напряжения преодолевать десятки километров. Нет более физиологичной нагрузки, чем пешая ходьба. Это не просто перемещение в пространстве, но и прием коктейля в виде воздушных, солнечных и водных ванн, поэтому какого-либо питания перед началом и в ходе движения не требуется.
Практически полезный перенос тяжестей более физиологичен по сравнению с занятиями на тренажерах или при использовании искусственных отягощений. Естественный характер нагрузок лучше укрепляет сердечно-сосудистую систему, их целесообразность обусловит дополнительную мотивацию.
Груз должен сливаться в единое целое с телом, не образуя дестабилизирующих рычагов. Например, центр тяжести бревна должен приходится на плечо. Необходимо чередовать руки, плечи и бока талии, используя которые вы разгружаете позвоночник. Если вы не можете нести взятый груз продолжительное время, то лучше поделить его на части, оставить часть груза и, пройдя вперед несколько сотен метров, вернуться за ней налегке.
Следует подбирать вес груза в соответствии с температурой среды и условиями прохождения маршрута. Груз способен согревать или перегревать организм, подобно одежде. При транспортировке значительного груза избежать потения не удается, поэтому следует делать разминочные паузы в движении для восстановления затёкших мышц, проветривания одежды и приема воздушных ванн обнаженным телом, смены положения груза.
2. Дачная хижина своими руками и ногами. Жилище должно быть таким, чтобы его утрата не вызвала у вас особых переживаний. Это возможно, когда вы используете при строительстве бросовые материалы, найденные по пути на участок или на ближайших свалках. Проблем с отходами на самом деле не существует, есть проблемы с мозгами, которые не способны на нестандартные решения. Творческий процесс строительства и улучшения жилья при минимуме материальных вложений (или вообще без них) повысят уровень вашей креативности.
Самое простое – это вырыть небольшой окоп в полметра глубиной и натянуть над ним полиэтиленовую пленку или плотную ткань. Потом можно накрыть яму кабиной грузовика или крышей легкового автомобиля. Для избежания эффекта погреба углублять окоп более одного метра не следует. Неплохо сложить из огнеупорного кирпича небольшую печурку для приготовления пищи и обогрева.
Строительство продолжается по мере нахождения материалов: кабин, крыш, капотов, крыльев, покрышек и т.д. Крыша салона со стойками от старых моделей «Жигулей» вырубается часа за два обычным топором. Транспортировать крыши грузовиков и легковушек можно в одиночку, если под них подлезть и перемещаться с отдыхом. Когда я пять километров нес крышу «копейки», встречная женщина удивленно спросила: «Ты что, сынок, машину нашел?».
Однажды мы пришли на дачу в середине мая, но окоп еще был заполнен водой. Пришлось трансформировать землянку в наземное жилище. Для этого были использованы немного обгоревшие сосновые бревна. Герметизация стыков между фрагментами крыши выполнялась линолеумом, уложенным изнаночной стороной. Через несколько лет в трехкомнатной хижине без окон и дверей можно было разместить до десятка гостей, в жаркие ночи хорошо спалось на крыше. Элементы автомобилей надежно защищали от ветра и дождя, прогретая за день земля медленно остывала до утра. В этом жилище было теплее, чем в городской душегубке, когда отключалось или еще не было подано паровое отопление.
Не было печали, но реформаторы решили усадить всех на автомобили за счет остатков крестьянства и дачников. Утрату алюминиевых конструкций и крепежа можно было перенести, а кухонную утварь было не слишком обременительно закапывать или прятать в тайниках. Однако организованный властью сбор черного металла нанес сокрушительный удар по дачной инфраструктуре. Наши соседи побросали участки, садовые товарищества распускались. Мне удавалось держать оборону почти десять лет, немного не дотянул до спасительного кризиса. Демонтаж автомобильной хижины был делом хлопотным, но в прошлом году решение было найдено. Прихожу на участок, а вместо жилища, которое могло служить десятилетия, выжженная земля – скарб и дерево сгорели, искореженные в огне железки были аккуратно собраны.
