От
|
miron
|
К
|
Mоnk
|
Дата
|
12.07.2007 12:31:45
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Молодец Зюганов. Его интервью Совроссии. Один остался. Не чета бухгалтерам.
«ПЕРШИНГИ» С ОМАРАМИ
Интервью Г.А. ЗЮГАНОВА о внешней политике России. Советская Россия. http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=966
«Мы считаем жизненно важным для России, чтобы её внутренняя и внешняя политика были скорректированны самым существенным образом».
ВОПРОС. Подходит к концу второй срок президентства Путина. Почти восемь лет он руководит политикой страны. Что изменилось за эти годы по сравнению с ельцинским периодом?
ОТВЕТ. Мало что изменилось, если говорить не о деталях и не о мелочах, а о положении России на международной арене. К сожалению, нас продолжают теснить и дискриминировать. С Запада на Россию надвигается паровой каток НАТО, которое действует рука об руку с Евросоюзом. Над нашим Дальним Востоком нависает Япония, которая продолжает выдвигать территориальные требования, претендует не только на четыре острова Южно-Курильской гряды, но временами даёт понять, что речь может пойти и о большем. Не спокойно и на южном направлении. В Ираке и Афганистане бушует война, которой не видно конца и края. Дело идёт не к сворачиванию, а к продолжению и эскалации конфликта в этом регионе. Есть угроза его расширения на Иран и Сирию. Резко обострился палестинский вопрос. За всем этим и на западе, и на востоке, и на юге стоят США. Их нынешнее руководство претендует на руководство миром, т.е. на мировое господство под видом борьбы с терроризмом и насаждения демократии американского образца, экспорта американского образа жизни с помощью силы, грубых нарушений норм и принципов международного права. Омерзительно то, что эта откровенная империалистическая политика ограбления других народов и стран, шантажа и прямого насилия над ними прикрывается ханжескими ссылками на защиту прав человека, демократических ценностей, а то и на божий промысел и Евангелие.
ВОПРОС. Похоже, США претендуют на роль всемирного полицейского, хотят иметь право судить, казнить и миловать всех, кто мешает реализации их имперских амбиций.
ОТВЕТ. Не согласен, когда США называют хоть и самозваным, но всё же международным полицейским. Полицейский призван служить закону. США же открыто заявляют, что закон для них не писан, что Устав ООН и международное право устарели и что они, в конечном счёте, могут делать всё, что захочется, потому что на их стороне сила. Это манера поведения не блюстителей порядка и законности, а гангстеров. Вашингтон хотел бы превратить весь мир в свой «паханат», в котором он действовал бы не по закону, а по понятиям. Тот, кто уступает этим претензиям, оказывает плохую услугу не только самому себе, но и всем другим народам и странам. Надо совместными усилиями международного сообщества остановить эту авантюристскую политику. Иначе мир придёт к катастрофе.
ВОПРОС. Президент Путин в своей мюнхенской речи, а затем в апрельском послании дал довольно жёсткие оценки политике США и их союзников и пригрозил, что Россия не будет больше плясать под их дудку, а перейдёт к более решительному отстаиванию своих национальных интересов. Что-нибудь с тех пор Кремль сделал?
ОТВЕТ. К сожалению, никаких существенных перемен во внешней политике России после выступления Путина не случилось. На то есть объективные причины. Конечно, можно произносить яркие и грозные речи, особенно в преддверии предстоящих думских и президентских выборов. Этим и занимается сейчас российский президент. Но где у него и так называемой элиты средства для реализации подобных заявлений? Их нет. За годы правления Ельцина-Путина Россия утратила экономический, оборонный, научно-культурный и информационный потенциал, который необходим для проведения политики соответствующей её положению и национальным интересам. Лишилась она и союзников, готовых поддерживать её на международной арене. Никогда ещё в своей новейшей истории Россия не была столь слаба и столь изолирована, как сейчас. Мы расплачиваемся за ту антинациональную политику, которую вёл после 1991 года Ельцин, а сейчас продолжает Путин при опоре на своих послушных «единороссов».
