От Pout
К Pavel
Дата 03.09.2001 16:07:12
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Манипуляция; Идеология; Война и мир; ...

не дам я приватизировать память и лейблами махать

или еще мог бы назвать -"Времена не выбирают".

>в 1957 году (?) и в связи с этим возникает вопрос уже не из области ностальгии, а более конкретный. По последнему тексту СГ о диссидентах и Ваших, Георгий, стихов о шестидесятниках. Если Сахаров требовал от Запада бойкота московской Олимпиады, то как там выступали эти шестидесятники(цы), во время фестиваля и т.н. "оттепели", в каких рядах шли, какие песни пели. Кстати об оттепели - могу поспорить - это миф, который им зачем-то понадобился сейчас. Надо бы поисследовать.. Дело в том, что даже если ты был мальчишкой в хрущевские времена, навсегда врезалась в память мощная идеологическая работа в те времена - от "последнего попа", "морального кодекса" (под которым подписалься бы каждый христианин), "поджигателей войны", абстракционистов и т.д. А хрущевских 'агентов кто помнит?

Времена не выбирают
в них живут и умирают

что не век - то век железный...

Это надо том мемуаров написать, а до этого еще слава богу не дошло, да и переливать заемные формулы из пустого в порожнее нет смысла. Формула"поколение"чересчур резиновая. Приватизировать _богеме_ лейбл шестидесятников уже невозможно, но вовсе не вся даже "творческая интеллигенция"относится к этому племени.

Ну вот из рецензии на объемную книгу, с чем просто хочется для краткости зафиксировать нуль-пункт.
=============
Нельзя все поколение родившихся в начале и в середине 30-х годов называть шестидесятниками. Это очень распространенная ошибка, бытующая особенно активно сейчас, когда многим кажется, что настало время шестидесятников, т. е. то время, о котором они мечтали и за которое боролись. Поэтому очень удобно свалить на них ответственность за ошибки и просчеты "перестройки". Сегодня мы часто слышим, читаем и определяем: "этот из шестидесятников" или: "мы - шестидесятники" (так, кстати, назвал книгу очерков и статей А.Адамович, выпустив ее в 1991 году). По каким параметрам определяется это качество: по возрасту? по внешнему виду? по целям? по мифам?.. Можно и так попробовать. Можно найти еще много общих штрихов, но тогда есть опасность запутаться во второстепенных и порой совсем неважных признаках. Может быть, попробовать утвердить в звании "шестидесятников" художников, состоявшихся в 60-е годы, выразивших их в своих произведениях? Пленум московской писательской организации в 1962 году обсуждал творчество молодых писателей, среди которых, наряду с названными Е. Евтушенко, Р. Рождественским, А.Вознесенским, В.Аксеновым, Б.Ахмадуллиной, звучали имена В.Чивилихина, Е.Исаева, Ю.Семенова, Г.Семенова(Прим.4). Очевидно, что не все писатели, художники, бывшие моодыми в 60-е годы, стали шестидесятниками в нашем сегодняшнем понимании.

=============
Добавлю еще целую "обойму""Нового мира" Тваржлвского - там от Шукшина до Семина, от Троепольского до К.Воробьева. Не говорю про негуманитариев. И тэ дэ десятки моих любимых писателей и просто людей из тех времен.Если они не на виду и не торгуют под торговой маркой"60ники"памятью о прошлом, это не значит, что бойким адаптантам позволено все приватизировать. адаптанты хорошо сохранились, а настоящие люди как правило давно ушли (из перечисленных - давно все). Кумир и Символ номер один наверно Любимов мне абс-но чужой потусторонний человек, на их "Таганке" я так и не удосужился побывать и от этого нисколько не чувствую себя ущемленным. (А-а, нет, пардон!было столкновение с ним. Мы в Моссовете Губенке присудили театр, наслушалисьт тогда от него) .Вот если б Виталмя Семина "Нагрудный знак ОСТ","Семеро в одном доме"пропустил, если б Константина Воробьева"Это мы господи"и"Убиты под Московой", если б БЕКА"НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ " И"вОЛОКОЛАМСКОЕ ШОССЕ" - ТОГДА БЫЛ БЫ ХУЖЕ. А то что не видел выставки"пидарасов", не читал Гладилина и Ко, не слушал бардов(не любллю кроме Визбора), не помню их в личном духовном опыте - то и хрен с ними. У меня и у многих моих знакомых другой набор. Джек Лондон и Хем пришли кстати тоже тогда.