Нет худа без добра, проект «пригородная дача» у меня уже конкурировал с проектом «бабушкин домик в родовой деревне». В ста километрах от города воздух был первозданный, речка и родник прямо на участке. Пока реализовал летний вариант дачи без печного отопления. Принцип «никаких инвестиций» нарушать нельзя.
3. Сад – главный компонент дачного участка. Густо сажайте деревья и кустарники, создавая природный оазис. Помните, что вы – плодоядные. Садовод сопереживает каждому кусту или дереву. По сути, зеленые друзья, живущие десятилетиями, являются такими же членами семьи, как кошки или собаки. Замечательно, что уничтожение взвода садовых деревьев, в отличие от разрушения или поджога дачного жилища, задача почти невозможная.
4. Использование дикорастущих и культурных растений. Ежегодная посадка однолетних растений изнуряет своей бесполезностью, ведь в дикорастущих растениях, лишенных человеческой селекции, витаминов больше. Крапива, одуванчик, сныть, в изобилии растущие на участке, заменят вам в апреле-июне (до первых ягод) ранние культуры. Чеснок на зелень не требует повторной посадки, и может расти десятилетия.
Среди почек деревьев, годящихся в пищу, наилучшими вкусовыми качествами обладают почки черной смородины, калины и американского клена (ясеня трилистного). Сок последнего в несколько раз слаще березового сока.
Вишню можно поедать с конца июня (едва покрасневшую) по сентябрь (приторно сладкую, подсушенную). Яблоки разных сортов употребляются с конца июля до первой крапивы в апреле. Наша традиционная бахчевая культура – тыква хороша тем, что ее посадка не требует разрушения структуры почвы (перекопки), а температура хранения совпадает с температурой жилого помещения.
5. Санитарная обработка. Многократные обливания, купания, плавание позволят содержать тело чистым и увеличат вашу работоспособность. При использовании минимума одежды мыло потребуется только для стирки. Клещи (некоторые места ими богаты) обычно впиваются в потные места тела под одеждой. Летом, принимая солнечные и водные ванны, можно обойтись без бани.
Чтобы увеличить дачный сезон, можно сделать баню на участке. Для этого вырывается яма два на два метра и полтора-два метра в глубину. Из кирпича собирается печка с возможностью подогрева воды в ведре. На дно стелются бревнышки, чтобы вода при обливании впитывалась землей. Такую баню (одновременно и кухню) хорошо разместить в зарослях дерева-сорняка – американского клена, заполонившего опустевшие деревни. Корни деревьев будут препятствовать обрушению ямы при сильных дождях, и способствовать ее просыханию.
6. Выбор одежды. Кожное дыхание тела обеспечивает только натуральная одежда, например хлопчатобумажная. Оставьте самим производителям одежду из любых видов синтетических материалов, а также натуральных материалов с синтетическими добавками.
Одежда и обувь подбираются так, чтобы исключить перегрев всех частей организма с учетом температуры среды, силы ветра и тепла, выделяющегося при движении. Все участки маршрута должны преодолеваться при отсутствии потения, связанного с избыточной потерей воды и солей. Основную нагрузку при движении несут ноги и тазовый пояс, поэтому при положительных температурах и слабом ветре оптимальным прикрытием являются хлопчатобумажные короткие трусы с такими же или полушерстяными плавками. Дополнительно паховую область можно защитить от переохлаждения накладками в виде носовых платков, а бедра, голени, тем более щиколотки и стопы, активно участвующие в движении замерзнуть не смогут.
Легкие и кожа получают воду из паров воздуха, поэтому голова, торс, руки должны быть максимально обнажены для вентиляции в процессе ходьбы. Воздействию радиации особенно подвержена голова. Чтобы на следующий день она не болела, нельзя оставлять ее открытой даже при сильной облачности.
Хлопчато-бумажная светлая куртка с засученными рукавами, надетая на голое тело, служит хорошей защитой тела от солнечной радиации, плеч и спины от лямок и днища рюкзака. Голову защищает легкая кепка с широким и длинным козырьком. Одежду из шерстяной ткани можно использовать при перемещениях в холодное время года (шапочка, перчатки, рубашка) или при нахождении в не отапливаемых помещениях.
