К сожалению, я ничего не могу сказать про Гарри Поттера, я это не читал. Зато читал творчество Медведевой и Шишовой. Георгий лет 6 назад заинтересовал этой парой. И вывод один - свою дочку я к ним на прием никогда не поведу никогда.
А так дискуссия интересная, что и говорить. Что меня, что жену привело в восторг, что годовалая дочка научилась нежданно-негаданно говорить слово Б..... Но суть не в этом, просто забавно.
Я-то понимаю, почему в частности в церковь женщинам надо ходить в юбках, хотя не знаю толком, как это применимо к женским брюкам. Все-таки брюки и джинсы есть и мужские и женские. Да, есть такая мицва в Торе, а как ее применять - каждый решает для себя.
Да, рязанские девчонки одеваются достаточно откровенно и со вкусом, им это идет. И увидев их, хочется благословить Создавшего такую красоту в Своем мире. При осознании того, что в присутствии так одетых девушек нельзя молиться. Не потому, что они плохие. А потому, что мысли будут не о молитве, а о их телах. Будем реалистами.
Это все частные случаи. А суть в том, что эти психологи или как они отталкивают, а не привлекают к церкви, к православию. И вообще к религиозной тематике. Похожи не на реальных, а на евангельских фарисеев. Воскладывающих на людей бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотящих и перстом двинуть их. Ну-ну, пусть попробуют дальше.
>
Да, рязанские девчонки одеваются достаточно откровенно и со вкусом, им это
идет. И увидев их, хочется благословить Создавшего такую красоту в Своем
мире. При осознании того, что в присутствии так одетых девушек нельзя
молиться. Не потому, что они плохие. А потому, что мысли будут не о молитве,
а о их телах. Будем реалистами.
<
И потому "вольная" одежда не является причиной для изгнания из храма и из
Церкви, но вполне является и причиной, и поводом для того, чтобы без злобы
попенять человеку на проявляемый таким образом недостаток чуткости и любви к
окружающим. Ведь чуткий и любящий - постарается не искушать.
Так рассудил я самостоятельно.
А потом прочитал у Кураева (согласившись с ним и в силу логики и в силу
собственных наблюдений, причём наблюдений в сфере намного более широкой,
нежели религия и Церковь):
+++
...
В итоге у меня три совета на тему об одежде и косметике.
Первый обращен к женщине, которая просто проходит мимо храма. В ее утренних
замыслах посещения храма не было. Но вот проходила мимо и в сердце
шевельнулось желание зайти. Одежда ее "нецерковная": Что делать? - Зайти.
Если женщина знает, что у нее такая одежда, что может вызвать нарекания
прихожанок, и тем не менее заходит на минутку в храм ради молитвы о своих
детях - то это своего рода исповедничество и юродство: готовность принять
неприятности и оскорбления ради того, чтобы помолиться.
Второй совет к женщине, которая специально идет на службу. Ей я советую
одеться "по-церковному". Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не
того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златост
есть удивительное выражение: "Таинство нашего ближнего". Таинство нашего
спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с
которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.
Открою тайну: мы, церковные люди, больны. Больны мы своей
не-православностью: молитвенное славословие не всегда течет само радостно и
легко, часто к нему приходится понуждать себя. А в этом случае - "и выхода
другого нет: если в душе не лежит Евангелие, то в эту пустоту надо положить
Типикон (устав богослужения), тем более, что эта книга гораздо больше. И
Типикон нужен Церкви. Дело не в нем, а в потере чувства духовной меры:
относительности и вечности"[1].
Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной
сосредоточенности - очень трудно. "Мои мысли - мои скакуны". Только
расслабился - и они ускакали прочь из храма, надо бежать за ними и
возвращать. Конечно, человек отвлекается. Конечно, осуждает себя за эти
отвлечения. И, конечно, ищет возможности оправдать хотя бы некоторые из них.