Про феномен 60х есть современное культурологическое комплексное исследование , толстый том, написан профессионально и многое там любопытно кусать зубами. Недавно про Солжа оттуда читал и про Гагарина. Есть верные заходы, и глубже обычного трепа трепачей, но в целом книга антикоммунистическая.
И есть отличная, ведиколепная статья Чудакова-Чудаковой, Новый мир 1*1967, про феномен "молодежного юмора"и "иронии". Вот это ключ к культурной эволюции таких вождей молоджи как тогдашние популярные прозаики типа Аксенова. Очень умная и глубокая вещь(не переиздана кажется). Ирония - вот ее квалифицированный разбор открывает окошко.

А книга - вот она, можете по яндексу поискать о ней. Прошла уже, раскупили.

Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. = М., 1996.


Что касается диссидентуры, то мой образ тоже иной, и это тоже долгмй разговор. Периодически приходится(А посленименно приходится)вступать в споры - маркированны именами. То по Сахарову, то по Солжу, то по РойМедведеву, то по вот только что Ковалеву.
http://web.referent.ru/nvk/forum/archive/147/147771
По Сахарову-Медведеву-кто-то там был третий в троице(забыл уже) и эволюции взглядов будущего ядра диссидентуры у нас был содержательный спор с приведением материалов 70х годов в релполе. Ю.Комаров должен помнить.


От Pavel
К Pout (03.09.2001 16:07:12)
Дата 04.09.2001 06:22:10

Re: не дам...


>=============
>Добавлю еще целую "обойму""Нового мира" Тваржлвского - там от Шукшина до Семина, от Троепольского до К.Воробьева. Не говорю про негуманитариев. И тэ дэ десятки моих любимых писателей и просто людей из тех времен.Если они не на виду и не торгуют под торговой маркой"60ники"памятью о прошлом, это не значит, что бойким адаптантам позволено все приватизировать. адаптанты хорошо сохранились, а настоящие люди как правило давно ушли (из перечисленных - давно все).

А кто спорит-то. Вопрос был не в том, что кому дороже в тех годах, а вот почему время, когда идеологическая машина работала на полную катушку, когда до коммунизма было рукой подать (1980), когда "догоним и перегоним" вплоть до открытого противостояния (Куба, Вьетнам), вдруг в терминологии "адептов" получает название - оттепель. В самом деле почему?

Кумир и Символ номер один наверно Любимов мне абс-но чужой потусторонний человек, на их "Таганке" я так и не удосужился побывать и от этого нисколько не чувствую себя ущемленным. (А-а, нет, пардон!было столкновение с ним. Мы в Моссовете Губенке присудили театр, наслушалисьт тогда от него)

Это интересно. может расскажете?