7. Соблюдение правил ночевки при низких температурах внешней среды или жилища. Главное назначение шерстяной ткани заключается в устройстве постели. Для максимального сохранения тепла шерсть должна непосредственно прилегать к обнаженному телу, то есть человек должен лежать на шерстяном одеяле и укрываться шерстяным одеялом (или одеялами). Голова укутывается более тонкой (для избежания перегрева) шерстяной тканью. Легочное дыхание осуществляется через отверстие для носа. При недостаточном количестве одеял или пониженной внешней температуре придется свернуться калачиком или даже залезть под одеяло с головой, чтобы сэкономить тепло выдыхаемого воздуха. Кислорода вам будет хватать, поскольку при охлаждении тела уменьшается частота дыхательных движений, а теплый воздух, богатый углекислотой, будет легко улетучиваться из-под одеяла.
Если отсутствуют шерстяные одеяла (как у меня – открывая сезон, я обнаружил, что кто-то согревается моими пятью драными одеялами в другом месте), то можно сшить их из имеющихся шерстяных вещей в виде спального мешка или уложить эти вещи под себя в виде подстилки, а сверху прикрыться ватным одеялом, матрасом, предметами верхней одежды. Перед сном в холодном помещении, как и перед выходом на мороз, не следует наедаться, надеясь согреться. Эффект будет обратным, поскольку часть запасенной энергии организм потратит на переработку пищи.
При нескольких градусах выше нуля, когда выдыхаемый изо рта воздух кристаллизуется в виде пара, опасно засыпать в одежде, надетой подобно листьям на кочан капусты. Оказавшись в изоляции, каждая часть тела будет выживать в одиночку. Теплообмен между ними окажется невозможным, произойдет переохлаждение, сначала в виде озноба, а затем застывания конечностей.
Сруб при похолодании хорошо сохраняет тепло, но и медленно прогревается, если в самое теплое дневное время не подержать дверь открытой. Пребывание в избе шести человек заменяет печное отопление. В зимне-весеннее и осенне-зимнее межсезонье главное дожить до утра, чтобы зарядиться солнечным излучением.
Солнечные ванны нужно принимать в укрытиях от ветра, которые должны быть предусмотрены на участке для получения как утренних, так и вечерних лучей. Запасённое днём тепло согреет вас ночью. Если Ярило не показывалось на небе, то желательно перед сном до глубокой ночи хорошо прогреться у очага. Для восстановления сил в холодном помещении вам не потребуется много часов сна.
Если вода замерзает рядом с вашей постелью, то лучше погуляйте по участку до рассвета и (или) погрейтесь у очага (только не засните, чтобы не допустить его остывания). Этот рецепт подойдет летней ночью, когда вас вне укрытия на берегу речки едят комары.
В жилище находитесь как можно меньше. В теплом помещении нужно спать с открытой форточкой. При отсутствии источников тепла внутри и пониженной на несколько градусов температуре снаружи тоже целесообразно дать доступ свежему воздуху. Дело в том, что находится вне помещения (даже деревянного) энергетически более выгодно, так как усиливается питание организма пространственной энергией.
8. Приготовление пищи и простейшие блюда. Уменьшить время разведения огня и приготовления пищи, а также сократить расход топлива позволит небольшой очаг в виде полуметрового углубления в земле. Наземная часть очага складывается из огнеупорных кирпичей или естественных камней. Хорошо промазать стыки глиной и установить трубу для увеличения тяги.
Первое блюдо – это родниковая вода. В городе ее не купишь ни за какие деньги, поскольку через несколько часов многие полезные свойства природной воды теряются. Воду следует пить маленькими глотками, согретой на солнце или очаге в эмалированной посуде.
