От self
К Дмитрий Кропотов
Дата 04.06.2008 20:26:30
Рубрики Прочее; Крах СССР; Манипуляция;

Двигатель НК-33, созданный для советской лунной программы, начнет вторую жизнь

http://www.newizv.ru/print/91298

Двигатель НК-33, созданный для советской лунной программы, начнет вторую жизнь


Это творение великого самарского конструктора и моторостроителя Николая Кузнецова, созданное еще 35 лет назад для реализации советской лунной программы, до сих пор не знает себе равных. Оно является настоящим шедевром среди подобных ракетных двигателей – плодом упорного научного поиска, интеллекта наших соотечественников и законной гордостью сегодняшнего завода ОАО «Моторостроитель».

Наша справка. Двигатель НК-33 был создан для ракеты Н-1 или Царь-ракеты, как в ту пору называли ее на космодроме Байконур военные и покорители космоса. На нее делали ставку, когда планировали доставку первого советского космонавта на Луну. Однако, эта программа, по известным причинам, в свое время «лопнула». И политбюро ЦК КПСС приняло постановление о ее закрытии. Лучший в мире двигатель НК-33 предписывалось уничтожить. Но у академика Николая Кузнецова, отдавшего своему детищу годы и годы своей жизни, на это не поднялась рука. На свой страх и риск он спрятал опытные образцы. И поступил совершенно правильно. Ведь потребность в двигателях такого типа в связи с дальними космическими полетами, в том числе на Луну и на Марс, о которых все громче сегодня говорят исследователи космоса у нас в стране и за ее пределами, осталась и нарастает с каждым днем.

Через четверть века после создания НК-33 показали иностранцам. А затем начали работы по его возвращению к жизни и дальнейшие испытания. Во время последних - командующий ракетными войсками России, кстати, высказал свое удовлетворение ходом этих работ и назвал испытания успешными. Удивляться и восхищаться есть чему и сегодня. По своему ресурсу самарский двигатель в три раза перекрывает все современные нормативы и готов к практическому использованию в подготовке ракет для доставки аппаратов и грузов на ту же Луну.

Последние испытания прошли 2 июня 2008 года. Как прокомментировал это событие генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Дмитрий Носов, испытания НК-33, изготовленного 35 лет назад, показали, что он так же надежен, как и в год своего рождения. Двигатель перекрывает по своим основным показателям все существующие аналоги и стандарты. Такой задел современным моторостроителям оставило прошлое поколение ученых, конструкторов и производственников. Благодаря ему, у самарского «Моторостроителя» есть возможности, чтобы идти впереди всех, кто занимается двигателестроением.

Кстати, сейчас, после вхождения данного предприятия в холдинг «Двигатели НК» завод переживает явный подъем. Его портфель заказов становится с каждым днем все толще. Идут заказы от Минобороны РФ, от ВВС Индии, ОАО «Газпром», многих газовых предприятий страны, для которых «Моторостроитель» изготавливает военную и мирную продукцию. К примеру, - турбины для газопроводов и их перекачивающих станций – ЛПДС, занимающихся транспортировкой «голубого топлива» с того же Ямала в центр Европейской части страны и в страны Восточной и Западной Европы. Всего в «портфеле» предприятия на этот год, как рассказывали его топ-менеджеры прибывшему вчера с визитом на предприятие главному федеральному инспектору по Самарской области Сергею Сычеву, заказов на пять с лишним миллиардов рублей. Гость с удовлетворением узнал и о том, что сегодня инженеры и производственники «Моторостроителя» связывают свои надежды на подъем не только с возрождением производства двигателей марки НК-33, но и двигателей для стратегических бомбардировщиков – «ТУ-160» и «Ту-95». Строить и ремонтировать такие двигатели в России может сегодня только самарский завод.