С уважением

От Pout
К Pavel (04.09.2001 06:22:10)
Дата 04.09.2001 23:14:48

шаги к разгадке


Pavel сообщил в новостях следующее:8477@kmf...
>
> >=============
> >Добавлю еще целую "обойму""Нового мира" Тваржлвского - там от Шукшина
до Семина, от Троепольского до К.Воробьева. Не говорю про
негуманитариев. И тэ дэ десятки моих любимых писателей и просто людей из
тех времен.Если они не на виду и не торгуют под торговой
маркой"60ники"памятью о прошлом, это не значит, что бойким адаптантам
позволено все приватизировать. адаптанты хорошо сохранились, а настоящие
люди как правило давно ушли (из перечисленных - давно все).
>
> А кто спорит-то. Вопрос был не в том, что кому дороже в тех годах, а
вот почему время, когда идеологическая машина работала на полную
катушку, когда до коммунизма было рукой подать (1980), когда "догоним и
перегоним" вплоть до открытого противостояния (Куба, Вьетнам), вдруг в
терминологии "адептов" получает название - оттепель. В самом деле
почему?
>
Вопрос-то не прост, путь большой и многие свернули голову на пути к
разгадке. Вайль-Генис сваяли хороший том. и то там нет ответа, хотя
много реконструированных штрихов эпохи. Долог путь до Типеррери...
Патриарх и прародитель Оттепели - Эренбург. Так названа его проходная
книжка, совершенно бессодержательная(1954). но он был носитель идеологии
оттепельности номер один. Он стоял в центре многих идеологических
вихрей. Опытнейший и талантливый идеолог, которого ценили и Ленин, и
Сталин.
Мемуары "Люди годы жизнь"были неофициальной краткой историей культуры
"второй"России. Оттуда узнавали про серебряный век, про забытых
культурелей, и много чего еще. Например, про Испанскую войну. Про такого
тов.Бухарина.
Журнал номер один Оттепели -"Юность"со знаменитой девушкой-березкой.
Там появлялись знаменитые повести молодых аторов, стихи будущих мэтров и
мэтресс. Журнал был культовым, почти все авторы прошли через него.

Знаете, я лучше постраюсь воспроизводить узловые труднодоступные
источники, которые считаю проясняющими суть. Вернусь к Чудаковым. Они
исследовали феномен бешено популярной молодежной прозы и молодежного
юмора 60х. Аксенов, Гладилин, другие ныне успешно позабытые авторы тех
лет. Это написано в 1966году.
тезисно.
=====================
Молодежная проза , язык, стиль и само поведение = реакция на некие
типы, господствовавшиие ранее в ли-ре безраздельно. С ТЗ языка - вместо
газетно-публицистического - "устная", разговорная речь. Старый стиль
стал отождествляться с натужностью, неискренностью, наконец - ложью.
Простое,"бытовое" слово стало синонимом искренности чувства, правды.
Отрицалась прежняя фразеология...
С ТЗ сферы охвата - вместо узкой и якобы односторонней(преимущественно
производственной) - улица, быт, жизнь берется таким образом якобы более
многосторонне. Вместо повестовательного изложения по стандартным
канонам, уже обрыдлым - хэппи энд, положительное-отрицательное, успех
нового в борьбе со старым - свободный набор, поток, полемичность.
Наконец, вместо серьезности - юмор как НОРМА.
Анализ сосредоточен вокруг этого как бы _нормативного_
(обязательного!вот так)юмора, "не совсем обычного для русской ли-ры".
Юмор как всепроникающий материал, заполняющий пустоты мысли,
обеспечивающий единство повествования, цемент стиля(а не мысли),
выражает невполне обычные вещи - напр патетику, любовь и доверие к
герою.
Интересно!что же это за юмор.
- писать о серьзных вещах всерьез кажется невозможным , а затем и
неприличным, да "видимо уже и не получается".
- писать просто о простых вещах - то же самое.
- использовать прежнюю фразеологию, обороты, штампы - то же.
Специфически юморные способы изложения однако - саоеобразны.
- часто стиль инфантильный, подростковый, наконец - "кокетливой
7классницы", жеманный
- потеря фокуса иронии. Инерция иронии, оборачиваемой якобы и на себя,
на героя (и далее - любование собой, героем через эту призму). очень
автор их(и себя)любит, но это - под скорлупой самоиронии
-"компроментарный оттенок повествования". (СП -тогда можно было сказать
только так)
-"диффузия и экспансия юморного отношения, так что общий иронический тон
успешно размывает все детали и делает их равно пригодными для
использования". Например, Гладилину представляется"что слово бог смешно
само по себе".( СП - ау, кумиры молодежной прозы -помните, аль
забыли?забыли, сученыши)
Это возможно благодаря даровым благам юмора , его черам - столкновению
далеких предметов, необычности сравнений
- "ведь это и не действитнельно смешные вещи чаще всего!"

