От А. Решняк
К А. Решняк
Дата 19.07.2008 16:04:48
Рубрики Прочее; Тексты;

МС-21 на замену ТУ154 и модификации ТУ - к оцифровке накопленного опыта.

Посмотрел на МС-21 - схема "классическая боинговская" - турбины снизу крыла (подвесные), сигара фюзеляжа сверху.

Преимущество такой схемы - пониженная шумность для пассажиров (ШУМ ОТ ТУРБИНЫ ЧАСТИЧНО ЭКРАНИРУЕТСЯ КРЫЛОМ + РАЗНОСТЬ УРОВНЕЙ турбины и фюзеляжа).

НО есть и НЕДОСТАТОК - повышение шумности из-за расположения вблизи ЦЕНТРА фюзеляжа, удаление на корму (к хвосту) самолёта уменьшает шум.

А что у нас, у ТУ-154? Турбины две на уровне и одна вверху - шум для пассажирского салона сильнее, но и безопасность турбины, работающей ВЫШЕ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (риск попадания мусора в лопатки турбины и катастрофы минимален).

Интересно, что выбирают СЕЙЧАС при опросе сами пассажиры, небольшое повышение шумности в хвостовой части с минимизацией риска катастрофы при взлёте или комфорт тишины со взлётным риском? Это сейчас до модернизации ТУ, а если к тому же появится самолёт менее шумный чем рекордсмены минимальной шумности с сохранением высочайшей безопасности по риску поломки турбины от попадания посторонних предметов при взлёте???

Где кроется неуловимое конкурентное преимущество?

Кроме того, большой вес колёсных пар (и сниженная нагрузка на колесо) сейчас позволяет сажать самолёт в результате чуть ли не на просёлочную дорогу или в степи, а там то мусор с поверхности грунта как раз самый критичный.

Т.е. по факту наш гражданский флот лёгким движением руки... готов к труду и обороне...

По всей видимости видна инженерная мысль - схема МС-21 конструкционно позволяет подвешивать любые модификации турбин, а их нахождение внизу позволяет по боинговскому коридору соответствия легко пройти нормативы по шуму.

Недостаток всё тот же - такой самолёт пригоден только в гражданской особо "стерильной" для турбин возле поверхности взлётки ситуации.

Как альтернатива, дополняющая такой вариант - дальнейшая модернизация ТУ-154.

Схема ТУ-154 вполне востребована, сейчас по сути этот самолёт, который один из немногих готов к работе в более тяжёлых и экстремальных условиях эксплуатации (низкий класс взлётно-посадочной полосы).

Оцифровка проектно-изготовительной документации (оцифровка и ввод в электронный архив) позволит экспериментировать с вариантами модернизации более глубоко - по сути на основе имеющейся модели создать новую, лишённую старых недостатков).
Так навскидку, можно удалить из плоскости-уровня салона две (левую и правую) турбины, а вместо верхней турбины в центре как раз разместить две по бокам НАД салоном.


Такое решение избавит от нескольких проблем:

1. Отсутствие занижения КПД. Турбины будут снова строго по оси самолёта (раньше верхняя турбина была задрата вертикально на небольшой угол отчего её КПД был занижен).
2. Экономичность и улучшение эксплуатационно-весовых характеристик. Компоновка позволит вместо 3х старых турбин использовать современные 2е более тяговооружённые турбины.
3. Снижение шума. Компоновка позволит вынести турбины вовне как во всех схемах, вместо и в отличии от монолитной гондолы центральной турбины как раньше - вибраций на корпус и шума в салон от центральной турбины просто не будет.


Такое решение сохранит ранее достигнутые преимущества:

1. Высокая безопасность. Сохранится максимальная безопасность при взлёте самолёта от попаданий мусора в турбину, поскольку они будут размещены в самой верхней части самолёта - на уровне над фюзеляжем (салоном) самолёта.
2. Максимальное исключение шума. Сохранится эффект понижения шума за счёт размещения в хвостовой части вместо размещения источника шума (турбины) в центральной части как у Боинга.


Кроме того, возможны варианты с модернизацией тележки колёсной пары: возможность варьировать нагрузку на колесо - это позволит наращивать и снижать требования к взлётно-посадочным характеристикам самолёта и доступности аэродромов соответственно в "режиме он-лайн" при замене-наращиванию колёсных пар во время обслуживания бортов.

Есть трудность в варианте силового каркаса - вынесенные турбины в хвосте к чему-то должны крепиться, тем более, если мы хотим сделать их в вынесенном варианте (без монолитных гондол) как в случае их вынесения под крыло у Боинга, но и это можно успешно реализовать - благо есть потребность и опыт живых самолётов ТУ, а также новые возможности конструкционных материалов.

А сейчас наши самолёты ТУ незримо от всех стоят на страже Родины принося свой вклад в копилку стабильности и устойчивого развития. По каким неведомым узорам побегут ручьи будущего - наверное, по руслам, которые разум сумел учесть и подготовить в череде обстоятельств. Большого неба!

С уважением.