От Владимир К.
К Владимир К.
Дата 10.01.2008 20:03:18
Рубрики Прочее; Тексты;

А ОПК мне в школах нужен прежде всего как культурологический предмет.

Чтобы люди с детства знали, понимали, любили или хотя бы уважали (это у кого
как сложится, но без знания и понимания ни любовь ни уважение невозможны, в
отличие от ненависти, для которой незнание - не препятствие, а даже пособие)
православную культуру, независимо от их вероисповедания.

И в недостатке этого больше беды, чем в мифической "утрате рациональности".



От И.Л.П.
К Владимир К. (10.01.2008 20:03:18)
Дата 11.01.2008 11:29:53

Re: Что такое православная культура? Нужно определение

>Чтобы люди с детства знали, понимали, любили или хотя бы уважали (это у кого
как сложится, но без знания и понимания ни любовь ни уважение невозможны, в
отличие от ненависти, для которой незнание - не препятствие, а даже пособие)
православную культуру, независимо от их вероисповедания.

В чем тогда заключается православность этой культуры, если она может существовать независимо от вероисповедания? Получается, что все, что сделано русскими людьми (или, шире, все, что сделано в России) - это православная культура? Много говорят про ОПК, но никто пока не дал определения тому, что понимается под православной культурой. Пока получается беспредметный предмет.


>И в недостатке этого больше беды, чем в мифической "утрате рациональности".

Недостатке чего? Любви к религиозным обрядам? Но где ее взять человеку, выросшему в светской семье? И даже в религиозных семьях вырастают подчас совсем нерелигиозные дети. Если это не обряды, то что? Свет православия? Но его не увидишь на школьном уроке.

От Владимир К.
К И.Л.П. (11.01.2008 11:29:53)
Дата 12.01.2008 19:11:48

Всё, что порождено Православием и имеет его в качестве питающего источника. (-)




От И.Л.П.
К Владимир К. (12.01.2008 19:11:48)
Дата 14.01.2008 13:53:56

Re: Это поэтическое определение

"Питающий источник" - это красиво, но непонятно. Приведите хотя бы примеры того, что эта дисциплина должна охватывать.

От Владимир К.
К И.Л.П. (14.01.2008 13:53:56)
Дата 14.01.2008 16:48:30

Источник идей. Это легко было восстановить по контексту.

Что же касается содержания - то я некоторую, сходу приходящую на ум часть,
приводил здесь:
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/239254.htm
Перечень примерный и подлежит уточнению, исходя из целесообразности.



От И.Л.П.
К Владимир К. (14.01.2008 16:48:30)
Дата 16.01.2008 10:29:51

Основы вероучения - не ОПК, а религия, почему не называть вещи своими именами?

>Если в форме знакомства с культурой:

К ОПК можно отнести только архитектуру храмов

>основы вероучения, символика, смыслы,

Это чисто религиозные предметы. Религия, а не культура. Так и надо называть, зачем прятаться за какое-то ОПК?

>Священная История

Священная История - это то, что изложено в Библии? Опять же - это прежде всего религия. Кстати, о России там, собственно, ничего и не говорится.

От Владимир К.
К И.Л.П. (16.01.2008 10:29:51)
Дата 17.01.2008 11:19:27

Неверно! Если не знать, из чего исходит смысл, зачем изучать архитектуру храмов?

Суть то не в архитектуре (которая вполне может восприниматься и
бессмысленной, и даже уродливой ("восточно-варварской")) и прочем, внешнем.

А в том, чтобы люди знали, за что и исходя из каких побуждений христианские
святые шли на смерть.

А иначе - нет смысла и предмет вводить.



От И.Л.П.
К Владимир К. (17.01.2008 11:19:27)
Дата 17.01.2008 12:00:19

Re: Вот и я не понимаю

По поводу архитектуры говорится (кратко) и в рамках курса истории. Более подробно вряд ли необходимо, школа - не архитектурный ВУЗ.

ОПК - никакое не ОПК, а основы вероучения, т.е. религии. Вопрос культуры (архитектура, живопись, язык и т.д.) здесь вторичен. Так и надо говорить, зачем ложные обозначения?