Задачи.
-вовсе не беллетристические приемы оживления повестования.
"строится особая, мнимая литература, с мнимой лирикой, смелостью.
используюший не по правуприемы вроде иронии для
_значительных_конструкций, для создания-новой ситсемы значений_.
На деле _создается новый шаблон, далее - канон. использующий вывернутый
наизнанку, а не преодоленный(часир просто вышучиваемый, и все)старый
шаблон и канон."

Отношение к традиции.
Вторичность. Использование заемных, заимствованных внешних черт,
конструкций, но не _стержня_. Буквально поголовная схожесть,
неотличимость молодежной прозы.
Отцы-основатели -Ильф-Петров. Почему же они, а не другие(Зощенко илм
там кто еще).
Близок подход к предмету."сокращенность"описаний, слегка эпатирующие,
необычные сравнения,
поочередные"выхватывания"_разномасштабных_предметов, выдвинутое вперед
определение предмета при ощущении, что_слово употреблено не по
назначению_.
Ранние ИП. Периода 12 стульев, с легким, юморным стилем
Но - принципиально отличие от ИП.
-энергичность, скрепляющий единый внутренний стержень - вместо него
деланое веселье, бодряческий , опереточный тон
- злая пародия шаблонов, газетно-публ и митинговых - оборачивается
количественным употреблением как самоцелью.
-первоначальное остроумие, неожиданные острые смыслы(от употребления
слов не по назначению) - переходит в "просто смешные сочетания слов".
Поза записного остряка, поддерживающего ажиотаж.

Итоги.
Гладилин - классик этого типа."Добавить к этому стандарту ему нечего
Применяет штамп в его прежнем, привычном значении,прямом смысле,
прикрываясь щитом иронического отношения к жизни. Задача - говорить
непременно по-новому, иначе...пользуясь заштампованными тривиальностями,
даже каноном"(СП - это стало приемом номер один в период глумления
над"совком", а _тогда - родилось_. Зафиксирован момент и условия
рождения - начало 60х)). "Не преодоление шаблона, а вывертывание
наизнанку старого, высмеивая, точнее обхихикивая его".
===========================
далее к сожалнению пропускаю. Резюмируя, универсальным способом
выражения чувств молодежной прозы постепенно становится элементарный
цинизм.


