От А. Решняк
К miron
Дата 14.06.2007 18:05:14
Рубрики Россия-СССР; История; Культура;

Кто будет финансировать превышающую часть русского образования

1. Вопрос. Весь вопрос заключён в вопросе финансирования.
РУССКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, принятое в СССР1 и РФ, по КАЧЕСТВУ (уровню и объему подготовки специалиста) ВЫШЕ, чем европейский и американский уровень образования.

2. Причина. В США и Евросоюзе два вида образования: одно для элиты и другое для остальных ("для быдла,", "для отбросов", "для плебеев", "для (экономических) рабов (наймитов)", "для лузеров-неудачников", "для массы остальных, из которых что-то там черпается полезное и которых нельзя быстро "утилизировать"" - и прочие аля-балонские варианты). В качестве ЛОЖНОЙ ПРИЧИНЫ существует ЛЕГЕНДА - необходимость унификации образования.
Вопрос улучшенной подготовки запад может рассматривать как "СКРЫТОЕ ДЕМПИНГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ" - русское образование ВЫИГРЫВАЕТ ПО КАЧЕСТВУ, поскольку изначально проектировалось не для рабов, а строителей совершенных форм, к примеру строительства коммунизма (показателя высочайшей гармонии в межсоциумных отношениях общества) - кстати памятник "жертвам коммунизма" - это ПУБЛИЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕВЕЖЕСТВА (ГЛУПОСТИ) - наверное из милосердия рядом с этим памятников поставить второй и назвать "ЖЕРТВАМ НЕВЕЖЕСТВА И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ГЛУПОСТИ".

3. Следствие. Никто, даже ни один идиот не захочет снижать СОБСТВЕННУЮ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ.
Действия по СОКРАЩЕНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ наносят ПРЯМОЙ ущерб российским корпорациям и также ПРЯМОЙ УЩЕРБ западным корпорациям - хорошо подготовленный специалист НУЖЕН ВСЕМ, весь вопрос кто лучше умеет переманивать на свою сторону (в свою корпорацию) и правда в вопросе ВЫБОРА играет решающую роль.
Болонский уровень для "недочеловеков" должен быть унифицирован как трёхлетний ВУЗовский объём - это объективно и вроде бы к этому всё и складывается.

Планетарному обществу нужны специалисты в 100% состава общества, т.е. все при всех своих разностях стали Творцами по своей свободе воли понимания совершенства.

Для золотомиллиардных утопистов нужны тупые, управляемые биороботы и делать таковых из божественного потенциала Человека это слишком большая роскошь, мы не настолько богаты чтобы позволять себе (нашему планетарному обществу) такие детские капризы.

Болонская конвенкция имеет ценность только для планетарной унификации строго в части интеграцииранее несопоставленных уровней образования.

Нам надо определить объём и форму финансирования превышающей части русского образования к западному (даи восточному) на опыте советского развёртывания и текущей действующей площадке РФ.

С уважением, Александр Решняк.

От miron
К А. Решняк (14.06.2007 18:05:14)
Дата 14.06.2007 21:46:25

При чем здесь образование, я у науке...

Для сведения.

На самом деле, никакой "мировой системы образования" не существует. Тем более не существует успешной "мировой системы образования". Навязываемая система образования является англо-американской. Сейчас она распространена в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Добавим сюда несколько "продвинутых" университетов в Европе, действующих по американской системе, возможно, Индию (не уверен). Всё. Другие страны чаще всего используют свои национальные системы образования. Например, итальянская система существенно отличается от английской. Последние 5 лет школы – это высшее образование. Затем 3 года – короткий лауреатат, потом 2 года – длинный лауреатат, который обычно обычно проходится почти всеми студентами. Наконец, 4 года – подготовка доктора наук. Ни короткий, ни длинный лауреатат не обязательны. У нас, например, работает PhD, который получил ее не имея ни короткого ни длинного лауреатата. Но даже в рамках США-Великобритании есть существенные различия в характере финансирования, системы предметов и длительности сроков обучения и т.д.

Что касается "успешности", то западную (англо-американскую) систему постоянно трясет от проблем, прежде всего финансирования.
Например, закрываются целые крупные факультеты и сокращаются кадры. Есть вопросы по качеству преподавания (преподаватели заняты в основном научной деятельностью, их мало беспокоит учебный процесс). Есть вопросы по характеру англо-американской системы образования, которая носит уж очень специфичный характер: это по сути бизнес (особенно применительно к Великобритании и США),
обслуживающий иностранных клиентов, предоставляя услуги образования. При этом большая часть студентов в западных ВУЗах может быть представлена иностранцами, так же как преподавательский состав. Не совсем понятно, почему эта специфичная организация должна перениматься в Россию, где решаются совсем другие задачи.

