От Karev1
К Romix
Дата 07.06.2008 15:45:54
Рубрики Прочее; Крах СССР; Манипуляция;

В смысле?...

где новые американские ЖРД? Не слежу уже давно. Знаю, закупили технологию производства Энергомашевских ЖРД РД-180 (те, что на котрых Атлас-5 летает)и собираются сделать в штатах еще 101 шт. Купили НК-33, только делать не стали. Официальная версия: "У фирмы кончились деньги". Но, похоже, не осилили.

От Pokrovsky~stanislav
К Karev1 (07.06.2008 15:45:54)
Дата 08.06.2008 10:27:53

Замечание на реплику с Авиабазы

>где новые американские ЖРД? Не слежу уже давно. Знаю, закупили технологию производства Энергомашевских ЖРД РД-180 (те, что на котрых Атлас-5 летает)и собираются сделать в штатах еще 101 шт. Купили НК-33, только делать не стали. Официальная версия: "У фирмы кончились деньги". Но, похоже, не осилили.


На Авиабазе от 7-40 поступила текая реплика:

Ну, как могут не освоить НК-33 те, кто якобы "собираются сделать" РД-180??

Передайте этому "умнику", что он здесь, на форуме Кара-Мурзы сам долго разъяснял, почему может быть утрачена технология того же Ф-1.

От себя же добавлю. Более современные технологии - как правило лучше алгоритмизированы, т.е. меньше зависят от человеческого фактора. И это может иметь ключевое значение. Инженеры-технологи в ряде случаев могут просто не заметить приемов, которые применяются рабочими в виду специфики их производственной и житейской культуры, привычек, опыта. Которые в результате - не передаются.

Например, при пайке человек видит глазом тонкости состояния припоя(вязкость, окисление поверхности)- и чуть-чуть дает остыть паяльнику. Или используют флюс с маленькой улучшающей добавочкой.
Это становится технологической тонкостью, присущей пайке данного цеха. Или - прием закрепления спаиваемых деталей, благодаря которому в деталях возникает специфическое тепловое поле, улучшающее условия прочного соединения. Прием закрепления и приспособления - догадка местных умельцев.
В пайку вносится новое качество, без которого прочность спая оказывается пониженной. А понижение прочности становится недопустимым на ракете.
Но в технологическую карту это не попадает. Приспособления, добавки к флюсам - при продаже технологии из цеха не уходят. Про них никто не думает. А в Техасе с ума сходят - почему прочность, имеющаяся на прототипе - не воспроизводится.
Как в анекдоте: сделали по советским чертежам ракету - получился трактор...

Интересно, что та же добавка к флюсу может возникать самопроизвольно - как неконтролируемая химическая примесь к составу, специфическая для конкретного поставщика флюса, на которую никто не обратил внимания. Работает - и хорошо...

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (08.06.2008 10:27:53)
Дата 08.06.2008 18:15:09

Re: Замечание на...

7-40 на Авиабазе написал:
>Кто-нибудь может объяснить Покровскому (Форум С.Кара-Мурзы : Статья ), что, во-первых, НК-33 уже скоро 40 лет как не производится нигде, включая Россию, потому кустарные приёмы его изготовления утрачены везде, а во-вторых, что промышленное изготовление ракетных двигателей немного отличается от мелкокустарного производство лаптей народными умельцами, каковым он, очевидно, и занимался всю свою жизнь.

Просьба объяснить 7-40, что он пользуется кустарными методами полемики. - Ввиду бесконечной удалености от реалий производства.

НИ ОДНО УНИКАЛЬНОЕ или МАЛОСЕРИЙНОЕ сложное изделие, тем более находящееся на пределе технологических способностей цивилизации, - не обходится без изготовленных специально для него приспособлений, без технологических тонкостей, в которых велика роль произвола производственников и неполноты проработки. И это есть ни что иное, как отражение в реальных материалах и реальных действиях - философского недостижимости полного знания.

И чем сложнее изделие, тем больше точек, в которых возможен тупик из-за потери неалгоритмизированной технологической информации. Интересно, что часто эта "кустарщина" - незакрепленная алгоритмами информация -и есть высший мировой технологический уровень.

В вопросе, которым я занимаюсь для задачи нового строительства АЭС в России, именно такой случай. "Кустарщина" высшего мирового технологического уровня, "с научных колес" прямыми рапоряжениями министерств прошедшая промышленное внедрение на 13 АЭС(28 энергоблоков ВВЭР и РБМК), - оказалась в виду политических событий рубежа 80-90-х не закреплена в нормативах и руководствах. И ей угрожает потеря. А по технологии типовых проектов образца 60-х программа строительства АЭС может и провалиться. Она не вяжется с новыми требованиями по геометрии, по долговременой радиационной прочности материалов - при заложенном в планы увеличении мощности, ресурса и коэффициента использования мощности энергоблоков.
_____________________________________

Интересно, что у моего конкурента по моему и их нехитрому бизнесу в науку вернулись два(из трех) пожилых совладельца предприятия. В соответствующей отрасли пришли к выводу, что никакой импорт не в состоянии конкурировать с их советских времен наработками. И начали выискивать уцелевших специалистов - чтобы восстановить технологии.
Дело - именно в "лаптях". В том наиболее ценном, что не нашло отражения в чертежах и технологических картах.