Как пришел к выводу после знакомства с предприятием Сергей Сычев, завод вполне способен справиться с увеличением и веским увеличением объемов промышленного производства. А необходимость в этом есть. Ведь тот же двигатель НК-33 сегодня просто мечтают заполучить за любые деньги те же американцы и французы. То есть прямая коммерческая перспектива в данной плоскости просматривается со всей ясностью. Хотя не все можно переводить на деньги, считают инженеры и производственники «Моторостроителя». Такие достижения науки и техники нужно на определенный период оставлять в России, чтобы они работали только на нее. Патриоты! Но есть проблемы, которые на все заставляют смотреть более прагматично и реалистично.

Главной из них для «Моторостроителя» на сегодняшний день является проблема кадров. Дело в том, что прежние, непревзойденные мастера, люди с «золотыми» руками и светлыми головами постарели и все большее их количество уходит на пенсии, а молодежь из-за отсутствия заказов в прошлые годы долгое время не шла на завод. Поэтому сейчас остро стоит проблема подготовки и обучения достойной смены. Чтобы мотивировать юношей и девушек, руководство завода в этом году приняло решение о серьезном увеличении заработной платы на предприятии.

Так что, похоже, тут вторая молодость приходит для тех, кто первую сберег.

Завод жил, жив и будет жить. А значит, у России и впредь будут самые мощные в мире ракеты.

Виктор Рубцов. Самара
© 2008, «ЗАО «Газета Новые Известия»

От Karev1
К self (04.06.2008 20:26:30)
Дата 11.06.2008 17:08:48

Re: Двигатель НК-33,...



>Двигатель НК-33, созданный для советской лунной программы, начнет вторую жизнь


>Это творение великого самарского конструктора и моторостроителя Николая Кузнецова, созданное еще 35 лет назад для реализации советской лунной программы, до сих пор не знает себе равных. Оно является настоящим шедевром среди подобных ракетных двигателей – плодом упорного научного поиска, интеллекта наших соотечественников и законной гордостью сегодняшнего завода ОАО «Моторостроитель».
Двигатель был разработан и начат изготовлением на Моторном заводе (СНТК им. Кузнецова), завод им Фрунзе (Моторостроитель) - просто серийный завод.

