УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА ГОСУДАРСТВА, СТРАНЫ.
Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия.
Дж.Вашингтон
Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенство — знание.
Эта зависимость легко прослеживается в истории Российского государства на протяжении 300 летнего периода и особенно это прослеживается на протяжении XIX, XX и начала XXI веков. Становление гимназического и университетского образования в XIX в. в России и Европе отвечало требованиям бурно надвигавшейся эпохи индустриализации. Нужны были инженеры и высококвалифицированные рабочие в станкостроении, паровозостроении, мостостроении, кораблестроении, двигателестроении, зарождавшейся авиации и других отраслях. Поэтому наряду с университетами возникают высшие технические училища (ныне технические университеты) как МВТУ, Военные академии, институты железнодорожного транспорта, электротехнические институты. Индустриальный прогресс требовал высоких знаний в естественных физических, химических и механико-математических науках и умения применить их на практике сразу же, выходя из стен ВУЗ’а.
Первая половина XX века реализовала все возможности становления и достижения вершин индустриализации, почти исчерпав возможности в обработке металлов в машиностроении в широком смысле понимания проблемы. Задачи всеобщего начального и высшего образования в России в этот период обеспечивали отрасли стране выход на уровень, позволивший противостоять Европе в Великой Отечественной войне.
Вторая половина XX века характеризуется индустриализацией тонких атомных технологий — атомную энергетику и атомную микроэлектронику, существенно изменивших дальнейшее направление индустриализации.
Понятно, что достижения первого периода индустриального развития
(1850-1950гг.) совершенствовались и дальше и никакой остановки и отката назад в индустриализации не наблюдается, наоборот, на основе наивысших достижений металлообработки зарождается эпоха тонких микротехнологий электроники и радиотехники, связи, затмевающих собой никуда не уходящие достижения развивающейся металлургии во всех ее видах.
Человечество видит настоящий мир через экран телевизора, сотовый телефон, компьютер, ноутбук, глобальные сети связи, Интернет и создается впечатление, что мир входит и живет в постиндустриальном обществе — обществе, построенном на знаниях, а всё остальное, как само собой разумеющееся, уже допотопное. На первое место в новых технологиях выступает программирование, компьютерные глобальные игры и глобальный бизнес. Центральным вопросом развития становится задача создания «среднего класса», который поднимет экономику и решит все проблемы развития. Рынок расставит всё на свои места, человечество и Россия могут успокоиться. Рынок требует от человека коммуникабельности и в основном экономических познаний. Так сегодня понимается постиндустриальность, которая в первую очередь выразилась в «гуманизации» образования и отказе от преемственности строгому классическому российскому образованию, существовавшему до 50 х годов XX века. Образование стало приобретать характер игры «Кто хочет стать миллионером» или «Крестики-нолики», анкеты, заполняемой в стандартных тетрадках бабушками и дедушками. В результате российская школа утратила традиции фундаментального образования. И это состояние подхлестывается непрерывным примером окружающей действительности — для зарабатывания денег любой ценой не нужно образование и это многократно подхлёстывается средствами массовой информации и кинофильмами типа «Бригада», «Бандитский Петербург» и им подобными. В итоге такой трансформации Россия сегодня утратила образованность — воспитательную цельность и общественное единство. Лозунгом жизни стало «бери от жизни всё». Если в 50 е годы оканчивавший школу уже был целеустремлен на овладение выбранной специальностью, направление полезной общественной деятельности, то теперь очень малая часть созидательно направленных молодых людей стремится получить высшее образование в наших лучших университетах и уехать за границу, в силу отсутствия надобности в специалистах в современных российских условиях. Остающееся большинство ориентируется на рыночную деятельность, практически не требующую серьезного образования. Брошенная на произвол судьбы промышленность уже лишилась научного потенциала и его возрождение может быть еще в надежде на сохранившихся специалистов старшего поколения, продолжающих еще служить России.