От Владимир К.
К И.Л.П. (17.01.2008 12:00:19)
Дата 17.01.2008 17:57:35

Потому что основы вероучения здесь - не цель, а средство.

Средство понимать.



От Владимир К.
К Владимир К. (17.01.2008 17:57:35)
Дата 17.01.2008 18:02:16

Средство понимать.

Архитектуру, изобразительное искусство, литературу, философию, обычаи,
предпосылки и источники событий и вообще, всё, что породило и на что
повлияло русское Православние.

Чтобы дети не вырастали, как предыдущие поколения, невежественными
"иностранцами в своём отечестве".

А уж как ко всему узнанному и понятому относиться - личный выбор.



От И.Л.П.
К Владимир К. (17.01.2008 18:02:16)
Дата 17.01.2008 19:12:57

Re: К проповеди тоже можно по-разному относиться,

но она не перестает от этого быть проповедью.

>Архитектуру, изобразительное искусство, литературу, философию, обычаи,
предпосылки и источники событий и вообще, всё, что породило и на что
повлияло русское Православние.

Я с этим не спорю. Но для того, чтобы понимать, нужно знать основы веры, а не культуры. Т.е. название ОПК - неточное.

>Чтобы дети не вырастали, как предыдущие поколения, невежественными
"иностранцами в своём отечестве".

Предлагаете восстановить "Россию, которую мы потеряли"?

>А уж как ко всему узнанному и понятому относиться - личный выбор.

Личный выбор есть всегда, но не стоит преувеличивать возможность учащегося осознанно сделать подобный выбор. Для этого у него недостаточно знаний и опыта. Речь идет о школьниках, а не о взрослых людях.

От Владимир К.
К И.Л.П. (17.01.2008 19:12:57)
Дата 17.01.2008 19:16:27

А что является-то основами православной культуры? :-) (-)




От Вячеслав
К Владимир К. (17.01.2008 19:16:27)
Дата 17.01.2008 19:28:17

5 баллов! Без шуток. Честный ЗБ, лучше чем манипуляция с ОПК. (-)


От Павел Чайлик
К Владимир К. (17.01.2008 18:02:16)
Дата 17.01.2008 18:12:25

Владимир,

>Архитектуру, изобразительное искусство, литературу, философию, обычаи,
>предпосылки и источники событий и вообще, всё, что породило и на что
>повлияло русское Православние.

>Чтобы дети не вырастали, как предыдущие поколения, невежественными
>"иностранцами в своём отечестве".

>А уж как ко всему узнанному и понятому относиться - личный выбор.

Это слишком сильное утверждение. Получается что, для того что бы понять русскую культуру недостаточно ее изучить на уроке истории, а непременно необходимо в нее погрузиться.
Тут если мысль продолжать, то, что бы не возникло ложного (отличного от имевшего место в истории) понимания христианства необходимо сначала детям освоить хоть в минимальной степени языческие обряды и уже на них наложить христианское вероучение.

Вы понимаете о чем я?
Такие доводы не очень подходят, потому что фактически вы говорите не об изучении русской или православной культуры, а о фактическом в нее погружении. Это не одно и то же. А результат вообще непредсказуем.

От Владимир К.
К Павел Чайлик (17.01.2008 18:12:25)
Дата 17.01.2008 18:49:28

Вы считате вредным и даже опасным погружение в православную культуру?

>
Это слишком сильное утверждение. Получается что, для того что бы понять
русскую культуру недостаточно ее изучить на уроке истории, а непременно
необходимо в нее погрузиться.
<

Я учился в советской шклоле. И теперь имею представление, какого гигантского
размера пласт, необходимый для понимания и верного восприятия русского
бытия, изъят.

Вы считаете проблему "иностранцев в своём отечестве" надуманной или имеющую
иной источник?

>
Тут если мысль продолжать, то, что бы не возникло ложного (отличного от
имевшего место в истории) понимания христианства необходимо сначала детям
освоить хоть в минимальной степени языческие обряды и уже на них наложить
христианское вероучение.
<

Так проблему воспринимает только тот, кто не видит принципиальной разницы
между язычеством и христианством и их роли, применительно к обществу вообще
и нашему обществу в частности.

Знание о язычестве, впрочем, полезно давать, но не об "обрядах", а о сути
учения в сравнении с сутью христианства: какого человека заложенные принципы
воспроизводят, и почему.