Второе блюдо готовится прямо во рту. Выходите на участок с половинкой черного хлеба и четвертью стакана нерафинированного подсолнечного масла. Листочки не распустились? Тогда пожуйте с хлебом почки черной смородины или калины. Считаю лучшей добавкой к черному хлебу молоденькие листочки черной смородины, малины. Подсолнечное масло маленькими глотками всасывается в рот для энергетической обработки питательной массы. Пробивается чеснок, крапива, сныть? Сорвите и поместите в жующий рот! При наличии большого объема крапивы ее следует немного попарить с небольшим количеством воды.
На третье захотелось чайку? Заварите листы или цветы малины, земляники, черной смородины, яблони, вишни.
Организм способен непосредственно усваивать солнечную энергию, поэтому в жаркую погоду аппетит рефлекторно подавляется. При этом усвоение избыточной пищи требует многократно большего количества воды. Если не допускать потения тела, то можно минимизировать потерю солей и воды при движении. Организму будет достаточно той соли, которая имеется в составе черного хлеба.
9. Дачный участок – лучшее место для воспитания и оздоровления городских детей. От года до трех лет мальчика можно носить на шее (поверх рюкзака), осуществляя спуски и подъемы, преодоление препятствий. Чтобы «помощники» меньше отвлекали от работы нужно научить их самих добывать пропитание на участке. Например, просыпаешься утром, а он уже объедает куст малины или смородины. Четырех-пяти летний ребенок – уже не обуза в дороге. Станет постарше, понесет рюкзачок. Десятилетний ребенок на маршруте уже не уступит взрослому. Например, в жарком августе мы с Максимом преодолели сто с лишним километров, сделав две ночевки в пути. Позже, повторяя маршрут в одиночку, я не смог уменьшить время его прохождения.
Если вода в реке недостаточно теплая, то полезно обливать детей из ведра прямо на мостках. Даже в речушке можно получить восстанавливающую после дачных работ нагрузку и совершенствовать стиль плавания у детей, если двигаться против течения.
10. Флаг на дачном участке. Полотнище будет доверительно разговаривать с вами на ветру, укажет его направление, заставит равняться на боевые и трудовые подвиги предков.
Пятнадцать лет Красный флаг сигнализировал о нашем пребывании на «автомобильной» даче. Теперь он, как оберег, виден издалека, гордо встречает и провожает односельчан, имеет постоянную прописку на коньке деревенской избы, в которой жила вдова и мать солдат Великой Отечественной. Красный (красивый) цвет поднимает настроение и оказывает согревающее действие. Присоединять к флагу синюю и белую полосы бессмысленно – они исчезнут на фоне неба и облаков родной Природы.
Миллионы дачников не нужно убеждать в полезности природного образа жизни. Крупные города закупориваются, когда «просветленные» устремляются на Природу. Естественно желание стать, хотя бы ненадолго, ее частью. Только при отсутствии перегрузки социальными контактами хочешь пожелать здоровья незнакомому человеку, проходишь очищение от тлетворного влияния социума, освобождаешься от агрессии, порожденной примитивной общественной системой, которая эксплуатирует пороки, осуждаемые всеми мировыми религиями.
Для городского жителя непрерывный процесс строительства и благоустройства дачи и сада является важным элементом поддержания физической формы и душевного спокойствия. Импровизированное строительство способно заместить творчеством тягу к вредным привычкам, обусловленную существующим социальным форматом. Непринужденный поиск так называемых материалов и запасных частей в ноосфере снимает психическое напряжение и порождает доброжелательность к окружающим.
Личный автомобиль для многих людей – это возможность защититься от избыточного общения, собраться с мыслями, совершить кратковременный побег из людского муравейника. Таким хочется посоветовать осознать часть вины за деградацию природной среды, расслабиться, выбросить мобильные телефоны и пойти пешком испить родниковой водицы. Потом сделаете из автомобилей дачные хижины, чтобы на Природе с учетом данных выше рекомендаций пережить или полюбить кризис.


Владимир Филаретов,
профессор Ульяновского государственного технического университета,
доктор технических наук

От И.Т.