>Через четверть века после создания НК-33 показали иностранцам. А затем начали работы по его возвращению к жизни и дальнейшие испытания. Во время последних - командующий ракетными войсками России, кстати, высказал свое удовлетворение ходом этих работ и назвал испытания успешными. Удивляться и восхищаться есть чему и сегодня. По своему ресурсу самарский двигатель в три раза перекрывает все современные нормативы и готов к практическому использованию в подготовке ракет для доставки аппаратов и грузов на ту же Луну.
"Возвращение к жизни" - это всего лишь испытания уцелевших образцов двигателей.
>Последние испытания прошли 2 июня 2008 года. Как прокомментировал это событие генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Дмитрий Носов, испытания НК-33, изготовленного 35 лет назад, показали, что он так же надежен, как и в год своего рождения. Двигатель перекрывает по своим основным показателям все существующие аналоги и стандарты. Такой задел современным моторостроителям оставило прошлое поколение ученых, конструкторов и производственников. Благодаря ему, у самарского «Моторостроителя» есть возможности, чтобы идти впереди всех, кто занимается двигателестроением.
Без СНТК им Кузнецова, "Моторостроитель" ничего не возродит. А СНТК не взяли даже в создаваемый холдинг.
>Кстати, сейчас, после вхождения данного предприятия в холдинг «Двигатели НК» завод переживает явный подъем. Его портфель заказов становится с каждым днем все толще. Идут заказы от Минобороны РФ, от ВВС Индии, ОАО «Газпром», многих газовых предприятий страны, для которых «Моторостроитель» изготавливает военную и мирную продукцию. К примеру, - турбины для газопроводов и их перекачивающих станций – ЛПДС, занимающихся транспортировкой «голубого топлива» с того же Ямала в центр Европейской части страны и в страны Восточной и Западной Европы. Всего в «портфеле» предприятия на этот год, как рассказывали его топ-менеджеры прибывшему вчера с визитом на предприятие главному федеральному инспектору по Самарской области Сергею Сычеву, заказов на пять с лишним миллиардов рублей. Гость с удовлетворением узнал и о том, что сегодня инженеры и производственники «Моторостроителя» связывают свои надежды на подъем не только с возрождением производства двигателей марки НК-33, но и двигателей для стратегических бомбардировщиков – «ТУ-160» и «Ту-95». Строить и ремонтировать такие двигатели в России может сегодня только самарский завод.
Без СНТК и завода Металлист "Моторостроитель" не способен выпускать даже давно разработанные двигатели. Создавать что-то новое ему, вообще, по штату не положено, да и не кем.
СНТК прозябает уже 15 лет.
>Как пришел к выводу после знакомства с предприятием Сергей Сычев, завод вполне способен справиться с увеличением и веским увеличением объемов промышленного производства. А необходимость в этом есть. Ведь тот же двигатель НК-33 сегодня просто мечтают заполучить за любые деньги те же американцы и французы. То есть прямая коммерческая перспектива в данной плоскости просматривается со всей ясностью. Хотя не все можно переводить на деньги, считают инженеры и производственники «Моторостроителя». Такие достижения науки и техники нужно на определенный период оставлять в России, чтобы они работали только на нее. Патриоты! Но есть проблемы, которые на все заставляют смотреть более прагматично и реалистично.
Патриотизм - эьо хорошо, только КБ Кузнецова уже практически ликвидировано. А бОльшая часть сохранившихся двигателей НК-33 уже проданы в США.
>Главной из них для «Моторостроителя» на сегодняшний день является проблема кадров. Дело в том, что прежние, непревзойденные мастера, люди с «золотыми» руками и светлыми головами постарели и все большее их количество уходит на пенсии, а молодежь из-за отсутствия заказов в прошлые годы долгое время не шла на завод. Поэтому сейчас остро стоит проблема подготовки и обучения достойной смены. Чтобы мотивировать юношей и девушек, руководство завода в этом году приняло решение о серьезном увеличении заработной платы на предприятии.
На "Моторостроителе" еще пару месяцев назад были серьезные проблемы с выплатой зарплаты, а ее уровень таков, что все способные на это люди уже смотрят "на сторону". В СНТК, вообще, до конца прошлого года задержки зарплаты превышали полгода. И только с полгода назад их ликвидировали.
>Так что, похоже, тут вторая молодость приходит для тех, кто первую сберег.

>Завод жил, жив и будет жить. А значит, у России и впредь будут самые мощные в мире ракеты.
Ура! Только реальных дел в поддержку этих бодрых слов как не делалось так и не делается.

От Romix
К self (04.06.2008 20:26:30)
Дата 07.06.2008 03:00:07

А как же двигатели НАСА? (-)


От Karev1
К Romix (07.06.2008 03:00:07)
Дата 07.06.2008 15:45:54

В смысле?...

где новые американские ЖРД? Не слежу уже давно. Знаю, закупили технологию производства Энергомашевских ЖРД РД-180 (те, что на котрых Атлас-5 летает)и собираются сделать в штатах еще 101 шт. Купили НК-33, только делать не стали. Официальная версия: "У фирмы кончились деньги". Но, похоже, не осилили.

От Pokrovsky~stanislav
К Karev1 (07.06.2008 15:45:54)
Дата 08.06.2008 10:27:53

Замечание на реплику с Авиабазы

>где новые американские ЖРД? Не слежу уже давно. Знаю, закупили технологию производства Энергомашевских ЖРД РД-180 (те, что на котрых Атлас-5 летает)и собираются сделать в штатах еще 101 шт. Купили НК-33, только делать не стали. Официальная версия: "У фирмы кончились деньги". Но, похоже, не осилили.


На Авиабазе от 7-40 поступила текая реплика:

Ну, как могут не освоить НК-33 те, кто якобы "собираются сделать" РД-180??

Передайте этому "умнику", что он здесь, на форуме Кара-Мурзы сам долго разъяснял, почему может быть утрачена технология того же Ф-1.

От себя же добавлю. Более современные технологии - как правило лучше алгоритмизированы, т.е. меньше зависят от человеческого фактора. И это может иметь ключевое значение. Инженеры-технологи в ряде случаев могут просто не заметить приемов, которые применяются рабочими в виду специфики их производственной и житейской культуры, привычек, опыта. Которые в результате - не передаются.

