От Monk
К Monk
Дата 13.12.2007 17:02:27
Рубрики История; Общинность; Идеология; Культура;

Русские против расизма

http://rus-proekt.ru/idea/2783.html

13 декабря 2007
Сергей Кара-Мурза

Очерки русского жизнеустройства-1: Человек против "индивидуума"

Очерки русского жизнеустройства-2: Богатство русского народа

Очень важным типом отношения к людям является расизм. В основе его лежит представление о том, что человеческий род не един, а делится на подвиды– высшие и низшие. Расизм – часть мировоззрения, и потому влияет и на отношения внутри каждого народа. Например, на Западе социальный расизм в отношении к бедным, а затем к пролетариям («расе рабочих»), прямо вытекал из расизма этнического. Впрочем, какой из видов расизма возник раньше – предмет дискуссии. Социолог из США Ч. Томпсон, изучавший связь между расовыми и социальными отношениями, писал: «В Англии, где промышленная революция протекала быстрее, чем в остальной Европе, социальный хаос, порожденный драконовской перестройкой экономики, превратил обнищавших детей в пушечное мясо, которым позже стали африканские негры. Аргументы, которыми в тот момент оправдывали такое обращение с детьми, были абсолютно теми же, которыми впоследствии оправдывали обращение с рабами».

Современный этнический расизм возник на Западе в период Великих географических открытий под действием нарождающегося капитализма с присущей ему необходимостью экспансии в иные земли и культуры (ради серебра, земли, сырья, рынков сбыта, рабочей силы). Историк капитализма Фернан Бродель сформулировал это таким образом: «Капитализм вовсе не мог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда». В середине XVIII века Англия только из Индии извлекала ежегодно доход, равный трети всех инвестиций в Великобритании. Если учесть доход от всех ее обширных колоний, то выйдет, что за их счет делались практически все инвестиции и поддерживался уровень жизни англичан, включая образование, культуру, науку, спорт и т.д. Как мы знаем, Россия всегда развивалась «без услужливой помощи чужого труда», хотя для этого самим жителям России приходилось много и тяжело трудиться (беда в том, что не все у нас это понимают и на трудящихся своей страны кое-кто смотрит свысока).

На интенсивность расизма сильно повлиял кальвинизм с его учением о делении людей на избранных и отверженных. Католики, близко познакомившись с индейцами в ходе завоевания Америки после ее открытия в 1492 г., быстро убедились, что это полноценные люди («Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости»), и в 1537 г. Папа Римский формально признал индейцев людьми («имеющими душу»). Напротив, пуритане в Северной Америке даже в ХIХ веке вели геноцид индейцев в полной уверенности, что не нарушают прав человека. Основатель теории гражданского общества английский философ Джон Локк помогал составлять конституции рабовладельческих штатов США и вложил все свои сбережения в работорговлю. Даже великий Кант писал, что «у африканских негров по природе отсутствуют чувства, за исключением самых незначительных».

Мы недооцениваем того влияния, которое рабство в Новое время оказывало на западное общество в целом, сводим дело к рабству в США. Колонии были частью европейских государств, и работорговлей занимались европейцы. В 1730 г. Ливерпуль использовал для торговли рабами 15 кораблей, в 1751 г. — 53 корабля, в 1760 г. — 74, в 1770 г. — 96 и в 1792 г. — 132 корабля. Вот данные из доклада 1803 года: В 1790 г. в английской Вест-Индии (штаты США, бывшие английской колонией) на 1 свободного приходилось 10 рабов, во французской — 14, в голландской — 23. Да и в европейских столицах присутствовало рабство. В Лиссабоне в 1633 г. при общей численности населения около 100 тыс. человек только черных рабов насчитывалось более 15 тысяч.

Заметим, что гражданское общество выходцев из Европы триста лет использовало рабство в США без всяких моральных проблем, считаясь оплотом демократии - но в то же время с Запада осыпали проклятьями «деспотическую Россию» за крепостное право, просуществовавшее очень недолго и лишь в центральных областях. Кстати, надо помнить, что наше восприятие истории России искажено литературой. Прочитав в школе «Муму», мы создаем в воображении страшный образ крепостного права. Так и должно быть, но нельзя и забывать, что среди крестьян России доля крепостных лишь на короткий срок достигла половины, а уже в 1830 г. составляла лишь 37%. Право помещиков продавать крестьян без земли просуществовало всего 35 лет и было отменено в 1802 г.

