Тут в северном финском городе Рованиеми открыли английский супермаркет. По телику позавчера открытие показывали.
У дверей собралась огромная толпа, ожидающая открытия. Когда двери открылись, финны ломанулись. Финны - народ флегматичный, спокойный, - протискивались через толпу и двери, отпихивая друг друга локтями и плечами, попав же внутрь, бегом бросались в отделы.
В этом самое интересное было видеть их лица. Так как они оператора с камерой видели, то на их лицах появлялась смущенная улыбка, они как-то старались немного притормозить - но все равно при этом успеть первым, добежать. То есть унизительность ситуации - как это выглядит со стороны - они явно понимали. Но при открытии подобных заведений многое продается со скидками, можно сэкономить несколько дсятков евро. Поэтому не до приличий. Хотя и немного стыдно. И еще интересно, что это отнюдь не были какие-то малообеспеченные - нет, хорошо одетые люди, среднего возраста, средний класс.
Это еще ничего - как-то показывали по телику начало распродаж где-то в Австралии - это надо было видеть. Продажа водки во времена "перестройки" - так ярко показанная Говорухиным в фильме "Так жить нельзя" - отдыхает.
У нас в городе в центральном супермаркете с 7 до 8 утра вчерашние продукты продают с 50-процентной скидкой. И возле у него тоже очередь каждое утро - в 7 утра.
Это я к чему. Это я все к тому же. Когда слышу про 100 сортов колбасы (тм) и советские очереди.
net_livejournal
Моя супруга работает... скажем так - менеджером в торговой сети - сетка, одна из ведущих (я нехочу конкретизировать) - так вот - про 100 сортов колбасы
1. они должны быть в магазинах (не обязательно 100 - но так что бы выглядило что их 100, именно выглядило) - требование центрального офиса
2. берут в основном низший ценовой сегмент (остальное тоже - но.... )
3. за низшим ценовым сегментом - бывают очереди - позаписи - всё как ТОГДА - люди специально узнают (звонят, узнают когда ЗАВЕЗУТ)- если товар - допустим колбаса - и активисты стоят и ждут... подходящих ЗАПИСЫВАЮТ (номерок на руке).... всё - машина приехала - кто не записан - в пролёте.... (сотрудникам магазина может не достаться - ибо "они там под прилавкам прячут!!!!!(иногда прячут... зарплаты не большие - а купить что-то процентов на 30 % дешевле - всегда приятно)")
Москва 2008 год декабрь
Страшные сказки для молодёжи: система распределения в СССР
Система распределения в СССР базировалась на двух принципах: очереди и пустые полки. Советское правительство рассуждало так: при капитализме нет очередей и в магазинах всё есть, у нас не капитализм, а его противоположность, поэтому в советских магазинах должны быть очереди и не должно быть товаров.
Однако в такой системе имелись противоречия - если в магазине нет товаров, то откуда возьмутся очереди? Но советское правительство очень хотело унизить людей очередями, поэтому решило заставить людей ходить в пустые магазины и стоять в очередях. Для этого каждому человеку выдавали разнарядку и он обязывался ей следовать. В неделю полагалось отстоять шесть трёхчасовых очередей, две пятичасовых и одну двенадцатичасовую. Дополнительно людей заставляли не реже трёх раз в год ходить «записываться» – человек вставал в пять утра и ехал в специальное место, где ему ставили номер на руку и вносили в специальный журнал запись, что он пришёл. Ходить записываться в каждый из трёх ежегодных раз следовало по две-три недели каждый день. Это делалось, чтобы контролировать людей – человек не мог уехать в другой город, поскольку об этом сразу бы узнали из-за отсутствия его записей. И ещё это делалось для унижения.
Очереди были не только в магазинах, они были везде – в министерствах, поликлиниках, столовых. Капиталистический мир не знает очередей, поэтому капиталистическим Людям тяжело представить, как тяжело было советским гражданам. В СССР даже в аэропортах были очереди – сначала на регистрацию билета, потом к специальным устройствам, где просвечивали их багаж (КГБ хотел знать, что люди везут с собой), потом на личный досмотр, где заставляли снимать верхнюю одежду, ремень и ботинки. Хотя из-за бедности в СССР летали очень мало, всё равно в аэропортах были очереди.
А в Дьюти Фри были пустые полки. Как и во всех советских магазинах. Еды страшно нехватало, её выдавали только по карточкам, малыми дозами. И специально делали очень невкусной. В СССР продавался только один сорт колбасы, что страшно унижало всех советских граждан. Даже бомжи страдали из-за малого выбора – ведь при капитализме продавали сотни сортов, поэтому в любой помойке был достойный человека выбор колбас. А в СССР в помойки выбрасывали только один сорт, поэтому миллионы бомжей ели только его, да ещё и в испорченном виде – советское правительство специально не клало в продукты консервантов, чтобы люди не могли сделать себе запасы.
Иностранные товары были в СССР редкостью, а своих не было, поскольку социалистическая экономика очень неэффективна. В результате люди только раз в пять лет, отстояв в огромной очереди, могли купить себе обувь и одежду. Одежду и обувь, кстати, специально поставляли одинаковые, чтобы люди не отличались друг от друга и не могли самореализоваться.
В СССР даже квартиру нельзя было просто пойти и купить. За правом на покупку квартиры человек стоял в очереди десять лет. Поэтому люди были на долгие годы лишены жилья и жили на улицах.
Ещё в СССР напоказ делались рынки, но на них запрещали привозить продукты – их изымали у крестьян и уничтожали, чтобы унизить всех граждан. Огромные рынки – Лужники, Олимпийский, такие привычные нам сейчас, в СССР так и оставались пустыми. Многих же рынков просто не было. На улицах не стояли палатки с пивом, рядом со станциями метро были просто открытые пространства. Этим советская власть в очередной раз напоминала людям, что при социализме товаров нет.
А поскольку не было товаров, не было и их рекламы. Глазу не за что было зацепиться: вдоль дорог просто росли деревья, а не стояли красочные плакаты, стены поездов метро пугали своей пустотой, в газетах был только текст, а по телевизору только фильмы – людям даже некогда было сходить в туалет во время просмотра. Это делалось, чтобы унизить людей и затормозить развитие экономики. На эскалаторах никто не сообщал голосом о новых товарах, вместо этого людей только призывали соблюдать осторожность и сообщали, что КГБ их обязательно всех поймает и расстреляет.
В метро при этом были огромные очереди в билетные кассы. Особенно в начале месяца. А поезда не ходили, поскольку советская экономика очень неэффективна. Перед автобусами же люди выстраивались в очередь, чтобы купить у водителя билет и пройти электронного кондуктора – в СССР на улицах ведь не было ни одной палатки с билетами.
Тех, кто не хотел стоять в очереди, ловил и расстреливал КГБ. Если человек был ещё полезен, то его не расстреливали, а сажали в тюрьму, где из заключённых делали замкнутую в кольцо очередь и заставляли быть в ней на протяжении всей прогулки. И даже если человека расстреливали, он сначала стоял в очереди на расстрел. Иногда на расстрел нехватало патронов и людям приходилось приносить патроны с собой – в СССР дефицит был на всё. За особые заслуги человека расстреливали импортными патронами, которые были гораздо качественнее советских.