Например, при пайке человек видит глазом тонкости состояния припоя(вязкость, окисление поверхности)- и чуть-чуть дает остыть паяльнику. Или используют флюс с маленькой улучшающей добавочкой.
Это становится технологической тонкостью, присущей пайке данного цеха. Или - прием закрепления спаиваемых деталей, благодаря которому в деталях возникает специфическое тепловое поле, улучшающее условия прочного соединения. Прием закрепления и приспособления - догадка местных умельцев.
В пайку вносится новое качество, без которого прочность спая оказывается пониженной. А понижение прочности становится недопустимым на ракете.
Но в технологическую карту это не попадает. Приспособления, добавки к флюсам - при продаже технологии из цеха не уходят. Про них никто не думает. А в Техасе с ума сходят - почему прочность, имеющаяся на прототипе - не воспроизводится.
Как в анекдоте: сделали по советским чертежам ракету - получился трактор...

Интересно, что та же добавка к флюсу может возникать самопроизвольно - как неконтролируемая химическая примесь к составу, специфическая для конкретного поставщика флюса, на которую никто не обратил внимания. Работает - и хорошо...

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (08.06.2008 10:27:53)
Дата 08.06.2008 18:15:09

Re: Замечание на...

7-40 на Авиабазе написал:
>Кто-нибудь может объяснить Покровскому (Форум С.Кара-Мурзы : Статья ), что, во-первых, НК-33 уже скоро 40 лет как не производится нигде, включая Россию, потому кустарные приёмы его изготовления утрачены везде, а во-вторых, что промышленное изготовление ракетных двигателей немного отличается от мелкокустарного производство лаптей народными умельцами, каковым он, очевидно, и занимался всю свою жизнь.

Просьба объяснить 7-40, что он пользуется кустарными методами полемики. - Ввиду бесконечной удалености от реалий производства.

НИ ОДНО УНИКАЛЬНОЕ или МАЛОСЕРИЙНОЕ сложное изделие, тем более находящееся на пределе технологических способностей цивилизации, - не обходится без изготовленных специально для него приспособлений, без технологических тонкостей, в которых велика роль произвола производственников и неполноты проработки. И это есть ни что иное, как отражение в реальных материалах и реальных действиях - философского недостижимости полного знания.

И чем сложнее изделие, тем больше точек, в которых возможен тупик из-за потери неалгоритмизированной технологической информации. Интересно, что часто эта "кустарщина" - незакрепленная алгоритмами информация -и есть высший мировой технологический уровень.

В вопросе, которым я занимаюсь для задачи нового строительства АЭС в России, именно такой случай. "Кустарщина" высшего мирового технологического уровня, "с научных колес" прямыми рапоряжениями министерств прошедшая промышленное внедрение на 13 АЭС(28 энергоблоков ВВЭР и РБМК), - оказалась в виду политических событий рубежа 80-90-х не закреплена в нормативах и руководствах. И ей угрожает потеря. А по технологии типовых проектов образца 60-х программа строительства АЭС может и провалиться. Она не вяжется с новыми требованиями по геометрии, по долговременой радиационной прочности материалов - при заложенном в планы увеличении мощности, ресурса и коэффициента использования мощности энергоблоков.
_____________________________________

Интересно, что у моего конкурента по моему и их нехитрому бизнесу в науку вернулись два(из трех) пожилых совладельца предприятия. В соответствующей отрасли пришли к выводу, что никакой импорт не в состоянии конкурировать с их советских времен наработками. И начали выискивать уцелевших специалистов - чтобы восстановить технологии.
Дело - именно в "лаптях". В том наиболее ценном, что не нашло отражения в чертежах и технологических картах.

От Karev1
К self (04.06.2008 20:26:30)
Дата 05.06.2008 13:16:52

Н-да, т. Рубцов все переврал...

