От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 08.02.2007 21:45:52
Рубрики Россия-СССР; Программа; Теоремы, доктрины; Тексты;

Очередь - рыночный элемент советской системы!

И человек со способностями имел возможность его преодолеть. Стремительная карьера выдающегося работника - обеспечивала очень многое вне очереди. Просто таким "выделяли" все считавшиеся достойными в соответствующее время блага.
Просто очень нужные предприятиям и учреждениям люди - обеспечивались в опережение очереди. Заходит речь о том, что человек готов уйти на другую работу, поскольку там проще с очередью на жилье, но он позарез необходим, - жилье находится! - в директорском фонде, которым распоряжается только директор,-прислушивающийся, естественно, к голосам из подразделений.

Но было и движение реалий. Если в 50-х защита диссертации делала тебя выдающимся, которому только за это обеспечивалась возможность улучшить жилищные условия, оказаться в академическом районе, где и в магазинах очередей нет, то наследник этого кандидата, без труда(после столичного-то образования, после спецшколы или благодаря знакомствам родителей) поступивший в вуз, выполнивший джентльменский набор операций, означающий изготовление диссертации - с удивлением обнаруживает, что его, такого умного, подтвердившего свой ум диссертацией, -никто бурными и продолжительными овациями, переходящими в апплодисменты, не встречает, он - такой же очередник! Как это?

Проблема КРИТИКИ очередей - в этом! - В том, что люди, не имеющие за душой ничего, кроме того, что им досталось по рождению в той или иной семье, - посчитали свое положение более высоким, чем у тех, кто был рожден в простых семьях. Система продолжала отбор лучших - уже по иным критериям, меняющимся во времени, - а они, с легкостью достигнув места, достававшегося безумным трудом еще 10-15 лет назад, - оказывались опять рядовыми. - На большее-то они не тянули...

Криминальный, блатной обход очереди - был просто симметричным отражением позитивной системы обхода очереди. Но там - свой отбор. Криминал при социализме - был не для слабых духом. Советский уголовник - не ровня отморозкам 90-х. Это - личность! - речь не о тех, конечно, кто по пьяни соседу причинил увечья, и не о тех, кто не удержался примитивно своровать, то, что плохо лежит. Речь о людях, вставших на этот путь "по зову души".
И в этом, преступном, мире места импотентам, достигшим высот не в качестве следствия собственных спрособностей, а вследствие случайностей, включая случайность рождения в таком-то городе от таких-то родителей, - места не было.

Переход с криминала на позитивное существование на нижнем уровне прост: непонятно чем отличается прогул от сворованного за счет недолива пива рубля. Недолив - это еще тот труд! А приход на работу в НИИ АН СССР с ежедневным опозданием часов на 5(из 8 рабочих) - типа как вообще ненаказуем и не требует иного труда, кроме как труда подняться с подушки - типа можно и вообще не подниматься, но вечером надо попить чаю с тортиком в честь дня рождения товарища.

На более высоком уровне переход - много сложнее. Всерьез крупная личность может в результате душевного слома перейти в разряд крупных же фигур криминалитета. Но ПСЕВДОкрупная - не выдерживает проверки рынком уже другой системы, которой твои регалии - до лампочки. А опуститься на два-три разряда ниже, торговать колбасой и недовешивать - "западло".

И возникает протест импотента-карьериста с окружающим миром: и по-хорошему он в числе средней массы. И плохое(криминал) его игнорирует. Остается бузить по поводу СРЕДСТВ ОТБОРА, которые его оставляют за бортом.

И масса таких людей, которые достигли должностей и положений много более высоких, чем это соответствовало их способностям, - нарастала. Послесталинский социализм не выработал алгоритма их возвращения на их же законное дно. На дно их возвращала та же очередь: " Ты, пижон у шляпе, -глазом не коси. Что, тебе не нравится, - поезжай в такси!"

Ненависть к очереди - из этого. Из личной импотенции. И превышающих способности претензий.

А очередь? Очередь в свою очередь инстинктивно сознавала свою ВЫСОКУЮ роль.
Она была для тех, кому мало нужно, кто не считал себя ущемленным необходимостью стоять в очереди. И для тех, кто ПОКА ЕЩЕ стоял в очереди, готовясь к взлету. Ерунда какая! - Подумаешь, очередь! - Только в очереди спокойно почитать и получается.


