От IGA
К И.Т.
Дата 26.01.2007 23:59:01
Рубрики Ссылки; Тексты;

"Всё ценное в мире сделано одиночками" (Ольга Арефьева)

http://olga-arefieva.livejournal.com/15278.html
<<<
Уютный гроб Нашего радио (Хочешь - так ляжешь, хочешь - так)
Две новости - хорошая и плохая.
Хорошая - мне предложили провести передачу "Звёздная смена" на Нашем радио. Это значит, целую неделю я буду выбирать, что ставить по часу в день. Всего 5х7=35 композиций. Пример мне привели что говорить: ну вроде "А вот с этими музыкантами мы вместе были на гастролях"...
Спасибо, ребята. Я очень тронута и рада. Скупая слеза наворачивается на мой измученный интеллектом профиль. Доверие оправдаю. Я радостно начинаю прикидывать, что же я поставлю в эфире и что о ком скажу.
Составляю список. Да, директор забыл выяснить маленький нюанс - всё ли можно ставить. Ну, думаю, что-то не дадут, но что-то ведь поставлю! Я же собираюсь ставить музыку более-менее подходящую по смыслу и стилю - не иностранную, не классику, не джаз и не шумы с авангардом. Разумеется, это будет русский язык и стили, имеющие отношение к року. Список предварительно набросала такой:

Калугин
"Волга"
Теуникова
Силя
Нагуаль
ВаТаГа
Умка
Желанная
Ят-Ха
Нож для фрау Мюллер
Старостин
Саинхо
Фролова
Богушевская
Янка
Летов
Олди и Комитет охраны тепла
Чичерин "Махно"

Думала ещё о группе Чи-ли, Мельнице, Данском. Какие-то темы ещё не успела додумать до конца, но главное радовало - маячила заманчивая перспектива. Многие группы мелькали на "Нашем" (например, Нож для фрау Мюллер, Теуникова, тем более - Летов и Янка). Постоянно их, может, и не крутят, но у них есть песни, вписывающиеся в программу.
Ну хорошо, Саинхо - это слишком авангардно, выкинем.
Ну хорошо, Фролова - слишком тихо-мягко-бардовски, выкинем.
Ну хорошо. Ят-Ха слишком этнично, выкинем.
Но ведь зачем-то же многие полностью придушенные "форматом" радиостанции, держат у себя по нескольку авторских передач! Специально в таких вот целях: показать разнообразие видов - мы мол, демократичные, разнообразные и продвинутые. У нас всё эфирное время занимает "рейтинговая" музыка и реклама - это по работе приходится. Зато есть и программы "для продвинутых пользователей", потому что сами-то мы - люди высокоразвитые, и музыку любим не только для бизнеса.

Но всё что слишком хорошо начинается, должно вызвать подозрение.
Пункт второй. Плохая новость.
Мне пересылают вот такой ответ с радио:
"Ой, этих уважаемых людей мы не крутим! Поэтому поставить их песни никак не получится. :( "
...Онемела. ...
Я не сомневаюсь, что мой список даже не был прочитан. Потому что ответ сразу и огульно. Диалога, поиска компромисса никакого. Всё просто.
"Дело в том, что поскольку программа не вечерняя, а идет посредине дня, было решено формировать ее трек-лист только из песен, ротируемых на станции".
И передают файл, из которого мне позволено выбирать...
А там...

Аквариум
Машина Времени
ДДТ
Кино
Земфира
Чайф
Алиса
Наутилус Помпилиус
Би-2
Агата Кристи
Сплин
Чиж
Мумий Тролль
Секрет
Пикник
Крематорий
Ногу Свело!
Смысловые Галлюцинации
Танцы Минус
Бригада С
Ария
Ночные Снайперы
Павел Кашин
Чичерина
Пилот
Несчастный Случай
Браво
Ленинград
Воскресение
Король и Шут
Любэ

У каждой группы по нескольку десятков песен. Широкий выбор в узких рамках. И остаток примерно в 74 наименования, в котором группы с 1-9 песнями.
Напоминает анекдот.
В лавке ритуальных услуг остался только огромный выставочный гроб 2,5х1,5 метра с витрины, его-то и предлагают купить скорбящему роственнику .
- Но он же не подходит по размеру!
- Это же здорово! Хочешь - так ляжешь, хочешь - так!
(это показывать надо жестами).

