>Вы противоречите себе. Участок земли с рабами и надсмотрщиками, часть добычи от захваченного силой или другие преференции за подавление внутренних восстаний прекрасно заменяли "деньги", о которых тысячелетия и столетия назад не переживали так, как нынче.
Да, участок земли заменяет деньги, но не полностью. Наделение землей предполагает установление между государством и служивым человеком долгосрочной связи, нарушение которой - измена. Наемник же заключает контракт на непродолжительный срок, и неисполнение государством своих обязательств по контракту, в принципе, освобождает наемника от его обязательств.
Служивый человек служит государству, наемник - себе. Поэтому наемник заинтересован именно в денежной форме вознаграждения: он вовсе не обязательно собирается связывать всю свою жизнь с этим государством и хочет иметь свое богатство в наиболее ликвидной форме.
А "часть добычи" - это бонус по результатам ратных трудов, который
доставался и тем, и другим.
Между прочим, наличие на земле рабов совершенно необязательно. В Московском княжестве на помещичьих землях работали вольные хлебопашцы.
>Если Вы помните, чеканка портретов на монетах не заменяла золота или серебра идущего на вес, до недавнего времени. Поэтому монеты чеканили (или рубили) очень многие.
Чеканка монеты - это не более чем государственное удостоверение подлинности и полновесности небольшого золотого слитка, используемого в обыденных расчетах. Подлинность более крупных слитков также удостоверялась чеканкой государственной пробы. Принципиальной разницы нет. Да и при чем тут это?
>Служивый человек служит государству, наемник - себе. Поэтому наемник заинтересован именно в денежной форме вознаграждения: он вовсе не обязательно собирается связывать всю свою жизнь с этим государством и хочет иметь свое богатство в наиболее ликвидной форме.
Служение идее не имеет широкого распространения, тем более, что идеи имеют свойство изменять своим адептам и служить совершенно другим целям, чем те, которые декларировались.
Поэтому люди предпочитают ориентироваться на более объективные критерии, преобладающий из которых - краткосрочная выгода. В былые времена выгода имела иные признаки и параметры. Разгульная жизнь и вседозволенность в отношении к противнику тоже являлись "платой" для бездомных "искателей приключений" (собственной смерти).
>Между прочим, наличие на земле рабов совершенно необязательно. В Московском княжестве на помещичьих землях работали вольные хлебопашцы.
В таком случае, работа на барина должна была быть выгодной или не вполне "вольной". Другого варианта не знаю.
>Чеканка монеты - это не более чем государственное удостоверение подлинности и полновесности небольшого золотого слитка, ... Да и при чем тут это?
При том; что образ жизни абсолютного большинства людей, даже 100 лет назад сильно отличался от нынешнего. Чем дальше в историю, тем меньше влияние платежных средств, больше значение натуральных продуктов, потребления и натурального обмена.
Интересы - оценка выгод у наемников, служащих и подневольных заметно различались всегда, но одному выгодно не быть убитым именно сейчас, с призрачной надеждой выжить завтра, а другому нужны более весомые аргументы, в приемлемой для него форме.
Идеологические аргументы играют определенную роль, но только как выражение как-то понимаемых личных и социальных выгод. Патриотическая пропаганда и призвана возвеличить одни перспективные выгоды (невыгоды) и принизить другие.
Надо признать, что истинные цели пропаганды всегда значительно отличались от декларируемых, как лозунг: "Землю - крестьянам, фабрики - рабочим!" вовсе не соответствовал планам большевиков, но был использован с целью удержания власти. Аналогично - во всех других ситуациях и при всех иных режимах.