Не случайно отношение к мюнхенской речи Путина и другим его бравурным заявлениям на Западе достаточно циничное. Пусть, мол, поговорит, утешит российских избирателей, которые с ностальгией вспоминают времена Великой России и Советского Союза. В реальности ведь Кремль ничего не может сделать для выправления нашего нынешнего униженного и ущербного положения. Поэтому как полагают в Вашингтоне и Брюсселе, Россия будет и дальше следовать в кильватере их политики. Провозглашенные с такой помпой национальные проекты и программы Путина и «единороссов» потребуют для своего осуществления много лет. Последствия их реализации, ввиду недостаточного объёма и бессистемности намечаемых шагов, вряд ли смогут существенно сказаться на укреплении международных позиций России. Все эти прожекты скорее будут удобным инструментом для распиливания бюджетных денег и Стабилизационного фонда, нежели средствами выведения страны из глубокого системного кризиса. Ясно, что большая часть выделяемых сумм будет попросту разворована «эффективными собственниками» и коррумпированным госаппаратом.
В общем, все проблемы нашей внешней политики — прямое порождение внутриполитического курса. Без его радикальной корректировки Россия не вылезет из той ямы, в которую она провалилась в результате контрреволюционного путча Ельцина и политики его преемника. Нужна смена власти. В противном случае нынешнее неблагоприятное и во многом даже опасное внешнеполитическое положение России не только не будет исправлено, но и продолжит ухудшаться. Это должны иметь в виду российские граждане на подходах к думским и президентским выборам.
ВОПРОС. Россия на протяжении веков была великой державой. Горбачёв и Ельцин превратили её в державу второразрядную, слабую и плохо управляемую. Сейчас Путин придумал для россиян утешение. Оказывается, Россия, хоть больше и не великая, но все же держава — энергетическая.
ОТВЕТ. Нефть и газ стали любимым коньком российского президента. Только он забывает, что энергетическая держава — это, как правило, слаборазвитая страна, сырьевой придаток лидеров мировой экономики. Россия сидит на нефтегазовой игле. Если экспорт энергоносителей хоть на месяц прервётся или цены на них резко упадут, наступит немедленный крах российской экономики и финансов. Вместе с ниминаступит и крах нынешней власти с её сказками про удвоение ВВП, отсутствие инфляции, рост инвестиций и благосостояния граждан. Кремль отлично понимает это. Поэтому делает всё, чтобы продолжать гнать за границу во всё возрастающих количествах нефть и газ — невосполнимые богатства нашего народа. Путин лично занимается этим. Не получается у него с северным газопроводом, так он срочно бросается на юг — в Италию и на Балканы, лишь бы не снижать объёмы продаж за границу газа и нефти. Но ведь газ остро нужен самой России. 50% нашей страны не газифицировано. Давно пора создавать мощности для глубокого крекинга нефти и современные химические производства на базе использования нашего природного газа. Стыдно сказать, но Россия, добывающая сотни миллионов тонн нефти, вынуждена ввозить из-за границы почти весь потребляемый ею 92-й и 95-й бензин. Ещё более стыдно почти целиком ввозить из-за границы продукты переработки нашего же газа. Так нет, российское руководство предпочитает строить «северные» и «южные» потоки, закапывать в землю всё новые миллионы тонн металла, обирать свой народ, намечая в новом трёхлетнем бюджете повышение внутренних цен на газ до уровня мировых, лишь бы позволить нашим нефтяным и газовым баронам по-прежнему набивать карманы и ничего не делать для развития производственных мощностей в России. Если это национальная политика, то что такое головотяпство или, хуже того, преступление против государственных интересов страны?
ВОПРОС. Зато ловко получается поднимать цены на газ для Белоруссии и при этом объяснять, что делается это во имя повышения благосостояния россиян.
