От Almar
К Скептик
Дата 09.10.2001 10:46:38
Рубрики Крах СССР; Тексты;

Просчеты советской пропаганды и сегодяшняя реальность

Не совсем понял я отчего так все «наехали» именно на Скептика. Ну да ладно.

Выскажу свою позицию.

то что слово секс понимали во времена СССР не так, как его понимают сегодня. (Ранее под сексом имелся в виду извращенный секс и все способствующая извращениям секс индустрия, сегодня «секс» – один из синонимов «любовные отношения»). Именно поэтому надо соблюдать осторожность в сегодняшних разговорах о сексе, основываясь на старых стереотипах. А в СССР секса действительно не было, любовные отношения же, естественно, были.
Государство дейсвтительно несколько ограничивало развитие сексуальной революции в СССР. Как уже указывалось, например, процедура абортов, максимально упрощенная большевиками, была снова ужесточена в сталинские годы. Тогда же был принят закон об уголовном преследование гомосексуалистов, что является вопиюще неадекватной реакцией на это достаточно безобидное для окружающих извращение. Да и преследование за порнографию (кстати оно существует и сегодня) тоже не лучший метод. Причины, по которым государство все это делало, понять не так просто. Фактор, о котором говорит Скептик (борьба с низшими животными инстинктами) присутствует скорее всего в минимальной степени. На заре революции считалось, что любовные отношения отвлекает людей от борьбы и строительства нового общества. (Нет не те молодежь, кто восхода жизни зарево, услыхав в крови зудеж на романы разбазаривает - Маяковский). Но как раз тогда эта тенденция не носила запретительный характер, все было проще и свободнее (да того же Маяковского вспомнить). Впоследствии, думаю, причины отката назад были следующие:
- необходимость «обуздать секс революцию» как и «обуздать революцию» вообще (о последнем говорит Кара-Мурза). Сюда же вынужденная реакция на западную пропаганду, обвиняющую СССР в разврате (Райх приводит образцы такой пропаганды) – необходимо, чтобы образ СССР на Западе не быль столь шокирующим.
- сильно ослабленное советское гос-во нуждалось в демографическом регулировании
- Все-таки , что ни говори, а СССР был достаточно авторитарным государством. Любое же авторитарное гос-во вольно или невольно ограничивает сексуальную свободу граждан, т.к. интуитивно чувствует, что это способствует воспитанию (с детства) более послушных подданных этого государства.
- уже в послевоенные годы это был грубейший просчет советской идеологии и пропаганды. Американцы перехватив инициативу заставили нас играть по своим правилам игры. Наши же стали воспринимать все, что шло с запада, в отрицательном ключе и сами вести пропаганду бездумно, по принципу «от противного».


Я думаю, что перестроечный антисоветизм людей имел одну из причин именно в вопросе секса. Т.к. это сфера достаточно интимная, об этом многие не говорят и сами даже могут не отдавать себе отчета – здесь все может находиться в подсознании, но значение этого фактора может быть достаточно велико. В сексуальной сфере в силу неправильного устройства нашей цивилизации (и России и Запада еще в большей степени) у людей всегда имеется масса проблем. Причин возникновения этих проблем люди понять часто не могут. И вот появляется некто (демки), кто говорит: все ваши проблемы из-за запретов на порнографию в СССР. Это очень эффективно действует. И вот уже сорока-пятидесятилетние, неудовлетворенные своей личной жизнью, люди листают плейбой или кама-сутру и рассуждают: было бы все это в наше время, мы уж развернулись и наверняка получили бы удовольствия в 10 раз больше, чем получили. На самом деле, это конечно не так, вернее не совсем так. При прочих равных условиях знание всяких хитростей может дать определенный эффект (а может и не дать - техника здесь не главное). Но проблема в том, что как раз условия то не равные. В буржуазном обществе любовь закрепощается намного больше. Никакое количество порножурналов и фильмов не может скомпенсировать то, что отношения любви становятся предметом купли-продажи. Усиленно поддерживаемый миф о чувственности (и способности к искренней любви) у проституток рассчитан на наивных простачков. Именно эту мысль следует проводить сегодня, а не по инерции продолжать делать ошибки советских идеологов. В сегодняшнем обществе масса людей не удовлетворенных личной жизнью (а будет еще больше) – так пусть знают, кто виновник их проблем (частнособственнические отношения в любви).

От Леонид
К Almar (09.10.2001 10:46:38)
Дата 09.10.2001 16:04:53

Re: Просчеты советской...

>Государство дейсвтительно несколько ограничивало развитие сексуальной революции в СССР. Как уже указывалось, например, процедура абортов, максимально упрощенная большевиками, была снова ужесточена в сталинские годы. Тогда же был принят закон об уголовном преследование гомосексуалистов, что является вопиюще неадекватной реакцией на это достаточно безобидное для окружающих извращение.

Неадекватной? Здесь есть интересная тенденция. Все движения, так или иначе боровшиеся за справедливлсть в обществе и за правду, резко негативно относятся к гомосексуализму. Например, испанская инквизиция рассматривала гомосексуализм как ересь. И если в этой ереси упорстовали - голуюого ждал костер. И другое наблюдение - всякая либерализация связана с гомосексуализмом. Так, содомский порок расцвел в эпоху Возрождения вместе с демономанией и религиозныи индифферентизмом. Дело дошло до того, что римские папы стали поощрять проституцию, строго запрещая одновременно носить проституткам мужскую прическу.
Гомосексуализм вовсе не безобидное извращение. Гомосексуализм и взимание процентов наиболее ненавистно Творцу. Причем именно мужской гомосексуализм - в Библии за женский санкции нет.

Да и преследование за порнографию (кстати оно существует и сегодня) тоже не лучший метод.

Не лучший, но все же, все же. Было что-то в этом. Испанская инквизиция расматривала ересью и изображние обнаженного тела.

Причины, по которым государство все это делало, понять не так просто.

А мне кажется, оснвоное то, что советское государство все же строилось на примате рансцендентных реальностях. По форме оно было светским, атеистичным, а по сути своей - глубоко религиозным.

От константин
К Almar (09.10.2001 10:46:38)
Дата 09.10.2001 13:10:09

Советское пуританство ...

Все познается в сравнении. Если брать СССР эпохи индустриализации, то аналогом станет Европа эпохи ранней буржуазии и промышленной революции. А это как время протестанства , пуританства и т.д. США стали сверхдержавой не после сексуальной революции, а в эпоху господства протестанских нравов. IMHO это общая закономерность - дисциплинированные пуритане создают великие государства, а "раскрепощенные" потомки их проматывают.

От Pout
К Almar (09.10.2001 10:46:38)
Дата 09.10.2001 13:04:07

Еше раз про любовь. Отрыв от низовых реалий


Almar сообщил в новостях следующее:11359@kmf...
>
> то что слово секс понимали во времена СССР не так, как его понимают
сегодня. (Ранее под сексом имелся в виду извращенный секс и все
способствующая извращениям секс индустрия, сегодня <секс> . один из
синонимов <любовные отношения>). Именно поэтому надо соблюдать
осторожность в сегодняшних разговорах о сексе, основываясь на старых
стереотипах. А в СССР секса действительно не было, любовные отношения
же, естественно, были.

Вы чересчур умозрительны. Беда еще в том, что проблема не
рассматривается удовлетворительно. Понять, что было-то. А потом уже
применять ярлыки. А то у нас вместо это спор о словах. Был, не был. Было
нечто соответствующее тогдащним временам, но оно не уловлено и
опошлено(самими "сексологами", которые все как один попросту за
либерализацию страой морали в строну вестенизации без упоров).
Была характерная для незападных обществ подсистема, в том числе
интима или как хотите называйте. Нсть слово Любовь. Обеспечивающая
полноценное не только односторонне-физиологическое "воспитание".
ЕЕ , попросту говоря, как скажем с тем же"совком", _загнали в
термин"поворотня"_, осмеяли с позиций "гражданских
позиций"и"официальной морали". А надо постараться понять. Это непросто,
потому что высказываться в тех терминах порой трудно, я уже говорил.
Лексика чсато либо обсценная, либо оценочная. Нельзя употреблять
оценочные термины(ср.подворотня). А других не наработали.