В итоге очень внимательного просмотра получился набор из рок-хитов 80-мохнатых годов. Но честно нравящихся треков 35 штук никак не набирается...

Аквариум Электрический пёс
Алиса Экспериментатор
Аукцыон Птица
Агузарова Верю я
ДДТ Я получил эту роль
Зоопарк Сладкая N
Настя Вниз по течению неба
Ноль Настоящий индеец
Пикник Мы как трепетные птицы
Иван Купала Кострома
Пятница Солдат

Текущему десятилетию принадлежат только Пятница и Иван Купала. Все остальные авторы давным-давно стали классикой. Какая-то передача "Бронзовый Памятник" получается. Все эти творческие единицы возникли давным-давно и стали известными абсолютно без помощи "нашего". Радио просто эксплуатирует готовый продукт.
Новые молодые "наши" группы, извините, не нравятся. Я их одну от другой не способна отличить. Четыре волшебных аккорда мне давно известны, набор используемых слов, ритмических фигур и эмоций - тоже.
Хорошие, свежие авторы и музыканты гуляют в других местах - в давно исчезнувшей "Антропологии", в "Просвете", клубе "Дом", на фестивалях... а больше и не знаю! Собственно, узнаю новые имена чаще всего через личные встречи, диски, концерты. И уже давным-давно не через радио и ТВ.
Фсё. Что делать дальше? Земфиру можно поставить, Кашина. Но какой смысл ставить то, что и так повторяется круглые сутки? Что это изменит, чем поможет миру, музыкантам и слушателям?
На какие-то группы просто уже аллергия. Я к ним нормально бы относилась, если бы не огромный передоз и перекос по количеству повторений. Мне смертельно надоедает слушать одно и то же. Я хочу слушать немного, но разное. И когда песня, даже для не слушающего радио и не смотрящего ТВ человека прозвучала тысячу раз, то тысячу первый её не хочется. Поймите, НЕ ХОЧЕТСЯ!
Так и представляю, как произнесу: "А вот с этой группой мы были вместе на гастролях, и больше ничего нас не связывает".
Картонная профанация вместо живой жизни. Вот так вам форматируют мозги. И сейчас хотят это сделать моим именем.
Это давно очевидно: количество проигрываний в эфире прямо влияет на рейтинг. Спрос формируется самим радио. Если вы хотите сделать кого-то популярным, крутите его двадцать раз в день. Не надо далеко за примерами ходить. И ни к чему убеждать меня в честности рейтингов: крупные рекорд-лейблы, разумеется, находятся во взаимовыгодных отношениях с радио и ТВ. Музыкант, продвигаемый ими, моментально становится известным, только потому всю жизнь находится на барщине или оброке, получая копейки из заработанных денег. В качестве популярных выбираются самые простые и доходчивые, плакатные песни. Всё хоть чуть-чуть более сложное обречено на выживание вне радио и ТВ. Но эта совершенно другая культура существует и собирает полные залы! Незвирая на игнорирование масс-медиа, люди, создают песни, которые составляют музыкальную кровь страны, остаются в её культуре и определяют её лицо. Только результат систематического замалчивания состоит в том, что их НЕ СЛЫШАТ дальше Москвы. Информация распространяется по альтернативным каналам крайне медленно и доходит до окраины страны хорошо ещё когда автор жив, а то и позже.
Для меня это выглядит в упрощенном виде так. Я делаю какую-то хорошую вещь. Бьюсь в одиночку или с горсткой соратников (или - случайных попутчиков) в глухом непонимании и полном отсутствии средств производства. Получаю в ответ молчание. Я выживаю и делаю следующую вещь. Тут понемножку начинает приходить эхо от первой. Я делаю третью - тут приходит эхо от первой и второй. Я делаю четвёртую - приходит эхо от первой, второй и третьей. И так далее. На самом деле ещё сложнее - первые три моих проекта прошли вобще не замеченными (первый Ковчег, Блюз-Ковчег, Акустик-Ковчег с "Чёрной флейтой") . Понимание основной массы слушателей пришло с огромным запозданием. Вот вашу бы нынешнюю поддержку - туда, в 90-й год! Первый замеченный и в итоге самый популярный альбом - Батакакумба, который Райс-Мьюзик запустили на радио и с тех пор "Дорога в рай" и летает по этой орбите. Люди меня себе определяют по самым простым позвоночным 15-летней давности и свято уверены, что их представление исчерпывающе. Журналисты, многие из которых ничего кроме "Дороги в рай" и "На хрена нам война" не слышали, обвиняют меня в примитивности, трехаккордности, причисляют то к хиппи, то к растаманам. Разумеется, недобросовестные критики не пропускают возможности этим ярлыкам придать негативный оттенок, и повесить на меня всех собак, висящих на этих весьма неоднородных движениях.
Когда я приезжаю куда-то с концертом, меня перебивают крики из зала, требующие "На хрена нам война!".
Это хорошая песня, я согласна, правда, но я автор не одной этой песни.