Русский экономист Александр Васильевич Чаянов в важном для нас сегодня труде «К вопросу о теории некапиталистических систем хозяйства» (1924) показывает, что капиталистическое хозяйство Запада в политэкономическом смысле генетически родственно рабовладельческому хозяйству Древнего Рима. Напротив, крепостное русское хозяйство было организовано в обычной для трудового хозяйства форме, хотя и отдавало владельцу определенную часть продукта как крепостную ренту. Народное хозяйство России начиная с первобытно-общинного строя пошло по иному пути развития («без рабства»), чем хозяйство Римской империи и затем Западной Европы.

Для русских проблема этнического расизма была неактуальна – в зонах интенсивных межэтнических контактов казаки везде вступали с местными этносами в обмен культурными навыками и достижениями (достаточно сравнить облик и промыслы казаков Дона, Кубани, Урала, Семиречья и Амура). Таким же было отношение землепроходцев к народам Сибири и Севера. Сложившийся в российском обществе тип межэтнического общежития – отдельная тема, которая здесь не затрагивается. Другое дело – социальный расизм, которым сопровождались и в России вспышки социальных противоречий.

На Западе социальный расизм в период формирования капитализма стал частью культуры, даже вошел в культурное ядро общества. Им был проникнут и либерализм как основное идеологическое учение. Адам Смит писал: «Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо… Но в каждом развитом цивилизованном обществе в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т. е. основная масса народа». Это ложное суждение - продукт идеологии, опровергнутый наукой.

В Средние века социальный расизм, свойственный рабовладельческому Риму, ослабевал под влиянием христианства. Но уже в ХVI веке («Возрождение») Запад стал осознавать себя как наследника Рима и восстанавливать в правах рабство. Через Турцию поступали в Европу угнанные крымскими татарами славяне, возродили работорговлю фризы. Фризы - народность, родственная саксам - жили на побережье Северного моря в районе устья Рейна (занятая ими территория называлась Фрисландией). Потом они заселяли Англию. Это был народ фермеров, которые в то же время были торговцами и мореходами. В Средние века главным товаром в их торговле стали рабы, которых они скупали у норманнов. Хозяйственный уклад фризов позже был воспроизведен как современный капитализм.

Социальный расизм – один из корней мальтузианства, учения о необходимости воспрепятствовать «размножению бедных», которые подспудно воспринимались как отверженные. Рикардо писал, что первая задача рынка - через зарплату регулировать численность «расы рабочих». Все теории рынка были предельно жестоки: рынок должен был убивать лишних, как бездушный механизм. Это выразил Томас-Роберт Мальтус, который в начале XIX века был в Англии одним из наиболее читаемых авторов и выражал «стиль мышления» того времени: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор».

У Мальтуса Дарвин взял метафору борьбы за существование и перенес ее из человеческого общества, к которому прилагал ее Мальтус, в дикую природу. Оттуда эта метафора, уже с авторитетом научной теории, вернулась в сферу социальных отношений. Так возник социал-дарвинизм- учение, переносящее животный принцип борьбы за существование в об­щество людей. Это придает неравенству видимость «естественного» закона. Английский философ Герберт Спенсер писал: «Бед­ность бездарных, несчастья, обрушивающиеся на неблагора­зум­ных, го­лод, изнуряющий бездельников, и то, что сильные оттесня­ют сла­­­бых, оставляя многих на мели и в нищете - все это воля му­дрого и всеблагого провидения».

Фридрих Ницше говорит еще более жестко: «Состpадание, позволяющее сла­бым и угнетенным выживать и иметь потомство, затpудняет дей­ст­вие пpиpодных законов эволюции. Оно ускоpяет выpождение, pазpушает вид, отpицает жизнь. Почему дpугие биологические виды жи­вот­ных остаются здоpовыми? Потому что они не знают состpа­да­ния». Василий Васильевич Розанов заметил: «Ницше почтили потому, что он был немец, и притом – страдающий (болезнь). Но если бы русский и от себя заговорил бы в духе: «Падающего еще толкни», - его бы назвали мерзавцем и вовсе не стали бы читать».