Пример. Корней Чуковский написал знаменитую кингу "От 2 до 5"(21
прижизненное издание - рекорд). Но в изданиях до 36 (раньше книга
называлась"Маленькие дети")была глава про"это" , чрезвычайно
показательная и по отношению к теме, и по состоянию"проблемы пола". ЕЕ
выкинули(не знаю есть ли она в посл.только что вышедшем издании). Она
очень важна. Современные работы продолжают то, что было заброшено и
заколочено досками тогда.
Чуковский лучший советский, очень тонкий и умный критик, в том числе
масскульта и масс.морали( я не раз ссылался на его основополагающие
работы по масскульту 100летней давности. Город против есла).. Но и он
(вот показатель разрыва!) напоролся на"это". Глава рассказывает о
девичьих школьных альбомах("Альбомы для любви и страдания"), которые
репрезентуют мощную девичью субкультуру и дают окно в мир низового
воспитания интима. Не секса, а интима, точней - любви, ёмое, если уж так
застопорило на физиологии.
Корнея потрясла до глубины души вся направленность, весь смысл этой
субкультуры. "Частнособственнической "это слабо сказано. Реальная
социализация девушки , лсвоение всего букета ролей и игровых наболров,
манер и проч. превращение ее из куколки в бабочку _вся_ происходит не
через трудовую и прочую школу, не через воспитание взрослыми, и уж
конечно"пропагандой". Нет ничего важней в мире отношения полов, самое
важное - любовь, самое главное - использовать свои задатки( вт.ч.
красоту)для того чтоб добиться максималной личной выгоды.
Все идет по ступеням - пробуждение чувства вообще, подготовка, стадии,
типа"вживания" в этот мир, типа"инструкций", натаски, всеохватывающий
контур. На выходе - готовая"мещаночка". Корней возмущенно цитирует
корявые бесхитростные вирши, гуляющие из альбома в альбом. Его особенно
поражают циничные способы "раскрутки","бухгалтерские подсчеты" чувств,
"низменная мещанская мораль" с целью - добиваться выгоды и "главного в
жизни"( в том числе и прежде всего "выгодной любви")в своем положении
любыми способами. А они ведь и остались за кадром при таком подходе.
Цитаты там он приводил, на память первое пришедшее.
"Если деточка красивый, за ним надо вхаживать"
"Пусть он обманит, пусть он изменит,
новый поклонник его мне заменит"

Вот на эти бы вещи вроде реально и плодотворно всю дорогу
функционировавшей"подворотни"хоть толику внимания обратить вместо общих
рассуждений о пропаганде вообще . Какая к ляду пропаганда в такой
интимной сфере. Там другие механизмы.
Сейчас о девичьих альбомах много стали писать(на рутении, там и
образцы есть),в том сб-ке что я Ольге рекомендовал. НБ - это феномен
глобально живуч в русской традиции - с конца 20х альбомы
стали"мещанско-посадскими", а до того были скорей"гнимназическими"и еще
раньше"пансионскими". В 80е разумеется они стали уже другими. Но
пережили все эпохи, между прочим.
А в своб очередь, в сб-ке верно говорится.,что феномен девичьего
альбюома позволяет анализировать дембельские и зэковские. Те же
функуции - замещение, натаска етс. в родственной ситуации.

Ну и там еще конечно сам фольклор надо рассмаривать, но это море еще
никто не структурировал. Вот с альбомами хоть сколько-то наработали.
Чуковский оставлен далкеко позади, но начинать-то надо с него и его
поразительно бесцеремонной позиции.




От Александр
К Pout (09.10.2001 13:04:07)
Дата 14.10.2001 06:31:18

Формула любви.


> Вы чересчур умозрительны.

Правда ваша, черезчур умозрительны оне. Нельзя все сводить на частную собственность. А если сводить то не так же примитивно. Но дело не в этом.


> Какая к ляду пропаганда в такой интимной сфере. Там другие механизмы.

Вот в чем дело. Вы это серьезно? Вам рассказать какая в такой интимной сфере пропаганда? Начиная с грудастых кукол и секспросвета в школах и до трахливых детских песенок по радио. А во втором поколении появляются родители, которые трахаются при пятилетней дочке... У нас живет такая семейка по-соседству. И секспросветом всех детей в округе занимается уже эта девочка. Журнал опрос проводит кто самый сексуальный мужвина Америки даны 3 варианта ответа. Меня среди них нет. Что моей жене отвечать? Диктатура та еще. А можете у Сысоя расспросить об этиологии анорексии нервозы.

Надеюсь что Вы имели в виду Россию, где эта сфера не была столь жестко регламентирована пропагандой и людям была предоставлена свобода, на этой почве и рос фолклер. И надо сказать зря Чуковский на него наехал. Выйдя из народных песен и русской литературы этот фолклер куда человечней западной лабораторной масскультуры.

От Pout
К Александр (14.10.2001 06:31:18)
Дата 14.10.2001 13:29:16

Фольклор и пропаганда


Александр сообщил в новостях
следующее:11880@kmf...
>
> > Вы чересчур умозрительны.
>
> Правда ваша, черезчур умозрительны оне. Нельзя все сводить на частную
собственность. А если сводить то не так же примитивно. Но дело не в
этом.
>
да, тут отдельная важная линия. Огрубленно говоря, по Чуковскому
получается(после всех разборов), что "женское"поведение (по его резюме
"девичьих альомов)- это синоним"частнособственнического". Там цитата
четкая, не буду повторять. Вороги этот момент. порльзуясь как раз
примитивизацией и недопониманием чуковского типа, активно использовали
для дискредитации(представляю радостное подпрыгивание наших кислых
ненавистников) . Тут упоминал, что первую настоящую крупную
антисоветскую книгу прочел в 1978 - С.Максудов(оппонент Земскова,
первый номер их "демографов") - "Семья в СССР". Одно из ее положений -
моногамная семья как институт , замешанный на"бытовой
частособственнической основе",уничтожает"коммунизм"изнутри.
Чуковский если вдуматься играет на ту же руку. Ну это было да прошло.
>
> > Какая к ляду пропаганда в такой интимной сфере. Там другие
механизмы.
>
> Вот в чем дело. Вы это серьезно? Вам рассказать какая в такой интимной
сфере пропаганда? Начиная с грудастых кукол и секспросвета в школах и до
трахливых детских песенок по радио. А во втором поколении появляются
родители, которые трахаются при пятилетней дочке... У нас живет такая
семейка по-соседству. И секспросветом всех детей в округе занимается уже
эта девочка. Журнал опрос проводит кто самый сексуальный мужвина Америки
даны 3 варианта ответа. Меня среди них нет. Что моей жене отвечать?
Диктатура та еще. А можете у Сысоя расспросить об этиологии анорексии
нервозы.
>
> Надеюсь что Вы имели в виду Россию, где эта сфера не была столь жестко
регламентирована пропагандой и людям была предоставлена свобода, на этой
почве и рос фолклер. И надо сказать зря Чуковский на него наехал. Выйдя
из народных песен и русской литературы этот фолклер куда человечней
западной лабораторной масскультуры.

Последние две фразы - прямо в точку, как раз на этой провокационно
вброшенном "резюме" подвисла моя дискуссия с Альмаром. Контекст его
погромных выступлений - в культурных битвах 30х годов. Громили в Н
заходов и "кафе-ресторанную, цыганскую, эстрадную"поп-культуру, он их
недаром склоняет как источники "альбомной морали" - были волнообразные
кампании, а его выступления это как раз один из пиков, 1936-37годы.
Чуковский как писатель находился в сложном положении, его в
1929разгромили за стишки вроде"Мухи-цокотухи"(а в детскую поэзию и
переовды он как в нишу пытался спрятаться) . Даже термин
изобрели-"чуковщина". Он отрабатывал занятую им место знатока низововой
детской культуры с перехлестами и оргвыводами.

