От Scavenger
К IGA
Дата 18.09.2007 17:49:00
Рубрики Тексты;

Re: Частный случай или трудный путь к Богу...

>Выводы, печальные. По-видимому, детей на пушечный выстрел нельзя подпускать к нынешней РПЦ...

Автор совершила несколько ошибок, которые привели ее туда, куда привели. Первое - она решила отдать себя Богу пассивно, не понимая КТО Он. Она даже Евангелие не читала. Но сделала она это по доброй воле, поэтому Господь увел ее от ошибки не дал ей принять "систему" и погубить свою душу окончательно. Он ей показал, кому она молилась - черному маслянистому пятну, а не Иисусу Христу. Так иногда бывает. Потом, она вручила свою волю другим, чего христианин может делать только по достижении духовного совершеннолетия. Она фактически полностью подчинилась отдельным воцерковленным тетушкам и неумным книжкам. А ведь в Евангелии говорится, что надо быть "простыми как голуби и мудрыми как змеи". И "се, посылаю вас как овец среди волков". Далее, она решила не подарить Богу в дар свое сердце, а дать ему в обмен на Его доброту - свою преданность из ложно понятого долга. А Богу нужна добровольная жертва, а не насильственная. Нельзя сломить себя через колено ради Бога, Бог такой жертвы не примет.

В результате, Н. Холмогорова отошла от Церкви, но осознала и свои ошибки и околоцерковные неофитские предрассудки. Я не верю, что "ее душа навеки погибла" как она выражается. Я верю, что Бог ее до сих пор любит и ждет, что он ее и вывел из "церкви", "системы". Будем надеятся, что и введет в Церковь. Поскольку ее воцерковление тогда даже не началось. Начало и конец, Альфа и Омега есть Христос и его Слово. А Церковь - это союз верных и Тело Христово, а не место для индивидуальных психологических переживаний. Правильно о. Артемий сказал про "духовный блуд" мечтаний, только вот, чтобы понять о. Артемия правильно нужен был долгий путь.

Забыл еще одно. Многие неофиты путают смирение с унынием. По-моему к концу своего церковного опыта, Н. Холмогорова впала в уныние и преодолела его.

А вывод только такой - после того, как общество начало процесс секуляризации начался кризис и церковного сознания. А уж после 70 лет существования в "гетто" - тем более. И священники, и верующие - все люди и все не идеальны. Просто никто не заметил психологическое состояние человека и не дал верный совет. Так ведь и муж ее не заметил и родные ее - то в каком психологически трудном положении она находилась.

Так что еще с большим основанием можно сказать, что случай Н.Холмогоровой все-таки не типичен. Как она сама выражается, ее не младостарцы "охмурили". Типично как раз другое поведение неофита - когда человек фанатично вверяется одному батюшке и слушает его как гуру. От этого вреда бывает куда больше, да и примеров этого куда больше. А вообще - в больном обществе даже "воду из под крана пить вредно". Поэтому ваш вывод странен. Ведь никто не виноват в том, что Православие человек понял в целом как собственное удобное психологическое состояние (уныние). И все кончилось достаточно хорошо для человека -именно из-за преданности настоящему Богу, которая прорывалась за предрассудки.

С уважением, Александр

От Владимир К.
К Scavenger (18.09.2007 17:49:00)
Дата 19.09.2007 01:16:48

Так ведь цель-то помещения текста здесь было не разбор обстоятельств и причин.

Что же касаетеся Натали - то чётко видно, что женщина она умная, и,
поддавшись было (очень по-женски) эмоциональной раскачке, нашла в себе силы
и способности мало того, что преодолеть процесс, но и отрефлексировать его,
насколько получилось. За что ей, конечно, большая благодарность. Такое
знание - полезно.

Очень интересно то, что она в результате не преисполнилась ненависти ни к
Православию - ни к Церкви.

И тем более не использовала проблему в качестве дешёвой и примитивной
антицерковной пропаганды, как это пытаются делать здесь.



От Игорь
К Владимир К. (19.09.2007 01:16:48)
Дата 19.09.2007 17:01:06

Re: Так ведь...

>Что же касаетеся Натали - то чётко видно, что женщина она умная, и,
>поддавшись было (очень по-женски) эмоциональной раскачке, нашла в себе силы
>и способности мало того, что преодолеть процесс, но и отрефлексировать его,
>насколько получилось.

