>А вот у немцев -??? Сумма учтенных немцами потерь и пропавших без вести плохо сходится с оценками численности взрослого мужского населения. Которого попросту немцам не хватило.
Немецкие данные о потерях безусловно занижены. Вот свежий материал на эту тему.
Цена поражения
Количество погибших солдат гитлеровской коалиции до сих пор неизвестно
Несмотря на значительный срок, прошедший после окончания Второй мировой войны, есть страны, которые до сих пор не смогли подсчитать свои демографические потери. И, как это ни странно, в их число входит Германия. В отличие от России, чьи историки, казалось бы, вдоль и поперек испахали тему потерь в Великой Отечественной войне, немцы считают своих погибших только по геббельсовской статистике военной поры. Причем эти данные настолько занижены, что количество известных немецких могил на территории бывшего Советского Союза превышают их почти в полтора раза.
Столь невероятная ситуация сложилась по нескольким причинам, главная из которых — проигрыш Германии в войне и разделение страны на две независимые друг от друга части. Огромное количество архивов было разделено между ФРГ и ГДР, и исследователи долгое время не имели возможности объединить поиски. Кроме того, в рядах вермахта кроме немцев служили представители других стран, на тот момент присоединенных к Третьему рейху и не учитывающихся современными авторами.
«Людей на войне не жалели ни наши, ни немцы, — рассказывает РБК daily ведущий научный сотрудник центра военной истории Института российской истории РАН Татьяна Бушуева. — К примеру, для подсчета советских павших очень тяжелым является 1941 год, потому что это была настоящая катастрофа. Подсчитать тех павших можно приблизительно. Для немцев ситуация еще хуже, потому что такой же катастрофой для них выдался последний период войны — с 1944 по 1945 год».
Информация о потерях в Германии поступала сразу из трех источников. Действующие на Восточном фронте войска не всегда принадлежали только сухопутным силам. Вместе с ними воевали дивизии ВВС и ВМФ, и личный состав инспектировался в них уже другими ведомствами. Затем через генеральные штабы данные складывались и озвучивались официальной пропагандой.
«Не секрет, что они нередко занижались властями, — сообщил РБК daily директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН Андрей Сахаров. — Ими оперировала геббельсовская пропаганда, и вся беда состоит в том, что даже сейчас, после войны, историкам приходится обращаться к этим цифрам, потому что многие архивы были просто уничтожены».
Погибшими гитлеровцы считали чуть больше 2,5 млн своих соотечественников. Хотя только количество известных могил на территории бывшего СССР составляет более 3,2 млн. И в последние годы благодаря деятельности поисковых групп их число значительно выросло и по косвенным оценкам приближается к 4 млн. Кроме того, в число официальных погибших не входят немцы, убитые в 1945 году. А именно за последние четыре месяца войны прошли самые кровавые для сухопутных сил Германии бои, и информация о потерях в них исчисляется лишь косвенно. Так, в трудах историка Буркхарта Мюллера-Гиллебранда, бывшего генерал-майора вермахта, в январе—мае 1945 года на Восточном фронте было потеряно пропавшими без вести или взятыми в плен 1,5 млн человек. По данным советского Генерального штаба, изложенным в работах комиссии Минобороны и Российской академии наук под руководством Григория Кривошеева, за период с 1 января по 9 мая 1945 года было взято в плен 1,94 млн человек. После 9 мая на Восточном фронте капитулировали еще 1,284 млн военнослужащих. Количество убитых немцев описывается в этот период лишь гипотетически.
«Основываясь на этих данных, военные историки сделали вывод, что количество немецких погибших на Восточном фронте переваливает за 4 млн, — продолжает Татьяна Бушуева. — Но результаты эти отнюдь не достоверны, потому как не учитывают очень многие моменты, такие как невозможность доверия официальной пропаганде как советской, так и германской. Многим известны рассказы жителей, что после боев огромное количество немцев хоронили в общих ямах. О каком учете могил можно вести речь, когда местное население, уставшее от зверств нацистов, выказывало свое презрение трупам оккупантов».
Помимо этого вместе с немцами воевали и дивизии из других стран, и наиболее многочисленные — из Венгрии и Румынии. Вместе с ними, исходя из официальных данных, гитлеровская коалиция на Восточном фронте потеряла более 5 млн человек убитыми. Однако, к примеру, генерал армии доктор исторических наук Махмут Гареев приводит цифру 7 млн. Исчисление проводится достаточно простым, но эффективным способом. Через ряды вооруженных сил Германии за годы войны прошли 21,2 млн человек. Если взять известное количество погибших на Восточном фронте (более 4 млн), прибавить к ним павших на других фронтах (1,4 млн), переданных в промышленность (2 млн), уволенных по ранению, болезни, осужденных, дезертиров и т.д. (2,5 млн) и плененных (около 3 млн), а также оставшихся в вермахте на момент капитуляции (4,8 млн), получим цифру участвовавших в войне немцев 18 млн человек. Неучтенными как раз остаются еще 3 млн человек, и скорее всего эти люди пали в боях с Красной Армией на территориях СССР, Польши и др. государств. Тем самым более-менее правдоподобные демографические потери германской армии составляют более 7 млн человек и около 8 млн вместе с союзниками. Но это лишь косвенные цифры.
«Для сравнения Красная Армия понесла убитыми и умершими в госпиталях 6,1 млн, плюс 2,5 млн пленных были затравлены гитлеровцами в концлагерях. Всего 8,6 млн военнослужащих, — рассказывает РБК daily ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Невежин. — Хотя эти цифры требуют коррекции». Остальные потери СССР, составляющее 18 млн человек, приходятся на мирное население оккупированных территорий, пострадавшее в результате массового фашистского геноцида. То есть всего мы потеряли в войне около 27 млн человек.
Если немцы не соблаговолили подсчитать свои потери в войне, то чего стоят все разглагольствования о особой эффективности немецких солдат, высоких потерях советской армии и прочем...
Тем более если их 1944-1945 г эквивалентен советскому 1941-1942г
Т.е можно говорить только о большей эффективности немцев в начале войны, и их меньшей эффективности в конце войны, а если сумма потерь советских и немецких войск почти одинаковы, то и суммарная эффективность обеих армий тоже примерно одинакова.
>Если немцы не соблаговолили подсчитать свои потери в войне, то чего стоят все разглагольствования о особой эффективности немецких солдат, высоких потерях советской армии и прочем...
>Тем более если их 1944-1945 г эквивалентен советскому 1941-1942г
Эти разглагольствования самоценны.
Без них речь пойдет уже о потере европейцами чувства собственного превосходства над "дикими славянами".
И все-таки их 1944-45 неэквивалентен нашему 1941-ому.
1)Наш 1941 - это был год активного использования немцами пятой колонны внутри нашей страны. Ракетчики, указывавшие немецким бомбардировщикам цели, работали в тылу нашей армии вплоть до Ростова-на-Дону в ноябре 1941. О заговоре в армии я уже говорил.
2) В отличие от нашего 1941 и первой половины 1942, когда за нашими войсками не было заградотрядов, у немцев заградотряды действовали в течение практически всей войны. Т.е. паническое отступление у немцев было практически исключено. Нашим войскам до последнего противостояли не бегущие, а активно сопротивляющиеся войска. У немцев в этом смысле были лучшие условия наступательных операций 1941 года в сопоставлении с нашими наступательными операциями 1944-45 г.г. А результаты - сопоставимые.