По остальному. Разумеется. Вопрос был поднят _слишком сложный и
объемный_, чтобы осветить все аспекты в коротком обмене куцыми
репликами. Хорошо хоть подветка с Альмаром свернула к более
внимательному рассмотрению скрытых пружин. А то вброшенный поначалу
секусально-инимный вопрос уже становился простым перебором абстрактных
заявлений "я говорю - было, а я говорю - не было". Постепенно от них
ушли. "Секс"(другое слово, пусть малоприличное) - был, "интим" - был,
интимное (само)воспитание - было. (Константин как вариант сухой отстаток
выложил - не было порноиндустрии. Это да. Из-за это что ли"рухнул"строй.
Реакции не последовало). Эта важнейшая подсистема функционировала вовсю
и всеобъемлюще(у Лурье это показано со всех сторон),и не фиг с налета
применять к тому обществу мерку поздних времен да еще западнистских
шаблонов с их порноиндстрией, отбрасыванием всех покровов и
тайн,открытым ковыряньем в органах и кухонным базаром вокруг всего.
Сфера интима была скрытой и, по способам воспроизводства культурем,
скорей традиционно-ориентированной.
Мне представился случай, чтобы на одном примере _хоть сколько-то
отличном от нуля_ теперь уже изученном - "альбомах" - показать что
низовая субкультура("подворотня") работает по собственным (характерным
_и для других_, вот еще что важно)правилам и законам, которые разные в
начале 20 века, в класс.период сов.строя, в поздний период. Тезис в
частности такой. В класс.период"пропаганда"и СМИ в
сферы"интима"и"секса"не досягали, что соответсвует самой сути(тайна,
интим,закрытость от посторонних глаз)"подворотни". Доказательство -
полная и абсолютная невидимость-в -упор и непрозрачность материала до
самого последнего времени. Только во второй половине 90х появились тут
у нас зачатки понимания"подворотни" в сколько-то безоценочном ключе. И
то если разбираться, а не рубить с плеча, приходится внимательно
выбирать зерна из кучи плевел - нынешняя культурология , как и другие
сферы гум.наук, узурпирована кланами"грантополучателей", выполняющими
социальный заказ. Лурье кстати антисоветчик, как и многие фольклористы
за"гранты", это его более ранняя , большая и добросовестная работа.
Целиком она лежит на сайте
http://www.ruthenia.ru/folklore/
На сайте уже много идеологизированных разборов других сфер и типов
современного в осн.городского фольклора - анекдотов, стишков, "urban
legends" вроде приснопамятной "ядовитой крысы". Про альбомы, повторяю,
одна из немногих добросовестная работа(сравните
про"Вовочку"или"Чапаева"). Продажные эти грантополучатели-гуманитарии,
за них и после них в их профильной сфере надо разбираться заново.

Еще один смежный тезис тогда введу по ходу, вызванный недопереваренной
прошедшей бурной дискуссией. Для прояснения разницы в понимании границ
формулирую предельно обостренно. "Крыса" - это современный городской
фольклор, сплав в котором закваской служит субстрат,замешанный на
фольклорных же архетипах тысячелетней давности. А не "пропаганда" .
Доказательство - почти полностью идентичные ( со скидкой на все
различия) истории собранные в коллекциях городского фольклора
совр.Америки и в Питере. Там ядовитыми оказываются одни отправления
хтонического гада(моча), тут - атрибуты чуть другие(крысиный яд). Суть
едина. Хтоническая гадская натура.


Гура
http://www.patent-mcci.ru/new/m/mysh0.htm
МЫШЬ - нечистое животное, считающееся созданием дьявола. МЫШЕЙ и крыс
народная традиция относит к "гадам": их называют "гадом", "гадиной",
"поганью" и т. п.

Городской фольклор(уже нового военного времени слухи добавлены)
http://www.snopes2.com/rumors/wingding.htm



От Almar
К Pout (09.10.2001 13:04:07)
Дата 09.10.2001 16:06:11

А вот и схема формирования мещанок

>Корнея потрясла до глубины души вся направленность, весь смысл этой субкультуры. "Частнособственнической "это слабо сказано. Реальная социализация девушки , лсвоение всего букета ролей и игровых наболров, манер и проч. превращение ее из куколки в бабочку _вся_ происходит не через трудовую и прочую школу, не через воспитание взрослыми, и уж конечно"пропагандой". Нет ничего важней в мире отношения полов, самое важное - любовь, самое главное - использовать свои задатки( вт.ч. красоту)для того чтоб добиться максималной личной выгоды. Все идет по ступеням - пробуждение чувства вообще, подготовка, стадии, типа"вживания" в этот мир, типа"инструкций", натаски, всеохватывающий
контур. На выходе - готовая"мещаночка".
>….Его особенно поражают циничные способы "раскрутки","бухгалтерские подсчеты" чувств, "низменная мещанская мораль" с целью - добиваться выгоды и "главного в жизни"( в том числе и прежде всего "выгодной любви")в своем положении любыми способами.

>…Вот на эти бы вещи вроде реально и плодотворно всю дорогу функционировавшей"подворотни"хоть толику внимания обратить вместо общих рассуждений о пропаганде вообще . Какая к ляду пропаганда в такой интимной сфере. Там другие механизмы.

Я за употреблением слов слежу не особо хорошо, поэтому «пропаганду» я рассматривал в широком смысле как навязывание обществом (или господствующей частью общества) определенной системы ценностей. Для меня нет ничего загадочного в той схеме формирования мещанок, которая здесь описана. Это, конечно , не природные инстинкты. Влияние общества осуществляется через воспитание родителями, учителями, которые естественно подвержены и пропаганде. Дети также и самостоятельно копируют поведение взрослых. Наконец, как указывал Зиновьев люди и сами, без получения инструкций из вне, могут открывать для себя законы, по которым максимально удобно приспособиться к жизни в обществе. Может даже какие-то навыки постепенно закрепляются и передаются на генетическом уровне. Словом, механизм может быть различным. Главное понять, зачем обществу нужна именно такая система ценностей и как она сформировалась.

Здесь вырисовывается довольно простоя и циничная схема.

Изначально отношения полов строятся по принципу свободной любви. Здесь нет никакого дефицита (кол-во мужчин и женщин одинаково), может присутствовать определенная борьба, соперничество за лучшего партнера, но в конечном итоге каждый способен найти себе пару. При этом степень удовлетворенности от интимных отношений вряд ли особо зависит от того, насколько твой партнер высоко оценивается по шкале топ моделей.
Затем по мере развития цивилизации в эти отношения постепенно проникают отношения частной собственности. Раз все в обществе покупается и продается, то никак нельзя такую важнейшую сферу человеческой жизни исключить из товарного оборота, это подорвало бы саму идеологию частной собственности. Но как можно людей заставить продавать и покупать то, что можно взять бесплатно, и в чем нет никакого дефицита? Вот здесь самое интересное. Общество направляет свои усилия на то, чтобы создать этот дефицит искусственно. Что мы тогда имеем: 1. Становится важным обладание (владение) именно таким престижным партнером. 2. Воспитание детей (особенно женщин) осуществляется таким образом, чтобы подавить всякое сексуальное желание. Ибо если такое желание присутствует, то сложно настроить себя на продажу своей «любви», тому, кто больше заплатит. А вдруг такой человек будет раздавать свою любовь бесплатно. Тогда получается. что те, кто имеет деньги, лишаются каких либо преимуществ. 3. В некотором роде родители могут руководствоваться соображениями гуманности: если дочь предназначена для принудительной (или полу-принудительной) выдачи замуж (при этом в 90% партнер не будет ей привлекателен), то зачем культивировать у ней сексуальное чувство – чтоб она потом всю жизнь страдала. А полу-принудительные браки - важная часть механизма наследования частной собственности. Поэтому, кстати, в среде бедноты менее консервативное воспитание – наследовать все рано нечего.

От Pout
К Almar (09.10.2001 16:06:11)
Дата 09.10.2001 22:23:11

Can`t buy me love?

