В августе 1978 года Слободской потрясли узбекские погромы. А на следующий день радиостанция "Би-би-си" объявила на весь мир, что в СССР началась гражданская война - с "гражданских беспорядков в городе Слободске"
Сегодня в нашу жизнь прочно вошло жесткое понятие - терроризм. Теракты происходят во многих уголках планеты, унося жизни невинных людей. По мнению некоторых политологов, одна из основных причин терроризма таится в старых нерешенных межнациональных и межэтнических конфликтах. Однако даже просто разность поведенческих стереотипов, мироощущений может привести к драматическим событиям. Беспорядки в августе 1978 года в Слободском во времена еще, казалось бы, непоколебимой братской дружбы советских республик - лишнее тому подтверждение.
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ДЕНЬ ВЕСЕЛЬЯ
6 августа 1978 года не предвещало ничего необычного. Вечером в городском саду, как всегда, были танцы. За столиками расслаблялась молодежь, потягивая пиво и из-под полы - портвейн. Заведенный ритмичной музыкой, диск-жокей (так тогда называли диджеев) бросил в толпу "спичку":
- А сейчас объявляется белый танец! Но только для белых!
Присутствующая студенческая "тусовка" из солнечного Узбекистана на намек среагировала молниеносно: перевернулся столик, в местных полетели стулья. Началась потасовка, которая вылилась в полномасштабные боевые действия слободской молодежи и узбеков.
Впрочем, скорее всего, это легенда какого-нибудь местного несостоявшегося писателя-романиста. Что же произошло на самом деле в Слободском в воскресный день 6 августа 1978 года?
СТОЛКНОВЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
В 70-е годы по великому партийному замыслу с новой силой заполыхала дружба народов братских республик. В это время областным руководством была объявлена комсомольская стройка. И, дабы поддержать благое начинание, каждое лето в область, и в Слободской в частности, стали приезжать студенческие стройотряды из союзных республик.
Летом 1978 года сюда на строительство завода железобетонных изделий приехал стройотряд Самаркандского университета. Назывался он "Фергана". Поселили "ферганцев" в конторе возводившегося завода вместе с другим, вятским, отрядом "Корчагинец-78".
Из воспоминаний бывшего комсомольца Александра Александровича Рязанова (ныне - координатор областного отделения ЛДПР):
- Это были в основном студенты 3-4 курсов механико-математического факультета Самаркандского университета. Интересные ребята. Как-то во время перекура из вежливости одному задал вопрос: "Как вы относитесь к теореме Ферма?" А он на меня смотрит и понять не может - о чем спрашиваю? И это, несмотря на то, что учился на наполовину математическом факультете.
Нам на стройке платили не густо. А самаркандцам дали в 3-4 раза больше. Вот такая дискриминация была. Они делали полы в главном корпусе. И, честно, работали с прохладцей. - Они работали на ЖБИ и на очистных сооружениях в селе Ильинском, - рассказывает Владимир Анатольевич Крюковских, бывший тогда 1-м секретарем горкома комсомола. - Во главе отряда из Самарканда стоял доцент, кандидат наук. Ребята были очень дисциплинированны. Правда, во время отдыха громко разговаривали, энергично жестикулировали. Часто неподобающе вели себя по отношению к женщинам. Видимо, как привыкли у себя дома. Естественно, подобные вещи нервировали нашу молодежь. Я им говорил: "Ребята, не зарывайтесь, в Вятке свои порядки, свои нравы". До 6 августа были мелкие стычки, но до массового хулиганства дело не доходило.
Но, оказалось, нужна была искра, чтоб вспыхнул пожар страстей.
ИЗБИЕНИЕ ВОЗЛЕ СТАДИОНА "ТРУД"
То злополучное 6 августа 1978 года шестеро слобожан запомнили навсегда.
- Мы как раз приехали со сборов по боксу, - вспоминает участник тех событий Сергей С. (ныне покойный), - вышли со стадиона, смотрим - бегут девки, кричат, что к ним "черные" пристают. Ну, мы и решили за них заступиться. Узбеков было 13 человек во главе с Турдыевым, доцентом ихним.