И так - на всех уровнях. Стоит бабушка, сама себя назначившая старшей
дежурной по третьему подсвечнику справа, и всю службу играет в бесконечный
пасьянс со свечками. Понимаете, она нашла дело, которым она сублимирует свою
немолитвенность. В алтаре алтарники устраивают какую-нибудь бесконечную
чистку кадила, а священники ведут умно-неотложный богословский разговор. На
клиросе дьякон заводит профессиональный семинар с регентом о церковной
музыке.
"Отмазки" можно любые найти, но все это будут попытки подменить дело тем,
что святой Феофан Затворник называл "приделком". Дело одно, а приделков
много.
И тут нам предоставляется такой удачный повод заняться чем-то другим помимо
молитвы.
А раз так - то зачем же задирать больных? Зачем давать повод ищущим повода?
Зачем помогать впадать во грех?
Так что, идя в храм, лучше одеться так, чтобы твоя одежда не давала повода
отвлекать от молитвы ни тебя самого, ни других людей.
Третий мой совет - к самим прихожанам. Снова представим первую ситуацию:
женщина случайно проходила мимо храма и у нее появилось желание зайти. Но
тут уже другая мысль остерегла ее: "Ты не так одета! Тебе туда нельзя!".
Вопрос: какая из этих мыслей - от Бога, а какая - от лукавого? Кто позвал
эту женщину в храм, а кто - отпугнул? Убежден, что мысль о посещении храма
была от Господа, а другая, пугливая мыслишка - пришла "слева". Так зачем же
нам-то становиться союзниками этого "левого"?
И еще нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я
терплю - меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не
хозяин в храме. Домовладыка тут - Господь. Он позвал нас к Себе. Вспомним
притчу о званых на царский пир (Мф. 22). Почетные гости не пришли. Царь
тогда приказал позвать бомжей. Вот мы и есть эти бомжи.
Подобрали меня на Курском вокзале, обмыли, приодели, привели в царские
палаты. Сижу я и млею: "Скажи кому из наших, где я сегодня оказался - не
поверят! Подумать только: вот я - а вот царь... вот царь - а вот он я!". И
вдруг нить этих моих сладких рефлексий прерывается. Входит новый гость. Так
имею ли я право сказать на таком пиру при виде очередного гостя: "Да хтой-то
там приперся! Государь, да ты глянь! Тут же только порядочные люди: ты да я,
да мы с тобой! Это же Гришка с Павелецкого вокзала! Да он мне вчера бычок не
оставил! И вообще он павелецкий, их в нашу приличную компанию брать нельзя,
тут все только с Курского!".
Так что не надо в Церкви хозяйничать и изгонять из нее тех, кого позвал сам
Владыка.
+++
А.Кураев Церковь в мире людей
+++
- Выходит, православное неприятие женского священства мотивируется только на
уровне "символов"?
- Нет, не только. Тут есть и "онтология", поскольку речь идет о таинстве,
которое совершает Бог, а не только о нашем осмыслении того, что делаем в
храме мы. Хотя, впрочем, все равно надо признать, что женское священство в
Православии отсутствует прежде всего в силу традиции, а не в силу каких-то
юридически прописанных норм [1].
Но, кроме этого, есть еще и несколько психологических мотивов. В женской
религиозности есть какая-то парадоксальность. Есть такая странная церковная
алхимия. Берем два компонента: первый - Православие, второй - женщина.
Каждый из этих компонентов сам по себе теплый, пушистый, хороший. Теперь
сливаем их в одну колбочку. Что получаем? Православие + женщина = приходская
ведьма. Далеко не всегда, конечно, но все же слишком часто, чтобы этого не
замечать [2].
Удивительно, но факт: почему-то женская религиозность более жестока, нежели
религиозность мужская.