В общем, при сбивчивости нашей дискуссии мысли о значении"непродажности
любви _за деньги_"в предыдущей серии, которые тут несколько уже размыты,
любопытны.
Только надо их перемежать реальной картиной , рисуемой фольклором и
низовой культурой, о которой я говорил. А то получается уж слишком сухо
и однозначно.
Просто сейчас добавлю из того же источника(он представляется мне
уникальным)еще немного. Книга ктстаи таки переиздана, главка называется
"Литература и жизнь".
Девушка - владелица (и ее подружки - 11 девочек)альбома даже известна-
Нина Чечильева, 14 лет, 7 класс . Воронежская обл. Алексеевский р-н,
село Матреново. Альбом аж 186страниц

Потом все же схемы одно, а жисть советская знаете - совсем другое.

Ах ты юбка моя юбка
А под юбкою ларек
Приходите лейтенанты
Отоваривать паёк

Almar сообщил в новостях следующее:11407@kmf...
>
> >"Вот на эти бы вещи вроде реально и плодотворно всю дорогу
функционировавшей"подворотни"хоть толику внимания обратить вместо общих
рассуждений о пропаганде вообще . Какая к ляду пропаганда в такой
интимной сфере. Там другие механизмы.
>
> Я за употреблением слов слежу не особо хорошо, поэтому я
рассматривал в широком смысле как навязывание обществом (или
господствующей частью общества) определенной системы ценностей. Для меня
нет ничего загадочного в той схеме формирования мещанок, которая здесь
описана. Это, конечно , не природные инстинкты. Влияние общества
осуществляется через воспитание родителями, учителями, которые
естественно подвержены и пропаганде. Дети также и самостоятельно
копируют поведение взрослых. Наконец, как указывал Зиновьев люди и сами,
без получения инструкций из вне, могут открывать для себя законы, по
которым максимально удобно приспособиться к жизни в обществе. Может даже
какие-то навыки постепенно закрепляются и передаются на генетическом
уровне. Словом, механизм может быть различным. Главное понять, зачем
обществу нужна именно такая система ценностей и как она сформировалась.
>

Ну вот тут по этой категоральной решетке я пройдусь и в целом не
соглашусь. Кроме деталей, которые в таком общем виде можно и
принять(Зиновьев говорит о "открываемых для себя"_социальных законах_, а
это у него и синонимы максим, отражаемых пословицами-присловьями
типа"Красиво жить не запретишь"или"Своя рубаха ближе к телу").

Тут("воспитание девушек")как раз фокус именно в том, что именно
низовая (суб)культура - _ведущая_, она формирует, впитывает и напрвляет
по своим правилам почерпнутое и из школы, и из официальной и "высокой
культуры", и от родителей. Но главные источники - не они(см.ниже) . И
впитывание-усвоение-синтез идут по правилам фольклорного типа, а не
управляемой сверху или как угодно еще "волей" - т.е.пропаганда не
подходит категорически. Так уж работает нутряной мотор. То же в
пословицах или крылатых фразах.
Повторяю, даже Чуковский в упор видя не понял о чем идет речь (только
теперь дошло), но остался чуть не единственным фиксатором явления.
Поразительный, но видимо характерный феномен -вот откуда и
_наинтегрировалось итоговое"не знаем общества в котором жили"_. Еще бы
, если так в упор не видеть главного.Пока явление не введено в сферу
общественного , тем более научного интереса - оно остается маргинальным
и как бы не существующим. Так вот все время существоания сов.строя
важные невидимые(интимные)пласты вывалились из умного, упорядоченного
размышлением, поля зрения и воздействия"общества", Воздействия
(погромы)конечно были(Чуковский ведь выступал на съездах учителей и
ВЛКСМ и громил эти девичьи игрушки), но были бездумными, кампанейскими и
неумными. . Так что зря Вы упираете на роль"общества"(понятого как
воздействие гос. и обшеств интситутов, в тота-обществе это все едино).
Низовое "воспитание чувств"(даже и по Зиновьеву) - это и многолетняя
непрерываемая даже революциями традиция, и "почти инстинкты", и самопал,
и влияния извне, но только отчасти влияние культуры. Но не "приводной
ремень" сверху-вниз, на что Вы все время упираете - это ошибка.
Про Скептика не говорю, он совсем уж на мой взгляд механичстическую
модель вкинул, но любовь это категорически не"будильник" из колесиков,
который можно разобрать, всунуть блочок "порно-модерн-продукции" и
собрать заново.

По Чуковскому цитирую образчики"поучений", "страданий"

Ах вы мужчины, вы- скотины
В вас азиатские глаза
Вы девок любите словами
Но своим сердцем никогда

Я просила, умоляла -
О приди , приди милый мой
А он стерва с другою занЯлся
Насмеялся стервец надо мной

Чуковский упирает на бескультурье, "пережитки прошлого", на недостатки
ситемы школьного воспитания. "В сборник их любимейших стихов не попало
ни единого звука, где не было бы цыганской, кафе-ресторанной, лакейской,
эстрадной пошлятины". Призывает "дать в массы хорошие лирические стихи",
ругает"учебники- стихофобы, не пытающиеся дать никакого стизового
воспитания". В альбомах конечно преобладают вирши и отголоски
городского"жестокого романса", но есть все же стихи Пушкина, Есенина,
есть даже Надсон и Лермонтов - но вот что от них осталось у убогих
Играют волны ветер свищет
И молча стонет и скрыгчит
Ува он ищет не счастья
И не от счастья бегит.

(В 80е самые поулярные песни в альбомах - "Айсберг" и "Лаванда")

критик издевается над поломанным ритмом, о котором девочки и не
догадываются....а сам неспособен заметить вот что, самое главное -

Ты хочешь знать кого люблю
И его не трудно взнать
Будь заинтересованный мною
Я не могу сказать
Это известнейший _акростих_, ведущий начало аж из пансионов, и
доживший до 80х годов (только без "и" во второй строке). Корней
Иванович -то из-за идеологчисекой зашоренности тут ослеп. Это одна из
функций "учебы", так называемые "гадания", обязательные в такого рода
"пособиях". Все это всплыло только теперь, когда наконец-то открыты (!
как в Папуа-новой гвинее, блин) и другие жанры. напр.девичий любовный
рассказ. Он тоже родом из дорев. бульварных романов - помните Настю в
"На дне" с ее рассказами о благородных кавалерах, Рауль там такой.
Бульварщина не выпускалась, но - самовоспроизводилась.

За неимением места еще пару слов о категориях этой культуры. Там свои
понятия, градации и нормы. Есть идеалы красоты(судя по всему,
олеографические как на сыре "Виола" - волнистые волосы, голубые глаза
етс) Напр есть так.наз простячка.
Цитата.
"На свете нет ничего интерсенее, увлекательней, ценнее и важней. чем
отношения мужчин иженщин. Но, занимаясь этим единственно увлекательным
делом, женщина не должна забывать, что все мужчины -"подлецы,изменщики,
лукавцы,стервы". и потому должна всети себя с ними возможно хитрее,
чтобы они остались околпаченными. Женщина, котора яоьб этом забывает -
жалкая _простячка_,Альбом приводит множнтсво поучительных случаев. когда
простяками пришлось поплатиться за доверчивую свою простоту."
Когда знакомство заводила
И полюбила подлеца
Я откровенность всю открыла
И полюбила как отца
Но он на просьбу несдавался
А надсмеялся надо мной
И назначил мне свиданье
А сам пошле гулять с другой"...


Резюме
"Мировоззрение монолитное, стройное и в дост.степенни гнусное. Тактика
девушки в том и должна состоять - примани к себе возможно больше
поклонников, и насмехайся над каждым - тогда за _хорошую цену_тебе
удастся продать свою миловидность и молодость".







От Pout
К Pout (09.10.2001 22:23:11)
Дата 10.10.2001 11:40:28

Re: Can`t buy...

Девичий альбом 20 века

"Русский школьный фольклор". сост.Белоусов А.Ф.Ладомир -АСТ, 1998,
744стр(серия "Русская потаенная литература"


отрывки
=====================
....

