От IGA
К И.Т.
Дата 06.10.2007 17:52:22
Рубрики Прочее; Тексты;

Космческая эра?

http://xp-cmdshell.livejournal.com/59983.html

"Navigare nesesse est"

Пятьдесят лет назад, 4 октября 1957 был в Советском Союзек был запущен первый искусственный спутник Земли. Почти неизбежным стало сравнение начала космической эры с началом эпохи географических открытий. Тогда казалось, что наступила новая эпоха Расцвета, что космическая экспансия человечества неизбежна, в полном согласии с предсказаниями писателей-фантастов. И действительно, через три с половиной года состоялся первый пилотируемый космический полет, а через двенадцать лет люди высадились на Луне. Однако на этом всё и закончилось. После 1972 года, когда состоялась последняя американская экпедиция на Луну, общественненный и государственный энтузиазм в отношении космических полетов начал спадать. После поражения в лунной гонке СССР отказался от геополитического соперничества с США в космосе и перешел к так называмому "сотрудничеству", что и выразилось в совместном полете "Союза" и "Аполлона". Такой отказ был для СССР равносилен признанию поражения, а для США - сохранению "статус кво", существовавшему до 4 октября 1957 года. Ведь завоевание Советским Союзом превосходства в Космосе скомпенисировало бы доминирование США в Мировом океане. В отсутствие вызова с чьей-либо стороны пропал стимул к завоеванию Космоса и у американцев. И хотя автоматические межпланетные аппараты облетели все планеты Солнечной системы, сейчас ясно, что Космческая эра как культурно-исторический феномен совершенно не сопоставима с эпохой Великих географических открытий. Мы часто забываем, сколь важным стимулом было геополитическое соперничество в эпоху Великих географических открытий. Такое соперничество, наряду с банальным стремлением к наживе, и являлось главной движущей силой экспансии на протяжении нескольких столетий: на освоенных путях в Индию и Китай доминировали сначала Византия и Халифат, а потом и турки. Это становится особенно ясным, если сравнить европейскую эпоху Великих географических открытий с аналогичным феноменом в истории Китая, который имел место в начале XV столетия, то есть за несколько десятилетий до плаваний Колумба и Васко да Гамы.

Речь идет об экспедициях адмирала Чжэн Хэ (1371 — 1435), который совершил в 1405 -1433 гг. семь экспедиций в Индийский океан. В третьей экспедиции (1412-1415 гг.) корабли Чжэн Хэ дошли до Ормуздского пролива. В четвертой экспедиции (1417—1419 гг.) китайцы высадились в Восточной Африке, на территории современной Кении. В последней экспедиции (1431-1433 гг.) Чжэн Хэ посетил Красное море. Официально считалось, что все страны, которые посетили экспедиции Чжэн Хэ, становились данниками Китая, однако фактически в большинстве случаев это были торговые и военно-дипломатические миссии, которые сопровождались обменом дарами. Хотя в ряде в случаев, видимо, имело место и политическое подчинение, как в случае с Цейлоном и Аннамом (т.е. современным Вьетнамом). Но вряд ли Мекка, которую Чжэн Хэ посетил в своей последней экспедции, реально подчинялась Пекину.

Если сравнивать экспедиции Чжэн Хэ с более поздними европейскими путешествиями, то поражает несравненное превосходство китайцев. Вообще надо сказать, что Китай того времени был самой богатой и могущественной страной в мире, далеко обогнавшей Европу в многих областях, в том числе и в кораблестроении. В состав экспедиций Чжэн Хэ входило до 300 кораблей с 28000 человек на борту, а по своим характеристкам они сильно превосходили не только современные им европейские корабли, но и те, которые были построены гораздо позже. Каравеллы и каракки Колумба имели водоизмещение примерно в 90 тонн, а флагманский корабль Чжэн Хэ - 3100 тонн, причем этот корабль имел длину 164 метра, что оставалось непрезойденным рекордом до 1858 года, когда англичане Джон Скотт Рассел и Изамбард Брюнель построили пароход "Грейт Истерн", длиной 210 метров. Хотя это были джонки, т.е. плоскодонные суда, в них использовались технологии, которые станут известны европейцам лишь спустя три с половиной века, например, деление корабля на водонепроницаемые отсеки. О глубоких традициях китайского судостроения свидетельствует находка археологами при раскопках нанкинских верфей баллера руля длиной 11 метров. Подобно тому палеонтолог по единственной кости может восстановить облик животного древности, так по единственному элементу корабля можно убедиться в том, что китайские хроники вряд ли преувеличивают в своих описаниях размеры кораблей Чжэн Хэ. Кстати, экспедиции Чжэн Хэ отправлялись именно из Нанкина.