Вроде бы с именем женщины связаны тепло и ласка, мягкость и заботливость. Но
слишком часто приходится замечать, что женская религиозность бывает гораздо
более ригористической, жесткой и даже жестокой, чем религиозность мужская. У
многих женщин России есть опыт изгнания из храма. Как точно написала об этом
опыте публицистка рериховского лагеря Т. Книжник - нередко наши прихожане
"реагируют на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на голове с
чуткостью и непреклонностью, достойной самого исправного турникета в метро".
Но - кто же именно работает "турникетом" в наших храмах? Священники ли,
бородатые прихожане, или, напротив, "босолицые" благочестивые юноши
контролируют "форму одежды" заходящих женщин? Да нет - свои же товарищи по
полу. Знаменитые наши "бабушки": И даже проповеди священников, призывающие
их воздержаться от такого самочиния, зачастую не помогают.
Посмотрите, как разнится поведение мужчины и женщины в храме (при условии,
что у обоих еще нет опыта церковной жизни).
Мужчина, впервые зашедший в храм, ведет себя как охотник в лесной чаще. Он
опасливо и внимательно озирается по сторонам. Но он опытен, он еще и не в
таких переделках бывал. Поэтому он во всем разберется сам, он сам решит,
куда какие свечки втыкать, и не стоит лезть ему под руку с советами:
Женщина же, впервые заходящая в храм, напротив, открыта к советам. Она
только обрадуется, если кто-то подойдет к ней и объяснит. И вот она получает
первые наставления: у этой иконы свечку за пять рублей, у этой - за десять,
здесь поцелуй, здесь один поклон, а вот тут - три:
Но человек склонен ситуации своего первого вхождения в новый для него опыт
воспроизводить вновь и вновь. И если женщина на заре своего воцерковления
получила инструкцию, то и потом в течение десятилетий эти обретенные ею
"тайные знания" она будет транслировать все новым и новым захожанкам. Может
быть, поэтому женская религиозность бывает более "инструктивной" и жесткой.
[1] Как раз некоторые протестанты (а именно - баптисты) с присущим им
буквализмом находят в Библии именно юридические мотивы для отвержения
женского пасторства: "Давайте рассмотрим те качества, которыми должны
обладать пастор или епископ, и посмотрим, обладает ли требуемыми качествами
женщина. Епископ да будет одной жены муж (1 Тим. 3, 2). Есть ли такое
качество у женщины? Может ли женщина быть мужем своей жены?" (Девельт Д.
Церковь в Библии. - М., 1994, с. 153).
[2] Говорю это, памятуя о том, что когда-то Златоусту пришлось поплатиться
за подобные слова. Он сказал их, правда, не о прихожанках, а о
священнослужителях: <Алтарь Церкви полон фуриями>. На суде эти его слова
стали потом одним из доводов обвинения (см. Тьерри А. Святитель Иоанн
Златоуст и императрица Евдоксия. Христианское общество Востока. М., 1884, с.
116). А вот мнение из источника, который я считаю более чем сомнительным
(см. главу "Искушение, которое приходит справа") но зато для моих
из-церковных критиков он авторитетен: "Забыв, а может и не зная, наставление
"жена да не отверзает уст своих", женщины будут пытаться учить в храмах. Ева
уже попробовала наставить Адама, только что из этого вышло? Так и теперь
будет. Сами не войдут и другим мешать станут. Ты остереги молодых, матушка,
остереги! Хуже нет, как эти православные ведьмы в храме. Что только не
выдумают, что только не попридумывают! Мню, все выкрутасы их - на приход
антихристов. Закрыв истину лавиной всякой глупой обрядности, проще его ждать
воцарения. Понимания нет, трепета - нет, только стань, повернись, поклончик:
нынешний человек есть земля иссохшая, жаждущая воды живой, слова Божия. А
так получается, что слышит он не слова жизни, а черный бред храмовых старух.
Уж они-то научат! Эти "сестры" такого напридумывают, что целые труды
богословские понадобятся для развенчивания их "учений". Ты-то уж это знаешь.
