От
|
IGA
|
К
|
Mоnk
|
Дата
|
15.07.2007 15:08:05
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Гайдар был дессидентом?
Может, антисталинизм передаётся генетически? ;-)
http://igor-cooking.livejournal.com/246376.html
А Гайдар то, оказывается, диссидентом был
Осенью 1938 года «Пионерская правда» опубликовала начало «Судьбы барабанщика», пообещав: «Продолжение следует…» Но продолжения не было. Одновременно прекратил публикацию этого произведения журнал «Пионер», прервало подготовку рукописи в печать Издательство детской литературы. Гайдар позволил себе то, чего не позволял даже его литературный двойник. В кремлевских кругах им и так были не вполне довольны: поговаривали, что популярный писатель почему-то ни разу не упоминал имени Сталина в своих произведениях. К тому времени трескучая пропаганда создала образ почти земного бога. Но те немногие, кто видел Сталина вблизи, поражались, как этот неказистый, рябой от оспин человек, чьи толстые губы почти никогда не улыбались, мог выглядеть в глазах всего мира ослепительным полубожеством. В «Судьбе барабанщика» Гайдар дал на это заочный ответ. Рядом с безымянным дядей в повести появился псевдогероический старик Яков, впоследствии оказавшийся настоящим бандитом. «Лицо его было покорябано оспой, а опущенные кончики толстых губ делали лицо его унылым и даже плаксивым. Он был одет в зеленую диагоналевую гимнастерку, на которой поблескивал орден Трудового Красного Знамени». Вся страна знала и о том, что Сталин в 1930 году награжден орденом Трудового Красного Знамени (почти все остальные награды он принял позднее), и о его манере одеваться в полувоенном стиле, странно напоминающей привычки Николая II. Правда, Яковом звали не самого диктатора, а его старшего сына. Дядя «барабанщика» с момента появления старика Якова в повести буквально осыпает его нелепыми по помпезности славословиями: «Политкаторжанин. Много в жизни пострадал. Но, как видишь, орел!.. Коршун!.. Экие глаза! Экие острые, проницательные глаза! Огонь! Фонари! Прожекторы…»(...)
http://www.kinoart.ru/magazine/01-2007/comment/tsyrkun0107/
Нижайший поклон avvas за ссылку.
Я почему-то подумал о Жанне Бичевской, которая в одном из интервью делилась воспоминаниями о своей смелости в тяжелые и мрачные тоталитарные годы.
Вызов режиму заключался в том, что певица на концертах пропускала заключительный куплет из "Орленка".
Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна.
Вообще, там еще можно было пару куплетов опустить и песня прозвучала бы как рассказ о массовых репрессиях. Но за это, наверное, расстреляли бы. :-)