Известно, что мальтузианства не было в русской культуре ХIХ века (оно внедряется только сегодня, впрочем, уже не в русской, а искусственной «рыночной» культуре, порожденной нынешним кризисом). Социальные механизмы, препятствующие распространению мальтузианских взглядов, были издавна выработаны крестьянской общиной (наделение землей «по едокам»). Предупреждения против социал-дарвинизма регулярно «произносились» в летописях и «поучениях» князей и царей. Еще в «Русской правде» Ярослава Мудрого сказано: «Не позволяйте сильным погубить человека».

При восприятии дарвинизма в русской науке произошло его очищение от мальтузианской компоненты, что является заслуживающим самого пристального внимания феноменом культуры. В своих комментариях русские ученые предупреждали, что дарвинизм - английская теория, которая вдохновляется политэкономическими концепциями либеральной буржуазии. Произошла адаптация дарвинизма к русской культурной среде («Дарвин без Мальтуса»), так что концепция межвидовой борьбы за существование была дополнена теорией межвидовой взаимопомощи.

Н.А. Бердяев писал в 1946 г.: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство… Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше».

Всплески социал-дарвинизма — необычное явление в русской культуре. Один Россия пережила в начале ХХ века в момент назревания катастрофического социального конфликта. Другой переживает сегодня.

В начале ХХ века, по мере наступления капитализма западного типа, подрывались социально-философские основы сословного общества России, менялись ценности и «привилегированных классов», и трудящихся - представления о человеке и его правах. Изменения в системе ценностей сразу приводили к очевидным для всех изменениям в жизнеустройстве - совершался отход от патерналистских установок помещиков, владельцев предприятий и царского правительства. В культуру правящих классов просачивался и социал-дарвинизм, идеология западной буржуазии.

Та небольшая часть капиталистов России, которая смогла войти в симбиоз с «импортированным» западным капитализмом, после 1905 г. заняла столь радикальную социал-дарвинистскую позицию, что вступила в конфликт с культурными нормами подавляющего большинства населения. Так, группа московских миллионеров, выступив в 1906 г. в поддержку столыпинской реформы, заявила в беседе с корреспондентом журнала «Экономист России»: «Мы почти все за закон 9 ноября… Дифференциации мы нисколько не боимся... Из 100 полуголодных будет 20 хороших хозяев, а 80 батраков. Мы сентиментальностью не страдаем. Наши идеалы - англосаксонские. Помогать в первую очередь нужно сильным людям. А слабеньких да нытиков мы жалеть не умеем».

Нарастание революционных настроений в крестьянстве вызвало резкий сдвиг социальной философии элиты вправо. Социальный расизм стал характерен даже для умеренно левых философов. Например, Н.А. Бердяев в тот момент излагал определенно расистские представления: «Культура существует в нашей крови. Культура - дело расы и расового подбора... «Просветительное» и «революционное» сознание... затемнило для научного познания значение расы. Но объективная незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование «белой кости» есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт».

Социальный расизм элиты сопровождался всплеском русофобии – разновидности расизма этнического, направленного против русского простонародья, а затем и вообще против русских. После крестьянских волнений 1902-1907 гг. либеральная элита качнулась от «народопоклонства» к «народоненавистничеству». Кадет и известный культуролог Михаил Осипович Гершензон писал в книге «Вехи»: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться мы его должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».

Видный историк академик Веселовский пишет в дневнике: «Еще в 1904-1906 гг. я удивлялся, как и на чем держится такое историческое недоразумение, как Российская империя. Теперь мое мнение о народе не изменилось. Быдло осталось быдлом… Последние ветви славянской расы оказались столь же неспособными усвоить и развивать дальше европейскую культуру и выработать прочное государство, как и другие ветви, раньше впавшие в рабство». В другом месте он говорит определеннее: «Годами, мало-помалу, у меня складывалось убеждение, что русские не только культурно отсталая, но и низшая раса… Повседневное наблюдение постоянно приводило к выводу, что иностранцы и русские смешанного происхождения даровитее, культурнее и значительно выше, как материал для культуры».

Понятно, что все это сплачивало русское простонародье ответной ненавистью и порождало в нем ответный социальный расизм, что и проявилось во взаимной жестокости Гражданской войны.