К И.Т. (03.05.2009 23:52:04)
Дата 02.06.2009 00:02:53

Владимир Филаретов. Выживание на рельсах. Путешествовать по шпалам безопаснее

ВЫЖИВАНИЕ НА РЕЛЬСАХ

Традиционные плакаты «Хождение по путям – опасно для жизни» давно устарели. Основным источником опасностей и вредных выбросов являются автомобильные дороги, сеть которых все туже стягивает родную Природу, не щадя заповедные уголки и малочисленные области проживания, комфортного в климатическом отношении.
Перемещаясь по обочине автотрассы, пешеход рискует жизнью и здоровьем в результате наезда, а также впитывания легкими и кожей продуктов сгорания двигателей. Типовой интервал движения и скорость транспорта напрягает и истощает нервную систему. Ваши спутники – дети и даже взрослые, забывшись, выходят на проезжую часть, что требует концентрации внимания и окриков.
Пообщаться с Природой и обрести душевное спокойствие в дополнение к достижению нужного населенного пункта можно, двигаясь по проселочным дорогам, стараясь обходить населенные пункты. Наши предки пешком проходили любые расстояния, что, в конечном счете, привело к освоению одной шестой части суши. Всего пятьдесят-сто лет назад умения и навыки пешего хождения были утрачены и современный человек уже не мыслит себя без транспорта.
Пешая ходьба – самый физиологичный вид движения, обеспечивающий сохранение и приобретение здоровья попутно с экономией транспортных расходов. Использование железнодорожных путей для пеших путешествий я начал пять лет назад, когда обладатели советских паспортов в одночасье стали невыездными за пределы областей проживания. Надеюсь, что приводимые ниже несложные правила помогут советским гражданам России и просто любителям путешествий чувствовать себя в меньшей зависимости от транспорта, насладиться красотами необъятной Родины, увеличив дальность перемещений и вес переносимого груза, сократив потребление воды и пищи в пути.
1. Используйте железнодорожные пути, проложенные в избранном направлении. Пропускная способность железных дорог была рассчитана на Советский Союз, поэтому интенсивность движения российских составов в настоящее время является низкой. Гул приближающегося поезда слышен за несколько километров. Накатанная поверхность рельсов хорошо видна при свете звезд. Движение невозможно только в густом тумане.
2. Одежда должна быть хлопчатобумажной, настолько легкой, чтобы не вызывать потения. Это предотвратит потерю солей и жидкости. Необходимо надевать или снимать часть одежды при изменении погодных условий. Даже зимой при непрерывном движении нет необходимости в шерстяных вещах (кроме перчаток, однослойной шапочки и шарфика). Начиная движение, вы включаете внутреннюю «печку».
Легкая одежда для свободного кожного дыхания, доступа солнечного излучения и отсутствия потения позволяет держать кожные покровы в хорошем гигиеническом состоянии без обмываний в течение всего маршрута.
3. Обувь – самый главный элемент снаряжения. Ботинки с плохо гнущейся подошвой подойдут для холодной погоды или ночного движения. При температуре выше +10 градусов расширяются сосуды ступней и щиколоток, жесткая обувь становится тесной, перегревается и натирает ступни. Легкая обувь с гибкой подошвой (кроссовки, кеды) подходит для перемещения по ровной (асфальт, бетон) или упругой (травянистый покров, грунт) дороге, но не по мелкой и особенно крупной щебенке, которую используют для железнодорожных насыпей. Если к шагу укладки шпал, меньшему среднего человеческого шага, еще можно приспособиться, то следование по крупному щебню, беспорядочно валяющемуся между рельсами или уложенному слоем на шпалах, сокращает скорость до 2–3 км в час и быстро выводит ноги из строя.
Таким образом, целесообразно иметь две пары обуви: с жесткой и гибкой, но толстой и не слишком мягкой, подошвой (от кед лучше отказаться). Даже на коротких привалах следует разуваться для проветривания и разминания ступней, подсушивания носков. В течение длительного маршрута ни одна из чувствительных точек на ступне не останется без внимания – укола камнем, что благоприятно скажется на работу всех внутренних органов.
4. Движение – это питание. Вода и пища – не самое главное в дороге. Что едят птицы, сутками при перелетах находящиеся на большой высоте?