К сожалению, для определения успешности болонцы не предложили никакой системы критериев, по которой можно было бы судить о том, насколько "успешен" опыт той или иной страны и насколько он применим к конкретным современным реалиям России. Ничего такого нет.

Самое интересное, что в Западной системе образования нет обязательного разделения на бакалавриатуру-магистратуру! Об этом болонцы могли бы и знать. Магистратура является постквалификационным образованием. Это значит, что основной состав студентов на магистратуре - это опытные специалисты, повышающие свои навыки. Возраст может быть 20-50 лет, в основном ближе к 30. Многие университеты не предоставляют программы магистратуры по целому ряду специальностей. Такая популярная программа как MBA подразумевает минимум 2-3 года опыта работы и не имеет продолжения.

Реальное разделение существует по программам бакалавриатуры и аспирантуры (postgraduate) с присуждением степени PhD. Магистратура здесь является необязательной. Поэтому западная система на самом 3-4 годичная, куда добавляются ещё 3-5 лет для аспирантов, т.е. лиц, решивших делать академическую карьеру.

>РУССКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, принятое в СССР1 и РФ, по КАЧЕСТВУ (уровню и объему подготовки специалиста) ВЫШЕ, чем европейский и американский уровень образования.>

Это мнение уже устарело. Теперь стало хуже. Сам проверял в области биологии и медицины.

Для информации.

Многие считают, что даже на сегодняшний день российское высшее образование - одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно мол и рискует потерять. На самом деле, это еще один из оставшихся от советских времен мифов. Да, в СССР это было именно так, но все давно быльем поросло. Сейчас российские студенты–медики не знают, что такое клеточная и молекулярная биология и поэтому не знают механизмы действия лекарств.

Возьмем учебники. Для того, чтобы Болонская система работала нужны очень хорошие учебники. Я не технарь и в области технических наук могу ошибаться. Я возьму те отрасли, где я чуть-чуть разбираюсь.

В России учебник по гистологии для медвузов практически не обновлялся уже 20 лет. Те частичные дополнения, которые были внесены недавно, были известны еще 30 лет назад. Решил я тут купить получивший международное признание учебник физиологии, написанный немецкими учеными. Физиология человека: Пер. с англ. В 3-х томах. Под ред. Шмидта Р., Тевса Г. - Изд-во «Мир», 2004 г. Думал, что наши переиздадут новое издание. Купил, оказалось, что переиздали перевод, сделанный со 2-го, дополненного и переработанного английского издания (23-е немецкое издание) 1986 года. Этот текст на русском языке выходит уже третьим изданием. Нет бы напечатать последнее английское издание.

Недавно наткнулся на такую рекламу [5]. "Выпущен классический учебник по клеточной биологии «Введение в клеточную биологию» (Ю. С. Ченцов, «Академкнига», 2004) рассчитано на биологов-первокурсников. Непрофессиональные биологи, интересующиеся последними достижениями life sciences, наверняка прочитают эту книгу с удовольствием и пользой. Нашел текст в интернете и посмотрел. Оказалось, что это добротный учебник по цитологии, но молекулярная и клеточная биология там в зачаточном состоянии.

Далее. Студенты-медики в России не изучают клеточную биологию. Наверное, российские студенты-медики единственные в мире, у которых не преподают молекулярную и клеточную биологию. А без этого они не смогут понять механизм действия лекарств. В США студенты учатся 4 года на бакалаврате по медицине и получают специальность помощник врача, потом следуют 2 года магистратуры, 3- 5 лет резидентуры. У нас: 5 лет длится общий курс, 1 год субординатура, 1 год интернатура и 2 года – ординатура (по желанию, это не обязательныей этап). В России на 1-3 года короче подготовка врача. Увеличение длительности подготовки врача - это увеличение расходов. А уже сейчас не хватает денег на образование.

На Западе выход нового учебника "Молекулярная биология клетки" под редакцией Альбертса и др. на английском языке немедленно сопровождается его переводом на основные европейские языки. Я был недавно (май 2007 года) в среднем испанском университете в г. Мурсия и видел последнее издание Альбертса на испанском языке. А ведь прогресс в клеточной и молекулярной биологии стремителен. Уже расшифрованы геномы человека, растений, грибов, собак, мышей и крыс...