И я не хочу поддерживать эту кастрирующую музыкальную политику своим участием.
Вот так, дорогое "Наше".
Не оправдала я вашего доверия.
Передачи не будет.
Впрочем, вы нисколько на эту тему не расстроились.
Есть другие желающие играть по этим правилам.
И улыбаться в камеру.
<<<

http://olga-arefieva.livejournal.com/15612.html
<<<
Обращение к обидевшимся сотрудникам "Нашего радио"

В ответ на обиженно-возмущенные посты работников "Нашего радио" - разговор о наболевшем.

...Мне не всё равно, как живёт "Наше", поэтому и пишу. И какое оно - тоже не всё равно. Я болею за него, потому что это последнее популярное радио, недоеденное попсой. "Наше" - оно вообще-то чьё? Новогвинейское? Думаете, я вреда вам хочу? А вдруг наоборот?
Скажем, я была очень рада, когда на "Нашем" появился БГ, Пикник и Калинов мост. Это очень облагородило его лицо. Это недосмотр системы или победа добра над энтропией? Ну неужели рейтинги? А тогда откуда эти рейтинги взялись и где были раньше? А может это было просто чьё-то волевое решение? Кто-то решает судьбу радио, а заодно влияет на страну (насколько сильно - вопрос спорный, но что влияние есть - очевидно). Судьба радио волнует и меня.
Разумные компании умеют работать с претензиями, извлекая из них гораздо больше пользы, чем они приносят субъективных неприятных ощущений. Да, обидно, досадно, но "яблоко было гнилым внутри, и вонзившийся нож только это показал". У вас проводятся дорогостоящие исследования аудитории, - а вот, пожалуйста, информация, которая как пар из чайника вырывается, только тронь. Бесплатно.
Глядите, как народ-то вскинулся! Про вас, родимых, третьи сутки подряд переживает. Это ведь хорошо! На остальных просто уже махнули рукой.
Да, вы можете меня не услышать. Можете навеки обидеться и больше никогда меня не поставить и никуда не пригласить. Но через некоторое время кто-то другой вам скажет или напишет то же самое.
По-моему, единственный способ сохранить лицо для "Нашего" - принимать к сведению мнение своей аудитории - не только толпы, но и прослойки. Притом, та самая "прослойка" - она может по количеству тоньше. Но она не менее важна. Она более активна, более развита и более близко к сердцу принимает музыку.
Ну почему меня постоянно убеждают, что я со своими вкусами - какой-то редко встречающийся мутант? Мол, БОЛЬШИНСТВО - вот оно! Выбирает пепси! Хорошо, пусть меня "Наше радио" не рассматривает в качестве потенциального слушателя и не ориентируется на мой вкус. Но если нас так МАЛО чтобы влиять на политику радио, почему нас так МНОГО, стоит зайти об этом разговору? Заметьте, это не только "непризнанные гении" с комплексом ущербности. Полноценные люди со сложившимся пониманием того, что хорошо, а что плохо.
Ну скажите, зачем вам ориентироваться на ВЕЛИКОЕ СРЕДНЕЕ?
"Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни вдовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый "? Оно вослед - ориентируется на вас, только с поправкой на энтропию, вы снова на него, итого планка падает всё ниже и ниже с огромной скоростью.
Может это и промыслительно, что некоторые давно державшиеся под спудом (под высоким давлением) мысли наконец произнесены вслух?..