ОТВЕТ. Это сплошное лицемерие. Белоруссии стараются досадить и дестабилизировать её изнутри. Она, как бельмо на глазу у российской правящей элиты. Почему? Потому, что за 15 лет правления Россией наши неолибералы — собственники и их обслуга в правительстве так и не сумели создать действительно эффективной экономической модели так называемого переходного периода. Кроме нефтяных и газовых денег, да доходов от продажи леса-кругляка Россия ведь ничего не имеет, ничего не производит, отстаёт от современного мира на десятки лет, не достигнув уровня 1989 года ни по одному показателю. А в Белоруссии такая модель создана. У них работает промышленность, в большом порядке сельское хозяйство, успешно решаются социальные вопросы. И это при том, что ни газа, ни нефти, ни золота, ни алмазов в Белоруссии нет. Спросите жителей соседних с Белоруссией российских областей, где людям жить лучше. Они вам скажут, что в Белоруссии. Это приговор нашему нынешнему режиму. Вот он и бесится, день и ночь изыскивает способы навредить Лукашенко, уклониться от выполнения договорённости о создании союзного государства. Мы требуем кончать с таким положением. Перестать шантажировать Минск, ссориться с белорусами из-за того, кому быть президентом, а кому вице-президентом союзного государства, точить зубы на белорусские фабрики и заводы. Есть договорённость о создании союзного государства, так будьте любезны её выполнять. Будьте любезны создавать единый орган управления этим государством, объединять оборону, внешнюю политику, таможенную службу, унифицировать законы. Ведь Запад спит и видит, как бы оторвать Белоруссию от России, свергнуть существующую там власть, включить Белоруссию в НАТО и ЕС. Надо решительно положить конец всем этим расчётам, прикрыть Белоруссию от агрессивных поползновений Запада. КПРФ считает создание союзного государства неотложной задачей российской внешней политики. По большому счёту, это один из коренных вопросов обеспечения безопасности и геополитических интересов России.
ВОПРОС. Что Вы можете сказать о российской политике на пространствах СНГ?
ОТВЕТ. Боюсь, что на самом деле у нас там нет никакой политики. Так, реагирование на возникающие ситуации, не более того. У Запада же есть вполне определённая последовательная и продуманная политика в отношении стран СНГ. Россию окружают кордоном государств, которых выстраивают как некий геополитический противовес России. Начали с Прибалтики. На очереди — Украина и Грузия. Продолжение последует. Модель действий везде одна и та же: выдавливание русского населения или его принудительная ассимиляция, переориентация политики этих стран в антироссийском направлении, участие в различных международных акциях и структурах враждебного для нас характера, вроде ГУАМ, и обязательно курс на включение всех наших соседей в НАТО и ЕС. Смысл этих действий в том, чтобы зацементировать и сделать необратимыми результаты расчленения СССР. Сковать Россию многочисленными спорами и конфликтами по всему периметру её границ. Продолжить её вытеснение из большой политики. Подготовить условия для установления контроля, а возможно и расчленения российского государства и захвата его ресурсов.
Только очень наивные люди могут полагать, что Вашингтон или Брюссель помогут нам осадить прибалтов или грузин, или украинских националистов. В действительности мы имеем дело с единым фронтом наших противников и недоброжелателей, который Кремль не умеет или не решается разоблачать и разобщать. А ведь возможностей на пространствах СНГ у нас несравненно больше, чем у наших соперников. Совсем ещё недавно мы были единым государством. Но нет воли и решимости использовать эти возможности последовательно и целесообразно на благо России и наших соотечественников.
Глубокое недоумение, мягко говоря, вызывает и нынешняя российская политика в отношении Крыма, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. Там вновь и вновь проходят опросы, референдумы в пользу независимости и последующего слияния с Россией, а Кремль всякий раз отмалчивается, а то и проявляет недовольство по поводу подобных обращений. Сколько это может продолжаться? То, что достижимо сегодня, уже завтра будет неосуществимым, а к Беловежскому преступлению добавятся новые преступные упущения, наносящие колоссальный ущерб интересам России. Что мы не списали и никогда не спишем со счетов 25 млн русских, не по своей воле оказавшихся за пределами России, что мы будем выполнять наш долг продолжателей Великой России и Советского Союза. Что мы готовы протянуть руку и быть надёжным щитом и опорой всех тех на пространствах СНГ, кто по-прежнему считает Россию нашим общим Отечеством, нашей общей судьбой и будущим.
ВОПРОС. В этой связи такой вопрос: как следует поступить с косовской проблемой?
ОТВЕТ. Прежде всего, не надо поддаваться на нажим США, НАТО и ЕС, которые требуют признания и легализации результатов своей агрессии против Югославии, своего сговора с албанскими сепаратистами. В случае, если будут предприниматься попытки всё же продавить через СБ ООН резолюцию о признании независимости Косово, вопреки возражениям Сербии, необходимо применить право «вето». Если в отсутствии решения СБ ООН Запад встанет на путь одностороннего признания независимости Косово, надо поступить соответствующим образом в отношении так называемых непризнанных государственных образований на территории бывшего СССР. Вопрос о Косово — это сейчас оселок, на котором будут проверять решимость российского руководства отстаивать свою позицию, как она была заявлена ранее, и интересы России. Вот мы накануне выборов и увидим, чего стоят кремлёвские заявления. КПРФ готова поддержать в косовском вопросе российское руководство. Но весь вопрос в том, хватит ли у него решимости действовать так, как это нужно.