Бизнес начинает диктовать свои рыночные условия, требуя узких специалистов рабочих специальностей. Работодателям в основном требуется уровень ПТУ. Бизнес России занимает ниши производств «низких» технологий (добыча природных ресурсов, вывоз их даже без вторичной переработки (например, лес)). Область высоких технологий бизнес не интересует и поэтому при отсутствии государственного интереса весь государственный сегмент высоких технологий находится, как говорят в стагнации, а на самом деле, на пути быстрого самоуничтожения. А это состояние порождает процесс всеобщего снижения интеллекта нации. Активная часть нации не видит ничего другого в этой жизни кроме торговли, вытесняющей и подменяющей свои российские производства зарубежными, планомерно уничтожая российское сельское хозяйство вслед за высокотехнологичной промышленностью.
Таким образом, мы видим — страна, предоставленная рынку в соответствии с концепцией государственной демократии, принятой в 1992 г., катится в пропасть примитивизма и деградации, в том числе и в образовании. Угроза скатывания к кретинизму — сегодня уже реальная перспектива, если в школьных учебниках по истории взрослые люди пишут, что фашизм был побежден американцами. Это уже сигнал бедствия — насколько можно трансформировать сознание хорошо поставленной из-за океана работой российских СМИ и душевно больных писателей и режиссеров (вроде Сокурова), уже не знающих каким способом выразить ненависть к своей стране, при том, что они её истории не знают и не понимают причин и логики исторического развития России в XX веке.
Вывод из изложенного —
• Не может страна двигаться вперед только по пути хаоса — ибо рынок порождает только хаос и в условиях глобализации уничтожает национальную целостность;
• Государство в его нынешнем виде, представляющее собой только идеологию рынка и по-видимому уже не представляет сути государственного регулирования, поддаваясь на окрики Запада и США следовать дальнейшему разрушению;
• Демократия понимается идеологами (типа Немцова и Гайдара) как путь развития, но не понимается, что это на самом деле управляемый США процесс деградации нации и страны;
• Российская элита утратила (не научившись) способность понимать что такое управление социально-экономическим развитием. И это следствие низкого уровня образования, не научившего элиту любить свою страну;
• Сегодня никакие обращения к богу и 10 ти заповедям не вернут Россию на патриархальный путь 17 века, как это предлагает делать церковь. Но если этот путь будет испробован — на этом и закончится история России. Разгул «Золотого тельца» не может быть уже остановлен проповедями и молитвами.
Для того, чтобы остановить это падение в государстве должен возродиться разум, отсутствующий во всех областях жизни и деятельности (вроде реформы ЖКХ). Надежды на элиту России уже быть не может.
Выходом из тупикового состояния может быть только широкое вовлечение общественного разума в нахождение причин и правильного пути и возрождении, и в первую очередь, в возрождении и становлении современного образования — в этом, наверное, и состоит основная задача защиты культуры России.
Прослушав и просмотрев политический вечер телевидения в любое воскресенье по анализу представляемых событий и происшествий на всех уровнях государства и общества, включая и выступления президента, можно многократно услышать слова:
—обман, наглость, воровство как основные атрибуты государственного и экономического устройства;
—Россией овладела основная национальная идея — деньги. Путь этой национальной идеи — распад данной страны;
—власть отрезана от общества. Гражданское общество на пути мафиозного перерождения;
—криминальность России от государственного уровня до грабежа поездов;
—тотальный социальный регресс, патологическая система обогащения, жизнь в пошлости;
—Россия на пути тотального социального регресса;
—русский человек не может жить без цели.
Перечисленным категориям происходящего в России, нам представляется, имеется одна общая причина, заложенная в их становлении в школьном и юношеском возрасте. Настоящая элита России в среднем имеет возраст 45-50 лет, рожденная в 50-60 годы и вошедшая в школу в 70-80 х. Это означает, что нынешнее действующее поколение россиян пришли в школу и воспитывались в эпоху, когда образование России уже коренным образом отличалось от того, которое было в России до 1950-55 годов.
70 е годы — это тот перелом в ходе развития российского общества, с которого началось медленная и необратимая пока деградация сознания, о реформировании которого сейчас идет разговор со всех сторон, начиная с различных партий, и в этот процесс включается церковь.