Альбомная культура вновь испытала достаточно серьезные изменения в
20 - 30-х годах XX столетия. Эти изменения связаны с множеством
факторов:
сменой социальный статуса и снижением образовательного уровня владельца
альбома, поменялись ценностные ориентиры, кардинально изменился
культурный
быт. Но самой главной причиной альбомных новаций, на наш взгляд,
является
то, что новый советский ученик часто был носителем крестьянской или "
посадской
" ( " фабрично- заводской " ) фольклорной традиции. Фольклорный контакт
города и деревни, аристократии и крестьянства постоянен, своеобразен и
имеет иногда достаточно причудливые выражения.

Еще в начале 20-х годов в альбомах явственно чувствуется статус
владельца.
В одних "теплится" лирическая гимназическая поэзия и лексика ( ангел,
голубка, душечка, глаза-совершенство, лента голубая, милые щечки ), в
других обретает право и новая городская лирика. С конца 20-х годов
содержательная разница альбомов практически исчезает.
...
Неизменным остается набор жанров, тем и мотивов альбомных стихотворений,
удачно подмеченный А.С.Пушкиным в описании альбома " уездных барышень "
в IV главе " Евгения Онегина " - " Стихи без меры, по преданью//В знак
дружбы верной внесены,"; " Кто любит более тебя,// Пусть пишет далее
меня
"; " Тут верно клятвы вы прочтете//В любви до гробовой доски; "; "
Какой-нибудь
пиит армейский//Тут подмахнул стишок злодейский."; " И шевелится
эпиграмма
"; " А мадригалы им пиши "; " Его перо любовью дышит,//Не хладно блещет
остротой"; " Текут элегии рекой ".

При этом хотелось бы выразить одно недоумение, если в альбомах XIX
века любовное послание, восхищение красотой пишется мужчиной, то с
момента появления школьного альбома и адресатом и автором того же
любовного послания является девушка. Видимо такая специфика - отсутствие
диалога между полами, связана со спецификой субкультуры закрытых и "
однополовых " учебных заведений,
которые культивировались в России. ( См.: Белоусов А.Ф. Институтка.//
Школьный быт и фольклор. - Ч. 2.- С.119-159. ).

Итак, в альбомах 20 - 30 годов фиксируются следующие основные
мотивно-тематические единицы:

Восхищение красотой и умом владельца альбома:

Пожелания счастья, любви:

Клятвы в верности и преданности:

Наставления владелецу альбома никогда не забывать друзей, клятвы
в вечной дружбе :

Сентенции о лукавстве и лицемерии:

Любит тот, кто при встрече краснеет,
Любит тот, кто при встрече молчит,
А не тот, кто при встрече целует
И не тот, кто люблю говорит.

Зачем, зачем вы слово дали.
Когда не можете любить.
Зачем любви моей искали,
Когда хотели изменить.

Любовь - твоя погибель, " тебе рано влюбляться мой друг ", коварство
мужчин:

Не доверяйся первой встречи,
И сердце всем не открывай,
И на чарующие речи
Спокойным взором отвечай.

Живи люби.
Минуты счастья.
Они порою хороши.
Но не узнавши человека,
Не отдавай своей души.

Живи люби и наслаждайся
Но... никогда.... не увлекайся.

...
Альбом - квинтэссенция любовных чувств, поэтому тема несчастной любви,
ревности, измены, воплощенная в " жестоких романсах ", находит здесь
свое
место наряду с элегическими, мадригальными и пасторальными
стихотворениями.
Сравним текст из послевоенного альбома, явно связанный с традицией
жестокого
романса:

Увлеклась ты рано, девица,
В эти юные годы свои.
Посмотри на себя, девица.
Любовь путает мысли твои.

( ИРЛИ, р.V., 99-3-12 )

Более того, в детский альбом проникают тюремные романсы и песни, причем
поражает обилие "репрессивной" лексики свойственной тому периоду:

...Тут сознался он, что убил сестер,
Чтоб домом ему завладеть.
И лишенный был прав осужденный.
Был с изоляцией 10 лет.

( ИРЛИ, р.V., 57-2-17 )

Девичий, прежде всего школьный, альбом ЗО-х годов стал более открытым,
в отличии от гимназического, для фольклорных проявлений разных культур
и субкультур: крестьянской, воровской ( очень часто встречаются
классический именной ряд воровской песни - Мурка, Лялька и т.п.),
детской. Фольклорные мотивы все глубже проникают в альбом. В стихах
высвечиваются устойчивые фольклорные словосочетания : " И вспомнишь ты
златые горы " ( " Когда б
имел златые горы " ), " Ехала на бал ", " Имеет губки бантиком "
Детская
словесная игра " Барыня " ), " Галя бегала, шалила " ( дразнилка на
плохую
ученицу ). Встречаются частушки и близкие к частушкам тексты:

В Ленинграде учиться собирается,
Вставил зубы золотые - рот не закрывается.

( ИРЛИ, р.V., 139-1-9 )

Некоторые тексты, бытующие в песенниках последнего десятилетия также
связаны с частушечной традицией:

Почему часы все ходят,
Почему не бегают?
Почему мальчишки сразу
Поцелуя требуют?


Но, наверное, самым ярким примером использования фольклорных формул
для создания альбомного стиха является следующий текст:

За стеклянными дверями
Лелю матрос целовал.
И спросил сверкнув очами,
Вы поедите на бал ?

( Альбом Е.И.Рыжковой, конец 20 -х годов )

Первая строчка - зачин детской считалки; вторая - устойчивое для новой
лирики сочетание образов и имен - Матрос, Леля; третья строчка -
лермонтовское " Бородино", четвертая - из детской словесной игры "
Барыня ". Четыре реминисценции в четырех строчках!


Тезис о сильной крестьянско-посадской фольклоризации школьного альбома
подтверждается большим количеством реминисценций из " народных любовных
писем ". Фольклорный текст - одно из базовых составляющих ритуала и
традиционного
этикета. В контексте этикета " ухаживания " в конце XIX - начале XX века
существовала оригинальная письменная традиция - " народные любовные
письма
". Они имели стихотворную форму и были распространены повсеместно: - их
посылали своим милым грамотные и неграмотные крестьянки и мещанки.
Писали такие письма и мужчины, но их письма "короче, более путаны и
нескладны,
и страдают некоторой сочиненностью", как замечает Н.Виноградов - автор
статьи " Народные любовные письма ", опубликованной в "Живой старине" (
1906.- Вып. 2.- С.37-39 ). Здесь же опубликованы два письма с надписями
на обертке: " Письмо неграмотной девушки-крестьянки милому" и " Письмо
грамотной мещанки-милому ". Они весьма сходны между собой, но первое
отличает
большая искренность и безыскусственность. В нем особенно видится
прообраз
позднего послереволюционного школьного девичьего альбома ( в смысле
жанра
и поэтики ). Размер стихов, как пишет Н. Виноградов, похож на размер
подписей
к лубочным картинкам.
....


В альбом постепенно входит и советская пионерская тематика, правда по
нашим наблюдениям, ненадолго. В одних случаях это стихи о Ленине,
Кирове,
Павлике Морозове. Однако нельзя не отметить и возможную иронию ( в связи
с возрастным подтекстом ) на девиз организации юных ленинцев ( " В
борьбе
за дело Ленина! Будь готов " - " Всегда готов!" ) в таких строчках:

Еще пишу 4 слова,
Как пионерка - будь готова.

( ИРЛИ, р.V., 57-1-7 )

Мы привели ряд фактов, которые, возможно дают нам основания полагать,
что школьный альбом в 20-х - 30-х годах серьезно изменился. Он стал
более полижанровым, более открытым для влияний жестокого романса,
частушки, примитивной
поэзии, детского фольклора, фольклора других субкультур, то есть принял
на себя функции некой фольклоризирующей ниши. Это не означает упадка
альбомной
традиции. Альбомная культура - живая культура и дело исследователя не
столько
оценивать ее, сколько изучать.