ВОПРОС. Теперь, пожалуйста, прокомментируйте планы США развернуть в Польше и Чехии элементы своей ПРО.
ОТВЕТ. Это часть большого плана выдвижения к границам России Вооружённых сил США. Существенные американские контингенты разворачиваются в Болгарии и Румынии, Чехии и Польше. В первом случае, это в основном силы и средства ВВС, во втором — ракетные вооружения и РЛС. Осуществляется эта операция под предлогом борьбы с терроризмом, хотя очевидно, что в действительности никакой угрозы со стороны Ирана или Северной Кореи, особенно ракетной, для США не было и нет. Речь идёт о начале создания новых баз по соседству с Россией, в том числе и с целью перехвата наших баллистических ракет. Начинают скромно — с 10 ракет-перехватчиков, но на этом дело, конечно, не ограничится. Их, по всей видимости, вскоре оснастят разделяющимися головными частями, затем могут увеличить их число, приступят к развёртыванию дополнительных средств прикрытия, включая ракетные. То есть затевается новый виток гонки вооружений. Предпринимается попытка ещё больше сдвинуть стратегический баланс в пользу США. Конечно, нынешние американские средства ПРО имеют низкую эффективность. Американцы рискуют «вбухать» в эту ПРО колоссальные средства, а задачу прикрытия территории США так и не решить. Но, видимо, цель шантажировать Россию и усиливать контроль за своими сателлитами в Европе представляется достаточно привлекательной, чтобы не жалеть на её осуществление средств.
Что касается обеспокоенности реакции Москвы на эти действия США, то она вполне объяснима. Возникновение новой угрозы налицо. Однако поражает бессистемность и непродуманность наших заявлений и контршагов. Когда США выходили из договора по ПРО, российское руководство много грозилось и бранилось. Когда же выход завершился, то оно заявило, что вообще-то нас это не очень волнует, поскольку никакие американские перехватчики не страшны нашим маневрирующим сверхзвуковым ракетам. Тогда спрашивается, чего Москва взволновалась по поводу десятка американских перехватчиков в Польше и Чехии?
Далее. Если у иранцев нет и в обозримом будущем не будет ракет, способных достигать территории США, тогда зачем мы предлагаем Бушу воспользоваться нашей РЛС в Азербайджане? Какое отношение к элементам американской ПРО в Польше и Чехии имеет договор об РСМД, из которого мы грозимся выйти? Ну выйдем мы из этого договора. И что получим в ответ? Американские «Першинги», только на сей раз не в ФРГ, Италии и Голландии, а в той же Польше, Прибалтике или Грузии с подлётным временем не 10-12 минут, а значительно меньше? Зачем нам это надо? Какое отношение к вопросам ПРО имеет договор об обычных вооружённых силах и вооружениях в Европе (ДОВСЕ), который почему-то оказался пристёгнутым к этому вопросу?
В общем наговорено много, а реальных мер противодействия, которые могли бы произвести впечатление на американцев, не видно. Не удивительно, что они и в ус не дуют. Дело может кончиться очередной капитуляцией российской внешней политики. А допустить её — значило бы пригласить американцев к новым нарушениям баланса, который и так всё больше перекашивается не в нашу пользу. Причина же происходящего одна — ослабление России в результате политики, проводившейся нашими правителями последние 15 лет. Эта политика продолжается и сейчас.
ВОПРОС. А что происходит на иранском направлении?
ОТВЕТ. Западу удалось впутать нас в резолюции о принятии санкций против Ирана. На эстонском направлении, где нам плюют в лицо, Москва твердит, что никаких санкций против Таллина принимать не будет по принципиальным соображениям. Она, мол, противница санкций вообще. А когда речь заходит о санкциях Совета Безопасности ООН против Ирана или КНДР, которые ничего нам плохого не сделали, Москва все свои принципы тут же забывает и голосует вместе с США и их сателлитами. Получается глупое положение. С Ираном отношения портим. От США ничего существенного взамен не получаем. Оказываемся в плену американской авантюрной и недальновидной политики в иранском вопросе.