От C.КАРА-МУРЗА
К Pokrovsky~stanislav (08.02.2007 21:45:52)
Дата 08.02.2007 22:09:06

Re: А эта проблема нигде не решена

>Послесталинский социализм не выработал алгоритма их возвращения на их же законное дно>

В одной системе наследуются деньги, за которые можно купить почти все, в другой системе - сословный статус. Тут надо, видимо, принять, что любая схема мобильности действует како-то время, потом к ней приспосабливаются. Значит, надо иметь симптомы, когда пора менять систему. Просто нарушать структуру приспособления. Чудесной схемы более чем на два-три поколения нет.

От Pokrovsky~stanislav
К C.КАРА-МУРЗА (08.02.2007 22:09:06)
Дата 08.02.2007 22:29:37

Кавалергарда век недолог!

>В одной системе наследуются деньги, за которые можно купить почти все, в другой системе - сословный статус. Тут надо, видимо, принять, что любая схема мобильности действует како-то время, потом к ней приспосабливаются. Значит, надо иметь симптомы, когда пора менять систему. Просто нарушать структуру приспособления. Чудесной схемы более чем на два-три поколения нет.

Политархии Ю.Семенова такую систему выработали: жертвоприношения, например, при которых первыми кандидатами на роль жертв были родственники правителя и прочих должностных лиц элиты.

У норманнов-язычников система тоже была в этом отношении отработана: погибнуть в бою за свой народ или оказаться убитым при жертвоприношении - было высшей наградой для самых знатных. Если ты простолюдин, то твоя гибель богам не нужна - они твоей смертью не удовлетворятся. Чтобы боги удовлетворились, - им нужна жизнь знатного норманна. В самых важных случаях - ярла, короля или их братьев.

В абсолютистских монархиях численность дворянства надежно удерживалась на приемлемом уровне - их множественной гибелью на полях сражений.

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (08.02.2007 22:29:37)
Дата 09.02.2007 10:10:52

Re: Кавалергарда век...

Очень похоже(судя по Иоанну Касиану Римлянину - ИКР), что своим возникновением институт монашества обязан той же причине - необходимости вывода из мира избыточной элиты. ИКР, обсуждая прием людей в монастыри, - упирает на преодоление тех мировоззренческих установок людей, которые характерны именно для правящих сословий, для элиты. А именно:
- отношение к жизни за счет собственного труда, как к позорной
- отношение к торговле собственными продуктами на глазах у тех, кто знал тебя ранее, - как к позорной
- стремление иметь что-то дорогое в собственности
- нежелание кому бы то ни было подчиняться

Есть и другие сведения. Типа история ордена бенедиктинцев(устав св. Бенедикта - древнейший) - гласит, что членами этого монашеского ордена становились дворяне. По правде говоря, такие фразы с ушами выдают исторический возраст того же устава св. Бенедикта - соответствующий представлениям Новой хронологии, но не вяжущийся с традиционной версией истории. Но это пока - нас не должно волновать.

Я просто подчеркиваю: монастыри изымали из общества избыток правящей элиты. Общественная собственность монастырей, как бы она ни нарастала, - более не становилась пьедесталом для возвышения каких-либо наследников - наследником монастырской собственности - был только монастырь и жившая в нем община насельников.

Если проанализировать практику русского монашества допетровских времен, то в ней просматривается довольно интересное явление - институт "монастырских детенышей". Считается, что это были всевозможные сироты, бобыли, оставшиеся без хозяйства, которые прибились к монастырю, работают на него, пользуются его покровительством(какая ни есть крыша над головой, еда) - и потихоньку обживаются имуществом. Если им удалось подняться на ноги, обзавестись домом, хозяйством, жениться,- они переходят в разряд обычных тягловых крестьян на тех же монастырских землях. Впрочем, имея право перейти потом и в боярскую вотчину. А если нравилась такому детенышу монашеская жизнь - он мог и сам стать монахом. Не собственником-крестьянином, а членом монастырской общины.

Но само слово "монастырские детеныши" подталкивает к еще одному выводу. Монахи ведь не слишком-то соблюдали запреты на сексуальные отношения. Интересно, что древние мужской и женский монастыри в Муроме разделяют 10 метров. Просто монастырские дети не имели никаких наследственных личных имущественных прав. А доля "монастырских детенышей" доходила до 37% среди народа, подчиненного монастырю: тягловых крестьян, таких вот детенышей и еще парочки полутягловых льготных по податям категорий.

Т.е. мы здесь наблюдаем как бы механизм социальной реабилитации избыточной элиты. Растянутый на поколения. Вывод людей, чьи родители достигли успехов и богатства - из светской жизни в монастырь, не исключающий обретение физического потомства, - с последующим возвращением этого потомства - в ряды обычных людей, крестьян - без избыточной собственности, без элитных амбиций, но со знаниями(в монастырях учили грамоте), с трудовыми навыками, с крепким крестьянским двором, который монастырь помог им сформировать.