"Беда" узбеков была в том, что они не на тех "напали". Все шестеро слобожан серьезно занимались боксом, и победа была на их стороне, несмотря на численное превосходство студентов. Далее пошла цепная реакция. Взбешенный Турдыев, тот самый кандидат физико-математических наук, с избитыми соратниками вернулся в общежитие ЖБИ. Одной чертой южных и восточных народов является беспрекословное подчинение старшему. Но человек, который нес ответственность за отряд и обязан был не допускать нежелательных инцидентов, сам стал инициатором беспорядков. По его команде поднялся практически весь самаркандский стройотряд (70 - 80 человек). К тому же ребята приняли на грудь неплохую порцию горячительного. А в это время милиция уже везла в КПЗ всех шестерых слободских боксеров.
ПОХОД ПРОТИВ "НЕВЕРНЫХ"
Близился вечер, когда на ул. Советскую строем вышел узбекский отряд. С ножами и деревянными кольями в руках, они сметали все на своем пути. Ломали заборы, избивали попадавших под горячую руку прохожих.
Около фанерного комбината пошло в ход холодное оружие. В ходе стычки слобожанин Р. получил тяжелое ножевое ранение в области печени. Около ДК им. Горького неистовые южане разбили стекла новенькой милицейской "копейки". Между тем узбекский "легион" добежал до городского парка, где должны были начаться танцы. К счастью, пока еще никого из публики не было. Узбеки вдребезги разбили аппаратуру, немножко досталось и настраивающим инструменты музыкантам. Но порыв ярости самаркандцев стал проходить. В отличие от ярости слобожан. По городу быстро поплыли слухи о зверских бесчинствах "черных". Начала появляться воинственно настроенная молодежь. Самаркандцы стали отступать к общежитию, где и забаррикадировались.
ОСАДА ОБЩАГИ
Ситуация развивалась стремительно. Вспоминает участник событий Евгений Х.:
- Я, как обычно, пришел на танцы около девяти вечера. На Советской у входа в горсад уже была толпа, человек 50, может, больше. Возбужденный музыкант кричал, что узбеки кого-то зарезали. Кто-то бросил клич, и народ пошел атаковать общагу. Чуть пониже ДК милиция перекрыла улицу, но милиционеров было немного. Толпа дошла до заграждения, минуты 2-3 постояла. Накопилось человек 300, все сквозь милицейский кордон побоялись пройти. Но, так как стражей общественного порядка было мало, парни стали потихоньку просачиваться, кто-то полез вдоль берега. Видя, что народа уже много "просочилось", милиционеры сняли оцепление и поехали следом за авангардом. За ними ломанулась к общежитию и основная часть молодежи.
На пустыре перед ЖБК собралось уже человек 500. Мне один парень говорит: "Давай сюда, я знаю, как к общаге подобраться!" Попался нам на пути милиционер, растерялся, не знает, кого схватить. Схватил первого попавшегося мужика, начал его держать, тот - вырываться. Короче, они свалились в кусты, и мы мимо пробежали. У общаги оказались в числе 20 - 30 человек. Сейчас это контора, а тогда это было 4-этажное общежитие с одним входом. Узбеки сидели на верхнем этаже и свистели, ругались. Двери закрыты. Мы стали стучаться, какой-то мужик вышел и говорит: "Вы туда не ходите - они все с ножами, зарежут". У нас в руках ничего, кроме камней, которых там полно было (усмехнулся).
Буквально минут через 5 - 10 подъехали две пожарные машины и милиция, оттеснили нас от входа. Одновременно подходили люди. И минут через 15 со всех сторон все стекла были выбиты на всех этажах, вплоть до четвертого. Милиция выстроилась возле входа. Напротив них стояла самая агрессивная часть толпы - человек 200 - 300. А в некотором отдалении - уже основная масса: там и девчонки стояли и смотрели. С 21.30 до 23.00 была ситуация противостояния. Милиция потихоньку прибывала, сюда уже были стянуты практически все силы Слободского ГРОВД. Приехал Розуван (тогда начальник горрайотдела), говорил в рупор типа "не устраивайте массовых беспорядков". Какую-то женщину с ребенком из общаги выволокли, плачущую: "Тут русские живут на первых этажах, не бросайтесь". Может, боялись, что их подожгут. Раза 2-3 толпа подходила к милиции, чем темнее становилось, тем агрессивнее вели себя. Были небольшие потасовки.
Стояла одна машина - милицейская "буханка", в ней сидели в касках человек десять. Подошли к этой машине, давай ее раскачивать. Честно, не помню, перевернули ее или нет. Вдруг откуда-то появилась овчарка, которая начала лаять. Это нам не понравилось, все и так были взвинчены. Народ стал камни в собаку бросать. Вместо пса попали камнем какому-то милиционеру в голову, кажется. Тот бросился в толпу. Его начали бить. От меня буквально в двух метрах его молотили.