Современная альбомная культура, сохраняя принципиальные " альбомные
традиции ", имеет свою специфику. Школьницы 11-15 лет заводят особые
тетради,
называя их " альбом" или "песенник" . Альбомы выполняют определенную
психологическую функцию, связанную с возрастом школьниц. В них
отражаются бытующие в соответствующем
возрасте и в современной атмосфере представления о любви и дружбе, об
отношениях
с юношами и подругами; фиксируются этикетные правила, связанные с
ухаживанием
и дружбой. Время берет свое и в современном альбоме уже можно встретить
цитации, которые невозможны для альбомов прошлых лет:

...

Основное содержание альбомов остается прежним - стихи ( в том числе
и альбомные ), песни, афоризмы, записи на память хозяйке альбомов,
различные
" гадательные справочники ". Альбомы пестрят рисунками, цветовыми
украшениями,
и потрясающим количеством картинок, вырезанных из почтовых открыток
самого различного содержания: - от цветов, животных до полуобнаженных
девиц.

Как и в альбомах предшествующих поколений, в современных альбомах идет
активный процесс фольклоризации - из массовой культуры в письменный
фольклор трансформируются песни. Более того в альбоме фиксируется
множество текстов устной традиции ( загадки, садистские куплеты,
школьная хроника и т.д.
) - как некая память для последующих поколений, и как "требование"
современного мировоззрения, отдающее определенный приоритет носителю
письменной традиции.


...

практически в каждом классе с 4-го по 8-й есть
девочки (от одной до трех), которые имеют различные сборники письменного
фольклора. Вокруг них собираются небольшие (около семи человек) группы
одноклассниц, участвующих в чтении песенников, обсуждении входящих в них
текстов, пользующихся "гадательными справочниками" и вообще
интересующихся произведениями письменного фольклора. Иногда они
участвуют и в заполнении песенников, снабжая владелиц нравящимися
текстами. В таких кружках "гадалки"
и "песенники" очень ценятся, обладатели красочно оформленных песенников
пользуются уважением. Завести свой песенник может каждая девочка, но не
у всякой хватит терпения его аккуратно заполнять и красиво оформлять;
кроме
того, далеко не каждой девочке он нужен для выражения своих эстетических
вкусов и формирующихся половых потребностей.

Письменный фольклор школьников отражает массовую культуру общества,
а пользуются ее канонами красоты и морали далеко не все. У многих
девушек
те же самые потребности, которые могут вызвать обращение к альбомной
традиции, реализуются иначе. В большинстве случаев интерес к песенникам
проходит,
когда после многих увлечений, в которых реализуются полученные из
письменного фольклора знания, девушкой овладевает сознательное,
серьезное чувство.

Песенники дают выход зарождающимоя чувствам, предлагают определенную
линию поведения. Насколько ей следуют - вопрос особый, но думается, что
не все и не всему, что предлагают стихи и песни, близкие к жестокому
романсу.
Что касается "гадательных справочников" и этикетных правил, то они чаще
всего разумны и отвечают потребностям школьниц определенного возраста.
В пионерских лагерях (где тоже велись наблюдения) в одном отряде гораздо
больше девочек имеют песенники, чем в одном классе (в одном лагере во
всех
десяти отрядах около 30%). Именно в п/л происходит наиболее активный
обмен
произведениями письменного фольклора, ведь в одном отряде находятся
девочки
из разных школ, иногда разных городов. И потребность в п/л в песенниках
и других письменных жанрах больше, чем в школе, т.к. девочки,
круглосуточно
находясь вместе и общаясь на личные темы, имеют больше возможностей
реализовывать
получаемые из письменного фольклора сведения, использовать "гадалки".

Наблюдения не показали отличий в бытовании письменного фольклора среди
детей коренных ленинградцев и детей мигрантов.

У некоторых девочек, имеющих песенники, несколькими годами раньше
увлекались песенниками их старшие сестры. Когда девушки вырастают, они
часто сохраняют песенники на память о своей юности, и многие тексты
переходят к младшим сестрам от старших.

Песенник - основная форма существования письменного фольклора школьниц
10-16 лет. Аналогичные по содержанию рукописные сборники прошлого века
и 20-50-х годов нашего века имели название "альбом". В наши дни в
качестве
заголовка это слово употребляется редко.

Примерно с 4-го класса некоторые девочки начинают вести тетради, в
которые записывают понравившиеся стихи, песни, афоризмы и т.п.
Большинство
записей переходит из тетради в тетрадь при общении в школе и пионерском
лагере. Записи ведутся обычно до 8-10 класса

...

Герои классической литературы, Печорин и Онегин, продолжают оказывать
влияние
на многих молодых людей, точно так же, как Татьяна или Джульетта - на
девушек.
Еще большее влияние имеют герои массовой культуры.

Многие альбомные произведения настолько отвечают душевным переживаниям
владелиц песенников, что их можно назвать своеобразными лирическими
дневниками,
в которых использованы готовые стихотворные формулы для обозначения
разнообразных,
но типичных мыслей и чувств.

В альбомных произведениях отражаются два самых главных для юного
человека чувства: дружба и любовь. К дружбе выражается однозначно
положительное отношение, к любви же в различных произведениях отношение
может быть самым разным. Чисто детское восприятие: "Любовь - это встреча
двух дурных с повышенной
температурой" сменяется произведениями, в которых отношение к любви
романтическое,
"жестоко-романсовое", реалистическое (таких меньшинство). На вопрос "что
такое любовь" песенник не дает однозначного ответа, он показывает
возможные
варианты любви и других человеческих отношений:

В 13-лет любовь опасна,
В 15 лет любовь прекрасна,
В 17 лет любовь жива,
А в 25 уже стара.

Ожидание первой любви в 11-13 лет, а затем - ожидание "настоящей" любви
после первых влюбленностей и "ошибок" позволяет находиться в песенниках
произведениям, трактующим любовь противоположно. В них будто собраны
мнения о любви самых разных людей: с разным опытом, возрастом,
положением, характером.
Песенник выступает в роли некого учебника чувств, и в нем немало
наставлений,
поучений, запретов, носящих чисто риторический характер:

Девчонки, вы, девчонки, нежнейшие сердца.!
Вы любите мальчишек, а их любить нельзя.

Есть и более определенные предупреждения:
Бегают руки по нежному телу,
Груди сжимают, ласкают лицо.
Девчонка до смерти совсем оробела,
Стыдливо прижала к ногам платьецо.
Оденься, девчонка, ты будь непослушной,
За это я буду тебя уважать,
Хочу тебя видеть свободной и честной,
Чтоб нечего было о прошлом страдать.

Морализм в этом стихотворении замечательно соседствует с натурализмом;
это в традиции жестокого романса и типично для школьного песенника.
(Возможно, кстати, что изначально в тексте было не "платьецо" а
"пальтецо"). Но осуждению интимные отношения подвергаются лишь тогда,
когда за ними нет взаимной искренней любви, которой прощается все.

Милая, не бойся, я не груб,
Я не стал развратником любви.
Дай коснуться запылавших губ
И прижать тебя к моей груди.

....

Научиться пользоваться информацией, заложенной в песеннниках и других
видах письменного фольклора важная задача этнографии детства русских
школьниц.

Нельзя не сказать об отношении к формам современного письменного
фольклора, который принадлежит девушкам, их соучеников. Мальчики гораздо
меньше рефлексируют,
перед многими из них еще не встали проблемы, волнующие их сверстниц. И
девочки, ревниво охраняя свой мир, не дают своих песенников "в чужие
руки".
Мальчики 4-5-х классов иногда отбирают у девочеких тетрадки, но делают
это скорее из озорства, чем для того, чтобы их прочитать. В более
старшем возрасте девочки иногда дают читать свои песенники мальчикам,
как правило,
тем, которые им нравятся и которым они могут доверять.