Набираю слово коатомер на русском языке и нахожу один единственный сайт, где оно используется [6]. А ведь это основа первооснов молекулярной и клеточной биологии.

После реализации реформы стратификация в России резко усилится. Ухудшится и качество высшего образования.

Болонский процесс не дает системного образования. Он перекладывает вопрос о качестве образования, качестве специалиста с государства на плечи самого студента. Отдать право подбирать себе набор "кредитов" самим студентам означает ликвидировать государственный контроль за качеством образования, за стандартом специалистов и отдать оценку своей квалификации в руки самого неграмотного студента. Часто студент набирает дикую смесь кредитов совершенно друг с другом не связанную. Может на Западе с его жесткой конкуренцией это и срабатывает, но не в России.

Для совершения обмена студентами Россия не имеет надобности в болонской конвенции. Для этого нужны три условия, которым Россия не соответствует, и которые ничего общего не имеют с б. конвенцией:
- деньги
- двусторонние договорённости
- сопоставимое образование в России

Поясняю: так как западная система образования в основном платная,
то для совершения обменов придётся оплачивать расходы в рамках платы за 1 семестр образования (порядка $5000-$20000 на студента).
У университетов таких денег нет. У бедных студентов, надо полагать, тоже. Дальше, обмен возможен в рамках 1 семестра. Остальные семестры студент проводит "дома". Утверждения болонцев о том, что можно будет якобы постоянно менять университеты - это просто нонсенс, не соответствующий реальности. Поэтому не понятно, зачем менять систему образования ради улучшения в 1/10 её части (согласно семестрам)?

Двусторонние договорённости: чтобы обмен был возможен, каждому конкретному университету требуется найти партнёрский университет
за рубежём. Для этого не требуется подписание б. конвенции, о чём свидетельствует существующий опыт обменов между российскими, китайскими, рядом африканских и тд университетов. Более того, для признания российский (или каких других, камбоджийских) дипломов в университетах других стран не существует никаких препятствий, и никогда не существовало. С болонской конвенцией или без. Западные университеты прекрасно осведомлены в том, каким образом осуществлять конверсию оценок и дипломов. Поэтому Болонская конвенция в этом аспекте попросту не нужна. Если у Вас есть диплом о среднем образовании и сумма порядка $25,000 - $100,000, Вы можете хоть сейчас подать заявку в любой западный ВУЗ. Если у Вас есть диплом о высшем - то можете поступать даже в аспирантуру. На конкурсных началах, само собой.

Хотя Болонская конвенция может облегчить взаимозачёт предметов. Но здесь есть такой момент: кредитная система предметов связана с модульным характером преподавания на Западе: студент может выбирать (особенно в США) определённые предметы в сравнительно свободном порядке и получает диплом лишь тогда, когда набрал определённое число "кредитов".
Эта система
- очень затратна (подразумевает большое число конкурирующих преподавателей)
- невозможна в России, учитывая, что программы университетов жесткие и утверждаются некомпетентным дядечкой в Москве.
Такая система означает, фактически, большую вариацию в содержании дипломов. В России же с ее госстандартами специалиста кредитная система просто бессмысленна.

Наконец, главная проблема: партнёр должен быть заинтересован в отсылке своих студентов к нам. Обмен возможен лишь на примерно равных условиях, т.е. если мы наводнили западный университет своими студентами, а западные студенты не хотят к нам ехать, то такие отношения, скорее всего, будут разорваны. И вот тут основная проблема: России (по крайней мере провинции) нечего предложить
западным университетам в плане качества образования. Поэтому весь предполагаемый обмен попросту не коснётся практически всех российских университетов, за исключением столичным, которым и так хорошо.

Самое интересное, что выход на мировой рынок труда России не нужен. Учитывая демографическую ситуацию в стране и крайне низкий уровень образования, способствовать ещё большему оттоку специалистов - государственное преступление. В этом случае разумно было бы не только не подписывать конвенций, но изобрести всяческие воспрепятствующие меры. Достаточно вспомнить опыт ранних США, похищавших специалистов из Англии и тайно вывозивших к себе.

Что касается качества системы образования, то даже болонцы признают, что предлагаемые меры не затронут качества положительным образом. Сокращение сроков обучения в текущих условиях может привести только к одному: сокращению часов на отдельные предметы и упразднению ряда предметов (каких?). В действительности это приведёт к тому, что наиболее важные знания будут доступны только "магистрам", т.е. практически никому, а качество преподавания по всем урезанным предметам упадёт.