Активно идущая дискуссия о национальной идее и обсуждение путей выхода из системных кризисов пока повисает в воздухе потому, что общество не может найти коренных причин, устранив которые Россия найдет выход их кризисных ситуаций и построит новый образ социально-экономического устройства общества и определит его место в настоящем мироустройстве.
Мы не зря говорим о периоде смены уровня и качества и целей обязательного всеобщего образования всего российского народа, принятого в России с 1917 года. Надо полагать, что в 1917 г. и далее никакого «советского» образования не существовало, «советское» образование сформируется в 70 е годы. В распоряжении Советского государства были гимназии, реальные училища, приходские школы. Эти учебные заведения и приступили к всеобщему образованию России. Правда, гимназиями они уже не назывались, но процесс преподавания реализовывался гимназическими преподавателями и сохранял все традиции классической российской школы в силу традиций российской школы — преподавателями школы были выпускники университетов — физики, математики. Естественные науки преподавались преподавателями-мужчинами с большим стажем преподавания. Имею представление об учителях гимназий по преподавателям школы «на Васильевском», являющейся последним этапом жизни гимназии К. Мая, и по своему семейному укладу — мой дед преподавал математику в одной из петербургских гимназий, а после революции — в Институте гражданской авиации.
В послереволюционные годы в образовании происходили также «революционные» перемены в массовом обучении, включая так называемый «Дальтон план» — один за всех. В это смутное время вырабатываются подходы к формированию педагогических училищ и пединститутов как детищ новой советской педагогической науки и Наркомата народного образования. В педагогическом смысле это был шаг назад в сравнении с университетской подготовкой, и последствия этого скажутся, когда классическая школа России в лице учителей старой школы в 50 е годы естественно уступит свое место новой. И это происходило потому, что советская школа до 50 х годов зиждилась на российской интеллигенции классической российской формации, воспитанной на традициях патриотического отношения к работе, обучения и воспитания умения учиться в течение всей жизни, становиться целеустремленным человеком. Оканчивающие школу были ориентированы и имели определенный выбор области деятельности и реализовывали это, несмотря на трудности своего пути.
Российские ученики до 50 х годов восприняли от своих учителей — представителей великой российской интеллигенции, сформировавших на переходе веков, — образ благородного отношения к своему отечеству при всех трудностях того времени. Эти учителя на всю жизнь у учеников оставили образ, которому надо следовать самим в жизни. Все, окончившие такую школу, благодарно вспоминают своих учителей как образ воспитателя, который в своей жизни взрослого человека старались передавать своим детям. Внешне это были исключительно подтянутые и просто и строго одетые, чрезвычайно пунктуальные во всех делах люди, демонстрировавшие нам образцы логического мышления, четкости и ясности в формировании понятий, постановки задач и поиска их решений.
Но главным было то, что было скрыто в методологии преподавания, то, что ученики и не подозревали, но понимали намного позже и открывали в своих познаниях способы и навыки системного мышления, и подготовленность к изучению новых предметов, не изучавшихся ранее. Школа формировала весь аппарат форм аналитического мышления, необходимый к усвоению школьником к 14 летнему возрасту — возрасту, в котором закрепляется – рафинируется тот аналитический аппарат мышления, приобретенный к этому возрасту. В дальнейшей жизни этот «законсервированный» аппарат мышления станет инструментом аналитической деятельности человека. Не усвоив до этого возраста умения логического анализа, абстрагирования и обобщения, усвоению знаний высокого обобщенного уровня человек остается на уровне примитивного алгоритмического и технического мышления. И ему не по его вине, а по его беде, что его этому вовремя не обучили в школе. Или он в школе не воспринял науку мышления или этого не было в школе. Школы, продолжавшие традиции классического российского гимназического образования, знакомили учеников со всеми формами мышления, делая учеников способными к сложному диалектическому системному мышлению. Эта способность закладывалась в форме и постановке задач при изучении предметов и закреплялась в мыслительном аппарате на всю оставшуюся жизнью