А получилось плохо. Сохранилась обида на тех воцерковленных людей и священников, которые не дали ей того, что она ожидала получить. Более того, она сама для себя решила, как они должны были бы правильно поступить, чтобы ей удовлетворить. Ну и к Богу она не пришла, так и не поняв, что с Ним в торг не вступают. Конкретно ее муж все про нее и про таких, как она, написал довольно-таки правильно: "Трагедия отношений Натальи с Церковью и Богом, это трагедия человека,
который пытается воспринимать Христианство вполне искренне, но... в рамках
индивидуалистической религиозной культуры модерна. То есть отношения с Богом
мыслятся как индивидуальные, как протекающие в рамках отдельной психики,
отдельного сознания, жизненные события воспринимаю.тся сами по себе, каждое
по отдельности (почему Бог не вмешался?) и нравственные, и аскетические, и
дисциплинарные и какие угодно еще требования Церкви так же воспринимаются
как индивидуальные и обращенные к некоей "личной совести" и "нравственности"
(каковых концептов аутентичная христианская традиция попросту не знает)....
Другими словами, наше воспитание и наша культура в нашем поколении
навязывают совершенно иное отношение к Христианству, точнее к Православию,
нежели те, которые Православием и Христианством предполагаются по их
внутреннему устройству. При этом дополнительная вина всевозможных
православных богословов, проповедников, публицистов и т.д., писавших в 19 и
особенно в 20 веке состоит в том, что они старательно поддерживали иллюзию,
что возможно жить христианской жизнью, возможно нормально и полноценно
функционировать в качестве православного христианина оставаясь в рамках
"культуры модерна" и "секуляризованного общества". "

>За что ей, конечно, большая благодарность. Такое
>знание - полезно.

>Очень интересно то, что она в результате не преисполнилась ненависти ни к
>Православию - ни к Церкви.

Откуда Вы это вынесли, интересно? Кто же, как ни она в исповеди с неприязнью писала о православных людях, которые де неверующих "на самом деле" про себя считают уже пошибшими, хотя внешне могут с ними весьма мило разговаривать и .т.д.

>И тем более не использовала проблему в качестве дешёвой и примитивной
>антицерковной пропаганды, как это пытаются делать здесь.

Но это было бы затруднительно при таком муже.



От Владимир К.
К Игорь (19.09.2007 17:01:06)
Дата 20.09.2007 12:04:31

Разумеется, получилось плохо. Но присутствует хотя бы попытка без злобы понять и описать, что с самой происходило.

И результаты этого может быть полезным в выработке понимания причин болезни,
а знание
причин поможет предупреждать "болезнь", и её лечить.

Хотя, честно говоря, всё это не ново и не оригинально для любой сферы
деятельности человека.

Ещё со времён апостола Павла (вспомним хотя бы его в посланииях разъяснения
о глоссолалии) технологии предупреждения и купирования всяких
психосоматических эффектов отрабатывались.
По крайней мере, в Православии.

Вот, пример проявсняющий отношение к чудесам и видениям в Православии:

+++
Кроме того, стоит помнить, что православный при виде чуда скорее смутится. У
нас говорят - если тебе показано чудо, то, скорее всего, за твое неверие.
Модет быть, вы замечали, что священник на службе держит в руках маленькую
"шпаргалку". Это Служебник - книга с теми молитвами, которые должен
священник читать вслух или про себя во время Богослужения. Но кроме молитв в
эту книгу входит еще и "Известие учительное" - своего рода инструкция для
служебного пользования. В этом "Известии" разбираются, в частности случаи,
когда на Литургии просиходит что-то непредвиденное. И вот как раз между
описанием действий священника в случае попадания в Чашу мухи и замерзания
Чаши в нетопленом храме, говорится, что может быть и другое "ЧП": содержимое
Чаши примет вид Младенца, у вина появится привкус крови: Что делать? Бить в
колкола, созывать народ и демонстрировать чудо?
"Известие" говорит нечто иное: священник должен отойти от Чаши,
приостановить службу и ждать, пока все не примет обычный вид. А затем еще
"Известие" и укоряет такого священника: мол, это чудо было дано тебе ради
твоего маловерия!
+++
Кураев А. "Христианин в языческом мире или о наплевательском [так
предписывает христианство] отношении к порче"

А с расцветом "научного" атеизма эти технологии были заброшены, а
распространились прямо противоположные.



От Scavenger
К Владимир К. (19.09.2007 01:16:48)
Дата 19.09.2007 14:04:26

Re: Кстати, я было начал писать этот анализ...

...потом передумал. Но Вы правы. Интересно, нужен ли этот разбор кому-нибудь? Любопытно было бы посмотреть, что в опыте Н. Холмогоровой - от ее собственных ошибок, а что от кризиса церковного сознания.

>Что же касаетеся Натали - то чётко видно, что женщина она умная, и, поддавшись было (очень по-женски) эмоциональной раскачке, нашла в себе силы и способности мало того, что преодолеть процесс, но и отрефлексировать его, насколько получилось. За что ей, конечно, большая благодарность. Такое знание - полезно.

Знание - полезно, только вот это не знание - а просто набор фактов, описание. Некоторые могут интерпретировать так, а другие - эдак. Сама Н. Холмогорова не может определиться, то ли она виновата, то ли предрассудки.

>Очень интересно то, что она в результате не преисполнилась ненависти ни к Православию - ни к Церкви.

Поскольку вообще-то является умной. По-настоящему глупые люди в 15 лет об экзистенциальных вопросах не думают. Ее подвело даже не отсутствие ума, а отсутствие опыта.

>И тем более не использовала проблему в качестве дешёвой и примитивной антицерковной пропаганды, как это пытаются делать здесь.

Да, тут вы правы.

С уважением, Александр