>ни одного ее среза не поймешь. Это и есть "научная абстракция". Возьмите Милова "Великорусский пахарь". Вероятно, и в строении лопаты выразились христианские ценности, но иногда надо поговорить и просто о структуре лопаты как лопаты.
В общем с этой мыслью нельзя не согласиться, и именно она позволяет найти правильный угол рассмотрения этой статьи. Так как сама статья, на мой взгляд, путает в одну кучу разные стороны явления, и пытается все стороны жизни общины объяснить хозяйственными потребностями.
Теперь по порядку.
Вычленение произведено Вахитовым непоследовательно, он очень часто говорит сразу о двух функциях - о самоуправлении и о хозяйственной общине. А всё, что связанно с самоуправлением невозможно понять без анализа способа получения, вырабатывания и использования мировоззрения в общине. И самое важно это то, что хозяйственная деятельность общины явно подчинена мировоззренческой стороне её жизни, а в статье есть явно выраженное стремление изобразить всё наоборот.
Кроме того, статья имеет явный пафос противопоставлять себя анализу первых славянофилов, делающих упор в исследовании мировоззренческого аспекта жизни общины. И в данном случае этот пафос противопоставления просто неуместен и неумён, так как обе стороны жизни крестьянской общины - религиозная, помогающая вырабатывать мировоззрение, и собственно хозяйственная, тесно связанны друг с другом, образуя целое. Это похоже на пафос обличения правополушарного мышления с позиции левополушарного человеческого мышления.
Замечания по существу сводятся к нескольким пунктам:
1)Явно выразить, что производится вычленение одного компонента из того, что имеем в реальности
2)Производить данное вычленение строго и последовательно в тексте статьи, не смешивая разные компоненты.
3)Убрать пафос противопоставления одной части жизни общины другой стороне её жизни
4)Для понимания мысли о двух типах гражданского общества необходимо хотя бы коротко упоминать о религии и её роли в общине
Было бы хорошо говорить лишь о рациональности коллективного труда в условиях России, не пытаясь создать впечатление о решающем характере данного фактора, так как если исходить из работа антрополога С.Лурье, сравнивающего некоторые этнические черты финов и русских, то выбор способа работы на селе - общинный или индивидуалистический, есть фактор из области этнических характеристик.