Но, если мыслительный аппарат не формировался в школе или останавливался на какой-то промежуточной ступени, то у данного ученика на всю жизнь оставался ущербный мыслительный аппарат — однобокого упрощенного (а подчас ущербного) мышления. Школы дореволюционного времени продолжали работать в советское время, но то, что они были в прошлом гимназиями, было запрещено знать. Мы не знали, что школа №5 была в прошлом гимназией К. Мая. И узнали это мы только благодаря академику Д.Лихачеву, выпускнику нашей школы, знавшему историю школы и ставшему инициатором восстановления истории и сущности образования классической российской школы (гимназии), воплотившейся в 2 х книгах. Как все буржуазное, гимназия отвергалась как система образования и в СССР, строилось новое советское образование. Оно формировалось в педучилищах и пединститутах нового типа. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в послевоенные годы молодежь стремилась к серьезному делу и соответствующему образованию. В ведущие технические ВУЗ’ы поступала наиболее сильная молодежь, выдержавшая большие конкурсы. Парты в пединститутах занимали неудачники (талантливых и по призванию было мало), не выдержавшие экзамен в технические институты. Это была эпоха 50-60 х годов. Этот контингент займет место учителей в 70 е годы. В этот период преподавателей классической дореволюционной подготовки уже не будет, и методика преподавания будет также неклассической, ориентированной на всеобщее образование, но вопросы формирования мыслительного аппарата учащегося не займут должного места в методиках преподавания. Последствия неполноценного формирования мыслительных способностей учеников в последствии проявится в массовом характере, в массовом нелогичном поведении в анализе событий и принятии решений на всех уровнях деятельности от научного сотрудника, чиновника до руководителей высокого уровня. Примеры на каждом шагу и в любой области. И характерным является примитивность и отсутствие способности системно видеть целое в каждой проблеме. Проблема — правильно понять происходящее и выработать путь возвращения к качественному образованию.
На вооружении человек имеет единственный инструмент — мышление с его арсеналом форм и способов мышления. От уровня развитости аппарата мышления зависит успех всей жизнедеятельности человека. Становление мыслительного аппарата — важнейший процесс, сопровождающий все этапы жизни от младенчества, школьного периода, ВУЗа и всей сознательной производственной и общественной деятельности. В конечном итоге успех жизненного пути человека будет зависеть от мощности мыслительного аппарата, приобретенного при становлении человека на начальном этапе развития в семье и школе.
МЫШЛЕНИЕ — способность человека рассуждать. Представляет собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
МОЗГ — орган мышления, основное ядро, руководящий орган, формируемый на основе обучения методам и формам мышления, методам самообучения и познания и приобретения практических навыков в решении всех задач.
Мышление является инструментом, с помощью которого человек в своей жизни соприкасается с различными явлениями природы, бытия, технологической и социальной деятельности, для чего необходимо владеть умением в доступной мере:
• познания, изучения и открытия законов природы
• разработки наук и технологий, интегрирующих знания о природе и человеке
• обучения, усвоения и осознания изученного и созданного до нас
• системного осмысления происходящего
• проработки целей, стратегии жизни и деятельности
• подготовки и принятия решений всех уровней деятельности и социальной значимости
• управления реализацией принятых решений
• осмысления последствий деятельности.
Успешное овладение знаниями на всех уровнях развития и ориентирования в ситуациях и разнообразии событий, с которыми соприкасается человек, определяется тем, насколько человек оснащен аппаратом мышления, включающим следующий состав категорий мышления.
ИНДУКТИВНОЕ – движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ – умение объединять понятия в классы и группы на основании некоторых наиболее существенных признаков сходства.
ЛОГИЧЕСКОЕ – связывается с овладением человеком приемами логической обработки знаний, т.е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее полученными
ДЕДУКТИВНОЕ – связано с мыслительным процессом, характеризующимся движением мысли от общего к частному, единичному.
ОБОБЩЕННОЕ – умение находить общие принципы и способы действия, распространяемые на определенную группу явлений
АБСТРАКТНОЕ – умение человека отвлекаться от несущественных признаков
СИСТЕМНОЕ – способность человека видеть связи между науками, понимать общенаучные законы, лежащие в основе их развития.
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ – умение точно следовать инструкции или предписанию.