Сами мальчики обычно альбомов не ведут, но в определенных ситуациях
их заводят юноши - солдаты и курсанты. Кроме описания тягот и радостей
армейской жизни, главное содержание их альбомов - любовь (в разных
проявлениях
от похоти до "чистой любви"). Эти альбомы - "отрада" молодых солдат. Они
сходны с альбомами и песенниками школьниц по своему назначению, а иногда
и содежанию (кроме некоторых стихотворных текстов, в обоих типах
альбомов
встречаются шутки типа "девушки, которые красятся, привлекаются к
уголовной
ответственности по статье 118 Уголовного кодекса, как за подделку
документов".
Можно сделать вывод, что альбом (песенник) заводят тогда, когда нет
возможности
реализовать свои желания (в первую очередь желания любви). Причины тому
могут быть различны: образ жизни (у солдат), изоляция в лагерях ("Почти
каждый вор имеет свой альбом, в который заносит произведения особого
альбомного жанра: романсы и песни" (Д.С.Лихачев. Черты первобытного
примитивизма воровской речи // Язык и мышление. Т. 3-4. 1935. С.70). Но
чаще всего - это возраст,
когда такие желания еще только начинают осознаться у школьниц.

Часто в песенник включаются и некоторые другие жанры девичьей письменной
традиции. Это "Анкета", различные гадательные справочники, шуточные
тесты. Иногда эти тексты занимают в песеннике половину всей "общей
тетради" (48 листов).

...
В песенниках более старших школьниц нередок "Адрес любви":

Куда: Ревнующая область, Страдающий район,
г. Любви, ул.Влюбленного, Дом Тоскующий, кв. Свиданий.
Кому: Самому дорогому человеку.

Стихи в песенниках генетически связаны с городским жестоким романсом
и любовной частушкой, которая приходит в песенник двумя путями. Первый
путь из альбомов и песенников школьниц сельской местности, второй из
живого
общения с теми, кто поет частушки в деревнях, где часто проводят лето
школьницы.
Например, стихотворение "Ученица":

Ах, зачем ты влюбилась, девица,
В эти юные годы свои.
Посмотри, ты еще ученица,
А любовь кружит мысли твои.

...Брось, девица, ты эти забавы,
Ты погубишь лишь только себя.
И на это сама же ты скажешь:
"Ах, зачем увлекалася я!"

И, о другой стороны:

Зачем ты веточку срываешь,
Когда не думаешь хранить,
3ачем ты девочку ласкаешь,
Когда не думаешь любить.

Тематически стихи в песенниках достаточно однотипны. Чаще всего в них
рассказывается о любви, истории взаимоотношений девушки и юноши. Стихи
можно разделить на несколько групп в зависимости от того, от чьего имени
они написаны и к кому обращены.

1. Внутренние монологи девушек:

Никто ничего не узнает,
И я никому не скажу,
О ком мое сердце страдает,
Кого я так нежно люблю.

2. Девушка обращается к парню:

Знай! Девчонку можно полюбить,
С девчонкой можно и дружить,
Но ведь нельзя над ней смеяться,
Девчонка может отомстить.

3. Девушка обращается к девушке:

Люби того, кого ты хочешь,
Но только не страдай...
За каждого мальчишку
Слез не проливай.

Обращение парня к девушке встречается редко.

Некоторая часть стихов имеет сюжет и является своеобразным рассказом
в стихотворной форме. Одно из самых популярных в "альбомной среде" -
стихотворение
"Зависть". Используется классический сюжет жестокого романса. В классе
появляется новая ученица, очень красивая девушка, которую зовут Лялька.
"Атаман" класса - тоже красивый парень, к которому "все девчонки ... так
и липли", но он думал об одной Ляльке. Соперница решила "отомстить" и
распустила
по классу клевету, чтобы опорочить Ляльку. "Атаман" не поверил и при
всех
спросил ее: "Это правда?". Лялька в слезах выбежала из школы и попала
под
машину.

На примере этого стихотворения хорошо видна связь современных альбомных
стихов с жестоким романсом, фольклорной городской поэзией 2О-х годов.

Как и в дореволюционных альбомах, в песенниках встречаются акростихи,
например:

Ты хочешь знать, кого люблю я,
Его не трудно отгадать,
Будь повнимательней, читая,
Я буду буквы выделять.

Расшифровываются и буквы, составляющие различные слова:

Клянусь Сердце _Люблю __Любить
Любить _Любит __Его ____Его
Его ____Острый_Только__ Буду
Навеки _Нож ____Одного_ Если
_______________________Даже
_______________________Изменит

Обращает на себя внимание буквальное совпадение аббревиатур в девичьем
песеннике и надписей-татуировок у представителей преступной субкультуры,
при том, что расшифровка аббревиатуры может быть различна.

Не умея еще самостоятельно выразить только рождающиеея чувства: любовь,
ревность, ненависть, - школьницы обращаются к готовым клише, роль
которых играют и афоризмы, и стихи, и другие альбомные произведения.
Письма (записки) влюбленных часто состоят из обращения к адресату и
стихотворения какого-либо поэта, которое отвечает чувствам автора
письма:

"Андрей! За все, за все тебя благодарю:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей!"

и так далее.


...
Вадим Ф. Лурье
ДЕВИЧИЙ АЛЬБОМ XX ВЕКА




От Almar
К Pout (09.10.2001 22:23:11)
Дата 10.10.2001 10:21:57

Re: Can`t buy...

>Резюме
>"Мировоззрение монолитное, стройное и в дост.степенни гнусное. Тактика
>девушки в том и должна состоять - примани к себе возможно больше
>поклонников, и насмехайся над каждым - тогда за _хорошую цену_тебе
>удастся продать свою миловидность и молодость".

Да, примеры интересны. Вот еще в тему. Роман Диккенса «Большие надежды» именно об этом. Одна из героинь была в молодости жестоко обижена мужчиной (жених, которого она безумно любила, оказался мошенником и сбежал прямо в день свадьбы). В отместку она воспитывает свою приемную дочь как некое орудие мести. Ее миссия как раз в том, чтобы «примани к себе возможно больше поклонников, и насмехайся над каждым». Результат плачевен – девушка вырастает в несчастную женщину не способную к какой бы то ни было любви.

От Леонид
К Almar (09.10.2001 16:06:11)
Дата 09.10.2001 18:44:56

Re: А вот...



>Изначально отношения полов строятся по принципу свободной любви.

Боюсь, Здесь Вы следуете привычной для европейца схеме дикость-варварство- цивилизация. А ведь даже сам Маркс, грешивший европоцентризмом отмечал, что никогда не было вольного дикаря - чем дальше вглубь веков, тем больше запретов и ограничений лежит на человеке.
В реликтовых обществах свободной любви нет. Там тоже присутствует семья.

>Затем по мере развития цивилизации в эти отношения постепенно проникают отношения частной собственности. Раз все в обществе покупается и продается, то никак нельзя такую важнейшую сферу человеческой жизни исключить из товарного оборота, это подорвало бы саму идеологию частной собственности. Но как можно людей заставить продавать и покупать то, что можно взять бесплатно, и в чем нет никакого дефицита? Вот здесь самое интересное. Общество направляет свои усилия на то, чтобы создать этот дефицит искусственно. Что мы тогда имеем: 1. Становится важным обладание (владение) именно таким престижным партнером.

Какой партнер считается престижным? Это интересный вопрос.

2. Воспитание детей (особенно женщин) осуществляется таким образом, чтобы подавить всякое сексуальное желание. Ибо если такое желание присутствует, то сложно настроить себя на продажу своей «любви», тому, кто больше заплатит.

Вы опять говорите об Европе. Это от христианства пошло. Но мир ислама такого воспитания не знает. Как не знает его и Дальний Восток.

А вдруг такой человек будет раздавать свою любовь бесплатно. Тогда получается. что те, кто имеет деньги, лишаются каких либо преимуществ.

Понимаете, это совсем разные вещи - переспать с кем-то и жить с кем-то. Если просто переспать - то это можно сделать и ради одного удовольствия. А если жить с кем-то - то здесь будешь искать всегда какого-то удобства для себя.

