От Pokrovsky~stanislav
К vld
Дата 12.10.2007 22:56:34
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Манипуляция;

Re: для участника...


>Ага, т.е. также вероятно не предположение о недееспособности Аполлона, а вполне логичное предположение что открытое техническое описание содержит недоговоренности, делающие невозможным воспроизведение конструкции один в один, ну, как это делается при патентовании программ и электронных схем.

Тоже невнимательность. Хотя, вполне возможно, Вы не просмотрели материалы достаточно полно.

Лучше еще раз разъясню.

В 30-50-е были разработаны жаропрочные стали, предел жаропрочности материалов этого класса был ограничен 950 Цельсия.

Зная, с помощью каких добавок удавалось повышать жаропрочность, металлурги пытались создать жаропрочные сплавы на базе этих компонент. Получалось. Но только предельные температуры допустимости работы этих сплавов - были ниже "стальных" температур. И возник 15-20-летний ступор. Преодолеть проблему до конца 1960-х годов не удавалось.
Сплавы обладали замечательными характеристиками по коррозионной стойкости, но стремительно снижали свою прочность к диапазону температур 900-1000 С.
Конкретно по классу никелевых сплавов получалась "болтанка" прочностных свойств при высоких температурах(960 С) приблизительно от 1 до 17 кГ/мм2 долговременной прочности на базе 100 часового эксперимента. Типичное соотношение для договременной прочности и т.н. "временной прочности"(единицы секунд до разрушения) - масштаба 10. При температуре масштаба 1000 градусов в уже только за счет термонапряжений при разогреве такой материал разрушался на участках с прочностью 1 кГ/мм2. И был вполне себе прочным, где долговременная прочность была на порядок больше - и соответствовала стандартным требованиям техники к жаропрочным материалам.

Но причины этой болтанки свойств - не были ясны. Хим состав - одинаковый. Структура - одинаковая. В чем дело?

И только в 1967 году в немецкой статье высказывается догадка: а вот, кроме основной структуры, в материале возникают какие-то интерметаллидные выделения с немножко отличающимся парметром решетки. Типа, похоже, что с количеством этой выделеной фазы - и связана прочность при высокой температуре. Начинается исследование. И в 1970 появляется статья, в которой ясно показаны зависимости прочности от объемного содержания фазы. Линейная. И явная. Разумеется, приемы создания и контроля наличия данной фазы уже имелись. Разумеется, немедленно перешли к изучению того, как ведет себя материал, в котором данная интерметаллидная фаза была создана. При таких-то процентах фазы, например, выяснилось, что нельзя обрабатывать материал горячим пресованием. И т.д. - выделения по границам зерен при сварке, охрупчивание...

Но до 1967 года еще самой догадки о том, как сделать никелевые жаропрочные сплавы высокотемпературными на диапазонвыше теператур известных сталей - не было.

А догадка была - тонкой. Понятной даже не всем металлофизикам. Сама теория, а что же я типа такое делаю и почему у меня одно получается, а другое не получается, -это результат доказательства в начале 60-х дислокационной теории материалов советским ученым Орловым А.Н.(докторская дисс. на эту тему - 1967 год). Его свежие незащищенные еще результаты - моментально хватали - в классический учебник "Металловедение" Гуляева, например, -в 1966 году.

Разумеется, в 1976 году люди, которые писали описание Ф-1, прекрасно знали, что никелевые жаропрочные сплавы сплавы - высокотемпературные. Наверняка сплав такого химического состава, при котором можно было достигнуть температур 1100 градусов - существовал с 1950-х.
Вопрос был в том, удалось ли его так модифицировать, чтобы он стоял не до 800-900 градусов, а до 1100.

Возникала возможность сыграть на незнании. Ведь сплав-то разработан. А как его заставили быть жаропрочным - так это к середине 70-х понимали единицы в мире. Причем на уровне догадок, борьбы мнений - научной передовой. Первые шаги технологий - туманны. То ли годом раньше, то ли годом позже. Если бы в последующем на теории модификации никелевых сплавов не было заострено внимание, - шиш бы и Покровский докопался бы до возникновения принципиальной догадки в 1967 году.

Но и здесь бы Покровский не мог бы сильно настаивать на своем видении ситуации, если бы к 1967 году любой теплофизик имел бы возможность взять справочник и рассчитать потоки тепла на стенку камеры сгорания. - Не было такой возможности. Не разработана. А, следовательно, конструктор оказывается в положении, когда ему приходится строить КС в условиях невнятности состояния дел на поверхности металла. Увеличивать в несколько раз размеры КС с изменением материала на материал с ненадежными и непонятно изменяющимися свойствами? - Бред!

С другой стороны, в предположении лунной аферы, - можно запросто полагаться, что те несколько человек, которые "в теме" - не уловят несуразности датировок, не сумеют найти друг с другом общий язык(теплофизики и металлофизики) - и не сумеют создать общее мнение. Тем более, что их мнение никого не интересует. Спрашивают двигателестроителей, которые в нюансах металлофизики и теплофизике ни хрена не смыслят - специалисты типа. А они знают, что приблизительно в те же годы типа 1968-69, когда американцы начали летать к Луне, советские металлурги стали выдавать им новые материалы с повышенной жаростойкостью. Да у кого сама мысль возникнет о том, что такой-то доктор наук только потому выдал свой материал, что работал непосредственно под Орловым, а потому опередил научную мысль своего времени на несколько месяцев? И потому успел начать выдавать свои материалы с технологиями - в 1969 году. Когда немцы уже догадались, но еще исследовали. А американцы еще не знали, что в 1970 г. появится сенсация - сверхжаростойкие суперсплавы.

И в 1976 году было вполне ясно, что датировка рождения жаропрочности никелевых сплавов - туманна. И может вообще никогда не всплыть. А вот доразвившаяся тепофизика - этого уровня жаропрочности требует. Сталями не обойтись. А сам состав зарегистрирован где-нибудь в 1957 году и является химическим аналогом надежно работающего советского сплава типа какого-нибудь Х80НБТЮ. Все проходит. мало ли кто до какой технологической обработки додумался? Понятие "ноу-хау" - появится еще через десятилетие, когда, наконец, до человечества дойдет, что надо не только сварить суп из никеля, хрома, альминия и т.п., но и начать понимать, что качество супа слишком серьезно зависит от того, продержали ли его 35 минут при температуре 710 градусов при таком-то давлении.

Составители отчета 1976 года сами могли этого не подозревать. Но идентичность свойств какого-то американского сплава явно работающему советскому - прочесть запросто могли. И - вписали.