ТЕХНИЧЕСКОЕ – мыслительная деятельность в процессе инженерно-технического труда.
РЕПРОДУКТИВНОЕ – мыслительная деятельность, связанная с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или в знакомых условиях
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ – способность к усвоению знаний высокого уровня обобщенности, пониманию научных принципов развития различных областей знания.
ПРОДУКТИВНОЕ – самостоятельное решение человеком новых, ранее неизвестных ему задач.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ – умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей
Рис. 1. Структура и последовательность формирования мыслительных процессов в процессе становления Homo Sapiens
Каждой из категорий форм мышления присущи свои законы, приемы и правила формирования мыслительного аппарата. При этом, как следует из состава категорий и рисунка 1, имеет первостепенное значение последовательность обучения и овладения соответствующими формами. Вертикаль 1-7 рисунка 1 представляет последовательное «базовое» становление мышления дошкольного образования и образования в младших классах. Методики постижения этих форм должны реализовываться и реализуются в бытовом общении с детьми и в дошкольной литературе. Но при этом родители должны знать какую ответственную задачу в становлении ребенка они решают. Методическая часть должна быть разработана педагогикой, и являться настольной книгой родителей. Высшие уровни овладения формами мышления возлагаются на школу и их методическая часть должна входить в каждый из учебных предметов программы с соответствующим разбором на примерах изучаемых предметов. Методологически система развития мышления должна строиться на принципе повышения сложности применительно к более сложным предметам и на уровне старших классов и выпускного класса должен составлять и представлять итоговый контроль в виде самостоятельного решения различных задач на непосредственное определение форм мышления.
Человек, овладевший представлениями о структуре мыслительных процессов своего собственного мозга и подкрепивший практикой упражнений действие каждой из форм мышления на примерах, даваемых в учебном процессе не только в физике и математике, но более в гуманитарных предметах — литературе, истории, будет в состоянии анализировать и разбираться в любых ситуациях. Даже имея общие представления о формах мышления и их действии, подкрепленные элементарными примерами в школе, человек в состоянии полноценно усваивать знания высшей школы и в дальнейшем ориентироваться в жизненных ситуациях. Этой способности мозг человека обучен в период формирования основных нейроинформационных связей в «чистой» (пустой) структуре нейросети мозга на основных управляющих слоях нейросистемы мозга. Этот процесс, как утверждает практика, формируется к ~14 годам развития и при этом далее сложившаяся система «консервируется» на всю жизнь. Человек сможет мыслить теми категориями, которые заложены в основном фундаментальном «нейрослое», который является «разводящим» в мышлении данного мозга. Если у растущего формирующегося мозга фундаментальные слои будут заполнены общечеловеческими ценностями и компьютерными играми, мыслительный аппарат у данного человека будет однобоким, не способным подниматься до уровня диалектического мышления и постижения видения целого. Даже при осознании необходимости научиться упущенному в структуре мыслительных процессов, будет невозможно перестроить сформированную информационную структуру мозга. Сложившаяся направленность мышления, заложенная к 14 годам, будет доминировать и то, что не было заложено в этой структуре своевременно, невосполнимо. Если в этот период например Вы не научились абстрагироваться от конкретных форм к их безразмерной модели, считайте, что для Вас вся высшая математика закрыта. Вы никогда не будете уметь подойти к нему системно и диалектически в развитии, независимо есть ли у Вас или нет высшего образования. Даже при наличии подготовки высшей школы Вы сможете в рамках того, чему Вас научили, но не более! Путь в будущее Вам закрыт.
Это хорошо просматривается на деятельности многих «выдающихся» личностей в политике и экономике.
Человек с ущербным мышлением не будет в состоянии применять свои знания для постижения нового, создания новых технологий, совершенствования экономики, управления развитием, уметь смотреть вперед.
Вывод: человек должен быть сознательно обучен всей методологией мышления на этапе становления дошкольного и школьного образования. И это должно осуществляться по тщательно продуманной программе.