Будет время напишу кратенькую рецензию на статью, а так можно сказать, что "Моторостроитель" не имеет никакого отношения к НК-33 :-(

От Artur
К Karev1 (05.06.2008 13:16:52)
Дата 05.06.2008 15:56:30

Re: Н-да, т.

>Будет время напишу кратенькую рецензию на статью, а так можно сказать, что "Моторостроитель" не имеет никакого отношения к НК-33 :-(

А двигатель есть сейчас ? Или тоже автор переврал ?

От Karev1
К Artur (05.06.2008 15:56:30)
Дата 06.06.2008 12:38:42

Re: Н-да, т.

>>Будет время напишу кратенькую рецензию на статью, а так можно сказать, что "Моторостроитель" не имеет никакого отношения к НК-33 :-(
>
>А двигатель есть сейчас ? Или тоже автор переврал ?
Двигатель есть.

От Дядюшка ВВ
К Artur (05.06.2008 15:56:30)
Дата 05.06.2008 23:44:41

Re: Н-да, т.

Меня просят задать вам вопрос: вы уже отказались от выдвинутых на авиабазе тезисов? Потому как вы не ответили на возражения по ним.

От Artur
К Дядюшка ВВ (05.06.2008 23:44:41)
Дата 06.06.2008 14:28:55

Re: Н-да, т.

>Меня просят задать вам вопрос: вы уже отказались от выдвинутых на авиабазе тезисов? Потому как вы не ответили на возражения по ним.

Речь идёт обо мне ? Я недели две заходил, увидел, что с момента моего последнего ответа ничего нового не появилась и решил, что народ перестала интересовать эта тема.


От Дядюшка ВВ
К Artur (06.06.2008 14:28:55)
Дата 06.06.2008 16:00:24

Re: Н-да, т.

>Речь идёт обо мне ? Я недели две заходил, увидел, что с момента моего последнего ответа ничего нового не появилась и решил, что народ перестала интересовать эта тема.

Нового не появилось, ибо вы написали "За выходные я постараюсь детально на него ответить"

http://balancer.ru/2008/04/26/post-1511809.html

Вот и ждут. Полтора месяца уже.

От Karev1
К Дядюшка ВВ (05.06.2008 23:44:41)
Дата 06.06.2008 12:37:53

Re: Н-да, т.

>Меня просят задать вам вопрос: вы уже отказались от выдвинутых на авиабазе тезисов? Потому как вы не ответили на возражения по ним.
Это каких? Моего краткого резюме на форуме СГКМ? Почему вы их называете "выдвинутых на авиабазе"? Нет, не отказываюсь. А что на авиабазе спросить было нельзя?

От Дядюшка ВВ
К Karev1 (06.06.2008 12:37:53)
Дата 06.06.2008 15:59:14

Re: Н-да, т.

>>Меня просят задать вам вопрос: вы уже отказались от выдвинутых на авиабазе тезисов? Потому как вы не ответили на возражения по ним.
>Это каких? Моего краткого резюме на форуме СГКМ? Почему вы их называете "выдвинутых на авиабазе"? Нет, не отказываюсь. А что на авиабазе спросить было нельзя?

Это я Артура спрашивал :) Если вы посмотрите на заголовок экрана, то там написанно "от: Дядюшка ВВ. К: Артур"

От Artur
К Дядюшка ВВ (06.06.2008 15:59:14)
Дата 09.06.2008 00:51:24

Re: Н-да, т.

>>>Меня просят задать вам вопрос: вы уже отказались от выдвинутых на авиабазе тезисов? Потому как вы не ответили на возражения по ним.
>>Это каких? Моего краткого резюме на форуме СГКМ? Почему вы их называете "выдвинутых на авиабазе"? Нет, не отказываюсь. А что на авиабазе спросить было нельзя?
>
>Это я Артура спрашивал :) Если вы посмотрите на заголовок экрана, то там написанно "от: Дядюшка ВВ. К: Артур"

Я на днях найду время и детально отвечу на оставшееся сообщение.

От Pokrovsky~stanislav
К self (04.06.2008 20:26:30)
Дата 04.06.2008 22:33:13

(!)