Признание независимости Косова – "это мина, которую Евросоюз закладывает сам под себя". Такое заявление сделал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. В интервью информационному каналу "Вести" он прокомментировал заявления косовского руководства о начале консультаций с ключевыми партнерами по вопросам о независимости края.
- Косовские власти сообщают о начале консультаций с ключевыми партнерами по вопросам о независимости края. Насколько легитимны такие переговоры с точки зрения международного права?
- С точки зрения международного права переговоры, естественно, вестись могут. Другое дело, что объявление какой бы то ни было независимости является заведомо нелегитимным. И об этом неоднократно, кстати, говорили не только российские участники консультаций в формате тройки, но об этом регулярно говорили и различные ооновские чиновники. Об этом неоднократно говорили и в том числе и политики стран Евросоюза.
- Министр иностранных дел Швеции Карл Дирик заявил, что все страны Евросоюза, за исключением одной, готовы признать независимость Косова, но без соответствующего специального разрешения ООН. Кому из государств ЕС сейчас крайне невыгодно давать согласие на отделение косовской территории?
- Ответ лежит на поверхности. Совершенно очевидно, что признание независимости Косова - это мина, которую Евросоюз закладывает сам под себя. И в первую очередь под Кипр. Внутри Евросоюза, на территории Евросоюза находится уже частично квазинезависимое как бы государство – Северный Кипр. Напомню, что кипрская проблема – это замороженная проблема на протяжении более чем 30 лет. Республика Северного Кипра признана одной европейской державой – Турцией. Мы помним прекрасно, что при вступлении Кипра в Евросоюз предполагалось, что будет принят план Организации Объединенных Наций по кипрскому урегулированию. Этот план на референдуме провалился. Де-юре Кипр северный является частью Евросоюза, однако де-факто Северный Кипр существует автономно от остальной части Кипрской территории. Если возникает европейский прецедент и Косово получает автономию, не просто уже автономию от Белграда, но и признанную независимость, то можно предположить, что подобного признания может требовать и Северный Кипр. А это практически действительно уже угроза единству Евросоюза.
- На ваш взгляд, сейчас есть реальная опасность того, что хрупкий мир на спорной территории может рухнуть, если европейцы поддержат сепаратизм косовских албанцев?
- Беда в том, что хрупкий мир на территории Европы имеет место не только на Северном Кипре. Достаточно хрупким является мир и на Южном Кавказе. Я имею в виду Абхазию и Южную Осетию. Может быть, не таким хрупким, но, тем не менее, нестабильным является и мир в Приднестровье. Не надо забывать и про Карабах, там между Арменией и Азербайджаном. Помимо этого, есть большое количество европейских народов и европейских территорий, которые далеко не на 100 процентов согласны со своими метрополиями. Я имею в виду здесь и сепаратистские движения в Стране басков, и в Каталонии в Испании, имею в виду здесь и корсиканских сепаратистов во Франции. Единая Европа на самом деле не так уж едина, как это может показаться на первый взгляд.
- Михаил Витальевич, Россия последовательно выступает за взаимоприемлемое для Приштины и для Белграда решение. На ваш взгляд, оно реально существует или нет?
- Я считаю, что да. Опыт разрешения конфликтов на Балканах, кроме отрицательного, есть и положительный. Посмотрите, ведь в Герцеговине и Боснии межэтнический, межнациональный конфликт был решен при усилии международных посредников. Мир был практически навязан. И стала ситуация, при которой Босния и Герцеговина на сегодняшний день является единым государством, на территории которого живут представители этнических групп. Международное сообщество умеет находить варианты мирного решения балканских проблем. Непонятно, почему в данном случае мировое сообщество боснийско-герцеговинским опытом не пользуется.
- Сейчас складывается такая ситуация, что истекает срок ООН на разрешение вот этого спора между Приштиной и Белградом о статусе Косова. И очевидно, что никаких договоренностей в ходе этих прямых переговоров не достигнуто было. Как скажется на авторитете Совбеза ООН и на документах, которые приняла эта организация, такое одностороннее признание Косова и независимости, если оно последует?
- Я не думаю, что Совет Безопасности ООН будет признавать независимость Косова. Но то, что авторитет Совета Безопасности ООН в очередной раз будет поставлен под вопрос, так же, как это было сказано, когда было принято решение о военной операции в Ираке и свержении режима Саддама Хусейна… К сожалению, это не первый случай и, видимо, не последний. Полагаю, что в очередной раз после подобного, если это произойдет, вновь в полный рост встанет вопрос о необходимости реформы Организации Объединенных Наций, вопрос о том, как сделать Совет Безопасности ООН более эффективным и более управляющим международным органом. Все это потянет за собой, на самом деле, очень большое количество проблем и вопросов.
Главы 27 государств и правительств стран Евросоюза съезжаются в четверг в Лиссабон на церемонию подписания одобренного ими в октябре нового конституционного соглашения ЕС – Лиссабонского договора.
Этот документ заменит прежний проект европейской конституции, которую в 2005 году отвергли граждане Франции и Голландии в ходе референдумов.
Как заявил ранее премьер-министр председательствующей в ЕС Португалии Жозе Сократеш, "с достижением этого соглашения Европа вышла из своего институционного кризиса".
Одобрению документа в октябре этого года предшествовали острые дебаты. Лидеры стран Евросоюза пошли на компромисс с Италией и Польшей, которые протестовали против первоначального проекта соглашения, угрожая наложить на него вето.
Проект, в частности, предусматривал уменьшение числа депутатов от Италии в европейском парламенте (ЕП). В результате, у итальянцев могло оказаться меньше представителей в ЕП, чем у Франции и Великобритании.
Однако коллеги по ЕС пошли навстречу итальянскому премьеру Романо Проди, предоставив Италии дополнительное место в Европарламенте. В итоге, Италия сохранит паритет представительства в ЕП с Великобританией и будет иметь лишь на одно место меньше, чем у Франции.
Что касается Польши, то она настаивала на том, чтобы страны, выступающие против принятия того или иного предложения, но оказавшиеся в меньшинстве, имели право временно "заморозить" принятое решение. В итоге, после тяжелого торга, Варшава добилась своего, и соответствующее положение было включено в текст соглашения.
Из нового договора исключили статью о государственной символике – флаге и гимне ЕС. В то же время, он предусматривает создание двух новых влиятельных постов – президента ЕС, которого будут выбирать на два с половиной года, а также заместителя председателя Еврокомиссии, которым станет верховный представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности.
После подписания Лиссабонского договора и его последующей ратификации всеми государствами-участниками он должен вступить в силу в 2009 году, сообщает "Интерфакс".