От C.КАРА-МУРЗА
К Игорь
Дата 13.01.2008 11:52:35
Рубрики Прочее; Тексты;

Re: Вы сознательно упрощаете дело. Так нельзя, если вас интересует именно дело

В религии (Писании) есть множество вещей, которые в принципе нельзя пытаться объяснить рационально. Это будет чудовищной профанацией. А ученик, придя с любого урока в школе, будет просить именно рационального объяснения. Какие конфликты при этом возникают, написано во многих книгах о гимназистах. Но об этом вообщи никто здесь не заикался. Ну кто так готовится к серьезному делу! Мне кажется, ни у кого даже нет "задачника", где были бы собраны "трудные" вопросы и варианты ответов. У католиков они есть - и то не могли справиться.

От Леонид
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 11:52:35)
Дата 13.01.2008 18:10:23

Такого задачника быть в принципе не может

Хотя я читал такой "задачник" XIX века и нашел его достаточно неудачным. Подобные "задачники" не нужны вообще. Отвечать на возникающие трудные вопросы придется самому, исходя из своего понимания.
Мне-то лично еще труднее будет, потому что придется отвечать на вопросы не только по коллизиям между научной и религиозной картинами мира, но по вопросам о коллизиях между разными образами веры и разными религиозными традициями, картины мира в которых то же разные. Я полагаю, что смогу ответить дочке на эти непростые вопросы, так как сам себе я сумел на них ответить. Хотя понимаю, что мне придется объяснять гораздо больше. И самое главное, в ключе различия, но не конфронтации. Гораздо сложнее будет.

От C.КАРА-МУРЗА
К Леонид (13.01.2008 18:10:23)
Дата 13.01.2008 18:54:15

Re: Вы все сводите к масштабу личности или семьи, а на деле

говорить с дочкой или говорить в классе - совершенно разные вещи. Говорить в улассе или в церкви - тоже разные.

От Леонид
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 18:54:15)
Дата 14.01.2008 02:07:44

От частного к общему

Разве на масштабах нашей семьи не будет сказываться введения ОПК? Я просто обрисовал ответ на своем микроуровне, будучи здесь полностью воздерживающейся стороной. Ни за, ни против. Согласитесь, что отвечать на вопросы по сопоставлению двух разных интерпретаций Священного Писания так, чтобы обозначить различие, но не пробуждая конфронтацию, сложнее? Сложнее, нежели согласовать религиозную и научную картины мира.
Я готов здесь отвечать на любые трудные вопросы, мне это не страшно. Ответ на трудные вопросы - это не проблема.
Так почему это проблема для священника? Разве что это вопрос профнепригодности священника в качестве педагога.

От Temnik-2
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 11:52:35)
Дата 13.01.2008 14:19:00

Или Вы не договариваете или делаете вид - я не пойму

>В религии (Писании) есть множество вещей, которые в принципе нельзя пытаться объяснить рационально. Это будет чудовищной профанацией. А ученик, придя с любого урока в школе, будет просить именно рационального объяснения. Какие конфликты при этом возникают, написано во многих книгах о гимназистах. Но об этом вообщи никто здесь не заикался. Ну кто так готовится к серьезному делу! Мне кажется, ни у кого даже нет "задачника", где были бы собраны "трудные" вопросы и варианты ответов. У католиков они есть - и то не могли справиться.
>В религии (Писании) есть множество вещей, которые в принципе нельзя пытаться объяснить рационально. Это будет чудовищной профанацией. А ученик, придя с любого урока в школе, будет просить именно рационального объяснения. Какие конфликты при этом возникают, написано во многих книгах о гимназистах. Но об этом вообщи никто здесь не заикался. Ну кто так готовится к серьезному делу! Мне кажется, ни у кого даже нет "задачника", где были бы собраны "трудные" вопросы и варианты ответов. У католиков они есть - и то не могли справиться.


1. Зачем козе баян? Может ли существовать такой "задачник" в принципе? (у католиков, быть может, и может)

Учащиеся должны получить общую информацию об основах православной культуры. (Скажем: Структура Писания. Этапы священной истории и истории Церкви. Догматы. Смысл таинств. Богослужение. Содержание христианской этики. Лествица...)

Если возникают вопросы - о природе зла, скажем, - можно писать сочинения, проводить дискуссии, предлагать дополнительную литературу и самостоятельный поиск - думать, думать, думать... Что здесь упрощённого?


2. Школа - это не только блок естественно-научных дисциплин.

Кроме физики и математики там есть ещё как минимум литература и история.

Как можно преподавать, скажем, литературу если учащийся не понимает аллегорий Гоголя и смыслов Достоевского? Я серьёзно говорю: "Ревизора" часто проходят как сатиру о недостатках местной администрации.