> Кумир и Символ номер один наверно Любимов мне абс-но чужой
потусторонний человек, на их "Таганке" я так и не удосужился побывать и
от этого нисколько не чувствую себя ущемленным. (А-а, нет, пардон!было
столкновение с ним. Мы в Моссовете Губенке присудили театр, наслушалисьт
тогда от него)
>
> Это интересно. может расскажете?
>
Если коротко, то в 1990 разгорелся один из первых конфликтов в дележе
советского наследия. Им был "символ"(даже здание) - Театр на Таганке,
только что отстроивший уникальную Новую сцену. Любимов давно со
скандалами умотал на запад, ставил там пьесы, и стал глашатаем
перемен(первое нашумевшее письмо в Мос.новостях 10 авторов, что-то
типа -"Свабоду слову" и вообще!"- писал он и товарищи) типа Аксенова и
Владимова. При том, что "Таганка" это пожалуй образец знаменитой
советской Фиги в кармане была с 60х.Об этом великолепно у Зиновьева в
"Зияющих высотах". Там это Театр на Ибанке, главная
достопримечательность и эпицентр богемы Ибанска- почитайте, добавить
нечего. "Зрители расходились с чувством, что стали участниками
невидимого заговора" и т.д. А сам Любимов был меж тем завсегдатаем в
верхах, пользовался благами расперделителей и обслуги высших партийных
кругов и т.п.
Последнее время актеры один за другим выпустили воспоминания, там об
этом много. Золотухин, Смехов, Филатов. Встает личность предельно
деспотичного, капризного, авторитарного и хамского Барина-главрежа.
Ничего подобного на идиллию, напр. глумление главрежа над всем что хоть
чуть препятствоало авторитаризму, напр над своевольным Высоцким,
которого срочно заетм канонизировали сразу после смерти.
И вдобавок Любимов решил с ходу , едва вернувшись, хапнуть и
приватизировать под себя весь театр. "Сообщество артистов Таганки" во
главе с признаным лидером Губенко оставалось себе кинутое тут,научилось
жить само, и вдруг явился сам и решил все под себя подмять. Те
предложили мирно делиться. вдобавок предприняли верные юридические шаги.
Одним из уроков в комиссии Моссовета. где разьирали это вопрос. было
мгновенное обрашение записного "пламенного поборника свобод" в
огнедышащего хапугу. Все =- мое. И никаких законов и правил. Правила -
не для нас, небожителей. (Потом это стало повторяться все чаще, начлаось
еще до событий 1991. Цену демократизма "записавшихся в отцы
демократов"поняли уже тогда.
Выступающему от лица коллектива основного состава Губенке и Ко , которые
всегда вели себя предельно корректно и неподдельно_демократично_в три
что ли приема удалось оформить постановлениями собственность на Новую
сцену, Но были и баррикады, захваты, вой и скандал Любимова,
сопровождавшийся безудержным нецензурным поливом дерьмом всех, кто
против него, носился долго. Так что коммунист и черная кость Губенко -
стопроцентный демократ, а записной"демократ" белой кости Любимов -
стопроцентный хапуга-барин. Что собственно не очень то и скрывалось,
просто удивительно, как можно было в упор не замечать такие очевидные
вещи. Баре они, баре, а все прочие - их холопы, дворня,которые просто
обязаны "знать свое место. Ан -обломись!приятно вспомнить
Ну с тех пор иного прошло, в таких вещах убеждать никого уже не
приходится. а тогда это было откровением. Тут же последовала
аналогичная история с руководством МВД. Вопреки писаному закону, туда
протащили креатуру Попова - Мурашева. Не успев взять власть, новые
деятели тут же выбросили законы и нормы на помойку - там, где речь шла о
реальных вещах, а не декларациях. Право -любое - не для них. Все это под
лозунгами"наконец-то правового государства после 70 лет беззакония". За
это лицемерие их и стоит презирать.


> С уважением
с уважением



От Георгий
К Pout (04.09.2001 23:14:48)
Дата 05.09.2001 10:17:43

Превосходно!

>Так что коммунист и черная кость Губенко -
>стопроцентный демократ, а записной"демократ" белой кости Любимов -
>стопроцентный хапуга-барин. Что собственно не очень то и скрывалось,
>просто удивительно, как можно было в упор не замечать такие очевидные
>вещи. Баре они, баре, а все прочие - их холопы, дворня,которые просто
>обязаны "знать свое место.

ИМЕННО ТАК! И ТОЛЬКО ТАК!
>Ан -обломись!приятно вспомнить
>Ну с тех пор иного прошло, в таких вещах убеждать никого уже не
>приходится. а тогда это было откровением. Тут же последовала
>аналогичная история с руководством МВД. Вопреки писаному закону, туда
>протащили креатуру Попова - Мурашева. Не успев взять власть, новые
>деятели тут же выбросили законы и нормы на помойку - там, где речь шла о
>реальных вещах, а не декларациях. Право -любое - не для них. Все это под
>лозунгами"наконец-то правового государства после 70 лет беззакония". За
>это лицемерие их и стоит презирать.

И это верно!


От Pavel
К Pout (04.09.2001 23:14:48)
Дата 05.09.2001 07:06:01

Таганкааа зачем сгубила ты меня..

Спасибо.
Вам повезло, что Любимов еще не бегал с автоматом, как Растроп. :)