В результате человек мыслящий, в какую бы он область деятельности не вступал, будет в состоянии видеть последствия этой деятельности. Если человек обучен только экономической концепции «бери от жизни все!», то не нужно удивляться происходящему в стране. Если человек мыслящий вооружен знаниями, то его страна будет преуспевающей, самостоятельной и независимой от враждебного окружающего мира. Поэтому проблема формирования мыслящего человека для настоящего времени в России является наиболее острой.
В связи с этим необходимо прокомментировать концепцию гуманизации образования, надвигающуюся с запада и начинающую захватывать нашу педагогическую мысль. Для Запада гуманизация необходима как инструмент для формирования «экономического» человечества, предназначенного только для обеспечения финансового оборота в структуре капиталистических отношений (в интересах Золотого миллиарда). Под маркой гуманизма, гуманизации скрывается путь в невежество и ненависть к знаниям. Для иллюстрации приведем определения гуманитарного образования и гуманитаризации образования из педагогического словаря (2005 г.):
— гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых;
— гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия между естественно-математическими гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Не будем пока обсуждать, что такое личностная зрелость и духовно богатая жизнь — «противостоящая технократизму и бесчеловечности».
Значит, в понимании нашей педагогики все богатство естественнонаучного знания, продвигающего сегодня нас к информационному обществу, воспринимается как некий технократизм, эквивалентный бесчеловечности. И поэтому понятно желание свести до нуля естественно-математический фундамент в угоду приоритетного развития западных общекультурных ценностей. В этой постановке нас хотят отправить в «культуру» допетровской России и вопиющего невежества.
Вывод из складывающейся образовательной концепции приводит к мысли о том, что с мышлением в педагогической науке не все в порядке. И это — итог эффекта учеников эпохи 70-80 х годов. Будущее педагоги были также жертвой советского образования этой эпохи.
Каков выход из сложившегося тупикового положения в педагогической науке. Изменить его внутри педагогики заведомо бесперспективно, ибо это вызовет защитную реакцию большого однородного сообщества, которое будет защищать честь своего мундира со всей возможной силой. Значит искать выход в обращении к внешней среде — среде тех, кто непосредственно воспринимает последствия образования, среде создающих материальные и культурные ценности реально, в производственной, научной, культурной жизни и в первую очередь к высшей школе с анализом того гуманитаризма, в который нас вовлекает педагогика.
Среди проблем современной российской педагогики — проблема формирования мыслительного аппарата учащегося (не говоря уже о специфике этого процесса на различных этапах развития) отсутствует. В учебниках педагогики мы не найдем материалов по этому вопросу. И завершает этот вывод тот факт, что в педагогической терминологии эта область знания отсутствует полностью: за исключением приведенного в педагогическом словаре всеобщего широкого определения мышления:
Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
На этом уровне понимания процесса формирования мыслительного процесса в процессе обучения в педагогической науке и исчерпывается. Поэтому судить о качестве мыслительных способностей граждан, подготовленных российской школой (в целом), можно по качеству и непродуманности принимаемых решений на всех уровнях руководства, включая и высший уровень. Всеобщая недоработка в становлении мышления — в его высших формах — умении абстрагироваться, продуктивной, системной и диалектической формах, являющихся основой формирования облика происходящих явлений «в целом». «Видение целого» в происходящих в стране процессах в различных областях с ретроспективным анализом и прогнозированием будущего является слабо обоснованным, неквалифицированным, однобоким и неперспективным.
В подкрепление высказанного приведем пример, характерный для самого высокого уровня технического машиностроения — проектирования технических систем. В стране есть государственные стандарты на разработку ТЗ, технических предложений, эскизных проектов, но в категориях проектирования отсутствует понятие «системный проект». Мы можем спроектировать составные элементы — все, что касается частных устройств, но у нас нет понятия системы (не на философском уровне), а понятие о реальной системе и ее системном проекте. В руководящих документах (ни в ЕСКД и его развитии) по проектированию систем отсутствует даже понятие «системный проект». Это убедительная иллюстрация состояния системного мышления выпускников российской школы. Отсутствие понятия «системный проект» и методологии и технологии его разработки иллюстрирует слабость и некондиционность малых и больших государственных проектов. Это косвенное опосредованное подтверждение реальности изложенной выше причины трудностей становления мыслительного аппарата в масштабах образования страны, сложившихся в советской педагогике, пошедшей по пути отказа от традиций российского классического (гимназического) образования, сложившихся с середины XIX века и по начало XX века.