Директор не был поставлен в известность насчёт "всё ли можно ставить", и обращался за разъяснением отдельно. Маленький недосмотр, и не будь его, не было бы этого зазора по времени между вопросом и ответом, не было бы моего списка. Вот Гурукен пишет "Думаю, надо было как-то просто поговорить с Зотовым или Клюкиным, и оговорить количество новых песен в такой программе, и согласовать, какие именно - и все, вопросы снимутся. Они - здоровые разумные люди. Ей-Богу, это не маньяки."
Да, будь со мной нормальный диалог, а не огульное "нет", может, и не было бы этого поста. Но мысли-то остались бы!
Итак, мне предложили более тысячи песен...
Прежде чем что-либо утверждать, я провела работу по систематизации полученной информации. Не стала её выкладывать, но у меня файл остался. Там в итоге получилось примерно 105 групп, с цифрами количества песен у каждой. Я объединила, скажем, Шевчука с ДДТ, Макаревича с "Машиной", "Браво" поделила на Агузарову и Браво с другими солистами, ну и так далее. После свёртки по позициям получилось то, что получилось: чуть больше 100 наименований.
Почему такой жесткий водораздел - этих мы ставим, а этих нет? Почему музыка ничуть не менее качественная и порой не менее, и даже более, талантливая отсекается так безапелляционно? Почему даже нет попытки диалога? Почему мгновенное "нет", даже не взглянув внимательно на предложения?
Одни популярны на радио, других оно игнорирует. Зато посмотрите по афишам, количеству сольных концертов, по статистике собираемости залов - картинка-то немножко другая получается.
Я, кстати, много раз удивлялась, как получается, что на радио и ТВ одни группы и артисты, а в концертных залах - другие? Реально играющие концерты музыканты - это порой совсем не те, которых раскручивают. Я беседовала с одним телевизионным боссом на эту тему и спросила: почему я не вижу афиш таких-то групп, а по ТВ они постоянно крутятся? Так он запросто ответил - а у них и нет полноценной сольной программы. И зал в Москве они не соберут. Их раскручивают для чёса на корпоративных вечеринках по городам и весям. У них есть 10-15 песен под фонограмму, с ними они и ездят, пока не сдуются.
Мы к этому идём на радио, или всё-таки есть другие варианты развития?
У искусственно инспирированных звёзд аудитория многочисленная, но рыхлая, вялая, бессвязная - "пипл" готовый "схавать" и то и это. У настоящих живых творческих единиц слушателей, может, и меньше, но зато это активные люди, готовые настаивать на своём выборе. Они нашли своего музыканта, расслышали его сквозь крик агрессивного формата, отстояли свою искреннюю привязанность.
Надо иметь авторские передачи! Хотя бы раз в несколько дней ставить треки, не входящие в жёсткую ротацию. Которые нравятся, заметьте, не одной мне. Посмотрите, сколько нас. У народа накопилось недовольство. Да, скорее всего, мой выбор не эталон - я субьективна. Я не музыковед, не труженик радио, не мониторю непрерывно всё возникающее на культурной ниве. Я по уши занята своими творческими делами. Вы меня приглашаете - я выражаю мнение таких, как я. Их энное количество. Через несколько дней вы приглашаете какого-то другого человека из тех, кого вы крутите, а может быть, Троицкого, или Диброва. Условия отбора для авторской передачи на "Нашем", на мой взгляд, могут быть такие: 1. русский 2. талантливый 3. рок 4. без мата. У гостей-ведущих тоже свой вкус, они порадуют слушателей чем-то специфическим для них. Раз в несколько дней. Это не полная смена формата, это необходимый глоток нового воздуха. И так понемножку, как мозаика составляется картинка мира, гораздо более объективная, чем эта противоестественная селекция. И к радио будет гораздо больше уважения и интереса. И будет реже звучать фраза "Я "Наше радио" в принципе не слушаю, что там может быть хорошего?"
