От
|
П.В.Куракин
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
30.08.2008 22:27:20
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
Перечитывая "лукавую цифру"
вопрос о реальных темпах роста СССР в последние годы подымался тут неоднократно. и всегда вылезали какие -то умники с примером Фиата - этот пример доктора - "экономисты", как оказывается, пересказывают в Интернете до сих пор. По этой байке, более современные Фиаты стоят столько же, и рост итальянская статистика не дает. Вот типа как надо. И в случае СССР - сакраментальная фраза из Ханика "станок стоил 5 тысяч... а ТАКОЙ ЖЕ, но с роботом или ЧПУ - ЦЕЛЫХ 70 тысяч."
Мне очень хотелось бы узнать, почему НИКТО не задал этим умникам -академикам простой вопрос: сколько СТОИТ разработка этого робота, испытание, разворачивание производства этих станков, наладка. СТОЛЬКО и стоила. Именно разработка и разворачивание нового, модернизированного производтства дает вклад в стоимость сложной продукции.
Эти дебилы повторяли как попугаи: "станков -то столько же". Из полутриллионного военного бюджета США (сейчас) 200-300 миллиардов это НИОКР-ы.
Можно разводить старую жижу о том, что при рынке эти станке никто бы не купил за такую цену, что их создание и выпуск "неэффективны" - да ради Бога, сколько угодно. Возможно, ИМЕННО ПОТОМУ и так дорого станки выходили, что "неэффективно".
Но все эти термины к СУЩЕСТВУ вопроса о росте не отнсятся. ИМЕННО СТОЛЬКО работ, в почти ФИКСИРОВАННЫХ советских ценах, эти роботы и ЧПУ и стоили. И это и есть реальный рост советског омашиностроение.
И с Фиатами - это заведомое вранье, даже не глядя в справочники. Потому что разработка новой модели ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ стоит много. Если бы
это было не так, никаких проблем с "догогонянием" Запада у СССР не было бы вовсе. Все было в СССР - и инженеры и наука (это СГКМ с Мироном с умным видом ищут эффекты второго и третьего порядка малости вроде "диссертационной ловушки"). И инженеры ВАЗ-а уж были не глупее инженеров не только Фиат-а, но и американских автогигантов.
Не было таких огромных свободных СРЕДСТВ, как у развитых стран, чтобы провести новые исследования. Апполло - 40 млрд долл, а советская лунная программа- 4,5 млрд. руб (Борис Черток).
Возвращаясь к СОюзу, доля машинстровения за 15 лет застоя от 1970 г до 1985 увеличилась с 16% до 27%. Возможно, именно в ценовом исчислении. И ПОКА нет никаких рациональных оснований считать этот показатель неадекватным.
И это было огромным достижением. Во внутренних координаиах СССР развивался в последние годы исключительно динамично. И только эти внутренние координаты и имеют смысл при оценке эффективности системы. Был бы разрешено доступ на мировой рынок не на дискриминационных условиях - было бы больше. А если не дали, то и черт с ним, с миром. Внутри себя темпы были очень приличные.