От Павел Чайлик
К Владимир К. (17.01.2008 18:49:28)
Дата 17.01.2008 19:01:16

Вот видите....

>>
>Это слишком сильное утверждение. Получается что, для того что бы понять
>русскую культуру недостаточно ее изучить на уроке истории, а непременно
>необходимо в нее погрузиться.
><

>Я учился в советской шклоле. И теперь имею представление, какого гигантского
>размера пласт, необходимый для понимания и верного восприятия русского
>бытия, изъят.

Да. И этого уже не вернуть. Можно теперь построить все что угодно, то того что было уже не воссоздать.

>Вы считаете проблему "иностранцев в своём отечестве" надуманной или имеющую
>иной источник?

Но она имеет отношение к культуре сегоднешней, а не прошлых веков.

>>
>Тут если мысль продолжать, то, что бы не возникло ложного (отличного от
>имевшего место в истории) понимания христианства необходимо сначала детям
>освоить хоть в минимальной степени языческие обряды и уже на них наложить
>христианское вероучение.
><

>Так проблему воспринимает только тот, кто не видит принципиальной разницы
>между язычеством и христианством и их роли, применительно к обществу вообще
>и нашему обществу в частности.

Поверте, вижу. Не хочу это обсуждать.

>Знание о язычестве, впрочем, полезно давать, но не об "обрядах", а о сути
>учения в сравнении с сутью христианства: какого человека заложенные принципы
>воспроизводят, и почему.

Я лишь о том, что нужна какая-то мера этого самого погружения. Ведь одной из первых установок обсуждающихся в ОПК есть дрейф к "Закону Божьему". Вы выразили этот дрейф своими словами, но суть от этого не меняется. Это влечет за собой большие претензии со стороны многих. Надо как-то ответить на их вопрос. Вы кажется выбрали путь обратить их свою веру. Это, конечно, похвально и в чем-то даже достойно восхищения, но на этом форуме не получится, да и странно это немного.

От Владимир К.
К Павел Чайлик (17.01.2008 19:01:16)
Дата 17.01.2008 19:14:37

Это ошибочное восприятие.

>
Вы кажется выбрали путь обратить их свою веру. Это, конечно, похвально и в
чем-то даже достойно восхищения, но на этом форуме не получится, да и
странно это немного.
<

Мне только хочется, чтобы у детей неприязнь к собственной стране, её
истории, культуре, а также неприязнь к Православию, если присутствовало -то
основывалось бы на личном выборе, но не на невежестве и непонимании.

>
Да. И этого уже не вернуть. Можно теперь построить все что угодно, то того
что было уже не воссоздать.
<

Не согласен.
Тем более, что речь не о "воссоздании".



От Александр
К Владимир К. (12.01.2008 19:11:48)
Дата 14.01.2008 00:24:42

Основы православной культуры

Попово брюхо из семи овчин сшито.
В поповский карман с головой спрячешься.
У попа сдачи, у портного отдачи не спрашивай.
Завистлив что поповские глаза.
Попу да вору - все в пору
На черта помолвка, а попы чадят
Кому мертвец, а нам товарец.
Один хлеб попу, одна радость - что свадьба, что похороны.
От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
У святых отцов не найдешь концов.
--------------------------
http://www.orossii.ru

От Владимир К.
К Александр (14.01.2008 00:24:42)
Дата 14.01.2008 00:35:07

Все люди разные в нравственном отношении.

Как попы - так и те, кто слагал о них поговорки.



От Durga
К И.Л.П. (11.01.2008 11:29:53)
Дата 11.01.2008 16:47:07

+1 Отличное замечание. Это тавталогия.

Православная культура - это бессодержательное словосочетание, которое может произвести впечатление разве что на человека, не ознакомленого за период перестройки с ваучерами, секвесторами и прочеми словечками т.п.

Нет и не может быть православной культуры, потому что культура это нечто большее чем религий. Православие является лишь жалким подмножеством того, что является феноменом русской культуры.

Очевидно попы хотят из всей русской культуры выделить только то, что связано с православием, этому и учить.


На самом деле говорим "ОПК", подразумеваем "Закон божий".