И в это время начали бросать дымовые шашки. Глаза резало. Мы начали отступать от этого дыма. Я, как увидел, что там начинается, что кого-то хватают, хотят арестовать, стал в сторону отходить. Думаю: надо делать ноги - запахло жареным. Вышли боком на улицу, и тут появляется колонна машин. Метров за 20 - 30 останавливаются, окликают: "Где тут общага бетонки?" Мы им показали. Было машин 30 разных: и типа автозаков милицейских, и "уазиков", "буханок", и, пожалуй, 2-3 армейских грузовичка.
Я потом уже от знакомых узнал - окружили они человек 200 - 300 - ту самую агрессивную часть толпы. Задерживали, проверяли, допрашивали. Но, насколько я знаю, из той толпы никого не судили.
Вспоминает В.А. Крюковских:
- Вечером меня вызвали. Поначалу у нас была оперативная группа - около десятка милиционеров. Потом другие силы подъехали. У общаги ЖБИ начала собираться большая группа слободской молодежи. Мы пошли с сослуживцем на переговоры. Поднялись на четвертый этаж. А там узбеки сидят все взбудораженные. Просил их не идти на поводу у эмоций. Слава богу, слободские ребята не кинулись на штурм. Иначе трудно было бы представить, что бы произошло. Ведь еще один узбекский отряд (человек 100) жил в общежитии 11-го училища (ныне - 17-е) в противоположной части города.
Буквально минут через сорок вижу: по дороге из Стулова идет вереница "мигалок". У меня сразу на душе полегчало.
Вместе с кировской милицией приехали автобусы. В них погрузили всех южан и отправили в Киров. Уже в 6 утра поезд увозил всех узбекских стройотрядовцев от греха подальше. Четверых узбеков вместе с подстрекателем беспорядков Турдыевым вскоре сняли с эшелона и этапировали в кировский СИЗО.
А на следующий день весь мир услышал сообщение радиостанции "Би-би-си", что в России разгорелась гражданская война, начавшись с массовых беспорядков в городе "Слободске Московской области".
"РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ"
Из воспоминаний Николая Григорьевича Василькова, в то время начальника Слободского отделения КГБ:
- Вскоре областное руководство потребовало объяснений. В Слободской прибыли руководители органов милиции, КГБ, областной власти. Почему произошли такие события? Ведь для разгона толпы в Слободском в России впервые была применена "черемуха".
Кстати, слухи о том, что узбеки были "обкурены", - слухи. В то время о наркотиках вообще разговора не было. А то, что они были в нетрезвом состоянии, - это факт. Позднее в ходе следствия обнаружилось: отдельные самаркандцы хранили ножи. У одного был даже обрез. В целом оценка была следующая - групповое хулиганство. Массовыми беспорядками это признано не было.
Вскоре начался судебный процесс. По словам Сергея С., суд длился долго. Шел спор: судить самаркандцев здесь - по месту преступления или на их малой родине. Узбекские власти требовали, чтобы самаркандцев судили у них. В конечном итоге слушание дела было проведено в Слободском. Судили слободских боксеров. Сначала они выступали как обвиняемые, узбеки - как потерпевшие. Потом наоборот. В итоге 6 апреля 1979 года суд вынес окончательный вердикт: были признаны виновными и слобожане, и узбеки. Все шестеро боксеров получили срок от 2,5 до 4 лет. Среди узбеков максимальный срок получил парень, пырнувший ножом слобожанина, - 8 лет. Командиру отряда Турдыеву дали 4 года. Еще двое самаркандцев получили примерно такие же сроки. Интересна статья приговора: "Расовая дискриминация". Пока длился суд, все участники событий находились в СИЗО.
Через пару месяцев после суда Сергей С. был переведен на "химию". Судьба к Турдыеву оказалась менее благосклонной: через некоторое время он был убит на "зоне".
Такие стычки бывали в то время и не национальной почве.
В Новокуйбышевске 1 сент. 1980 г. был погром в центре города. Молодежь жгла машины и пыталась разгромить местное отделение милиции. Правда всех усмирили в течение пары-тройки часов. Поводом послужило случайное убийство милиционером какого-то бывшего уголовника. Толпа была организована очень быстро, и, как сейчас ни странно, из русских подростков.