В 1925 году В.Вернадский высказал предположение о возможности приобретения человеческим видом в процессе его эволюции свойства автотрофности. Автотрофность заключается в переходе на непосредственное усвоение пространственной, прежде всего, солнечной энергии. Однако развитие капиталистической цивилизации пошло по другому пути, когда питание стало частью массовой культуры, подчиняющейся заинтересованному в прибыли производителю. Медицина, состоящая на службе бизнеса, сместила критерии здорового образа жизни и питания в сторону высокодоходных товаров и услуг, игнорируя фундаментальные свойства человека, как части Природы.
Для суточного перехода достаточно взять на человека поллитра воды, буханку черного хлеба и сто граммов нерафинированного подсолнечного масла. Снежной зимой дополнительно берется головка лука или чеснока. Весной, летом, осенью железная дорога превращается в столовую. По пути часто попадается яблоня, другие плодовые деревья и кустарники, калина, рябина, черемуха, сосна и т.д. Почки, цветы, незрелые плоды тщательно пережевываются (времени для этого в долгой дороге будет предостаточно).
Удивительно, но соблюдение излагаемых правил позволяет брать с собой одно и тоже количество воды, как зимой, так и летом. Вода будет поступать в организм через желудок, легкие и кожу. Зимой нужно хранить воду в поллитровом термосе, чтобы она не замерзла. Не берите в дорогу высокобелковые и трудно усваиваемые продукты, продукты даже с незначительным содержанием соли. В противном случае вы можете сомлеть в пути или вообще сойти с трассы.
Хлеб делают полноценным продуктом пищевые добавки в виде листьев, цветов и стеблей одуванчика, сныти, подорожника и т.д. Нелишне отметить, что в основу селекции культурных растений положена товарная ценность продукции, что, как правило, снижает ее питательные свойства. Бескорыстная Природа, в отличие от исследователей, ориентирующихся на конъюнктуру рынка, создала более полезные для человека образцы растительной продукции, не требующие посадки и каких-либо затрат по возделыванию почвы. На своем пути к автотрофности человек может начать с того, чтобы научиться употреблять в пищу то, что просто растет в Природе. Ему нужно обходить аптеки, напичканные искусственными пищевыми добавками. Желая стать здоровым, нельзя избежать сбора даров Природы в экологически чистых местах. Плодовое дерево или кустарник, дикая трава – это своеобразные вечные двигатели, которые кого-то кормили до нас, и будут кормить после нас.
Употребляя в пищу зеленые растения, вы становитесь независимыми от посредников при получении солнечной энергии – животных. Экранировать тело от солнечных лучей все равно, что объявить голодовку. На пути к автотрофности предполагается частичное питание человека, подобно растению, солнечной энергией. Насыщение ей избавит от голода и придаст силы для физической работы.
Исключительной энергетической и питательной ценностью обладают цветки одуванчика и яблоневый цвет. Сладковатыми на вкус яблочными цветками плотно набивается рот (только не поймайте пчелу, собирающую нектар!) и продолжается движение до следующей яблони. Не пропускайте муравейники без того, чтобы не прожевать несколько муравьев. Не забывайте посещать кладбища, расположенные рядом с железнодорожной линией, поминовение усопших придаст вам силы.
5. Способы движения по железной дороге и пропуск поездов. Частое следование поездов существенно замедляет путь. Пропуская поезд, приходится спускаться с насыпи, удерживаться на ее краю (при крутом глубоком обрыве), сойдя с пути, ложиться в глубокий снег и т.д. Не следует «рисоваться» перед глазами машиниста и заставлять его давать предупреждающие гудки – он не привык видеть людей рядом с железнодорожными путями вдали от станций, и будет волноваться.
Расстояние между станциями обычно составляет около 20 км. Между некоторыми станциями устраиваются разъезды с помощью укладки дополнительной пары рельсов. Притаившийся на разъездном пути поезд может неожиданно оказаться у вас на пути, поскольку трудно различить в тепловозном гуле количество создающих его поездов.