Продолжение следует



От Ikut
К Monk (13.12.2007 17:02:27)
Дата 30.12.2007 03:37:24

Но противодействовать учились










>Русский экономист Александр Васильевич Чаянов в важном для нас сегодня труде «К вопросу о теории некапиталистических систем хозяйства» (1924) показывает, что капиталистическое хозяйство Запада в политэкономическом смысле генетически родственно рабовладельческому хозяйству Древнего Рима. Напротив, крепостное русское хозяйство было организовано в обычной для трудового хозяйства форме, хотя и отдавало владельцу определенную часть продукта как крепостную ренту. Народное хозяйство России начиная с первобытно-общинного строя пошло по иному пути развития («без рабства»), чем хозяйство Римской империи и затем Западной Европы.

>Для русских проблема этнического расизма была неактуальна – в зонах интенсивных межэтнических контактов казаки везде вступали с местными этносами в обмен культурными навыками и достижениями (достаточно сравнить облик и промыслы казаков Дона, Кубани, Урала, Семиречья и Амура). Таким же было отношение землепроходцев к народам Сибири и Севера.

Обмен культурными навыками до какой степени? Где тут мера?
Казак не превращается в кавказца и умеет ему противостоять, когда за ним вся Россия.
А сейчас с этим неясно. Вроде "за нами Путин и Сталинград", а офицеров приходится судить. Видно и в прошлые века все шло сложнее, чем потом изложили историки.


От Alexander~S
К Ikut (30.12.2007 03:37:24)
Дата 31.12.2007 00:39:13

Re: не совсем то слово

>>Для русских проблема этнического расизма была неактуальна – в зонах интенсивных межэтнических контактов казаки везде вступали с местными этносами в обмен культурными навыками и достижениями (достаточно сравнить облик и промыслы казаков Дона, Кубани, Урала, Семиречья и Амура). Таким же было отношение землепроходцев к народам Сибири и Севера.
>Обмен культурными навыками до какой степени? Где тут мера?

"Обмен культурными навыками" - не совсем то слово. Точнее совсем не то. Это как обмен мнениями с начальством - зашел в кабинет начальника со своим мнением, вышел с его. Гумилев использует термин "комплиментарность". Это в числе всего прочего означает, что народы сибири и севера не считали зазорными платить дань белому царю и креститься в православной церкви. Точно так же было у испанцев с индейцами, несмотря на жестокую расправу с индейскими государствами – этносы были комплиментарны. Индейцы переходили в католичество, а потомков смешанных браков сейчас в больших странах латинской америки – большинство. Совсем другое дело было у англичан в штатах. Там аборигены и колонисты общего языка не нашли и на протяжении всей истории испытывали к друг другу острую неприязнь. По Гумилеву суперэтнические общности в момент конфликта не считают друг друга за людей. Идеологическое обоснование этого факта – вторично.

>Казак не превращается в кавказца и умеет ему противостоять, когда за ним вся Россия.

Кавказ для России – исключение. Мы не комплиментарны. После Беслана, думаю что и православными осетинами нет этнической комплиментарности. Единство веры ( за исключением малозначительных отличий) еще не достаточно. Как ни странно комплиментарность есть с абхазами.

>А сейчас с этим неясно. Вроде "за нами Путин и Сталинград", а офицеров приходится судить. Видно и в прошлые века все шло сложнее, чем потом изложили историки.

И это еще один момент данной темы – отсутствие стержня общей правды – там очень важно русский или кавказец совершил то или иное деяние.


От C.КАРА-МУРЗА
К Ikut (30.12.2007 03:37:24)
Дата 30.12.2007 11:58:38

Re: Не только учились, но и умели

Интересны две книги воспоминаний одного офицера, прослужившего на Кавказе в 19 веке, и книга одного журналиста, описавшего практику отношений русских поселенцев с горцами. Важно то, что при жестких методах отпора он производился без расизма и не придавал столкновениям того идеологического "этнического" характера, который возникает сегодня.

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (30.12.2007 11:58:38)
Дата 30.12.2007 21:05:14

Re: Не только...

>Интересны две книги воспоминаний одного офицера, прослужившего на Кавказе в 19 веке, и книга одного журналиста, описавшего практику отношений русских поселенцев с горцами. Важно то, что при жестких методах отпора он производился без расизма и не придавал столкновениям того идеологического "этнического" характера, который возникает сегодня.