Почему же Китай не стал великой морской державой? Обычно это объясняют тем, чем сам Чжен Хэ имел низкое происхождение: родом он мусульманин, дунган по национальности, был захвачен в плен в детстве, кастрирован. Поэтому придворная элита относилась к нему с подозрением, особенно неприязненными были у него отношения с учеными. И в конце концов ученые добились своего -дальние морские экспедиции были запрещены. Но все-таки дело не только в этом. Многие великие замыслы были реализованы благодаря покровительству высоких особ и Чжен Хэ в этом отношение не исключение. Но если минский император Чжу Ди или португальский принц Энрике Навигатор были большими покровителями и энтузиастами мореплавания, то их католические величества Фердинанд и Изабелла относились к идеям Христофора Колумба значительно прохладнее и были весьма скуповаты. Тем не менее экспедиция Колумба состоялась не в последнюю очередь из-за того, что их католические величества побаивались конкурентов. Глядишь, португальцы или генузцы будут более щедрыми и добыча уйдет из под носа. Международное соперничество во времена Великих географических открытий для нас кажется чем-то мало важным. Например, для нас, и Колумб, и Магеллан - представители всего человечества. Но они выступали за разные команды. И уже в 1494 году был заключен Тордесильясский договор, который разграничил сферы влияния Испании и Португалии по меридиану, проходящему в 100 лигах к западу от островов Зеленого Мыса. Все земли, открытые и не открытые, лежащие к западу от этого меридиана, объявлялись собственностью Португалии, а лежащие к востоку - собственностью Арагона и Кастилии, т.е. Испании. Этим и объясняется, что открытая через 6 лет Педру Кабралом Бразилия стала португальской колонией. После кругосветного плавания Магеллана в 1519 - 1522 гг. испанцы и португальцы провели разграничительную линию и в Тихом океане, которая была закреплена Сарагосским договором 1529 года. И хотя европейские корабли не отличались большой вместимостью, это не помешало баснословному обогащению. Дело даже не в не золоте. Тонна прянностей давала больший доход, чем тонна золота. Естественно, что Англия, Франция, Голландия, Швеция не хотели мириться с таким безобразием и не признавали раздела мира. В всех этих странах появляются, например, Ост-Индские компании. Пираты и работорговцы грабят испанские и португальские владения. И в конце концов инициатива колониальной экспансии переходит к конкурентам Испании и Португалии, потому начинается борьба и между ними. И всё это время открываются новые и новые земли, появляются новые и новые колонии, из которых льются богатства.

Подобных стимулов не было в Китае. Китай был из без того богат, там хватало и своих пряностей, кроме того, т.н. острова пряностей (Молуккские острова) были относительно недалеко от Китая. Поэтому острой необходимости в морских путешествиях не было. Конечно, неплохо было бы сделать данниками Поднебесной северных, южных, западных и восточных варваров, но они не могли дать Китаю ничего такого, чего не было в Китае. И Китай вступил в эпоху постмодерна, минуя эпоху модерна. За что несколькими веками позже жестоко поплатился. Ведь в соответствии с принципом Чёрной Королевы для того, чтобы оставаться на месте нужно бежать, а для того чтобы бежать нужно, бежать вдвое быстрее.