6. Средняя скорость и предельное расстояние перемещения. Движение со скоростью около 5 км в час, когда все потребности организма в кислороде удовлетворяются за счет легочного и кожного дыхания, может осуществляться в течение одних суток, как зимой, так и летом. Как правило, одну бессонную ночь можно перенести без вреда для организма, только дав ему полезную небольшую встряску. За сутки без длительных остановок в пути можно пройти несколько больше 100 км, учитывая, что держать скорость 5 км в час можно только на ровной местности. Переносимый груз при столь протяженном маршруте не должен значительно превышать десятую часть веса тела, а одежда и обувь должны быть правильно подобраны.
Мелкая щебенка на уровне шпал или на краях насыпи позволяет перемещаться со скоростью не менее 4 км в час. Шпалы, выступающие из щебенки, сокращают скорость до 3 км в час. При небольшом грузе и хорошем состоянии ступней можно ее увеличить за счет периодических ускорений – перепрыгивания через одну шпалу обеими ногами или только одной ногой.
Неровный каменистый грунт железнодорожных насыпей снижает скорость движения до 2–3 км в час. Это легко определить по стометровым и километровым столбикам, которыми размечена железнодорожная линия. Чтобы увеличить скорость перемещения приходится высматривать пешеходные тропы, проложенные рядом с железнодорожными насыпями, выбирать лучшую для ходьбы линию при двухпутной дороге, переходить на ровный край насыпи, стараться наступать одной ногой на конец шпал, обильно засыпанных крупным щебнем и т.д. В степной зоне рядом с железной дорогой нередко проходит грунтовая дорога, следование по ней ускорит прохождение маршрута.
7. Отдых в пути. На Руси к странникам всегда было особое доброжелательное отношение. В советское время путнику, чтобы не тревожить жильцов, можно было погреться в подъезде или заночевать в чердачном помещении – они не запирались.
Строительство капитализма по западному образцу потребовало девальвации человеческих качеств, и теперь вас вряд ли пустят переночевать даже в далекой деревне. Само понятие «турист» потеряло первоначальный смысл. Люди оторвались от Природы, предпочитают путешествовать не пешком, а на авто- или авиатранспорте. Турист без автомобиля или самолета у многих ассоциируется с хлестким наименованием БОМЖ. Это напрасно, растворение в Природе – естественное состояние человека как ее части.
Теперь рассчитывать на то, что вы сможете погреться ночью на какой-то станции или полустанке почти не приходится – вас встретят железные двери без ручек. Ваша плацкарта – это место у тлеющего костра, оставленного путевыми рабочими, занятыми вырубкой леса вдоль железнодорожной насыпи. На двухпутной железной дороге при густом тумане, когда сойти с насыпи опасно или нежелательно (влажная трава), можно чутко подремать, вытянувшись на оси симметрии дороги.
8. Солнечные, воздушные и водные ванны. Организм дитя Природы нужно адаптировать к Солнцу. В России, независимой от Крыма, Южного Кавказа и Средней Азии, солнце – сравнительно редкий гость и ему следует подставлять тело при первой возможности. Апрель – время приобретения устойчивого загара, который защитит вас от высокого майского и июньского солнца.
Воздушные ванны с ветром в холодное время заменят водные процедуры. При движении по железнодорожной насыпи вас не достанут комары и слепни, поэтому летняя форма одежды – легкая кепка с козырьком, светлая хлопчатобумажная куртка на голое тело и короткие трусы, надетые поверх хлопчатобумажных плавок. Если нет времени на купание в водоемах, встретившихся в пути, достаточно окатить голову холодной водой.
9. Контроль самочувствия. Осуществляется просто. У вас должно быть хорошее настроение, движение должно доставлять удовольствие. Внутренние органы и части тела не должны ощущаться.
Уязвимыми местами являются ступни ног и плечи, которые не выдерживают многочасового нахождения рюкзака на спине и затекают. Движение нужно прекратить, когда ноги отказываются идти. Так бывает в жаркую погоду после прохождения стокилометрового отрезка пути. Часовой стоянкой тут не обойтись – требуется длительный привал.
