Большинство вооружённых конфликтов, происходивших в восточном Китае, начинались после похолодания климата. Дэвид Чжан (David D. Zhang), профессор университета Гонконга (University of Hong Kong), и его коллеги установили такую связь, проанализировав климатические изменения и детали китайской военной истории последнего тысячелетия.
Между 1000 и 1911 годами в восточном Китае было 899 войн. Для удобства Чжан и его команда разбили этот срок на десятилетия и разделили эти промежутки на три типа, выделив периоды очень высокой (более 30 войн), высокой (15-30 войн) и низкой (менее 15) конфликтности.
За всё это время в Северном полушарии сменилось шесть больших циклов потепления и похолодания. Характерно, что на рассматриваемой территории, являющейся наиболее успешной с точки зрения сельского хозяйства, в холодные периоды значительно падали урожайность и численность домашнего скота.
По наблюдениям учёных, все четыре десятилетия очень высокой, а также бóльшая часть высокой конфликтности приходились на периоды похолодания. Как уточняют исследователи, повышение этой воинственности начиналось не сразу, а спустя 10-30 лет после начала холодного времени.
Профессор Чжан добавил, что во время похолоданий в Китае не только учащались войны, но и происходили смены династий. Как сказал учёный, результаты исследования удивили его самого.
Говоря о практических выводах своей работы, опубликованной в журнале Human Ecology, Дэвид Чжан отметил, что перемены в климате, приводящие к сокращению пищевых и водных ресурсов, могут оказать аналогичное воздействие на людей и в будущем. В итоге "горячими точками" могут стать и богатые, и истощённые регионы.
К счастью, ничего такого пока что не случается. Однако известно, что перемены, происходящие нынче в климате, уже стали причиной кошачьего потопа и медвежьего каннибализма.
<<<
Гражданскую войну в Судане, жертвами которой стали уже 200 тысяч человек, обещают остановить геологи. Их открытие может примирить враждующие стороны. Между тем, проблема, из-за которой суданцы убивают друг друга, угрожает трети населения
Огромное подземное озеро обнаружено в провинции Дарфур. Учёные полагают, что находка может стать ключом к окончанию кровопролитной войны, первопричиной которой стало опустынивание на севере провинции. Нехватка воды вынудила арабских кочевников мигрировать на юг, где они вступили в конфликт с фермерами.
Американские геологи уже согласовали с правительством Судана бурение тысячи скважин на территории области, умирающей от жажды. Аналитики надеются, что после вывода водяных потоков на поверхность конфликт будет исчерпан.
«Вооружённый конфликт в Дарфуре происходит из-за нехватки водных ресурсов, - убеждён геолог Фарук эль-Баз. - Доступ к пресной воде необычайно важен для выживания беженцев, число которых по самым скромным оценкам превышает 2,5 млн. человек. Вода способствует урегулированию конфликта и обеспечит ресурсы так необходимые для экономического развития Судана».
Древнее подземное озеро площадью почти 31 тыс. квадратных километров геологи обнаружили с помощью специальных радарных установок, что сопоставимо с размерами озера Эри в США – десятым по величине пресным водоёмом в мире.
Подобное открытие недавно было сделано в соседнем Египте, где подземные источники широко применяются для орошения крупных сельхозугодий.
Нехватка воды вследствие засухи стала серьезной проблемой не только для Судана. Как подчеркивают эксперты ООН, в связи с изменениями климата опустынивание становится «самым большим экологическим вызовом нашего времени». Проведенное ими исследование показало, что через десять лет, как минимум, 50 миллионов человек будут вынуждены искать новое место жительства.
Опустынивание – экологический кризис глобальных масштабов, и одна треть населения Земли – его потенциальные жертвы. На этот процесс влияет не только изменения климата, но и сверхэксплуатация земель, а также применение экологически безграмотных методов ирригации.
Доклад, опубликованный ООН, предлагает «новые методы хозяйствования» на землях, которые рискуют превратиться в пустыни. Впрочем, ничего нового в них нет: посадка лесов на территориях, где эффекты опустынивания еще только начинают проявляться, обеспечение альтернативных средств существования для жителей.