С космосом произошло примерно тоже самое. Но ситуация усугляется еще и тем, что в космической гонке особенно далеко не убежишь. Космические технологии - это предельные технологии, т.е. такие технологии, у которых нет перспектив для существенного прогресса. Со времени появления первых мощных ракетных двигателей их удельный импульс увеличился примерно всего примерно в 2 раза: если у ЖРД РД-101 начала 50-х годов, работавшего на 90-процентном этиловом спирте и жидком кислороде удельный импульс в вакууме составляет 240 сек., то у ЖРД РД-0120, двигателя первой ступени РН "Энергия", у которого в качестве топлива использовался жидкий водород и жидкий кислород - 450 секунд. И это фактически предел, если не говорить о двигателях на совсем экзотических компонентах топлива вроде пентаборана и жидкого фтора. Да и для таких очень агрессивных и ядовитых топлив удельный импульс в 600 секунд - недостижимый предел. Но пилотируемый полет к Марсу невозможен с использованием химических ракет. Для его осуществления потребуется ядерный ракетный двигатель. Причем и ядерный двигатель с традиционным твердофазным фазным реактором не дает большого преимущества - перспективные твердофазные ЯРД будут иметь удельный импулься порядка 900 секунд, как например, РД-0410, разработанный в СССР экспериментальный ЯРД с тягой около трех с половиной тонн. Но даже с импользованием подобных двигателей для полета к Марсу нужна четырех-пятиступенчатая ракета. По-настоящему завоевание космоса может начаться лишь если будут созданы ракетные двигатели с газофазным ядерным реактором. В таких реакторах активная зона имеет столь высокую температуру, что находится в газообразном состоянии. Удельный импульс таких двигателей может достигать 3000 сек, и в принципе с использованием таких двигателей возможны пилотируемые полеты ко всем планетам Солнечной системы, а также и к поясу Койпера за разумные сроки. Однако создание таких двигателей представляет собой исключительно сложную задачу, однако советскими учеными доказана приниципиальная осуществимость такого двигателя. Некоторые эксперты считают, что такой двигатель может быть создан в ближайшие 15 лет. Но даже если это и так, остается вопрос: а что такого есть на Марсе, ради чего туда стоит лететь людям? Что является "прянностью" космической эры?

Пока известен только один претендент на эту роль - гелий-3, который может использоваться как горючее для термоядерных реакторов (в смеси с дейтерием). Его концентрация в лунном реголите может достигать 0.01 грамма на тонну, и, в принипе, доставка гелия-3 на Землю может быть экономически выгодной. Чтобы добыть килограмм гелия-3, нужно переработать 100 тысяч тонн лунного грунта. Сразу представляются гигантские краулеры, которые ползают по Луне и собирают эту "прянность", подобну тому как в романе Фрэнка Херберта "Дюна" подобные краулеры также собирали "прянность" (экзотический наркотик) в пустынях планеты Арракис. Однако доставка на Луну всей необходимой инфраструктуры для добычи гелия-3 выглядит не менее фантастично, чем сюжеты Фрэнка Херберта. Возможный обходный путь был предложен лет 20 назад известным итальянским физиком-теоретиком Туллио Редже: он предложил использовать для освоения других планет самовоспроизводящиеся автоматы (автоматы фон Неймана). Сейчас эта тема становится актуальной из-за интереса к нанотехнологиям: из Единственно Верного Учения Дрекслера вытекает, что нанотехнологии невозможны без самовоспроизводства наноустройств.
Но пока земные технологии далеки от подобных высот. Да и все энергетические проблемы могут быть решены без термоядерного синтеза - запасов угля и урана хватит на многие тысячелетия, если использовать реакторы на быстрых нейтронах. А кроме урана еще остается и торий, которого в земной коре больше, чем урана. Так что сбор "пряности" на Луне откладывается на неопределенный срок. А вместе с ней и эпоха Великих географических космических открытий. Да сравнение космической эры с этой эпохой несколько натянуто. Мне представляется более адекватной другая аналогия. В 1941 году маори в Новой Зеландии построили корабль-однодеревку - каноэ "Нга Токи Матаухакруа" длиной почти в 40 метров. Они выдолбили из единственного дерева корабль водоизмещением в 20 тонн, на котором размещалось 70 гребцов. На подобных примитивных кораблях люди заселили Австралию и Океанию. И этот шаг - выход человека в открытый океан на таких примитивных кораблях вполне сопоставим с первым полетом в космос. С этого шага началась многотычелетняя авантюра мореплавания. С такой точки зрения открытие какой там Америки - всего лишь малозначительный эпизод. Запуск первого спутника можно вполне сопоставить с созданием первого такого корабля. Так что и о полете спутника, запущенного в нашей стране 4 октября 1957 года нужно судить с точки зрения тысячелетий. Пятьдесят лет - слишком маленький срок для этого...