Очень прошу, работники радио, не переводите, пожалуйста, разговор на личные обиды. Заметьте, я не указала в посте имён. В этом разговоре нет ничего личного. Никаких "оскорблений", тем более, в нём не содержится. Вы наверняка милые люди, и никто в этом не сомневается. Кого-то я знаю в лицо, кого-то нет. На вашем месте мог быть любой другой работник.
Я в данном случае разговариваю с вашей системой, которая есть часть более крупной СИСТЕМЫ. Я говорю от лица живых людей - которые не дрова. От лица известных музыкантов, которые созерцают всё это изнутри. От лица неизвестных талантливых музыкантов, которые смотрят снаружи. От неизвестных-неталантливых, которые с ещё большим рвением следят за ситуацией. И от лица ваших действующих и потенциальных слушателей.
Вы говорите от имени радио, начальства и медиа-холдинга, который требует от вас прибыли. А также от государства, которое намеренно поставило такие "выпрямляющие извилины" рамки нашей культуре. А потом обижаетесь ЛИЧНО.
Да, у Системы всегда есть человеческое лицо.
Это лица учителей, которые нас заставляли в детстве учить про партию. Ласково уговаривали, намекая, что есть и неласковый вариант. А потом, уже повзрослевшим, объясняли, что у них нет другого выхода: у них свои начальники, а у начальников - свои.
Это глаза милиционера, гаишника и работника военкомата. Они могут вам даже улыбнуться. И даже вас поутешать. А потом возьмут дубинку и возьмут вас за горло.
Это глаза начальника (хорошего в принципе вне работы человека), глаза чиновника, глаза тех, кто вам объясняет, почему сейчас вы сделаете так, а не так. И что будет, если сделаете не так. И у них есть тоже начальники.
Всё это - пуговичные глаза Системы, которая выглядывает сквозь живых людей.
Работа будет сделана так или иначе, вопрос в выражении лица и смягчающих словах. Когда человек вам говорит: "Я вас по-человечески понимаю, я даже вам сочувствую и симпатизирую, но ничем помочь не могу. Я должен сделать свою работу, иначе я потеряю место", - это говорит СИСТЕМА, которая подслащивает пилюлю.
Вот скажите, вам нравится, как меняется народ под влиянием радио и ТВ? Что все поголовно ходят с пивом в руках? Что в метро дурно пахнут и не стоят на ногах МОЛОДЫЕ люди, и это уже в порядке вещей? Что быть бандитом не стыдно? Что люди больше не умеют петь? Что люди не умеют сами развлекаться и не могут придумать ничего лучше пьянки с мордобоем? Сколько стало депрессий и самоубийств, наркомании и криминала? Каков уровень грамотности письма и каков уровень рассуждений?
И каков вклад "формата" в это? На чьей вы стороне?
Всё ценное в мире сделано одиночками. Система занята только пережёвыванием и подминанием всего и вся под себя. Кто придумал сделать культуру коммерцией? Кто придумал прокрустовы рейтинги? Кто придумал попсу, фонограмму на концертах и зомбирующую рекламу? Кто придумал искусственную пищу, разваливающиеся вещи, пластмассовый мир? Кто придумал "бизнес" - позорное слово, оправдывающее весь этот мрак?
И это уже отдельный разговор.
<<<