А какое потребуется отступление, чтобы объяснить школьникам зачем Дмитрию Донскому потребовалось перед Куликовской битвой ехать к преп. Сергию Радонежскому?

Это вопрос чисто технический.


3. Ваша позиция подрывает Ваши же представления о советской школе.

Чтобы сохранить "чистоту" школы как "храма знаний" (т.ч. рафинированно-научного заведения) необходимо отнять у неё воспитательные функции (кроме поддержания общей дисциплины) и выхолостить мировоззренческую.

На практике: учителя должны чётко подчеркнуть учащимся, что знания, которые они получают будут необходимы им для занятия профессиональной деятельностью, а отношения, выходящие за эти рамки будут пресекаться и строго формализироваться.

Но ведь это и есть пресловутая американская школа! В чистом виде.

Учитель - узкий специалист. Формальная дисциплина. Ориентация на точные науки и практические (прагматические) результаты. Политкорректность. Равноудалённость.

От C.КАРА-МУРЗА
К Temnik-2 (13.01.2008 14:19:00)
Дата 13.01.2008 14:32:11

Re: Конечно, я недоговариваю. Не хватало еще... А вы недопонимаете

Да читали ли вы Библию?

От Temnik-2
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 14:32:11)
Дата 13.01.2008 14:35:37

Опять загадки... (-)


От C.КАРА-МУРЗА
К Temnik-2 (13.01.2008 14:35:37)
Дата 13.01.2008 15:17:48

Re: Какие загадки... Я не собираюсь брать на себя роль подростка, травящего

преподавателя-священника трудными вопросами. Вы провоцируете?

От Владимир К.
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 15:17:48)
Дата 13.01.2008 23:02:45

Кстати дети, в отличие от взрослых, более брагодарные слушатели.

В них меньше предубеждённости и потому больше готовности понять, что им
пытаются объяснить.
А чем больше задают "трудных вопросов" - тем лучше!
Главное условие при этом - честность и искренность перед собой и
слушателями.



От Леонид
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 15:17:48)
Дата 13.01.2008 18:33:24

Но Вы же не подросток

И какие у современных подростоков могу возникнуть трудные и неудобные вопросы по ОПК - это можно только предполагать.
Моя дочка теоретически может поставить и более неудобные вопросы, но только я ей объясню, что делать этого совсем не надо.
Как представил себе это, весело стало.
А Библию я читал. И с младенчества дочке читаю, вместе с Агадой и хасидскими историями, записанными Мартином Бубером. Чтоб она с младенчества святые слова слышала.

От Игорь
К C.КАРА-МУРЗА (13.01.2008 11:52:35)
Дата 13.01.2008 12:11:51

Re: Вы сознательно...

>В религии (Писании) есть множество вещей, которые в принципе нельзя пытаться объяснить рационально.

В современной физике знакомая картина - попробуйте рационально объяснить главные постулаты квантовой механики в Капенгагенской трактовке - например принцип редукции волнового пакета. Они не объясняются рационально, а просто принимаются как данность, вот и все( например то, что волновая функция в момент регистрации квантового объекта уничтожается сразу во всех точках пространства со сверхсветовой скоростью! - эти вещи настолько непостижимы рационально, что например в общеинститутском учебнике по квантам Ландау-Лифшица они вообще тщательно обходятся за математическими построениями, что вызывало справедливое возмущение многих студентов Физтеха, с которыми я учился и которые пытались в этой самой квантовой механике серьезно разбираться). И если допустим в постулатах Евклидовой геометрии ( также недоказуемых) присутствуют хотя бы очевидные всем понятия ( точка, прямая) или вещи, хоть и недоказуемые, но понимаемые интуитивно ( пять постулатов Евклида), то в квантовой механике нет ничего, что имело бы аналог в повседневном быте людей.


>Это будет чудовищной профанацией. А ученик, придя с любого урока в школе, будет просить именно рационального объяснения. Какие конфликты при этом возникают, написано во многих книгах о гимназистах.

Возникновение конфликтов по поводу подобных объяснений - нормальная вещь, которая говорит, что человек хотят бы живой душой, а не мертвый.

>Но об этом вообщи никто здесь не заикался. Ну кто так готовится к серьезному делу! Мне кажется, ни у кого даже нет "задачника", где были бы собраны "трудные" вопросы и варианты ответов. У католиков они есть - и то не могли справиться.

Конечно подобные книги очень нужны. И надо их создавать. Но католики не могли справится по вполне понятной причине - допустив свободное шествие греха в своих странах, они голосом одного только разума заглушить его не смогли, так как сила греха сильнее силы человеческого разума, что является одним из христианских же представлений. Голос греха вполне способен заглушать голос разума и без Божьей Благодати с сатаной на земле не совладать.