3. В некотором роде родители могут руководствоваться соображениями гуманности: если дочь предназначена для принудительной (или полу-принудительной) выдачи замуж (при этом в 90% партнер не будет ей привлекателен), то зачем культивировать у ней сексуальное чувство – чтоб она потом всю жизнь страдала. А полу-принудительные браки - важная часть механизма наследования частной собственности. Поэтому, кстати, в среде бедноты менее консервативное воспитание – наследовать все рано нечего.

Неверно. Если б это было так, то самые вольные нравы были бы в среде моей новой родни - они все очень бедные. В Узбекистане я кажусь просто миллионером. Но самые вольные равы я встречал именно в среде так называемого среднего класса. Моими подругами чаще всего становились медработники - врачи и медсестры. Были также журналистки и банковские операционистки.

От Almar
К Леонид (09.10.2001 18:44:56)
Дата 10.10.2001 10:23:46

Re: А вот...

Спасибо за замечания, но они не поколебали мою уверенность в том, что схема построенная мною на основании трудов Райха весьма логична. Объясню, почему. Но сначала исправлю недочет своего предыдущео постинга. Я забыл там сказать, что не смотря на мрачную и циничную картину подавления частнособственнической культурой сексуальности, не все так плохо в нашем мире. Люди сопротивляются этому и весьма успешно, каждый человек имеет свой шанс подняться выше этого и обрести в своей жизни любовь.

>>Изначально отношения полов строятся по принципу свободной любви.
> В реликтовых обществах свободной любви нет. Там тоже присутствует семья.

Да, как и у многих животных. Но семья может быть разная, не всякая семья основана на монопольной приватизации патрнера. В реликтовых обществах нет семьи, которая бы накапливала частную собственность и передовала ее по наследству. Далее, как известно перед периодом патриархата был значительный период матриархата. Там семья была совершенно иной.

>Какой партнер считается престижным? Это интересный вопрос.

Ну а чего тут интересного. Массы об этом не задумываются, они просто берут эталон из журналов, голивудских фильмов и конкурсов красоты.

>>2. Воспитание детей (особенно женщин) осуществляется таким образом, чтобы подавить всякое сексуальное желание. Ибо если такое желание присутствует, то сложно настроить себя на продажу своей «любви», тому, кто больше заплатит.

>Вы опять говорите об Европе. Это от христианства пошло. Но мир ислама такого воспитания не знает. Как не знает его и Дальний Восток.

Сомнительно, именно в арабских странах женщин чаще всего принудительно выдают замуж. Религия здесь не столь важна. Важно какую роль играют в обществе частнособственнические отношения.

>Понимаете, это совсем разные вещи - переспать с кем-то и жить с кем-то. Если просто переспать - то это можно сделать и ради одного удовольствия. А если жить с кем-то - то здесь будешь искать всегда какого-то удобства для себя.

Согласен, но удобство удобству рознь. Что более удобно жить с любимым человеком (который относится к тебе как человеку) и носить заячью доху или жить с нелюбимым (который относится к тебе как к вещи), но который может обеспечить тебе норковую шубу? Брак в буржуазном обществе настраивает людей на поиск только одного удобства от брака – это удобства накопить, сохранить и передать по наследству частную собственность.

Насчет примера с родней. Он не подойдет. Во-первых, все мы дети СССР, а у нас ситуация была несколько смешана. Во-вторых, здесь примешивается восточная культура. В-третьих, всегда есть исключения.


От Леонид
К Almar (10.10.2001 10:23:46)
Дата 10.10.2001 11:59:44

Re: А вот...

>Спасибо за замечания, но они не поколебали мою уверенность в том, что схема построенная мною на основании трудов Райха весьма логична. Объясню, почему.

Но ведь Райх строил свои труды исходя из реалий начала XX века. Сейчас реалии существенно изменились. Или вот, например, Фрейд. Он, наблюдая и исследуя психику австрийской буржуазии и аристократии, механистически распространил отношения в буржуазной семье на все человечество и на все времена.


>
>Да, как и у многих животных. Но семья может быть разная, не всякая семья основана на монопольной приватизации патрнера. В реликтовых обществах нет семьи, которая бы накапливала частную собственность и передовала ее по наследству. Далее, как известно перед периодом патриархата был значительный период матриархата. Там семья была совершенно иной.

Ну, матриархат как повсеместное явление вряд ли был. Сейчас клоняются к этому. А вот различать типы семьи действительно нужно.

>>Какой партнер считается престижным? Это интересный вопрос.
>
>Ну а чего тут интересного. Массы об этом не задумываются, они просто берут эталон из журналов, голивудских фильмов и конкурсов красоты.

Да? в голливудских фильмах на самом деле нередко попадаються красивые женщины, но вот в массе своей фотки в журналах дают в качестве эталона не очень женственных и малопривлекательных особ (так мне кажется во всяком случае). Интересно, но навязывается прямо-таки стандарт женской красоты - длинноногая худощавая голубоглазая блондинка.
>>Вы опять говорите об Европе. Это от христианства пошло. Но мир ислама такого воспитания не знает. Как не знает его и Дальний Восток.
>
>Сомнительно, именно в арабских странах женщин чаще всего принудительно выдают замуж. Религия здесь не столь важна. Важно какую роль играют в обществе частнособственнические отношения.

Как понимать "принудительно"?
В исламской культуре нет понятия греховности плоти.Половые сношения не рассматриваются как нечто греховное и запретное само по себе. Ислам требует не умерщвления плоти, а дисциплины. Плюс ранние браки.
А каждый брак в той или иной степени принудителен.

>>Понимаете, это совсем разные вещи - переспать с кем-то и жить с кем-то. Если просто переспать - то это можно сделать и ради одного удовольствия. А если жить с кем-то - то здесь будешь искать всегда какого-то удобства для себя.
>
>Согласен, но удобство удобству рознь. Что более удобно жить с любимым человеком (который относится к тебе как человеку) и носить заячью доху или жить с нелюбимым (который относится к тебе как к вещи), но который может обеспечить тебе норковую шубу?

Смотря кому. Во-первых, любовь в браке гораздо крепче и важнее любви до брака. мне вот очень нравится библейский брак. "И взял Ицхак Ривку, и она стала его женою, и он полюбил ее". Именно в этой последовательности - сначала взял, потом стала его женою, потом полюбил. Примерно также и у меня получилось. Разве только в постели любовь? Да и в семейной жизни постель все же не самое главное и определяющее. Важно, чтобы получилось одно целое. Чтобы два стали единой плотью. Надо уметь сжиться с реальным человеком со всеми его недостатками, принять его таким, каков он есть.
Я считаю себя неплохим человеком вобщем-то, с которым можно сжиться. Но это факт - никто из московских девчонок связывать свою жизнь со мной не захотел. От одной разведенной подруге своей я однажды улышал - спать я с тобой буду. а жить семьей - нет. Не хочу больше прозябать.
Так что большинство москвичек предпочитает норковую шубу, иномарку, достаток выше среднего простым человеческим отношениеям при скромном достатке.

Брак в буржуазном обществе настраивает людей на поиск только одного удобства от брака – это удобства накопить, сохранить и передать по наследству частную собственность.

Согласен. Тут спора нет. Именно поэтому я ненавижу буржуазное общество. Оно не признает за мной права иметь семью, иметь детей. Я ж не собственник! Хорошо, что нашел девушку из Узбекистана, по понятием которой для нормальной жизни семье достаточно иметь какую-то крышу над головой (а сколько напихано душ под этой крышей вобще не рассматривается), хлеб на столе, и чтобы ребенок сел за парту в какой угодно школе. Наша немецкая родня, мои однокурсники и знакомые москвичи мого брака вобще не понимают.

>Насчет примера с родней. Он не подойдет. Во-первых, все мы дети СССР, а у нас ситуация была несколько смешана. Во-вторых, здесь примешивается восточная культура. В-третьих, всегда есть исключения.


Разумеется, мы все из СССР. Но это факт - проще соблазнить студентку, банковскую операционистку, секретаршу, врачиху, журналистку нежели базарную торговку или офицантку из нелегалок.