С иранцами можно было давно договориться о том, что они ограничатся введением НИОКР, необходимых для мирного использования атома. Они соглашались при этом на любой контроль МГАТЭ. США такую договорённость заблокировали. В ответ иранцы начали производство низко обогащённого урана, но соглашаются не переходить на производство оружейного урана и вновь готовы на любой контроль МАГАТЭ. США опять не согласны. Всё надеются сломать Иран путём ужесточения санкций. Не сломают — это уже всем очевидно. Зато, вполне вероятно, заставят Иран совершить следующий шаг в деле развёртывания производства обогащённого урана. А Россия безвольно плетётся на поводу этой глупой политики. Она готова жертвовать своими экономическими интересами в Иране, портить отношения с нашим южным соседом, останавливать (под смехотворными предлогами) строительство АЭС в Бушере. Когда американцы используют вопрос о мирной ядерной энергетике в Иране для того чтобы добиться дестабилизации обстановки там и в расчёте свергнуть нынешний режим, взять под контроль стратегически очень важную страну, то это понятно. Но зачем России нужен Иран, захваченный американцами или поставленный под контроль их марионеток? Зачем мы подыгрываем Вашингтону в ущерб самим себе и всем нашим южным соседям в этом регионе? КПРФ такую политику категорически не приемлет.
ВОПРОС. Как Вы оцениваете итоги последней встречи Путина с Бушем?
ОТВЕТ. Я внимательно следил за этой встречей. К сожалению, не вижу ни одного вопроса, по которому американцы проявили бы готовность пойти навстречу российской позиции. А вот российская сторона опять, похоже, пятится назад. Судите сами. Американцы не отказываются от намерения развернуть у нас под носом свои ракеты. А мы в ответ выдвинули идею создания какой-то всеевропейской системы информации для нужд ПРО. Обещали, что проведём в интересах США модернизацию нашей РЛС в Азербайджане и даже пустим их на нашу новую современную РЛС в Краснодарском крае. Будем снабжать их информацией в режиме реального времени. Что нужно сейчас России? Чтобы США отказались от намеченных развёртываний в Польше и Чехии. Вместо этого, мы получим их ракеты там, а затем, видимо, ещё и на Украине и одновременно ввязываемся в переговоры, в результате которых США не уступят нам ни в одном вопросе, а мы в конце концов подарим им и наши РЛС, и ещё много кое-чего другого.
ВОПРОС. Печать пишет, что на встрече с Путиным Буш поднимал вопрос о состоянии демократии в России. Скорее всего его интересовало внутреннее положение в нашей стране накануне выборов и перспективы дальнейшего политического развития в России. Что вам известно по этому поводу?
ОТВЕТ. Могу предполагать, что американцев действительно интересовало, как будет выглядеть Россия после думских и президентских выборов. Проще говоря, кто и какие позиции займёт у руля власти, и имеются ли достаточные гарантии того, что, по крупному счёту, в России ничего не переменится. Им было важно выяснить, будет ли продолжена нынешняя экономическая и социальная политика, сохранится ли ориентация на союз с Западом и следование в кильватере политики ЕС и США. Для этого Путина и вызывали в Америку, угощали омарами и возили на рыбалку. Если он дал соответствующие заверения и выложил на стол свои карты, одним словом, удовлетворил американских хозяев, то Вашингтон, видимо, продолжит своё нынешнее лёгкое ворчание по поводу ущемления демократии в России, но портить отношения с Путиным и его командой не будет, несмотря на наличие некоторых расхождений. Если, однако, достаточно убедительных заверений Бушам — старшему и младшему — получить не удалось, тогда можно ожидать попыток вмешательства в российские дела по известным «оранжевым» или ещё каким-нибудь «цветочно-фруктовым» схемам. Это должно обнаружится уже в ближайшее время.
Соответственно КПРФ будет выстраивать и свою линию в предстоящие месяцы. Мы считаем жизненно важным для России, чтобы её внутренняя и внешняя политика были скорректированы самым существенным образом. Мы будем настаивать на этом и бороться за это.
