От
|
Pout
|
К
|
Лиза
|
Дата
|
18.08.2000 16:15:00
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Базис есть базис
>> Спонтанный рост снизу -залог начала -отсюда и вечная метафора про"ростки"
>Так тот же Грамши писал что внизу растет всякая дрянь. Целостной, несамопротиворечивой философии в фолклере нет, нет ее и в религии. Потому хоть и надо в практической работе исходить из уже имеющихся фолклерных "ростков", но главная задача использовать полезные "ростки" чтобы давить вредные (а уж сорняков СМИ насажали более чем достаточно). И так пока народный "здравый смысл" не дойдет до уровня непротиворечивой философии.
Не совсем так. В том-то и цимес, что в житейском и здравом смысле (названия для форм обыденного сознания)он разглядел почву, на к-рую надо прочно опереться. А фольклор, в которм много народной мудрости, стуктурирующей всю "картину мира"и "карту действий"простого человека, уважительно и по его собственным логическим законам изучать. жизнь народа идет попословицам и поговоркам. Разглядеть придирчиво, понять почему народ упорно держится за"предрассудки" и самое главное -их логику, часто перпендикулярную измышлениям ученых людей.
Это теперь целые школы(вроде французских"Анналов")во главу угла ставят микроисторию, менталитет широких масс. (Кстати, сам Грамши выделял именно французов именно за такие тенденции уже в то время).
новая, обновленная жизненная философия (практики)виделась именно как обновленный народный здравый смысл, обладающий силой и энергией прежних"суеверий", но умный,здравый смысл образованных. Бывают вот умные эмоции, у эстетически развитых людей.
Нечто подобное он углядел в новой советской России. Были здоровые зерна и сама идея в советском масскульте, трудовой морали и школе.
Вообще разбор жанров масскульта ("искусство-приложение") - одно из самых выигрышных направлений его доктрины. Знание народной психологии плюс отличный багаж исследователя плюс навыки практикующего "психотерапевта"-революционера.
>Людям всегда есть куда деваться - передохнуть в крайнем случае. По-моему проповедовать экономический детерминизм опираясь на труды Грамши еще никто не пробовал. Не зря эти районы Италии самые красные. Весьма вероятно что дело там обстояло также как с Муссолини, и ГО первично (коммунистическая партия Италии существовала задолго до войны), а организация мелких хозяев и экономический успех вторичны.
Об экономическом детеминизме речь идет "напополам"с детерминизмом идеальным, смысловым. У него опять же цимес - в особо четко проведенной диалектике "базиса"и"настроек". Отчасти об этом.см в ст."Постмарксизм". Ни у кого я такой тонкой но не прогибающейся линии на связь материального и идеального фактора и близко не нахожу. Лучше всего контраст с ортодоксальным экон.детерминизмом виден в его полемике с бухаринской концепцией, там достаточно подробно и ярко, по делу. И объект критики как раз тот что нужен. Весь последующий наш "научный коммунизм"тут в корень дробится.
Но материальные основы - это sine qua non,
без первоначальной опоры и всестороннего охвата их ни анализ, ни дело с места не сдвинется. Тут уже см. раборки Грамши против крупнейшего гегельянца той эпохи - Кроче (очень крупного масштаба человек, "светский папа"тогдашней культурной Италии).
Насчет организации мелких хозяев и т.д.- это надо переходить к разьору не раз помянутой дискуссии, ссылки даны.
>...Тоесть не дожидаясь пока все поймут что "им некуда больше деваться"? Это верно. В этом плане мне очень нравится задача практикума "сколько стоит хлеб". Берет Кара-Мурза фолклерный сорняк "аграрное лобби взвинчивает цены" и мочит его опираясь на вполне фолклерные (усвоенными на уроках арифметики) методы. Еще бы добавить что не такая уж это запредельно высокая технология - выпечка хлеба чтобы про 700% доходности мелкое производство не смогло конкурировать. А дольше уже могут появляться мелкие хозяева, которые потом смогут слипаться.
Разумеется, мне тоже именно такой подход импонирует (только здесь уж не "фольклор", а стереотипы индустриального горожанина, сформированного школой и СМИ, имеются в виду - фольклор устроен все-таки иначе).
Правда, на моей памяти было время, когда каждый день вполне доходчиво людей пытались сподвигнуть на такие элементарные сдвиги классового сознания. Скажем, в 1992-3 когда проходили первые повышения цен на гортранспорт(с пятачка еще в метро) - очень ясно, точно раскрывали экномические расчеты на эту тему в таких газетах. как орган мособлсовета "Подмосковные известия" - каждый день, тиражом 100тыс. И тогда это имхо до определенной степени срабатывало. Боялись завышать цены. А сейчас сглатывают любое, издевательскоевздувание цен на коммунальные услуги безникакой реакции. Отвыкли вообще, что можно повседневную экономику и финансы отслеживать, не говоря уж - контролировать.
И отвыкши, махнули рукой. И вкус к отсчету реальной стоимости услуг утрачен. "От нас уже ничего не зависит"и"наверху никто за наши интересы не встанет".
Сергей