10. Обитатели железнодорожных линий. Их не так мало. Редкое следование больших поездов в отличие от частого следования маленьких автомобилей не нарушает функционирование экосистем. Они успевают восстанавливаться за период движения. Например, в конце мая, совершая тридцатичасовой переход, я наслаждался вечерним, ночным и утренним пением соловьев. Такого количества птиц я не слышал за всю предшествующую жизнь. Казалось, что я шел не по железной дороге, а гулял в райском саду.
Основной (с точки зрения экологии) недостаток железной дороги заключается в использовании деревянных шпал, пропитанных токсичным составом. Нагреваясь на солнце, такие шпалы источают неприятный и вредный запах. К счастью, в настоящее время завершается замена деревянных шпал на железобетонные. Это одно из немногих достижений индустриальной цивилизации, которые следует приветствовать. Конечно, пара рельсов может оказаться ловушкой для не умеющих летать птенцов (нам приходилось выручать птенца хищной птицы) и небольших ежей, ищущих лучшей доли на другой стороне линии. Лисицы спокойно перебегают линию. Как-то, двигаясь в темноте, я спугнул крупное животное, прикорнувшее в зарослях у насыпи, и сам испугался треска сухих сучьев.
Ранней осенью трава подбирается непосредственно к железнодорожным путям. Бывает достаточно даже короткого привала, чтобы под одежду забрался клещ. Для внедрения ему нужно потное тело. Обнаженный человек почувствует присутствие ползающего клеща, и вовремя его стряхнет. О внедрении клеща можно судить по специфическому ощущению («что-то не то») организма, в кровь которого попали выделения этого насекомого. Извлечь клеща можно, смочив место внедрения растительным маслом и затянув тельце ниточной петлей (двумя петлями). Аккуратное освобождение от клеща требует до одного часа (при доступном месте внедрения) или более. Например, внедрившегося в локоть клеща приходится раскачивать свободной рукой, смазывая пораженное место маслом.
Вообще бояться клещей не стоит – после «клещения» тремя клещами (пять лет назад) они меня не трогают, точнее, я вовремя замечаю ползающее худющее насекомое и ласково снимаю «партнера» со своего тела. Вместо того, чтобы совершенствовать человеческий вид физически и духовно, ущербная цивилизация конструирует из человека разумного человека потребляющего, не приспособленного к естественным факторам природной среды и требующего искусственных пищи, одежды, жилищ, образа жизни и медицинского обслуживания. Коэффициент полезного действия человеческого организма снизился, а пищеварительный тракт превратился в топку для сжигания избыточного количества продуктов и снятия пищевой «ломки».
Расточительное отношение к природным ресурсам приводит к преждевременному превращению планеты в зону, непригодную для жизни. С точки зрения Природы частная собственность противоестественна. Животное занимает свой ареал обитания столько, сколько живет на свете. Для человека собственность – это рабство. Природный БОМЖ свободен от бюрократических заморочек и гнета бумажной волокиты вокруг «священной» частной собственности, от века презираемой на Руси.
Организм, не нагруженный переработкой избыточной пищи, начинает лучше функционировать физиологически, физически и умственно. Обретение талии превратит зрелого мужчину в юношу, заставит вспомнить о том, что в Древней Греции не существовало возраста призыва на военную службу – все живые мужчины считались к ней годными. Не должно существовать так называемых «возрастных» ограничений, которые снижают качество жизни заложника медицинских услуг.
Алкогольную зависимость у значительной части населения можно рассматривать как следствие использования транспорта и личной автомобилизации. Вместо того чтобы получить удовольствие и почувствовать тягу к жизни естественным путем (через попадание адреналина в кровь в результате пешей ходьбы), многие люди пьют горькую, соревнуясь между собой в умении употреблять отраву. Не добавит вам здоровья и пассивное созерцание спортивных соревнований, которые полезны прежде всего для рекламодателей. Представляется, что железнодорожная насыпь – лучшее место для выживания, чем комната с телевизором.


Владимир Филаретов,
профессор Ульяновского государственного технического университета,
доктор технических наук