Вот спрашивают не так давно: "Правда ли, что после причастия надо бежать
домой, и только после прихода в дом можно идти в магазин и т.п.? А иначе,
говорят, всю благодать теряешь>. Вот ответь, отче, на эту несусветицу!
Басня, околесица прямо, но чтобы развенчать ее, нужен труд страниц на
тысячу. Благодать Причастия Христу теряется от захода в лавку за хлебом!
Каково?! И верят же им, верят. А то еще пуще - дал святой воды просящему -
благодать потерял, отдал часть ветвей ивы в Неделю ваий - заболеешь. Стоял в
храме, но не дождался целования креста - в храме не был. И вновь же
повторюсь - верят им, верят. Проще следовать диким басням тех, кто татями
стал в храме, присвоив себе право учить, а не следовать учениям Христовым"
(Беседы и наставления старца Антония 4 (Письма)).
+++
А.Кураев Церковь в мире людей.
+++
Еще один пример страстно-эмоционального "богословствования". В женский
монастырь приходит письмо от матери четырех детей. Она говорит, что по
"вопросу об ИНН-цифровом штрих-коде" разные священники говорят ей разное и
просит совета - брать ли "номер" или рискнуть будущим своих детей и остаться
без работы: Вот наиболее яркие перлы из ответа сестер:
("нас всего 20 сестер, все очень молодые, юные девушки"). После описания
грядущего антихриста говорится - "Вот что готовит мир... Поэтому нам ничего
от этого мира не надо! И все сестры обители так рассуждают. Более того, мы
уже начали готовиться страдать, видя как зло набирает сипу, как торжествует
в мире нечестие, са-танизм. Был в нашем монастыре очень трудный период,
когда мы защищали свой храм, чтобы в него не заходили в развратной одежде,
накрашенные, полуообнаженные женщины, которые смеялись над хрис-тианским
благочестием: Модницы просто помогают сатанистам. Прежде всего с современной
мо-дой связаны их ритуальные надругательства сатанистов над христианской
культурой. Осо-бенно это видно в американской моде, ко-торую финансируют
еврейские банкиры. Самое распространенное и давно привычное для всех
женщин - крашенные губы и ногти - это символ ритуального кропления
жерт-венной кровью в секте жидов-хасидов, но от этого отказаться оказывается
невероят-ной трудностью: Если бы только захотели понять и распознать "зверя"
не только в ИНН, но во всей современной культуре, которая гото-вит ЕМУ место
в наших душах, делая их мертвыми для принятия Святого Духа: Бог возвеличил
русский народ перед всеми другими народами... Народ, который в своей вере, в
своем следовании за святыми стоял впереди всех народов - НАРОД-БОГОНОСЕЦ>
[Арестанты или народ-Богоносец?!]
(Об ИНН) // Ковчег. Монастырская православная газета. Издание женского
монастыря Святой Равноапостольной Марии Магдалины. ? 2(19) февраль 2001).
Замечу, что ИНН этого монастыря - 2353013199. Значит, "страдания" этих
сестер были лишь в том, что они хамили туристкам, которых Бог по Промыслу
Своему привел в их храм, а они их оттуда выгоняли: И еще одна немаловажная
деталь: при написании слова "Бог" эти юные богословицы обходятся одной
заглавной буквой. А вот для антихриста им не жалко целых трех бо-о-ольших
буквищ. Похоже, что в своем монастыре они не Христа ищут, не Ему
уневещиваются, а от антихриста прячутся - ибо в их помыслах сей персонаж
занимает больше места, чем Истинный Жених: Надеюсь, что их фарисейские
размышления о превознесенности русского народа (который в большинстве своем
как раз и не шел за святыми в советские годы, да и по сю пору лишь тремя
процентами от своей численности участвует в церковной жизни) над всеми
остальными не дойдут до Греции:
+++
Андрей Кураев "Христианство на пределе истории. О нашем поражении."