ВОПРОС. Как складываются отношения КПРФ с левыми силами Латинской Америки?
ОТВЕТ. Для нас то, что происходит на этом континенте, во многом прообраз того, что, несомненно, будет происходить и в России. Ведь именно на Латинской Америке США ещё с начала 70-х годов оттачивали свои неолиберальные концепции безудержной власти рыночной экономики с минимальным участием государства. И также, как сейчас в России, этот курс навязывался с помощью жёсткой, порой диктаторской власти, полицейских методов подавления оппозиции.
И чем закончилось дело? Отторжением навязанных извне экономических концепций и политических моделей, ибо они обернулись полным крахом. В Венесуэле — стране с богатейшими природными ресурсами — подавляющее большинство населения нищенствовало. Аргентина — страна с чудесными условиями для сельского хозяйства — была доведена до полного разорения. Примерно то же самое происходило практически во всех странах Южной и Центральной Америки.
Полевение Латинской Америки — прямой ответ народа на жёсткий неолиберальный курс предшествующих лет. Левые политические силы долго сдерживались репрессиями, но остановить их оказалось невозможно. Законы природы и общества нельзя отменить силой оружия. В последние годы одна страна континента за другой переходит на левые рельсы. И нам крайне интересен опыт преобразований, которые проводят наши латиноамериканские друзья. Ведь они осуществляют их со сходных с нами позиций — после хаоса, в который ввергли эти страны «реформаторы». Конечно, для них во многом примером служит Куба, где многие вещи прекрасно отработаны. Но новые правительства действуют в специфических условиях и вырабатывают свои собственные, соответствующие их конкретным условиям, формы и методы действий.
Мы не просто следим за преобразованиями в Латинской Америке, но и поддерживаем с левыми силами этих стран постоянный контакт и на международных форумах, и в двусторонних отношениях. Я недавно побывал на Кубе, в Мексике и Венесуэле: там ценнейший опыт, который мы стремимся использовать.
ВОПРОС. С другой стороны, есть ведь опыт коммунистических партий, которые уже давно находятся у власти?
ОТВЕТ. Да, антикоммунисты в России и в Европе всячески затушёвывают тот факт, что идеи социализма оказывают исключительно благотворное влияние на судьбу ряда стран, которые ещё полстолетия назад были колониями или полуколониями. Ныне успехи Китая не просто неоспоримы, но и воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но надо вспомнить, что всего 60 лет назад (срок в историческом масштабе времени мизерный) эта страна была раздробленной, а китайский народ с его богатейшими традициями, насчитывающими несколько тысяч лет, находился в состоянии феодализма. Именно компартия была той модернизирующей силой, которая вывела страну на позиции одного из мировых лидеров.
Сходные процессы проходили и проходят во Вьетнаме, который в 60—70-х годах ещё и нанёс тяжелейшее военное поражение американскому империализму. Интересные процессы разворачиваются под воздействием левых сил в Лаосе. В Индии компартия является частью коалиции правящих сил. Председатель национального парламента Индии — коммунист. Это, кстати, показывает степень влияния наших товарищей и в этой, одной из наиболее мощных стран мира.
Наши товарищи за рубежом, прежде всего в Азии, находят новые и эффективные формы строительства социалистического общества. Это пример творческого отношения к социализму. Это пример взаимообогащения идеями партий, работающих в разных условиях. Коммунисты Китая и Вьетнама творчески отнеслись к советскому опыту, взяв из него всё наиболее ценное и отказавшись от подходов, которые отвергла сама жизнь. Точно также и мы внимательно изучаем сейчас опыт наших друзей, чтобы использовать его с учётом тех условий, в которых оказалась Россия в результате рыночных «реформ».
В странах, где компартии являются правящими или участвуют в управлении государством, живёт около 40% населения земного шара. Почти половина землян сознательно делают выбор в пользу социализма. Это ли не весомое доказательство жизненной силы идей социализма! Успехи наших друзей показывают, что социализм — это не прошлое человечества, а его перспектива.
Именно это мы должны твёрдо и очень понятно для людей показать и доказать по ходу празднования 90-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, которая пройдёт в Минске и Москве с участием многих десятков делегаций братских партий со всего мира, подчеркнув, что будущее — XXI век — это социализм, борьбе за который мы должны отдать все наши силы, знания и веру.