На самом деле расизм был. Вот цитата:***Другой очевидец Г.Атарщиков писал: "Многие, не знавшие близко Засса считали его человеком жестоким, чуть ли не варваром, забывая, что он имел дело с полудикими, воинственными горцами, которые уважают одну лишь силу, храбрость, крутые меры, и некоторые, принятые у них самих обычаи, немыслимые в европейской войне, как, например, отрубать у убитых неприятелей головы и выставлять их на шесты, что и делал барон Засс в первый год после прибытия своего на Кубанскую линию..."

Европейская ориентация русского дворянства вместе с европейской образованностью привносила в русскую армию дух нацизма и расизма.
Цитата из той же книги А.А.Михайлова: "Вместе с тем, "кавказских" и "туркестанских" генералов явно роднила искренняя уверенность в том, что они имеют дело с "дикими" народами и, следовательно, против них позволительны "дикие" средства."

Т.е. чисто практическая рациональная военная необходимость симметричного ведения войны - в общественном мнении образованного сословия России уже тогда оправдывалась дикостью покоряемых народов.
И эта традиция имела довольно длинную историю - еще со времен Пугачева. Во время пугачевщины наиболее эффективными карателями русской армии были немецкие офицеры, смотревшие на башкир, татар, киргыз-кайсаков, калмыков - как на дикарей.
Немцы-офицеры задавали тон европейского расизма в русской армии. В дальнейшем этот расизм стал еще и классовым.

От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav (30.12.2007 21:05:14)
Дата 30.12.2007 22:31:01

Re: Да, все у нас было... Проблема в мере (-)


От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (30.12.2007 22:31:01)
Дата 31.12.2007 16:05:06

Re: Да, все...

А меру продемонстрировала гражданская война.

Амангельды Иманов, начавший борьбу с российской властью в Казахстане в 1916 году, в гражданскую становится красным командиром.

Самые надежные части Красной армии...- татарские и башкирские.

Т.е. интернационализм большевистской революции 1917 года -оказался еще и выходом из тупика межнациональных противоречий.

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (31.12.2007 16:05:06)
Дата 31.12.2007 17:06:08

Re: Да, все...

Т.е. я хотел сказать, что "европеизм" русской дореволюционной элиты - к 1917 году поставил страну на грань развала на национальные осколки.

И именно потому, что "европеизм" нес в себе значительный заряд расизма. Только у европейцев это выливалось в расизм колониальной политики вдали от собственных границ. А Россия, в которой расизм верхушки имел менее выраженный характер, потребляла его на собственной территории. И создавала предпосылку для межнациональной бойни.

Которая и возникла в 1918 году на Кавказе(армяно-азербайджанская), в Финляндии и атакованной финнами Карелии, в форме петлюровщины, в форме сепаратизма казачьих областей Дона, Кубани,Урала,Забайкалья и резни казаков с "иногородними", в форме басмачества в Средней Азии, в форме партизанской борьбы горских народов Кавказа против Добрармии.

От Ikut
К C.КАРА-МУРЗА (30.12.2007 11:58:38)
Дата 30.12.2007 15:24:08

Расист тот, кто боится. Сегодня учимся не бояться

>Интересны две книги воспоминаний одного офицера, прослужившего на Кавказе в 19 веке, и книга одного журналиста, описавшего практику отношений русских поселенцев с горцами. Важно то, что при жестких методах отпора он производился без расизма и не придавал столкновениям того идеологического "этнического" характера, который возникает сегодня.

Может быть, когда умеют давать отпор, не обижаются на другой народ и расизма не возникает.
Правда, оснований бояться у русских много. Вы написали в ЖЖ, что у русских отняли жизненное пространство (заводы, колхозы, институты), как если бы у ненцев отняли тундру. Как же не бояться?

От C.КАРА-МУРЗА
К Ikut (30.12.2007 15:24:08)
Дата 30.12.2007 15:36:36

Re: Строго говоря, жизненное пространство у нас не отняли и не купили

а выманили обманом. В этом есть и опасность, и преимущество. Ощущение права забрать обратно. Только пока что нет желания. Интересно посмотреть, что будет дальше.