Определим путь изучения данной проблемы и наметим какие действия позволят установить истину и найти правильное представление о становлении мыслительных процессов в сознании и думающих «хомо-сапиенсов» (домработниц) в домашнем, школьном образовании и на пути к зрелой личности.
1. Непосредственная постановка исследования вопроса с учеными научной педагогической школы малоперспективна. Наиболее плодотворным будет сотрудничество с коллективами учителей школ, опытными педагогами.
2. Изучение проблемы необходимо начать с научно-общественных и технических сфер специалистов, связанных в своей деятельности с организацией вхождения в практическую жизнь молодых людей, их становления и результативности.
3. Реально необходимо обращение к специалистам высшей школы, занимающимся проблемами обучения и обучаемости, а также к специалистам старшего поколения в промышленности через Академии общественных наук для активного привлечения к проблемам образования и выработки доктрины развивающегося информационного общества.
4. Возможные формы организации — выступления на конференциях с предложениями сотрудничества по проблеме и организации конференций и круглых столов по проблеме становления мыслительного аппарата от детского и школьного возраста к формированию зрелой личности.
5. Образование в рамках Лиги защиты культуры направления изучения последствий, которые может принять гуманизация образования России, и восстановления лучших традиций классического российского школьного образования.
С одной сторон ыинформационное общество, с другой классическая русская школа
>
Под маркой гуманизма, гуманизации скрывается путь в невежество и ненависть к знаниям. Для иллюстрации приведем определения гуманитарного образования и гуманитаризации образования из педагогического словаря (2005 г.):
— гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых;
— гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия между естественно-математическими гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
>Значит, в понимании нашей педагогики все богатство естественнонаучного знания, продвигающего сегодня нас к информационному обществу, воспринимается как некий технократизм, эквивалентный бесчеловечности. И поэтому понятно желание свести до нуля естественно-математический фундамент в угоду приоритетного развития западных общекультурных ценностей. В этой постановке нас хотят отправить в «культуру» допетровской России и вопиющего невежества.
Где в определении гуманитарного образования автор увидел, что все богатство естественно научного знания, воспринимается как некий технократизм и бесчеловечность - да нигде, нет там этого. А есть просто технократизм и бесчеловечность - автор выступает за это самое что-ли? И где автор в культуре допетровской России увидел вопиющее невежество? И куда это вопиющее невежество делось в класиическйо русской школе, за которую он так ратует в 19, начале 20 века - там что не изучали Закон Божий, наряду с математикой и физикой?
Опять же что это за информационное общество такое - разве это не есть одна из тех современных западных "общекультурных ценностей", против которых автор вроде бы выступает?
>Вывод из складывающейся образовательной концепции приводит к мысли о том, что с мышлением в педагогической науке не все в порядке. И это — итог эффекта учеников эпохи 70-80 х годов. Будущее педагоги были также жертвой советского образования этой эпохи.
Ну не все так плохо бюыло в образовании в 70-ые 80-ые, эффект нынешнего образования с его информационным обществом будет куда хуже.
>Сегодня никакие обращения к богу и 10 ти заповедям не вернут Россию на патриархальный путь 17 века, как это предлагает делать церковь. Но если этот путь будет испробован — на этом и закончится история России.
Разгул «Золотого тельца» не может быть уже остановлен проповедями и молитвами.
Надо было написать - одними проповедями и молитвами. Но если бы автор так написал, то стало бы ясно, что он говорит неправду, потому что все, кто знает русскую историю 17 века увидят в ней отнюдь не одни только проповеди и молитвы, а и вполне земное наказание злодеев, захватичков, изменников, предателей веры. Обращение к Богу с молитвами - необходимое условие, тогда Он поможет наказать зло по земным меркам.
>Для того, чтобы остановить это падение в государстве должен возродиться разум, отсутствующий во всех областях жизни и деятельности (вроде реформы ЖКХ). Надежды на элиту России уже быть не может.